Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант.
Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в Фоли-Бержер», после которой его мастерство было признано официальнов Салоне 1882 года.
Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку». Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах.
увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом («Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Она умерла во время родов, через пять дней после Мане. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. И, несмотря на то, что дважды проваливается на конкурсе в Борда, ему, всё же, удалось в качестве юнги совершить круиз в Рио-де-Жанейро. Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей.
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Рисунок, штудии с натуры, умение построить большую композицию такова была основа работы в его ателье. Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник.
Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа. Копировал их и Мане и не только в Лувре. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.
Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал. В одной картине могут быть объединены жанровые сценки и пейзаж. Пожалуй самые знаменитые картины Мане – это «Флейтист», «Олимпия», «Букет сирени», «Завтрак на траве», «Арджантей», «Бар Фоли-Бержер», «В лодке», «Кабачок», «Портрет Эмиля Золя», «Казнь императора Максимилиана». Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Если он и появлялся в школе на уроках, то он больше разрисовывал тетрадки, вместо того, чтобы вести конспект.
Благодаря дядюшке Эдмунду, регулярно водившего мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана.
У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран.
Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. Знаменитая работа «Завтрак в мастерской» являет собой удачное сочетание портрета, натюрморта и бытового сюжета. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года.
На первый взгляд, может показаться, что заслуга Мане заключалась лишь в том, что от одного поколения французских художников он проложил путь к другому. Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса.
Молодая женщина сидит на парапете у ограды. Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками.
Возможно именно его поздние произведения, в особенности знаменитые бодегоны, оказали огромное влияние на становление движения импрессионизма. Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. И тем не менее, ничто не прошло даром. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская». Скандал был полным. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж).
В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Их признание имело значение. Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной.
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом. В 1874 году открылась первая выставка художников —импрессионистов. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет — картинам «Аржантей» и «В лодке».
Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. Эти взаимоотношения и пытались уловить и запечатлеть художники. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника.
Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем. «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ.
После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). История хранит имена многих известных художников, оставивших нам на память о себе свои произведения. Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины— реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника. Дальнейшее творчество Эдуарда Мане не изменяет своей направленности и продолжает свою линию.
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека. Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи. Однако, отношения между учителем и учеником не сложились.
Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург «У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). Такова была его художественная программа. Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание.
Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Его интересовал мир людей их отношений и чувств. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III.
Тень фигуры не соответствует её положению. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства. Им послужил городской сад Тюильри, где по выходным парижская богема собиралась для прогулок и светских бесед. На картине "Завтрак на траве" изображены парижане 60-х годов XIX века, непринуждённо расположившиеся на месте классических героев. О картинах Мане с уважением отзывались крупнейшие художники, среди которых были Матисс и Пикассо.
Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время.
Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Мане добивается известности, хотя и скандальной.
Мане создал также свежие по цвету натюрморты и пейзажи, выступал как рисовальщик, мастер литографии и офорта. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). В центре картины стоит Антуан Гийеме, ученик Коро, чья манера оказывала на творчество Мане устойчивое воздействие. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться.
Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. Уроки рисования, как ни странно, не вызывают у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитает рисовать портреты своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка.
Именно он познакомил Сезанна с Мане. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ).
Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте.
С их палитры практически ушёл чёрный цвет. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов.
Весь Париж стоял на голове. Среди них были: писатель Золя, художники Фантен-Латур, Ренуар, Сезанн, Моне, Сислей, Гис, некоторые критики. Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. Если пейзаж написан легкими, стремительными мазками, то фигуры и натюрморт представлены в более сгущенных и контрастных тонах. Жанр многих его работ иногда трудно определить.
Тематическая и техническая новизна картины снова вызвала удивление и непонимание близких Мане. В общем, этот вопрос так и остался без ответа. А ведь это было бы интересно – узнать, кем были эти люди, которые вдохновляли мастеров живописи на творчество и сегодня вызывающее вздохи восхищения. О ком рассказать в первую очередь. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Ему было необходимо осмотреться, перенять опыт, понять основные тенденции в искусстве, хоть само отношение к Кутюру не было однозначным.
1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Ему покровительствовал директор коллежа м-сье Дефоконпре – переводчик Вальтера Скотта, лично связанный с семьей Мане и особенно с полковником Фурнье. Их образы символизируют муз. Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека.
Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Чугунная ограда отделяет городскую улицу от железнодорожных путей. Как и в других работах, художника прежде всего интересовала передача динамики движения, которой он достигал не только ярким противопоставлением основных цветов — темного и светлого, но и через движение самих пятен. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. «Портрет Золя» — дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку.
Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Различие в их фамилиях всего лишь в одной букве, второй по счету, буква «А» первая, вот таким образом справедливо начать с Мане. Она стала его студенткой, моделью и другом. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Но, в конце концов, тяга к творчеству победила.
Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. Однако, картины Мане отражают из целостного потока бытия лишь мимолетный фрагмент.
Там, он подружился с Антоненом Прустом. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования. Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж). Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами.
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году.
Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры.
В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена. Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм».
Он, родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в чинной и скучноватой среде, впервые открыл для себя красоту солнечных просторов, сияние красок. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. Однако крестным отцом ребенка был Эдуард Мане и потому возникли предположения, что Мане и есть настоящий отец мальчика. Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству. Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен.
Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. Сложные тона разлагались на чистые цвета солнечного спектра. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели.
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Она держит раскрытую книгу, а на её коленях примостилась маленькая собачка. История известности ихнастолько пропитана фонетикой, так что придется идти по алфавиту.
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Его работы всегда и без колебаний принимались Салоном и он приобрел там значительное влияние, которым пользовался в интересах своих друзей, занятых художественным экспериментированием. Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера.
Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». В середине 1870-х гг. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер». Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. Прямо там художник начинал работу над своим творением. В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне.
Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против).
После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. В 1869 году она встретила Эдуарда Мане. Он любил изображать людей и у него это хорошо получалось, в отличии от своеговизави.
В тоже время в некоторых моментах он расходится с постулатами этого направления. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). перешёл к пленэрной живописи. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно.
Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Провалив тесты, он не отчаивался и отправился в учебные плаванья при морской школе. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Затем она выставляла свои работы каждый год. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя. Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Но для того чтобы прожить в Париже, необходимо было иметь деньги, да и за учебу надо было платить, а у семьи Сюзанны денег на это не было. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав. К 15-ти годам он уже был известен навсю округу, все знали его как молодого карикатуриста и остроумного парня.
Мане Эдуард (Manet), французский художник. Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже. Спустя год ему ампутировали ногу и через несколько дней он умер в агонии от боли. Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи.