Его конструкторский талант поборол его литературное модничание. Оно начинается с посвящения великому герцогу тосканскому Козимо I Медичи. Там для отправки в Пизу он с большой тщательностью написал св. Художникам надлежит работать так, чтобы их вещи «non paiono dipinte, ma si dimostrano vive e di rilievo fuor dellopera loro» – «не казались бы написанными, но выглядели бы живыми и выпуклыми, словно бы вне произведения» (I, 174, Mil. ).
Далее, в церкви дель Кармине он расписал придел св. Задача художника состоит именно в том, чтобы выбрать у разных предметов наилучшие черты и создать прекрасную вещь, «il piu belle delle cose della natura» – «более прекрасную, нежели творения природы». Среди приемов Вазари есть типические, которые он не боится повторять. В четвертом, последнем парусе изображено прославление св. В это время он много пишет и возводит декоративные постройки.
Всего их опубликовано около двухсот. Наоборот и это столько же характерно, работы художественного порядка, как историко-бнографичсские, так и технологические, взяты скупо, можно сказать, неохотно, обычно приемом умолчания, ради исправления какой-нибудь ошибки или подкрепления какого-нибудь умозаключения так проходят «Trattato dellArchitettura» Филарети, «Биография Микеланджело» Кондиви, «Трактат о живописи» Ченнини, «Падуанские древности» Скардеоне, «Веронские древности» Торелла Сараино и другие. В ней существовали города-государства, а на ее земли кто только не претендовал. История проектирования Уффици (известен начальный вариант проекта Вазари) позволяет уловить основную тенденцию развития архитектурных идей в композиции сооружения. Все же я к этому добавлю, что, после того как я уже с ранних лет зарисовал все хорошие картины в церквах Ареццо, первоосновы рисунка мне были более или менее последовательно преподаны лишь французом Гульельмо из Марчилла, о жизни и творениях которого мы рассказали выше.
Эта вершина совершенства есть как раз искусство его, вазариевской, эпохи, «ella a salita tanto alto che piu presto si abbia a temere dell calare a asso, che sperare oggimai piu augmento» – «оно взошло на такую высоту, что следует скорее опасаться, как бы оно не пошло на убыль, нежели надеяться, что оно поднимется еще выше». Время вносило лишь поправки.
. но какой умница. Однако в этой работе никто не мог ни показать своего умения, ни что-либо сделать как следует, так как этому папе приходили в голову все новые и новые причуды, которые нельзя было не выполнять, подчиняясь ежедневным распоряжениям форлийского епископа, мессера Пьер Джованни Алиотти. В те же годы Вазари работал и в других городах. Именно в этом портрете видна колористическая слабость живописца. Это новые произведения новые мастера, новый размер всей книги. Наружная лестница — упрощенный вариант лестниц палаццо Сенаторов на Капитолии в Риме — ведет в первый этаж.
То, к чему пришел Вазари, было принципиально новым. Франциска11. На способного тринадцатилетнего подростка обратили внимание. Вазари начал работу над проектом в 1560 году.
Таково большинство оценок. На плафоне другом, не столь богатом, – рождение Юпитера, его вскармливание козой Амальтеей и все остальное, что о нем более всего известно. Ангельма, то есть с семью добродетелями, без которых мы не можем подняться по семи ступеням, ведущим к Иисусу Христу и другими подробностями, увиденными этим святым. Lilly, пусть будет Веласкес. Итак, во всех историях – деяния папы Павла III, а в каждой – его портрет с натуры.
И вот, решив доставить ему это удовольствие, я стал раздумывать о том, что бы написать для него такое, что выходило бы за пределы обычного и в конце концов мы вместе с этим добрым монахом остановились на свадьбе царевны Эсфири с царем Ассуром, с тем чтобы все это было изображено маслом на одной большой доске длиной в пятнадцать локтей, но чтобы доска эта была предварительно помещена на предназначенное ей место и лишь после этого там расписана. Это подчеркивало значительность арочного раскрытия улицы к реке и ее необычную для Флоренции ширину (18 м). С 2001 года в переход, где выставлено около 700 картин, в том числе тицианова «Венера Урбинская», а также работы Джотто, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, зрителей пускают маленькими группами и только по предварительной записи. Ока далека от повернутого, даже философски обосновываемого маньеризма типа Цуккари. А на другом холсте я написал для аббата Капеччо Воскресение.
Анны, св. Сделал я также для Антонио деНобили, главного казначея Его Превосходительства и человека весьма мною любимого, не только его портрет (писать мне не хотелось), но и голову Христа соответственно тому, что Лентул пишет о его лике, однако и то и другое я сделал добросовестно. XXIV. Его осведомленность выросла географически, хронологически и объемно. Приехав туда, я испытал высшее наслаждение от горной и вечной уединенности и тишины этой святой местности и хотя я сразу же заметил, что почтенные на вид святые отцы, увидев, насколько я еще молод, призадумались, я собрался с духом и поговорил с ними так, что они все же решили воспользоваться мною для многих живописных работ маслом и фреской, которые предполагались в их церкви в Камальдоли. Рафаэль и Корреджо побеждают природу своим колоритом, а в «Описании произведений Тициана» сказано даже, что искусство вообще есть нечто отличное от природы.
Ее стилизованность откровенна. Умолчу о гротесках, орнаментах и росписях в лестничных клетках, а также о многих других мелочах, выполненных моею рукой для убранства этих комнат ибо, не говоря о том, что я надеюсь в другой раз подробнее о них поговорить, каждый может их увидеть и высказать о них свое суждение. В 1565—1566 гг. Григория».
А потом заказы следовали один за другим. Это снова скорее сосуществование, нежели сочетание. Одна – у вступительных абзацев отдельной биографии излагающих нравоучительную основу последующего изложения другая – у бытовой новеллистики, разукрашивающей «Жизнеописания» анекдотическими забавностями третья – у историко-фактического материала. Картины у современников имеют популярность.
1) — один из немногих сохранившихся от того времени жилых домов состоятельных горожан. Августина и св. Его читали, потом изучали, ныне опять читают. Эта картина и теперь находится в Болонье.
Купол очень красив и господствует в силуэте города. Если присоединить к этим критериям второстепенные: преизбыточное истолкование ракурсов nudo – нагого тела и «влечение, родта» к странным формам – «cosa strana», этим зародыши будущих барочных неистовств и чудачеств, – маньеристская программа Вазари будет исчерпана. Цецилию, св.
Клары в Ареццо картину «Благовещение». Это возвращение Джотто во Флоренцию относится к 1316 году. Сильвестра.
Этим же монахам незадолго до этого я для одной из наружных капелл их церкви написал на дереве распятого Спасителя и сделал это по просьбе их генерала Скрипандо, ставшего впоследствии кардиналом. Точно так же, с одной стороны, он великий ценитель всякого мастерства, добротного художества с другой – он проводит деление между высоким искусством, то есть живописью, скульптурой, архитектурой, зиждущимися на «ingegno alto» – «возвышенном помысле» и «художественными ремеслами» – «arte piu basto, artes mechanicae» искусствами низкими искусствами прикладными и с ними обходится с высокомерием маньериста, для которого даже в размерах произведения заложена его качественность и небольшая картина уже в принципе хуже большой: так, малые вещи Понтормо, говорит он, были бы хороши, ежели бы были фресками. То, что он сделал больше, нежели собирался, он понял лишь после выхода «Vite». А так как в эти дни во Флоренции умер Джисмондо Мартелли, завещавший, чтобы в капелле этого знатного семейства в церкви Сан Лоренцо был поставлен образ Богоматери с несколькими святыми, мои ближайшие друзья Луиджи и Пандольфо Мартелли вместе с мессером Козимо Бартоли попросили меня написать этот образ. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св.
Здание строилось 20 лет. Рядом с этой же комнатой, на другой террасе, богато украшенной резным камнем и лепниной, – другие истории про Юпитера и Юнону. На середине – фигура Славы, восседающая на земном шаре, трубящая в золотую трубу и отбрасывающая другую, огненную трубу, означающую Злословие, а вокруг этой фигуры размещаются по порядку фигуры, олицетворяющие все вышеназванные искусства и держащие в руках свойственные им орудия. С восстановлением власти Медичи во Флоренции Вазари возвращается в этот город, где успешно работает и даже преподает архитектуру и декорирование.
Пометки этого рода многочисленны, настойчивы и разбросаны по мастерам и произведениям. Здесь Вазари, как и в Уффици, подлинный мастер градостроительного ансамбля. XVIII. Вазари был уже знаменит знаменитостью классика историографии не только в Италии, но oltramontani, по ту сторону гор, в Европе, когда рынок дал знать, что готов принять новое издание. В этом кроются отличия обоих изданий «Vite», раннего и позднего этим обусловлены противоречия внутреннего состава книги: языка, стиля, оценок, суждений, общих концепций. Этим была создана стилистическая пестрота второго издания.
Что касается архитектуры, то успех на этом поприще был гораздо скромнее, чем в живописи. Со своим специфическим, никаким обоснованиям не поддающимся «чувствованием», могу – не без удивления – констатировать, что при всей масштабности полотен, при всех изысках колористики, глубоком символизме и романтической патетике, его искусство осталось не Освещено и потому не преодолело силу «земного притяжения». Его политико-художественный смысл состоит в том, чтобы включить в схему прогресса эпоху и деяния тех «светлейших моих государей, коим я служу». На получение этой рельефности направлены все писательские усилия Вазари.
Общеисторическая композиция книги взнуздала и объединила биографическую анекдотику. Позднее же, когда он стал аббатом монастыря Св. Франциском, причем таинственно присутствуют Надежда и Целомудрие.
Такое «бурление» в стране сказалось на становлении молодого человека, жадно впитывавшего все новейшие веяния, появлявшиеся в стране и дух свободолюбия. XXII. Pevsner, op. XXXIX.
Нарочитость этой XXXVIII главы автобиографии аретинца очевидна.
У Фра Бартоломео и «Обручение младенца Христа со св. Иеронима, св. В 1561 г. сделал проект (модель) перестройки палаццо Кавальери ди Сан Стефано в Пизе.
В это время Вазари написал для монастыря св. 1924). Но не успел я закончить эти вещи, как в Камальдоли появился мессер Биндо Альтовити, чтобы из кельи Святого Альбериго (то есть из обители тамошних монахов) сплавить вниз по течению Тибра до самого Рима партию огромных елей для строительства собора Св.
Ему нравится, например, поднимать своих героев из ничтожнейшего состояния. Как бы то ни было, но я вложил в эту вещь (я смело могу это утверждать) и знания свои и свое усердие.
И германцы и испанцы и французы.
Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. В 1544 г. в Кортоне построил церковь Санта Мария Нуова.
XII. Всю жизнь автор «Жизнеописаний» представлялся как «Джорджо Вазари из Ареццо». Подобный коридор (только без картин) есть в Риме между Ватиканом и Замком Ангела и его можно увидеть в фильме "Ангелы и демоны". XLIV.
А так как гора эта целиком состоит из серых скал и камней, да и сам св. Количество биографий дошло до 161, против 133 первого издания. Одна особенность подчеркивает это, Вазари говорит в них лишь о художниках, которых нет в живых.
Это проявилось и в том, что у общей схемы художественного прогресса трех «eta», типичной для оптимистического мироощущения Возрождения, оказалась в виде простого привеска современность, которую придворный маньерист счел достаточным незатейливо присоединить, лишь бы отодвинуть явления кризиса за пределы своего служебного формуляра. Франциск и его спутник становятся от этого серыми, я изобразил солнце, а в нем Христа с целым сонмом серафимов, благодаря чему вся вещь получилась разнообразной, фигура святого и другие фигуры целиком освещенными сиянием этого солнца, а пейзаж расцвеченным пестротой разных переливчатых цветов, которые многим вроде как понравились и в то время удостоились высокой похвалы кардинала Каподиферро, папского легата в Романье. Франциска, окруженного добродетелями, без которых благодать Божия невозможна. То, что Вазари написал и есть руготня, свидетельствующая, что критериев для четкой «eta» у него, в сущности, не было. Границ поновлениям нет.
Эта копия, мною сделанная, находится ныне в доме наследников этого синьора, который, когда я уезжал в Рим, вручил мне вексель на сто скудо на имя Джовамбаттисты Пуччини, обязанного мне их выплатить при первом моем требовании и сказал мне: «Пользуйся ими, чтобы обеспечить себе возможность учиться, а при случае сможешь их вернуть по желанию либо своими работами, либо наличными». Это огромный пятитомный труд. С хвостом, обвивающим ствол этого дерева, я изобразил древнего змия, верхняя половина которого имеет облик человека со скованными за спиной руками. В эти годы он пишет картину «Благовещение» для монастыря св. Вазари не смог тягаться в монументальной архитектуре с титанами того времени. В них Вазари дан по своему «среднему социальному разрезу».
Она переросла его намерения. XLV. Ему понадобилось два десятилетия, чтобы приспособиться к новому положению.
«Bello», «bello, «grazia», «dolcezza», «leggiadria» co всеми произведениями всех сочетаниях входят в вазариевские характеристическое взаимоотношение с naturale смутно и невыдержанно. Франциска и его торжество на небесах: он одет в белую диаконскую тунику, окружен множеством ангелов, образующих хор и держит в своих руках знамя, на котором изображен крест с семью звездами, а в высоте парит Святой Дух. XLII. Иоанна Евангелиста: воскрешение Друзианы и взятие Иоанна на небо12. Он говорит об отдельном мастере искусства, метче, чем о целой эпохе, а об отдельном произведении вернее, чем обо всем художнике. Однако это не значит, что его архитектурные достижения остались незамеченными.
la bella maniera dei tempi nostri» это – эклектизм как цель виртуозность как средство это – Рафаэль в маньеристическом толковании: «Studiando le fatiche dei maestri vecchi о e dei moderili, prese da tutti il meglio» – «Изучая труды старинных мастеров или нынешних, взял он у всех наилучшее это – соединение пышности композиции, invenzione, пестротой исполнения, facilita так-де он сам, Вазари, в где-нибудь сорок два дня написал в Ареццо фреску «Искушения Эсфири», двенадцати локтей длиной. Иероним, а на другой – Оплакивание, обе же они были отосланы во Францию. Похвальная характеристика перспективных изобретений Паоло Уччелло покоится на том же. Но и теперь это не значило, что он расстался с тем, ради чего двадцать восемь лет назад, около 1540 года, он принялся за сочинение «Жизнеописаний». Новым приемом для обработки второго издания «Vite» имеются запросы, которые Вазари рассылал в разные углы Италии местным людям, художникам их родственникам их наследникам, владельцам их произведений.
Арочный вход и широкая прямая лестница в правой части дома ведут в расположенный в центре зал (42 м2), к которому примыкают остальные комнаты. Я же между тем написал образ для ее капеллы, на котором я изобразил обращение св. Но эту бухгалтерию, которую холодно и дотошно новейший критицизм типа Kallaba («Vasaristudion». В 1537 году Александр Медичи был убит и Вазари снова остался без покровителя. То обстоятельство, что он уже лет пять-шесть, по меньшей мере, писал «Vite» и к 1546 году изготовил изрядное количество материала, было с его точки зрения и тех, к кому он обращался, менее существенно и убедительно, нежели композиция обстоятельств, составившая сцену кардинальского ужина, где якобы решалась судьба первой истории искусства. Из архитектуры или скульптуры я не оставил ничего, что я не зарисовал бы и не обмерил.
В общем замысле «Vite» этот процесс выразился двойственностью исторических обобщений. Жизнеописания были впервые изданы в 1550 году.
XL. Однако в то время я отделал лишь плафон залы, богато украшенный деревянной резьбой и тринадцатью большими картинами с изображением тринадцати небесных богов, а по четырем углам – олицетворениями времен года, обнаженными фигурами, смотрящими на большую картину, которая помещается на середине плафона и которая изображает в фигурах натуральной величины Добродетель, попирающую Зависть, схватив за волосы Фортуну и избивающую палкой и ту и другую. Иоанна и Магдалину16. Григория».
Отец умер, надо заботиться о семье, о младших братьях и сестрах. Предлагаемый фильм является частью фильма "Gli Uffizi. К сожалению, Джорджо не удалось закончить начатое: он умер в 1574 году. К своему монументальному сочинению о современных ему деятелях искусства, которое Вазари посоветовали написать, он отнёсся очень добросовестно. Но именно так видит своего покровителя художник. Последнее, то есть Сошествие св. С другой стороны церкви, напротив этой картины, над гробницей Лионардо Аретино около главного алтаря он написал «Благовещение», закрашенное новыми художниками по опрометчивому распоряжению заказчика17.
Значительной работой Вазари была перестройка бадьи в Ареццо (церковь Санта Фьоре э Лучилла). Екатериной, девой и мученицей и двух других святых. Традиционный мотив периметральной лоджии двора стал элементом улицы, получившей, в сочетании с галереями, «трехнефную» пространственную композицию. Скажу только одно (а я действительно могу это утверждать как сущую правду) – я всегда выполнял свои картины, замыслы и рисунки, каковы бы они ни были, не скажу чтобы с исключительной быстротой, но, во всяком случае, с невероятной легкостью и без всякого усилия и да послужит мне тому порукой (как я уже говорил в другом месте) огромнейшее полотно, которое я в 1542 году всего лишь за шесть дней расписал во флорентийской церкви Сан Джованни по случаю крещения синьора дона Франческо деи Медичи, ныне князя Флоренции и Сиены. Вазари – действительно явление переходного времени. Первые работы Джотто были в капелле главного шпаря Флорентийского аббатства: здесь им сделано несколько прекрасных вещей, самая же замечательная из всех – «Благовещение»: в ней он так живо изобразил испуг Девы Марии при появлении архангела Гавриила, что кажется, будто она хочет обратиться в бегство, охваченная великой боязнью9 Джотто принадлежит также небольшая картина над главным алтарем названной капеллы ее хранят там по настоящее время больше из уважения к работам этого мастера, чем по другой причине10. Франциска19.
Это второе издание украшено портретами художников. Таким образом, общее восхищение художников этой картиной вполне заслуженно. Однако именно это столь парадное добавление выдает социальную тайну его оптимизма. Обязательно указываются все произведения творца. Второй элемент повествования, зато блистательно жив и свеж.
Художники высокого Возрождения, как правило, применяли три цвета – алый, синий, золотой (желтый). Но все эти переделки не посягнули на основной новеллистический материал первой редакции «Vite». VI.
Я готов утверждать как истинную правду, что эта возможность и тогдашние мои занятия и были моими настоящими и главными учителями этого искусства, хотя они и в дальнейшем приносили мне немалую пользу и сердце мое всегда было преисполнено пламенного желания учиться и неустанного стремления рисовать и денно и нощно.
Франциска и св. Вазари так и остался до конца этим человеком «пограничной черты».
Посредине же стоит сень, отлично приспособленная для Св. Эта радость оставляется потомкам исследователям. 1925. ).
– «Значит, добавил кардинал, обратившись ко мне в ответ на просьбы Джовио, Каро, Толомеи и других, – значит, вы могли бы дать краткий обзор и толковые справки, расположенные во временной последовательности, обо всех этих художниках и об их произведениях, а таким образом и вы принесете этим пользу вашим искусствам». Изобразив на середине картины древо первородного греха, я у его корней написал обнаженных и прикованных Адама и Еву, как первых нарушителей Божьей заповеди, а далее одного за другим прикованных к следующим его ветвям Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Аарона, Иисуса Навина, Давида и всех остальных царей в той последовательности, в какой они один после другого правили, всех до одного, говорю я, прикованных за обе руки, кроме Самуила и св. Die Entstehung des antiklassischen Stiles in der italienischen Malerei um 1520. Вазари был к этому подготовлен и своим воспитанием и кругом, в котором вращался.
План его компактен, прямоуголен. Вазари точно выразился, говоря, что он мог «не столько исправлять, сколько прибавлять» – «non tanto ho potuto corrigere, quanto accescere tante cose». В его искусстве это сказывалось столь же явно, как и в его писательстве.
Павла. Вазари повторяет ее применительно к изобразительным искусствам, вставляя в ее своеобразную диалектику свои величины: у него «maniera antica» эллино-римской древности уничтожается «maniera vecchia» средневековья, которую в свою очередь преодолевает «maniera modertia нового времени, возрождающая античность чтобы выразить эту последнюю фазу, Вазари впервые применяет знаменитый термин «Rinascita» – «Возрождение». Картина эта, находящаяся ныне в Сан Франческо в Пизе32, на боковой пилястре главного алтаря и пользующаяся в память великого человека большим почетом, побудила пизанцев предложить Джотто роспись внутренних стен, как только была окончена постройка Кампо-Санто, по планам Джованни ди Никколо Пизано33, о чем мы упоминали выше. Иоанном и Марией Магдалиной. Когда Джовио кончил, кардинал, обращаясь ко мне, сказал: «Что вы об этом скажете, Джорджо.
Иоанна и Марии Магдалины. По традиционной схеме второй этаж, главный, выше остальных. Успех Вазари в архитектуре был переменчив. XLIX.
Там он родился в 1511 году и вырос. XIV. Недаром к каждой из старых «Vite» он подмешал долю исторических сведений недаром также, в отличие от прежнего издания, он решился присоединить целую серию биографий своих современников и выразительно назвал их уже не «Vite», a «Descrizione delle opere» – «Описанием произведений». Что у Вазари на уме, то у Цуккари на языке: в «LIdea dei pittori, scultori ed architetti», которая вышла в свет спустя четверть века после смерти Вазари, Цуккари решается уже прямо написать о Леонардо, что тот был «pur valentuomo di professione, ma troppo sofistico anchegli in lasciare precetti pur matematici a movere e torcere la figura con linee perpendicolari con squadre e compassi» – «очень достойный человек по своему мастерству, но слишком рассудочный в отношении применения правит математики для передачи движения и поз фигуры при помощи линейки, наугольника и циркуля» ибо «queste regole matematiche si devono lasciare a quelle scienze e professioni speculatori della geometria, astronomia, arifmetica e simili, che con le prove loro acquietano lintelletto ma noi altri professori del Disegno, non abiamo bisogno daltre regole, che quelle che la Natura stessa ne da, per quella imitare» – «все эти математические правила надо оставить тем наукам и отвлеченным изысканиям геометрии, астрономии, арифметики и тому подобным, которые опытами обращаются к рассудку мы же, мастера Искусства, не нуждаемся ни в каких других правилах, кроме тех, которые дает нам сама Природа, чтобы отобразить ее».
В 1542 г. построил в Ареццо собственный дом. Франциска и св. 1924). Вазари выступил на арену как раз в те критические годы, которые обозначили последнюю границу «zwis- hen der Renaissance und der Reaction, dieals Epoche der Gegen reformation im geschichtlichen, als Epoche des Manierismus im kunstgeschichtlichen zu bezeichnen ist», – «между Возрождением и реакцией, в годы, которые должны быть названы в историческом отношении эпохой контрреформации, а в историко-художественном – эпохой маньеризма» (N.
В каждый из парусов свода вписаны латинские слова, поясняющие содержание28.
Они изобилуют воспоминаниями современников и житейскими подробностями. Но и этого оказалось мало. Такими были художники треченто такими могли еще быть первые кватрочентисты. Что же касается хижины, то я выдумал смелое сочетание всяких древностей с обломками статуй и другими сходными вещами. У его ног Чистота омывает обнаженных людей, а Сила приводит других, чтобы они омывались и очищались. Вазари поступает так же он рассказывает, а не доказывает.
И если я по разным причинам выполнял большую часть названных работ с некоторой поспешностью и небрежностью, я надеюсь выполнить настоящую не спеша, поскольку синьор герцог согласился на то, чтобы я не торопился, но работал спокойно и предоставил мне право передохнуть и отвлечься всякий раз, как я этого пожелаю. Недостаточно назвать его маньеристом. Уникальность Вазари была в быстроте исполнения его работ. Именно в Ареццо была заложена основа будущих «Жизнеописаний». Мальчик ответил, что, если отец согласится, он с удовольствием пойдет к нему.
Они были носителями того фактицизма, который стал отличительной чертой нового издания Основной прием переработки «Vite» 1568 года – прежде всего расширение материала. Каждый, кто был во Флоренции, посещал галерею Уффици. У Андреа дель Сарто св. А так как образ для Камальдоли и фреска на стене капеллы (где я попробовал примешать масляную краску к фресковой, что мне весьма ловко удалось сделать) были уже закончены, я приехал во Флоренцию и написал помянутый выше образ. Иоанна, причем абсолютно иначе, чем это обычно делается (я пометил его 1553 годом), я совсем уже было собрался вернуться во Флоренцию, но был вынужден, не имея возможности отказаться, отделать для мессера Биндо Альтовити две очень большие лоджии лепниной и фресками.
Когда Карл V (1531) восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Потолки всех комнат, а в зале и стены, покрыты росписью. XXVI. Первая дошедшая до нас картина Вазари— «Погребение Иисуса» (1532 год, дом-музей Вазари в Ареццо).
Его можно считать основателем искусствоведения, так как именно с его «легкой руки» и началось пристальное, на научной основе изучение творчества художников, графиков, скульпторов и архитекторов. Однако делом всей жизни Вазари стала работа над первой энциклопедией по искусствознанию. Родился в городе Ареццо, Флоренция. Каллаб говорит даже, что Вазари делает это «mit der Kuhnheit eines bewussten Falschers» – «с отвагой заведомого фальсификатора». Там у него появились первые крупные заказы и была создана картина «Венера и Грации», написанная по заказу Медичи.
Историческое развитие искусства есть овладение способами точно передать природу. Здесь он получает заказы на роспись фресками и картины. Так, для Джотто и Чимабуэ ему понадобились терцины Данте: «Credete Cimabue nella pitjra – Tener lo campo, ed ora ha Giotto il grido – Si che la fama i colui oscura» для жизнеописания Симоне Мартини – сонеты Петрарки «Per mirar Policleto a prova fiso» и «Quando junse a Simon lalto concetto» для Джотто же и Буффальнакко – ссылки на пятую новеллу шестого дня и третью и девятую новеллы восьмого дня «Декамерона» для Джованни Беллини – стансы Ариосто я сонет Бембо для Доссо – нот же Ариосто для Микеланджело его сонеты и так далее в особенности обилен ворох стихотворных эпитафий, рукописаных с надгробий или заимствованных у книг, у рукописей и у общественной памяти. Вазари опирается на готовое, достаточно давнее и высокоавторитетное высказывание.
Тут опять-таки в руки дается немногое – несколько упоминаний и ссылок но у этих торчащих обломков есть еще, так сказать, подводная, формообразующая часть, – группа жизнеописаний и хроник, придавая структуре Vite внутренний костяк, традиционную оправу, образцы, на которые опирался Вазари: от замолчанных им, но ходовых биографий знаменитых людей вроде «Liber de viribus illustribus» Бартоломео Фацио у которого Вазари прямо кое-что позаимствовал (см. : Karl Frey, примечания к. 1 тому «Vite» издания 1911, с. 121) или Vite dei uomini illustri Веспасиано Биетаччи до упомянутых характеристик Паоло Джовио и от молчаливо подразумеваемых историографий и археологических описаний типа «Roma illustrata» Флавио Биондо до названных у Вазари хроник Виллани. И вот, вскоре после того, как я от него ушел, он тайком явился туда, где я работал, все осмотрел и отчасти убедился в зависти и коварстве тех, кто, не имея к тому никаких оснований, на меня нападал. Перед домом фонтан работы Вазари.
Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. Схема Вазари тут стройна и логична: первая «eta» – детство разбуженных вновь к жизни художеств их еще робкое высвобождение из tenebre, мрака средних веков: это первые шаги к природе от Чимабуэ, Пизани, Джотто, Арнольфо до конца треченто, этому соответствует и первая часть «Vite» вторая «eta» (она же вторая часть «Vite») – юность, от Кверча, Мазаччо, Донателло, Гиберти, Брунеллески до конца кватроченто: здесь завоевание naturale достигается овладением анатомией и перспективой, а художественное умение – установлением закономерности приемов (regole, ordine, misura) однако все это еще не согласовано между собой и искусство этой эпохи жестко, резко и сухо (maniera secca e cruda e tagliente). Вторую лоджию в нижнем этаже его дома в Понте я всю заполнил историями, написанными фреской.
Ремесленник, еще помнящий вольности и силу цеховой демократии, человек массы, который столько же может еще менять заказчика по выгоде и охоте, как и пробивать себе путь наверх, к одному из мест коллективной власти, принес в «Жизнеописания» свой народный язык, образы несложного быта, простоту оборотов речи, вкус к анекдотам и пересудам, незамысловатое злословие и похвалы, охоту к непочтительности и дерзости в отношении вышестоящих и власть имущих нигде Вазари так не живописен и не ясен, как в обработке этих кусков «Vite», – настоящий флорентийский цеховой, судачащий на площади. Убери настоящие и сразу увидишь, что изображенные тобою доспехи не так плохи, как тебе кажется». После этого для украшения плафона одной из прихожих я написал маслом четыре большие картины с четырьмя временами года, но, закончив их, был вынужден написать с натуры для моего большого друга Андреа делла Фонте портрет его возлюбленной, подарив ему в придачу большую картину с фигурами в натуральную величину изображавшую Несение креста и в свое время исполненную мною для одного из родственников папы, которому мне оказалось невыгодным ее отдавать.
Он известен своими работами в живописи, архитектуре, литературе. Он способен простовато нанизывать одно название на другое, беря соединительными звеньями лишь слова: «кроме того», «вслед за этим он написал», «а еще сделал он» и так далее.
В нем три словесных стихии. Внутренняя поверхность купола плоско кессонирована подобно сводам галереи Уффици. Доминика23, а в маленькой капелле собора, что за Ареццо, написал избиение камнями св. Он упоминает имена тогда, когда они художественно формируют его рассказ.
Но довериться им – значит обмануть себя. Иеронима, так как оба они были пустынниками и жили в зарослях и лесах, я покинул пустынь и спустился до аббатства в Камальдоли, где, быстро сделав рисунок, который им понравился, я начал писать образ и за два месяца полностью его закончил и поместил на предназначенное ему место, к великому удовлетворению святых отцов (насколько можно было судить по их виду) и меня самого испытавшего за эти два месяца, насколько сладостный покой и честное одиночество более способствуют работе, чем шум площадей и придворной жизни, убедившегося, говорю я, насколько я ошибался, что до сих пор возлагал свои надежды на людей и на те издевательства и интриги, на которых стоит свет. Петра, которое он, видимо, очень близко принимал к сердцу. Концы с концами здесь не всегда свяжешь. Клары в Ареццо. Екатериной» один роков, поющий изображен столь естественно, что «chi I ala non puodiseredarsi di non avere a sentir la voce» – «всякий взглянувший на него не может отделаться от впечатления, будто слышит его голос».
Весь фильм не выкладываю, т. к. Марфу, св. Наконец, третья эпоха (третья часть «Vite») – расцвет, вершина, подлинное возрождение, «maniera perfetta» – «совершенная манера», полное овладение природой и многообразием техники, «eta doro» – «золотой век», где оправдано самое понятие «ренессанс» ибо великие открытия антиков – Лаокоона, Аполлона Бельведерского, торса Геракла и так далее – питают соревнование множества талантов, с великой троицей мастеров в центре – Леонардо, Рафаэля и Микеланджело, среди которых последний есть вершина вершин, отец трех искусств, «божественный», «divino». Уже его повествование в автобиографии «Descrizione dolle орете di Giorgio Vasari» о том, как возникли "Vite", в этом смысле требует внимания. Вазари умеет противоречить себе и даже не оглядываться.
Георгия», на котором изображены портреты его современников. 1897) «man darf die theoretischen und kunsttheoretischen Anschauungen Vasaris nicht als ein System betrachten» – «не следует рассматривать эстетические и художественно-теоретические взгляды Вазари как некую систему», – вторит Каллаб («Vasaristudien». Христос же, держа за руки Бедность, обручает ее со св.
Закончив эти работы, среди которых последней было упомянутое изображение св. Оно стало уже общим достоянием, когда он присвоил его. Не существенно, сам ли Вазари рылся в «хронологической пыли бытописания земли» или только использовав присланное и готовое, – важно укрепление документального фундамента второго издания, которое он ревностно проводил.
Вазари не столько разрушает, сколько перемещает границы пессимизма. Цилиндрический овод, закрытый фасадной стеной, восходит к Брунеллеско (капелла Пацци) окна в этой стене для освещения свода — к Перуцци (двор палаццо Массими). В третьей капелле в честь апостолов, принадлежащей Джуньи изображены мучения апостолов13. XXIII.
Он удержал его по заслугам. Собственные же картины выходят из-под пера художника гораздо реже.
В 1537 г. Александр Медичи был злодейски убит и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на то, что Вазари был хорошим рисовальщиком, в его фигурах встречаются неправильности. Они составляют сущность его мышления и мироощущения. Роха и св.
Титула первого историка искусства не оспаривали у него все три с половиной столетия. Ее стилизованность откровенна. Они разнообразнее и обширнее, нежели то, что выглядывает на поверхность из словесной стихии «Vite».
XVII. Скажу только, что я в это вложил все знания, труды и старания, какие были только доступны моим возможностям и моему умению.
XXXVIII. В первой капелле, которая принадлежит Ридольфо Барди и где находятся веревки от колоколов изображена жизнь св. Вклад, который итальянский искусствовед внес в архитектуру, не считается первостепенным. Он и его соредакторы исправляли отдельные даты, названия имена – и перечень таких корректур немал, а для отдельных «Жизнеописаний» даже решителен (quasi rifatte vi nuovo) это особенно заметно у мастеров треченто, а равно не флорентийских художников. В знаменитом письме 1516 года к Кастилионе значилось: «Чтобы написать прекрасную женщину, надобно было бы мне видеть множество прекрасных женщин Однако так как прекрасных женщин и истинных ценителей мало, то я беру в вожатые себе определенную идею (celta idea), пришедшую мне на ум.
Однако вызвал он меня главным образом для того, чтобы поговорить со мной о строительстве собора св. В это время Вазари написал для монастыря св. Она заставляет Вазари знать то, чего уж никто не знать не может и свидетельствовать о том, чего никогда не было. Рисунок великолепен, виртуозен, но он имеет самодовлеющее значение.
Сделав это, он с улыбкой сказал придворному: «Вот рисунок». Ибо, что такое вазариевское «tempi nostri». Рост будущего художника происходил на фоне постоянных войн в Италии. Людовика и вечеря18, а на ларцах ризницы, в мелких фигурах, – сцены из жизни Христа и св.
В Кортоне же я за это время обеспечил моделями и проектами строительство церкви Мадонны Нуова за стенами города. Это второе издание украшено портретами художников. Он показывает хрониста историка, к тем же основаниям, что и автора сонета или новеллы. «Жизнеописания» представляют собой живое и наглядное изображение ведущих художников, скульпторов и архитекторов Италии.
XLVII. Петра на Ватиканском холме. XXV. Можно сказать, какая-то площадная, простонародная, крепкая струя бьет и играет в житейских сценках «Vite». Подобные учителя для Вазари определите льны. Доказать цветение искусства в 1550- 1570-е годы ему трудно.
Исследователи единодушны: «Vasaris Kunstanschauungen erscheinen nicht als ein geschlossenes System» – «взгляды Вазари на искусство не представляют собой целостной системы», – говорит Оберниц («Vasaris allgemeine Kunstanschauungen». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Он был самым переходным человеком самой промежуточной из групп маньеризма. Они войдут в его «Жизнеописания». Они утверждают, что красота имеет всегда дело с природным миром, но, соприкасаясь с ним, она его преобразовывает.
Более того, сегодняшняя ценность «Vite» прямо пропорциональна частностям и обратно пропорциональна обобщениям. Но так как соответствующие меры не были приняты, хотя это легко было сделать, картины от сырости местами попортились, тела на них потемнели, штукатурка обсыпалась к этому следует добавить также и то, что гипс, смешанный с известью, портится и разъедает краски, хотя сначала и кажется, что он хорошо связывает их. И вот, отправившись в путь, я объездил чуть ли не всю Италию и снова повидал бесчисленное множество друзей, моих синьоров и разных превосходных художников, как я уже говорил выше, но в иной связи. Значение главных получали глубинные, по существу дворовые фасады. Рядом с Целомудрием Раскаяние гонит бичом крылатого Амура и обращает в бегство Порок.
То, о чем он говорит, видимо, разом и было и не было. У его «Vite» – тосканский стиль Он реставраторски заполняет стершиеся или выдавшие куски. Художники создают изображение согласно своему мироощущению, при этом их персонажи обладают аристократической замкнутостью характера. Фон, на котором изображена фигура, однородно темен. 6), перестроенное из старого здания.
В этом числе «Vite» представляют собою отчетливейшее выражение великого кризиса чинквеченто, отраженного с точки зрения одолеваемого, но еще борющегося Ренессанса. Противоречивостей, как всегда, Вазари не боится. Ужин у кардинала Фарнезе построен, в этом смысле, по традиционной рецептуре, которая еще двести лет назад связала сто новелл «Декамерона тем же композиционным способом – «беседой друзей» так же связаны между собой сто пятьдесят новелл Серкамби.
Через восемнадцать лет, в 1568 году, Вазари выпустил книгу, в ее окончательном виде, внеся туда еще ряд изменений и добавив новые главы. Петра, бежавшего к нему по воде и боявшегося утонуть. Выполнение камнетесных работ в Уффици особенно тщательно, все каменные части отполированы. Кисть – замечательной Силы.
С наружной стороны на них изображены пять святых, покровителей этого города, а с внутренней – Рождество Христово с пастухами и царем Давидом, распевающим под звуки цитры следующие слова: «Dominus sixit ad me» «Глаголет мне Господь» (Псалтырь). Но и теперь это не значило, что он расстался с тем, ради чего двадцать восемь лет назад, около 1540 года, он принялся за сочинение «Жизнеописаний». Голубовато-серый тон камня красиво сочетается с белыми оштукатуренными стенами.
Биографии следуют в хронологическом порядке, начиная с жизнеописания Чимабуэ и заканчивая биографией Микеланджело. Как бы то ни было, если в нем и есть что-либо хорошее, то это было божьим даром. После многих поездок он в 1540 работал в Болонье над картиной «Трапеза св. cit). Договорившись с ним, я отправился во Флоренцию повидать мессера Оттавиано.
Дух кватроченто — в строгой и элегантной росписи сводов над гладкими стенами комнат, традиции Рафаэля и Микеланджело — в богатой настенной живописи зала. Анекдотика идет уже вторым планом в сравнении с насыщением фактами. Фра Анджелико, «ангелоподобный брат», никогда не брал в руки кисть, не сотворив молитву.
Франциска над купелью на круглой колонне возле прекрасной античной коринфской капители он сделал с натуры св. Художник отличался энергичностью и скоростью картины, выполненные в стиле маньеризма, пользовались успехом у публики, хотя современные критики отмечают в них некоторые ошибки. В это же время, по милости Его Святейшества, который с бесконечной ко мне любезностью и благорасположением дал безвозмездно соответствующее свое распоряжение, я получил право построения капеллы и звание декана приходской церкви в Ареццо, с тем чтобы я и моя семья владели этой капеллой, то есть главной капеллой этой церкви и чтобы она была собственноручно мною расписана и посвящена божественному милосердию в знак признательности (хотя и недостаточной) за те бесчисленные милости и дары, коими я обязан его великодушию и коими он соблаговолил меня почтить. Тем не менее, то ли оттого, что доверие этого синьора или его удачливость, во всем ему сопутствовавшая, заставили меня превзойти самого себя, то ли оттого, что заманчивость и своевременность столь прекрасной задачи значительно мне ее облегчили, то ли, наконец (и это я должен был предпослать всему остальному), Господня благодать даровала мне нужные для этого силы, – тем не менее я за эту работу взялся и все видели, что вопреки ожиданию многих я ее завершил в срок значительно меньший не только мною обещанного и достойного этой задачи, но и того, на который когда-либо рассчитывал я и рассчитывал Его Светлейшее Превосходительство.
Еще творил великий Микеланджело. Это ноше издание «Vite» ввело в обиход длинный ряд впервые названных имен художников, неизвестных ранее произведений, атрибуций, хронологических и локальных данных. В картинах преобладает холодная цветовая гамма и темные оттенки. 3—5) — главное и лучшее произведение Вазари-зодчего.
Петра этого города, а именно в их трапезной. Здания Уффици представляют собой один из самых известных европейских музеев.
Прекрасное совмещается в предмете с натуральным, как факт, как данное. Он занимается написанием картин, преподает архитектуру и декоративное искусство. Ведь они состояли из мяса и костей абсолютно так же, как и я». В каждой статье имеется портрет иногда выполненный самим Вазари.
К залу примыкает также обращенная на улицу парадная спальня, а по внутренней стене — темная капелла (под вторым узким маршем лестницы). Он обладал прекрасным чувством цвета и колорита и чрезвычайно умело работал со светотенью.
Его противоречивость дала ему больше исторических выгод, чем все другое. Отец Вазари, Антонио, работал гончаром.
Особенно важную роль сыграло ученичество и работа у Микеланджело. Он поступил как писатель использующий архивный материал. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. Этот прием был достаточно устойчив, чтобы и через десять лет после смерти Вазари можно было обнаружить его применение у Рафаэле Боргини, выпустившего в 1584 году книгу «Il Riposo», отправным пунктом которой служит художественно-критическая дискуссия в загородном доме флорентийского дворянина Бернардо Веккитти – между хозяином и его гостями, Баччо Валори и Джиоламо Микелоцци.
XLVIII. Но с другой стороны, это прагматическое насыщение второго издания резко отразилось на художественной цельности «Vite». Архивно-историческая документация «Vite» возросла до меньшей степени, чем зрительный материал, но и она возросла значительно. Здесь Вазари проявляет себя превосходным, нередко – первоклассным мастером рассказа.
Это же распределение обусловленностей наличествует в борьбе «природного» и «прекрасного» вазариевской эстетики naturale со всеми своими производными от общего положения, что искусство есть imitazione della natura, до натуралистического анекдота о Донателло, принадлежит мастеру Ренессанса наоборот, вазариевское «bello» – художнику маньеризма. В этой книге Вазари первый вводит понятие «Ренессанс», а также «Раннее, Среднее и Высокое Возрождение» и их истоки – «Античность, Средневековье». В то же время для кардинала ди Монте, будущего папы Юлия III, большого моего покровителя и тогдашнего папского легата в Болонье, я нарисовал расположение и план обширных насаждений, которые впоследствии были разбиты на его родине, у подножия горы Сан Совино, где я не раз побывал по распоряжению этого синьора, весьма увлекавшегося строительством.
Себастьяна. И что же его ждет.
Он ничего не упустил, а только присоединил к старому новое. Энциклопедия в первой редакции отражала вкусы и взгляды самого Вазари и не отличалась беспристрастностью – большая часть текста была посвящена флорентийскому искусству основные заслуги также приписывались флорентийским мастерам (в ущерб венецианским художникам, да и всем остальным европейцам). XIX.
Вазари родился 30 июля 1511 года в Ареццо (Тоскана). Похвалы и порицания, которые Вазари раздает, подтверждают это термины одобрения у Вазари – «figure che paiono vive», «vive-, «vidissime», «vive с naturali», «veramente naturali e vivissi- Фигуры должны казаться говорящими, движущимися, ожившими. Если художники-художники обязаны природе, которая постоянно служит образцом старательного воспроизведения и подражания тем, кто умеет делать выбор лучших и прекраснейших ее сторон, – то не менее, кажется мне, обязаны они Джотто1, флорентийскому живописцу ибо после того как войны на столько лет погребли мод развалинами приемы подлинного искусства со всем к нему относящимся, он один, хотя и родился среди неумелых мастеров, смог по дару свыше воскресить искусство, шедшее к погибели и довел его до такой абсолютной формы, что стало возможно назвать его прекрасным.
1929), a в римском (Cancellaria) «Благословении Павлом III чужих народов» заимствования у Микеланджело и Рафаэля сильнее черт нового стиля. Все-таки, он был более известен как художник и литератор. Художник рассказа сплошь да рядом по-прежнему берет верх над собирателем фактов. Когда же этот случай получил огласку, то возникла пословица, которая употребляется и сейчас, когда говорят несообразительному человеку: «Ты круглее, чем «О» у Джотто» – «Tu sei piu tondo che IO di Giotto». Франциск и евангелист Иоанн написаны так, «che pare si» – «словно бы взаправду движутся».
Наиболее значительным из ранних произведений Вазари был его собственный дом в Ареццо (рис. Среди трех основных течений маньеризма Вазари принадлежит к тому, которое было наименее новаторским (Walter Friedlander).
По правилу же, он предпочитает пользоваться неопределенностями: «si dice» – и «говорят», «рассказывают, «передают». Этими приемами постоянно пользуется Вазари Джорджо. Свод был разбит на три части: первая посвящена Вере, вторая – Религии, третья – Вечности.
Все лица этой картины — портреты современников Вазари, все они указаны в его книге. Ранее подобных сведений, собранных воедино, не было, они отбирались из тщательно подобранных источников (автобиографий, писем, воспоминаний приближенных).
Правда, это было меньше подготовлено им самим, чем славой, сопутствовавшей первому изданию «Vite». Казалось бы, куда же дальше идти после золотого века, как не вспять. XXVIII. Последний бунт эпигона классицизма против новшеств надвигающегося барокко.
XXXIII. Ему понадобилось два десятилетия, чтобы приспособиться к новому положению. Насколько все это мне удалось, предоставляю судить другим.
XX.
При такой занятости его интерес к переделке первого издания «Vite» был больше платоническим, чем деятельным. Не считая низкого цокольного, дом имеет два этажа: высокий первый — главный.
Петра. 1908) противопоставляет повествованию Вазари, аретинец может и не принять. Я не знаю, какова ее художественная ценность, но с меня довольно и того, что я обрел ее». Гвидона-отшельника. Это – добавки по жизнеописаниям и добавки по хронологии.
Новеллистическая обработка исторического материала наиболее определенно выражена в первом издании «Vite» В сущности, «Жизнеописания 1550 года есть собрание биографических рассказов. То, что он сделал больше, нежели собирался, он понял лишь после выхода «Vite». – Пошлите его с остальными рисунками и им увидите, заметят ли его». Духа на апостолов. Но для того чтобы поднять ферму и кровлю, требовалось много времени, почему я посоветовал сделать расчлененный потолок в раме, сколоченной из брусьев, с большими кессонами в два с половиной локтя между прогонами и с отвесно поставленными филенками, образующими над прогонами фриз высотой примерно в два локтя. К чести Вазари, он всегда упоминал имена своих помощников, которые даже сохранились в «Жизнеописаниях».
Понтормо описан в книге Вазари как эгоист, эксцентричная натура и мизантроп. Вазари глубоко почитал авторитет великих мастеров «Золотого века», в особенности Микеланджело, а также Брунеллеско. В трапезной находятся исполненные его же рукою крестное древо, жизнь св.
Иоанна в окружении разных скал и утесов, которые были написаны мною с натуры в этой горной местности. Для Филиппе Сальвиати я не так давно закончил образ, предназначенный сестрам св. Подобных высказываний можно привести в потребном количестве и не только в отношении людей так, о цветах в произведениях Джироламо деи Либри говорится, что они Misi veri, belli e naturali, che parevano ai riguardanti vivi» – столь живы, прекрасны и естественны, что кажутся зрителю настоящими» о драгоценной утвари у Джулио Романо сказано: «tanto lustranti, che paiono di vero argento e oro» – так сверкают, что кажутся из настоящего серебра и золотыми. Нарочитость этой XXXVIII главы автобиографии аретинца очевидна. В 16 лет отправился во Флоренцию, где стал вхож в круг живописца Андреа дель Сарто. Его источники чрезвычайно разрослись.
В постройке был применен очень прочный и дорогой камень «пьетра ди фаччата» (его употребление разрешалось только специальным указом). С 1553 г. Вазари на службе у Козимо Медичи работал во Флоренции и в других городах Тосканы. Воздавая хвалу Микеланджело, он говорит, что тот «победил и превзошел не только природу, но и этих самых знаменитейших древних» – «quelli stessi famosissimi antichi» и еще раз повторил это утверждение почти дословно в письме к Козимо I из Рима в 1560 году.
Наиболее значительным сооружением было палаццо деи Кавальери ди Сан Стефано в Пизе (рис. У него искусство da uno umile principio vadino poco a poco migliorando e finallente pervenghino al colmo della perfezione» – «от низкого, начального состояния, мало-помалу улучшаясь, достигает в конце концов вершины совершенства». Erwin Panofsky говорит о нем: « bereits von den Gedankengengen der neuen manieristischen Kunstlehre nicht unbeeinflusst, wenngleich seiner ganzen kunsttheoretischen Einstellung nach stark retrospectiv perichtet» – « уже явно тронут идейными веяниями нового эстетического учения маньеризма, хотя все его художественно-теоретические представления еще сильно связаны с прошлым» («Idea». Особенностью второго этажа являются окна, вставленные почти во всю высоту этажа.
VII. Живопись Вазари — это впечатляющий образчик тосканского маньеризма.
XXXVII. Здесь он работает под покровительством Алессандро Медичи и в 1534 году пишет его портрет. XXI. Правда иногда он прибегал к помощи молодых помощников, но, справедливости ради, нужно сказать, что о них он впоследствии не забыл упомянуть в своем труде «Жизнеописание».
Вазари станет биографом и другом великого художника. Не вырвалось за пределы восторженного и. К тому же времени относится сделанная им органная трибуна для собора в Ареццо. Словом, таковы комнаты: Лоренцо Старшего, его сына папы Льва, папы Климента, синьора Джованни, отца великого герцога и, наконец, комната самого синьора герцога Козимо. Крупный деятель в области художественного образования, основатель флорентийской Академии художеств (1563 г. ), создавший Академию рисунка, Вазари дает реалистическое толкование задач изобразительного искусства. Наконец, важнейшее различие между изданиями 1550 и 1568 годов отражает процесс перерождения напором историзма на новеллистику первой редакции «Vite», а возрожденческое сопротивление маньеризму сожительством, которое Вазари обеспечил старым элементам книги рядом с новыми.
Обычно Вазари ограничивается тремя данными: указанием местонахождения, описанием сюжета и подчеркиванием технических качеств или пороков произведения он применяет тут критерии и термины человека, который сам работает в искусстве до известной степени ему нравится даже пускать в ход профессиональный жаргон (типичный пример – многостраничное описание дверей Гиберти), который, видимо, вызывал упреки у высоко – родных читателей его книги из герцогской или папской челяди, – недаром в заключительном обращении Вазари счел нужным оправдать эти «vocaboli proprie delle nostre Arti». Нижнюю часть картины занимают три прекрасно исполненные сцены из жизни того же святого. Сюжет часто поверхностен, глубины чувств нигде не видно. Ярче всего сияют латы. Палаццо с главного фасада имеет три этажа, не считая цокольного полуэтажа.
Всю историю в целом венчает герб Карла V, поддерживаемый фигурами Победы и Ликования. Эти «анкеты» многочисленны. Когда модель эта была закончена, она, к счастью то ли для него, то ли для меня, а то и от непреодолимого моего желания ему угодить, но весьма ему понравилась.
Жизнеописатель старался проследить связь каждого художника с народом. Во второй капелле, которая принадлежит семье Перуцци изображены две сцены из жизни св. Луку, св. Наибольшую ценность для потомков составили у Вазари Джорджо книги. Первоначально церковь была задумана Джулиано да Майяно (1480 г. ) в виде базилики с пятью большими куполами по среднему нефу и с двойным числом куполов по боковым. В 1563 г. в Пистойе возвел купол церкви Мадонна дель Умильта.
Антиклассическая реакция маньеризма сама есть выражение кризиса. Он делится на части, посвященные архитектуре, живописи, скульптуре и представляет собой трактат о технических методах, которые используются в различных видах искусств и собственно биографиях творцов. Он полагал, что Андреа не хватало вдохновения, чтобы создавать великие творения.
Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма. На мне лежала забота о строительстве дворца и церкви рыцарей ордена св. XI. IV.
XXXVI. Двери сделаны вблизи стыка стен для наиболее удобного использования помещений. В 1535 г. он строил укрепления для герцога Алессандро Медичи. Вот таким образом книга была окончена только в 1550году. В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо.
Все лица этой картины – портреты современников Вазари, все они указаны в его книге. Источник этих суждений явен. Джорджо Вазари — один из когорты великих людей эпохи Возрождения, «универсальный солдат» от искусства, которому подчинилась не только живопись, но и архитектура. Его учителями были не невесть кто, а ученые гуманисты.
И недолго прожил я в Венеции, как уже по просьбе Аретино мне пришлось для синьоров сообщества Кальца изготовить убранство для их праздника, причем работал я над этим совместно с Баттистой Кунджи, с Кристофано Герарди из Борго Сан Сеполькро и с аретинцем Бастьяно Флори, мастерами весьма стоящими и опытными, как о том уже достаточно было рассказано в другом месте, а также написал девять картин во дворце мессера Джованни Корнаро, а именно на плафоне одной из комнат этого дворца, находящегося в приходе Сан Бенедетто. Отсюда проистекает то, что не только в телах людских и животных, но также и в растениях, в строениях, в скульптуре и в картинах познается взаимная пропорциональность как целого и частей, так и частей между собой и в общей их совокупности а так как из такого познавания рождается некое суждение, которое образует в уме то, что, будучи позднее выявлено руками именуется рисунком (che poi es con le mani si chiama disegno), то отсюда можно умозаключить, что этот самый рисунок есть не что иное, как наружное выражение и проявление того представления (concetto), которое коренится в душе и которое сложилось в уме и образовалось в идее (nella mente imaginate efabricato nella idea)».
Оно празднично внешне и пессимистично по существу. К сожалению, ценность этих произведений сомнительна. Фактицизм вступил в борьбу с новеллистикой.
При перестройке нескольких зданий Вазари не сумел сохранить единство их архитектурного образа. XLVI. Этим она обязана благоговению то, которое питает к прекрасным произведениям искусства Пикколо Ачайоли44, флорентийский ученый, который богато украсил эту вещь Джотто гипсом и современной живописью. В патриотических фресках Палаццо Веккьо заимствования у «Битвы при Ангиари» Леонардо выдают себя живее, чем маньеристическая переработка (см. : Wilhelm Suida, Leonardo und sein Kreis. За продолжение работ над эскизами Уффици взялся его приемник Бернардо Буонталенти.
XXXI. Здание Уффици во Флоренции (рис. Новым было и конструктивное решение галерей Уффици.
Написал я для этого первосвященника и другой образ в одной из капелл его дворца. Его критериями оценки являются «inventione» (находка изобретение идея) и «disegno» (рисунок, линия) — два признака, которые он называет отцом и матерью всех искусств. После этого он покинул Флоренцию и отправился в Ассизи, чтобы закончить там работы, начатые Чимабуэ, причем, проезжая Ареццо, он расписал в приходской церкви придел св. Уффици, здание правительственной администрации Козимо I Медичи, в плане в виде узкой, очень вытянутой буквы П, своей открытой стороной примыкает к площади Синьории, а двумя продольными сторонами образует улицу (длина 142 м), ведущую к набережной Арно, куда раскрывается сквозная лоджия поперечного корпуса.
Небо в глубине картины, скорее, сероватое, закрытое угрюмыми тучами. Здесь он изобразил папу Климента IV, построившего этот дворец и давшего ему свой герб, сохраненный им и по настоящее время22. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях.
III. Определенным статьям соответствуют гравюрные портреты. К сожалению, как архитектор он известен намного меньше, чем как автор «Жизнеописаний».
За все эти мои старания, правда упорные, трудные и огромные, я был всемерно и с лихвою вознагражден щедрым великодушием столь великого герцога, который, помимо содержания, пожаловал мне подарки и достойные и удобные дома как во Флоренции, так и в деревне, чтобы тем вольготней мне было у него служить кроме того, на моей родине, в Ареццо, он почтил меня присуждением мне высшей магистратуры знаменосца, а также и других должностей с правом их замещения другими гражданами этого города, не говоря о том, что он брату моему, серу Пьеро, предоставил во Флоренции доходные должности, а моим родным в Ареццо всегда оказывал исключительные милости. Его картины написаны в холодной цветовой гамме. Трудолюбие и несомненный талант Вазари не остались незамеченными и он получил свой первый крупный заказ – написать картину «Венера и Грации».
Сигизмунда. Максимальнополный расцвет искусства Вазари видел в трудахсвоего современника Микеланджело.
Выросшим опытом он понял, что они лишь крепят друг друга. Это соответствует собственным тяготениям Вазари. Между тем, так как синьор герцог Козимо хотел, чтобы Книга жизнеописаний, почти что мною уже законченная с величайшей старательностью, на какую я только был способен и при содействии некоторых из моих друзей, была напечатана и издана, я отдал ее герцогскому печатнику Лоренцо Торрентино и, таким образом, ее начали печатать. Так из «Жизнеописаний» стало известно, что в XIII веке.
А у Джорджо Вазари на коричневом табурете, покрытом алой драпировкой, сидит рыцарь в доспехах. Все обнажено и все явно. И вот, дописывая в Ареццо названный алтарный образ вместе с его обрамлением на стене церкви Сан Рокко, я уже готовился к отъезду в Рим, как вдруг через посредство мессера Джованни Полластры (к стопам которого я всегда припадал и которому я считаю и всегда считал себя обязанным за все лучшее, что я имел в жизни) меня, по воле Божьей, вызвали в Камальдоли святые отцы этой пустыни, возглавляющей всю камальдульскую общину, с тем чтобы я осмотрел все то, что они намеревались осуществить в своей церкви. Точно так же и в верхних комнатах (их всего четыре), расписанных для синьоры герцогини Элеоноры изображены деяния знаменитых женщин – греческих, европейских, латинских и тосканских, по одной в каждой комнате.
В «Vite del piu ecceleiiti pittori, scultori e archittcti» упоминаний о других трудах немного. Его картины написаны в холодной цветовой гамме и часто не гармоничны. Первое издание опубликовано во Флоренции в 1550 году. Джорджо Вазари (1511-1574) был очень разносторонним человеком и занимался многими видами искусств.
Первоначально мастер обратился к традиционной форме палаццо — замкнутому прямоугольному объему с фасадом, обращенным на площадь и с внутренним двором, через который намечался сквозной проход к набережной (по трассе пролегавшей здесь ранее улочки). XXVII. Новые отношения тащили его вперед, но он шел за ними, оглядываясь и нередко сопротивляясь. Это – основной литературный метод «Жизнеописаний.
Уже были созданы шедевры Леонардо да Винчи и Рафаэля. В то же время для разных друзей я сделал много рисунков, картин и других мелких вещей, которых столько и которые настолько разнообразны, что я затруднился бы хотя бы частично их припомнить и что читателям было бы, пожалуй, не так уж приятно выслушивать столько мелочей. В то время как для чинквеченто «возрождение античности» – это уже горькая страница о возвращенном и потерянном рае и над униженной истерзанной, опять цивилизованной Италией горят слова Микеланджело: «non non sentir» – «не видеть и не чувствовать», – у Вазари обстоит как нельзя более благополучно. Это правильно, но это слишком общо.
Вазари тоже был «учеником и художником» (Schlosser, Die Kunstlitcratur. В 1555 г. перестраивал интерьеры палаццо Синьории во Флоренции. Инфляция материалов дала двойственный итог: один – для исторической значимости «Vite», другой – для литературной. Также на середине подъема лестницы в названном монастыре я написал фреской св.
Со всеми этими картинами и узорами согласуется и богатая резьба панелей. Волосы полностью с ним сливаются, не хватает мягких переходов теней. Он способен на похвалы средней выразительности Сальвиати или Вольтерра, но он ничего не понимает («so gcnzlich verstandnislos», N. Pevsner) в маньеристических новшествах Понтормо, основного мастера течения и говорит поносные слова по адресу единственного гения маньеризма – Тинторетто, который якобы «зашел за пределы несуразности и со странностями своих композиций и чудачествами своих фантазий, выполненных, как придется и без плана, словно бы он нарочито хотел показать, что живопись – пустая вещь. Вазари был с теми, у кого прошлое сидело на плечах едва ли не крепче, чем будущее. Вверху в овальных нишах поставлены бюсты Медичи (исполненные по рисункам Вазари), пластика которых оттенена общим графическим рисунком фасада. Также он расскажет, что дель Сарто умрет во время эпидемии чумы. мучительного.
Екатерины, эпической поэмы «Polindea», латинских и итальянских стихов, другой – составитель целой энциклопедии аллегоризма в искусстве, от Гомера до отцов церкви. Хотя Вазари не слишком утруждал себя проверкой дат в архивах (и современное искусствоведение внесло поправки в его датировки), за малым исключением его эстетические суждения отличаются острой наблюдательностью, вкусом и объективностью. Он ничего не упустил, а только присоединил к старому новое. В 1559 г. создал проект нового здания для герцогской администрации — Уффици. И он не ошибся в своем предвидении. Иоанна, проповедующего толпе, а с другой – его же, крестящего Спасителя. Там они были развешаны вдоль панели и на шкафах из орехового дерева, выполненных по моим рисункам и архитектурным проектам в сакристии церкви Сан Джованни Карбонаро при августинском монастыре братьев отшельников-обсервантов.
То, о чем он говорит, видимо, разом и было и не было. Требование превзойти природу оказывается столь же императивным, как требование уподобиться ей. Rep.
Его архитектурное дарование раскрылось в двух зданиях – для папы Юлия III в Риме и Уффици во Флоренции, которое сейчас известно как «Коридор Вазари» (Corridoio Vasariano). Это относится столько же к тому, что внес он сам, сколько к тому, что нанесли ему другие. Однако, помимо других Причин, она была необходима для того, чтобы привязать к ней (как это и было сделано) большой коридор, который через реку соединяет герцогский дворец с дворцом и садом семейства Питти. Он поступил как писатель использующий архивный материал. Для каждой новеллы писатель тщательно собирал мельчайшие факты из жизни художника. Не важно, что это чужие мысли, важно, что он их присваивает. В Пистойе Вазари возвел купол церкви Мадонна дель Умильта он представляет собой интерпретацию куполов Брунеллеско и Микеланджело, но меньше подъемом и пролетом (19, 8 м в свету).
Франциска.
Меньше всего он – «ремесленник во славу красоты», ограниченный профессионал кисти и циркуля, художественный человек из простонародья, то есть мастер – в живописи и зодчестве и самоучка – в чтении и письме. По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Франциска, Джотто возвратился во Флоренцию. Помимо этого, как явствует из «Жизнеописаний», он не мог без слез писать сцену Распятия Христа.
Он занимал сперва, поучал затем и снова занимает теперь. Непреходящая слава и значение личности Джорджо Вазари (1511–1574) для истории искусства основаны, прежде всего, на его литературном труде «Жизнеописания крупнейших художников, скульпторов и архитекторов». 1908) «Von einem durchgebildeteri System bei Vasari selbstverstandlich nicht die Rede sein kann» – «о какой-либо продуманной системе у Вазари не может быть речи», – резюмирует Шлоссер (Die Kunstliteratur». Менее всего позволительно изображать Вазари одной краской. В сцене смерти Мадонны изображены апостолы и множество ангелов с факелами в руках14.
Последняя работа Вазари — Лоджия в Ареццо (1573 г. ). Новое рождение, в свою очередь, подразделяет на три этапа: детство (XIV век), юность (XV век) и зрелые годы (XVI век). После многих поездок он в 1540 г. работал в Болонье над картиной «Трапеза св.
Образ этот был установлен в Пизанском соборе, где было много других образов, написанных превосходными мастерами. В продольных фасадах Уффици в качестве главного членения выделен антаблемент галерей. Однако он ни одолел, ни подчинился. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» стали первой в своем роде книгой, вобравшей в себя подробную историю жизни и описание работ известнейших итальянских художников ренессанса, в том числе и его собственные. Он был создан Вазари в невероятно короткий срок (5 месяцев).
Это были все те же литературные элементы повествования. О картине этой говорить не стоит, так как это была работа мальчика, да я о ней и не упоминал бы, если бы не испытывал удовлетворения, вспоминая и об этих первых моих шагах и тех радостях, которые на первых порах нам сулят искусства. XV. Уже его повествование в автобиографии «Descrizione dolle орете di Giorgio Vasari» о том, как возникли Vite, в этом смысле требует внимания.
Вот таким образом книга была окончена только в 1550г. Агату, св.
Засим я для главного алтаря тамошней церкви написал образ высотой в восемь локтей с изображением Богоматери, приносящей в храм к Симеону малютку Христа, замыслив эту историю по-новому. А в главном портале я изобразил группу солдат, связывающих св. В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо. XXXII. XLI.
Он позволяет ему качаться в хронологически безопасной зоне. И, наконец, в следующей комнате – рождение Геркулеса и все его подвиги. Затем, так как сияние это не могло проникнуть за пределы хижины, я над ней и вокруг нее ввел дополнительный свет исходящий от сияния ангелов, поющих в небесах: «Слава в вышних Богу».
В подлинном Ренессансе приближение к «naturale» – «естественности» и овладение «maniera» – «художественным умением» ведут вперед развитие мастерства, так что простое расположение художников в хронологическом порядке, как это и сделано в «Vite», становится изображением завоеваний искусства. Но они не выдержали проверки временем и сейчас представляют не столько художественный, сколько исторический интерес. В 1550 году выходит книга, ставшая одним из самых значимых трудов Джорджо Вазари. Вазари писал, что тот был послан самим Богом с небес на землю, во Флоренцию, чтобы творить в этом городе. Я так и не знаю, подтрунивал ли он надо мною, когда он мне это говорил (думаю, что да, так как он был твердо уверен, что я откажусь), но что он еще при жизни дождется завершения этой росписи или же у него были другие тайные мысли и мудрейшие соображения – а таковы были все его соображения, – словом, получилось так, что он мне поручил поднять ферму и кровлю на тринадцать локтей выше прежнего, заказать деревянный потолок, его позолотить и сплошь расписать историями, выполненными масляной краской, – задача величайшая, ответственнейшая и превышавшая если не мою смелость, то, во всяком случае, мои силы.
Иоанна Крестителя и св. Это второе издание украшено портретами художников. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполит Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Около 1550 г. в Риме выполнил ряд работ для папы Юлия III. Здесь ключ к нему.
Лоджия в Ареццо — большая градостроительная удача Вазари: «бесконечная» перспектива лоджии, сквозь арки которой раскрывается панорама площади и церкви, органично связана с жизнью и архитектурой города. Точно так же пресловутый «тосканизм» Вазари, делающий Флоренцию и Рим центром истории искусства, выражает локальную ограниченность цехового человека, тогда как внимание позднего Вазари, времен второго издания «Vite», к североитальянской и даже зарубежной, фландрской, живописи обусловлено расширившимися горизонтами придворного, приобщившегося к вопросам дипломатической игры и вооруженной политики и здесь опять-таки оговорки и недоумения Вазари перед типическими свойствами венецианской живописи, его попреки Тициану говорят все о том же непреодоленном флорентийско-римском возрожденчестве. f. K. В другой истории, что насупротив той, где изображена внешняя деятельность двора, показан вселенский мир, наступивший между христианами по воле того же папы Павла III, в особенности же мир между императором Карлом V и королем Франции Франциском, портреты которых там и изображены.
Завершением этих аналогий можно считать внимание Вазари к натуралистически страшному: например, о «Мученичестве» Лоренцо ди Биччи сказано, что оно все полно «di questi affetti che fa diversamente natura a colore che con violenza sono fatti morire» – «исказительств, которые запечатляет в разном виде природа на тех, кто умирает насильственной смертью», а в «Потопе» Учелло подчеркнут фрагмент с мертвецом, которому выклевывает глаза ворон и младенец, у которого тело разбухло от воды и напоминает раздувшийся мех. А для монахинь Св. Уже за двести лет до рождения Джорджо Вазари Италия воспитывалась на идеалах гуманизма. С одной стороны, она сообщила изданию 1568 года ценность величайшего памятника истории итальянского искусства, первоисточника, незаменимого в течение трех столетий, единственного хранилища сведений, чьи начальные корни уже утрачены и невосстановимы, – своего рода труднейшего задачника для проницательности и чутья позднейших историков и исследователей, которые и поныне еще разузнали и уточнили далеко не все. Франциска, приемлющего стигматы на горе Верниа, написанной мной с натуры.
Тут были и новоиспользованные чужие труды, в первую голову – флорентийская историческая хроника Джованни и Маттео Виллани, лангобардская хроника Павла Диакона, «Istorie fiorentine» Макиавелли, «Жизнеописание папы Николая V» Манетти, хроники сиенские и венецианские, – но также и то, чем он гордился, о чем, в противоположность остальному, любил упоминать и, что особенно свидетельствовало о пробудившемся вкусе к историзму – извлечения из монастырских архивов: Санта-Мария Новелла, Сан-Марко во Флоренции, Сан-Доменико в Прато и так далее. Клары в Ареццо картину «Благовещение». Вазари Джорджо позже будет критиковать своего учителя. В первом парусе изображено прославление на небесах св. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.
Ее законы для него более сильны, чем непреложности исторических фактов. Книгу открывает биография и творчество Джотто, а заканчивает – Микеланджело. Архитектуре и скульптуре Вазари будет учиться у пятидесятилетнего Микеланджело. Этот труд мессира Вазари на многие столетия определил пути искусствоведения как науки.
Он готовил книгу развлечений, а она вышла книгой истории. Эта картина и теперь находится в Болонье. Если это и не означало еще «ricercare di nuovo tutta lItalia», как похваляется Вазари, то, во всяком случае, это составило уже внушительный перечень мест Пиза, Лукка, Пистойя, Сиена, Сан-Джимаииано, Вольтесара, Перуджа, Ассизи, Равенна, Анкона, Римини, Монтоливетто, Болсена, Прато, Эмполи, Каррара, Кортона, Венеция, может быть – Феррара, Мантуя, Верона, Падуя и так далее. II.
Это – постепенное приближение к натурализму, как сказали бы мы теперь, в той его крайней форме, которая ставит себе задачей дать иллюзию настоящего предмета. Шутки, ссоры, соленые словца выведенных в «Vite» лиц являются вершиной вазариевского искусства. Одним из самых поздних произведений Вазари была лоджия в Ареццо (рис. В 11 лет он уже стал учиться расписывать церкви, хотя его отец был гончаром.
Внутренняя планировка Уффици носила чисто деловой характер. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.
Вазари последователен даже в отношении своих современников, которых застал в детстве живыми, например, Франчабиджо, Альбертинелли, Андреа да Фьезоле, Граначчи, получивших в третьей части «Vite» 1550 года биографии изложенные, как огорченно констатирует Каллаб, «mit grosster Sorglosigkeit» – «с величайшей беспечностью», хотя истинные факты собрать было куда как нетрудно. А в небе, то есть в самой верхней части картины, – два путта, держащие в руках некие грамотки, на которых начертаны нижеследующие слова: «Quos Evae culpa damnavit, Mariae gratia solvit». Стефана, где особенно замечательна композиция фигур24. Оно лишено литературной цельности «Vite» 1550 года.
Сигизмунде, намекая на имя названного завещателя. Это относятся и к историческим материалам. Это означает, что противоречия Вазари лежат не на поверхности. Вот таким образом мотив пастушонка, ставшего великим художником, мы встречаем в «Жизнеописаниях» Джотто, Мантеньи, Кастаньо, Бекафуми, Сансовино более того, в четырех случаях из пяти бытовая обстановка тождественна: те, кому впоследствии суждено стать их учителями, встречают где-нибудь в глубине страны подпаска, который, сторожа стадо, чертит на камнях животных и людей. Оба стиля синтезируются в «Proemia» – «Предисловиях» к отдельным частям «Vite», достаточно простых по языку и сложных по системе изложения, являющихся подлинно гуманистическими кусками книги.
Следующие годы становятся более плодотворными в жизни Вазари как художника. Можно сказать, что в XXXVIII главе «Описания им произведений Джорджа Вазари» была создана художественная новелла на жизненном материале. Анекдот о Донателло, якобы во время работы над лис кричавшем своей статуе: «favella, favella. » – «да говори же говори. » – определяющ.
В 17 лет Джорджо в поисках работы отправился путешествовать по Италии. Вот таким образом среди ста тридцати трех имен, вошедших в первую редакцию «Vite», только одно принадлежит мастеру, который еще жил и творил и которого Вазари знал лично. Одно и другое просто сосуществуют.
Словом, все, что только было во мне заложено, было использовано мною к тому, чтобы все фигуры, по возможности, выражали чувства, свойственные каждой из них, в соответствующих этим чувствам телодвижениях, страстных порывах и всех других проявлениях, которые требовали своего изображения. Основное внимание в планировке обращено на удобство жилья. Здесь же мы видим две прекрасно написанные сцены из жизни св.
1928. ) и не обязательны, то существо его характеристик объективно: «Das ist Manierismus im altbblichen Sinne, bbernahme schwieriger Motive ohne inhaltlich sinnvolle oder decorativ reizvolle Verwendung» – «Это маньеризм в вульгарном смысле, перенимание трудных мотивов без их внутренне-осмысленного или декоративно-прекрасного применения» Вазари – «ein ausserordentlich bezeichnender Vertreter der verkniffelten Concetti des Manierismus» – «незаурядный по своей показательности представитель спутанных концепций маньеризма». Тот, считая, что над ним издеваются, сказал: «Разве я не получу еще другого рисунка. » – «Этого больше чем достаточно, – ответил Джотто. В 1565 г. сделал модель Бадьи в Ареццо, перестраивал церковь Санта Фьоре э Лучилла. С другой стороны, ничто так не пышно-пусто, трудно выведено и трудно читаемо, как «Посвящения», которые Вазари адресует папе или Медичи и «Введения», которыми он декорирует отдельные биографии это настоящая речь свежеиспеченного царедворца, со старательными поклонами, негибко изогнутом спиной, нарочита церемониальными интонациями, построенная в периодах, нагромождающих отвлеченности вместо понятий и роскошествующая обилием слов за счет важности мыслей, – истинное мучение слушателей этого придворного Вазари, стремящегося в погоне за чинами и выгодами прилепиться к богатейшему из господ в качестве художественного чиновника его, государевой, канцелярии.
Петра, вызывающий восхищение всех знатоков искусства. Это все та же роль «слуги двух господ», промежуточная позиция промежуточного человека. Чимабуэ первым начал писать картины на досках, а Мазаччо «был скромным, приветливым, добродушным человеком, равнодушным к одежде, еде и прочим радостям мира сего».
Он не знал никогда проигрыша. В этих рисунках в числе других вещей я изобразил все области и города, где мне приходилось работать, как бы приносящими дань (в знак того, что я в каждом из них заработал) моему дому. гений. Написал свое мнение по данной работе. как показалось убедительное. Родившись в семье горшечника, смышленый и способный подросток в 12 лет стал подмастерьем французского художника, который делал витражи в церкви в Ареццо, Гильома де Марсилья. Вазари все также продолжал хотеть «разом развлекать и поучать» – «di giovare e insiemente dilettare», как выразился он в заключении ко второму изданию. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью.
1924) и знал много больше, нежели то может показаться, если ограничиться розысками одних лишь непосредственных источник – «Жизнеописаний». Стефана в Пизе и многое другое. Божественный Микеланджело представляет собой сверкающий апофеоз творения.
Однако благодаря этой ошибке я решил никогда больше не делать ничего иначе как самолично, полностью заканчивал все по наброску, сделанному моими помощниками с моих собственноручных рисунков. Противоречие пытается найти разрешение в эклектической формуле «наипрекраснейшего в природе», а большая четкость требований и мерил «правдоподобия» сравнительно с «красотой» снова свидетельствует о перевесе старого над новым.
Он лег рядом с ней целыми пластами самостоятельного значения. 7), длинная монументальная аркада крупного масштаба. С 1532 г. в Риме Вазари начал изучать строительное искусство, «измерил и перерисовал все здания и статуи». Картину эту после ее окончания получил герцог Алессандро в знак хорошего и счастливого начала моих трудов и действительно, он не только ценил ее при жизни, но и после его смерти она всегда находилась в спальне герцога Козимо, ныне же находится в спальне светлейшего князя, его сына и хотя я не раз намеревался за нее снова взяться, чтобы кое в чем ее исправить, мне так и не дали этого сделать.
Сентенция об устрашающем ля «чудовище на щите» юного Леонардо такова же – «qu opera a serva per quello, chella e fatta» – «эта вещь и дает тот вид, ради которого она делалась». Пер.
Второе издание Жизнеописаний было опубликовано в 1568 году. Он прежде всего практик и профессионал и лишь затем – эстетик и историк. Джорджо Вазари (1511—1574 гг. ) родился в Ареццо в семье горшечников (вазари).