В разделе Живопись, Графика на вопрос В каком музее находится подлинник Джоконды.
Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ14: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Влюбом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Главное же – у нее в точности та же форма губ и притягивающая улыбка Джоконды. А само изображение покрывает толстая броня. Никто не знает, кто обрезал картину. Принадлежит к позднему периоду его творчества.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Если да— тобесценная эта картина должна быть водворена насвою вторую родину. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Картина, написанная в1490-х годах, долгие века оставалась вИталии.
В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Были допрошены сотни людей. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Нонасамом деле Сапожников-дед приобрел еев1824 году за1400 рублей нааукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии идиректора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ееизИталии в1790-х). В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
придумал загадочную улыбку Джоконды. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Пять изних хранятся вЛувре, поодной вУффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской иВашингтонской национальных галереях, атакже вдругих, менее известных музеях.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Вплоть до своей неудачной попытки продать картину во Флоренции. На раме он заметил отпечаток пальца. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Она расположилась на фоне пейзажа.
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». 76х53 см. Мона Лиза» (1503-1519). Скептики оспаривают все это, ссылаясь на то, что Вазари был 8-летним мальчишкой, когда умер Леонардо. У одалиски на его картине неестественно длинный позвоночник.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Именно ему вначале предназначалась почетная роль представить в Женеве Мону Лизу миру, но государственные дела задержали его на родине. В начале января 1914 года Джоконда возвратилась в Лувр. Он уверен, что «лишь тот человек, кто выполнил один портрет, сделал и другой». Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Ранее министр культуры Франции Франсуаз Ниссенсообщила, что «Джоконда» может покинуть Лувр для показа в других музеях мира. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Девушку звали Мона Лиза. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. О матери Леонардо почти ничего не известно. Её левая нога и правая грудь странным образом прикрепляются к корпусу. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. «Большую одалиску» признают самым крупным его полотном. Миллионы людей, которые, возможно, не видели ее и никогда даже не слышали о ней, вскоре стали экспертами по украденной картине Леонардо. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. Перуджиа признается в краже и говорит, что хотел возвратить «прекрасную итальянку» своей стране. Оказалось, что его приятель, некий Пьере, украл для него из Лувра две древние каменные статуэтки.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи.
Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Затем идет в зал «Каррэ», где висит картина, снимает ее и в укромном уголке вынимает из рамы.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Мона Лиза улыбается, но почему. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше.
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Много лет его волновал вопрос, существуют ли другие изображения Джоконды. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре.
Он признается, что его настоящее имя Винченцо Перуджиа и что именно он устанавливал в 1911 году защитное стекло у «Джоконды». – Слишком много несоответствий, чтобы верить в нечто иное, нежели репродукция». С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1, 5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. Картина написана маслом на доске из тополя.
Не поверив в это, он на всякий случай предупреждает директора Галереи Уффици во Флоренции и просит его сходить вместе с ним во флорентийский отель «Триполи», где Леонард назначил встречу. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти.
да там толпа. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Профессор Алессандро Веццози, директор «Идеального музея Леонардо да Винчи» в итальянском городке Винчи, обратил внимание на то, что лицо и руки Джоконды писал один человек. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
Петроград имеет достаточно художественных сокровищ ивзять изАстрахани «Мадонну»— незначитли это отнять убедного его последнюю овцу. » Ноневышло— невернулась картина вАстрахань. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. До охраны наконец дошло, что картину украли. Государственный академический музей им. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Где любовь, там и ревность. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». До него никто не видел в ней никакой тайны. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо.
Она повернулась в кресле почти лицом к зрителю. Её гладкие волосы, разделённые пробором, видны сквозь накинутую на них прозрачную вуаль. Хотя брови действительно важны, так как они придают четкость изображению не только глаз, но и всего лица. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Как было с Малевичем.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Женевская ДжокондаИ вот, наконец, отдернуты шторы – и перед зрителями предстает Мона Лиза. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Оба мужчины тут же бегут в полицию, которая и арестовывает таинственного продавца. Опасно попасть под обаяние этого призрака.
Она сберегается в Лувре. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. () Джоконда— не портрет.
Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Все пространство вокруг бесценной картины просматривается камерами. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Это покажет время. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. То есть разобраться в этом механизме.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Они встречаются, Леонард демонстрирует картину и что же видят продавец с директором. Каждый может и должен видеть то, что произвело на него именно это художественное произведение.
Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Критики встретили новость скептически, так как полагали, что Пулитцер хочет повысить цену принадлежащего ему полотна.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Эта загадка практически решена. Что вы видите перед собой. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Доска (тополь), масло. «Наиболее прекрасная из существующих работ Да Винчи», «подлинная» – с такими заголовками выходили бостонские газеты в 1926 году, однако и тут убедительность Моны Лизы оставалась под сомнением. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну.
Картина написана маслом на доске из тополя. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. А. С. Пушкина в Москве. Как выглядит Мона Лиза.
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями.
Липовая доска на которой написана сия картина не терпит излишней влажности. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. «Не верю»Многие пришли на презентацию изначально не скрывая своего скепсиса. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Она одновременно кажется сладострастной и холодной. И вдруг, спустя два года, в декабре 1913, она всплывает во Флоренции. Время шло – картина не появлялась. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Но тяжелая голубая драпировка, чалма и кальян изображены вполне реалистично. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. «Джоконда» впала в полное забвение. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать.
Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. При этом Мона Лиза номер два (или один, если смотреть в хронологическом порядке) – очень современная юная особа, у нее есть даже собственная страничка на Facebook. Так и с данной статьей. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Блейкер хотел доказать авторство Леонардо, но помешала Первая мировая война.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Действительно, Леонардо иногда создавал две картины на один сюжет, так, например, есть два варианта его «Мадонны в скалах». Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. Об этом сообщила директор ГМИИ Марина Лошак.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы.
Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Мона Лиза была полотном интересовавшим его больше всего. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда). «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Через два года в Италии картина была найдена. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Он намеренно искажает анатомические детали.
Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию.
В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Короче, это похищение было похоже на какую-то детскую игру. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы.
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. До сих пор никто не осмелился протереть картину из опасения повредить ее. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Мне показалась такая реакция странной. Загадочная улыбка Джоконды ежегодно привлекает в Лувр 6 миллионов посетителей.
В течение целых двух лет Перуджиа молчит о «Джоконде», как рыба. Подлинник да Винчи. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки». Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину.
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Творчество Энгра имеет огромное влияние на современных художников, особенно Пикассо. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Она и вправду выглядит моложе и свежее своего луврского изображения. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Вот таким образом ее застраховали на огромную сумму и поместили под специальное большое стекло (подарок японцев) в отдаленности от почитателей. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Профессор Алессандро Веццози всю жизнь посвятил великому художнику.
В настоящее время сей шедевр картина застрахована на сумму в один миллиард евро. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Будем считать, что мне повезло. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы».
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Ее перевели в покои министров. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Таким образом министр собирается бороться с «культурной сегрегацией».
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Эту картину надо просто один раз увидеть.
Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Леонард был арестован. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Словно жизнь вдалеке от множества взглядов сохранила ее черты и краски. Вместе с картиной «Mona Lisa Foundation» представила 300-станичную книгу гипотез и ответов на вопросы под названием «Мона Лиза – ранняя версия Леонардо». Как сложится дальнейшая судьба картины.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
Где-то между 1503 и 1506-м. Причем, также неожиданно, как и исчезла. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии.
Он жил в лондонском районе Айзелуорт, вот таким образом незнакомка получила имя «Айзелуортская Мона Лиза» (Isleworth Mona Lisa). Цель этого похищения не выяснена одназначно. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Примерно до 2003 года этот шедевр был помещен на одну из стен знаменитого французского замка Лувр в зале крыла Денон. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Лувр представляет картину на первом этаже, в зале 75. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Только вот женщин там вы не найдете. История картины Мона Лиза волнует не одно человеческое поколение. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. На его стихи есть неплохие песни.
Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
В настоящее время шедевр выставляется в Лувре. До него никто не видел в ней никакой тайны. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
Мона Лиза не один раз похищалась. Потом разошлись по всему миру. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
«Джокондомания» охватила Америку. В2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил отпоздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал иотправил наэкспертизу. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. «Джоконда» – не портрет.
Ккартине Леонардоон, впрочем, отношения неимеет. Полицейские решили, что, украв статуэтки, авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Ощущение, что «Джоконда» просто испарилась. Пушкина планирует попросить знаменитую картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда») для экспозиции.
Подтверждает то, что художник начал рисовать свою Мону Лизу так рано и его биограф Джорджио Вазари. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Разразился страшный скандал.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Датируется документ октябрем 1503 года. А подлинная «Джоконда» — изображение супруги Франческо дель Джокондо и, может быть, потаенной любви Леонардо, находилась до 1962 г. в Лондоне, пока не была куплена синдикатом швейцарских банкиров. История искусств очень сложная вещь. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Девушку звали Мона Лиза.
Краски под слоем пыли наверняка ярче, чем кажутся нам сейчас. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.
Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. К тому же он доверял профессионалам.
С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. Одну изтаких копий в1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, ав1958 году его наследники продали на«Сотбис» всего за45фунтов как работу Больтраффио. Джоконду вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше.
На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы.
Существует информация анонимного автора первой биографии Леонардо да Винчи, на которую ссылается Вазари. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами.
Расследование опять в тупике. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
Считается, что Джоконду да Винчи закончил незадолго до своей смерти в 1519 году. Она сберегается в Лувре. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Немецкие газеты платили той же монетой.
Так он и спал на картине больше двух лет. А само изображение покрывает толстая броня. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Она расположилась на фоне пейзажа. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. Морщины были ее безошибочным паспортом. Последние 40 лет «Айзелуортская Мона Лиза» провела в Швейцарии, в банковском сейфе. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. 35 лет исторических и художественных исследований и сложнейший комплекс научных тестов позволили швейцарской некоммерческой организации «Mona Lisa Foundation» утверждать, что в ее руках – подлинная картина Леонардо да Винчи. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Таким макаром, в Лувре находится «Мона Лиза». Интересно, что это не первый случай, когда поп-звезды проводят туры в Лувре.
Пресса наполнилась громкими заголовками— «Найдена утраченная картина Леонардо даВинчи. ». Хитрый де Голль использовал симпатии к Франции Жаклин Кеннеди, в жилах которой текла французская кровь. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Таже история со«Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, аверсии учеников существуют— около двадцати.
Леонардо начал рисовать Мону Лизу во Флоренции около 1503 года и взял портрет с собой, когда он уехал во Францию через 13 лет. Через два года в Италии картина была найдена.
Как выглядит «Мона Лиза». Они избрали ее объектом своих экспериментов. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Меня удивило, что он маленький.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Полотно на сто процентов отвечает рассказам современников о картине Леонардо да Винчи, включая обозначенные Рафаэлем греческие колонны. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. В Вашингтоне и Нью-Йорке картину за два месяца посмотрели больше полутора миллионов человек. Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре.
Назревала большая европейская война. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Удивительно— когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт идругие авторы, выставили нааукцион, Эрмитаж купил несколько работ (вчастности, Милле, Миньяра), ноэтой скромной «Мадонной» пренебрег. Голова слегка повёрнута10. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
Я не говорю, что я совершенно прав. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин насамом деле больше, носпоры поповоду атрибуции работ Леонардо— занятие бесконечное. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном.
так – мистика. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Vincenzo Peruggia).
Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Через два года в Италии картина была найдена. Наверняка ее вероятная «сестра» не останется без внимания заинтересованной публики.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец исоотечественник Сапожниковых, вдекабре 1918 года всвоей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Неможетли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра.
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
27 сентября фонд выполнил свое обещание не просто вернуть миру долгое время скрытую от глаз публики картину, но и «представить исторические, сравнительные и научные доказательства того, что изначально существовало два портрета Моны Лизы работы Да Винчи». Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Но она ли на картине. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Очень важно, что эту оценку он дал, ни разу не увидев картину лично, а лишь выразив общее мнение цеха художников. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Она сберегается в Лувре.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Фонд возглавляет цюрихский адвокат и банкир Маркус Фрай. Но затворницей Мона Лиза не была. Английская картина, популярная также как «Айуорская Мона Лиза», была случаем куплена известным английским антикваром в 1914 г. на вещевом рынке британского городка Бас за несколько гиней.
Vincenzo Peruggia). Часть работ попала в титульный список и существует там уже не зависимо от достоинств самой картины. Только чувство утраты рождает любовь.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда.
По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Не было ее и у реставраторов. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Контейнер открывают один раз в год, чтобы проверить саму картину и работу кондиционера. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Спрятав картину под откидной столик, на котором стекольщик режет свои стекла, он принимается за свою обычную работу. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Бельгиец Пьере был его секретарем. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Кроме эротических фресок и скульптур ее украшали любимые картины Франциска, а он предпочитал все светлое и радостное. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Два года спустя Пулитцер опубликовал книгу «Где находится Мона Лиза. », в которой подробно рассказывал, почему «Айзелуортскую Мону Лизу» нужно считать незавершенным раннии портретом Лизы Герардини. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. У Моны Лизы нежные руки, на которые спадают складки блестящего зеленоватого одеяния. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Песни о Джоконде поют певцы со всего света от – Демиса Руссоса и Нэта Коула до Элтона Джона и Боба Дилана. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Никто не обращает на него никакого внимания и он свободно передвигается по музею. Я имею ввиду его черный квадрат. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. А само изображение покрывает толстая броня. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. А еще – техника. По словам историка искусства Стенли Фельдмана, члена фонда, «проведя элементарный математический анализ, мы открыли, что все элементы на двух портретах находятся в точности на тех же местах». Была уволена администрация музея.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени.
Однако музей обещает добавить в ближайшее время дополнительные языки. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. На данный момент туры доступны только на французском языке. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане.