Турецкая Баня. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Энгр абсолютно сознательно стремился к высоким постам, поскольку они были сопряжены с высокими заработками и одновременно избавляли его от необходимости писать заказные работы и зависеть от вкусов и пожеланий клиентов83. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8.
Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».
Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Сумма гонорара составила 3000 франков. «Сочинения Оссиана» были модными во Франции, начиная с конца XVIII в., когда были изданы шотландским поэтом Макферсоном в 1760-е гг. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным.
Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Характерно, что отступление от канонов академизма вызывало нападки критиков на Салоне 1806 года21. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Считая себя историческим живописцем, Энгр мог годами отделывать гигантские полотна, заявляя, что исполняет великую миссию. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток.
Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Из коричневого фона картины выступает изящная голова с гладко причесанными каштановыми волосами. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63.
Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Прототипом для фигуры Селевка послужил сам Энгр, для Антиоха— его студент Ипполит Фландрен. Жена одного из заказчиков Энгра— видного чиновника при императорском дворце в Риме— предложила художнику переписываться со своей кузиной Мадлен Шапель. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47.
Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Все эти подробности излагались уже в первоначальном, древнем сказании.
Вслед за ним это сделает Э. Мане.
Эдип спокоен, внутренне сосредоточен Сфинкс насторожен и зловещ. Бесспорно, миф – это застывшее воплощение истории Ф. Шеллинг считал: «То, что живет в сказаниях, в мифологии, несомненно когдато действительно существовало». В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Папа Пий VII в Сикстинской капелле, Паоло и Франческа, Послы Агамемнона у Ахилла (1801).
По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. его искусство (и эту аналогию Энгр безусловно распространяет и на собственное творчество) становится тем пространством, в котором горний мир приобретает качество явления.
Например: Мадонна с длинной шеей. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112.
Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. В 1813 году Энгр женился. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Распря Этеокла и Полиника из-за наследства стала причиною Похода Семерых на Фивы. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. Ж. -О. -Д. Энгр. Апофеоз Гомера.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере.
В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Энгр в дальнейшем создал восемь повторений московской картины, воссоздающих как строгое следование канонам классицизма, так и рафаэлевского прообраза100.
Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. для ситуации XIX в., что повышает заразительность данного произведения.
Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Сон Оссиана. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Учился в Тулузской академии изящных искусств. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. (1813). В то время, когда живопись была создана, отец Моро недавно умер.
Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Усвоив классицистическую систему с ее культом античности, Энгр намеренно отказался от революционности классицизма Давида, отрицая современность и выражал своим творчеством единственное желание – уйти от жизни в мир идеального.
Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Это и способствует сознательному возвышению одалиски приобретающей качество богини. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. (1813). Июльская революция оставила Энгра равнодушным.
Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25.
Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Формально полотно полностью отвечало канонам классицизма— композиция выстроена фронтально, заметны явный примат рисунка и строгая выписанность деталей, но фактически было образцом произвольного композиционного решения. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.
Оригинально решена и проблема освещения фигур: свет, озаряющий лик Мадонны исходит извне, а не от пламени свечей. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95.
После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» – входом в подземное царство Аида. Из-за того, что работа шла чрезвычайно медленно, модель и художник поссорились и портрет остался недописанным, Энгр успел закончить только канделябр слева9.
На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Только с 1807 года он понял своеобразие Италии и стал активно работать, в первую очередь точно и лаконично фиксируя привлекавшие его городские виды32. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137.
На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Моро делал набросок 1808 Энгра Эдип и Сфинкс в Париже и это – вероятный источник для его версии истории. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Всех, кто не смог это сделать, сфинкс пожирал. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20.
«Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Мифы, уверял он, порой оказываются разновидностью лжи. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149.
Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его.
Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. Чудище расположилось на Фикейской горе и стало задавать загадку путникам: «Какое существо имея один и тот же голос, становится поочередно четырехногим утром, двуногим днем, а вечером – трехногим. » Оракул предсказал, что фиванцы избавятся от сфинкса только после того, как найдут ответ. «Папа Пий VII в Сикстинской капелле».
Публика ответила Энгру тем же: выставленная в 1855 году на Всемирной выставке картина подверглась бойкоту во второй раз и больше никогда не демонстрировалась публично89. В 1817 году скончалась его мать. Это и сбылось.
