Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Эдгара Дега как будто вовсе не интересовали традиционные артистические цели — ни прославиться сегодня и продавать картины, ни войти в историю и занять несколько стен в величайших музеях мира.
Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления. Как ему это удаётся. Однако, есть художники, верные найденным идеалам до последней капли пота. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Друзья шутили: «Картина может считаться законченной, только если её отобрать у Дега».
Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»). Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства – линия, быстрая, точная, стремительная. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами».
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. В этом их сила и слабость.
Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и её можно было растушевывать кистью или пальцами.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Художник доказал, что тело может быть даже более выразительным, чем лицо, вот таким образом абсолютно обыденные мотивы в его искусстве получили поэтическое выражение жизненной энергии, грациозного изящества и красоты. Сам Дега металлом и камнем не занимался: он делал только скульптуры из мягких материалов исключительно для себя. 3. Пушкина, г. Москва. Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Музей ДОрсе, Париж. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
«Голубые танцовщицы». Согласитесь, неординарное композиционное решение.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Не исключение и эта картина. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. То есть, далеко не всё. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Это ему явно удавалось.
Так почему же все-таки балет и танцовщицы. Центр любой репродукции Эдгара Дега, центр его собственного мироощущения – женская фигура. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвёзд, сделанные для обложки глянцевого журнала. Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва). Он также был известен как способный мимический актёр. Конечно, у него есть несколько пейзажей. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому.
Она возвышается словно массивная темная пирамида. Картина Дега на аукционах стоят миллионы евро. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он. В 1873году художник вернулся в Париж.
Его произведения ничего не воспевают. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). К тому времени, когда Дега исполнилось 30, он уже создавал полотна, вошедшие в сокровищницу мирового искусства. 1886 г. Бумага, пастель.
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Дега любил изображать людей, особенно женщин, словно бы застигнутых врасплох за своими занятиями. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Говорим Дега – подразумеваем балет.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Но уже сейчас, в конце 1850-х, в его портретах зарождается мятежная фотографическая случайность композиции, деталей, непредсказуемость движений, элементы, уходящие за пределы картины. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом и точным расчетом композиционного построения.
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».
Ради туманных перспектив становления художником, Эдгар, к неудовольствию отца оставил Парижский университет, где проучился несколько лет на факультете права. В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Основой процветания города была торговля хлопком. Но разрешение заниматься живописью и средства, в которых Эдгар не был обделен, впоследствии стали одной из самых выгодных инвестиций.
Сам Дега писал о подобных картинах, что как раз стремился создать у зрителя ощущение, что он подглядывает в замочную скважину. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Все здесь полно осмысленного движения.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Мне нравится эта суровость».
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Он жил один. Однако в картинах Дега не стремится следовать классическим образцам и идеалам — фигуры его угловаты, худы, движения их резки, формы далеки от совершенства.
Его композиции, в которых главную роль стали занимать балерины, жокеи, скачки, музыканты были очень смелые и необычные для того времени. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Так появились его ранние произведения.
Танцовщиц он стремился запечатлеть не на сцене во всем блеске, а предпочитал показать их трудовые закулисные будни. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Несмотря на то, что французский художник конца 19 начала 20 века рисовал на всевозможные темы (в его коллекции есть пейзажи, портреты, жанровые сцены) – именно танцовщицы Дега стали визитной карточкой художника, одним из главных символов импрессионизма рубежа веков. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Мастер сплел экспрессию и простоту воедино в головокружительном танце. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. То, как Дега следовал этому научному реализму, можно проиллюстрировать его отношением к демонстрации произведений на выставках импрессионистов. Голубые танцовщицы.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание). Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки.
Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Он родился в довольно состоятельной семье и мог не заботится о заработке ради куска хлеба. 27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега. Хюттингер).
Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон).
Но только не Дега. Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами.
Богатство поз, движений, которые удается запечатлеть живописцу, воистину не знает границ. Некоторые выставки он помогал организовывать. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
Балет из оперной ложи. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Дега Эдгар – французский художник, график, скульптор.
Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Картины Эдгара Дега способны иллюстрировать всевозможные виды движений. Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними. Постепенно Дега почти полностью переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины и позволяла меньше напрягать зрение. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья.
