Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»).
Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры.
После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Будем считать, что мне повезло. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, «что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти». Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Возрождение. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. S fumato — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Италия.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Историю написания полотна великолепно изобразил Д. С. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. История искусств очень сложная вещь. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Справа: Мона Лиза. Мастер тщательно выложил изображение из кусочков окаменевшей смолы, а самые мелкие детали высыпал из лучистой каменной крошки. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое «сфумато» — рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей.
Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы ее сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него.
В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Но нет, нет в ней чего-то озаряющего.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Так вот, придя домой, отмыв купленный портрет от грязи и повесив его на стену, Чартков пытается понять причину возникновения странного чувства. Поразительна художественная глубина произведения. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Пристально, неотрывно смотрит Джоконда на зрителя. Она придаст твоему лицу таинственное выражение.
Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели.
Я не говорю, что я совершенно прав. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Учёный фотографировал портрет Джоконды более трёх часов – специально для него картину извлекли из защитного бокса. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы.
Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке.
Что означают они, этот взгляд и эта улыбка. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места.
Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». Размер ейо довольного большой 75, 650 см.
«Мона» переводится как «госпожа». От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет.
Кража «Моны Лизы» Мона Лиза долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. Улыбка Джоконды – самая странная улыбка в мире, одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины Джоконда (Мона Лиза) носит чисто индивидуальный характер.
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. «Джоконда» – не портрет. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней.
И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Весь мир увидел и все еще видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определенный оттенок эротизма.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. От по своему привязался к этой картине. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром.
Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Доска (тополь), масло. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме.
На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Лувр. Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, справа налево, переворачивая буквы в зеркальном отображении. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве.
Художник, желая попробовать себя в изображении дьявола, согласился, но чем ближе он приближался своим портретом к натуре, тем сильнее в нем возникала тягость, тревога. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. раздел Техника). И еще о пугающем портрете: «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. По ее мнению, эффект мерцающей улыбки связан с особенностями человеческого зрения.
Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи.
Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности.
Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджиа (итал. Vincenzo Peruggia). Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. Когда же дошла очередь до фильма, - то тут он вообще начал рассказывать басни, что это гениальное его творчество, но его не поняли и враги плетут козни вокруг него. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Главным было, конечно, знаменитое леонардовское сфумато. Король Франциск I купил картину у наследников Салаи и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально.
Мона Лиза из Лувра явно старше. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Ну, а если у вас есть репродукции «Джоконды» и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
Картина находилась при художнике до самой его смерти. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Вот это уже серьёзная несостыковка. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения.
Это уже дама, которой за 30-35 лет. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Как было с Малевичем. Также Вазари говорит о бровях. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». А позже, когда французский король Франциск I предложил за это произведение 4 тысячи золотых экю – колоссальные деньги в ту эпоху – мастер тоже ответил ему отказом.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо).
Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Вспомним, однако, что нравы эпохи Возрождения были куда более раскрепощенными, чем нынешние и Леонардо вовсе не делал тайны из своей сексуальной ориентации.
Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Ученым удалось разгадать эту загадку. Но это уже дело вкуса. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека.
«Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Это не радостная улыбка, зовущая к счастью. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Напомним, что под влиянием этой картины у Чарткова начались галлюцинации и страшные сновидения. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи.
И чему. За счет чего — объяснения пока нет. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Кто такая Мона Лиза.
Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Это и есть одна из главных тайн изображения. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Здесь было какое-то болезненное, томительное чувство. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её.
У каждого остается свое индивидуальное впечатление. Зависит от личности смотрящего, в этом наверное и секрет и пусть он останется. Кому от этого вред, если тайна картины и художника никогда не будет раскрыта. Луврская «Улыбка Джоконды» может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник. да там толпа. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Мережковский в книге, посвященной Леонардо.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио.
особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
История картины «Мона Лиза» («Джоконда») полное название— Портрет госпожи Лизы Джокондо, — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505года. Еще первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Но это уже другая история. Семейство Герардини было древним, аристократическим, но обедневшим и потерявшим во Флоренции свое влияние. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи».
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов.
Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. До него никто не видел в ней никакой тайны. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Музей – это публичное заведение. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Техника написания портрета доведена мастером до совершенства.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. И кстати она у него очень хорошо вышла. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Джоконда— не портрет.
