Самые известные картины Эдгара Дега – Семейство Беллелли (раннее творчество), Площадь Согласия, Абсент, Звезда, Экзамен танца. Примечательно, что данная картины была оценена еще при жизни Эдгара Дега. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–18), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. 2. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Сюжет, выбранный им для своего полотна, — деловая контора— до этого тщательно обходили стороной все художники. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. 3. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Но только не Дега. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Центр любой репродукции Эдгара Дега, центр его собственного мироощущения – женская фигура. Так появились его ранние произведения. В 1873 году обеспеченная и довольно безоблачная жизнь Эдгара Дега делает крутой поворот: умирает его отец, оставив огромные долги.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Однако, материальная обеспеченность позволяла молодому человеку не заботится о хлебе насущном и посвящать всё свое время любимому занятию.
Дега любил изображать людей, особенно женщин, словно бы застигнутых врасплох за своими занятиями. Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический Ария собаки, 1877 Собрание Хэймейера, Нью-ЙоркЗвезда 1877, Музей дОрсе, Париж Абсент 1876, Музей дОрсе, ПарижВанная 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон Мисс Лала в цирке Фернандо 1879, Национальная галерея, ЛондонПричесывающаяся женщина 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург Характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек. К этому времени Дега исполнилось 50 лет.
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Художнику удалось так мастерски использовать эффект искусственного освещения, что все полотно получилось наполненным сиянием и будто бы искрящимися нитями мелодии танца.
Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Уже в начале своего долгого творческого пути Дега был художником, у которого, как шутили, только отобрав картину, можно было прекратить работу над ней. Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом. 27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега. Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста.
Пушкина, г. Москва. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно.
Картины Эдгара Дега способны иллюстрировать всевозможные виды движений. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Таз для мытья. Начиная с 90-х годов произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям.
Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Таз для мытья. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Но это скорее – исключение, подтверждающее общее правило.
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Художник доказал, что тело может быть даже более выразительным, чем лицо, вот таким образом абсолютно обыденные мотивы в его искусстве получили поэтическое выражение жизненной энергии, грациозного изящества и красоты.
С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Семья Беллелли 1858Хлопковая биржа 1866-1868Портрет мисс Кэссет 1878Рысаки у трибуны 1866-1868Интерьер (Изнасилованная), 1869 Балерина и женщина С зонтом, 1882Четыре танцовщицы 1884Кабаре «Амбассадор» 1876Балерины на поклонах 1885Женщина, моющая спину 1886 Прима 1877Арлекин и Коломбина 1886Балетная школа 1877Туалет 1885Финал арабеск 1877 Искусство Франции. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. В первой из перечисленных картин движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа. Так почему же все-таки балет и танцовщицы.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. Однако, есть художники, верные найденным идеалам до последней капли пота. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Хюттингер). В отличие от все прочих импрессионистов, Дега не слишком жаловал работу на пленэре.
Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Музей искусств Филадельфии, США. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Дега Эдгар – французский художник, график, скульптор. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Он родился в довольно состоятельной семье и мог не заботится о заработке ради куска хлеба.
При жизни Дега эти сделанные на скорую руку работы видели лишь немногие счастливчики, среди которых был приходивший от них в восторг Ренуар. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. «Семейство Беллели».
Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». 1884 г. Бумага, пастель. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Балет из оперной ложи.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886).
Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Взгляните на картины Эдгара Дега и вы поймете, что французского живописца можно смело зачислить в ряды вторых. Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Мастер сплел экспрессию и простоту воедино в головокружительном танце.
Она возвышается словно массивная темная пирамида. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году.
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. «Всё, что я делаю — это результат размышлений. Он также был известен как способный мимический актёр.
Балерины Эдгара Дега узнаваемы в любой точке современного мира. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Богатство поз, движений, которые удается запечатлеть живописцу, воистину не знает границ.
Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Чем с успехом и воспользовался, полностью посвятив свою жизнь живописи. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний.
Эдгар Дега. Дега Эдгар Картины и биография Эдгара Дега Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский художник, график и скульптор.
Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва). 1886, Париж, Музей Орсэ). Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты». Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. » (deliberation) — писал мастер. Ламот был учеником Энгра, самого прославленного французского художника того времени и сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Эдгар Дега. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища.
Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»). Один из частых сюжетов – балет. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Говорим балет – видим картины Дега.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Действительно изображая наготу современной городской женщины, Дега показывает ее погруженной в самые тривиальные занятия: мытье ног, умывание, стрижка ногтей и т. д. Его причесывающиеся, умывающиеся, одевающиеся не позируют, не принимают грациозных поз, они естественны, как только может быть естественна занятая туалетом женщина наедине с собой. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. «Голубые танцовщицы». Но разрешение заниматься живописью и средства, в которых Эдгар не был обделен, впоследствии стали одной из самых выгодных инвестиций.
Балет из оперной ложи. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Музей ДОрсе, Париж. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане.
Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Начал Дега со строгих композиционно исторических картин и портретов, среди которых «Семейство Беллелли», после чего перешел к импрессионизму изображая современную городскую жизнь – улицы, кафе, театральные представления: «Площадь Согласия», «Абсент». В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами.
Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели. Этот танец балерины Эдгара Дега будут исполнять до бесконечности и персонально для вас.
Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. А. С. Пушкина, Москва), где мастеру удалось добиться особой композиционной и цветовой выразительности. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
1. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание).
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Его произведения ничего не воспевают. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Остальные выполнены пастелью. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Все здесь полно осмысленного движения. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Говорят, что к концу сеанса модели Дега были не только смертельно уставшими от долгого позирования, но и расписанными полосками, которые теряющий зрение художник наносил на их тела как разметку, помогавшую ему точнее определить пропорции. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Он жил один. В отличие от Тулуз-Лотрека, семья живописца не требовала идти на такие меры, чтобы тем самым скрыть факт родства. Как ему это удаётся. Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии. Голубые танцовщицы.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. История зарубежного искусства. Помимо аристократического происхождения их объединяла приверженность к сходным темам, динамизм танца, переданный особыми средствами и дерзость композиции, приводившая в смущение критиков и публику. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
Но не само по себе, а в необычном движении и ракурсе. Согласитесь, неординарное композиционное решение. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». На этих принципах оказалась построена вся его деятельность: Дега с его стремлением к точности, приближенной к кинематографичности, привнес в импрессионистское движение особую свободу, особый сорт правды жизни, переданный графически. В творческих поисках Дега выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. Картина Дега на аукционах стоят миллионы евро.
Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Эдмон Гонкур писал о Дега: «Человек в высшей степени чувствительный, улавливающий самую суть вещей. Друзья шутили: «Картина может считаться законченной, только если её отобрать у Дега». Родился в состоятельной семье банкира де Га. Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника.
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Дело в том, что Эдгара Дега как художника привлекало человеческое тело. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Новая волна художников ломала традиционные представления о живописи, о сюжетах и героях картин, вводя в их круг простые сцены из жизни наполеоновской Франции. Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж). И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства.
Эдгар Дега. Мне нравится эта суровость». Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Для произведений Эдгара Дега (биография художника) характерны неожиданные ракурсы и композиционные построения резкие перспективные сокращения ускоряют переход от переднего плана к заднему, а фигуры обрезаются краем холста – таким образом, создаются ассиметричные композиции, отражающие подвижную и изменчивую реальность. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
ГМИИ им. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Однако отец художника видел будущий заработок сына в портретной живописи – богатые заказчики всегда будут приносить доход и Дега немало преуспел в этом жанре. В 1873году художник вернулся в Париж. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы. Говорим Дега – подразумеваем балет. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). То есть, далеко не всё. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио.
Голубые танцовщицы. Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Некоторые мастера посвящают всю жизнь поиску и бесконечным метаниям, экспериментируя, но никак не достигая желаемого. Если работы его предшественников, на которых звёзды балета изображались в классических, но лишённых жизни позах, более всего походили на обложки журналов, то танцовщицы Дега выглядели ярко и непринуждённо, создавая ощущение живой грации.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Работая с глиной и гипсом, он руководствовался в значительной степени осязанием руки заменяли ему глаза. Картины темные по колориту, суховаты по форме. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Он боготворил Энгра. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Это полотно отмечено глубоким психологизмом, мастерством в передаче света и точностью рисунка, а сочетание голубых, серебристых, черных и белых тонов выстраивает совершенный цветовой строй. Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Несмотря на то, что французский художник конца 19 начала 20 века рисовал на всевозможные темы (в его коллекции есть пейзажи, портреты, жанровые сцены) – именно танцовщицы Дега стали визитной карточкой художника, одним из главных символов импрессионизма рубежа веков. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). 1886 г. Бумага, пастель.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Они заняты своими делами, своими мыслями.
Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью. В этом их сила и слабость.
Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета. Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Возможно, дело в теплоте семейной привязанности, но сухая и официальная манера не коснулась этого портрета. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. «В течение всей своей жизни, — писал Поль Валери, — Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. В юности был подвержен влиянию Энгра, которое было усилено пристрастием к выявлению линейной основы живописной формы. Постепенно художник переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства – линия, быстрая, точная, стремительная.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта— приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон).
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Не исключение и эта картина. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
А. С. Основой процветания города была торговля хлопком. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети.
Это ему явно удавалось. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Конечно, у него есть несколько пейзажей.
Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Эдгар Дега прославился как новатор в искусстве, стремился к изображению неофициальности действий и поз, он работал не с натуры, а на основе заранее сделанных набросков, что отличало его от большинства современников. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Некоторые выставки он помогал организовывать.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы.