Рудольф II был восхищен картиной и шестидесятичетырехлетний Джузеппе Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа. Купить картину или постер "Лето", художника Джузеппе Арчимбольдо вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников. Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы, особенно благодаря венским Архиву австрийских исторических документов и императорскому архиву. Главная обязанность Арчимбольдо, помимо писания королевских портретов, состояла в приведении в порядок и украшении знаменитого «Кабинета», включающего необозримую коллекцию произведений искусства и редкостей или «курьезов», как их тогда именовали. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Еще современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем последней пьесы В. Шекспира «Буря». Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг.
Обратимся теперь непосредственно к «Временам года». Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Самое большое количество картин под названием «Весна». В 1570 году его оправляют в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу.
В течение многих десятилетий Джузеппебыл хорошо известен и любим элитой общества. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Цвет здесь «знойный», насыщенный, «летний».
Закономерно возникает вопрос об источниках такого стиля, причём многие историки искусства (Б. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. А если развернуть его на 180 градусов, то он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого состоят соответственно из грецкого и лесного ореха. На полотнах «Лето» (на воротнике вплетена подпись художника, а на рукаве имеется дата) и «Осень» (последняя изображена в виде Вакха, с головой, увенчанной виноградными гроздьями и листьями) — композиции из фруктов и овощей, на портрете «Весна» — цветочная композиция, «Зима» — ветвистое дерево с кислым лимоном.
Это всё равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Из них образуется всё, но образуется не путем смешения.
Земля. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Кто-то говорил, что это плод его больной фантазии, навеянный Кунсткамерой, кому-то картины очень нравились и художника считали экспериментатором.
Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Дата рождения художника неизвестна. Существует версия, что росписи в церкви св. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. В этой картине Джузеппе Арчимбольдо предвосхищает идею Новалиса (1772 – 1801 гг. ) : Все поэтически созданное должно быть живым индивидом.
Однако история натюрморта ведет свое начало от античности. Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. При дворе Рудольфа II, который особенно любил его живописные работы, Арчимбольдо также занимался закупкой произведений искусства (его стараниями в Прагу попали произведения Дюрера и Брейгеля) и разнообразных редкостей и диковинок для императорской кунсткамеры. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма.
Всё славит обильный урожай. На портретах императора мы видим тяжелый подбородок Габсбургов, заросший кустистой бородой (колючие растения), черные, круглые, блестящие глаза (вишня и ежевика), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), оттопыренные уши (початки кукурузы). Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года».
Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Разнообразные цветы, которые осветили первые лучи солнца, раскрываются навстречу ему. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II.
В течение двух лет пребывания на службе у императора Фердинанда I, помимо портретов императорской семьи, художник написал цикл «Времена года» (1563 год, включает четыре портрета-аллегории). Вообще художнику очень повезло с покровителями. В начале 1550-х гг. Его дедушка был архиепископом, отец — художником.
В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. В своей работе О тайной философии (1510 г. ) Агриппа пишет: Есть всего четыре элемента или стихии, т. е. четыре основания для всех телесных вещей. Перед вами картоны для витражей этого собора подготовленные Арчимбольдо (совместно с отцом). Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. На автопортрете (в одной из французских монографий воспроизведен его черно-белый вариант) лицо философа, мыслителя, человека громадного интеллекта.
Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Первый фигурирует в инвентарной описи Градчанского замка за 1621 год, второй — в «Мантуанском диалоге» Грегорио Команини, одного из ближайших друзей художника. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале.
(Giuseppe Arcimboldo), (1527-1593) известен как художник-иллюзионист — автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. В своем главном сочинении «О тайной философии» (1510) Агриппа пишет: «Имеются всего четыре стихии или элемента, то есть четыре основания для всех телесных вещей. В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности.
Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. Ярко сверкают растения на темном фоне, который символизирует ночь. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официант» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы.
В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы. Недаром он стал героем пражских мифов, повествующих о его общении с духами. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». На воинственное начало указывают и пушки. Итальянский художник периода маньеризма. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры РудольфаII. Что это такое.
Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Он был известен как автор картин в стиле «каприччо» – причудливых импровизаций, которые пользовались большим успехом.
Предметы изображенные «малыми голландцами» на натюрмортах, часто представляли собой аллегорию, а картины имели символический смысл. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. В этой картине поражают удивительная естественность, полное отсутствие всякой «заданности», мастерство, с которым художник компонует многочисленные плоды и овощи, будто сами собой составляющие лицо «Осени».
Наконец, в «Воде» аллюзия на империю скрыта в коралловой ветви, напоминающей корону, в драгоценных камнях серег и в жемчужном ожерелье. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Только художник, поэт выражает «дух природы», ее «внутренний разум». Дакоста Кауфман подчёркивал тесную связь картин Арчимбольдо и его эскизов костюмов для торжественных процессий, которые представляли собой аллегории императорской власти и гармонии, которую несёт миру благодетельность Габсбургов5254.
Неимоверно удивившись, Джузеппе направился к зеленщикам. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Зима.
Известны два его изобретения, зафиксированные в мемуарах современников, — «Перспективная лютня» и «Цветовой клавикорд». Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ. Как будто под действием какого-то алхимического изменения овощи создавали изображение человека.
АРЧИМБО769ЛЬДО (Arcimboldo) Джузеппе (1527, Милан — 11 июля 1593, там же) итальянский художник. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Хочется подчеркнуть, что картины Арчимбольдо не являются «шутками, выдумками, предназначенными для кабинета редкостей», как утверждает Ч. Стерлинг, крупнейший специалист в области испанского и фламандского натюрморта XVII в. Если говорить о «натюрмортах» Арчимбольдо, то, помимо громадного, покоряющего мастерства и блестящей виртуозности, они всегда «одушевлены», что объясняется натурфилософскими идеями, заложенными в них.
— Розы на них становятся цветами зла, а овощи — сатанинскими символами. Данная работа символизирует лето из цикла «Времена года», который состоит из четырех стилистических схожих антропоморфных портретов. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Лишь поэт, художник может выразить дух природы, ее внутренний разум. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Воздух. Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Это суть огонь, земля, вода и воздух. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Знаете, когда-то, как возможно и вы сейчас, я думал, что необычные, фантастические, сказочные или сюрреалистические работы характерны только для современных художников, а старые мастера довольствовались лишь изображением реальности. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).
Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. Адам Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком.
Изобретательностью сочетаний предметов Арчимбольдо напоминает Иеронима Босха, но если у Босха каждая деталь — символ и для точного «прочтения» его картин нужно хорошо владеть средневековой эмблематикой, то у Арчимбольдо картина представляет собой виртуозно исполненный коллаж. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши. И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств в Швеции», картины мастера получили известность. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Маньеризм — всегда искусствовысокой игры.
— возмутился Джузеппе. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Сохранилось мало его работ: обычно160— это портреты по грудь, в профиль, реже160— в фас. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея).
Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. РудольфII, собравший в Праге, согласно преданию, несколько десятков алхимиков, не столько мечтал о получении «алхимического золота», сколько испытывал потребность сотрудничать с силами «астрального» мира. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы.
Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Команини превосходно уловил поэзию «Флоры», соотнесенность отдельного с целым и проявление целого в отдельном. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. На родину Арчимбольдо вернулся в возрасте шестидесяти лет довольно известным художником.
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Автора картины звали Джузеппе Арчимбольдо (вариант — Арчимбольди), родился он в Милане в 1527 году. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.
Публиковались и другие работы20. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Картины художника при жизни вызывали споры. Ещё в 1570 году император Максимилиан отрядил Арчимбольдо в Прагу — ко двору своего наследника Рудольфа, с которым у художника сложились и хорошие личные отношения.
Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. И это есть принципы и начало всех тел их свойств и их чудесных действий. Карикатуры и наброски странных чудовищ, нарисованные рукою великого Леонардо да Винчи стали для юноши настоящим потрясением, повлиявшим на его собственное творчество.
Лучшая, может быть, работа Арчимбодьдо — его портрет Рудольфа. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». В картине «Лето» (1573, Лувр) развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость. В своей знаменитой «Книге художников» (1604) Карел ван Мандер восторженно отзывается о безупречном вкусе императора, его глубоком понимании живописи и благородстве по отношению к людям искусства. Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи РудольфуII — величайшему из современных нам ценителей живописи». Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Впервые в документах имя художника Джузеппе Арчимбольдо зафиксировано в 1549 году вместе с отцом — они разрабатывали эскизы жития св.
Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. Рудольф II по натуре был эксцентриком, обладал слабым, склонным к депрессиям характером и стремился избегать проблем. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55.
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Полотно входит в цикл «Профессии».
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Многие искусствоведы по сей день бьются над вопросом, как время зарождения барокко могло создать такого своеобразного художника, тем не менее удачно вписавшегося в господствовавший тогда стиль «маньеризм». В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей.
Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Маньеризму присуща претенциозность. В недавно изданной книге Н. П. Гордеева «Пражская научная школа» утверждается, что «Рудольф стремился к универсальному знанию (пансофия), а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества.
Эти рисунки поразили воображение молодого художника и остались в его памяти. Это суть земля, воздух, огонь и вода. По легенде, знаменитый древнегреческий художник Зевксис столь реалистично нарисовал гроздь винограда, что птицы пытались его склевать. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Человек и природа объединяются воедино. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
При дворе РудольфаII, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского (1486–1535), построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно — всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Уже в 1563 году из под его кисти миру начинают являться знаменитые аллегории времён года. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Известно, что существовал (ныне его местонахождение неизвестно) автопортрет Арчимбольдо, написанный маслом в 1570 году, — единственный, если не считать рисунка пером, хранящегося в Национальной галерее Праги.
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Вода. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Вариантов «Времен года» было несколько.
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Портрет императора Максимилиана с семьей Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом».
Согласно Новалису, поэт обуздывает первобытные хаотические стихийные силы. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). В Древнем Риме Вертумн считался также покровителем торговли. Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и Прага при дворе короля Рудольфа II).
Образ «Воды» Арчимбольдо составил из рыб, ракообразных, осьминогов и жемчужин, «Повара» – из кухонной утвари, а «Лето» (1573) представил в виде созревших плодов. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Художник рисовал полотна в классическом стиле, но много произведений было утрачено, сохранилось три, написанных по всем канонам живописи, – с изображением поклоняющихся волхвов, портрет принцессы и семейный портрет первого покровителя художника Максимилиана II. — Снимите капюшон, любезный, чтобы я мог увидеть, кто бросает мне такие обвинения. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Наиболее известны два больших цикла — «Времена года» и «Стихии». Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов.
Второй вариант этой серии датируется 1573 г. и приобретен Лувром в 1964 г. Цикл «Стихии» относится к 1566–1571 гг. Даже оторопь берет. УхудожникаБьяджо Арчимбольдо в1526 годув городе Милане (Италия) родился сын – Джузеппе Арчимбольдо, который праславился своими аллегорическими картинами и стал основателемманьеризма. Помимо цветочных и предметных натюрмортов, получили развитие натюрморты в стиле «суета сует» (vanitas), требующие от зрителя знания библейских и религиозных сюжетов, а также натюрморты-обманки. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.
В 1592 году император присвоил художнику почётный придворный титул пфальцграфа — в Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо29. Вплетённая в круговорот этих символическихобозначений, персона императора Максимилиана из серии Времена годав её аллегорическом истолковании (в облике зимы, таящей в недрахсвоих золотые плоды будущего лета, в соответствии с представлениемо том, что зима — голова года, как считали римляне) утверждаетидею постоянства и высшей, природной естественности императорскойвласти, священной империи Габсбургов. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Огонь.
Образ этот зашифрован, каждая его деталь связана с необычной личностью Рудольфа. Первый вариант серии «Времена года» относится к 1563 г. Из этих четырех картин Музей истории искусств в Вене обладает двумя — «Лето» и «Зима». В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. КЛЮЧЕВАЯ ТЕМА НАТЮРМОРТ: В XVII веке в Голландии и Фландрии возник новый самостоятельный жанр живописи – натюрморт (nature morte – «мертвая природа»), – представляющий собой изображение неодушевленных предметов. —Твои картины не угодны Богу. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Это латинская надпись: «Guseppe Arcimboldo.
Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. С Рудольфом II его связывала личная дружба. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт.