440 лет назад в 1573 году итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo, 1526-1527 – 1593) завершил создание живописной серии «Времена года», которая сделала его знаменитым. Заново Джузеппе Арчимбольдо открыли только в ХХ веке сюрреалисты, признав художника величайшим мастером абстрактного искусства XVI века. Даже современники Джузеппе Арчимбольдо понимали и ценили искусство художника, как что-то виртуозное и гениальное. Несмотря на свои многочисленные таланты Джузеппе Арчимбольдо, скорее всего, был бы забыт в последующие века, как это произошло со многими талантливыми художниками той эпохи.
Многие современные искусствоведы именно Джузеппе Арчимбольдо считают предтечей сюрреализма. Талант Джузеппе Арчимбольдо прорвал завесу времени, он органично вошел из эпохи позднего Ренессанса – маньеризма в эпоху Интернета. Ударом волшебной кисти Джузеппе Арчимбольдо трансформировал реальность. Именно у Рудольфа Джузеппе Арчимбольдо пользовался особой славой и почетом.
На выставке представлены материалы, знакомящие с жизнью и творчеством художника Джузеппе Арчимбольдо. Джузеппе Арчимбольдо был выдающимся живописцем и декоратором из Милана, а также внуком архиепископа миланского. После создания эскизов на сюжеты Священного писания и создания гербовых щитов для самого князя Фердинанда из Богемии, Джузеппе Арчимбольдо в 1562 году был приглашен в Прагу, на службу уже ставшему на престол Фердинанду I в качестве придворного художника. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Картины Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) всегда производили и производят неизгладимое впечатление. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Джузеппе Арчимбольдо был одним из самых ярких представителей маньеризма. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Тольков начале 1900-х годов имя Джузеппе Арчимбольдо вновь появилось на слуху именно тогда о его работах и узнал весь художественный мир.
Джузеппе Арчимбольдо (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. Отслужив при дворе в общем счете более 30 лет из которых 12 лет служил Руд ольфу II, Джузеппе Арчимбольдо попросил об отставке, на что получил положительный ответ вместе с высокими почестями от императора и отправился к себе на родину в Милан. Через год, 11 июля 1593, Джузеппе Арчимбольдо скончался. Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526-м или 1527-м в Милане, Италия (Milan, Italy). Джузеппе Арчимбольдо начал составлять изображения и портреты из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг ит. д.
Те, кто не любит много букв и просто хочет посмотреть четыре стихии и времена года Джузеппе Арчимбольдо — сразу вниз листайте. Экстравагантным художником Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) были написаны работы, которые смело можно рассматривать в ряду оптических иллюзий. Данная работа Джузеппе Арчимбольдо – одна из наиболее известных из всех портретов этого императора из-за того, что этот портрет итальянского художника представляет Рудольф II в образе вертлявого бога Вертумна из древнего Рима, который сложен из разных ягод, фруктов и овощей. Джузеппе Арчимбольдо – итальянский живописец, декоратор, представитель маньеризма.
Заново Джузеппе Арчимбольдо открыли только в ХХ веке сюрреалисты, признав художника величайшим мастером абстрактного искусства XVI века.
Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. Полотно входит в цикл «Профессии». Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица).
Например, «Огонь», он же Марс, т. е. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II.
По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры».
Рисунок в Луврском музее— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). По мнению Г. Хоке, в сознании возникает concetto— концепция картины или картина концепции, умственный первообраз. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Дата рождения художника неизвестна. Огонь.
Джузеппе известен как маньерист 16-го века. Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Зима. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Дата рождения художника неизвестна. Ключ к реконструкции мировоззрения Арчимбольдо виделся им в символике придворных торжеств, режиссируемых художником и в его аллегорических сериях. Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь.
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. С Рудольфом II его связывала личная дружба. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине ХХ века ему наследию было посвящено много статей. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане.
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века.
Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Его кора подобна коже, ветви – волосам. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25.
Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.
На воинственное начало указывают и пушки. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства.
Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико.
для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Вообще художнику очень повезло с покровителями. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора11.
Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Характерно, что и Максимилиан II и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его знаменитых циклов для того, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам.
Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. Публиковались и другие работы. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание.
Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Публиковались и другие работы20. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали.
В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Согласно Мориджиа, Арчимбольдо вернулся на родину в 1588 году после четвертьвекового служения Габсбургам.
О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров.
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Он имел вкус к искусству, особенно живописи интересовался и науками, особенно оккультными. Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г.
Сюжеты и персонажи для представлений, как правило, черпались из античной истории или мифологии, роли исполнялись членами королевской фамилии, королевскими камергерами и дворянами. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.
Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников.
Воздух. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Гармония, с которой плоды и животные сочетаются в изображении человеческих голов, символизирует гармонию империи под благим правлением Габсбургов. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Земля.
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.
Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Существует версия, что росписи в церкви св. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». При этом следует иметь в виду, что его художественные работы крайне редко или вовсе не фигурируют в сохранившихся документах. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.
Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. Публиковались и другие работы.
Это же самый настоящий сюрреализм 16 века».
Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Дакоста Кауфман подчёркивал тесную связь картин Арчимбольдо и его эскизов костюмов для торжественных процессий, которые представляли собой аллегории императорской власти и гармонии, которую несёт миру благодетельность Габсбургов5254. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Вероятно именно знакомство снаследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы.
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18.
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Не будучи воинственным, он стремился к примирению своих католических и протестантских подданных, но при этом был склонен к мистике. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать".
Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». Самое большое количество картин под названием «Весна». В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей.
Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее.
Б. Гейгер рассматривал творчество художника как инверсию, когда в красоте видится уродство или наоборот, поскольку безобразие превышает собой красоту, развлекая царственного заказчика45. Арчимбольдо становится главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Его дедушка был архиепископом, отец— художником.
В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Известно, что в 1551 году Джузеппе расписал пять гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда — ещё до того, как он стал императором. Что это такое. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Также не много надо, чтобы от окружающих голову искр загорелись пропитанный серой фитиль трута и изображающая глаз небольшая свечка. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны).
для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Вероятно именно Арчимбольдо выполнил эскизы для всех 7 гобеленов в Комо, включая изображение Смерти, — это доказывается простым сравнением стиля. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело.
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22.
Даже оторопь берет. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. Несмотря на то, что очень немногие произведения Арчимбольдо доступны на арт-рынке их аукционная стоимость находится в диапазоне 5—10 миллионов долларов. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.
Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран.
Однако сохранившиеся счета фиксируют суммы выплат, но не упоминают работ, за которые художник получал награды16. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
Художник развлекается. Он родился в Милане. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг.
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер).
Кроме того, Вертумн меняет форму в зависимости от времени года, становясь попеременно пахарем, жнецом, виноградарем или старой женщиной. С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
В начале 1550-х гг. Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.
В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Он изобретает карикатуру.
Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. К примеру, для создания Библиотекаря (The Librarian) он использовал все те предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, включая занавески, разделявшие отдельные кабинеты в библиотеке.
Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года.
Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт.
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Картины художника при жизни вызывали споры. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. После 1551 года имя Бьяджо перестаёт фигурировать в документах, возможно из-за кончины единственным точно идентифицированным произведением отца и сына является упомянутый витраж.
Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Вода. На воинственное начало указывают и пушки. В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев.
Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Художник рисовал полотна в классическом стиле, но много произведений было утрачено, сохранилось три, написанных по всем канонам живописи, – с изображением поклоняющихся волхвов, портрет принцессы и семейный портрет первого покровителя художника Максимилиана II.
Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. На праздничной процессии 1571 года император предстал именно в костюме Зимы, что также намекало на его роль владыки всего мира. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности.
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. В программу придворных празднеств входили и рыцарские турниры, включающие три акта: сначала парный поединок, в котором конные рыцари пытались по обе стороны барьера выбить друг друга из сёдел.
Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.
Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Второй вариант был написан уже при Рудольфе.
победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому). Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).
Маньеризму присуща претенциозность. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40.
Вариантов «Времен года» было несколько. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Карикатуры и наброски странных чудовищ, нарисованные рукою великого Леонардо да Винчи стали для юноши настоящим потрясением, повлиявшим на его собственное творчество. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать.
Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Он родился в Милане в 1527 году. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подделок под его стиль. Существует версия, что росписи в церкви св. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале.
В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Джузеппе Арчимбольдо родился в1527 году вМилане. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств.
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши. В начале 1550-х гг. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.
Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Несколько позже (1566) появились «Элементы». Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27.
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Стоит отдалиться – и видишь лицо. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов.