Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Здесь он проживёт остаток жизни. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка.
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту.
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Между ними произошел инцидент с револьвером, когда пуля изуродовала палец левой руки художника.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Последняя стала позировать ему и следующие несколько лет оставалось главной музой художника. Летом Мунк арендовал небольшой домик в Осгордстранде, чуть позже приобрёл собственное жилище. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.
Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Эдвард родился в многодетной семье врача, но его сестры и братья умерли в детском возрасте, за исключением единственной сестры Ингер. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». В течение 1909-1916 гг.
Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Предельное напряжение чувств, трагизм образа, ощущение крушения мира и активность живописного языка, преодолевшего иллюзорное, натуралистическое видение, – все это признаки нового, еще не родившегося искусства наступающего XX в. Пройдет несколько лет и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Мунк защищается от природного вопля и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину.
Что же случалось. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. Золотой нимб гигантского раскаленного солнца, посылающего свои лучи на землю, художник изображает на фоне спокойного фьорда и могучих вздымающихся скал. Правы все.
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. В Германии у Мунка было много друзей. Это всё конечно не пошло на пользу полотну.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Художник страдал бессонницей и паранойей. Почувствовав опасность для своей свободы, художник отправился в путешествие, но Тулла преследовала его по всей Норвегии и за рубежом.
Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. – Младен Долар в книге Голос и ничего больше. Лечение не принесло плодов: хотя физическое состояние улучшилось, душевное расстройство осталось.
Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Мунк писал себя обнаженным, на одной из картин он стоит в темной комнате, его тело объято пламенем, лицо искажено, он в аду. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В один из вечеров влюбленная в Мунка девушка выстрелила в него и поранила палец на руке, что привело к деформации сустава, кисть художника была изуродована. Много картин находится в Бергене. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным.
Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы.
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Ни пользу.
Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Молчаливый, нелюдимый ироничный, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, бескомпромиссный, сомневающийся и неудовлетворенный собой – свидетельство его поисков и блужданий. В Париже Мунк посещал студию Леона Бонна, где началось увлечение художника импрессионистической живописью. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.
23 января 1944г. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Делал несколько шагов.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Даже тогда, когда он стал художником с мировым именем, покупались в основном его ранние произведения.
Периодически доносившиеся оттуда крики забиваемых животных и вопли буйных помешанных производили душераздирающее впечатление. Обретение художником своего стиля происходило и не без влияния живописи Поля Гогена, в которой он воспринял необычность цвета, декоративность колорита и мир поэтических символов Гогена. Это продолжалось около четырёх лет и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла и показав её тело. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством.
Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Он тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет всего за несколько часов. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком».
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь».
Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Живое побеждает смерть. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни".
Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником— к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной и с моральной точки зрения1011. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла.
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло.
Поиски заняли целых два года. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.
В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Несомненно, они не только отражали внутреннее состояние художника, но и были навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли старшая сестра Софи и брат Андреас.
Девочка сидит в излюбленной Мунком фронтальной позе, тесно сведя колени и сложив руки на них. Старинные немецкие городки предстают в аскетическом ритме высоких башен и островерхих фасадов домов. Главным становится передача состояния, психологии, а не события.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Всего он провёл там более полугода.
Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Сопоставляя, сталкивая человека и природу, почти всегда ему враждебную или чужую, Мунк раскрывает перед нами внутренний мир человека, глубоко запрятанные в его подсознании инстинкты. И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение.
У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
В целом всякое творчество автобиографично. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».
После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели неподалеку от столицы и переезжает туда. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Она называлась «Дорога никуда». Всего он провёл там более полугода.
Мунк вырос в очень религиозной семье. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти».
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
Он казался странным. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях.
Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Это были первые опыты художника.
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.
Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.
В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи. Останавливался, думая о чем-то.
Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единое одухотворенное целое их извечная гармония. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе.
Они свободны от излишней повествовательности. Состояние своей героини художник передает через деформированные формы и искаженные цвета, тем самым ассоциируя себя с символизмом и нарождающимся экспрессионизмом. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции.
Написанный крик по определению немой, застрявший в горле черное отверстие лишено голоса, который мог бы его смягчить, заполнить, наделить смыслом, вот таким образом его резонанс еще больше. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32.
В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. Впоследствии, в своем творчестве Мунк снова и снова возвращался к воспоминаниям о болезнях, смерти, печали.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).
Осенью он едет в Париж. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка.
Через портрет он всегда исследовал душу человека. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
Лицо человека – застывшая безликая маска. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Известно, что Мунк мучился и страдал всю свою долгую жизнь испытывал галлюцинации, лежал в психбольнице. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество.
Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Достоевского «Преступление и наказание». Скажите проклятье. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Портреты художника – исследование человеческой души.
Он был очень религиозным человеком. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. «Я почувствовал крик Природы»).
Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Судя по воспоминаниям родственников, уже в этом возрасте мальчик показывал известный талант к рисованию7. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Его портреты превосходно отражали характер человека.
Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Нападки со стороны прессы будут преследовать его ещё, как минимум, 15 лет. В 1889 году Мунк осел в Европе и стал жить за счёт стипендии. Этому циклу он посвятил более тридцати лет.
Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин.
Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн).
Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина».
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.
Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Художник был госпитализирован и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа.
Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Я приостановился и изрядно отстал от приятелей.
Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.
Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет.
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Получается лучшая гармония красок. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. А экспрессионисты – "враги народа" – бередили не закалённые души чрезмерной чувствительностью, которая пушечному мясу империй всегда без надобности. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки и ничем не мог помочь дочери. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья.
Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку».
Мастер подчеркивает суровое величие и монументальность норвежского ландшафта, передавая его характерные особенности: небо, низко нависшее над холодным морем, безлюдные, отполированные водой и временем скалы, одинокий домик на берегу. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41.
Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Как. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. В 1921-1922 гг. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией.
Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Он очень любил обнаженную натуру, часто писал женщин с красивым телом, но отвратительными грубыми лицами. Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника.
Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Рядом с ней – мать. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.
Ребенком он пережил и смерть матери. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно.
Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Всего он провёл там более полугода.
Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту.
Уже в середине 80-х гг. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о). Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов.
Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. De gustibus non est disputandum. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.
Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. В его судьбу вторглась война. Ей 26 лет и она замужем. Его картины передают нам его ужасные муки и страдания.
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Образы, полные драматизма и тревоги, порой отмеченные печатью гротеска, но основанные на жизненных впечатлениях, несут в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. На первом варианте небо написано в багряных тонах.
В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Любовников как будто скрывает мгла. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Хрен редьки не слаще. В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста имевшего репутацию консерватора.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. В нем многое привлекало внимание.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Когда будущему живописцу было 14 лет, его 15-летняя сестра умерла от туберкулеза, причем случилось это через 9 лет после того, как от этой же болезни скончалась мать семейства Лаура Мунк. Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Несчастья. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге.
Образ человека – это лишенный защитной оболочки, обнаженный нерв, отзывающийся болью на малейшее прикосновение. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг.
Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Осенью он едет в Париж.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. На смену приходит пафос утверждения жизни. Что за чертовщину они там плетут. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. В них запечатлен духовный путь мастера.
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Все они основаны на личных переживаниях художника. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Но практически тоже самое случается и с посетителями.
Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Портреты художника – исследование человеческой души. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. носят пейзажный характер.
«Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа».
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Художник был госпитализирован и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. Проект остался нереализованным.
Создана картина в Берлине. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Шел он не как все.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Но больше всего его раздражали пальцы. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Пластический язык обретает исключительную силу.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Творческий дар художника ярко проявился и в таком виде искусства, как монументальная живопись. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Я всего лишь добавила немного информации и абсолютно не говорила ничего о том как сама отношусь к художники и его творчеству. На мой взгляд Эдвард Мунк был безумным гением.
Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.
Первая дата – 1888–1889 годы. Сам Мунк, был болезненным ребенком. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги.
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Он оставил после себя огромный архив. Он называл это «лошадиным лечением». Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.
Известно, что после изменения живописной манеры художнику стало трудно продавать свои картины. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Эта картина честно и откровенно передает пробуждающееся сексуальное чувство, которое Мунк считал одним из самых глубоких и опасных переживаний, выпадающих на долю человека. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. В 1900-х гг.
Он издает вопль. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).
Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. За время пребывания в лечебнице художник пристрастился к фотографии и сделал много автопортретов на камеру Kodak Bulls Eye. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. В 1895 году большая выставка в Кристиании породила настоящий скандал вплоть до того, что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Восьмидесятые годы были достаточно спокойными: художник перебирал приёмы импрессионизма и пуантилизма, экспериментировал с палитрой, плавно эволюционировал от реализма к символизму. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства.
Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Это было для него открытием.
Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни.
Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством46. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние.
Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. В Национальной Галерее в Осло можно также увидеть изящные полотна, преимущественно ранних лет художника. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
– Ибо Смерть протягивает руку Жизни – такова цепь, связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами поколений, что еще придут». Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.
Оборачивался, как бы ища другой дороги. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». В сущности его картины 80-х гг. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Наиболее удалась ему роспись, главной темой которой стало Солнце — вечный источник света и жизни.
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи, сестра, с которой он был очень близок ее смерть оставила глубокую рану, которая усилила боль из-за смерти матери. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен. Первый вариант картины был создан в 1893-1894 гг., в 1895 г. была выполнена литография, а всего Мунк создал пять вариантов картины. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. В него вошло около трехсот листов.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.
В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.