Картина Эдгара Дега Гладильщица: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. С 1870-х по 1880-е Эдгар Дега создаёт свои самые лучшие полотна: В мастерской модистки, Гладильщицы, Обнаженные женщины за туалетом и другие.
На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Оно – в бурности фактуры всего полотна в Гладильщицах. Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение. Его восхищение было исключительно духовным.
На ней очень хорошо видно, как поздний стиль мастера обрел обостренную экспрессию, обобщенность форм и декоративность. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах.
Ибо повсюду проникает магический луч солнца или огня, превращая белье в перламутр играя светом и тенью (как в интерьерах Домье и Дега), повсюду — где хочет — веет дух божий, дух красоты. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. А. С. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Ту-луз-Лотрек, признавали его влияние на свое искусство.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». – Имеет. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии.
«Семейство Беллели». Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. Но разрешение заниматься живописью и средства, в которых Эдгар не был обделен, впоследствии стали одной из самых выгодных инвестиций. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Балет из оперной ложи. Постепенно художник переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины.
Отец поддерживал его интерес к творчеству. Мне нравится эта суровость». Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. 1. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Во всяком случае, люди готовы были переживать удовольствие от красоты.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». С 1854 года берёт уроки у известного на то время художника Луи Ламота. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. В сущности и Курбе, этот отец реализма и «коммунар», черпал свои трудовые образы в пределах провинции: его «Дробильщики камня» работают на фоне первобытных скал и столь же приземисты и тяжеловесны, как вся околичность.
Он слишком боялся. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Цикл работ художник посвятил и обитательницам публичных домов. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Интересно, что Дега обычно использовал тонкий холст, но для сюжета, показывающего тяжелый труд и бедность, выбрал другой сорт холста, более толстый и грубый. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Он жил один. С одной стороны.
Вот именно эту современную городскую ноту и углубил Дега. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». «Эти розовые краски тела среди белизны белья, среди молочного тумана газа — прелестнейший предлог для белокурого и нежного колорита. В этот период Дега создает такие свои работы, как «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Но несмотря на увлечение импрессионизмом, он все же формирует свой собственный стиль.
Но его живопись славит труд крестьянский, эпический, связанный с землей и природой. То есть, далеко не всё. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Да и сама красочная поверхность представляется сухой и шероховатой и мы, вглядевшись в картину как следует, начинаем, как и гладильщицы испытывать усталость и жажду.
В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Некоторые выставки он помогал организовывать.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Одна из любимых тем Дега – обнаженные женщины, принимающие ванну, причёсывающие волосы или вытирающиеся полотенцем. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов.
«Беру кусок жизни грубой и бедной и творю из него сладостную легенду». Таз для мытья. Предприняв неудачную попытку стать юристом, Эдгар полностью отдаётся живописи. Но.
Вот оно и выражено. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк).
Он предпочитал творить в привычной ему студии или театре и запечатлевать на своих полотнах движение. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Ренуар однажды заметил, что, «если бы Дега умер в пятьдесят, его запомнили бы как отличного художника и не более того. Вашингтон.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Музей искусств Филадельфии, США.
Правда, в отличие от фламандского искусства, столь демократического в своих сюжетах, французское художество сравнительно мало отразило трудовую жизнь нации. Размещая все картины каждого художника в комнатах с интимной цветовой гаммой, со стенами, окрашенными в непривычные тона, воздействие которых дополняло картины и продлевая вечерние часы посещения, когда зажигали газовые лампы, Дега и его коллеги создавали эффекты, действуя в соответствии с последними открытиями оптической физики. «Всё, что я делаю — это результат размышлений. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры.
Совсем иначе подошел к своим «прачкам» Дега — его заинтересовал самый процесс приложения этой женской силы. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. И поистине, прачкам и гладильщицам Дега место рядом с шарденовой «Прачкой», украшающей Эрмитаж. 42 x 49 см. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он.
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Там очень нехорошая обстановка. Как сказал как-то художник на присвоенный титул живописца танцовщиц: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». Дега родился 19 июля 1834 года в Париже, в обеспеченной семье аристократического происхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Но только не Дега.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Гонкуры, роман которых «Manette Salomon» явился первой защитой и апологией трудящейся женщины, дают на этот счет интересный ответ на одной из страниц своего дневника, касаясь мимоходом произведений Дега. Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Традиции работы на пленэре не соответствовали перфекционизму и стремлению контролировать все нюансы.
Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. 1886, Париж, Музей Орсэ). Таз для мытья. Голубые танцовщицы. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Дега изобразил танцовщиц в необычных ракурсах, с неожиданной точки зрения. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856 – 1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Франция. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Есть такая абстракция как пульс окружающей жизни. Сюжет, выбранный им для своего полотна, — деловая контора— до этого тщательно обходили стороной все художники.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты». Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Балет из оперной ложи. С детства у него проявлялись наклонности к живописи и родители всячески поддерживали интерес сына.
Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. И его можно было изображать как ЧТО-ТО, словами невыразимое.
1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. Особый интерес у живописца вызывали такие старые итальянские мастера как Мантенья, Беллини, Гирландайо и Джотто. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Он был старшим из пятерых детей. При этом работам Эдгара неизменно присущи острая наблюдательность и глубокий психологизм, а более поздние его шедевры особенно выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения и некоей стесненностью пространства. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Художник дает зрителю возможность заглянуть украдкой в зал для репетиций.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Энгр, похожий на Зевса с копной седых волос и такой же бородой, произвёл на Дега огромное впечатление. Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Один из способов найти покупателей виделся Дега в том, чтобы участвовать в выставках импрессионистов. Голубые танцовщицы. Много лет считалось, что сами восковые скульптуры, с которых делали отливки, не могли сохраниться, однако они были обнаружены в подвале в 1954 году как выяснилось, для отливки были использованы специально сделанные дубликаты.
Эдгар Дега. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон).
Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
В «скаковой» серии Дега человек выступает перед нами не как герой и субъект движения, но скорее как придаток к лошади, зависящий от малейшего ее толчка. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Зрители же, пришедшие в Эрмитаж, чувствовали себя довольно комфортно. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
Они заняты своими делами, своими мыслями. Импрессионизм. Первые прежде всего характеризовались высокой степенью отделки, вторые были явно более авангардными. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении.
ГМИИ им. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Лишь после его смерти немногие сохранившиеся фигурки были отлиты в бронзе, а их оригиналы разошлись по частным коллекциям.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. В связи с этим и самая композиция «Модисток» отлична от построения «Гладильщиц».
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Он усилился при переходе от капитализма к империализму. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Это ему явно удавалось.
Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. среди прачечных и гладилен — ведь надо быть «современным». Потогонная система – это плохо.
Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» на Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Следует, однако, заметить, что Дега отвергал сам термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Основой процветания города была торговля хлопком.
Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Стало понятно, что это не его, ведь мастер на протяжении всей жизни восхвалял движение. Познакомившись с ведущими художниками-импрессионистами, художник пришел в восторг. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.
На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллелли и двумя детьми. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Ровно 183 года назад родился известный художник, один из самых ярких представителей импрессионизма Эдгар Дега. Дега в отличие от многих художников родился в состоятельной семье, приобщенной к искусству. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Движения «Модисток» квалифицированнее, ступенью выше — в них царит настороженное согласие, почти параллелизм.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Он также был известен как способный мимический актёр. Но с пейзажами у него не сложилось.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Чем вызвано было это особенное влечение художника к прачечному ремеслу. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Как Леонардо изучавший руки Моны Лизы, следит Дега профессиональную ловкость этих девушек, сосредоточенную в конечностях рук, — осторожные и ловкие касания их пальцев к тому художественному произведению, каким является парижская шляпка. Писатель и журналист Эдмон Дю-ранти, приятель Дега, настойчиво призывал друзей следить за открытиями в науке использовать новшества, чтобы искусство художника шло в ногу со временем. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж).
Ведь, казалось, это то, что он искал для себя. Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание).
Живописцу очень повезло. Для Дега нет ничего вульгарного, как нет и ничего второстепенного в мире. Размашистые удары кисти словно внутренне вторят здесь профессиональной размашистости прачек и гладильщиц — тому «здорово», которое чувствуется в жестах приналягшей на утюг и зевающей женщины. Совсем по-иному написаны «Модистки» (1882)5. И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок.
Какое смелое мастерство широко обобщенной формы, достигнутое с помощью нескольких контуров и почти плакатных пятен. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Разве мог Антуан Ватто позволить себе изображать сцену, глядя на неё сквозь сотни зрителей, сидящих в зале изображать не само действо, а профиль случайного соседа, невольно подслушанный разговор и мимику собеседников. В 1873 году Дега ждёт новый удар: умирает его отец, оставив после себя огромные долги. Художественная галерея Коркоран. Не исключение и эта картина.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. 27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. » (deliberation) — писал мастер.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
В этом подходе я вижу два элемента. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Он боготворил Энгра.
Согласитесь, неординарное композиционное решение. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Дега заинтересовался ими с конца 70-х годов таковы его «Прачки, несущие белье», «Гладильщицы» (несколько реплик), «Модистки» и др. Разумеется и в отношении трудовых мотивов Дега имел предшественников.
Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафешантанов, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолётных радостей исполнительского искусства. 2. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Я только что назвал Дега «летописцем» и спешу сделать оговорку — самая манера, какой написаны «Гладильщицы», широкая, размашистая, пылкая, зыбкая, столь небывалая для поклонника Энгровой гладкости, показывает, с какой увлеченностью художник передавал захватившую его тему.
Вполне можно допустить, что выражено подсознательно. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. 1886 г. Бумага, пастель. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа).
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
В этом их сила и слабость. Таковы наиболее элементарные, граничащие с животностью ритмы у Дега. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Его произведения ничего не воспевают.
В 60-х, его композиционно сложные и масштабные полотна на античную тематику, посылаемые для выставок в Салоне, становились объектом критики и предметом споров о компетентности художника в этом жанре. Юность Дега-художника была отмечена метаниями в поисках выразительных средств и сюжетов, которые бы в полной мере отвечали его пониманию прекрасного. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвёзд, сделанные для обложки глянцевого журнала.
Фигуры изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», – так сам художник оценивает собственное творчество.
Музей ДОрсе, Париж. Холодные оттенки и полное отсутствие условности очень оживляют композицию. Холст, масло.
Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. В самом деле изображение танцовщиц на картинах Дега лишено эротического чувства или ощущения какого-либо личного человеческого контакта. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Новаторство Дега в передаче движения неразрывно граничит с его композиционным мастерством: у него очень сильно ощущается непреднамеренность, случайность, выхваченность отдельного эпизода из потока жизни. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Эдгар Дега.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Но в том, к а к он подошел к этому быту, проглянула сложная душа современного горожанина. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Зато «Гладильщицы» (1882) — произведение завершенное и внутренне и внешне, самая тема которого настолько завладела художником, что он возвращался к ней неоднократно (первая из его «Гладильщиц» нарисована была, кажется, еще в 1869 году). И хоть копирование удавалось ему столь же блестяще, он не использовал в произведениях чужие приемы и даже в пору ученичества пытался действовать согласно собственным взглядам на живопись. День был дождливый, а они сумели его использовать с толком – для такого благородного дела, как приобщение к искусству, да к таким произведениям, каких человечество не видело последние полсотни лет, а россияне (и эсэнгэшцы), большинство, может и не увидят больше (если картины – это военные трофеи – будут возвращены). Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Разве для художника существует правда вне красоты. Как ему это удаётся.
Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Лишь благодаря такому счастливому стечению обстоятельств эта малоизвестная сторона творчества Дега дошла до нас. С молодых лет Эдгару привили интерес к лидеру европейского академизма Ж. Д. Крахмальное белье на столе прачечной и тряпки, висящие на веревке, для него не второстепенные аксессуары, свидетели и показатели труда (которые русский художник написал бы, словно отмахиваясь и отписываясь от них, небрежными мазками и грязноватыми оттенками), — для Дега они не менее существенные элементы единого целого, единой гармонии, нежели моральный элемент картины, то есть самые прачки. Последние находятся в резко противоположных, хотя и дополняющих одно другое движениях (вверх и вниз). По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Он жил один. Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста. В 1873году художник вернулся в Париж. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Может ли быть тема более «вульгарная». Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Это не значит, что он изображал огнедышащие заводы, как Менцель самый уклад французской жизни, по преимуществу изящно-ремесленный, не располагал его к подобным «капиталистическим» зрелищам и наблюдения Дега ограничились бытом домашнего и кустарного труда. 1884 г. Бумага, пастель. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Хорошим способом найти покупателей было участие в групповых выставках импрессионистов. Эстетство ли это. Она возвышается словно массивная темная пирамида. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Пушкина, г. Москва.
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861 – 1862), «Дочь Иеффая» (1859 – 1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Эдгар Дега. Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. 3. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Эдгар был способным мальчиком и успешно закончил школу. Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине.
Любил историю и латынь, но больше всего – рисование. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Остальные выполнены пастелью. А может и не очень благополучны, но хотелось отвлечься.
И здесь — второе влечение Дега: острота типов, жестов и мимики. Обратимся к картине Дега — двум гладильщицам на золотисто-розовом фоне, над белоснежным бельем — и при взгляде на эту белизну, всю сотканную из отливов перламутра, нам захочется воскликнуть, как некогда Декан перед картинами Шардена: «Ах эти белые краски Шардена — их невозможно найти. » Но вместе с этой изысканной живописной нежностью мы воспринимаем и всю бытовую характерность сцены, явленную действительно с какой-то почти «жаргонной» выразительностью: одна из женщин с привычной ловкой напряженностью вся уперлась в утюг, склоняясь над столом, другая, в матросской блузе, в противоположность ей, в минуте роздыха здорово зевая, она расправляется и потягивается кверху, сжимая горлышко бутылки. Но Дега прибегает к такому приему вполне осознанно. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. В фигурах Курбе есть нечто статическое, тяжеловесное, черноземное у Милле и Домье эта тяжеловесность опоэтизирована плавностью ритмических линий — у Дега же на первом плане динамика труда, его профессиональная правда. «Прачка», написанная Домье исполнена какого-то высокого пафоса женской силы на фоне домов она встает, подобно монументальной бронзовой статуе.
В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры. Все здесь полно осмысленного движения. Чего-то им не хватало. Дега любил изображать людей, особенно женщин, словно бы застигнутых врасплох за своими занятиями. Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки.
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
Хюттингер). «Голубые танцовщицы». Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. «Прачки» — по-видимому, лишь этюд и в этом оправдание их «плакатного» характера.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Если не считать сельской «Кузницы» братьев Ленен идиллических paysanneries XVIII века, прачек и кухарок Шардена, первым живописцем труда явился Жан-Франсуа Милле.