В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты». Он жил один. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. С годами Дега все чаще отдает предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью.
Его произведения ничего не воспевают. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. В утверждении эстетической значимости жизни людей их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Образы Дега исполнены динамизма, они воплощают ускорившиеся ритмы современной художнику эпохи. «Голубые танцовщицы». Взять хотя бы постеры Эдгара Дега под названием После ванны. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Голубые танцовщицы. Начиная с 90-х годов произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям. Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции.
Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка. Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Все здесь полно осмысленного движения. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он.
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Таз для мытья.
Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Академизм мало прельщал Дега с самого начала. В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. Так появились его ранние произведения. «Всё, что я делаю — это результат размышлений.
Не были чужими для него изысканный и благородный Ван Дейк, сдержанный и возвышенный Пуссен, мудрый Рембрандт. И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок.
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Когда однажды он увидел свою картину, вставленную в обычную позолоченную литую раму, то в ярости сам приобрел её. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем и секунда бездействия, как смерть. Дела покойного оказались в полном беспорядке и банк, которым управлял отец Эдгара, задолжал другим банкам астрономические суммы. Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Основой процветания города была торговля хлопком. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Музей ДОрсе, Париж.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. То есть, далеко не всё.
Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. 1884 г. Бумага, пастель.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Некоторые выставки он помогал организовывать. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. 3.
Но только не Дега. 1. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой.
1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Дега, не любивший открытого пространства, предпочитал искусственное освещение, газовая подсветка помогала ему найти новые решения.
Это ему явно удавалось. И даже резкое фрагментирование полотна, при котором край картины срезает половину фигуры одного из всадников, совсем не удивляет: все выглядит очень естественно. Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью.
Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов. Таз для мытья. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей.
Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Балет из оперной ложи. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти.
К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
На картине Таз для мытья художник выбрал весьма странное композиционное решение, срезав правый угол картины столом с туалетными принадлежностями. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Уважаемый посетитель.
В этом их сила и слабость. Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. К 1882году у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре.
Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища. Но если Тулуз-Лотрек с самого начала владел умением передавать движение несколькими небрежными энергичными штрихами, то у Дега ушли годы на то, чтобы прийти к собственному стилю. Никто не мог сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега, который использовал её с мощью и изобретательностью, каких не достигал ни один из его современников. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. 1886 г. Бумага, пастель. Постепенно Дега почти полностью переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины и позволяла меньше напрягать зрение.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе).
Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. В отличие от них, Дега никогда не стремился уловить игру света и тени и не любил рисовать на природе. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Некоторые из них можно увидеть в крупных музеях по всему миру, а кое-где, например, в Глипотеке Ню Карлсберг, Копенгаген имеется их полный набор. Нельзя, однако, не заметить, что буквально на нескольких полотнах он предложил самостоятельное решение проблемы, которая оказалась не под силу другим, не сумевшим наполнить сюжет своими собственными образами. Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Основой процветания города была торговля хлопком.
Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного.
Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк).
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Он боготворил Энгра.
2. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Последний стал настоящим кумиром художника.
Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии. Вообще сфера чувств в живописи многих художников не выражена прямо и все описания спектра эмоций, будто бы существующих в той или иной картине, лишь фантазии, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Владея умением безошибочно рисовать с натуры, за которое иные бы продали душу, он так и не полюбил работать на пленэре.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Это и было одной из причин, по которой так много душевных сил и внимания Дега отдано танцовщицам балета. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Упругими линиями контура художник подчеркивает объем и глубину тени, создающую выразительность плавных движений героини, расчесывающей свои роскошные рыжие локоны. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. В картинах Дега немало следов неожиданной для европейского искусства фрагментированности на японских ксилографиях какемоно.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. 27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон).
С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели.
Лишь после его смерти немногие сохранившиеся фигурки были отлиты в бронзе, а их оригиналы разошлись по частным коллекциям. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Музей искусств Филадельфии, США. Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Пушкина, г. Москва.
Эдгар Дега. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы. Особый интерес у живописца вызывали такие старые итальянские мастера как Мантенья, Беллини, Гирландайо и Джотто. Например, одетые в чёрное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины.
Балет из оперной ложи. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. 1886, Париж, Музей Орсэ). На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году.
Остальные выполнены пастелью. Он много времени проводил в Лувре, копируя там работы старых мастеров, а с 1856 по 1859 год совершил поездку по Италии, где у него было множество родственников.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). » (deliberation) — писал мастер. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Она возвышается словно массивная темная пирамида. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. А. С. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
Техническое исполнение, помимо идеологического, тоже можно считать исключительным. «Семейство Беллели». Эдгар Дега.
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. ГМИИ им.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети. Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
Голубые танцовщицы. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
В 1873году художник вернулся в Париж. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Не исключение и эта картина. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Хлопковая биржа в Новом Орлеане 1873г 73х92см Musee des Beaux-Arts, Pau, FranceПо возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Они заняты своими делами, своими мыслями.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега.
Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Различие материалов на полотнах легко установить, так же, как и авторство.
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
На переднем плане картины, полной внутренней сосредоточенности и динамизма изображены жокеи, готовящиеся к старту гонки.
Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Нельзя не упомянуть и пастель, которая мастерски передает любую фактуру. Он также был известен как способный мимический актёр. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели и двумя детьми. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией».
Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. Начать стоит хотя бы с того, что подпись художника являлась своеобразным псевдонимом – из побуждений революционного толка он соединил собственную фамилию Га и частицу де, свидетельствовавшую о дворянском происхождении. Хюттингер). Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». К середине 1860-х годов французский художник знакомиться с будущими импрессионистами, которые заседали в кафе Гербуа. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ.
Согласитесь, неординарное композиционное решение. Мне нравится эта суровость». Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Для произведений Эдгара Дега (биография художника) характерны неожиданные ракурсы и композиционные построения резкие перспективные сокращения ускоряют переход от переднего плана к заднему, а фигуры обрезаются краем холста – таким образом, создаются ассиметричные композиции, отражающие подвижную и изменчивую реальность. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы.
Как ему это удаётся. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». По мнению некоторых критиков по красоте цветовой гармонии и композиционному решению картина «Голубые танцовщицы» может считаться лучшим воплощением этой темы у Дега, который добился в этой картине предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Но разрешение заниматься живописью и средства, в которых Эдгар не был обделен, впоследствии стали одной из самых выгодных инвестиций. Эдгар Дега.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание).
.