Леонардо отказал. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Цель этого похищения не выяснена одназначно. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Улыбка Джоконды необычайно притягательна, обворожительна, маняща. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.
И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. А, кстати, в чью же. Однако художник обещал отписать ее в своем завещании французской короне. Когда кумир столетий вновь оказался в Лувре, писатель Теофиль Готье язвительно заметил, что улыбка стала насмешливой и даже торжествующей.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Цель этого похищения не выяснена однозначно. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Гений художника позволял ему увидеть за живой телесностью форм подлинную сущность естества.
Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины.
Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. Это та загадочная улыбка, которая сквозит во всем мироощущении Леонардо, в страхе и желании, которые он испытывал перед входом в глубокую пещеру, манящую его среди высоких скал. Вместе они пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается на левую, потому как, возможно, короче и могла быть подвержена судорогам. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон.
За счет чего – объяснения пока нет. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Улыбается она или нет. Которых у Моны Лизы нет. 1503-1519 гг. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны.
() Джоконда— не портрет. После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Критик Уолтер Патер в своем эссе 1867 года о да Винчи выразил свое мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлет славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя, благодаря чему она не сходила со страниц газет. «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Как же выглядит сей шедевр IRL.
Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было с многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Он не мог лично знать художника или его модель, так что изложил лишь информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Публика разделилась на два враждующих лагеря.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. И что же. Под воздействием света и воздуха окислились использованные в работе пигменты, лак и связующее вещество.
Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. для картины такого уровня это много. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Париж. Дерево, масло. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее.
Точнее сказать, объяснения феномена появляются на свет с завидным постоянством. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. Принадлежит к позднему периоду его творчества.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику. Глаза портрета «вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую. » Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Джоконда стала персонажем криминальной и светской хроник вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства.
Подобные слова принесли произведению всемирную славу. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы.
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. 5 июня 1940 года она была перевезена в Шовиньи на мягких носилках в машине скорой помощи, В сентябре её перевезли в Музей Энгра в Монтобане, а затем в 1942 году в Монталь. Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершенной и гармоничной.
Эта версия считается просто домыслом. 1503-1519 гг.
По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать своё растущее могущество. Она не просто улыбается, а интригует зрителя. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Сделано это, быть может, just for lulz, но вероятнее— для получения неиллюзорного профита от продажи людям состоятельным, но недалёким любых картин изобретений, поделок и сувениров, сделанных самим да Винчи, а также его родственниками, родственниками его родственников, долбанутыми последователями и просто особо резвыми ребятами, научившимися строгать миниатюрные махолеты по оригинальному рецепту дядюшки Лео. А так же и то, что Леонардо до конца своих дней считал картину незаконченной и не желал с ней расставаться. Более точная информация была получена вследствие анализа записей секретаря, сопровождавшего кардинала Луиджи д39Арагону. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Он понял, что необыкновенный портрет, купленный им в пору бедной молодости, явился причиной его превращения.
Эта загадка практически решена. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Есть два вида зрения: прямое и периферическое.
На Джоконду много раз покушались, несколько лет назад даже были попытки забросать ее каменьями – явное сходство с агрессивным поведением в отношении собственной матери. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины.
Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. 77 x 53 см. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Sfumato – «дымка», «туман» или полутень, в которой на картинах Леонардо тонут все контурные линии. Увлечение Леонардо объясняется другим.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше.
Иногда кажется, что можно почувствовать дыхание Моны Лизы, если приблизиться к ней. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т. д.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона.
Леонардо да Винчи анатомировал трупы. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Была уволена администрация музея. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров». В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. 76х53 см. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. А звёзды поп-арта – Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и граффитчик Бэнкси – стали эксплуатировать этот образ в своих работах.
Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Меня удивило, что он маленький. золотых экю. Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в морскую пучину и ныне хранит воспоминания об этом. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Но она ли на картине. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине.
Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Исследователь провел 20 лет на Востоке изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете.
В своей практике он даже назвал этот паралич болезнью Моны Лизы, видимо, добиваясь психотеропевтического эффекта за счет внушения пациентам ощущения причастности к высокому искусству. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена.
Также виден край парапета. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна.
Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Но нет, нет в ней чего-то озаряющего.
Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски.
Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
А. С. Пушкина в Москве. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной.
Контуры не исчезли, но опять-таки чудесно смягчены полусветом. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Леонардо да Винчи. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели.
Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Но меня интересовало его мнение о Высоцком, на что он самоуверенно стал дословно говорить: "Мы поэты его поэтом не считаем.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Vincenzo Peruggia).
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Еще одна схожая версия. Вокруг постоянно толпятся 9000 таких же хомячков-туристов, как и ты, вот таким образом подойти к картине ближе, чем метров на десять— нереально. Я имею ввиду его черный квадрат.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы».
Техника живописи Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Поиски полиции были безуспешными.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Это были живые, это были человеческие глаза. Грустит она или улыбается. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов».
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Голова слегка повёрнута. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Все детали ее исполнены с величайшим усердием.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой— дали ему небольшой срок в тюрьме. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
На поздних картинах Леонардо все контуры размыты: между источником света и предметом помещен, как выражался мастер, «некий род тумана». Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее.
Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме.
Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т. д. Впрочем, последнее— полная херня. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Мона Лиза – автопортрет художника. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. В ХХ ст. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Глаза портрета вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Vincenzo Peruggia). Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей.
Именно в это время он вспоминает о «Джоконде», как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Мона Лиза (фрагмент).
Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Композиция Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, легким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Леонардо да Винчи.
Потрет можно отнести к поясным так как Мона Лиза изображена лишь до пояса. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами.
Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Это были живые, это были человеческие глаза. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам.
Мона Лиза» (1503-1519). То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается.
Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук».
Я увидел то, что написал, тем более, когда я пришел к этому своему убеждению, мне было очень сродни состояние влюбленности и взаимности. Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Это одно из чудес этого портрета. Если для одних это была лишь картина, пусть и отличная, то для других – едва ли не божество.
Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. придумал загадочную улыбку Джоконды. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу»16. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают.
В 1502 году Леонардо берётся за живописную работу исключительно важную для художника, решившего в ней дать синтез своих живописных исканий. Он приходит в музей. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки.
В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Улыбка Джоконды — «самая странная улыбка в мире», одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины «Джоконда (Мона Лиза)» носит чисто индивидуальный характер. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Ее спокойный взгляд излучает ум и волю. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза.
О матери Леонардо почти ничего не известно. Далеко не всем она кажется таковой. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Существует два типа зрения: центральное, ориентирование на детали и периферическое, менее отчетливое.
Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Цель этого похищения не выяснена однозначно. По одним сведениям, это герцогиня Констанца дАвалос, любовница Джулиано Медичи, по другим – это мать художника Катерина, по третьим – это некий юноша в женском одеянии.
Хотелось бы еще раз побывать в Париже бно я не думаю что опять пойду в Лувр, кто знает, какая будет реакция на этот раз, зачем искушать судьбу. Лучшего воспоминания уже не буде. т Кстати. Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. После этих событий картина набрала небывалую популярность.
Леонардо работал над ним не один год. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Грудь преподнимется. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности.
Это была дерзость неслыханная. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Золото давало ему обеспеченность и почет, но отнимало мастерство живописца и способность уважительно относиться к своим молодым коллегам.
Но это чрезвычайно трудная задача.
1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее— одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. В более раннем варианте картина была более крупных размеров. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Репутация картины Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Уникальные приемы позволили да Винчи создать настолько живой портрет женщины, что люди, глядя на него, по-разному воспринимают ее чувства.
Поиски полиции были безуспешными. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Чем больше мы смотрит на Лизу, тем больше появляется желание проникнуть в глубины ее сознания. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Посередине: Дама с горностаем.
Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Так и с данной статьей. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Голова слегка повёрнута10. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. На его стихи есть неплохие песни. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Так, например, совсем недавно профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке, которое прошло в Денвере (штат Колорадо), представила свою теорию объяснения тайны улыбки Джоконды.
Эту картину надо просто один раз увидеть. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени.
Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.
Никто не знает, кто обрезал картину. () Джоконда— не портрет. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии».
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Пабло Пикассо также находился под подозрением. И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо». Интересен факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Существует версия, что картины на самом деле две. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Представим, что Джоконда исчезла, осталась только ее загадочная улыбка. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари.
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Разве что Рафаэль. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека.
Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.