Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Он также был известен как способный мимический актёр. И так и должно быть. Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке.
Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Позже Дега любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Мне нравится эта суровость». Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Дега намеревался показать женщину, которая потеряла девственность – это мастерски и символично показывает раскрытая шкатулка с розовой обивкой внутри, – и остается одна со своей проблемой и болью. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Дега – тонкий колорист, его пастели то гармоничные, светлые, то, напротив, построены на резких цветовых контрастах. Вся эта спекуляция горячит умы и сбивает с толку. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция.
Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы – Тициана и других. Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым.
Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием Магазин дамских шляпок (Институт искусств, Чикаго).
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен.
Необычайно острое видение натуры сочетается в работах этого периода с проникновенностью психологического анализа и сосредоточенной серьезностью. Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели».
Все здесь полно осмысленного движения. В этом и заключается парадокс. Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже. Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
О том, что Дега увлекался техническими изобретениями, свидетельствуют его гравюры, он также по-новому использовал и традиционные, к примеру, пастель и темперу, основанную на клее, а не на масле. В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего (Анри Руар перед своей фабрикой) или обогащал картину детально разработанной обстановкой (Коллекционер гравюр). Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а "скрытой камерой". Поначалу такие картины были восприняты благоприятно. Есть еще одно объяснение такому несоответствию, связанное с личностью натурщицы, художницей Бертой Моризо, которая была известна своей страстью к экстравагантным шляпам.
Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан.
Однако они ему были, без сомнения, близки, ведь они также отличались динамичностью. Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году. Работы Дега 1880-х годов отражают его увлечение японской гравюрой и фотографией.
С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Третий мужчина, читающий газету – Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара. Казалось бы, Эдгар Дега увидел определенный образ абсолютно случайно и наспех его изобразил. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Долгое время картина вызывала восхищение своим мастерским исполнением, а также превосходной трактовкой света, но более всего беспрецедентным показом человеческой трагедии. Дега сумел наполнить этот групповой портрет мрачным чувством семейной драмы, просто представляя зрителю членов семьи. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Но в результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и случайного. Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. Письмо можно назвать мягким, как у Энгра, однако по стилю полотна схожи с шедеврами Мане.
Но все его картины отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение.
Илер де Га эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности.
1860 – 1870-е годы – во многом переломные для французской культуры XIX века. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). В 1854-59 в Италии изучал искусство Раннего Возрождения. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Хотя художник иногда жаловался на усталость и скуку, работая над портретами, тем не менее интерес его к этому жанру остался неизменен со времен работы в мастерской Ламотта. Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Никто не знал, есть ли у Дега любовница.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. В Автопортрете (1855), выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса.
Композиция здесь значительно упрощена. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Ренуар говорил, что это вообще характерно для многих творцов той эпохи. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Основой процветания города была торговля хлопком. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель У модистки (Музей Тиссена-Борнемиза). Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств. Художник применил эту технику, работая над картиной Звезда. Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина Гладильщицы. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
Воск, слегка подкрашенный имеет естественный цвет кожи.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку.
Цель своего творчества французский художник видел в воплощении правды жизни, которая была для него слишком значительной, чтобы нуждаться в приукрашивании. Страсть к рисованию, а впоследствии к живописи, проявилась у него в раннем возрасте, но отец управляющий и совладелец одного из крупных парижских банков – не разделяя увлечений сына, пророчил ему будущее юриста. Она пишет: Жизнь с Дженнаро.
Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности. Испытал влияние Ж. О. Д.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Довольно ощутимая перемена в творчестве. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Основой процветания города была торговля хлопком.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы заставить раму помогать произведению и дополнять его, таким образом усиливая цвета. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Учился в Школе изящных искусств в Париже (1855-56). Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. В отличие от остальных импрессионистов, его работы прекрасно продавались. Тогда же произошло его знакомство с Мане, который также не принимал академическое салонное искусство и это сблизило художников. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту.
С 1862 года Дега начал рисовать лошадей, скачки, жокеев. В 1873 г. художник вернулся в Париж. Дженнаро сидит в кресле у камина, спиною к зрителю и как будто отключен от происходящего вокруг него.
Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Основой процветания города была торговля хлопком. Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами.
Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
Энгра. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Но и в этом случае они выполнялись с намерением представить конкретного человека. Хюттингер). Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Тем не менее, в 1855 году он поступил в школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts), в студию Луи Ламота, который придерживался классического направления в изобразительном искусстве.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Сцены репетиций и даже моменты отдыха стали его любимыми темами, над которыми он работал в течение нескольких лет. В них он использовал цвет свободно и хлестко. В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству.
В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на "исторические" – в традиционно-академическом понимании – темы ("Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей", "Семирамида закладывает город" и др. ). Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Он жил один. Вскоре после возвращения из Нового Орлеана в 1873 году Дега начал писать известную картину (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций.
Картины Дега регулярно демонстрируются на выставках художников-импрессионистов.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Дега продолжил свое пребывание в Новом Орлеане до марта следующего года, главным образом потому, что он был занят вторым после Семьи Беллелли масштабным групповым портретом. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Его произведения ничего не воспевают.
Дега Эдгар (Degas) (1834-1917), французский художник, график и скульптор. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки. А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное.
Дега, не любивший открытого пространства, предпочитал искусственное освещение, газовая подсветка помогала ему найти новые решения. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Ландшафт напоминал ему Англию очень сильно.
Семья недавно переехала сюда из Неаполя. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Изображенные шляпы требуют пристального внимания зрителя.
Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры.
Драматичная и даже загадочная ситуация развивается тут и ее не скрывает видимое благополучие обычной буржуазной спальни. Такой замысел картины определил ее форму – она почти квадратная. Произведения французского мастера – настоящая энциклопедия человеческих поз и "моментов" движений. Фактически художник делал быстрые наброски лошадей, пока они дико мчались по узкой улице без наездников.
Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений. Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке. Впрочем, это тоже лишь предположение.
Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи. Свежесть, непосредственность и динамичность этих работ сближает их с искусством импрессионистов. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в "Женщине с хризантемами" (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой. В 1873году художник вернулся в Париж.
Остаётся напомнить, что деление живописи, равно как и живописцев по стилям, всегда очень условно. Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц. Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Часто укрупненный план, асимметричность и динамичная фрагментарность изображения создавали впечатление кинокадра. После возвращения Дега оставил апартаменты отца и снял новую большую мастерскую на Рю де Лаваль, в 9-м округе, в котором ему было суждено прожить всю жизнь.
Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи. Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине Интерьер или Изнасилованная (1868-1869). Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае. Растет количество законченных работ Дега, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах. К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным.
Наиболее известным в этой серии является полотно У модистки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета. Во многих случаях художник старается охватить взглядом сцену и ряды кулис, откуда выходят балерины (Репетиция балета на сцене, 1874). В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Тематическая серия работающих женщин (прачек и продавщиц галантерейных лавок) весьма притягательная. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Более того, Дега почти ничего не продал. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и ее можно было растушевывать кистью или пальцами. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели. Уважаемый посетитель. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах. Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний. Он уже вписал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание).
Дега, однако, видел в этом кризисе вызов. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В середине 1880-х гг.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Во время короткой встречи его с Энгром старый мастер, говорят, посоветовал: Рисуйте линии, множество линий и вы станете хорошим художником. То, как Дега следовал этому научному реализму, можно проиллюстрировать его отношением к демонстрации произведений на выставках импрессионистов. С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха. Пастель, однако, считалась хуже по качеству, чем живопись маслом. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Художник скончался 27 сентября 1917 в Париже в возрасте 83 лет. Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его. В творческих поисках Дега выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени.
Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Она – единственная связь между родителями, которые разделены столом. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Тема заинтересовала Дега и он продолжал её разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Но постижение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства. В этом их сила и слабость.
В 1873г. Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». Героини этих картин, как правило изображены в интерьере вне бытовой среды.
Источником вдохновения стал Париж (возможно, сказалось влияние Мане). Только после того, как он написал Оркестр Оперы для Дезире Дио, фаготиста и центральной фигуры картины, семья Дега была наконец удовлетворена. Частично это объяснялось и недолговечностью пастели. Со временем стиль художника становится все более монументальным. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, которая лишь слегка отличается от первой (Музей Орсэ, Париж).
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка.
1884) и Обнаженная, расчесывающая волосы (1885). По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Он жил один. Редко он изображал исполнителей во время представления. Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения.
Хранитель не догмы, не каких-то внешних примет, а сущности этой традиции с ее интересом к характеру человека, который художник умеет анализировать трезвым, порою нелицеприятным образом. Дега также известен как изысканный колорист, его пастели то гармоничные, светлые, то, напротив, построены на резких цветовых контрастах. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Возможно, одной из этих фигур была женщина с полевым биноклем или какая-то другая под другим названием, выставленная сегодня в Дрездене. Дега создавал свои статуэтки из глины и воска, которые наносил на каркас.
Такая техника исполнения картины была бы невозможной, если бы он писал маслом на холсте. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Именно он вместе с Мане стал ведущей фигурой группы художников, состоявшей в основном из импрессионистов, которые собирались в кафе Гербуа, среди них были Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Клод Моне и Поль Сезанн.
Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания. Напротив, он изобразил спокойный момент скачек.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». Как для всех них, "быть современным" означало для него прежде всего воплощать в искусстве непосредственные "впечатления" (отсюда название течения), а также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской жизни. Дега придал ей отличительное выражение лица и даже написал украшение – сережки. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка.
Балет был его любимой темой.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» на Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен. В 1861 году Дега нарисовал Семирамис находит Вавилон. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке.
По окончании лицея Луи-ле-Гран (Lycee Louis-le-Grand) Дега собирался учиться праву. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. В то время как Ренуар и Моне наслаждались теплом семейного очага, Дега жил все более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламленной хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Он также был известен как способный мимический актер. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. В 1880 Дега впервые обратился к технике пастели он стал часто изображать лавочки модисток, прачек и пр. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Одно из самых известных произведений этого периода – Танцевальный класс (1872, Париж, Лувр). К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Поль Валери иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать и лишь немного рисовал углем. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Дега особенно интересовало качественное исполнение картин, четкая прорисовка телодвижений. Хюттингер).
Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания. Дега черпал информацию главным образом из описаний классических писателей, но он заимствовал детали из работ ассирийцев, которые он недавно видел в Лувре. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Эдгар Дега, по мнению исследователей, уже в тот период проявлял задатки будущего перфекциониста, многократно переписывая свои картины и стремясь довести их до совершенства. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. В своих первых работах он соблюдал значительную дистанцию по отношению к мотиву и выразительный эффект его композиций во многом определялся сложным и динамичным взаимоотношением фигур и пространства, как это можно видеть в картине Танцевальный класс (1874). Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки. Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, покровителя. Так он экспериментировал с фотографией, не без пользы для себя как для художника.
Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи. Сам Дега металлом и камнем не занимался: он делал только скульптуры из мягких материалов исключительно для себя. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели.
Он жил один. В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки. Первоначально Дега намеревался поручить картину торговцу предметами искусства и выставить ее в Манчестере, центре английской прядильной промышленности, ведь если прядильщик когда-нибудь хотел найти своего художника, то не должен миновать меня, – замечал он. Дега явно симпатизировал своей тетушке. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.
Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию. Его графические работы могут служить свидетельством творческого роста, который прошел художник, они наглядно демонстрируют, как мастер составлял пастельные композиции с изображением танцевальных сцен из отдельных набросков, движений и поз. Среди работ этого периода – Гладильщицы (ок.
С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Контуры подчеркиваются толстой, прочерченной углем линией, а в колорите начинают преобладать пурпурные, розовые и зеленоватые оттенки, придающие ему звонкость детали сводятся к минимуму. 1876-1878). Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь.
Больше нет многообразия мелких деталей, а цвет и линия сливаются в одно. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Что считалось актуальным в то время.
Слишком уж много кругом шума. Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега и даже Золя, несгибаемый сторонник дела импрессионизма, сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски).
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Дега написал немало портретов. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж).
Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в абстрактном виде городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников Раннего Ренессанса.
В 70-х гг. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Следует, однако, заметить, что Дега отвергал сам термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность. Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски и кистью наносил ее на холст. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции.
Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий.
В них уже ярко проявились такие характерные для Дега качества, как редкая правдивость в передаче модели, объективность, неотделимая от скрытой теплоты чувства, строгое благородство колорита, утонченность и энергия цветовой нюансировки. Например, одетые в черное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины.
Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Разве мог Антуан Ватто позволить себе изображать сцену, глядя на неё сквозь сотни зрителей, сидящих в зале изображать не само действо, а профиль случайного соседа, невольно подслушанный разговор и мимику собеседников. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Одно из самых известных произведений этого периода – Танцевальный класс (1872, Париж, Лувр).
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику.
Вторая женщина видна со спины, но очертания ее плеч, рук и шляпы сами по себе дают представление о ней. Вторая версия с такой же композицией (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) была выполнена пастелью, которая придает картине светлый воздушный характер. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, – все это способствует спокойному характеру данной работы. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Остроумие и юмор сменились более серьезным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты. Там он изучал рисование у трех профессоров. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
Дио забрал картину в Лилль, тем самым сделав невозможным вносить в нее какие-либо изменения. Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
В этом их сила и слабость. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Последний стал настоящим кумиром художника.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858-60, Музей импрессионизма, Париж).
сблизился с представителями импрессионизма, обращался главным образом к современной городской жизни изображая улицы, театральные сцены, скачки, кафе (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей импрессионизма), показывал характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта (Женщины на террасе кафе, монотипия, пастель, 1877 и Гладильщицы, около 1884, – оба произведения в Музее импрессионизма). Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Остаётся напомнить, что деление живописи, равно как и живописцев по стилям, всегда очень условно.
"Не было искусства, менее непосредственного, чем мое", – писал Дега. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием Гладильщица (Национальная галерея искусств, Вашингтон).
Остальные выполнены пастелью. Примерно в это же время Дега начал писать картину Юные спартанцы.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Остальные выполнены пастелью.
Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). Жокеи-любители (1876-1887) началась по заказу певца Жана-Батиста Фаре. На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница – из низшего сословия.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. У него еще более сильно, чем у Мане, чувствуется случайность, непреднамеренность, выхваченность отдельного эпизода из потока жизни. Так, его сестра Тереза, с ее холодным и надменным видом, казалось, сошла с одной из картин Энгра, а муж и двоюродный брат Терезы Эдмондо Морбилли обладал наружностью итальянского аристократа ХVI столетия.
Вся эта суета горячит ум и искажает верность суждения. О своих женщинах "за туалетом" он писал: "До сих пор нагота изображалась в позах, которые предполагают наличие свидетелей.
С 1860-х по 1870-е годы художник часто бывает в кафе Гербуа, также иногда заглядывает в «Новые Афины». Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Многие из них не сохранились из-за несовершенства техники. К концу жизни Эдгар Дега практически ослеп и перестал писать.
Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Работы Дега исполненные до 1860, представляют собой в основном портреты друзей и родственников кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета Семья Беллили (1858 – 1860). С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил. Каждая картина Дега – результат продолжительных наблюдений и изнурительной работы по превращению их в готовое изображение. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Так появились его ранние произведения.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллелли и двумя детьми. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. 1882). Работы Дега исполненные до 1860, представляют собой в основном портреты друзей и родственников кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета Семья Беллили (1858–1860). В то время как Ренуар и Моне наслаждались теплом семейного очага, Дега жил все более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламлённой хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым с ним случались приступы гнева. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении.
Ранние работы этой серии довольно тщательно продуманы и отличаются строгим построением (Таз, 1886). Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Дега интересовала обычная жизнь людей. Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га. Все здесь полно осмысленного движения. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Они избегают друг друга. Хюттингер). Другие, однако, хвалили картину за реализм и откровенно современное изображение общественной жизни.
За столом женщина в сопровождении подруги очаровательным жестом и с вопросительной улыбкой примеряет шляпку. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Как и другие импрессионисты, Дега придавал большое значение рамам, он сам проектировал их цвет и очертания. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Завершив картину, он хранил ее в мастерской. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов.
Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над Интерьером конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане). Картина была тотчас же приобретена Лувром. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Работа над полотном Скачки. Эдгар Дега начинает использовать пастель. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. После 1890 живописные работы Дега приобретают более скульптурный характер. Он был старшим из пятерых детей.
художник вернулся в Париж. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Затем наступил период, когда о пастели забыли и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века. Остроумный элемент – скачущий жокей слева, чьи движения повторяют движения поезда с клубами белого дыма, мчащегося вдалеке.
Лаура стоит у стены, на которой, рядом с ее головой, висит работа с изображением ее отца (и деда Эдгара) Гилера Де Га, жившего тогда в Неаполе. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Хотя он отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему интереса.
В картине Любители абсента он изобразил трогательную сцену. Между 1874 и 1886 состоялось восемь выставок из которых Дега принял участие в семи. Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Красочная картина Танцовщица с букетом цветов выполнена пастелью и темперой. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени. Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину.
Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». Тот, однако, в отличие от импрессионистов, был более социальным художником отходя от традиций классицизма и романтизма старых школ живописи Франции он больше внимания обращал не на отвлечённые повседневные образы современной жизни, а на сюжеты, связанные с повседневным, часто тяжёлым трудом его современников. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем. Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы.
В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом.
Дега родился 19 июля 1834 года в Париже, в обеспеченной семье аристократического происхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон. Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет. Остроумие и юмор сменились более серьезным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения.