Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега и даже Золя, несгибаемый сторонник дела импрессионизма, сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски). На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного. Окончив лицей в 1853 году, Дега сразу же устраивается копировщиком в Лувр, а позднее в том же году поступает на факультет права, чтобы умиротворить отца.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Действительно, его умение останавливать мгновение жизни на своих полотнах роднит его именно с этим направлением в живописи. Но отец мечтал о карьере юриста для сына.
Контраст между довольно элегантной и, вероятно, дорогой шляпкой и незаконченным туалетом посетительницы – торопливо одевшейся, чтобы поскорее побежать к модистке, как заметил современный критик – достоин внимания: мешковатый коричневый жакет ее платья для улицы, который морщит у юбки, наверху дополнен свободной пелериной. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Хюттингер).
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега.
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной. Хюттингер). Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети.
Однако не следует переоценивать влияние фотографии на его творчество. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции.
Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». В самом деле изображение танцовщиц на картинах Дега лишено эротического чувства или ощущения какого-либо личного человеческого контакта. Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. Дега выработал свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего мира, он упорно изучал человеческое тело. Дега сам снабдил письмо английскому приятелю-художнику Тиссо в Лондон коротким описанием картины: На ней около пятнадцати персон, проявляющих больший или меньший интерес к столу, заваленному ценным материалом, а двое мужчин, один немного наклонясь, а другой полусидя на столе, покупатель и брокер, обсуждают образец.
Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в абстрактном виде городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин. Сходство с другими его изображениями значительное.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Но только не Дега. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Особенной близостью к персонажу из Площади Согласия отличается изображение Алеви в монотипии Людовик Алеви находит м-м Кардиналь в грим-уборной (1876-1877, Городская галерея, Штутгарт).
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. В 1861 году Дега нарисовал Семирамис находит Вавилон. Площадь Согласия дает едва ли не лучший пример Парижа, увиденного не без помощи Джотто. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей.
Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Основой процветания города была торговля хлопком. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Эта двойственность, а точнее сказать, более глубокое понимание человеческой натуры.
Музей искусств Филадельфии, США. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
О том, что Дега увлекался техническими изобретениями, свидетельствуют его гравюры, он также по-новому использовал и традиционные, к примеру, пастель и темперу, основанную на клее, а не на масле. Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания. Площадь Согласия Лепику не принадлежала и, скорее всего, ему не предназначалась.
Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над Интерьером конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане). Они заняты своими делами, своими мыслями.
Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Балет из оперной ложи. В отличие от других импрессионистов, он писал только фигурные композиции. Мне нравится эта суровость».
Он поступил в Школу изящных искусств, учился у Кабанеля, затем у Глейра, в то самое время, когда там появились будущие импрессионисты Моне, Ренуар, Сислей, Базиль. Дега воплотил в картине впечатления о жестокостях в Средние века с сопутствующим им варварством, хотя костюмы всадников не совсем исторически верны. Ноги женщины немного вытянуты вперёд, плечи опущены, взгляд потухший. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Дега придал ей отличительное выражение лица и даже написал украшение – сережки.
Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Вероятно, заслуги такого рода принесли Лепику орден Почетного легиона, Красная ленточка которого видна в Площади Согласия. Его произведения ничего не воспевают.
Во всех этих образах утверждалась новая, ломающая все академические каноны красота. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875).
А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. В том же направлении действовали Кайботт и Ренуар. Женщина примеряет шляпку перед зеркалом, стоящим наклонно к фигуре модистки, почти полностью закрывая ее.
В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки. Остальные выполнены пастелью. Она понадобилась лишь, чтобы очертить границы площади. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Он жил один.
Работая с глиной и гипсом, он руководствовался в значительной степени осязанием руки заменяли ему глаза. Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц. 2. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
Вообще же, художественные интересы виконта отличались изрядным разнообразием. Фланером выглядит Эдуард Мане в известном портрете Фантен-Латура (1867, Художественный институт, Чикаго) в цилиндре, с перчатками, с тростью в руках, словно только что собравшимся на ппрогулку. Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций.
Фланёров, которых уместно сравнивать с главным персонажем Площади Согласия, писал, в частности, Кайботт в двух версиях Моста Европы (1876-1877, Музей Пти-Пале, Женева и Художественный музей Кимбелла, Форт Уорт) и в Дождливом дне в Париже (1877, Художественный институт, Чикаго). Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. В 1873году художник вернулся в Париж. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Ландшафт напоминал ему Англию очень сильно. Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». Некоторые знатоки творчества Дега считают, что можно заметить контраст между бесстрастной объективностью в обрисовке персонажей— и теплым, живым чувством, разлитым в самой живописи.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Фигуры изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. 1.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту. Завершив картину, он хранил ее в мастерской. В Автопортрете (1855), выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса. В картине Любители абсента он изобразил трогательную сцену.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж).
Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами. Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, которая лишь слегка отличается от первой (Музей Орсэ, Париж). Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». Так появились его ранние произведения. Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда.
Картины темные по колориту, суховаты по форме. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Он уже вписал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. В середине 1880-х гг. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Красочная картина Танцовщица с букетом цветов выполнена пастелью и темперой. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. 92 х 68 см. Вся эта спекуляция горячит умы и сбивает с толку.
Дега примкнул к этому движению практически с самого начала его возникновения. Э. Дега «Абсент» (1876). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). В нём отражается занавешенное окно, сквозь которое в кафе струится утренний свет.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Наиболее известным в этой серии является полотно У модистки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. В этой картине, где наибольший интерес Дега, кажется, привлекала Эйлау (у трехлетней девочки уже весьма осмысленный взгляд и повадки маленькой женщины), сам Лепик предстает в немного забавной роли демонстратора собственных дочерей, двух хорошеньки и ухоженных кукол. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение. Конечно, работа эта – столь же портрет, сколь и жанровая композиция, причем жанровая в абсолютно особом импрессионистическом понимании. Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он на самом деле превратился в Дега».
В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на "исторические" – в традиционно-академическом понимании – темы ("Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей", "Семирамида закладывает город" и др. ). Э. Дега. Примерно в это же время Дега начал писать картину Юные спартанцы. «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Как для всех них, "быть современным" означало для него прежде всего воплощать в искусстве непосредственные "впечатления" (отсюда название течения), а также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской жизни. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). 1871, Коллекция Бюрле, Цюрих).
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы. Роберт Херберт усматривает способ подчеркнуть тренированное безразличие фланера. Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Следует, однако, заметить, что Дега отвергал сам термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов. В своем стремлении проникнуть в интимные тайны жизни Дега остается одновременно трезвым наблюдателем и романтиком в работах художника поэзия и правда всегда гармонично сосуществуют.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон). Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке. Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Такой замысел картины определил ее форму – она почти квадратная.
Композиция здесь значительно упрощена. На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница – из низшего сословия. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. Эту пастель с характерным названием Портрет друзей в кулисах (1879, Музей Орсэ, Париж) художник показал на четвертой выставке импрессионистов. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов.
Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства. Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк).
Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. По всеобщему убеждению, эта работа была удивительным творением, действительно современным, реалистичным эссе в скульптуре, как выразился критик Чарльз Эфрусси. На второй выставке импрессионистов Лепик был представлен уже 36 номерами.
Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, покровителя. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Пастель, однако, считалась хуже по качеству, чем живопись маслом. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Наряду с семейством Лепика на первом плане картины присутствует еще один персонаж.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
В 1873г. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета.
Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен. Эдгар Дега.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков.
Скульптура, выполненная из натурального воска, была одета в пачку с прилегающим лифом, на ней было трико и балетные туфельки. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Она пишет: Жизнь с Дженнаро. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища. Стремление к современности художественного языка, поиски новых средств выразительности отличают в это время живопись Моне, Ренуара, Мане, Писсарро и других молодых художников, которые вскоре войдут в историю изобразительного искусства под именем импрессионистов. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи. Фактически художник делал быстрые наброски лошадей, пока они дико мчались по узкой улице без наездников. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований (Скаковые лошади перед трибуной, 1869-1872 На скачках, 1877-1880 – обе в Музее Орсэ, Париж Жокеи перед скачками, 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем). К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным. Ренуару для Бала в Мулен де ла Галетт (1876, Музей Орсэ, Париж), позировали его друзья, но во всех этих и других подобных случаях картины не воспринимались в качестве всего лишь портретов. Вполне вероятной кандидатурой представляется Людовик Алеви.
В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Гравюры Лепика высоко ценил Дега. Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Во время пребывания в Риме он с большим вниманием следил за традиционными римскими скачками на Виа дель Корса, которые в свое время так притягивали Теодора Жерико.
И не так уж важно, написан он по его просьбе или по предложению Дега. Кажется совсем не случайным, что картина известна под двумя названиями. Это ему явно удавалось.
А. С.
Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в "Женщине с хризантемами" (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой. Он также был известен как способный мимический актёр.
Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж).
Он не любил экспромта, его полотна всегда завершены и продуманны. Если в начале профессионального пути Дега писал в традиционной манере маслом по холсту, то в зрелые годы он много экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем. На картине Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре (фр. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Картина была тотчас же приобретена Лувром.
Художница Берта Моризо замечала о портрете танцовщицы мадам Голен, выставленном в Салоне 1869 года: Мосье Дега написал очень красивый маленький портрет очень некрасивой женщины в черном. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Он не менее портретен. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи.
Всякая деталь точно соответствует образу бульвардье, фланёра, только не в современном, а в том специфическом значении, что было в ходу в шестидесятых-семидесятых годах XIX века, образу характерному и немаловажному как для французского искусства тех лет, так и для жизни того парижского круга, к которому принадлежали не только Лепик, но и сам Дега и Мане.
Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием Гладильщица (Национальная галерея искусств, Вашингтон). Э. Дега «Мытьё» (1886).
Здесь всё, как слова в безупречной прозе, на своем месте, нет ни единой лишней или недостающей детали – вплоть до размытой перспективы крыш в зеркале на стене класса. В самом простом варианте – детской непоседливостью. ГМИИ им. Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство. В них уже ярко проявились такие характерные для Дега качества, как редкая правдивость в передаче модели, объективность, неотделимая от скрытой теплоты чувства, строгое благородство колорита, утонченность и энергия цветовой нюансировки. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. При этом сам Дега отвергал термин импрессионизм, как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. На картине Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре (фр. Перед ней на столе стоит бокал с абсентом, явно не первый.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Это были сложные, большие работы, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
В 1873 году художник вернулся в Париж. Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина Гладильщицы. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж).
Перед ней на столе стоит бокал с абсентом, явно не первый. Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели». Дега примкнул к этому движению практически с самого начала его возникновения.
А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Сами его образы были исполнены динамизма, воплощали убыстрившиеся ритмы современной художнику эпохи. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Позади сидящей пары установлено зеркало, обрезанное в характерной для Дега «фотографической» манере. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Тот много экспериментировал в гравюре и изобрел особый метод мобильного офорта. Но если Тулуз-Лотрек с самого начала владел умением передавать движение несколькими небрежными энергичными штрихами, то у Дега ушли годы на то, чтобы прийти к собственному стилю.
В середине 1880-х гг. Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет.
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город.
В конце концов мы же созданы, чтобы смотреть друг на друга. Он был старшим из пятерых детей. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Вскоре после возвращения из Нового Орлеана в 1873 году Дега начал писать известную картину (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Остроумие и юмор сменились более серьезным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры. Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра.
Холст, масло. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Так как произведения Дега часто экспонировались вместе с картинами импрессионистов, ярлык импрессиониста критики приклеили и ему. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Лишь благодаря такому счастливому стечению обстоятельств эта малоизвестная сторона творчества Дега дошла до нас. Изящное маленькое полотно, названное На загородных скачках, написано в память об одной из таких экскурсий в компании своих друзей. Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине Интерьер или Изнасилованная (1868-1869).
Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году. Он жил один. Мне нравится эта суровость». Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Он говорил Сиккерту: Сам я не люблю фиакров. Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафе, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолетных радостей исполнительского искусства. Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. Например, в Женщине с хризантемами (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего (Анри Руар перед своей фабрикой) или обогащал картину детально разработанной обстановкой (Коллекционер гравюр). Голубые танцовщицы. В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. С 1862 года Дега начал рисовать лошадей, скачки, жокеев. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья.
На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Тот послал туда четыре пейзажных акварели и гравюры Цезарь и Юпитер с подзаголовками Портрет собаки (Лепик, о чем красноречиво напоминает и Площадь Согласия, был ревностным собачником). Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре.
Акварели, привезенные из Италии и Нормандии, офорты, навеянные голландскими впечатлениями, десятка два картин и этюдов – в подавляющем большинстве опять-таки пейзажи. Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи.
Энгра. Согласитесь, неординарное композиционное решение. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Разве мог Антуан Ватто позволить себе изображать сцену, глядя на неё сквозь сотни зрителей, сидящих в зале изображать не само действо, а профиль случайного соседа, невольно подслушанный разговор и мимику собеседников.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Академическими в этих работах являются только лишь сами сюжеты. По окончании лицея Луи-ле-Гран (Lycee Louis-le-Grand) Дега собирался учиться праву.
Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Тогда же произошло его знакомство с Мане, который также не принимал академическое салонное искусство и это сблизило художников. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».
Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Кайботт в 1881 г. в письме к Камилю Писсарро писал, что у Лепика нет никакого таланта. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Некоторые из них можно увидеть в крупных музеях по всему миру, а кое-где, например, в Глипотеке Ню Карлсберг, Копенгаген имеется их полный набор.
Мы не знаем, что привлекло их любопытство – недоговоренность, которой Дега дразнит нас, – но, глядя влево, они заставляют более ощутить отрешенность Лепика. Третий мужчина, читающий газету – Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара. Музей ДОрсе, Париж.
Работы Дега исполненные до 1860, представляют собой в основном портреты друзей и родственников кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета Семья Беллили (1858 – 1860). В Площади Согласия виконт Лепик показан отцом семейства. Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. Все здесь полно осмысленного движения. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Лаура стоит у стены, на которой, рядом с ее головой, висит работа с изображением ее отца (и деда Эдгара) Гилера Де Га, жившего тогда в Неаполе.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Основой процветания города была торговля хлопком.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В Площади Согласия все иначе. Дега, который никогда не диктовал своим моделям, в каком положении им надлежит находиться, наполнил семейный портрет драматизмом: он изобразил пару изрядно утомленную обществом друг друга. Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель У модистки (Музей Тиссена-Борнемиза). По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
Чудо искусства и поэзии рождается именно из прозы жизни. В то время как Ренуар и Моне наслаждались теплом семейного очага, Дега жил все более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламленной хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Они избегают друг друга.
Дега, не любивший открытого пространства, предпочитал искусственное освещение, газовая подсветка помогала ему найти новые решения. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Алеви, впрочем, был не только слушателем и зрителем.
Тем не менее, в 1855 году он поступил в школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts), в студию Луи Ламота, который придерживался классического направления в изобразительном искусстве. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане. Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Как Дега, они свободно переходили жанровые границы. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Звезда кабаре «Фоли-Бержер» Эллен Андре отличалась элегантностью в одежде, однако, позируя Дега, она точно передала образ простой женщины. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки. Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке. Остальные выполнены пастелью.
Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии. Вдоль края газеты Дега поставил свою подпись. Позже Дега любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
Как ему это удаётся. Родился в старинной банкирской семье. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Балет из оперной ложи.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения. Его произведения ничего не воспевают.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Два года он изучал работы разных итальянских художников, копировал их картины искал свой собственный почерк. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру.
Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде. Однако отец художника видел будущий заработок сына в портретной живописи – богатые заказчики всегда будут приносить доход и Дега немало преуспел в этом жанре. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Редко он изображал исполнителей во время представления. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Вместе с тем эффект подмечен точно, хотя своим происхождением фотографии не обязан. Остроумие и юмор сменились более серьезным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий.
Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а скрытой камерой. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
Двумя именами – Дега и Лепика – подписан этот лист: случай, чрезвычайно редкий. Итогом этого путешествия стал Портрет в хлопковой конторе (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Ноги женщины немного вытянуты вперёд, плечи опущены, взгляд потухший.
Прачка слева, подмеченная в момент, когда ей все равно, что кто-то может смотреть на нее, широко зевает и этот смущающий своей откровенностью жест красноречиво говорит о безрадостной скуке ее труда. Палитра из черного, коричневого и темно-красного цветов, подчеркнутая белизной рукавов, воротничков и скатерти на столе, была у Дега в то время излюбленной.
Все здесь полно осмысленного движения.
С Людовиком Алеви (1834-1908) известным драматургом и романистом, Дега связывала довольно тесная дружба в 1870-е годы. В позе виконта действительно заключено что-то от движений кукловода. Э. Дега начинает использовать пастель. Лепика Дега вывел во второй версии Балета из Роберта Дьявола (1876, Музей Виктории и Альберта, Лондон), где он показан сидящим во втором ряду партера, то ли дремлющем, то ли погрузившимся в слушание музыки, во всяком случае ничуть не интересующимся бурным танцем, который разворачивается на сцене.
Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта — приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. Там он изучал рисование у трех профессоров. Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено. Круг знакомств самого Лепика, вероятно, был шире. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. Пушкина, г. Москва. Так он экспериментировал с фотографией, не без пользы для себя как для художника. Так что можно предположить, что действие происходит ранним утром. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Но известно, что цюрихский холст принадлежал некогда Лепику. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Позади сидящей пары установлено зеркало, обрезанное в характерной для Дега «фотографической» манере.
Любопытно, но толчок в этом же направлении он получил и от Моро, с которым дружил в то время. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Хотя он отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему интереса. Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. В обширной литературе, посвященной шедевру Дега, о нем сказано ничтожно мало. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Никого не видишь. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он. Впервые в этом качестве он фигурировал вместе со своими дочерьми в цюрихском портрете (ок. Это полотно отмечено глубоким психологизмом, мастерством в передаче света и точностью рисунка, а сочетание голубых, серебристых, черных и белых тонов выстраивает совершенный цветовой строй. Голубые танцовщицы. Уловленные мгновения — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. В нём отражается занавешенное окно, сквозь которое в кафе струится утренний свет. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Как показывает вся история фотографии, она не опережала живопись, а шла вслед за ней. Вместе они занимались верховой ездой.
Можно смотреть на людей. Источником вдохновения стал Париж (возможно, сказалось влияние Мане). Но передача жизненной правды достигается не подражанием, а условными средствами искусства.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. 1886 г. Бумага, пастель.
несколько быстрых черных мазков на сером означают траурные ленты по потерянному после франко-прусской войны Эльзасу. Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала. В этом их сила и слабость. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника. Семья недавно переехала сюда из Неаполя. ДЕГА Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский художник, один из самых выдающихся представителей импрессионизма. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Никто не знал, есть ли у Дега любовница.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Оставив некоторые портреты незавершенными, он в конце концов закончил честолюбиво задуманные большие групповые портреты. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
В отличие от других импрессионистов, он писал только фигурные композиции, но на смену ранним портретам теперь приходят жокеи на лошадях, скачки, сценки в кафе и кабаре, модистки, прачки, балерины и женщины "за туалетом". Тематическая серия работающих женщин (прачек и продавщиц галантерейных лавок) весьма притягательная. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Оба оставались завсегдатаями Оперы.
Вдоль края газеты Дега поставил свою подпись. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Это давало повод для некоторых сомнений со стороны родственников Дега: велико ли дарование молодого художника. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Работа над полотном Скачки.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Со временем он приобрел фотоаппарат и сам ею занялся. Таз для мытья.
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Словом, она не замышлялась как портрет Лепика для Лепика.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Дега, однако, видел в этом кризисе вызов. Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы. Таз для мытья. Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах.
Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, – все это способствует спокойному характеру данной работы. Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже.
Техника пастели позволяла Дега яснее проявить свой талант рисовальщика, свою любовь к выразительной линии. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Впрочем, это тоже лишь предположение. Нельзя, однако, не заметить, что буквально на нескольких полотнах он предложил самостоятельное решение проблемы, которая оказалась не под силу другим, не сумевшим наполнить сюжет своими собственными образами. Напротив, он изобразил спокойный момент скачек. Это предположение тем более вероятно, что Дега часто говорил в молодости о том, что он хотел бы стать знаменитым и неизвестным, то есть получить славу и деньги, но не страдать при этом от назойливого внимания окружающих.
Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому.
Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы – Тициана и других. Она – единственная связь между родителями, которые разделены столом. В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми.
Слова Дега лишний раз указывают на его интерес именно к людям, к современным парижанам. Для Дега, как и для других художников – импрессионистов, быть современным означало прежде всего воплощать в искусстве свои непосредственные впечатления. Но кто он. Семирамида в сопровождении воинов и служителей стоит на террасе и смотрит на строящийся Вавилон, город, который она заложила на реке Евфрат.
Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Во всех этих образах утверждалась новая, ломающая все академические каноны красота. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское. Вернувшись в Париж, Э. Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле (Спартанские девушки вызывают на состязание юношей, 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон).
В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Считается, что Лепика Дега изобразил в Джентльменской гонке (Музей Орсэ, Париж). Одно из самых известных произведений этого периода – Танцевальный класс (1872, Париж, Лувр).
Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом и точным расчетом композиционного построения. Он жил один. Автопортрет (1854-1855).
В контексте этих работ сущность отношений Дега к женщинам регулярно обсуждалась и часто сводилась к тому, что он занимал женоненавистническую позицию. Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание). Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения. Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Ellen Andre) за столиком в кафе «Новые Афины». Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. То есть, далеко не всё.
Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Главный персонаж картины – Людовик (полное имя Людовик-Наполеон) Лепик (1839-1889), художник, чье творчество впоследствии оказалось забытым. Дега написал немало портретов. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. 1884 г. Бумага, пастель.
На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели и двумя детьми. Художник мало думает или вовсе не думает о сюжетном обосновании. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. 1860 – 1870-е годы – в каком-то смысле переломные для французского изобразительного искусства XIX века.
Они находятся достаточно далеко от группы переднего плана. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Фактически Дега так никогда и не закончил ни одного из этих произведений, несмотря на многочисленные подготовительные рисунки и наброски маслом.
Именно страсть к передаче движения — этой, по словам определила любимые сюжеты Дега: изображения скачущих лошадей, балерин на репетиции, прачек и гладильщиц за работой, одевающихся или причесывающихся женщин.
Любопытную характеристику персонажам Площади Согласия дает Джин Боггс: Лепики столь же изолированы от площади, как и мы дело обстоит таким образом, как будто Дега вырезал их фигуры и наклеил на отдельный фон, как в фотомонтаже. Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста. Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил.
Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Девочки обрели самостоятельность. Эдгар Дега начинает использовать пастель. Дега продолжил свое пребывание в Новом Орлеане до марта следующего года, главным образом потому, что он был занят вторым после Семьи Беллелли масштабным групповым портретом.
Поначалу такие картины были восприняты благоприятно. В 1873 г. художник вернулся в Париж. В Мужчине в окне Кайботта (1875, частное собр., Париж) изображен его брат в Мосте Европы художник представил самого себя. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь.
Хюттингер). Вторая версия с такой же композицией (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) была выполнена пастелью, которая придает картине светлый воздушный характер. Одна из излюбленных тем Э. Дега – изображение лошадей перед стартом. При использовании этого растворителя поверхность получалась сухая и нежная, словно яичная скорлупа. В этом их сила и слабость.
Затем его замечание подхватил Тимоти Кларк (из лекций): История. Но постижение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства. Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Звезда кабаре «Фоли-Бержер» Эллен Андре отличалась элегантностью в одежде, однако, позируя Дега, она точно передала образ простой женщины. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний. Дега явно симпатизировал своей тетушке.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света. Его произведения ничего не воспевают. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Более того, Дега почти ничего не продал. Художник применил эту технику, работая над картиной Звезда. Некоторые выставки он помогал организовывать. Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность. Но и в этом случае они выполнялись с намерением представить конкретного человека.
Собака вторит их роли и ее породистая наружность делает ее подходящим компаньоном (Лепик был собаководом). Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
В отличие от других импрессионистов, он писал только фигурные композиции. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
художник вернулся в Париж. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников Раннего Ренессанса.
По существу, она оставалась неизвестной вплоть до своего появления уже после кончины Дега, в 1918 году, на аукционе в его мастерской, где она произвела огромную сенсацию. Но в результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и случайного. Как и другие импрессионисты, Дега придавал большое значение рамам, он сам проектировал их цвет и очертания. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Камеры и средства достаточно простые, чтобы ими могли воспользоваться массы любителей, – это феномен конца 1880-х годов, наиболее явно обозначенный появлением первого Кодака в 1888 г. Площадь Согласия написана в 1875 г. Не важно, сколь убедительно картина подсказывает нам, что в ней есть что-то фотографическое и не важно, сколь тщательно разыскиваем мы в архивах стереоскопические виды (я провел долгие часы за этим занятием) не существует фотографий этого времени, которые по- настоящему походили бы на эту картину. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье.
Но передача жизненной правды достигается не подражанием, а условными средствами искусства. Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания. Такая техника исполнения картины была бы невозможной, если бы он писал маслом на холсте. Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка.
Не исключение и эта картина. Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений. Большие и маленькие пастбища, обрамленные полезащитными полосами влажные тропки, зеленые и темно-коричневые пруды. Когда-то, Антуан Ватто, любитель театральных сюжетов, предпочитал рисовать обворожительных легкомысленных дам и изящных меланхоличных юношей в наигранных застывших позах, бывших для Ватто зримым символом красоты условного и хрупкого мира— прекрасного, отделённого своей ирреальностью от обыденной жизни.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). На нем безукоризненно сидящий сюртук. Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием Магазин дамских шляпок (Институт искусств, Чикаго).
1860 – 1870-е годы – во многом переломные для французской культуры XIX века. Тот, однако, в отличие от импрессионистов, был более социальным художником отходя от традиций классицизма и романтизма старых школ живописи Франции он больше внимания обращал не на отвлечённые повседневные образы современной жизни, а на сюжеты, связанные с повседневным, часто тяжёлым трудом его современников. Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами. "Не было искусства, менее непосредственного, чем мое", – писал Дега. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Изображенные шляпы требуют пристального внимания зрителя. По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину. Дега интересовала обычная жизнь людей. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Лепик очень рано познакомился с Дега, а также с его братьями. Дега, конечно интересовался фотографией. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота.
Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Особенный интерес вызывали у молодого живописца работы Мантенья с его необыкновенной металлической точностью и Веронезе, поражавшим одухотворенностью образов. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж).
Дега особенно интересовало качественное исполнение картин, четкая прорисовка телодвижений. Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами.
Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» на Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. И хоть копирование удавалось ему столь же блестяще, он не использовал в произведениях чужие приемы и даже в пору ученичества пытался действовать согласно собственным взглядам на живопись. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Ellen Andrйe) за столиком в кафе «Новые Афины». Сравнительно незадолго до написания Площади Согласия, в 1874 г., он вместе с Лепиком исполнил свою первую монотипию – изображение знаменитого хореографа Большой Оперы Жюля Перро во время репетиции (оба художника разделяли увлечение балетом).
Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию.
Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью. Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем и секунда бездействия, как смерть. Эдгар Дега.
У самого Дега отношение к дендизму было по меньшей мере двойственное. Во всяком случае такое название закрепилось за картиной в галерее Дюран- Рюэля (на обороте, на подрамнике имеется ярлык этой галереи с заглавием Place de la Concorde). Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Трудно судить, полностью или до какой-то определенной черты разделял эту норму виконт Лепик. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка. В них эффект раздельного существования фигур и фона звучит явственнее.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Эдгар Дега. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Так что можно предположить, что действие происходит ранним утром. Саттон, еще прежде Херберта затрагивая эту проблему, подчеркивал в связи с Площадью Согласия, что Дега и сам был фланером.
Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Жокеи-любители (1876-1887) началась по заказу певца Жана-Батиста Фаре. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры.
3. Вероятно, если бы не дети, Джулия и Джованна, в такой семейной атмосфере иногда можно было просто задохнуться. 1860-е годы во Франции были ознаменованы пресыщением молодой прогрессивной интеллигенции буржуазными устоями Империи Наполеона III. Работа была задумана как одна из тех сцен современного Парижа, в которых в середине 1870-х годов концентрировались важнейшие аспекты творчества импрессионистов и которые в значительной мере были предвосхищены Эдуардом Мане (Балкон, 1868-69, Музей Орсэ, Париж Железная дорога, 1872-73, Национальная галерея, Вашингтон).
Хотя не ясно, как называл свой холст сам Дега, есть все основания думать, что Площадью Согласия. Вот почему я люблю омнибус. Частично это объяснялось и недолговечностью пастели.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».