Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Курбе и Делакруа оказали определённое влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр.
Э. Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Впрочем, это тоже лишь предположение. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Оба оставались завсегдатаями Оперы.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели». Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
На картине Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре (фр. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Он жил один. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Неопределенность и отчужденность выражения лица повторились и на последующих автопортретах Дега, к примеру, на том, где он снимает шляпу, написанном семью или восемью годами позже.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Работа над полотном Скачки. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
И не так уж важно, написан он по его просьбе или по предложению Дега. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным. Картина была тотчас же приобретена Лувром. Жокеи-любители (1876-1887) началась по заказу певца Жана-Батиста Фаре. Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега.
Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной. В Площади Согласия виконт Лепик показан отцом семейства. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. В конце концов юноша сообщил отцу, что он больше не хочет изучать право и получил у отца разрешение усовершенствоваться как художник. Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил.
Лепик очень рано познакомился с Дега, а также с его братьями. Уже давно замечено, что ее основная коллизия заключена в разнонаправленности движений отца и дочерей. К 1882году у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Поездки по Италии и влияние итальянских живописцев XV века подвигли Дега на создание группового портрета семьи Беллели. Пастель, однако, считалась хуже по качеству, чем живопись маслом.
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Словом, она не замышлялась как портрет Лепика для Лепика. Кажется совсем не случайным, что картина известна под двумя названиями.
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Холст, масло. Перед ней на столе стоит бокал с абсентом, явно не первый. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель У модистки (Музей Тиссена-Борнемиза).
Академическими в этих работах являются только лишь сами сюжеты. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо».
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным».
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Но и в этом случае они выполнялись с намерением представить конкретного человека. Да, все, сказанное выше, правда, но правда и то, что Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью искал новые пути в искусстве. Он уже вписал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Дега прислушался к своему старому другу и обратил свое внимание на тему, которую не переставал исследовать всю свою оставшуюся жизнь. Эдгар Дега начинает использовать пастель. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917г. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Так ли уж важно знать, ведет ли виконт куда-то своих дочерей или вместе с ними совершает обычную прогулку, шагая неторопливо, даже с какой-то легкой небрежностью, привычно сжимая подмышкой зонтик и не вынимая сигары изо рта.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Ellen Andrйe) за столиком в кафе «Новые Афины».
Фланёров, которых уместно сравнивать с главным персонажем Площади Согласия, писал, в частности, Кайботт в двух версиях Моста Европы (1876-1877, Музей Пти-Пале, Женева и Художественный музей Кимбелла, Форт Уорт) и в Дождливом дне в Париже (1877, Художественный институт, Чикаго). Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Вместе они занимались верховой ездой. Позади сидящей пары установлено зеркало, обрезанное в характерной для Дега «фотографической» манере. Фактически Дега так никогда и не закончил ни одного из этих произведений, несмотря на многочисленные подготовительные рисунки и наброски маслом. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». Но передача жизненной правды достигается не подражанием, а условными средствами искусства. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Картины темные по колориту, суховаты по форме. С годами Дега все чаще отдает предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Его произведения ничего не воспевают.
Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию. В позе виконта действительно заключено что-то от движений кукловода. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году.
Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Некоторые выставки он помогал организовывать.
Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей. Такая техника исполнения картины была бы невозможной, если бы он писал маслом на холсте. В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них. «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Мне нравится эта суровость».
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Вернувшись в Париж, Э. Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле (Спартанские девушки вызывают на состязание юношей, 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). Редко он изображал исполнителей во время представления. Например, одетые в чёрное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Изображенные шляпы требуют пристального внимания зрителя. Работа была задумана как одна из тех сцен современного Парижа, в которых в середине 1870-х годов концентрировались важнейшие аспекты творчества импрессионистов и которые в значительной мере были предвосхищены Эдуардом Мане (Балкон, 1868-69, Музей Орсэ, Париж Железная дорога, 1872-73, Национальная галерея, Вашингтон).
Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. Первоначально Дега намеревался поручить картину торговцу предметами искусства и выставить ее в Манчестере, центре английской прядильной промышленности, ведь если прядильщик когда-нибудь хотел найти своего художника, то не должен миновать меня, – замечал он. По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину. Дега примкнул к этому движению практически с самого начала его возникновения. Основой процветания города была торговля хлопком. Гравюры Лепика высоко ценил Дега.
Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Как Дега, они свободно переходили жанровые границы.
Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры. Э. Дега «Мытьё» (1886). Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений. Дега явно симпатизировал своей тетушке. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Поль Валери иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать и лишь немного рисовал углем. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них. Мне нравится эта суровость».
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. В середине 1880-х гг. ДЕГА Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский художник, один из самых выдающихся представителей импрессионизма. В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он на самом деле превратился в Дега». Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы – Тициана и других. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры.
То есть, далеко не всё. Вдоль края газеты Дега поставил свою подпись. В самом простом варианте – детской непоседливостью. Эдгар Дега, по мнению исследователей, уже в тот период проявлял задатки будущего перфекциониста, многократно переписывая свои картины и стремясь довести их до совершенства. Итогом этого путешествия стал Портрет в хлопковой конторе (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
В обширной литературе, посвященной шедевру Дега, о нем сказано ничтожно мало. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже. Звезда кабаре «Фоли-Бержер» Эллен Андре отличалась элегантностью в одежде, однако, позируя Дега, она точно передала образ простой женщины. Третий мужчина, читающий газету – Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Он жил один. Хюттингер).
Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка. Наряду с семейством Лепика на первом плане картины присутствует еще один персонаж. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. В своем стремлении проникнуть в интимные тайны жизни Дега остается одновременно трезвым наблюдателем и романтиком в работах художника поэзия и правда всегда гармонично сосуществуют. Танцовщицы изображены в таких же позициях, что и в первой картине, но за счет мягкого золотистого цвета, мраморных колонн и изображения известного балетмейстера Луи Меранта это полотно более торжественно. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Основой процветания города была торговля хлопком.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Ландшафт напоминал ему Англию очень сильно. Он жил один. Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку. Там встречались неординарные личности: чревовещательницы, эксцентрики, патриотки, крестьянки, сентиментальные дамочки, эпилептики Типажи подобного рода существуют до сих пор и, если поразмыслить, любую современную звезду эстрады можно причислить к одной из этих категорий.
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Например, в Женщине с хризантемами (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой. В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка. И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Э. Дега. Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над Интерьером конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане). Стремление к достижению предельно абсолютного искусства сыграло с Дега злую шутку: движение к идеалу стало для художника самоцелью. Главный персонаж картины – Людовик (полное имя Людовик-Наполеон) Лепик (1839-1889), художник, чье творчество впоследствии оказалось забытым. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега и даже Золя, несгибаемый сторонник дела импрессионизма, сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски). Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, – все это способствует спокойному характеру данной работы.
Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке. Родился в старинной банкирской семье. Дега написал немало портретов.
Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Академизм мало прельщал Дега с самого начала.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Окончив лицей в 1853 году, Дега сразу же устраивается копировщиком в Лувр, а позднее в том же году поступает на факультет права, чтобы умиротворить отца. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Двумя именами – Дега и Лепика – подписан этот лист: случай, чрезвычайно редкий.
Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Он жил один.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875).
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием Магазин дамских шляпок (Институт искусств, Чикаго). Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. В 1873г. Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег.
Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». несколько быстрых черных мазков на сером означают траурные ленты по потерянному после франко-прусской войны Эльзасу. Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у нее есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться.
Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц. Эта двойственность, а точнее сказать, более глубокое понимание человеческой натуры. Вскоре после возвращения из Нового Орлеана в 1873 году Дега начал писать известную картину (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. После возвращения в Париж в апреле 1873 года Дега вновь погрузился в работу, однако судьба нанесла ему новый удар: умер его отец, оставивший после себя огромные долги. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. У самого Дега отношение к дендизму было по меньшей мере двойственное. Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием Гладильщица (Национальная галерея искусств, Вашингтон). Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Например, одетые в чёрное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины. Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан. Как и многие его современники, Дега испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым сам прибегал в своих последующих работах.
Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Собака вторит их роли и ее породистая наружность делает ее подходящим компаньоном (Лепик был собаководом). Дега, однако, видел в этом кризисе вызов.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Впервые в этом качестве он фигурировал вместе со своими дочерьми в цюрихском портрете (ок. Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. В картинах Дега немало следов неожиданной для европейского искусства фрагментированности на японских ксилографиях какемоно.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. Завершив картину, он хранил ее в мастерской. Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
После этого на протяжении нескольких лет портрет оставался одним из сильных его увлечений, чередуясь с исторической тематикой. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине Интерьер или Изнасилованная (1868-1869).
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Тематическая серия работающих женщин (прачек и продавщиц галантерейных лавок) весьма притягательная. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. На второй выставке импрессионистов Лепик был представлен уже 36 номерами. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Дега интересовала обычная жизнь людей. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
На переднем плане видны положенные для посетителей газеты, которые закреплены на деревянной планке и стаканчик со спичками. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В то время как Ренуар и Моне наслаждались теплом семейного очага, Дега жил все более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламлённой хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров. Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. В этой картине, где наибольший интерес Дега, кажется, привлекала Эйлау (у трехлетней девочки уже весьма осмысленный взгляд и повадки маленькой женщины), сам Лепик предстает в немного забавной роли демонстратора собственных дочерей, двух хорошеньки и ухоженных кукол. Остальные выполнены пастелью. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Тот много экспериментировал в гравюре и изобрел особый метод мобильного офорта. Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света.
Лепика Дега вывел во второй версии Балета из Роберта Дьявола (1876, Музей Виктории и Альберта, Лондон), где он показан сидящим во втором ряду партера, то ли дремлющем, то ли погрузившимся в слушание музыки, во всяком случае ничуть не интересующимся бурным танцем, который разворачивается на сцене. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвёзд, сделанные для обложки глянцевого журнала.
Такой замысел картины определил ее форму – она почти квадратная. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Во всех этих образах утверждалась новая, ломающая все академические каноны красота. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Основой процветания города была торговля хлопком.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Все здесь полно осмысленного движения. Все здесь полно осмысленного движения. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. В Площади Согласия все иначе. Дега придал ей отличительное выражение лица и даже написал украшение – сережки. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Поначалу такие картины были восприняты благоприятно. Вообще сфера чувств в живописи многих художников не выражена прямо и все описания спектра эмоций, будто бы существующих в той или иной картине, лишь фантазии, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. Вторая женщина видна со спины, но очертания ее плеч, рук и шляпы сами по себе дают представление о ней.
Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда. Молодой критик Жорж Ривьер после посещения третьей выставки импрессионистов в 1877 году писал: Посмотрев эти пастели, вы не пойдете больше в Оперу. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Дега писал своему другу: «Один хлопок. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане.
Фланером выглядит Эдуард Мане в известном портрете Фантен-Латура (1867, Художественный институт, Чикаго) в цилиндре, с перчатками, с тростью в руках, словно только что собравшимся на ппрогулку. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он на самом деле превратился в Дега».
Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков. Вероятно, если бы не дети, Джулия и Джованна, в такой семейной атмосфере иногда можно было просто задохнуться. Во время обучения у Ламота он страстно полюбил энгровские линии и ту свежесть, которую после открыл для себя в картинах итальянских мастеров.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. В этом их сила и слабость. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В Мужчине в окне Кайботта (1875, частное собр., Париж) изображен его брат в Мосте Европы художник представил самого себя.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. В отличие от других импрессионистов, он писал только фигурные композиции. В середине 1880-х гг.
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
Тот послал туда четыре пейзажных акварели и гравюры Цезарь и Юпитер с подзаголовками Портрет собаки (Лепик, о чем красноречиво напоминает и Площадь Согласия, был ревностным собачником). В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Скорее речь идёт о каком-то общем для эпохи порыве, выраженном каждым художником индивидуально и своеобразно.
Хюттингер). Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Он не менее портретен. Лаура стоит у стены, на которой, рядом с ее головой, висит работа с изображением ее отца (и деда Эдгара) Гилера Де Га, жившего тогда в Неаполе. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Она – единственная связь между родителями, которые разделены столом. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев. На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница – из низшего сословия. Вполне вероятной кандидатурой представляется Людовик Алеви.
С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний.
Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Основой процветания города была торговля хлопком. Семья недавно переехала сюда из Неаполя. В конце 1850-х годов художник совершает свое первое путешествие в Италию, где изучает и копирует картины старых мастеров.
Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. В его творчестве вновь стало заметно влияние Энгра, но теперь он увлечен и красками Делакруа. Примерно в это же время Дега начал писать картину Юные спартанцы. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Как и многие его современники, Дега испытал влияние японской графики с ее необычными ракурсами, к которым сам прибегал в своих последующих работах. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Так появились его ранние произведения.
