Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Вследствие этого появляется картина Завтрак на траве. Они обратились к очень светлой палитре изображая природу, передавая атмосферу и свет. С этим мнением согласны и другие исследователи.
Опять заметно возвращение к проблеме фона и фигуры. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. войны 1870–71 М. (как и К. Писсарро) находился в Лондоне. Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя.
Мане также обратился к работе на пленэре. И меня это поразило. Появление этой техники также связано, я думаю, с импрессионистами, у которых был принцип писать быстро, чтобы запечатлеть мгновение (тот же Клод Моне, который писал Руанский собор, стога сена, пытаясь поймать особенности освещения). 1871) М. обосновался близ Парижа– сначала в Аржантёе, с1878 в Ветёе.
Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. «Флейтист», «Женщина с попугаем» (1866), - такие работы, в которых жанры взаимодействуют друг с другом. Эти взаимоотношения и пытались уловить и запечатлеть художники. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей импрессионизма, Париж).
После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными. Женщина с зонтиком», 1875, Нац. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Некоторые из них умерли, так и не дожив до признания, как Мане.
По возвращении во Францию (кон. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
Только «Любитель абсента», написанный по правилам живописной техники Кутюра, вызвал категорическое неприятие своим сюжетом: на холсте изображен не мифологический герой, а обыкновенный бродяга-люмпен, любящий выпить. Ф. Базиль и Камилла», 1865, Нац. Его композиции всегда тщательно обдуманы, в них чаще всего нет элемента случайности, который так характерен для импрессионизма в целом («Мулен де ла Галетт», 1876 «Зонтики», 1879).
Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. Позже, плавая на корабле в Рио-де-Жанейро, он рисует «карикатуры» на товарищей – моряков. Портрет современников – «Балкон» опять нам напоминает работу «Махи на балконе» Гойи. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой.
Их образы символизируют муз. После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки слухам, что сколь бы ни была хороша следующая работа художника, жюри Салона всё равно её отвергнет. Пейзажи исполненные на средиземноморском побережье Италии (1884), своим преувеличенным колоризмом предвосхищают отношение кцвету фовистов. Он пишет «Мальчика с вишнями» (1858), «Любителя абсента» (1859) и «Портрет родителей» (1860) В ранних работах Мане практически не отходит от принятых канонов живописи. Он любил изображать людей и у него это хорошо получалось, в отличии от своеговизави.
В 1883 г. умер Мане. Теперь Моне абсолютно по-другому работает с тенью. работа практически во всех жанрах2. Они были сосредоточены на произведениях великих мастеров: Андреа дель Сарто («Мадонна дель Сакко») 1857 г., Тициана («Венера Урбинская», «Мадонна с кроликом», «Юпитер и Антиопа») 1856 г., Делакруа («Ладья Данте») 1858 г., Филиппо Липпи («Голова молодого человека»). Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Юношу влекла скандальная слава. В произведениях 60-х гг. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. Бога виноделия окружают обычные «пьяницы» – крестьяне, мужички из народа.
По остальным – «неудовлетворительно». 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона.
1860-хгг. Ну и для новичков: Мане рисовал людей больше, Моне – пейзажи. По-английски это звучит как self-concept, т. е. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.
стиль М. сближается с символизмом (исполненные драматизма виды Этретa и Бель-Иля, 1885–86 и др. ). 1868) происходит личное сближение будущих импрессионистов с Э. Мане. После триумфа в Салоне «Гитарреро» многие молодые художники отправились к господину Мане, они начали считать его своим учителем. Этапным произведением выделяется работа Лоло из Валенсии.
Оба очень талантливы и картины у них шедевральны. МОНЕ (Monet) Клод (Оскар Клод) (14. 11. 1840, Париж– 6. 12. 1926, Живерни), франц. Открытие залов «Нимфей» в Музее Оранжери состоялось через год после смерти М., подарившего этот цикл государству. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета.
Юношу привлекла эта скандальная слава. Этапным произведением можно считать Бар в Фоли-Бержер (1882). Решив посвятить себя живописи, М. отправился в Париж (1859–60), где познакомился с К. Писсарро, работами К. Коро и мастеров барбизонской школы, посещал академию Сюиса.
Большое впечатление на М. произвело знакомство с живописью У. Тёрнера и Дж. Констебла. Во всех исследованиях, посвященных импрессионизму, Э. Мане рассматривают, как некое «переходное звено», как нечто, давшее основы, но постепенно начавшее «мешать» такому цельному явлению, как импрессионизм.
Его интересуют эффекты пара, дыма, освещения ускользающего пространства – появляется «Железная дорога». Восходящее солнце», «После ланча», «Красные лодки». Один из самых известных трудов по французскому импрессионизму – книга Д. Ревалда «История импрессионизма». «Портрет Золя» — дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия.
Ряду произведений Мане (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне) свойственны подчёркнутая живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная вибрирующая красочная гамма. В 1863 году художник пишет самые «скандальные» работы во всем его творчестве – «Завтрак на траве» и Олимпия. наложение жанров друг на друга3. Он подчеркивает это, даже основываясь на технике Мане: «сильный, широкий удар кисти имеет мало общего с дробным раздельным мазком импрессионистов». Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Он создает портреты современников: «Портрет Малларме», «Портрет Фора в роли Гамлета» (1876), «Портрет Жоржа Клемансо» (1879).
Основные цвета – цвета страстной, эмоциональной Испании, символы духа страны. Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне.
И Гойя и Веласкес и Э. Мане – художники, которые максимально «схватили» сущность времени, выявили ее в своих работах. «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. В самом значительном и глубоком произведении Бар Фоли-Бержер (1881-82, Институт Кортолда, Лондон) Мане раскрывает иллюзорность и призрачность счастья в сверкающем, праздничном современном мире. О картинах Мане с уважением отзывались крупнейшие художники, среди которых были Матисс и Пикассо. Такова была его художественная программа.
Такая «идеографическая» уплощенность связана с обращением к традиции примитива, фольклора и архаики. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Однако, жажда быть известным в порядочном обществе, пользоваться успехом, не покидает его.
Он не приемлет их суровый реализм. В 1874 году открылась первая выставка художников —импрессионистов. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Различие в их фамилиях всего лишь в одной букве, второй по счету, буква «А» первая, вот таким образом справедливо начать с Мане. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном.
Мане утверждает этой картиной ценность для него современности (тема развлечений горожан и кафе), близость ему испанской живописи, в частности, Веласкеса. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Учился у Т. Кутюра (1850-56, с перерывами).
нововведение Мане – организация полотна «Музыки в Тюильри» посредством пятен и силуэтов, 6. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.
Одним из первых среди будущих импрессионистов М. обратился к теме большого города: написанные им в сер. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. («Мадемуазель Ирен», 1880 «Габриель с Жаном», 1895 портрет сына художника —Жана, 1898 «Клод Ренуар», около 1906). влияние на формирование его раннего стиля.
Мане тщательно копирует их. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет — картинам «Аржантей» и «В лодке». Тень фигуры не соответствует её положению. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию.
Художник передает своеобразие именно испанского темперамента. Он пишет самую знаменитую работу 60-х гг. коллекциям мира (2 картины в ГМИИ). Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).
Здесь дважды в неделю проводят концерты, которые собирают вокруг музыкального павильона весь Париж. Именно в его творчестве воплотилась основная проблема импрессионизма — проблема света и воздуха. Это идеал женской красоты для Мане.
Здесь он встретился с П. Дюран-Рюэлем, сыгравшим значит. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
«Туман в Лондоне», 1903). Основной миссией живописца было и есть поиск красоты в обыденном. Они мне оба нравятся.
В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Художник всегда работает в мастерской, наедине с самим собой. Это аллегорические портреты двух актрис – Жанны и Мэри. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами.
Так появляются его знаменитые «Стога», «Руанский собор». Cimetire de Passy) — одно из известных кладбищ Парижа, расположенное в 16-м округе. По завещанию Мишеля Моне (сына художника) дом М. в Живерни и сад превращены в музей в 1966. Вот посмотрите на картины того, а потом другого художника и вы скоро поймете разницу в их картинах.
Может быть, у великих испанцев он искал поддержки именно в такой ситуации. Но и сами члены группы не были едины. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. 1870-хгг.
Эту картину можно считать этапной по находкам, которые сделал художник. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). По возвращении во Францию, Эдуар победил неприязнь отца к занятию искусством.
Автор опирается на свидетельства современников, на подлинные документы. В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. поиски изображение «естественных» моделей.
Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Эдуард получает наследство и теперь может не думать о том, как и на что ему жить. Гойю и Веласкеса называют реалистами. Также автор высказывает мнение, что Мане «будто экспериментировал» с публикой, предлагая то картины на испанские темы, то сюжеты с современными парижанами, то пленэрные работы. Актуальность и новизна исследования.
Отечественный искусствовед Б. Н. работ лишь серия в целом воссоздаёт синтетич. Провалив тесты, он не отчаивался и отправился в учебные плаванья при морской школе. Интересно, что «Олимпия» и «Завтрак на траве» практически единственные завершенные работы, где у художника появляется обнаженная натура. В 1867 г. он устраивает собственную выставку.
Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. При этом, Мане отказался от сюжетного начала и от литературности вообще, столь распространенной у художников в то время. он самостоятельный художник импрессионистом себя не считавший.
О ком рассказать в первую очередь. – Флейтист (1866). Интересно, что в психологии также есть такой термин – «автопортрет».
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. И вообще они оба стояли у истоков создания такого стиля как импрессионизм. Операция проходит неудачно и Мане умирает 30 апреля, накануне открытия очередного Салона. Э. Мане в отечественных изданиях тоже классифицируется как «реалист».
достигает совершенной зрелости: «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873, ГМИИ вариант– Худож. impression– впечатление), наиболее последовательным выразителем которого был сам М. («то, что я хочу уловить: мгновенность и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней»). критики.
«японским» садом. Весной 1874 года импрессионисты – Моне, Писсарро, Сезанн, Сислей, Ренуар – организовали совместную выставку. Этот прием – включение современников в мифологический сюжет использовал и Караваджо. Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства. Восходящее солнце», 1872) их назвали импрессионистами.
Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Мане отказывается от приемов композиции старых мастеров.
высветление палитры2. Среди серий в творчестве М. – «Вокзал Сен-Лазар в Париже» (1877), «Стога сена» (1888–91), «Тополя» (1891), виды туманного Лондона и Темзы (1891 и нач. Именно на этом этапе появляются первые портреты современников – Э. Золя, Т. Дюре, портрет жены в картине «Чтение» (1868)Итак, для третьего этапа характерно:1. К 1887 г. импрессионисты завершили свое существование как группа.
В очередной раз Мане меняет мастерскую— теперь она находится в западной части квартала Батиньоль. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». Глядя на портреты Ренуара, понимаешь, что человек—самое прекрасное в общей гармонии мира. Сложно определить жанр этой картины – как портрет или бытовой жанр.
На этом этапе таких картин появляется много. Подходы Моне к живописи Глейр не принял и довольно резко осудил. во Франции очень популярен гребной спорт. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Зрителя со всех сторон окружает бесконечное зыбкое пространство– неподвижная вода с цветущими лилиями, в которой проплывают лёгкие отражения облаков. Что трактовалось как непристойность.
Творчество художника это явление в истории искусства. В конце концов победила его приверженность к искусству. На похороны великого творца собрался весь артистический Париж. Среди них – Джотто, Пьеро делла Франческа, Дюрер, Брейгель, Веласкес, Вермеер, Гойя, Сезанн, Матисс, Петров-Водкин.
Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. В 1883 году семейство Моне перебирается в Живерни — деревню на берегу Сены. 15 апреля 1874г.
Их признание имело значение. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Он считает, что Э. Мане ввел принцип «заслоняющей плоскости». Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра.
В 1861 – 62 гг. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Можно привести высказывание Ш. Бодлера о картинах вообще: «все должно содействовать выражению основной идеи, все должно хранить ее изначальный колорит, опознавательные цвета».
Летом 1869 года вместе с Ренуаром Моне рисует в Бужевиле. Они объединяют разрозненную публику, девушку-барменшу, подошедшего к ней мужчину. Сад Тюильри – основное место, где проводят время светские жители Парижа.
Также художник отказывается от пространственных качеств формы. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Его сдержанные родители дают ему достойное порядочного буржуа воспитание. Импрессионистический этап изменил палитру Мане на более светлые краски. Распад группы начался еще в 1880 г. Золя выступил со статьями о непризнанности этих художников, а затем с романом «Творчество», в котором отчетливо прозвучали слова о Сезанне как о «несостоявшемся гении».
изменение техники с классической на «a la prima». Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Тоже делает и Э. Мане. Мане Эдуард (Manet) (1832-1883), французский художник.
