Художник передает своеобразие именно испанского темперамента. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Также художник отказывается от пространственных качеств формы. Однако он верен своему «бархатистому» черному цвету, его тонким градациям, о чем говорят работы этого же года (1873) – За кружкой пива и «Бал-маскарад в Опере».
Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Следствия этого проявились очень быстро. Интересно, что в психологии также есть такой термин – «автопортрет». В картинах импрессионистов и у Эдуарда Мане случайность выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаЕ возможность продолжения изображенного за пределы холста. Тень фигуры не соответствует её положению.
Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Сложно определить жанр этой картины – как портрет или бытовой жанр. Э. Мане в отечественных изданиях тоже классифицируется как «реалист». Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии».
На идейном уровне работу можно трактовать как поиск и жажду признания. Кладбище Пасси насчитывает всего около 2000 могил. Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения.
Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. Однако вскоре Эдуар находит новый сюжет для будущей картины. В 1860-х годах Мане приобретает двусмысленную репутацию. Ряду произведений Мане (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне) свойственны подчёркнутая живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная вибрирующая красочная гамма. Однако приверженность его импрессионистам была краткой, художник никогда не участвовал в их выставках и себя импрессионистом не считал. Итак, для «импрессионистического» этапа характерно:1. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.
Впервые, на этом этапе появляется «Автопортрет с палитрой» (около 1878) – именно обязательным присутствием своей палитры Мане еще раз подчеркивает почетное занятие, свою профессию – художник. сблизился с Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром и перешёл к пленэрной живописи. И Гойя и Веласкес и Э. Мане – художники, которые максимально «схватили» сущность времени, выявили ее в своих работах. Самое печальное, что именно в это время к нему приходит долгожданное признание общественностью. От глухих и плотных тонов, напряжённого колорита с преобладанием тёмных цветов он перешёл к более светлой и свободной живописи, богатой прозрачными рефлексами и валёрами (В лодке, 1874, Метрополитен-музей).
Те современники Мане, которые также были «анти-академиками» – Курбе и Милле – также не вдохновляли художника. В самом значительном и глубоком произведении Бар Фоли-Бержер (1881-82, Институт Кортолда, Лондон) Мане раскрывает иллюзорность и призрачность счастья в сверкающем, праздничном современном мире. Э. Мане неоднократно участвовал в совместной работе с К. Моне и О. Ренуаром на берегах Сены, где основным мотивом его картин становится ярко-синяя вода (В лодке, 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). акцентирование отсутствия пространственной глубины, перспективы. Свет и цвет сближает все, что есть в этом заведении и, в целом, в Бытии. принцип композиционной «кадрировки»4. Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему – создает «Лолу из Валенсии» (1862), «Гитарерро» и «Викторина Меран в костюме эспады».
изменение техники с классической на «a la prima». Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Художник всегда работает в мастерской, наедине с самим собой. После провала юноша стал юнгой на торговом судне. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством.
Он не приемлет их суровый реализм. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Позже, плавая на корабле в Рио-де-Жанейро, он рисует «карикатуры» на товарищей – моряков. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Ревалд характеризует манеру Мане как находящуюся «между так называемой реалистической и романтической». Бога виноделия окружают обычные «пьяницы» – крестьяне, мужички из народа.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Первым шагом на этом пути явились две картины, прозвучавшие как вызов официальному искусству: Завтрак на траве (1863, Музей Орсэ, Париж) и Олимпия (1863, Музей Орсэ, Париж). Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. Может быть, у великих испанцев он искал поддержки именно в такой ситуации. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Художник планировал написать серию полотен – аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два – Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание) и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882–1883, Нанси, Музей изящных искусств). Первое датированное произведение Мане – «Пьяный Пьеро» – это рисунок тушью товарища Понтийона, одетого в костюм Пьеро.
Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков. В этой работе художник решает ту же проблему, что и на протяжении всего периода – отношение модели и фона, поиск яркой, естественной натуры. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Она держит раскрытую книгу, а на её коленях примостилась маленькая собачка. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии.
Его первые самостоятельные работы находят положительные отклики у публики. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. Блики света присутствуют на всех персонажах картины. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Он запечатлел Париж в дни блокады и голода.
Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Похоронен великий художник на кладбище Пасси (фр. Он пишет разрозненную толпу в саду Тюильри.
Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. – Флейтист (1866). Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Перрюшо представляет работу «Олимпия» как своеобразную визитную карточку творчества Мане. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество.
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В 1863 году художник пишет самые «скандальные» работы во всем его творчестве – «Завтрак на траве» и Олимпия. Появление в палитре художника ярких розовых, красных, белых красок3. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Основные цвета этой работы – красный, белый и черный.
Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Сын чиновника Министерства юстиции, Эдуард Мане, как все ожидали, выберет карьеру юриста, хотя он выразил желание стать живописцем. Осуществившая дерзкий вызов общественной морали, картина поддается запрету в показе официальным салоном. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка».
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). У меня есть несколько гипотез. Обращение Мане к Веласкесу и Гойе. Юношу привлекла эта скандальная слава. Испания входит в моду у французов. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.
Мане, пытавшийся следовать в «Завтраке» традициям старых мастеров, был обескуражен. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Здесь же состоялись встречи Мане с будущими импрессионистами.
В ней опять же мы наблюдаем реминисценции голландцев 17 века, Караваджо. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Так, П. Валери проводит параллель между сюжетами картин Мане и тематикой стихов Бодлера: «Любителя абсента» (1860) он сравнивает с «Вином мусорщика», а «Олимпию» – с циклом стихов «Парижские картинки». М. Н.
Эдуард Мане (23 ягваря 1832 – 30 апреля 1883) – французский художник, гравер, один из родоначальников импрессионизма. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Мане участвует в военных событиях, делает зарисовки баррикад, расправы версальцев с коммунарами. На этом этапе художник особенно близок импрессионистам: он обращается к работе на пленэре: «На пляже», «Купальщицы на пляже» (1873). Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Портрет современников – «Балкон» опять нам напоминает работу «Махи на балконе» Гойи.
увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом (Женщина, подвязывающая чулок, 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С.
изображение современных жителей Парижа5. Мане никогда не ввязывается в споры, не участвует в посиделках в дешевых кабачках. Чугунная ограда отделяет городскую улицу от железнодорожных путей. После импрессионистических поисков, Мане вновь возвращается к своей манере. Учился у Т. Кутюра (1850-56, с перерывами). «Испанский музыкант» – «Гитарреро» был написан в новой манере, которая находится между так называемой реалистической и романтической.
Даже в такое тяжёлое для него время, Мане не перестаёт работать — так, в Бордо, он пишет пейзаж порта. Портрет Берты Моризо 1872Железная дорога 1873Любитель абсента 1859Старый музыкант 1862Весна (Жанна) 1881 Эмиль Золя 1868Музыка в саду Тюльири 1862Портрет Евы Гонсалес 1870За чтением 1868Дама в меховой накидке 1880 Искусство Франции. Его можно назвать «испанским». Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. В середине 1870-х гг.
Мане создает серию картин с изображением испанских танцоров. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Этим двум картинам сильно досталось от критиков. Э. Мане едет в Аржантей, где сближается с К. Моне.
Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Что трактовалось как непристойность. живопись на пленэре5. Творческая жизнь в Париже затихает и сворачивается. Многие работы Мане «переводят на современный ему язык живописи картины старых мастеров».
Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Это аллегорические портреты двух актрис – Жанны и Мэри. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Творчество Мане обновило реалистические традиции французского искусства XIX в., во многом определило основные пути дальнейших реалистических художественных исканий. У художника появляется техника «a la prima».
Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, – сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Сад Тюильри – основное место, где проводят время светские жители Парижа.
Она вызвала, пожалуй, еще более бурные споры. Мане утверждает этой картиной ценность для него современности (тема развлечений горожан и кафе), близость ему испанской живописи, в частности, Веласкеса. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Родители Мане хотели сделать из своего сына юриста, но тот наотрез отказался от этой карьеры и ушёл в морскую школу.
Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина Бар в Фоли Бержер (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса».
Появляются работы «Слива» («Подвыпившая»), Подавальщица пива, «У папаши Латюиль». В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. В 1870-80х гг. На этом этапе художник создает работу «Бой быков», от которой сохраняет фрагмент – «Мертвый тореро» пишет религиозную композицию Христос с ангелами. Он против академической школы Кутюра, не приемлет классицизм Энгра и Давида.
Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Эдуард Мане родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен Жермен де Пре в семье Огюста Мане, главы департамента Министерства юстиции и Эжени-Дезире Фурнье, дочери французского дипломата, бывшего консулом в Гетеборге. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Однако, жажда быть известным в порядочном обществе, пользоваться успехом, не покидает его.
Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Основные цвета – цвета страстной, эмоциональной Испании, символы духа страны. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Тоже делает и Э. Мане. Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения). Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов.
Тот самый Мане, картины которого неоднократно отвергались Салоном, подвергаясь суровой критике и остракизму коллег – художников. В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея). Так, одно из самых ранних его произведений – Любитель абсента (1859 –кажется прямой иллюстрацией к Цветам зла Бодлера. Также автор высказывает мнение, что Мане «будто экспериментировал» с публикой, предлагая то картины на испанские темы, то сюжеты с современными парижанами, то пленэрные работы. Актуальность и новизна исследования. Художник продолжает писать портреты. В 1879 году у художника появляются признаки атаксии, когда вследствие поражения головного мозга наблюдается нарушение координации движений.
На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д Орсе) изображан юный пехотинец играющий на флейте. Картины Э. Мане не были представлены в Салоне 1883 года, но весть о смерти художника сделала как бы незримым его присутствие и наполнила выставочные залы духом и красками художника, вызвав в памяти посетителей образ автора скандально знаменитых «Завтрака на траве» и «Олимпии». мелкий, дробный мазок3. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии.
Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Как видим испанским художникам было важно точно скопировать модель, передать ее сущностные характеристики.
Спасаясь от скандального шума, художник уехал в Испанию. К числу таких фигур автор относит и Э. Мане. По-английски это звучит как self-concept, т. е. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). 15 апреля 1874г. Она стала гораздо светлее. Cimetire de Passy) — одно из известных кладбищ Парижа, расположенное в 16-м округе. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника.
Благодаря дядюшке Эдмунду, регулярно водившего мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860), выполненный как жанровая картина. Частенько в такие вечера он доставал блокнот и делал небольшие зарисовки сидящих у камина людей. Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло.
Терновец акцентирует внимание на реализме Мане. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Рисовать он начал еще в коллеже. Через некоторое время, после объявления Парижской коммуны, Мане был включен в подготовительный совет вновь созданной Федерации художников, однако сам он был далёк от политики. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Этот прием – включение современников в мифологический сюжет использовал и Караваджо. Авторы находят, что именно эти принципы позже лягут в теорию «искусства для искусства».
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Мане добивается известности, хотя и скандальной. В 1883 году Манэ ампутируют левую ногу. Во-первых, приведем отрывки их писем и воспоминаний о Веласкесе и Гойе: О Веласкесе писал его современник, учитель: «так хорошо, так похоже на модельего способность казалась чудом» Гойя в письмах определяет место художника: «живопись выбирает Вселенной то, что наилучше соответствует её целям, она соединяет в едином вымышленном образе явление жизни и свойства характеров, которые природа рассеяла повсюду и благодаря такому искусно построенному сочетанию получаются удачное подражание, в силу которого художник и именуется творцом, а не покорным копировщиком». Некоторые персонажи работы смотрят на художника и все же он – не среди них, хотя это является его мечтой. Итак, для первого этапа характерно:1.
Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Рисунок – единственный предмет, по которому у будущего художника стоит оценка «хорошо». высветление палитры2.
Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Шардена,, П. -П. Творчество Э. Мане стоит, скорее всего, между реализмом и импрессионизмом. На похороны великого творца собрался весь артистический Париж.
Другие крупные произведения этого периода – Нана (1876–1877, Гамбург, Кунстхалле) Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папашиЛятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств). Необходимо отметить, что Э. Мане довольно поздно написал свой автопортрет. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование.
Творчество художника это явление в истории искусства. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. После триумфа в Салоне «Гитарреро» многие молодые художники отправились к господину Мане, они начали считать его своим учителем. Этапным произведением выделяется работа Лоло из Валенсии. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком.
Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане часто делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, во Франции.
Однако художник опять идет по своему пути, что мы назовем двунаправленностью искусства Э. Мане: с одной стороны – «воскрешение» работ старых мастеров – Тициана, Рафаэля, Джорджоне, актуализация их. Устойчивый интерес к испанским художникам: Гойе, Веласкесу, Мурильо, Зурбарану. и Янсон Э. Ф. Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией.
ориентация на мастеров прошлого3. Она представляет собой «шедевр пространственного иллюзионизма», как и «Менины» Веласкеса, которыми восхищался Э. Мане. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. На его картине мы видим живых парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей. Преодолевая проявление болезни, Мане написал последнее большое масляное полотно Бар вФоли-Бержер, которое с энтузиазмом было воспринято в Салоне в 1882 году.
Почему Э. Мане, француз, обращается к испанской живописи. В 1848 году Мане оказался на борту парусника, который отправлялся в Рио-де-Жанейро. во Франции очень популярен гребной спорт.
В 1881 году он получает медаль Салона, а позже его награждают орденом Почетного легиона. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. Его интересуют «секреты» живописи старых мастеров – Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Халса, Ватто и Шардена, а среди новых – Делакруа. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. Ее называли непристойной, порнографической, недоступной для понимания, бессюжетной и пр. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.
В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К. Моне. Вследствие этого появляется картина Завтрак на траве.
Расположенный недалеко от императорского дворца, он привлекает горожан. Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины — реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника. Во всём творчестве Мане особняком стоят картины, которые были в своё время жёстко раскритикованы – столько откровенен был их сюжет и воплощение, однако именно этим работы, непонятные современниками, сегодня считаются истинными шедеврами, внёсшими новое слово в мировое искусство. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями.
Южноамериканский город очаровал Мане, однако в морской службе он разочаровался – особенно после того, как капитан, прослышавший о его художественных наклонностях, приказал ему красить красной краской корки сыра испортившегося во время плавания. С их палитры практически ушёл чёрный цвет. он самостоятельный художник импрессионистом себя не считавший.
Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона в Национальной галерее Лондона в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все – 1867) и в Кунстхалле в Мангейме. В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве», следом – «Олимпию». Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Братья Гонкур писали: «Художник, который не изображает женский тип своего времени не останется долго в искусстве». Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами.
Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Обратный путь во Францию был долгим — Мане много ездил по Центральной Европе, посещая музеи в Дрездене, Праге, Вене и Мюнхене. На картину Мане обрушился шквал критики. Уроки рисования, как ни странно, не вызывают у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитает рисовать портреты своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников.
Накануне скончался Эдуард Мане. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. В благодарность в 1868 г. Э. Мане пишет портрет писателя (Музей Орсэ, Париж), представляющий собой классический пример характеристики модели при помощи натюрмортных деталей. Хотя Мане отвергал учебные каноны своего наставника, Кутюр научил его использовать опыт великих колористов прошлого, выразительность фактуры и светотени. Эдуард получает наследство и теперь может не думать о том, как и на что ему жить.
Они были сосредоточены на произведениях великих мастеров: Андреа дель Сарто («Мадонна дель Сакко») 1857 г., Тициана («Венера Урбинская», «Мадонна с кроликом», «Юпитер и Антиопа») 1856 г., Делакруа («Ладья Данте») 1858 г., Филиппо Липпи («Голова молодого человека»). Только «Любитель абсента», написанный по правилам живописной техники Кутюра, вызвал категорическое неприятие своим сюжетом: на холсте изображен не мифологический герой, а обыкновенный бродяга-люмпен, любящий выпить. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. направление, основанное на следовании внешним формам классического искусства. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
Любитель абсентаПервое значительное произведение – картина «Любитель абсента» (1858-1859), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен пропойца, наследник романтических бродяг. В 1861 – 62 гг. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей импрессионизма, Париж). Фиаско на некоторое время сбило Мане с индивидуального пути: он с трудом находил интересные сюжеты, некоторые элементы откровенно заимствовал у известных художников. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году.
Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку». Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Молодая женщина сидит на парапете у ограды. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году.
В последние годы Э. Мане работает над циклом «Времена года», но осуществил он всего две картины – «Весна» и «Осень» (1881). 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная Нана, 1877 Кунстхалле, ГамбургОлимпия, 1863 Музей дОрсэ, Париж Бар в Фоли-Бержер, 1882 Галерея Кортолда, ЛондонЗавтрак на траве, 1863 Музей дОрсэ, Париж Завтрак в мастерской, 1868 Новая Пинакотека, МюнхенВ кабачке папаши Латюиля 1879, Музей изящных искусств, Турне Вибрирующаягамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
В искусстве Мане была некая предопределенность. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Янсон Х. В. Мане тщательно копирует их. Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением.
Импрессионисты считали Э. Мане своим идейным вождем и предшественником. Именно тогда начало обозначаться влияние на молодого художника картин мастеров Раннего и Высокого Возрождения. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений.
Гойю и Веласкеса называют реалистами. Эти взаимоотношения и пытались уловить и запечатлеть художники. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Последнее крупное произведение Мане – картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Да, теперь было слишком поздно.
Среди них – Джотто, Пьеро делла Франческа, Дюрер, Брейгель, Веласкес, Вермеер, Гойя, Сезанн, Матисс, Петров-Водкин. работа практически во всех жанрах2. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56).
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Он считает, что Э. Мане ввел принцип «заслоняющей плоскости». Смерть неотвратимо приближалась к тяжело больному художнику. Фон дан условно – мы видим некие перекладины. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). С этим мнением согласны и другие исследователи.
«Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Эдуард Мане родился в семье крупного чиновника 23 января 1832 года в Париже. Известно, что сам художник не сохранял свои ранние работы и наброски.
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Художник не может писать. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. интерес к обнаженной натуре4.
Наиболее близка к импрессионистическому восприятию мира картина Лодка – мастерская К. Моне (1874, Новая пинакотека, Мюнхен), в которой используя дополнительные желтые и синие мазки, художник добивается полной иллюзии вибрирующего движения воды, затененной лодкой. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Его творчество было «манифестацией новой школы». Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее, это неформальное собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане. Но тем не менее Мане остался в истории графики как интересный художник, автор серии иллюстраций. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).
Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Этот этап можно охарактеризовать как поиск, самоопределение художника. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». В конце концов победила его приверженность к искусству. Он подчеркивает это, даже основываясь на технике Мане: «сильный, широкий удар кисти имеет мало общего с дробным раздельным мазком импрессионистов».
Однако вскоре Эдуардж находит новый сюжет для будущей картины. Отрицать влияние Мане на импрессионистов нельзя – он несомненно заложил основы этого течения. Он упрощает мотивы, уравновешивая в них декоративное и реальное, создает обобщенное представление о виденном: чистое впечатление, лишенное ненужных подробностей, выражение радости ощущения (На берегу моря, 1873, Собрание Ж. Дусе, Париж). Академизм – сложившееся в 16-19 вв. Портреты Мане (С.
Но говорить об Э. Мане как об импрессионисте также неверно, т. к. Появление этой техники также связано, я думаю, с импрессионистами, у которых был принцип писать быстро, чтобы запечатлеть мгновение (тот же Клод Моне, который писал Руанский собор, стога сена, пытаясь поймать особенности освещения). Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Эту картину можно считать этапной по находкам, которые сделал художник.
Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). Здесь опять представлена фигура на условном фоне. Художника не случайно называли живописцем современной жизни. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Нельзя сказать, что эта работа на пленэре сильно изменила творческую манеру художника, но она значительно обогатила его живописную палитру.
Он создает портреты современников: «Портрет Малларме», «Портрет Фора в роли Гамлета» (1876), «Портрет Жоржа Клемансо» (1879). Так называемый импрессионизм Э. Мане более близок живописи японских мастеров. приверженность к темным тонам, 4.
К счастью, этот год был особенным – таких же отвергнутых работ оказалось слишком много (три тысячи из представленных пяти) и император Наполеон III играя в справедливость и идя на поводу у возмущенного общественного мнения, приказал выставить их в так называемом Салоне отверженных. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Во всех исследованиях, посвященных импрессионизму, Э. Мане рассматривают, как некое «переходное звено», как нечто, давшее основы, но постепенно начавшее «мешать» такому цельному явлению, как импрессионизм. «Флейтист», «Женщина с попугаем» (1866), - такие работы, в которых жанры взаимодействуют друг с другом.
На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. В 1850–1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815–1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. Этапным произведением можно считать Бар в Фоли-Бержер (1882). В последний месяц, особенно после ампутации ноги, произведенной по поводу гангрены, стало ясно, что дни Э. Мане уже сочтены. Они объединяют разрозненную публику, девушку-барменшу, подошедшего к ней мужчину. появление портретного жанра.
Основная тема произведений Мане – сцены современной парижской жизни (Нана, 1877, Кунстхалле, Гамбург В кабачке папаши Латюиль, 1879, Музей изящных искусств, Турне). В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни. В 1862 году он создает еще несколько работ: портрет испанской танцовщицы – «Лола из Валенсии» изображает своего брата Эжена в национальном испанском костюме махо – «Молодой человек в костюме махо», пишет «Портрет Викторины Мёран в костюме эспады». Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ).
На этом этапе таких картин появляется много. Мане Эдуард (Manet) (1832-1883), французский художник. Такая «идеографическая» уплощенность связана с обращением к традиции примитива, фольклора и архаики. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать.
Сложные тона разлагались на чистые цвета солнечного спектра. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882).
Освоение объект-языка, тщательное копирование произведений мастеров прошлого2. наложение жанров друг на друга3. В 1875 появляется «голубая симфония» – «Гондолы на Большом канале в Венеции». Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне.
Художник часто бывает в таких местах, запечатлевает такую натуру. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Отражение всего во всем и слияние, объединение Бытия через взаимоотношения цвета и света – это наверное, основной принцип живописи импрессионизма. Отдельной темой в позднем творчестве Э. Мане стоят кафе, кафе-концерты, кафе-шантаны.
На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. считают, что Мане произвел «революцию красочного пятна», т. е. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников.
В произведениях 60-х гг. Появляется несколько портретов художницы Берты Моризо, которая поддерживала Мане: «Отдых» (Портрет Берты Моризо, 1869), «Берта Моризо с букетом фиалок» (1872), «Берта Моризо в трауре». В связи с тем, что Мане был дружен с поэтом Ш. Бодлером, существует традиция сравнивать их творчество. В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Тень фигуры не соответствует её положению.
Это время, когда создано довольно много рисунков и картин на испанскую тематику. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Импрессионистический этап изменил палитру Мане на более светлые краски. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году.
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Э. Мане начинает рисовать, обучаясь в коллеже. Операция проходит неудачно и Мане умирает 30 апреля, накануне открытия очередного Салона.
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Один из самых известных трудов по французскому импрессионизму – книга Д. Ревалда «История импрессионизма». Юношу влекла скандальная слава. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
художник пишет Музыка в Тюильри. В 1848 году отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему Завтрака на траве. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры. Основной миссией живописца было и есть поиск красоты в обыденном. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. В эти же годы художник впервые достиг общественного признания.
По остальным – «неудовлетворительно». Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего.
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Биография А. Перрюшо отличается легкостью изложения. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
Интересно, что «Олимпия» и «Завтрак на траве» практически единственные завершенные работы, где у художника появляется обнаженная натура. Он надеялся найти в своем учителе единомышленника и художественного революционера. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. История зарубежного искусства. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины.
Именно на этом этапе появляются первые портреты современников – Э. Золя, Т. Дюре, портрет жены в картине «Чтение» (1868)Итак, для третьего этапа характерно:1. А. Якимович в статье «О построении пространства в современной картине» выделяет ключевые фигуры, «узлы» во всей истории искусства, которые внесли принципиально новое в концепции пространственного построения. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Хотя Мане впервые попал в Испанию только в 1865 году, все его раннее творчество проходит как бы под знаком испанской живописи. Близок этот принцип и Э. Мане. По возвращении во Францию, Эдуар победил неприязнь отца к занятию искусством.
«Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Он пишет «Мальчика с вишнями» (1858), «Любителя абсента» (1859) и «Портрет родителей» (1860) В ранних работах Мане практически не отходит от принятых канонов живописи. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). – «Я – концепция» – как Я представляю, знаю себя. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро».
Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Отечественный искусствовед Б. Н. Обращался к темам современной истории (Казнь императора Максимилиана, 1867, Кунстхалле, Мангейм), откликался на события Парижской Коммуны 1871 (Расстрел коммунаров, акварель, 1871, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Мане также обратился к работе на пленэре. Именно здесь художник познакомился с Эмилем Золя, быстро набиравшим тогда известность.
Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
Его сдержанные родители дают ему достойное порядочного буржуа воспитание. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Юношу привлекла эта скандальная слава. Можно привести высказывание Ш. Бодлера о картинах вообще: «все должно содействовать выражению основной идеи, все должно хранить ее изначальный колорит, опознавательные цвета». Новую его картину «Завтрак на траве», как и предполагалось, приемная комиссия Салона 1863 года отвергла.
Мане постоянно ссорился со своим учителем он стремился передать «настоящий дневной свет» и «писать жизнь в разное время такой, какая она есть». Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Как видно из обзора, никто из исследователей не рассматривает художника как мыслителя. Тематическая и техническая новизна картины снова вызвала удивление и непонимание близких Мане. Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна».
нововведение Мане – организация полотна «Музыки в Тюильри» посредством пятен и силуэтов, 6. поиски изображение «естественных» моделей. Он пишет: «Мане – автор «Олимпии» – оказался в самом центре эпохи». Эдуард Мане – самостоятельное явление в истории искусства.
Здесь также нет дальних планов, в то время как до Мане использовалась классическая перспектива, которая придавала глубину картинам. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Мане отказывается от приемов композиции старых мастеров. Тяготение к «реалистическим» сюжетам и трактовке4. Вместо Венеры Мане изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной.
Несмотря на античный сюжет, например, в картине «Вакх», художник продолжает традиции жанровой живописи 17 века, так называемых «бодегонес» – бытовых картин, натюрмортов. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность.
В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. стремился к жизненной достоверности образов, сочетая её с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Флейтист, 1866, – оба в Музее импрессионизма, Париж). В 1867 году появляется работа на современную историческую тему «Казнь императора Максимилиана». первые самостоятельные работы – еще следование правилам живописи мастерской Кутюра, однако уже здесь заметна особенность Мане – моделей для своей работы он берет из жизни («Любитель абсента», «Музыка в Тюильри». )2.
В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Мане едет туда и в 1874 г. создает там свои работы, которые близки импрессионизму – «Сена у Аржентейля», «Аржантей», В лодке, «Клод Моне в своем ателье». утверждение доминирования темных тонов2. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Опять заметно возвращение к проблеме фона и фигуры. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Неприятие академизма, «условных» поз и жестов, мифологических сюжетов3. Это идеал женской красоты для Мане.
Мане было скучно в мастерской Кутюра. Он пишет самую знаменитую работу 60-х гг. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане. Создает морские пейзажи и многочисленные натюрморты, «Бой Кирсэджа и Алабамы». Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Автор опирается на свидетельства современников, на подлинные документы.
Но у меня все будет по-другому – я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Чтобы доказать публике, что он лишь переосмысляет в своем творчестве заветы классиков, он показал в Салоне 1865 года работу «Олимпия» исполненную в той же манере. Контуры теряют четкость, растворяясь в световоздушной среде. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду.
Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей (Нана, 1877, Кунстхалле, Гамбург У папаши Латюиль, 1879, Музей, Турин). После войны «банда Мане», как называли художников- «батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.
Они обратились к очень светлой палитре изображая природу, передавая атмосферу и свет. Художник ежедневно посещает Лувр, где делает первые наброски. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.
Вот тут-то и случился скандал. Э. Мане любит рисовать человека на фоне пейзажа, передавая ощущение свежести природы его мимикой, жестом и выразительными позами (Аржантёй, 1874, Музей искусств, Турне). В начале 1850 года Мане учится в Школе изящных искусств в Париже. Однако бунтарь по натуре Мане не стал учиться в Школе изящных искусств (на чем настаивал его отец), он учился в мастерской Тома Кутюра, который незадолго до этого прогремел в Салоне 1847 года со своей картиной «Римляне эпохи упадка» изображающей античную оргию. Его интересуют эффекты пара, дыма, освещения ускользающего пространства – появляется «Железная дорога». Акцент переносится на современное событие, поиск сущности в окружающем мире.
Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли «плавучей студией» (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека) и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Некоторым образом этот этап можно считать уверением в своих находках, в том, что, несмотря на жесточайшую критику, он идет по верному пути.
В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. «Мы только теперь осознали, кого потеряли, » – скажет Эдгар Дега, узнав о кончине Мане.