Эдгар Дега – великий французский художник-импрессионист, родился в Париже 19 июля 1834 г. Эдгар был старшим из пятерых детей в обеспеченной, аристократической семье.
В этом их сила и слабость. Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Они просили архиерея благословить на игуменство их наставника преподобного Зосиму. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Его живопись начинает меняться и в 1868 году он выставляет свою первую картину, посвящённую балеринам Мадмуазель Фиокр в спектакле Источник. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Тем не менее, в 1855 году он поступил в школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts), в студию Луи Ламота, который придерживался классического направления в изобразительном искусстве. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Испытал влияние Ж. О. Д. Отмечалось, что в работах этого периода Дега сполна отдал дань абстрактным элементам своего искусства.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Наиболее точное свидетельство о кафешантанах принадлежит кисти аристократа и завсегдатая элегантных салонов парка Монсо Эдгара Дега, опередившего Тулуз-Лотрека на целое десятилетие. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Хюттингер). Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Некоторые из них можно увидеть в крупных музеях по всему миру, а кое-где, например, в Глипотеке Ню Карлсберг, Копенгаген имеется их полный набор. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Мне нравится эта суровость».
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Так появились его ранние произведения.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Первые прежде всего характеризовались высокой степенью отделки, вторые были явно более авангардными.
В 1854-59 в Италии изучал искусство Раннего Возрождения. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Начиная с 90-х годов произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. сблизился с представителями импрессионизма, обращался главным образом к современной городской жизни изображая улицы, театральные сцены, скачки, кафе (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей импрессионизма), показывал характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта (Женщины на террасе кафе, монотипия, пастель, 1877 и Гладильщицы, около 1884, – оба произведения в Музее импрессионизма). Будучи безупречным наблюдателем, Дега подмечал то, что никогда не было удостоено внимания художников прошлых лет: движение руки какой-нибудь сидящей рядом дамы или оставленный кем-то бинокль или одинокий веер, забытый на кресле молодой девушкой.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Кроме картин, выполненных маслом и пастелью, большую известность получили его гравюры и рисунки. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Одна из двоюродных сестер Эдгара, Эстель Мюссон, была слепой и Дега испытывал к ней особую симпатию, уже тогда предчувствуя, что и сам может вскоре потерять зрение.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Основой его творчества являлась портретная живопись, но много внимания Дега уделял также историческим полотнам.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Так появились его ранние произведения. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева.
Тема заинтересовала Дега и он продолжал её разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. Его произведения ничего не воспевают. Критики сетовали на произвольность странных точек обзора, на срезанные формы и покатые полы на его картинах.
В своих картинах маслом Дега никогда не стремился изображать изломанную фактуру, любимую остальными импрессионистами, предпочитая писать в спокойном ровном стиле. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Он жил один. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Все здесь полно осмысленного движения.
Техника пастели позволяла Дега яснее проявить свой талант рисовальщика, свою любовь к выразительной линии.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. В 1873 г. художник вернулся в Париж.
Однако, материальная обеспеченность позволяла молодому человеку не заботится о хлебе насущном и посвящать всё свое время любимому занятию. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». В 1873году художник вернулся в Париж. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Энгра. В начале своей творческой карьеры Эдгар закончил Школу изящных искусств и копировал картины великих художников в Лувре.
Остальные выполнены пастелью. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка.
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Тот, однако, в отличие от импрессионистов, был более социальным художником отходя от традиций классицизма и романтизма старых школ живописи Франции он больше внимания обращал не на отвлечённые повседневные образы современной жизни, а на сюжеты, связанные с повседневным, часто тяжёлым трудом его современников. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1855-56). Художник запечатлел конец урока или перерыв. О том, что Дега увлекался техническими изобретениями, свидетельствуют его гравюры, он также по-новому использовал и традиционные, к примеру, пастель и темперу, основанную на клее, а не на масле.
Продолжая свято верить в то, что рисунок в живописи является основой основ, Дега при этом начинает меньше заботиться о красоте и четкости контура, выражая себя с помощью разнообразия форм и богатства цвета. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Он был старшим из пятерых детей.
Основой процветания города была торговля хлопком. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Он также был известен как способный мимический актёр.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. В 70-х гг. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. Это утверждение, возможно, близко к объективности там, где речь идёт о колорите фона, а вот утверждение, что картины Дега несут в себе и тонкую, чуть грустную иронию художника и его глубокую нежность к моделям, похоже на эмоциональность самого искусствоведа и не может быть доказано. Дега Эдгар (Degas) (1834-1917), французский художник, график и скульптор. Он жил один.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Второй игумен, Феодосий, также возвратился на «материк» и третий из назначенных игуменов, Иона, также удалился обратно. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». В первой из перечисленных картин движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858-60, Музей импрессионизма, Париж).
По окончании лицея Луи-ле-Гран (Lycee Louis-le-Grand) Дега собирался учиться праву. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ).
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафешантанов, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолётных радостей исполнительского искусства.