образ изображаемого объекта как совокупности его многовариантных состояний. интерес к обнаженной натуре4. Однако художник опять идет по своему пути, что мы назовем двунаправленностью искусства Э. Мане: с одной стороны – «воскрешение» работ старых мастеров – Тициана, Рафаэля, Джорджоне, актуализация их.
Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, во Франции. утверждение доминирования темных тонов2. Освоение объект-языка, тщательное копирование произведений мастеров прошлого2.
Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Это время, когда создано довольно много рисунков и картин на испанскую тематику. А. Якимович в статье «О построении пространства в современной картине» выделяет ключевые фигуры, «узлы» во всей истории искусства, которые внесли принципиально новое в концепции пространственного построения. Для картины он написал ряд этюдов на природе («На прогулке. Она стала гораздо светлее. Акцент переносится на современное событие, поиск сущности в окружающем мире. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Появляются работы «Слива» («Подвыпившая»), Подавальщица пива, «У папаши Латюиль».
эффектами («Охотничьи трофеи», 1862, Музей Орсе, Париж). В 1862 году он создает еще несколько работ: портрет испанской танцовщицы – «Лола из Валенсии» изображает своего брата Эжена в национальном испанском костюме махо – «Молодой человек в костюме махо», пишет «Портрет Викторины Мёран в костюме эспады». История известности ихнастолько пропитана фонетикой, так что придется идти по алфавиту. Часто покупая холсты и краски в магазине на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, Мане вскоре стал завсегдатаем расположенного рядом кафе Гербуа, среди которых завсегдатаями были как неизвестные писатели и художники, так и уже знаменитые Фантен-Латур, Уистлер, Дюранти, Дега, Ренуар, Моне, Писсарро.
галерея иск-ва, Вашингтон «Камилла Моне на смертном одре», 1879, Музей Орсе) идр. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Создание этих полотен обусловлено, с одной стороны исторической ситуацией – Наполеон III, женившись на особе, принадлежащей старинному испанскому роду, завозит в Лувр множество картин испанских живописцев. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа. Э. Мане едет в Аржантей, где сближается с К. Моне.
Авторы находят, что именно эти принципы позже лягут в теорию «искусства для искусства». Художник не может писать. Цветники и искусств.
гравюры 18–19вв. ориентация на мастеров прошлого3. Конечно это два художника-импрессиониста. Копеечка на жизнь его семье давалась непросто, а свою юность Моне отмечает практическибродяжной и очень непростой. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года.
Наиболее известна серия, посвящённая Руанскому собору (1892–1894), – его зап. Фамилии да, созвучны, стили написания картин – тоже. Но сцены Дега полны острого ощущения современности.
Но говорить об Э. Мане как об импрессионисте также неверно, т. к. Огюст Ренуар (1841—1919)—один из самых пленительных художников-импрессионистов, обладавший огромным живописным талантом. Создает морские пейзажи и многочисленные натюрморты, «Бой Кирсэджа и Алабамы».
Бенанкур» (1868, Ин-т искусств, Чикаго) и «Лягушатник» (1869, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)– излюбленное парижанами место отдыха, которое М. писал одновременно с О. Ренуаром. В 1865 М. начал работу над большой композицией «Завтрак на траве»: тема, несомненно, навеяна одноим. считают, что Мане произвел «революцию красочного пятна», т. е. Во-первых, приведем отрывки их писем и воспоминаний о Веласкесе и Гойе: О Веласкесе писал его современник, учитель: «так хорошо, так похоже на модельего способность казалась чудом» Гойя в письмах определяет место художника: «живопись выбирает Вселенной то, что наилучше соответствует её целям, она соединяет в едином вымышленном образе явление жизни и свойства характеров, которые природа рассеяла повсюду и благодаря такому искусно построенному сочетанию получаются удачное подражание, в силу которого художник и именуется творцом, а не покорным копировщиком». Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса».
Чугунная ограда отделяет городскую улицу от железнодорожных путей. Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. В работах сер. «Мотив для меня не имеет значения.
В 1848 году Мане оказался на борту парусника, который отправлялся в Рио-де-Жанейро. принцип композиционной «кадрировки»4. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Этот этап можно охарактеризовать как поиск, самоопределение художника.
В картинах М. 1880-хгг. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. В искусстве Мане была некая предопределенность.
Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Впервые, на этом этапе появляется «Автопортрет с палитрой» (около 1878) – именно обязательным присутствием своей палитры Мане еще раз подчеркивает почетное занятие, свою профессию – художник. О замысле картины можно судить по уменьшенному авторскому повторению (1866, ГМИИ), хранящему следы тщательной доработки в ателье.
От глухих и плотных тонов, напряжённого колорита с преобладанием тёмных цветов он перешёл к более светлой и свободной живописи, богатой прозрачными рефлексами и валёрами (В лодке, 1874, Метрополитен-музей). В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Янсон Х. В.
1900-хгг. ), Венеции (1908 и 1909). Свет и цвет сближает все, что есть в этом заведении и, в целом, в Бытии. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). восприятия природы. К этому времени Клод уже был преуспевающим художником, скопившем неплохое состояние.
Биография А. Перрюшо отличается легкостью изложения. Это открытие повлекло за собой еще одну находку — эффект цвета во многом зависит от окружающих оттенков. В чем же сущность импрессионизма, его художественного метода. Терновец акцентирует внимание на реализме Мане. После провала юноша стал юнгой на торговом судне. приверженность к темным тонам, 4.
Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Портреты Мане (С. В год окончания обучения умирает отец будущего художника, что снимает с него оставшиеся ограничения, сковывавшие его жизнь.
Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи. «героем» картины становится свет, тихо струящийся сквозь листву, ложащийся неяркими бликами на траву и живописный натюрморт в центре композиции, угасающий в непроницаемой зелени леса. («Завтрак гребцов», 1881). Последовательным импрессионистом не был и Эдгар Дега (1834—1917). В юности исполнял карикатуры и шаржи, обратившие на себя внимание Л. Э. Будена (1858), который предложил М. писать вместе с ним этюды на пленэре в окрестностях Гавра. художник. В 1895 на выставке М. показал 20 полотен этой серии (позднее к ним добавились другие), затем серия разошлась по разл.
Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Так, П. Валери проводит параллель между сюжетами картин Мане и тематикой стихов Бодлера: «Любителя абсента» (1860) он сравнивает с «Вином мусорщика», а «Олимпию» – с циклом стихов «Парижские картинки». М. Н. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Soleil levant» («Впечатление. Среди них были О. Ренуар, А. Сислей и Ф. Базиль. Расположенный недалеко от императорского дворца, он привлекает горожан. Ренуар и Мане стали выставляться в Салонах (к тому времени их было уже два: «Салон Елисейских полей» и несколько более демократичный — «Салон Марсова поля»).
Появляется несколько портретов художницы Берты Моризо, которая поддерживала Мане: «Отдых» (Портрет Берты Моризо, 1869), «Берта Моризо с букетом фиалок» (1872), «Берта Моризо в трауре». Сложные тона разлагались на чистые цвета солнечного спектра. В 1846 переехал ссемьёй в Гавр. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». образование брал уроки у салонного живописца О. Тульмуша и посещал школу Ш. Глейра (1862–64), где завязались его дружеские отношения с О. Ренуаром, Ф. Базилем, А. Сислеем.
Известно, что сам художник не сохранял свои ранние работы и наброски. Многие работы Мане «переводят на современный ему язык живописи картины старых мастеров».
Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. Тяготение к «реалистическим» сюжетам и трактовке4. Иногда в отражённом, перевёрнутом виде всплывают очертания берега из глубины воды возникает бледный рассеянный свет неба. даровании М. и об увлечении иллюзионистич.
место занимает грандиозный цикл «Нимфеи» («Водяные лилии» или «Ненюфары», с 1889 до конца жизни). Отдельной темой в позднем творчестве Э. Мане стоят кафе, кафе-концерты, кафе-шантаны. Она держит раскрытую книгу, а на её коленях примостилась маленькая собачка. Эта картина пользовалась большой популярностью, позволив забыть о привычном голоде. Те современники Мане, которые также были «анти-академиками» – Курбе и Милле – также не вдохновляли художника. Его интересовал мир людей их отношений и чувств. Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон).
Поздний импрессионистич. У художника появляется техника «a la prima». Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). В это же время (ок. Он пишет разрозненную толпу в саду Тюильри.
Мане было скучно в мастерской Кутюра. Похоронен великий художник на кладбище Пасси (фр. По возвращении в Гавр (после воен. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Вместо нее на салоне была представлен портрет «Женщина в зеленом», моделью для которого выступила будущая жена Моне К. Донсье.
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. принципы и все этапы– от зарождения, расцвета (1870-егг. ) до последовательного нарастания черт декоративизма впоздний период итог импрессионизму подводят последние работы Моне. Будни балета, подчеркивает Дега, скучны, а танцовщицы некрасивы, жокеи устали, прачки и гладильщицы изнурены трудом, люди отчуждены друг от друга и бесконечно одиноки («Урок танцев», 1874, «Проездка скаковых лошадей», 1880, «У фотографа», «Танцовщицы на репетиции», «Голубые танцовщицы», 1897, «Гладильщицы», 1882, «Прачки», 1876—1878, «Абсент», 1876).
Его первые самостоятельные работы находят положительные отклики у публики. Художник продолжает писать портреты. При всей самоценности отд. 1-я выставка импрессионистов), вызвавшая резкое неприятие публики и худож.
И тем не менее, ничто не прошло даром. Кладбище Пасси насчитывает всего около 2000 могил. изображение современных жителей Парижа5. Эдуард Мане (23 ягваря 1832 – 30 апреля 1883) – французский художник, гравер, один из родоначальников импрессионизма. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.
К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Однако бунтарь по натуре Мане не стал учиться в Школе изящных искусств (на чем настаивал его отец), он учился в мастерской Тома Кутюра, который незадолго до этого прогремел в Салоне 1847 года со своей картиной «Римляне эпохи упадка» изображающей античную оргию. В 1881 году он получает медаль Салона, а позже его награждают орденом Почетного легиона.
В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором и был представлен ставший знаменитым «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Эдуарда Мане. На идейном уровне работу можно трактовать как поиск и жажду признания. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. Необходимо отметить, что Э. Мане довольно поздно написал свой автопортрет.
стремился к жизненной достоверности образов, сочетая её с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Флейтист, 1866, – оба в Музее импрессионизма, Париж). Первая выставка, как и последующие, завершилась провалом. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Они собирались обычно в кафе Гербуа на улице Батиньоль, 11. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению.
Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». службы) М. встретился сработавшим в те годы в Нормандии Я. Йонгкиндом иск-во которого (наряду с Буденом) оказало значит. Здесь опять представлена фигура на условном фоне. Во время франко-прус. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Художника не случайно называли живописцем современной жизни.
В это время на М. большое впечатление производит творчество Э. Мане. В 1866 году бедный Моне, регулярно просивший в долг у друзей, приступает к работе над картиной «Завтрак на траве». Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Более того, часто упоминается об интересе только к новым живописным эффектам, оттенкам, новой трактовке поверхности.
Мане добивается известности, хотя и скандальной. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. Последняя работа М., ставшая его творч. («Вид Темзы и парламента в Лондоне», 1871 «Бульвар Капуцинов в Париже», 1873 «Скалы в Бель-Иле», 1886).
С их палитры практически ушёл чёрный цвет. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Мане участвует в военных событиях, делает зарисовки баррикад, расправы версальцев с коммунарами. На этом этапе художник особенно близок импрессионистам: он обращается к работе на пленэре: «На пляже», «Купальщицы на пляже» (1873). В 1874 состоялась выставка группы художников во главе с М. (т. н.
Писсарро примкнул к неоимпрессионистам. живопись на пленэре5. Трудно изобразить движение, но они умели это делать – Моне и Мане. Его творчество было «манифестацией новой школы». Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Устойчивый интерес к испанским художникам: Гойе, Веласкесу, Мурильо, Зурбарану.
На этом этапе художник создает работу «Бой быков», от которой сохраняет фрагмент – «Мертвый тореро» пишет религиозную композицию Христос с ангелами. Копировал их и Мане и не только в Лувре. Э. Мане начинает рисовать, обучаясь в коллеже. Рисунок – единственный предмет, по которому у будущего художника стоит оценка «хорошо». Зато здесь он познакомился с плеядой талантливых молодых художников.
Ранние работы свидетельствуют о колористич. иск-ве (от франц. Она представляет собой «шедевр пространственного иллюзионизма», как и «Менины» Веласкеса, которыми восхищался Э. Мане.
В 1883 году Манэ ампутируют левую ногу. Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Эдуард Мане – самостоятельное явление в истории искусства.