Эдгар Дега. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. 2. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Это один из лучших групповых портретов XIX века, отмеченных точностью рисунка, мастерством в передаче света — лица девочек их белые фартучки словно источают сияние. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Однако, материальная обеспеченность позволяла молодому человеку не заботится о хлебе насущном и посвящать всё свое время любимому занятию. Основой его творчества являлась портретная живопись, но много внимания Дега уделял также историческим полотнам. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. В современных музеях хранятся бронзовые копии его восковых скульптурных этюдов — изображения лошадей и танцовщиц.
Этот танец балерины Эдгара Дега будут исполнять до бесконечности и персонально для вас. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
Помимо аристократического происхождения их объединяла приверженность к сходным темам, динамизм танца, переданный особыми средствами и дерзость композиции, приводившая в смущение критиков и публику. Однако размытые формы и яркие тона, которые он начал использовать в эти годы, были скорее следствием прогрессирующей потери зрения, чем стремлением художника к характерным для импрессионизма цветам и формам. Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж). Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. 1884 г. Бумага, пастель.
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. При жизни Дега эти сделанные на скорую руку работы видели лишь немногие счастливчики, среди которых был приходивший от них в восторг Ренуар. Родился в состоятельной семье банкира де Га.
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. 1. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Остальные выполнены пастелью.
Но это скорее – исключение, подтверждающее общее правило. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Таз для мытья.
Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Это влияние хорошо просматривается в ранних работах Дега— ясных, классических по духу, с четко выписанными формами. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Голубые танцовщицы.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. И хоть копирование удавалось ему столь же блестяще, он не использовал в произведениях чужие приемы и даже в пору ученичества пытался действовать согласно собственным взглядам на живопись. А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний.
Начал Дега со строгих композиционно исторических картин и портретов, среди которых «Семейство Беллелли», после чего перешел к импрессионизму изображая современную городскую жизнь – улицы, кафе, театральные представления: «Площадь Согласия», «Абсент». В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах.
В отличие от все прочих импрессионистов, Дега не слишком жаловал работу на пленэре. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Один из частых сюжетов – балет.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах.
В юности испытал влияние Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Музей искусств Филадельфии, США. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях.
Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Дело в том, что Эдгара Дега как художника привлекало человеческое тело. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа).
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом. Первые прежде всего характеризовались высокой степенью отделки, вторые были явно более авангардными. К этому времени Дега исполнилось 50 лет.
В его произведениях неизбежно слышна нежная, чувственная мелодия, покоряющая сердца миллионов поклонников по всему миру. Разве мог Антуан Ватто позволить себе изображать сцену, глядя на неё сквозь сотни зрителей, сидящих в зале изображать не само действо, а профиль случайного соседа, невольно подслушанный разговор и мимику собеседников. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Говорим балет – видим картины Дега. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Эдгар Дега. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета. ГМИИ им.
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста. Таз для мытья.
Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Они заняты своими делами, своими мыслями.
В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886). Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.
К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. 1886, Париж, Музей Орсэ). Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Уже в начале своего долгого творческого пути Дега был художником, у которого, как шутили, только отобрав картину, можно было прекратить работу над ней. Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы. У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты. Он получил классическое художественное образование: школа изящных искусств, ученичество у известного в то время художника Луи Ламота, одержимость старыми мастерами, которых Эдгар копирует в Лувре и в итальянских музеях.
Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Балет из оперной ложи. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
«Семейство Беллели». Эдгар Дега, относящейся именно к этой категории художников, оставил богатое наследие в самых различных областях изобразительного искусства. Но не само по себе, а в необычном движении и ракурсе. Колористика картины, построенная на ограниченном сочетании цветов, придает полотну ощущение строгой ясности и уравновешенности.
Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Как и другие импрессионисты, Дега придавал большое значение рамам, он сам проектировал их цвет и очертания. Балерины Эдгара Дега узнаваемы в любой точке современного мира.
Но если верность их дружбе хранилась до конца жизни Мане, то от привязанности к идеалам нового течения Дега вскоре с легкостью отошел. Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов. Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью.
С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. А. С. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Эдгар Дега. Чем с успехом и воспользовался, полностью посвятив свою жизнь живописи. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.