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
Затем его замечание подхватил Тимоти Кларк (из лекций): История. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. Некоторые его произведения экспонировались в Салоне в 1865-1870 годах, но критики часто даже не упоминали о них или же давали им неоднозначную оценку. Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, которая лишь слегка отличается от первой (Музей Орсэ, Париж). К этому времени Дега исполнилось 50 лет.
Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает.
Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Часто художник работал над полотнами годами, так и не завершая их, а бывало – умудрялся выполнять сложные этюды в суматошном, шумном окружении. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Алеви, впрочем, был не только слушателем и зрителем.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Композиция здесь значительно упрощена. Дега были также известны достижения фотографа Эдварда Мейбриджа, который с помощью замедленной фотографии проанализировал движение скачущей галопом лошади. Картина датирована 1862 г., но спустя двадцать лет была переписана, так что узнать там его очень трудно. Одна из излюбленных тем Э. Дега – изображение лошадей перед стартом.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего (Анри Руар перед своей фабрикой) или обогащал картину детально разработанной обстановкой (Коллекционер гравюр). Он также был известен как способный мимический актёр. Неутолимая любознательность расширяла горизонты художника, он изучает работы Гюстава Курбе, Эрнеста Мейссонье, Джеймса Эббота Мак-НейлаУистлера и других. Много лет считалось, что сами восковые скульптуры, с которых делали отливки, не могли сохраниться, однако они были обнаружены в подвале в 1954 году как выяснилось, для отливки были использованы специально сделанные дубликаты. Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Основой его творчества являлась портретная живопись, но много внимания Дега уделял также историческим полотнам. Там он изучал рисование у трех профессоров.
Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Перед её спутником с налитыми кровью глазами стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. В трудный год после смерти отца он сумел вытянуть всю семью из долгов, впервые всерьез задумавшись о продаже собственных полотен. В том же направлении действовали Кайботт и Ренуар. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре.
В нём отражается занавешенное окно, сквозь которое в кафе струится утренний свет. Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, покровителя. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника.
Позже Дега любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Круг знакомств самого Лепика, вероятно, был шире.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Образы Дега исполнены динамизма, они воплощают ускорившиеся ритмы современной художнику эпохи. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Площадь Согласия Лепику не принадлежала и, скорее всего, ему не предназначалась. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти.
Когда однажды он увидел свою картину, вставленную в обычную позолоченную литую раму, то в ярости сам приобрел ее. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. 1871, Коллекция Бюрле, Цюрих). Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Он не верил, что историческая живопись была мертвой и искал пути для модернизации в этой области.
Но отец мечтал о карьере юриста для сына. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала. Вообще же, художественные интересы виконта отличались изрядным разнообразием.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
Хотя он отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему интереса. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Девочки обрели самостоятельность. Художник применил эту технику, работая над картиной Звезда.
Наиболее известным в этой серии является полотно У модистки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а скрытой камерой. Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде. Роберт Херберт усматривает способ подчеркнуть тренированное безразличие фланера.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
С Людовиком Алеви (1834-1908) известным драматургом и романистом, Дега связывала довольно тесная дружба в 1870-е годы. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Дега пытался совместить новаторство, придав современные черты героям древности и педантичное следование канонам, однако негативные отзывы весьма чувствительно ударяли по его самолюбию. Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Например, одетые в чёрное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины. Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении. Особенной близостью к персонажу из Площади Согласия отличается изображение Алеви в монотипии Людовик Алеви находит м-м Кардиналь в грим-уборной (1876-1877, Городская галерея, Штутгарт). Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту.
Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). В 1873году художник вернулся в Париж. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Э. Дега «Абсент» (1876). Художник мало думает или вовсе не думает о сюжетном обосновании.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Частично это объяснялось и недолговечностью пастели.
Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в абстрактном виде городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Его произведения ничего не воспевают.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Красочная картина Танцовщица с букетом цветов выполнена пастелью и темперой. Она пишет: Жизнь с Дженнаро.
Чудо искусства и поэзии рождается именно из прозы жизни. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Ни одну из этих скульптур, за исключением Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы, мастер никогда не выставлял. На нем безукоризненно сидящий сюртук. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Автопортрет (1854-1855). Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Тема заинтересовала Дега и он продолжал её разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла. 92 х 68 см. Так что можно предположить, что действие происходит ранним утром.
Никто не мог сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега, который использовал ее с мощью и изобретательностью, каких не достигал ни один из его современников. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана.
Ренуару для Бала в Мулен де ла Галетт (1876, Музей Орсэ, Париж), позировали его друзья, но во всех этих и других подобных случаях картины не воспринимались в качестве всего лишь портретов. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. Но кто он.
Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. В 1873 году художник вернулся в Париж. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Э. Дега начинает использовать пастель. Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено.
Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований (Скаковые лошади перед трибуной, 1869-1872 На скачках, 1877-1880 – обе в Музее Орсэ, Париж Жокеи перед скачками, 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем). Вопреки общему убеждению Дега проявил интерес к лошадям в самом начале своей карьеры, когда был еще в Италии.
В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Ноги женщины немного вытянуты вперёд, плечи опущены, взгляд потухший.
В Автопортрете (1855), выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса. художник вернулся в Париж. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Так он экспериментировал с фотографией, не без пользы для себя как для художника. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Он был старшим из пятерых детей. Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами.
Хюттингер).
Энгра. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж).
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром еще в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Наблюдательность Дега и феноменальная зрительная память позволяли ему с необычайной точностью улавливать жесты, позы, схватывать на ходу характерные движения и передавать их с необыкновенной правдивостью.
Кайботт в 1881 г. в письме к Камилю Писсарро писал, что у Лепика нет никакого таланта. Напротив, он изобразил спокойный момент скачек. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Сходство с другими его изображениями значительное. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». В картине Любители абсента он изобразил трогательную сцену. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио.
Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра.
Техника пастели позволяла Дега яснее проявить свой талант рисовальщика, свою любовь к выразительной линии. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Чаще же указывается особое амплуа прохожего, вспомогательный характер его роли: своей застылостью он должен оттенять и уравновешивать сумму движений персонажей правой части композиции. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Все те же балерины и лошади, столь любимые Дега, подчас мгновенно превращались снова в груду мягкого воска – он редко был доволен собой и здесь.
Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц».
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Вторая версия с такой же композицией (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) была выполнена пастелью, которая придает картине светлый воздушный характер. Во всяком случае такое название закрепилось за картиной в галерее Дюран- Рюэля (на обороте, на подрамнике имеется ярлык этой галереи с заглавием Place de la Concorde). Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880).
Его произведения ничего не воспевают. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города. Более того, Дега почти ничего не продал. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств.
Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий. Но известно, что цюрихский холст принадлежал некогда Лепику. Выставлял свои картины лишь в немногих избранных публичных местах, это вызывало интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. К 1882 г. у него начинает резко ухудшаться зрение, он чаще начал обращаться к пастельной технике и к скульптуре. Почти за 10 лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников Раннего Ренессанса.
Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. За столом женщина в сопровождении подруги очаровательным жестом и с вопросительной улыбкой примеряет шляпку.
Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Они избегают друг друга. Тот, однако, в отличие от импрессионистов, был более социальным художником отходя от традиций классицизма и романтизма старых школ живописи Франции он больше внимания обращал не на отвлечённые повседневные образы современной жизни, а на сюжеты, связанные с повседневным, часто тяжёлым трудом его современников.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Эту пастель с характерным названием Портрет друзей в кулисах (1879, Музей Орсэ, Париж) художник показал на четвертой выставке импрессионистов. Через зеркало, которое находится позади пары, струится утренний свет. Мужчина смотрит в сторону, а женщина безразлично глядит прямо перед собой. После поездки в Лондон в октябре того же года художник высказал желание навестить семью брата и других родственников в Новом Орлеане.
Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен. Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина Гладильщицы.
Считается, что Лепика Дега изобразил в Джентльменской гонке (Музей Орсэ, Париж). В этом их сила и слабость. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Остальные выполнены пастелью.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Сравнительно незадолго до написания Площади Согласия, в 1874 г., он вместе с Лепиком исполнил свою первую монотипию – изображение знаменитого хореографа Большой Оперы Жюля Перро во время репетиции (оба художника разделяли увлечение балетом). Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. А силой зрительной памяти он мог сравниться разве только с Домье. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Дега продолжил свое пребывание в Новом Орлеане до марта следующего года, главным образом потому, что он был занят вторым после Семьи Беллелли масштабным групповым портретом. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».