«буря» (итал. La Tempesta)— одна из известнейших картин венецианского художника Джорджоне. Двести лет назад, в 1772 году, когда картина Джорджоне прибыла из Парижа в Петербург и навсегда поселилась в Эрмитаже, к ней стали настороженно присматриваться: мало того, что на живописи угадывались следы вторжения чужой, не авторской кисти, начали проявляться и симптомы серьезного заболевания.
Порой не знаешь, что делать. Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. «Раскопки» на холсте, проведенные Маловой, подтвердили выводы, которые были сделаны при предварительных комплексных исследованиях картины.
Около 1530года она была упомянута венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, как «Пейзаж на холсте с бурей, цыганкой и солдатом руки Джорджоне из Кастельфранко». Вот таким образом работники музеев «переводили» картины, паписанные на дереве, на холст. Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами.
Сделаем небольшое отступление и объясним термин «переводная». Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Она абсолютно нага и только её плечи покрывает белая материя, возможно, символизирующая чистоту и невинность. После этого двое исследователей (Фьокко, 1948 Гилберт, 1952) решили, что у картины и вовсе нет сюжета, но изображён просто идиллический пейзаж.
Густая черная полоса — это фотоаппарат заметил на полотне сравнительно свежую краску. Очевидна и аллюзия с Девой Марией. Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами. Но сейчас должен признаться: с тех пор, как закончилась реставрация «Юдифи», я изменил «Спящей Венере».
Всю жизнь я преклонялся перед картиной Джорджоне «Спящая Венера», хранящейся в Дрезденской галерее. Именно в этих «Записках» говорится о пяти работах Джорджоне: «Буря» (The Tempes, 1507-1508), «Три философа (The Three Philosophers, 1508-1509), «Спящая Венера» (Sleeping Venus, 1508), «Мальчик со стрелой» (Young Man with Arrow, 1506) и «Пастух с флейтой» (Shepherd with a Flute, 1508). Джорджоне умер 25 октября 1510 г. во время эпидемии чумы в Венеции. Искусствоведы считают, что Джорджоне был чрезвычайно влиятельным среди своих современников и вместе с Тицианом внесли значительный вклад в развитие венецианской школы живописи. Хартлауб (1925) высказал гипотезу, что в картине дано символическое изображение одного из тайных мистических союзов игравших большую роль в оккультных учениях эпохи Ренессанса, но в другой работе, опубликованной в 1953 году, решил, что это «Рождение Аполлона». Около 1530 года она была известна под названием «Пейзаж на холсте с бурей, цыганкой и солдатом», однако из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря». Нэнси Томсон де Груммонд (1972) трактовала картину как «Легенду о св. Джорджоне не дал этой картине названия.
Из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря» (в русских источниках обычно Гроза). Франциском и Св. Они же проясняют надписи, которые, казалось бы, невозможно прочесть — так они были замазаны. Тем не менее попытки объяснения сюжета продолжились и в 1969 году Эдгар Уинд предположил, что в «Буре» изображена «Аллегория Мужества и Милосердия» (Fortezza e Carita) многие эксперты разделяют его точку зрения. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы.
С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Лучи «икс», пронизывая картину, делают доступными для изучения слои живописи, лежащие наиболее глубоко, — самые старые. Свидетельством этого являются техника, цвет и настроение картин Джорджоне, созданных в манере и стиле позднего Беллини. Из сохранившихся документов видно, что уже в 1500 г., в возрасте двадцати трех лет, талант художника был высоко оценен: ему стали поручать важные и ответственные работы. В 1504 г. кондотьер Туцио Костанцо (Tutsio Costanzo) в память о сыне поручил Джорджоне создание алтарной композиции в соборе Кастельфранко (Duomo, Castelfranco Veneto). Алтарная композиция «Мадонна с младенцем на троне между Св.
Английский поэт-романтик Байрон, сам тогда не имевший собственной семьи, видел в сюжете «Грозы» семью художника которой у Джорджоне не было. На ней имеются лишь незначительные иногда точечные утраты. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.
Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок.
Слева стоит молодой человек с посохом и задумчиво смотрит кдоа-то в сторону. Это неполная история интерпретаций сюжета картины, которых насчитывается более двадцати. Десятки раз фотографировали «Юдифь» в отраженной ультрафиолетовой люминесценции, в инфракрасных лучах, при просвечивании рентгеном. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. М. Кальвези (1962) предположил, что на картине изображено «Нахождение Моисея», причём, «цыганку» представил как дочь Фараона, а пастуха как Гермеса Трисмегиста – охранителя ребёнка. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Хартлауб (1925) высказал гипотезу, что в картине дано символическое изображение одного из тайных мистических союзов игравших большую роль в оккультных учениях эпохи Ренессанса, но в другой работе, опубликованной в 1953 году, решил, что это «Рождение Аполлона».
Живопись, созданная рукой Джорджоне, сохранилась хорошо. Богатейший материал дала научная фотография.
Очевидна и аллюзия с Девой Марией. Из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря». Вот древнеегипетские и ассирийские скульптуры и рельефы. В конце концов кристаллики солей раскалывают камень, превращают его в щебень. Затянутое облаками небо освещено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю. Реставрация проводилась с огромной осторожностью, бережностью и любовью.
Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Сделанное же Маловой ярко выделяется даже на этом фоне. Затянутое облаками небо освящено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю. Де Минерби (1939) считал, что на картине изображён миф о Венере и Адонисе. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры.
1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Я считал его самой поэтической работой Джорджоне. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Либералисом» или «Алтарь Кастельфранко» (Madonna and Child Enthroned between St Francis and St Liberalis, 1505) является самой известной и знаменитой из работ живописца. Из архивных документов, датированных 1508 г., видно, что Джорджоне работал над созданием фресок на здании Немецкой биржи (Fondaco dei Tedeschi), причем фрески на другой стороне улицы выполнялись Тицианом. Момент наступления бури, раздираемый молнией фон. В результате трепетная живопись потеряла объемность, глубину, стала плоской.
Этим произведением я не уставал любоваться, восхищаться, много писал о нем. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»).
Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Сегодняшний отдел реставрации Эрмитажа — это крупный научно-исследовательский и художественный комплекс, включающий в себя фиЗико-рентгеновскую и химическую лаборатории, биологическую группу и шесть мастерских, которые занимаются широким кругом проблем консервации и восстановления произведений искусства и предметов старины, оказывают «скорую помощь» экспедициям археологов при обнаружении древних памятников. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (1477/1478-1510) известный как Джорджоне (Giorgione), родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето близ Венеции. О личной жизни живописца известно лишь из знаменитых «Жизнеописаний» (Lives of the Most Eminent Painters, Sculptors, and Architects) биографа и художника Джорджо Вазари.
Думаю, что реставрационные работы подобного масштаба случаются раз в столетие. Белоусова считала, что сюжет картины связан с «» Боккаччо. Об этом свидетельствует и легкая дымка, моделирующая лицо Юдифи и плавность очертаний ее фигуры и рисунок складок одеяния и невысокая стена, отделяющая первый план от далекой пейзажной панорамы с серебристо-голубой гладью озера. Они напитались почвенными водами, в которых содержится немало солей.
Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Каждый в свое время покрывал «живописью» тетради и книги с помощью переводных картинок. Затянутое облаками небо освещено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю.
Это неполная история интерпретаций сюжета картины, которых насчитывается более двадцати. Джорджоне писал «Юдифь» на дереве. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Выяснилось, что на месте пастуха ранее была написана обнажённая женская фигура.
И тем и другим приходится с величайшей осторожностью снимать исторические напластования. «Досье» картины — огромные папки, заполненные снимками. Только спустя почти двадцать лет после смерти Джорджоне, около 1530 пода, картина была названа венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, «Пейзажем на холсте с бурей, цыганкой и солдатом руки Джорджоне из Кастельфранко: А название «Гроза» или «Буря» появилось у этой работы лишь в XIX веке. Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена.
