В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства.
Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания.
В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа.
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Много картин находится в Бергене. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Делал несколько шагов. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
Хрен редьки не слаще. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Он издает вопль. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Это была невестка фрица Таулова. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Эти моменты были изображены на первых крупных полотнах «Больная девочка» и «Весна». Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Он казался странным. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Мунк также верил, что когда-то лун было две. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.
Болезнь сестры произвела на него невероятное впечатление. Прошло совсем мало времени, когда его младшей сестре поставили диагноз «шизофрения» из-за участившихся приступов странности. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей.
«Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. ориентация норвежского искусства меняется. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.
Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде».
В его творчестве эта работа считается самой известной и поначалу это был рисунок, затем гравюра и окончательный вариант – пастельная картина. Шел он не как все. Этот роман был болезненным для художника.
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным.
Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Вскоре семья переселилась в столицу. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83).
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс».
Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. «Я почувствовал крик Природы»). В нем многое привлекало внимание.
Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). В него вошло около трехсот листов.
Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года.
Творчество знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка таит в себе множество загадок. Пластический язык обретает исключительную силу. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Здесь он проживёт остаток жизни. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть.
Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Биограф Атле Нэсс уверяет, что она ни где не была замечена в его картинах.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет14, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние15. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите.
Графика Мунка поражает разнообразием техники. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.
В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Получается лучшая гармония красок. Пытаясь спасти души своих детей, он в самых ярких красках описывал им муки ада, говоря о том, как важно быть добродетельными, чтобы заслужить место в раю. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником— к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной и с моральной точки зрения1011. И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа.
Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Рядом с ней – мать. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели.
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. В сущности его картины 80-х гг.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.
В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. От поздних работ Мунка это полотно отличается своей приверженностью к реализму, хотя уже и здесь заметен преимущественный интерес внутренним переживаниям человека, а не к его внешнему облику. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен.
Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. В 1930 году произошло непоправимое: у Мунка случилось кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза из-за которого он был вынужден на время оставить живопись. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.
Это были первые опыты художника. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.
Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился.
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. В гравюре и литографии Мунк воплощал те же сюжеты, что и в живописи, но с гораздо большей энергией, силой и оригинальностью. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Он был первым, кто заметил талант Эдварда. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8.
Что-же касается созерцателей и покупателей, то и они могу и не смотреть и не покупать и иметь личное мнение о любых предметах, явлениях и субъектах. Уже в середине 80-х гг. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Вслед за первым опытом в монументальной живописи последовал второй, не менее важный для определения позиции художника, его взгляда на общественное, воспитательное значение искусства. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. С их именами, к которым следует причислить и учителей Мунка, связан подъем норвежского изобразительного искусства последней трети ХIХ в. Будучи представителями нового поколения, они стремились преодолеть те влияния, которые ранее были привнесены на национальную почву из художественных центров Германии – Дюссельдорфа и Мюнхена. К сожалению, для критиков, Эдвард Мунк так и не написал ее портрета. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.
Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом.
В 80-е гг. Он оставил после себя огромный архив. Мунк упорно учился. Портреты художника – исследование человеческой души. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Поиски заняли целых два года. Творчество знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка таит в себе множество загадок.
В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности.
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Художник страдал бессонницей и паранойей. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя.
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Снова оборачивался и медленно продолжал путь, предпочитая держаться близко к стенам домов. В 22 года Эдвард Мунк встречает свою первую любовь. Милли Таулов. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. В 1921-1922 гг. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн).
Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Один из первых представителей экспрессионизма. За время пребывания в лечебнице художник пристрастился к фотографии и сделал много автопортретов на камеру Kodak Bulls Eye.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Любовников как будто скрывает мгла. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии.
Всего он провёл там более полугода. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.
Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
Я всего лишь добавила немного информации и абсолютно не говорила ничего о том как сама отношусь к художники и его творчеству. На мой взгляд Эдвард Мунк был безумным гением. Осенью он едет в Париж. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Последняя стала позировать ему и следующие несколько лет оставалось главной музой художника. Летом Мунк арендовал небольшой домик в Осгордстранде, чуть позже приобрёл собственное жилище.
Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ.
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.
Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.
Мунк наделяет природу значительностью, в ней появляется что-то необычное, завораживающее, возвышающее ее над обыденностью. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв.
Его портреты превосходно отражали характер человека. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. На первом варианте небо написано в багряных тонах.
В течение 1909-1916 гг. Осенью он едет в Париж. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Правы все. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. В Париже Мунк посещал студию Леона Бонна, где началось увлечение художника импрессионистической живописью. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу.
Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).
Лунный свет мягко отделяет легкую тень от женской фигуры и рельефно выявляет фактуру стены дома, совмещенную с материалом и линейным рисунком гравировальной доски. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В Германии у Мунка было много друзей. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине.
Она называлась «Дорога никуда». Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.
Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Теперь центром притяжения становится Париж, творчество норвежских мастеров развивается под воздействием иных импульсов, освобождаясь от сковывающих его условностей и канонов. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном.
В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Но больше всего его раздражали пальцы. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Дело в том, что Милли любила кокетничать, вот таким образом вокруг нее всегда была уйма поклонников. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».
С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Всего он провёл там более полугода.
Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.
Ранние работы мастера были написаны главным образом в русле творческих интересов национального искусства, они близки живописи его учителей и других норвежских пейзажистов и портретистов. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Он был очень религиозным человеком. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.
Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Несколько недель, в течение которых Софи Мунк умирала от чахотки, стали одним из самых страшных периодов в жизни Мунка – в частности, уже тогда он впервые задумался о смысле религии, что после привело к отторжению от нее.
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки.
Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).
Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни.
Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Что за чертовщину они там плетут.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». носят пейзажный характер.
На смену приходит пафос утверждения жизни. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников.
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).
От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Лицо человека – застывшая безликая маска.
В них запечатлен духовный путь мастера. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22.
Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Достоевского «Преступление и наказание».
Так Эдвард стал маргиналом среди художников. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Все чаще Мунк обращается к теме труда, в его живописи и графике появляются образы рабочих, рыбаков, крестьян. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.
Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения.
В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Останавливался, думая о чем-то. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. В творчестве Мунка можно найти многие характерные темы и сюжеты модерна, которые приобретают у него яркое своеобразие. Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен.
Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.
Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32.
Исключение составляют портреты Фридриха Ницше 1906 г., сочиненные художником после общения с сестрой известного философа. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.
Создана картина в Берлине. Мадонна 1895, Национальная галерея, ОслоКрик 1893, Музей Мунка, Осло Пепел 1894, Национальная галерея, ОслоВампир 1897, Национальная галерея, Осло Звездная ночь 1893, Музей Поля ГеттиАвтопортрет с бутылкой вина 1906, Музей Мунка, Осло Улица в Асгардстренде 1902Половая зрелость 1895Голгофа 1900Обнаженная у кресла 1929Убийца в переулке 1919 Расставание 1896Женщина в синем (Фрау Барт), 1921Танец жизни 1899-1900Поцелуй 1897Нимфа 1896 Искусство Франции. В 1900-х гг. Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и ее трактовки – любимая тема критиков и экспертов. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту.
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
Всего он провёл там более полугода. Ей 26 лет и она замужем. Интересно, что Мунк был абсолютно безграмотным в естественных науках – он даже не знал, что собой представляет Луна и всегда писал её полной. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Самая знаменитая из его картин «Крик» для многих является трагическим символом рубежа XIX и XX веков, предвестником мировой войны и катаклизмов XX века. Однако существует альтернативная точка зрения, что героини «Голоса» и «Лунного света» имеют с ней схожие черты. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии.
В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей: среди них в этот период появляются купальщики, фермеры, рабочие, нередки также изображения животных. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Почувствовав опасность для своей свободы, художник отправился в путешествие, но Тулла преследовала его по всей Норвегии и за рубежом.
Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». При всем при том нельзя не признать: семья с готовностью поддерживала его культурные устремления. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Сам Мунк, был болезненным ребенком.
De gustibus non est disputandum. Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраскузорь.
Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года— художник Кристиан Крог. Один посредством репрессивной селекции ковал из обывателей сверх-националистов, а другой – сверх-интернационалистов.
Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). 23 января 1944г.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Существует мнение, что эти мотивы присутствуют в картинах из серии «Комнаты умирающего».
История зарубежного искусства. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.
Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).
В конце 1880-1900-х гг. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории.
Он называл это «лошадиным лечением». Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Помимо этой литографии существует ряд других работ – живописных и графических вариантов той же темы, в которых прослеживаются изменения художественных приемов. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве.
Фигура героини освещена ярким весенним солнцем, заставляя ее тело отбрасывать резкую тень». Живое побеждает смерть. Первая любовь его жизни появилась в 1885 году. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Проект остался нереализованным. В 1903году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение Мунка.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7.
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Формальные приемы, которые использует Мунк, вытекают из особенностей его мировосприятия, подчеркнуто трагического и эмоционально обнаженного. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Изображенное существо лишено защитной оболочки и каждое воздействие внешних сил заставляет его испытывать невероятные мучения. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.
Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). По словам его родственников, мальчик с детства проявлял талант к изобразительному искусству. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. В его судьбу вторглась война. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда.
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Автор лучшей биографии художника норвежский историк и писатель Атле Нэсс, стремится раскрыть тайны творчества Мунка. Они свободны от излишней повествовательности. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.