«Сон Оссиана». Гордый юноша отказался и возница Лая проехал колесом по его ноге.
Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Папа Пий VII в Сикстинской капелле. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы.
Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). На конкурсе молодых художников 1797 года в Тулузе Энгр удостоился первого приза за рисунок с натуры2, а Гийом Рок внушал ему, что для преуспевающего художника важно быть хорошим наблюдателем и портретистом, способным достоверно воспроизвести натуру. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Гумилев воспринимал мифы как грозного противника науки. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. 1808 г. Т. Шассерио.
Бездетная пара часто посещала музыкальные и театральные представления, по воскресеньям они сами устраивали приёмы и музыкальные вечера, на которых Энгр мог демонстрировать своё искусство85. Поза Эдипа заимствована Энгром из помпеянских фресок. Плафон для потолка спальни, готовившейся для Наполеона во дворце Квиринале в Риме. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Туалет Эсфири, 1841 г., Две сестры, 1843 г. Т. Кутюр.
Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Граф Гурьев оказался героем единственного заказного портрета из шести, выполненных Энгром во Флоренции. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Источник. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства.
Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Критики отмечают, что портрет чрезвычайно лаконичен, колорит даже нарочито скуп, в нём доминируют чёрные тона редингота и брюк, остальные оттенки коричнево-красноватые, более разреженные в фоне. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. В декабре они обвенчались.
Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Проверить данные мифа невозможно. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла.
В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Николаю и Александру Невскому.
Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу.
С другой стороны, она сама же и совершает действие приглашения, оборачиваясь к зрителю. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140.
Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54.
Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое.
Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом».
Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». В том стихотворении Сфинкс одерживает победу над Эдипом.
«Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Следует отметить параллели с произведением Давида «Коронация». Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. ». Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. «Эдип и Сфинкс». История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Сыновья Эдипа убили друг друга в этой войне.
Его фигура противопоставлена всему множеству остальных персонажей, как бы парящих над ним: тени воинов, мудрецов, героев, муз, нимф. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. На фоне античного портика изображён великий старец Гомер на троне, его увенчивает лаврами Слава.
Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Неудача означает его собственную смерть и тот из осажденных Thebans. Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41.
Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Загадка была: «Что прогулки на четырех футах утром, два днем и три ночью. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением.
Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной.
Энгру удалось добиться разрешения для Сигалона работать в Сикстинской капелле и копия была выполнена. В 1864 году он написал заново «Эдипа». В данном случае противопоставленные персонажи представлены как две равные силы из которых побеждающим началом является человек, превосходящий Сфинкса своей устойчивостью, своими значительными размерами, своим светом во тьме, визуализирующим свет разума, побеждающим смерть (именно смерть несла птица сфинкс). Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею.
В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Удачными признаются в плане оригинальности и пластической красоты лишь сам Гомер и аллегории Илиады и Одиссеи, особенно последняя.
Человек, который живёт здесь, — художник. »57 Тем не менее, он не собирался возвращаться во Францию, где у него не осталось родных и где критика с неизменной враждебностью встречала все его новые произведения. 1820-1824. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. У них родилось несколько детей. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат.
Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.
Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Главным центром художественного образования Франции была тогда Высшая школа изящных искусств, куда Жан Огюст поступил в августе 1797 года. Он создал графический семейный портрет Форестье, на котором, кроме наречённой изобразил её родителей, дядю и служанку.
Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Большая одалиска. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Ещё раньше Эдип разгневался на собственных сыновей от Иокасты, Этеокла и Полиника, которые прислали ему недостойный царя кусок мяса жертвенного животного: бедро вместо положенной лопатки.
Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Противостояние на Салоне 1824 года стало началом вражды между Энгром и Делакруа— признанными крупнейшими живописцами Франции того времени, которые воплощали противоположные эстетические концепции. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно.
Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108.
Все перечисленные свойства присущи отчётным работам Энгра, которые он посылал в парижский Салон. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Те понесли. Они не дали ему должной почетной доли жертвенного мяса и Эдип в гневе обрек их на смертельную ссору, сказав: «пусть они поделят между собою отцовское достояние мечом».
Большая купальщица (Купальщица Вальпенсона). В молодости профессионально занимался музыкой играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради.
В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна.
Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. Эдип был чудесным образом спасен и воспитан в Коринфе.
Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи.
В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. 1814. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56.
Эдип должен ответить на загадку Сфинкса правильно, чтобы пройти. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Когда миф торжествует, то наступает подлинный упадок науки, да и всякой культуры». Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125.
Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Лишь Эдип разгадал загадку Сфинкса и тогда само чудовище бросилось со скалы. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Бард помещен в центре композиции, склонившимся на арфу у скал.
В 1846 году Энгр, наряду с Гро и Жироде-Триозоном, согласился принять участие в благотворительной выставке классического искусства в галерее на бульваре Бон-Нувель, она должна была пополнить фонды Общества художников. Энгр искажает пропорции тела, удлиняя спину одалиски, на три позвонка. Примерно семь восьмых от его наследия составляют графические работы, одних портретов сохранилось 455140.
Возможно, говоря так, он вдохновился мнением Лукиана, этого «Вольтера древности», который и самого Гомера считал «отцом всех обманщиков». Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4.
Энгр также нарисовал более позднюю версию (c. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Этот отзыв стал известен Давиду и глубоко его уязвил, вскоре последовал полный разрыв в отношениях учителя и ученика. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109.
Сфинкс (вернее, Сфинкса ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). 1814. Художник выполнил и множество графических портретов42. За шесть лет римской жизни он испытывал романтические чувства к разным женщинам, в том числе к дочери датского археолога. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте – ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице.
Эдип ответил: «Человек: как младенец, он ползает на четвереньках как взрослый, он идет на двух ногах и в старости он использует трость». Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. 1820-1856 гг. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа.
В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Бартолини тогда ваял графскую жену. Обезумевшие кони поволокли его по земле и отец Эдипа погиб.
C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Жаль, право, что талантливый Л. Н. Эдип и сфинкс. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127.
Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал.
1827 г. Одалиска и рабыня 1842 Стратоника, Мадонна перед чашей с причастием. Незадолго до смерти художник написал завещание, в котором всё своё имущество и произведения искусства завещал родному Монтобану, где следовало открыть музей его памяти. 1859-1863 гг. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Слепой Эдип был оскорблен своими сыновьями, Полиником («многоссорящимся») и Этеоклом.
Реконструкция личности Энгра и её восприятие весьма затруднены, поскольку его личные воззрения и предпочтения отличались от декларируемых. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому.
Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). В том же году отец Энгра посетил Париж и они увиделись в последний раз, результатом встречи стал портрет, написанный Жаном Огюстом. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле».
Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Юпитер и Фетида (1811-1812 гг. ). Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Христос, передающий святому Петру ключи от рая в присутствии ангелов, Мучение св. Симфориона, Роже и Анжелика, Портрет первого консула (1803 г. ), Автопортрет (1835), Портрет Луи Франсуа Бертена (1832), Портрет мадам Гонз (1852), Портрет мадам Энгр (1814), Портрет мадам Мари де Сенонн (1814). Используется миф о мудром фиванском царе, разгадавшем загадку Сфинкса. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Всего художник прожил в Италии 24 года103.
«Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма.
Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля».
По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон).
Столь же спокойно и выражение его лица. Творческий путь Энгра начался в период консульства и Первой империи, причём современная ему обстановка определила полную аполитичность художника. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79.
Принято считать, что в этой работе Энгр наиболее полно выразил себя и собственное понимание творческой миссии художника. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115.
Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Его душевные мучения затихли. Дорра отмечает, что работа на предмете Мишелем Бреэлом была опубликована в 1863, за год до того, как работа была нарисована. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31.
Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Из сцены Страшного Суда Микеланджело воспроизведена часть с изображением праведников. Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. Повышение заразительности также обеспечивает соединение приемов закрывания и открывания. Рождение Венеры, 1863 г. Жером. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Римляне времен упадка, 1847 г. Кабанель.
С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. 1814.
От печали и стыда Иокаста удавилась. Выставка имела резонанс, свой обзор опубликовал Бодлер, в нём он особое внимание уделил работам Энгра. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Многие приходили к горе, пытаясь разгадать загадку, но напрасно. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.
Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех. » Люди не могли разгадать её – за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. После этого Эдип женился на вдове Лая, прекрасной Иокасте, не зная, что она – его мать.
Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45.