роль вподдержке М. и его единомышленников по иск-ву. Братья Гонкур писали: «Художник, который не изображает женский тип своего времени не останется долго в искусстве». Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. Молодая женщина сидит на парапете у ограды.
Основная тема произведений Мане – сцены современной парижской жизни (Нана, 1877, Кунстхалле, Гамбург В кабачке папаши Латюиль, 1879, Музей изящных искусств, Турне). В ней опять же мы наблюдаем реминисценции голландцев 17 века, Караваджо. Основные цвета этой работы – красный, белый и черный. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. Истинным вождем постепенно становился Клод Моне. («Качели», 1876, «Молодой солдат», около 1880 «Бал в Буживале», 1883). Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
Однако он верен своему «бархатистому» черному цвету, его тонким градациям, о чем говорят работы этого же года (1873) – За кружкой пива и «Бал-маскарад в Опере». Вот как-то так. В написанных М. видах Лондона и пейзажах Голландии (1871) окончательно стирается грань между подготовит. Близок этот принцип и Э. Мане.
направление, основанное на следовании внешним формам классического искусства. картиной Э. Мане (1863), однако художник отказался от всяких классич. Художник часто бывает в таких местах, запечатлевает такую натуру. Испания входит в моду у французов.
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. «Испанский музыкант» – «Гитарреро» был написан в новой манере, которая находится между так называемой реалистической и романтической. мелкий, дробный мазок3. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.
Почему Э. Мане, француз, обращается к испанской живописи. Во время краткой поездки в Гавр весной 1873 он исполнил неск. Восход солнца», давшую название целому направлению в европ. Фон дан условно – мы видим некие перекладины. Мир Моне с его предметами, растворяемыми в световоздушной среде, постепенно лишается материальности и превращается в гармонию цветовых пятен. уже меняются его живописная манера и красочная палитра: вместо гармонии, основанной на сопоставлении звучных цветовых пятен, всё чаще встречается «дробление» цвета на элементы, взаимопроникновение которых создаёт своеобразный «радужный» эффект.
картин, среди них– «Впечатление. Многие считают его неким исчадием ада, при том, что он является воспитанным человеком с безукоризненными манерами. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней.
В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. Он пишет: «Мане – автор «Олимпии» – оказался в самом центре эпохи». Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен. В 1875 появляется «голубая симфония» – «Гондолы на Большом канале в Венеции». О живописи 17 века Испании говорят также, что появляется натуралистическая тенденция, связанная с распространением караваджизма, появляется воспроизведение повседневной жизни.
Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). 1919 и «Японский мостик», между 1918 и 1926): предметный мир почти исчезает в хаотич. сблизился с Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром и перешёл к пленэрной живописи. Нет никаких ориентиров пространства, нет внутр. Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства.
Обращался к темам современной истории (Казнь императора Максимилиана, 1867, Кунстхалле, Мангейм), откликался на события Парижской Коммуны 1871 (Расстрел коммунаров, акварель, 1871, Музей изобразительных искусств, Будапешт). В последние годы Э. Мане работает над циклом «Времена года», но осуществил он всего две картины – «Весна» и «Осень» (1881). После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. После импрессионистических поисков, Мане вновь возвращается к своей манере. К написанию серий (циклов) работ на одну тему М. всё чаще обращался ссер. «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. Истинным главой импрессионистской школы явился Клод Моне (1840—1926). Спустя год ему ампутировали ногу и через несколько дней он умер в агонии от боли.
Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Творческая жизнь в Париже затихает и сворачивается. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств.
У меня есть несколько гипотез. Обращение Мане к Веласкесу и Гойе. По настоянию отца он вновь приехал в Париж (1862) сцелью получить академич.
Клод стремился написать картину до открытия салона, но из-за поврежденной ноги сделать это не успел, вот таким образом до нас дошли лишь два фрагмента. Первое датированное произведение Мане – «Пьяный Пьеро» – это рисунок тушью товарища Понтийона, одетого в костюм Пьеро. акцентирование отсутствия пространственной глубины, перспективы. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Ревалд характеризует манеру Мане как находящуюся «между так называемой реалистической и романтической». первые самостоятельные работы – еще следование правилам живописи мастерской Кутюра, однако уже здесь заметна особенность Мане – моделей для своей работы он берет из жизни («Любитель абсента», «Музыка в Тюильри». )2. Ухудшающимся зрением старого художника объясняется необычный «деструктивный» стиль некоторых его поздних пейзажей (серии «Плакучая ива», ок.
Мане никогда не ввязывается в споры, не участвует в посиделках в дешевых кабачках. Контуры теряют четкость, растворяясь в световоздушной среде. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Его можно назвать «испанским». Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию.
и Янсон Э. Ф. Перрюшо представляет работу «Олимпия» как своеобразную визитную карточку творчества Мане. музей, Канзас-Сити), виды Аржантёя и Ветёя, портреты Камиллы Моне («На прогулке. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. В 1860-х годах Мане приобретает двусмысленную репутацию.
Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм». появление портретного жанра. В 1870-80х гг. 1870-хгг. фасад, увиденный художником с одной точки зрения (из окна дома напротив), теряет под кистью М. свою структурную определённость и всякую вещественность, превращаясь всвоего рода плоский экран, отражающий сложнейшие эффекты преломления света в разное время суток.
Вот почему их называли художниками батиньольской школы. реминисценций. Также автор считает, что в творчестве Мане много точек соприкосновения с реализмом Флобера и Мопассана. Он против академической школы Кутюра, не приемлет классицизм Энгра и Давида. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в Фоли-Бержер», после которой его мастерство было признано официальнов Салоне 1882 года.
«завещанием», – цикл из 8 огромных панно, которые должны быть вмонтированы в стены двух специально спроектированных овальных залов в Музее Оранжери в Париже. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане.
художник пишет Музыка в Тюильри. Блики света присутствуют на всех персонажах картины. («Мадам Моне», 1872 «Девушка с веером», около 1881, портрет актрисы Комеди-Франсез Жанны Самари, 1877). Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Неприятие академизма, «условных» поз и жестов, мифологических сюжетов3.
В 1867 году появляется работа на современную историческую тему «Казнь императора Максимилиана». Мане создает серию картин с изображением испанских танцоров. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Творчество Э. Мане стоит, скорее всего, между реализмом и импрессионизмом. Живопись М. в серии «соборов» достигает предельного мастерства: плотное красочное тесто образуется из слияния едва различимых, «растущих ввысь» мазков, поверх которых точечными прикосновениями кисти нанесены золотистые или тёмно-синие капли. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни.
новая манераМ. Художник ежедневно посещает Лувр, где делает первые наброски. («После ванны», 1883 «Женщина в тазу», 1866 «Женщина перед туалетом», 1894). Академизм – сложившееся в 16-19 вв. В пейзажах Онфлёра и нормандского побережья (сер.
Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Выходец из старинной банкирской семьи, как будто бы далекий от духовного смятения многих его современников, Дега вполне мог остаться в стороне от всех бурь и столкновений передовой художественной интеллигенции с официальными кругами. В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах.
Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Но на самом деле они разные. Он получил художественное образование, прочно связанное с академической школой. Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков.
сплетении энергичных экспрессивных мазков. – «Я – концепция» – как Я представляю, знаю себя.
Как видно из обзора, никто из исследователей не рассматривает художника как мыслителя. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Олимпия – одна из самых концептуальных работ Мане, выражающих не только новые находки в технике живописи, но и определенное мышление художника, его идеи, воплотившиеся в этом произведении.
Однако приверженность его импрессионистам была краткой, художник никогда не участвовал в их выставках и себя импрессионистом не считал. Итак, для «импрессионистического» этапа характерно:1. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто абсолютно новое. Собственно школой они не были, у них не было единой программы. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). Появление в палитре художника ярких розовых, красных, белых красок3.
Несмотря на античный сюжет, например, в картине «Вакх», художник продолжает традиции жанровой живописи 17 века, так называемых «бодегонес» – бытовых картин, натюрмортов. К числу таких фигур автор относит и Э. Мане. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Но это название условно. Мане едет туда и в 1874 г. создает там свои работы, которые близки импрессионизму – «Сена у Аржентейля», «Аржантей», В лодке, «Клод Моне в своем ателье».
Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Пленэрные искания он продолжил в картинах «Терраса в Сент-Адрессе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Женщины в саду» (Музей Орсе обе– 1866–1867), «Дама в саду» (1867, Эрмитаж, С. -Петербург). галерея иск-ва, Вашингтон и др. ) не удовлетворённый конечным результатом, М. разрезал полотно (две сохранившиеся части ныне вМузее Орсе).