Джованни Лоренцо Бернини считается основоположником стиля итальянского барокко, который он довел до совершенства в своих архитектурных и скульптурных творениях.
От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие. «Будем надеяться, что этот юноша станет когда-нибудь великим Микеланджело своего времени» – пророчески возвестил папа Павел V, представляя юного Джанлоренцо кардиналу Маффео Барберини, будущему Урбану VIII. О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды. Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных. Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери.
Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. Фонтан довольно небольшой. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра.
Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья. Но, чтобы чудо произошло, необходимо было соединить в целое все виды искусства.
Балдахин Святого Петра (1624 – 1633) работы Бернини располагается в пространстве под главным куполом собора, он возвышается на четырех колоннах над главным алтарeм, украшают его статуи ангелов. От его потомка Аскания (Юла) вели свое происхождение представители рода Юлиев (Юлий Цезарь, Август и др. ). Здесь наиболее полно выражена идея «белькомпосто»: гениальный артистизм, в котором сплетаются выразительные возможности всех видов искусства, чтобы воплотить историю и превращается в театральное действо, служащая ad majorem gloriam Dei (вящей славе господа).
Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. В этой статуе Бернини запечатлел итог погони лучезарного бога Солнца Аполлона за прекрасной нимфой Дафной. С одной стороны он составил славу католического искусства, с другой – он же «развратил» церковную пластику, создал скандальный, вертлявый, неприлично кокетливый тип религиозных статуй, которые стали каноном на целый век. Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Сдальней точки зрения, сокращаясь в перспективе, поставленные под углом колоннады трапециевидной площади воспринимаются прямыми, а овальная площадь кругом.
И тут по тайному знаку Бернини забили струи. В своих прославленных архитектурных сооружениях – колоннаде собора св. Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей.
На погрудном портрете молодой Бернини весьма элегантен в кожаном колете из-под которого выпущен кружевной воротник, хорошо причесан и чисто выбрит, как на первом выходе в свет (а этот портрет – и в самом деле «первый выход в свет» для молодого художника). Таким образом с Папой были налажены примирительные отношения, а построенный скульптором «Фонтан Четырех рек» вернул ему имя величайшего мастера. Являлся видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств».
За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese). Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос.
Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии. «Деяния» Лаврентия были утрачены уже ко временам Блаженного Августина, который в одной из проповедей, посвящённых памяти святого, признавался, что использовал многочисленные предания о его жизни. В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад.
Было проведено расследование причин ошибки Бернини. «Как бы притягательны ни были пустые радости мимолетной красоты, наполни свои руки листвой или, еще лучше, вкуси горькие плоды».
Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini). В ранние годы он попал в поле зрения кардинала-племянника Шипионе Боргезе и в 1621 году, в возрасте 23 лет, был посвящён в рыцари папой Григорием XV. Впрочем, не привыкать. римское предание о Корнелии). Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. Петра», еще выше клубятся облака и движется целый сонм бронзовых ангелов, увенчанных золотыми лучами, а в центре всего этого космического по мощи всплеска материи — реальный свет в круглом окне собора, уравновешивающий и собирающий всю композицию. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело».
Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Петра, церкви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Ватикане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику.
Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. Большие колокольни — это очень хорошо, это очень по-мужски, вот только грунт под собором Святого Петра в Риме не способен был вынести их вес. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом.
«Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Иннокентий X настолько был очарован увиденным, что тут же перепоручил строительство фонтана Бернини.
Амалфея, Амалтея, Амальтея (др. -греч. Последняя скульптура с большой вероятностью может считаться автопортретом художника. Берниниевское искусство было искусством разных искусств – обобщенным (и обобщающем), открывающем художественные возможности предметов, связанных с человеческой деятельностью. Нарушение канонов может поразить паству и тем самым усилить ее веру во Всевышнего.
Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. Наиболее известные его работы это колоннада перед собором Святого Петра, внутреннее убранство собора и площадь Святого Петра. Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции. Он был сыном самого искусства и в почти недосягаемый мир папских заказов его ввел отец.
Там он и застал Луиджи с Констанцией. Тритон трубит в рог и струя воды наполняет чашу фонтана. Через два месяца появились трещины. Поскольку первый из них имеет отчетливо официальный характер (показательно, что он был переведен тем же Леони в гравюру), он должен был отвечать традиционным представлениям о стиле, о характере модели без малейшей попытки ее психологической интерпретации.
Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Место перед статуей становится частью концепции. Laurentius – «увенчанный лавром» ок. Во всяком случае, Бернини чуть ли не стал отличным примером этого.
Цвет при этом использован исключительно экономно: обратим внимание на то, как осторожно вводится красный тон в Автопортрете в образе святого воителя (возможно имеется в виду Святой Георгий). Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. 225, Оска, Римская Испания – 10 августа 258, Рим). 1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности». Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) — блестящий представитель барочной скульптуры и один из лучших архитекторов эпохи.
Последняя наиболее значимая работа Джан Лоренцо изображает Папу в окружении аллегорических фигур – Истины, Справедливости, Благоразумия и Милосердия. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Овальная форма площади придаёт всей композиции пластичности – с разных точек площадь выглядит по разному, кроме того колоннада создает эффектную перспективу, позволяющую оценить величие собора Святого Петра.
Так где же сегодня находится чудо-Копье. Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом». После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила.
Одна из них – церковь Сант-Андреа аль Квиринале (Рис. Адольф пытался спрятать Копье.
Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии, а в 20 лет – выполнить портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини).
Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города. Одна из них – статуя Давида (1623 – 1624). Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. Точка зрения «снизу вверх» придает фигурам монументальность, как на большом эскизе Святой Бернард, выполненном совместно с Карло Пеллегрини и ныне хранящемся в Национальной галерее старого искусства в Палаццо Барберини в Риме.
Родился в 1598 г. в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант – его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. – и к восемнадцати лет создал замечательную группу Аполлон и Дафна, отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в Кафедре св. Это Ангелы для моста Сант Анджело в Риме.
Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Униженный публичными обвинениями, Джан Лоренцо замкнулся в себе, приступив к созданию еще одного шедевра – «Истина, открытая Временем» (La Verit svelata dal Tempo, 1646-1652).
История об этом умалчивает. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Скульптурное убранство тоже минимально. Он прославлял и абсолютизм и католицизм.
Реставрируя античные статуи (род деятельности, не чуждый впоследствии и его сыну), он работал во Флоренции, Риме и, прежде всего, в Неаполе и в Кампанье. Эта сложнейшая организация состояла из двух «водов» участников: одни были практически незаменимы, другие же менялись четь ли не в обязательном порядке. В этом ему ближе Рафаэль, чем Микеланджело. Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. И опять в скульптуре мы видим запечатленные эмоции, действие.
Последняя скульптура с большой вероятностью может считаться автопортретом художника. Еще успешней Бернини творит чудеса в капелле Пио в Сант Агостино: сочетая живопись, гипсовую скульптуру и архитектуру, он заставляет как бы воплотиться перед глазами верующих Вознесение Богоматери, на котором Мария парит среди облаков под осанну ангельского хора.
Сегодня эта скульптура Бернини находится в музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде. Вот уже много лет это творение кружит голову каждому, кто входит в собор Св. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами, светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Весь проект — типичное барочное произведение, создающее невероятно драматический эффект.
В порыве отчаяния Аполлону ничего не остается, кроме как украсить свою голову венком из веток этого дерева в память о возлюбленной, – лавр становится священным символом Аполлона. Бернини запечатлел именно это мгновение. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Донателло, Верроккио, Микеланджело и наконец Бернини. Я старец и иду на лёгкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания.
Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли. Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге.
Когда бог почти настиг её, Дафна взмолилась богам и превратилась в лавр. Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана. » Наверное, большинство поломанных мужских судеб и происходит из-за этой глупости. Эрот пронзил ее свинцовой стрелой – символом безответной любви. Скульптор водрузил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св.
Их помощь помогала Бернини выполнять ряд крупных проектов в краткие сроки. Услыхала крик Прозерпины Деметра. Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. Бернини был не только художником, но и предпринимателем. Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения.
В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность. Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ). Современные исследователи отвергают этот эпизод как недостоверный.
Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой.
Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Щедро субсидируемый церковью, Бернини воздвигает архитектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные композиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урбану VIII), скульптурные портреты и монументы. Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью.
В них рука Джованни уверенно заявляет о себе в яркости декоративных элементов – цветочных венков (например, в Весне с ее прекрасным розовым деревом) и фруктовых гирлянд (Гермес, Осень), присутствующих также в скульптурной композиции с Фавном. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve).
Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении. Фонтан был закончен вскоре после завершения строительства палаццо. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции.
Что ж, они действительно по-разному видели одно и то же решение, например купол Церкви Сан Карло, которую создает Борромини, представляет собой слитную однотонную конструкцию из геометрических фигур, не пропускающих свет, ты словно задыхаешься в этом пространстве. Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Бернини вновь стал любимым художником папского двора и, фактически, величайшим архитектором, сумевшим реализовать практически все амбициозные проекты Александра VII.
По заказу Шипионе Бернини вскоре создаст несколько своих самых знаменитых шедевров. В 1629 г, еще до окончания работы над балдахином, по приказу папы Урбана VIII Бернини возглавил все архитектурные работы в соборе. Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. Другие проекты постигла та же судьба45. Бернини уменьшил количество украшений в здании, стараясь привлекать внимание зрителей к простоте, хотя любил пышные декоры. В апреле 1665 г. Бернини по совету папы Александра VII и французского королевского двора прибыл в Париж для работы над заказом Людовика XIV, которому был нужен архитектор для завершения работ в Лувре.
Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Он также требовал, чтобы об этом непременно было доложено доблестному рыцарю Раймунду, графу Тулузскому.
Борромини представил все улики против Бернини. В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения.
Под руководством Бернини продолжались работы по украшению нефа собора Святого Петра, что включало в себя сложный многоцветный мраморный пол, мраморную облицовку стен и пилястров, а также множество лепных статуй и рельефов. В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изображение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре. Конечно, это мало вероятно, но скульптура действительно хороша. В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора.
Не было плодов в садах и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья. При нем начинающий скульптор получил не только официальное признание. Однако уже тогда молодой Бернини получил и свой первый общественный заказ – исполнить Портрет епископа Сантони, мажордома папы Сикста V. Это – барельеф на гробнице прелата в церкви Санта Прасседе в Риме. Петра в Риме по проекту Бернини.
По библейскому преданию Давид – юноша, убивший великана Голиафа камнем, пущенным из пращи. Однако все они приподняты над повседневной жизнью, проникнуты особой внеличностной энергией. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке).
Бернини принадлежит также главная заслуга в создании «барочного Рима». Но для дополнения картины обелиска нужен был фонтан который бы дополнил композицию.
Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте – «Воистину богата Церковь, богаче вашего императора» ср. Но выполнить его задание не успели. Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов).
Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной. Тогда он изготовил макет и предложил поставить его в гостиной Папы. Бернини мыслил категориями улиц и площадей используя и архитектурные и пластические средства выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки» и выполненный уже после смерти скульптора фонтан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко.
Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям.
Его профессионализм был оценен по достоинству. Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плутон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского кардинала и любителя искусств Шипионе Боргезе. Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов.
Предполагались две маленькие башенки, но Бернини по неопытности решил сделать их побольше. Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно. Находится в римской Галерее Боргезе.
Одновременно, Пьетро давал ребенку долото и разрешал помогать в работе над деталями своих скульптур. Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66.
В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Другими словами, ремесленник должен был уметь никогда не говорить «нет». Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны известен и как светский скульптор. Нерасточительный Иннокентий на первых порах не нуждался в мастере, что дало ему время завершить одну из своих лучших работ — украшение часовни Корнаро, в которой Лоренцо установил скульптуру «Экстаз святой Терезы» и создал ряд барельефов. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс.
Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее. Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини).
Только вскрикнуть успела Прозерпина. Выходит, это всего лишь копия. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. Петра «Кафедре св.
Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. «Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной человек, охваченный бурным и мгновенным аффектом, непосредственно выраженным в мимике и движениях тела. А у меня дом.
За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. В 1646 году Джан Лоренцо окончательно впал в немилость папы Иннокентия X, когда были обнаружены трещины у подножия южной колокольни базилики Святого Петра. Бернини переехал в Рим в 1605 году.
Он замечает: «В его лице было что-то орлиное, особенно в глазах». Возвратившись в Рим, Бернини умер в 1680 г. и погребен в церкви Санта-Мария Маджюре. На практике различия между барочными и классическими художниками менее ясна. В них рука Джованни уверенно заявляет о себе в яркости декоративных элементов – цветочных венков (например, в Весне с ее прекрасным розовым деревом) и фруктовых гирлянд (Гермес, Осень), присутствующих также в скульптурной композиции с Фавном. Наряду со спиралевидной в целом композицией в ней заключен и «особый» угол зрения на фигуру маленького Аскания, словно это произведения – выполненное с виртуозностью статуэток богов-хранителей очага, подобных той, которую держит в руке старик Анхиз, – должно было в конце концов оказаться в нише, как Иоанн Креститель.
После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Благодаря измененному иллюзорному восприятию и особо расположенному освещению, фигура папы, выходящего из дворца, кажется больше. Эти четыре скульптора имели абсолютно различные цели.
Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. Терезы. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Бернини дополнил композицию соответствующим освещением (свет на фигуры святой Терезы и ангела падает сверху из не видимого зрителю окна), золотыми лучами и почти театральными ложами по краям капеллы. Это – чудо драматического действия, замороженное в камне.
Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св. Сикст II был одной из первых жертв этих преследований (обезглавлен 6 августа). Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva).
А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое». Барокко был некоторой оппозицией к классическим принципам искусств. За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы».
В честь Амалфеи назван астероид (113) Амальтея, открытый в 1871 году, а также спутник Юпитера Амальтея, открытый в 1892 году. В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета.
«Давид» Бернини еще один пример этого. Когда Сикст стал Римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы. Алтарь превращается теперь в театральные помостики, а паства – в праздничную публику.
Фактически на протяжении всей жизни Бернини был диктатором римской художественной жизни. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела. Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653 – 58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа.
Из-под резца Пьетро вышли два барельефа: Ассунта (Вознесение Марии – в баптистерии) и другой – Коронование папской тиарой Климента VIII (в капелле Паолина), фланкируемый кариатидами. После своей победы козу Зевс сделал созвездием, а также ее козлят. В боковых секторах находятся фонтаны. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте моё тело. ». Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер.
Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. Уничтожение заняло 11 месяцев. В 1644 г. папа Иннокентий Х решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезенный в Рим императором Каракаллой.
Все на пределе, где каждый нерв напряжен до судорожной боли. Уже 23 августа 1623 года на него были возложены обязанности смотрителя фонтанов на Пьяцца Навона, 1 октября он возглавил папскую литейную мастерскую при замке Святого Ангела, а седьмого числа того же месяца Бернини получил должность главного смотрителя нового акведука Аква Феличе, построенного в 1586 году при Сиксте V. Последнее назначение позволило участвовать скульптору в различных проектах по строительству многих фонтанов в Риме – его даже провозгласили «другом вод». Ещё одна работа Бернини, знакомая по Ангелам и демонам. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.
Его монахини совсем не похожи на страшных фанатичных затворниц средних лет.
После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было. В течение 10 лет (1656 – 1666) он работал над её оформлением. Согласно историографии, 29 декабря 1617 года Джан Лоренцо Бернини получил за нее 50 скуди.
Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери. Дафна возносит молитву Гее-Земле, умоляя защитить ее от пылкого любовника. Финелли порвал с Бернини, который помимо всего прочего, был крайне завистлив, как это сказывается в его недоброжелательной оценке Мученичества Святого Эразма Никола Пуссена: «Если бы я был живописцем, эта картина меня бы крайне унизила». Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение.
Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. Созданный, по свидетельству биографов, «в неполных десять лет», он демонстрирует еще сильную зависимость юного художника от отцовского стиля, проявляющуюся в манере «прорисовки» прядей волос и бороды. Бернини представил разных членов семьи Коронаро, разместив их в боковых театральных ложах. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. Эта точка зрения разделяется и другими учёными.
В июле 1641 года он представил свою первую башню. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж.
Вопрос решился сам собою. Воплощение этой идеи доверили Бернини. Это одно из последних творений Бернини, наряду с Гробницей папы АлександраVII. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк).
Иннокентий X стал дружить с ним. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Но вот в одном он оплошал. Хотя скульптор дает погрудные изображения, он строит их по спирали.
И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. «Он с самого начала точно знал, что сила его – скульптура ибо даже когда он чувствовал склонность к живописи, он все же не хотел ограничиваться только ею. Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию.
В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Они много разговаривали. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Город, где творения Бернини встречают вас на каждом шагу.
Попросив три дня срока, архидиакон раздал почти всё церковное имущество беднякам. Эта точка зрения разделяется и другими учёными16. Пропаганда католической веры (что на тот момент было первостепенной задачей для Контрреформации) основывалась у Бернини на принципах эпохи Возрождения, демонстрирующей творческий гений человека.
На то, что Бернини привлекали мотивы, которые теперь бы назвали «археологическими», указывает его выразительная скульптура Путто, укушенный рыбой из Государственных Музеев в Берлине. На другой высечено имя Урбана VIII. Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме.
Расцвет творчества Бернини относится к покровительству уже более высокому, а именно кардинала Маффео Барберини. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. По проекту площадь и собор образуют форму, напоминающую «ключ Святого Петра» – символ папской власти (по преданию апостол Петр был первым из наместников Христа на земле, папы считаются его преемниками). Законченная северная башня и незавершённая южная были снесены в 1646 году по приказу папы Иннокентия— их излишняя массивность послужила причиной образования трещин на фасаде собора и угрожала более обширными повреждениями.
3) – должна быть отнесена к выдающимся образцам архитектуры римского барокко. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики.
Тонкое кружево, шелковые простыни — не очень по-христиански. Барочные же мастера считали, что живопись и скульптура должна соблазнять глаз зрителя. Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции.
Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини. Причиной его прибытия послужило избрание на папский престол Павла V Боргезе (1605-1621), вновь открывшего для художников возможность работать, серьезно ограниченную при папе Клименте VIII (1592-1605). Влюбившись, Аполлон бросился к нимфе, а она побежала от него. Петра, поручил ему устройство часовни над гробом апостола. Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств.
Лаврентий Римский (лат. Несмотря на трещины, работы были остановлены только в июле 1642 года, ввиду финансовых трудностей испытываемых Святым Престолом из-за войны за Кастро. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу. И все произошло как и было предсказано.
Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу. К моменту рождения сына Пьетро уже давно сделал карьеру. На мосту были установлены копии. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда.
Просто посмотрите на кровать Людовики. По замыслу мастера, мраморная скульптурная группа должна была означать некий намек на несправедливость обвинений, выдвинутых против него, которые исчезли бы только с течением времени и позволили бы восторжествовать истине. Можно сказать, Павел V Боргезе стал Сикстом V нового столетия.
Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Единственная надежно датированная работа — это изображение апостолов Андрея и Фомы, хранящаяся ныне в Лондонской национальной галерее61. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Интерес к Бернини вновь вырос. Посередине египетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой. Петра. Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы.
В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. Проект площади Святого Петра перед собором работы Бернини стал одним из его самых успешных и новаторских проектов. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате». Это латинское двустишие, высеченное на постаменте мраморной группы, отвечает тонкому вкусу кардинала Маффео Барберини надписью он придал оттенок морализации изложенному в Метаморфозах Овидия мифу.
В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырех частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры».
Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. архитекторов и всех тех, кто был связан с архитектурой по ведомству Кольбера, возглавившего в качестве верховного администратора всю строительную деятельность государства. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44.
Доказательство тому — Рим. В центральной апсиде собора находится кафедра Святого Петра, также созданная Бернини. И бряцая им, прославились как великие завоеватели.
Бернини остановил в камне момент, когда ноги нимфы начинают превращаться в корни, а пальцы рук уже превращаются в ветви лавра. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.
Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона». Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином.
Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру». И действительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини. В отличие от сделанных его предшественниками, скульптуры Бернини сосредоточены на определённых моментах повествовательной напряженности в историях, которые пытаются рассказать: семья Энея, покидающая горящую Трою момент, когда Плутон наконец схватил убегающую Персефону момент, когда Аполлон видит, как его возлюбленная Дафна начинает превращаться в дерево. Это было фиаско, настоящая неудача, которых в жизни творца еще не было. В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Но все представленные им варианты проекта восточного фасада Лувра были отвергнуты. Единственное произведение, оставшееся от его недолгого пребывания в Париже, – бюст Людовика XIV.
Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663 – 66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). С одной стороны его творчество – отражение требований церкви (не случайно церковь всегда покровительствовала его таланту), с другой – оно расширило возможности пространственных (пластических) видов искусства. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных).
Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной. Он приказал провести архитектурные изменения города – соединить новые и существующие здания улицами и площадями.
Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Там он и застал Луиджи с Констанцией. ) в то время, когда богиня Рея (мать Зевса) прятала юного бога от его отца Кроноса, хотевшего сына съесть. Бегство Энея, Анхиза и Аскания из охваченной пожаром Трои – сюжет, описанный в «Энеиде» Вергилия.
Дафна, чье имя означает «лавр», отвергает притязания бога и убегает, чтобы не попасть в его руки. Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу. У Бернини мазки ложатся резко, напоминая удар резца (сравним, например, трактовку волос в карандашном Автопортрете из Ватиканской Апостольской библиотеки и в скульптурном портрете Констанции Бонарелли, предмета единственной страстной любви художника). Плутон видел, как резвилась Прозерпина и решил её тут же похитить. В 1620-х гг, поощряемый папой Урбаном VIII, который хотел поручить ему роспись Лоджии Благословений в соборе Святого Петра, Бернини начал серьёзно развивать и совершенствовать своё мастерство в качестве художника. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству.
И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем». Со временем истина была открыта. Ох уж это мужское тщеславие, накрывающее нас в среднем возрасте. Настолько мастерски изображены чувства святой, что неподготовленный зритель ощущает увиденное как сильнейшее чувственное переживания. Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой.
Зачастую он работал чисто интуитивно. В ранние годы он попал в поле зрения кардинала-племянника Шипионе Боргезе и в 1621 году, в возрасте 23 лет, был посвящён в рыцари папой Григорием XV. Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св.
Найденное Копье не замедлило продемонстрировать разуверившимся свою чудодейственную силу: неприятельские укрепления стали сдаваться одно за другим крестоносцам, последнее время терпевшим военные поражения. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». К этому периоду относятся Гермес для казино (садового павильона) Боргезе, Четыре времени года для виллы Альдобрандини во Фраскати, Фавн играющий с купидонами и уже упоминавшийся Иоанн Креститель, созданный по заказу Барберини.
Странствия завершаются основанием в Лации нового города – Рима. Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей.
Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. «Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское.
Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье. В 1648 году Иннокентий обращается к мастеру с проектом создания большого фонтана, символизирующего четыре реки (Дунай, Нил, Ла-Плата и Ганга) в середине площади Нована в Риме. А говорить о них можно очень долго. Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. Чтобы со всей ясностью понять, сколь велики были возможности Бернини в обновлении портретной живописи, в глубине психологического анализа, достаточно лишь сопоставить его портрет, написанный Оттавио Леони около 1622 года и собственную работу мастера Автопортрет в юности исполненный Бернини годом позже (ныне в гелерее Боргезе).
И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам. Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. Отцы Церкви – почётный титул используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона – списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических) иерархической организации и богослужения Церкви. Годы их создания – 1619-1625.
Скульптурное убранство тоже минимально. Сдержанная цветовая гамма (кроме телесного использованы лишь белый, черный и красный цвета), треугольная в основе композиция придает образу характер, абсолютно отличный от мраморного бюста. Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром. «Давид» Бернини еще один пример этого.
Восхищал и захватывающий динамизм этих работ. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с «вечным городом». Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой.
Лаврентия». И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» – гидравлики, строительные рабочие. И наконец, необходимо было поддерживать связи с признанными профессионалами, которым бы передавались те «подряды», которые невозможно закончить самостоятельно. Петра.
Все они вскоре были отвергнуты. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам». Годы ее создания – 1656-1665. В обоих случаях кажется, будто круговое движение зрителя при осмотре как бы приводит в движение (разумеется иллюзорное, поскольку статуи не меняют местоположения) некий таинственный механизм, сообщая самой скульптуре внутреннюю подвижность.
Так, на площади св. Также, Бернини умерил количество цвета и украшений в здании, фокусируя зрителей на простоте. Бернини переехал в Рим в 1605 году. К сожалению, документы не позволяют установить точную дату создания произведения, ныне единодушно признанного самым первым творением молодого художника.
Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. Чтобы оправдать использование языческого сюжета, кардинал Маффео Барберини, будущий папа Урбан VII, написал двустишие, означающее примерно Каждый, кто погонится за мимолетным удовольствием, очнется и обнаружит в руках только листья и горькие ягоды. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Петра.
Действительно, от кардинала Шипионе Боргезе исходят первые заказы исключительно важные для молодого Джанлоренсо, который, кроме прочего, продемонстрировал свое дарование и изобретательность, сделав несравненный, мягкий на вид матрас из мрамора для античной статуи Гермафродита, незадолго до того найденной в дворике монастыря Санта Мария делла Виктория. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. В них также воплощена концепция барокко. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона.
Созданный, по свидетельству биографов, «в неполных десять лет», он демонстрирует еще сильную зависимость юного художника от отцовского стиля, проявляющуюся в манере «прорисовки» прядей волос и бороды. Однажды бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными. Самое значительное произведение Бернини как архитектора – площадь Святого Петра (1656-1667) перед собором Святого Петра. Скульптуру Карла I Бернини изваял в Италии с тройного портрета короля работы Ван Дейка, хотя и предпочитал работать с живыми натурщиками.
Тем не менее есть существенное различие между двумя гениями. С начала 20-х годов XVII века по его идеям, под его руководством создаются самые знаменитые памятники и формируется стиль римского барокко. Заказал его папа Урбан VIII, бывший кардинал Маффео Баберини.
В «Экстазе св. Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения. Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа. ». Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Все они вскоре были отвергнуты.
Он заставляет мрамор таять изгибаться и течь, подобно воску. Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина.
По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. По Мусею, шкуру этой козы (Эгиду) Зевс использовал для щита во время войны с титанами. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века). В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. Однако вскоре всё испортилось.
Затем, нужно было уметь управлять помощниками, которые сами обладали высоким уровнем мастерства, как например Джулиано Финелли (1601/1602 – 1653), который выплетал кружево волос и лавровых листьев и скульптурной группе Аполлон и Дафна. Творческая биография Лоренцо Бернини началась в 1619 г., когда юному дарованию был дан заказ от кардинала Шипионе на создание скульптур. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями). Именно этой проблеме посвящен ряд работ, начиная от Святого Себастьяна из коллекции Тиссен-Борнемиса в Лугано и Святого Лаврентия на решетке из Палаццо Питти во Флоренции и кончая двумя физиономическими опытами (выразительные возможности лица – часть той же проблемы): бюстами Благословенная душа и Проклятая душа. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Однако окончательно репутация Бернини утвердилась после четырёх шедевров, созданных в период 1619-25 гг.
Пий V признал Отцами Церкви четырех православных святых: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Афанасия Великого. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини.
Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением и чьё влияние было непомерно сильно». О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения: «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все – 1619-1625). Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором.
Но Деметра была богиней плодородия и без неё всякий рост на земле прекратился. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Но высший момент этой изобразительной поэзии – группа Нептун и Главк изваянная для виллы Монтальто в Риме (ныне в музее Виктории и Альберта в Лондоне) и Давид, созданный для кардинала Монтальто, а затем приобретенный Шипионе Боргезе. Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе.
и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан.
В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини. Колоннада состоит из 284 колонн в 4 ряда, сами колонны чрезвычайно монументальны. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII).
Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Трещины увеличивались. Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев.
Грандиозная площадь, разбитая перед базиликой св. Согласно традиционному житию, Лаврентий происходил из города Оска (ныне Уэска) в Тарраконской Испании и был учеником архидиакона Сикста.
Хотя сходство с мотивом рафаэлевской фрески Пожар в Борго в Станцах Ватикана представляется очевидным, не стоит умолять и значение того, что композиция этой группы почерпнута у Микеланджело (в Тондо Дони с его соединением трех фигур наподобие мраморной группы), а также из маньеристских опытов со змеевидными линиями (вспоминается Добродетель, подчиняющая Порок Джованни да Болонья), которые Пьетро Бернини пытался переосмыслить – например, в известной скульптуре Иоанн Креститель, созданной незадолго до заказа Боргезе данной группы. Алтарная группа «Экстаз святой Терезы» (1647 – 1652) в капелле римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа был выполнен Бернини по заказу кардинала Корнаро. Несмотря на различие жанра, такие произведения как Карикатура на святого отца (имелся ввиду Шипионе Боргезе) из Апостольской Библиотеки Ватикана (код. В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации.
С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции – главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю. Но не тут-то было. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). И вот, от живописи этих глаз не остается и следа на рисунке – и тем более, на гравюре – Оттавио Леони, тогда как на всех автопортретах Бернини – начиная от Автопортрета в образе святого воителя 1630 года, затем в его работе 1635 года, хранящейся в галерее Боргезе (на нем, кстати, Бернини запечатлен здесь на фоне пятидесяти тысяч лир) и кончая Автопортретом того же года из Уффици, – мы вновь и вновь видим эту отчетливую печать его индивидуальности. Его авторитет был непререкаем.
Посередине створок три пчелы, символ папской власти. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены».
Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. драгоценнейшее наследство.
По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне.
Однако сразу же после возведения в 1641 году первой из башен на фасаде стали появляться трещины, в образовании которых обвинили Бернини и его колокольни. Не случайно гримаса боли, отраженная на лице укушенного мальчика, который резко, но безуспешно пытается отдернуть руку, повторяется, получая еще большую экспрессию в лице Святого Лаврентия изображение которого восходит отчасти к микеланджеловским фигурам на гробницах в церкви Сан Лоренцо, особенно к Вечеру и Утру (Авроре). Вблизи же он обретет иной масштаб идеально соизмеримый с немыслимой высотой купола Микеланджело. Не случайно гримаса боли, отраженная на лице укушенного мальчика, который резко, но безуспешно пытается отдернуть руку, повторяется, получая еще большую экспрессию в лице Святого Лаврентия изображение которого восходит отчасти к микеланджеловским фигурам на гробницах в церкви Сан Лоренцо, особенно к Вечеру и Утру (Авроре).
Высоту балдахина – двадцать девять метров – многие современники считали чрезмерной. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Он был мал ростом и очень красив.
Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Из-за сплетен злопыхателей, Бернини никак не мог получить этот заказ. Именно здесь наиболее полно воплотились основные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие с «возвеличением» и театральной патетикой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жизненным порывом, придававшим пластическим формам органическую цельность.
Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ). Можно сказать, что его живопись была чистейшей воды развлечением».
Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини. Выразительность палаццо Монтечиторио (Рис. Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло. Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся.
После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. Его проект практически был «заморожен» вто самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. Иначе, правила служат, чтобы восполнить недостаток творческого воображения, но если художник обладает ими, то правила можно и даже нужно нарушать, чтобы «составить хорошую смесь» (del composto). Это вполне объясняет привязанность понтифика к такой маленькой скульптурке. В отместку Эрот пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь. Помимо этого, Бернини изменил фасад стоящей на одноименной площади базилике Санта Мария дель Пополо, придав ей барочные архитектурные формы.
Так что следовало иметь соратников верных, как Козимо и Якопо Фанчелли. Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12. А мои колокольни будут выше купола Микеланджело. Называется она Экстаз св. Эней – сын Анхиза и Афродиты (рим. И затем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил мое сердце и проник до самых моих внутренностей, а когда он извлек стрелу, показалось мне, что он взял с нею мое сердце и он оставил меня воспламененной великой любовью к Богу.
В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Смертьпапы УрбанаVIII и избрание Иннокентия X послужило на пользу Бернини. Его проект практически был «заморожен» в то самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. Бернини сильно переживал и перестал есть.
И это чуть не стоило ему карьеры. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви. Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— итальянский архитектор и скульптор. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Однако главным видом его художественной деятельности остается скульптура.
Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. Петра. Первоначально слова «готика», «рококо» и «барокко» служили для неодобрительной оценки их использовали для обозначения гротеска, деформированных или чрезмерно сложных форм. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17.
Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее. И все эти чувства бесподобно изображены Бернини. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе.
Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини. Он является автором множества портретов. Захватив с собой священные изображения троянских богов (Анхиз прижимает к себе статую Минервы), Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины. С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя.
Также для виллы Боргезе была сделана скульптурная группа «Аполлон и Дафна» (1622 – 1625), в основе которой лежит сюжет древнеримского поэта Авидия: Аполлон преследует нимфу Дафну, а когда почти настигает её, Дафна по воле богов превращается в дерево. Киджи, ч. IV., л. 15r. ), Портрет Урбана VIII (Рим, Национальная галерея старинного искусства, Палаццо Барберини) и Портрет Павла V (Рим, галерея Боргезе), который святейший папа держал в своей комнате до самой смерти, объединяет именно эта монументальность, не обусловленная ни размером произведения, ни примененной в нем техникой. Спрашивала подруг, но никто не видел её. Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи.
В 1644 году из египетской Александрии был привезен языческий обелиск. В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670). Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора. Вот таким образом специальной комиссией было принято решение разрушить башни.
После его смерти незаконченный блок мрамора был продан наследникам. «Белькомпосто» рождает театральная иллюзия реальности. Художник вернул себе славу. Сколько детского в нем: «У меня самая большая машина.
Когда родился Зевс, Амалфея произвела на свет двух козлят. Недаром он образно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонтанов. Один из самых знаменитых фонтанов Рима. Папа принял решение уничтожить башни. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии».
Но в самом его страстном порыве ощущается личностное начало.
Словно из театральных лож из ниш стены церкви на творение Бернини будто взирают статуи представителей семейства Карнаро. Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV». Этот сюжет и лёг в основу знаменитой скульптуры.
Они-то и вернули его в Вену. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни.
Лаврентия» для городского собора в Амальфи. Гибель грозила всему людскому роду.
Таким образом художник играл роль собственного импрессарио. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана.
Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Тем не менее, есть и другие предположения, согласно которым Копье так и осталось в Америке, а в Вену вернули лишь его копию. Петра для римского собора св. В этот момент Бернини впал в глубокую депрессию, страшно волновался и очень мало ел. Его творчество отличало сочетание религиозных чувств и человеческих страстей, эстетика его произведений была подчеркнуто театральной, яркой и выразительной.
Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Другие проекты постигла та же судьба. Бернини ответил уклончиво. Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже).
Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Над ними возвышается бронзовый трон и кресло св.
Этот классический сюжет включен в Метаморфозы Овидия. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога ДЭсте. Терезы» поражает то, как Бернини обрабатывает мрамор: он как будто лепит из мрамора, такими мягкими и легкими становятся формы. Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини. Королевская лестница – Скала Реджа (1663 – 1666), созданная Бернини, ведет из собора Святого Петра в Ватиканский дворец – это торжественный вход в парадные помещения резиденции папы. Но оно ли это, так и остается загадкой.
Петра» (1656—1665). С опытом он перестал допускать подобные ошибки. Сегодня это здание на Квиринальском холме, строительство которого окончательно было завершено лишь в 1733 году и известное как Palazzina del Fuga используется под правительственные офисы и частные квартиры для президентов Итальянской республики. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva).
Замерла жизнь на земле. В 1605 году семья переехала в Рим, ближе к Ватикану, где были его основные заказчики – члены семьи Боргезе, в том числе и папа Павел V. Лоренцо проявлял талант к живописи и ваянию с самого детства: сделанный им в 8 лет набросок головы Святого Петра так восхитил окружающих, что в нём стали видеть второго Микеланджело, а в 16 лет – он уже сложившийся скульптор, своей скульптурой «Мученичество Святого Лаврентия» завоевавший расположение кардинала Боргезе. Соревнуясь в создании архитектурных памятников с папой Сикстом V Перетти (1585-1590), Павел V поручил Фламинио Понцио построить новую капеллу в базилике Санта Мария Маджоре – прямо перед той, которую Доменико Фонтана воздвиг для этого папы.
Наша справка. Барокко (итал. В этот же период более не обремененный папскими заказами Джан Лоренцо Бернини сумел реализовать одну из своих самых замечательных работ – «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652). Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св.
Нет, это молодые женщины, которых переполняют чувства. В 1568 г. папа св. Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе, в семье известного скульптора Пьетро Бернини. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23.
Конечно же, это пока что скульптуры, сделанные по частным заказам синьорам, могущие украсить собой коллекции этих любителей прекрасного. В 1930-е гг. Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов.
Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Между дельфинами можно заметить гербы рода Берберини – папские тиары. Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии.
1598, Неаполь, – 12. 11. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного». Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо.