Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами.
Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Первоначальный замысел Дега состоял в том, чтобы показать в этой женщине покупательницу, рассматривающую новую шляпу, но затем он передумал и превратил эту женщину из покупательницы в хозяйку.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Лаура стоит у стены, на которой, рядом с ее головой, висит работа с изображением ее отца (и деда Эдгара) Гилера Де Га, жившего тогда в Неаполе. То есть, далеко не всё.
Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над Интерьером конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане).
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Он жил один.
После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Когда Дега в 1856 году отправился в Неаполь, он уже был основательно подготовлен, несмотря на свой юный возраст. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи.
Эти семейные узы оказались важными, особенно в годы, когда складывалась личность Эдгара, начиная с его парижского лицея Луи-ля-Гран. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Э. Дега «Абсент» (1876). С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и ее можно было растушевывать кистью или пальцами. Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту.
Ландшафт напоминал ему Англию очень сильно. Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Дега намеревался увидеться со своими итальянскими родственниками, но, главным образом, это было традиционное посещение Италии, которое предпринимали почти все французские художники. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Сюжет, выбранный им для своего полотна, — деловая контора— до этого тщательно обходили стороной все художники.
Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917г. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.
Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием Гладильщица (Национальная галерея искусств, Вашингтон). Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо».
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Это было благодаря тому, что он посещал своих друзей Вальпинсонов в Нормандии, у которых было летнее поместье в Менил-Хуберти, около национального конного завода и ипподрома. С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха.
С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главой Батиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными как импрессионисты.
Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром еще в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель У модистки (Музей Тиссена-Борнемиза). К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в "Женщине с хризантемами" (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы – Тициана и других. Во французском искусстве конца XIX века работы Дега в этом отношении являются диаметральной противоположностью творчеству Сезанна. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Композиция здесь значительно упрощена. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а "скрытой камерой". В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен. Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь.
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Не всех женщин, которых писал Дега, можно назвать красивыми, но часто в них есть то, что сам художник называл спасительной чуточкой безобразия. В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым с ним случались приступы гнева. Он жил один.
Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Э. Дега. Художник применил эту технику, работая над картиной Звезда. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Работы Дега исполненные до 1860, представляют собой в основном портреты друзей и родственников кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета Семья Беллили (1858 – 1860).
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861 – 1862), «Дочь Иеффая» (1859 – 1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Семья недавно переехала сюда из Неаполя. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Частично это объяснялось и недолговечностью пастели. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж).
Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Нельзя, однако, не заметить, что буквально на нескольких полотнах он предложил самостоятельное решение проблемы, которая оказалась не под силу другим, не сумевшим наполнить сюжет своими собственными образами.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Красочная картина Танцовщица с букетом цветов выполнена пастелью и темперой.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях. Сами названия направлений и стилей, как правило, случайны, появлялись и закреплялись стихийно и мало что говорят о том явлении искусства, которое называют. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж).
Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж.
Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием Магазин дамских шляпок (Институт искусств, Чикаго). В середине 1880-х гг. Поездки по Италии и влияние итальянских живописцев XV века подвигли Дега на создание группового портрета семьи Беллели. Дио забрал картину в Лилль, тем самым сделав невозможным вносить в нее какие-либо изменения.
Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи.
Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж).
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Техника пастели позволяла Дега яснее проявить свой талант рисовальщика, свою любовь к выразительной линии. Эти два термина часто взаимозаменялись, хотя натурализм был более прогрессивной формой реализма, так как он обогащался новейшими достижениями науки. Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда. На мгновение танцовщица осталась одна перед зрителями и все их внимание адресовано только ей. В двух ранних полотнах, Урок танца и Репетиция балета в опере на улице Лепелетье, большое пространство по центру картин оставлено свободным, чтобы танцовщица исполняла сольную партию под наблюдением балетмейстера.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Он жил один. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Основой процветания города была торговля хлопком.
Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Такая техника исполнения картины была бы невозможной, если бы он писал маслом на холсте.
Уже не оставалось времени на вдумчивую и почти бесконечную работу над эскизами, зато в какой-то момент художник обнаружил, что его полотна пользуются спросом, а среди покупателей мелькают весьма состоятельные граждане. Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.
В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка. Она пишет: Жизнь с Дженнаро. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц. Последний стал настоящим кумиром художника. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Фактически Дега так никогда и не закончил ни одного из этих произведений, несмотря на многочисленные подготовительные рисунки и наброски маслом. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Тематическая серия работающих женщин (прачек и продавщиц галантерейных лавок) весьма притягательная. Напротив, он изобразил спокойный момент скачек.
Одно из самых известных произведений этого периода – Танцевальный класс (1872, Париж, Лувр). Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей.
Уважаемый посетитель. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Она – единственная связь между родителями, которые разделены столом.
И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Основой процветания города была торговля хлопком. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае. Когда-то, Антуан Ватто, любитель театральных сюжетов, предпочитал рисовать обворожительных легкомысленных дам и изящных меланхоличных юношей в наигранных застывших позах, бывших для Ватто зримым символом красоты условного и хрупкого мира — прекрасного, отделённого своей ирреальностью от обыденной жизни.
Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Поначалу такие картины были восприняты благоприятно. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Мне нравится эта суровость». Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Впрочем, это тоже лишь предположение. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ.
Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега и даже Золя, несгибаемый сторонник дела импрессионизма, сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски). Дега интересовала обычная жизнь людей. Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок.
Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Там встречались неординарные личности: чревовещательницы, эксцентрики, патриотки, крестьянки, сентиментальные дамочки, эпилептики Типажи подобного рода существуют до сих пор и, если поразмыслить, любую современную звезду эстрады можно причислить к одной из этих категорий. Жокеи-любители (1876-1887) началась по заказу певца Жана-Батиста Фаре.
Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в абстрактном виде городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин. Да, все, сказанное выше, правда, но правда и то, что Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью искал новые пути в искусстве. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной. У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты. Но в результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и случайного. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Например, одетые в чёрное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году.
Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Много лет считалось, что сами восковые скульптуры, с которых делали отливки, не могли сохраниться, однако они были обнаружены в подвале в 1954 году как выяснилось, для отливки были использованы специально сделанные дубликаты. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым с ним случались приступы гнева. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Курбе и Делакруа оказали определенное влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта — прием мастера, которым он передает спонтанную непосредственность.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, – никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Вскоре после возвращения из Нового Орлеана в 1873 году Дега начал писать известную картину (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). "Не было искусства, менее непосредственного, чем мое", – писал Дега. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Он был старшим из пятерых детей.
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа.
Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га. «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий.
Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Картина была тотчас же приобретена Лувром. С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, покровителя. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни).
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвёзд, сделанные для обложки глянцевого журнала. К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным. Уличные сцены, кофейни, общественные места, просто дома – темы, которые он трактовал с глубоким психологическим пониманием.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Основой процветания города была торговля хлопком. Плечи женщины опущены, взгляд потухший.
1860 – 1870-е годы – во многом переломные для французской культуры XIX века. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Хотя он отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему интереса. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Более того, Дега почти ничего не продал.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Очевидно, быстрая продажа первой картины подтолкнула Дега написать вторую, которую он выставил в Опере.
Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено. Но и в этом случае они выполнялись с намерением представить конкретного человека. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Дега написал немало портретов. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. Дега, однако, видел в этом кризисе вызов. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Через зеркало, которое находится позади пары, струится утренний свет. Мужчина смотрит в сторону, а женщина безразлично глядит прямо перед собой. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Основой процветания города была торговля хлопком.
Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде.
Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Некоторые его произведения экспонировались в Салоне в 1865-1870 годах, но критики часто даже не упоминали о них или же давали им неоднозначную оценку. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
Э. Дега «Мытьё» (1886). Академизм мало прельщал Дега с самого начала.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. На голове – парик с косой с вплетенной лентой зеленого цвета, такая же лента завязана на шее.
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Два года он изучал работы разных итальянских художников, копировал их картины искал свой собственный почерк. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Мне нравится эта суровость». Как для всех них, "быть современным" означало для него прежде всего воплощать в искусстве непосредственные "впечатления" (отсюда название течения), а также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской жизни. Хюттингер).
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Дега придал ей отличительное выражение лица и даже написал украшение – сережки. Редко он изображал исполнителей во время представления. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Стремление к современности художественного языка, поиски новых средств выразительности пронизывали в это время поэзию Бодлера, романы Флобера, Золя и Гонкуров, живопись Мане, Ренуара, Моне, Писсарро и других молодых художников, вошедших вскоре в историю искусства под именем импрессионистов.
Есть еще одно объяснение такому несоответствию, связанное с личностью натурщицы, художницей Бертой Моризо, которая была известна своей страстью к экстравагантным шляпам. Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Все здесь полно осмысленного движения. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Работа над полотном Скачки. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. Хюттингер).
В Автопортрете (1855), выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса. Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Как и многие его современники, он испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым в дальнейшем прибегал и сам.
Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Завершив картину, он хранил ее в мастерской. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Наблюдательность Дега и феноменальная зрительная память позволяли ему с необычайной точностью улавливать жесты, позы, схватывать на ходу характерные движения и передавать их с необыкновенной правдивостью.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Дега воплотил в картине впечатления о жестокостях в Средние века с сопутствующим им варварством, хотя костюмы всадников не совсем исторически верны.
Уловленные мгновения — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». На протяжении последней трети XIX века, до появления кинематографа, кафешантаны оставались любимым местом отдыха парижан. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Эдгар Дега начинает использовать пастель. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Во время короткой встречи его с Энгром старый мастер, говорят, посоветовал: Рисуйте линии, множество линий и вы станете хорошим художником.
В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на "исторические" – в традиционно-академическом понимании – темы ("Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей", "Семирамида закладывает город" и др. ). Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звезд балета, склонившихся в изящном поклоне. Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Его произведения ничего не воспевают.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Но постижение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства. Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину. А силой зрительной памяти он мог сравниться разве только с Домье.
Исчезают аксессуары и иллюзионистичность пространства, линия и цвет становятся нераздельным целым. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
Он жил один. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500.
В 1873 году художник вернулся в Париж. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен. Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, – все это способствует спокойному характеру данной работы. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Прачка слева, подмеченная в момент, когда ей все равно, что кто-то может смотреть на нее, широко зевает и этот смущающий своей откровенностью жест красноречиво говорит о безрадостной скуке ее труда. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток.
Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у нее есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Ради туманных перспектив становления художником, Эдгар, к неудовольствию отца оставил Парижский университет, где проучился несколько лет на факультете права. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. По возвращении во Францию сцены с изображением лошадей и жокеев стали появляться гораздо чаще в его работах.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей.
Хюттингер). Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего (Анри Руар перед своей фабрикой) или обогащал картину детально разработанной обстановкой (Коллекционер гравюр).
Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра. Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Дженнаро сидит в кресле у камина, спиною к зрителю и как будто отключен от происходящего вокруг него. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Остальные выполнены пастелью.
Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане. Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
В 1873 г. художник вернулся в Париж. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. В 1873году художник вернулся в Париж.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников Раннего Ренессанса.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Вторая версия с такой же композицией (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) была выполнена пастелью, которая придает картине светлый воздушный характер.
Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В этом их сила и слабость.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно — его портрет висит позади Лауры. А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы.
Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звёзд балета, склонившихся в изящном поклоне. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
художник вернулся в Париж. На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева. В этом смысле замечание Мане, что Дега общался со своими моделями как с маленькими зверями, отнюдь не подтверждается его картинами.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Примерно в это же время Дега начал писать картину Юные спартанцы. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856 – 1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Автопортрет (1854-1855). Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). В этом их сила и слабость. Там он изучал рисование у трех профессоров. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Поверхности различных тканей, например, желтый шерстяной платок на шее женщины или льняная юбка, которую гладит другая прачка, – легко узнаваемы с первого взгляда. Если работы его предшественников, на которых звёзды балета изображались в классических, но лишённых жизни позах, более всего походили на обложки журналов, то танцовщицы Дега выглядели ярко и непринуждённо, создавая ощущение живой грации. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница – из низшего сословия. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). В них уже ярко проявились такие характерные для Дега качества, как редкая правдивость в передаче модели, объективность, неотделимая от скрытой теплоты чувства, строгое благородство колорита, утонченность и энергия цветовой нюансировки.
Холст, масло. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Наиболее известным в этой серии является полотно У модистки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Он уже вписал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
В картине Любители абсента он изобразил трогательную сцену. 92 х 68 см. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. По словам близких, это был не самый дисциплинированный ребенок и такой жест девочки выглядит не совсем искренним, в то время как ее младшая сестренка Джулия, кокетливо подбоченясь, показывает более открытый и нетерпеливый характер.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Продолжая свято верить в то, что рисунок в живописи является основой основ, Дега при этом начинает меньше заботиться о красоте и четкости контура, выражая себя с помощью разнообразия форм и богатства цвета. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев.
Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами. Сюжет, выбранный им для своего полотна, — деловая контора — до этого тщательно обходили стороной все художники.
Во французском искусстве конца XIX века работы Дега в этом отношении являются диаметральной противоположностью творчеству Сезанна. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Отмечалось, что в работах этого периода Дега сполна отдал дань абстрактным элементам своего искусства. Такой замысел картины определил ее форму – она почти квадратная.
Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми.
Они избегают друг друга. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели». Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала.
Все здесь полно осмысленного движения. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета.
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине Интерьер или Изнасилованная (1868-1869). Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений.
Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, которая лишь слегка отличается от первой (Музей Орсэ, Париж). Фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах. Хюттингер).
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Танцовщицы изображены в таких же позициях, что и в первой картине, но за счет мягкого золотистого цвета, мраморных колонн и изображения известного балетмейстера Луи Меранта это полотно более торжественно. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Во время пребывания в Риме он с большим вниманием следил за традиционными римскими скачками на Виа дель Корса, которые в свое время так притягивали Теодора Жерико. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Хотя художник иногда жаловался на усталость и скуку, работая над портретами, тем не менее интерес его к этому жанру остался неизменен со времен работы в мастерской Ламотта. Дега явно симпатизировал своей тетушке. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Он не любил экспромта, его полотна всегда завершены и продуманны. Если в начале профессионального пути Дега писал в традиционной манере маслом по холсту, то в зрелые годы он много экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Он также был известен как способный мимический актер.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. В 1873г.
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Остальные выполнены пастелью.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Так появились его ранние произведения.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке. Его произведения ничего не воспевают. Некоторые выставки он помогал организовывать.
Для этого он пользовался хорошо высушенной краской, этим создавая на грубой ткани меловой эффект, который не терялся со временем, поскольку работа не покрывалась лаком. Так он экспериментировал с фотографией, не без пользы для себя как для художника. Он также был известен как способный мимический актёр.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Остроумный элемент – скачущий жокей слева, чьи движения повторяют движения поезда с клубами белого дыма, мчащегося вдалеке. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам.
Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом. Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции. Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков. Позже Дега любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Третий мужчина, читающий газету – Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара.
Пастель, однако, считалась хуже по качеству, чем живопись маслом. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Молодой Дега испытывал влияние своих старших современников: Делакруа, Курбе и особенно Энгра. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Его произведения ничего не воспевают.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина Гладильщицы. Изображенные шляпы требуют пристального внимания зрителя.