Около 1530 года она была упомянута венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, как «Пейзаж на холсте с бурей, цыганкой и солдатом руки Джорджоне из Кастельфранко». Полотно не подновлено, каждый видит, что картина старая. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). За века «Юдифь» покрылась десятками, если не сотнями, лаковых пленок. В чем дело.
Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. Однако она держала меня в постоянной тревоге: не случится ли что-нибудь неожиданное. А следовательно, можно определить автора картины (как по почерку устанавливают, кто автор рукописи). Её округлый живот, полные груди и акт кормления в свою очередь, вероятно, символизируют плодородие. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Сведения о Джорджоне очень скудны.
К сожалению, сохранились лишь фрагменты фресок с едва заметными контурами фигур. В «Заметках о произведениях искусства» (Notizie dopere del disegno, 1520-1543) венецианского патриция и коллекционера Микиэля Маркантонио (Michiel Marcantonio), опубликованных в XIX в., содержится не только подробное описание произведений искусства, находившихся тогда в государственных и частных коллекциях Северной Италии, но и биографические сведения об авторах, подробное описание этих произведений и комментарии Маркантонио. Имя Зорзи да Кастельфранко (Zorzi da Castelfranco), т. е. Это очень редкий случай в живописи эпохи Возрождения. Картина была обезображена двумя глубокими бороздами — словно кто-то, потрясенный изображенной сценой, в безумном порыве пытался полоснуть крест-накрест ножом по горлу Юдифи.
Очевидна и аллюзия с Девой Марией. Де Минерби (1939) считал, что на картине изображён миф о Венере и Адонисе. До настоящего времени не существует однозначной интерпретации этой картины. Белоусова считала, что сюжет картины связан с «Фьезоланскими нимфами» Боккаччо. Помните технологию того процесса.
Некий чудак обвел все кирпичики и травинки золотом. Как уже подчеркивалось, немногие картины эпохи Возрождения вызвали столько споров среди ученых, пытающихся понять смысл этого произведения. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. Все они испещрены пятнами, штрихами, рябинами-точками. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Джорджоне не дал этой картине названия.
Освобожденная от желтого лака, вековых напластований грязи и искажений, эта картина как бы ожила, в ней проявилась неведомая доселе поэтичность, стали явственнее ее тонкий колорит и скрытая прежде от зрителя нежная гармония красок. После этого двое исследователей (Фьокко, 1948 Гилберт, 1952) решили, что у картины и вовсе нет сюжета, но изображён просто идиллический пейзаж. Он улыбается ей, но не находит ответа, ведь героиня устремила свой взор на зрителя. Затянутое облаками небо освещено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю.
Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства). От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Другие исследователи и толкователи видели в сюжете картины библейские аналогии — изгнание из рая Адама и Евы (на эти мысли, очевидно, наводила обнаженная женская фигура), бегство в Египет. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»).
Наконец, рентгенография. Выяснилось, что на месте пастуха ранее была написана обнажённая женская фигура.
Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). В 1939 году была сделана и опубликована рентгенограмма картины. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Трое других исследователей (Эйслер, 1925 Рихтер, 1937 Морасси, 1942) полагали, что на картине изображён Парис, ребёнком отданный на воспитание пастуху.
Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца. Переселение древних камней из земли в самые благоприятные музейные условия, как правило, влечет за собой тяжелое «заболевание» экспонатов.
При съемках через сильно увеличивающий объектив получаются макрофотографии, на которых специалисту нетрудно выявить «почерк» художника, то есть манеру наложения красок, направление движения кисти. Небо, дерево, дальаий пейзаж, трава, стена — все было переписано ими заново. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».
Очень высокий трон Мадонны вознесен к небу, его спинка уходит за верхний край картины, а Мадонна, чуть склонив прекрасное, промоделированное легкой дымкой светотени лицо, задумчиво смотрит вниз, где у подножия трона стоит саркофаг с гербом рода Костанцо туда же смотрит и притихший Младенец, лежащий на ее коленях. Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами. Она прижимает ребенка к груди используя бедра, чтобы максимально прикрыть его. Очевидна и аллюзия с Девой Марией. В 1939 году была сделана и опубликована рентгенограмма картины. Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца. В 1895 году немецкий учёный Викхоф предположил, что изображённое на картине иллюстрирует «Фиваиду» Стация: царь Адраст в поисках воды встречает королевскую дочь Гипсипилу, скрывающуюся под видом кормилицы в лесу, где она спасает сына короля Ликурга.
Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства директор центра «Эрмитаж — Италия» и куратор выставки, рассказывая о творчестве Джорджоне, напомнила, что «Гроза» до сих пор считается сдной из самых таинственных работ в творчестве мастера и что эта загадка до сих пор не разгадана. Все обошлось благополучно. Фотоаппарат, оказывается, часто видит совсем не так и не то, что видит человеческий глаз. Каждый видевший замечательное произведение Джорджоне с трудом узнал бы «Юдифь» на этих фотографиях.
За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Однако художники, много раз бравшиеся за чинку картины, сильно исказили ее. Кроме того, «Гроза» Джорджоне стала продолжением серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» Но эту картину можно вполне обоснованно назвать шедевром из шедевров: по оценке специалистов, картина входит в десятку лучших живописных произведений мира.
А свет молнии словно усиливает ощущение неизвестности и тайны. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Или мифологические — женщину и мужчину называли Парисом и Эноной, весь сюжет — аллегорией четьрех стихий, алхимией превращения неблагородных металлов в золото посредством воздействия с землей, огнем, водой и воздухом. Клаунер (1955) трактует картину как миф о рождении Диониса.
Все сделано безукоризненно, с большим чувством меры. Но оставим в стороне гипотезы: то, что действительно поражает в этой картине, так это необычный пейзаж. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой.
Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. 1510, Дрезден, Картинная галерея). — В Эрмитаже произошло событие огромной важности. Крупнейший русский знаток творчества Джорджоне Н. А. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени.
Вообще реставрационные работы, выполненные в Эрмитаже, очень высоко ценятся во всем мире. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера. В исследовательскую и реставрационную практику музея внедрены физико-оптические методы, рентгеноструктурный и спектральный анализ (с применением микролазерного анализатора, электродиализа) ингибиторы коррозии металла, полибутилметакрилат, пенопласты, фторопласты и другие синтетические материалы, вакуумная техника, способы определения кислотности гравюр и исторических документов с помощью электродов. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо».
дано живописное выражение элементов из которых состоит каждое субастральное тело. На переднем плане, справа изображена обнаженная женщина, сидящая на берегу. Работа реставраторов живописи напоминает работу археолога. В те времена художники брали в качестве основы для картины преимущественно деревянные доски (холст стали широко использовать лишь с XVII века). Нэнси Томсон де Груммонд (1972) трактовала картину как «Легенду о св.
Из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря». Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. Несмотря на присутствие двух персонажей, пейзаж определенно не является простым фоном. Их общая толщина достигала полмиллиметра, а иногда и целого миллиметра, а это очень много. При этом на фотопленке фиксируются и древние кракелюры — трещины в красочном слое.
Крупнейший русский знаток творчества Джорджоне Н. А. Потом прикладываете ее к поверхности, которую решили украсить, тщательно приглаживаете. Джорджоне не дал этой картине названия.
Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца. Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Правда, у «Юдифи» кризисных явлений не было. Наоборот, ему отводится главная роль. Теперь я не меньше люблю «Юдифь», я восхищен ею и преклоняюсь перед этим замечательным творением великого мастера. За четыре с половиной века существования «Юдифь» побывала в разных руках.
Земля, воздух, свет, отражающийся от деревьев и домов, формируют одно единое целое. Так например, картина «Сельский концерт» (Pastoral Concert, 1508-1509), считающаяся работой Джорджоне, специалисты Лувра теперь приписывают Тициану. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Кажется, что само погодное явление принимает участие в действии. Тем не менее попытки объяснения сюжета продолжились и в 1969 году Эдгар Уинд предположил, что в «Буре» изображена «Аллегория Мужества и Милосердия» (Fortezza e Carita) многие эксперты разделяют его точку зрения.