Картины Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) всегда производили и производят неизгладимое впечатление. В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины.
Дата рождения художника неизвестна. Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий, разрабатывал и создавал прекрасные фонтаны, принимал участие в основании музея искусств. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде.
В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. УхудожникаБьяджо Арчимбольдо в1526 годув городе Милане (Италия) родился сын – Джузеппе Арчимбольдо, который праславился своими аллегорическими картинами и стал основателемманьеризма. В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения.
Рудольф II по натуре был эксцентриком, обладал слабым, склонным к депрессиям характером и стремился избегать проблем. Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности.
Уже в 1563 году из под его кисти миру начинают являться знаменитые аллегории времён года. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи. До нас дошло 17 станковых картин, принадлежащих кисти художника. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека. Картины художника при жизни вызывали споры. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы – павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.
Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Миланский художник эпохи Ренессанса и придворный художник пражских Габсбургов, которому с помощью визуальных каламбуров удавалось создавать символические фигуры.
Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). «Времена года» характеризуются причудливым сочетанием множества объектов окружающей природы, в аллегорической форме отражающих дух своего времени и его восприятие.
Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента.
В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. На воинственное начало указывают и пушки. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело. Публиковались и другие работы.
Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. В начале 1550-х гг. Художник развлекается.
Существует версия, что росписи в церкви св. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
Публиковались и другие работы. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Всё это – чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем. Дата рождения художника неизвестна.
В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо.
Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году).
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Существует версия, что росписи в церкви св. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Джузеппе Арчимбольдо известен как автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Все у императора было особое – и его кабинет, заполненный произведениями искусства и редкостями и люди – ученые, астрономы и такой художник, как Арчимбольдо с его особого рода живописью. Цикл "Времена года" включает четыре портрета. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. На воинственное начало указывают и пушки. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Несколько позже (1566) появились «Элементы».
Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Закономерно возникает вопрос об источниках такого стиля, причём многие историки искусства (Б. Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. Он родился в Милане в 1527 году.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». В 1562 г. германский император Фердинанд приглашает Арчимбольдо на должность придворного портретиста, а при Рудольфе II художник получает придворное звание "Мастера празднеств" за создание различных механизмов, музыкальных инструментов и картин для устроения придворных празднеств.
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны.
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. «Осень» показана в виде буйства винограда, гранатов и множества других плодов, формирующих профиль весёлого и крепкого мужчины. «Лето» — уже не девушка, а молодая женщина картина ярко передаёт пышность и зрелость, богатство фруктов, ягод и овощей. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа.
В 1570 году его оправляют в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Маньеризму присуща претенциозность. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.
Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Он изобретает карикатуру. Второй вариант был написан уже при Рудольфе.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Что это такое. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14.
Далее кафедра переходила к прочим представителям рода, в частности, в 1550—1555 годах миланским архиепископом был Джананьело Арчимбольдо — потомок внучатого племянника Гвидо. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Арчимбольдо родился в эпоху позднего Ренессанса и его первые работы написаны в традиционной ренессансной манере. На праздничной процессии 1571 года император предстал именно в костюме Зимы, что также намекало на его роль владыки всего мира. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать". Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее.
Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства.
«Времена года» — цикл из четырёх работ итальянского живописца шестнадцатого века Джузеппе Арчимбольдо, создавшего их по заказу императора. Полотно входит в цикл «Профессии». С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).
Дата рождения художника неизвестна. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Стоит отдалиться – и видишь лицо. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Например, «Огонь», он же Марс, т. е. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах.
Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591).
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения.
Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».
По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.
Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Несмотря на очевидную фантастичность эти коллажи словно имеют свой характер — глядя на название картины понимаешь насколько точен и характерен образ. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. Публиковались и другие работы20. Имеются сведения, что отец Арчимольдо – Бьяджо – дружил с учеником Леонардо да Винчи – Бернардино Луини, скончавшимся в 1532 году. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. В литературе XVII – XVIII веков он не упоминался вовсе. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека.
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Особенности расположения картин отражают господствовавшие в эпоху позднего Средневековья представления о годовом цикле, который в то время обычно делили на два полугодия (зимне-весеннее и летне-осеннее) также и у Арчимбольдо соседние периоды одного полугодия обращены друг к другу, как бы переговариваясь друг с другом и образуя единую композицию. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Его кора подобна коже, ветви – волосам.
Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5.
Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии. Существует версия, что росписи в церкви св.
Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Даже оторопь берет. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры».
Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.
Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки).
В течение многих десятилетий Джузеппебыл хорошо известен и любим элитой общества. Самое большое количество картин под названием «Весна». Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение.
На воинственное начало указывают и пушки. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25.
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены.
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу – императора Максимилиана. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Это было продолжение позднего Средневековья – искусство, воплощающее идеи. При этом 12 августа 1587 года датировано распоряжение Рудольфа II о награждении художника 1500 флоринами за длительную службу царствующему дому.
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны.
Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»).
Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх. победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому).
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Вариантов «Времен года» было несколько. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти.
В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).
Он родился в Милане. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Возможно, в Вене и Праге художник познакомился с произведениями Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего, Лукаса Кранаха, Альбрехта Альтдорфера, но, скорее всего, своеобразные живописные графические работы Арчимбольдо были созданы под влиянием вкусов просвещенных монархов, по заказам которых он работал талант его развивался в художественной среде европейского маньеризма.
С Рудольфом II его связывала личная дружба. Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
Вероятно именно Арчимбольдо выполнил эскизы для всех 7 гобеленов в Комо, включая изображение Смерти, — это доказывается простым сравнением стиля. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей).
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie – театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
В созданных им символических портретах-аллегориях в единый художественный образ сплетаются «представители» фауны (цикл «Стихии»), флоры (цикл «Времена года»), а также различные предметы: горшки, кастрюли, рабочие инструменты, даже книги. Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Вообще художнику очень повезло с покровителями.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Среди его друзей были: будущий биограф – инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» – основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини – профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства.
За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер.
.