Предлагаем скачать бесплатно фотографию Джоконды, картину Леонардо да Винчи с высоким разрешением 3931-5748 пикселей известную как Мона Лиза.
Где-то между 1503 и 1506-м. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Так он и спал на картине больше двух лет. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей.
Только чувство утраты рождает любовь. Бельгиец Пьере был его секретарем. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии.
Но это уже дело вкуса. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Ещё один проходит по правой кисти до левого локтя и касается головы женщины. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Дети смеялись.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Так же, как с каждой новой находкой появляется всё больше желающих расшифровать загадку «Моны Лизы», так и в каждом веке интерес к личности художника с годами не угасает, а, напротив, возгорается с новой силой.
Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Непонятно, почему свет падает не из окон, а откуда-то слева. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Однако это можно списать на плохую реставрацию.
Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Выразить этот закон можно на языке цифр, а его использование – ключ к достижению красоты и гармонии. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени.
Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Время шло – картина не появлялась. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Учёные всего мира до сих пор ломают головы над тем, что скрывается за улыбкой Джоконды. придумал загадочную улыбку Джоконды. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Так к художнику все и относились.
А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В.
Разразился страшный скандал. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. 1503-1519 гг. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. Это одно из чудес этого портрета.
А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина».
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. Леонардо да Винчи. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. В этой последовательности каждое новое число равняется сумме 2-х предыдущих.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов».
Художник любил наблюдать за окружающей действительностью. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Но она ли на картине. Что вы видите перед собой. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды».
Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». «Джокондомания» охватила Америку.
Если вам кажется, что Мадонна улыбается, то это не так. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место.
1503-1519 гг. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост.
О матери Леонардо почти ничего не известно. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Только вот женщин там вы не найдете. Горный пейзаж – символ горнего мира.
Принадлежит к позднему периоду его творчества. Художник работал над полотном 15 лет, не расставаясь с ним даже во время путешествий. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»).
И Франциск – король-победитель. Ну и главная деталь, которую позже автор доведет до совершенства в своей «Джоконде» – улыбка. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного».
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Эта загадка практически решена.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Знаменитая на весь мир картина «Мона Лиза», вышедшая из-под кисти Леонардо да Винчи, больше пяти веков хранит тайну своего происхождения. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Она вздохнёт.
По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Леонардо да Винчи был не только живописцем, но и математиком. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной.
() Джоконда— не портрет. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Немецкие газеты платили той же монетой. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Леонард был арестован. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни.
Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально.
Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу»16. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы.
Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Ещё одно название картины – «Джоконда» – происходит от фамилии мужа главной героини полотна – Francesco Gioсondo, богатого торговца шелками, хотя эта версия и является официальной, но не имеет под собой никаких доказательств.
Почему. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Грудь преподнимется.
Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Голова слегка повёрнута10. Есть множество версий того, кто в действительности изображён на полотне, но и они не объясняют тайну происхождения картины. Леонардо да Винчи.
Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. По такому же принципу были написаны многие картины Леонардо да Винчи. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Здесь тоже библейский сюжет полон загадок. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Были допрошены сотни людей.
Далеко не всем она кажется таковой. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»2. Леонардо работал над ним не один год. Мона Лиза из Лувра явно старше.
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане – развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы. К тому же он доверял профессионалам. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушка Лиза Джерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
Автор передал незаконченную картину в руки заказчика и она хранилась в семейном архиве на протяжении многих веков. Мона Лиза» (1503-1519). Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Но это чрезвычайно трудная задача. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет, несомненно, писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу.
«Джоконда» впала в полное забвение. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники.
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Грустит она или улыбается. Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур). () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Кстати именно такие прямоугольники и треугольники были использованы Леонардо в таких известных полотнах, как «Тайная Вечеря», «Мужчина в Действии», «Мона Лиза» и другие. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. золотых экю. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Которых у Моны Лизы нет. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор.
Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства.
Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Существует версия, что картины на самом деле две.
Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Портрет прекрасной Джоконды и её улыбка включают целую серию золотых сечений. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение».
Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц – тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Но затворницей Мона Лиза не была.
Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Доска (тополь), масло. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Мона Лиза или Джоконда – полотно великого художника Леонардо да Винчи являтся самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были.
По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Он никогда не расставался с блокнотом, в котором отмечал всё, что было достойно внимания. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Также Вазари говорит о бровях. Это и есть одна из главных тайн изображения.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Если верить биографу Леонардо да Винчи Джорджо Вазари, неудивительно, что у Моны Лизы преобладают положительные эмоции: «Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше.
Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи.
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Скептики оспаривают все это, ссылаясь на то, что Вазари был 8-летним мальчишкой, когда умер Леонардо. В целом, «Мона Лиза» – наивысшее достижение, своеобразный пик в карьере Леонардо, как живописца. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. А. С. Пушкина в Москве. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой.
Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии.
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Похоже, что эта притягательность будет вечной. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).
Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Ко времени написания данной картины Леонардо да Винчи достиг такого мастерства, что создал шедевр. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». То есть разобраться в этом механизме. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
На эскизе оказалась всем известная женщина, по обеим сторонам от которой расположились греческие колонны. Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо.
Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Назревала большая европейская война. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
А его изобретения и вовсе никого не интересовали, разве что детей: он развлекал их тем, что ловил какое-нибудь насекомое, богомола например, приделывал ему крылышки и тот летал, как маленький дракончик. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. А еще – техника. На раме он заметил отпечаток пальца. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
Эти числа обладают особым значением, вот таким образом ими пронизана вся вселенная. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Данный прием был разработан самим да Винчи. Итак, перед нами образ Богородицы. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Мастер тщательно выложил изображение из кусочков окаменевшей смолы, а самые мелкие детали высыпал из лучистой каменной крошки. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Неопределенность в названии картины вызвала массу предположений относительно ее подлинности. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения.
Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной.
Однако такая техника чрезвычайно трудоёмка – нанеся всего несколько штрихов, мастер откладывал работу на довольно долгое время, давая краскам просохнуть. Справа: Мона Лиза. Разве что Рафаэль.
Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Художник работал над картиной на протяжении 15 лет, не расставаясь с ней ни на миг.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии.
Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. Ученым удалось разгадать эту загадку. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.
Художник присутствовал при этом свидании. «Мона» переводится как «госпожа». del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Но самое интересное, что по мере удаления от начала, при делении двух последующих чисел (55/34 или 89/55) их значения будут приближаться к цифре золотого сечения 1. 618.
В ХХ ст. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.
одна сторона прямоугольника должна быть длиннее другой на 61. 8. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была.
Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Фибоначчи, живший в Пизе в 1200 г., написал множество трактатов и сделал ряд серьёзных открытий в математике.
Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Позже писатель сформулировал, чем именно вызван такой эффект: «тот, кто нарисовал картину, смог создать извилистый, змеевидный рот, уголки которого приподняты в лиловой полутени. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. И подобных примеров великое множество. Кроме того, портрет так и не стал собственностью семьи Джокондо – Леонардо да Винчи постоянно держал его у себя.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Эксперты утверждают, что обман зрения происходит за счет теней в уголках ее губ.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Папа разгневался. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Не было ее и у реставраторов. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Да Винчи оставлял в своих творениях множество загадок и ребусов настолько сложных, что человечество вот уже пять столетий пытается их разгадать.
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Вот это уже серьёзная несостыковка. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были. До него никто не видел в ней никакой тайны. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы.
По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. До него никто не видел в ней никакой тайны. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио.
И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Так, красавица на картине скрывает голову под вдовьей траурной вуалью – а между тем богатый флорентийский торговец Франческо Джокондо прожил 79 лет. Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Где любовь, там и ревность. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Потом разошлись по всему миру.
«Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. 76х53 см. «Джоконда» – не портрет. Время нещадно исказило картину до такой степени, что многие до сих пор ищут такие секреты Джоконды, каких просто нет.
Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Название «Мона» – это производная слова Мадонна, что в переводе звучит как my lady. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Удивительно то, что эти числа очень часто встречаются в природе. Очень важно, что эту оценку он дал, ни разу не увидев картину лично, а лишь выразив общее мнение цеха художников.
В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. В частности, он открыл последовательность чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, которая впоследствии была названа его именем. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. До охраны наконец дошло, что картину украли. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Мона Лиза (фрагмент). Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Мона Лиза стала своеобразным воплощением этих поисков.
Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма. Грабитель, которого в действительности звали Винченцо Перуджа, некоторое время работал в Лувре. В своих поисках Леонардо да Винчи вплотную подошёл к «Золотому сечению или Божественной пропорции», которые были известны ещё во времена Древнего Египта, Греции и широко использовались в различных произведениях искусства. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Под воздействием света и воздуха окислились использованные в работе пигменты, лак и связующее вещество.
Состав является статическим, но открытым. Ее перевели в покои министров. Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю. Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре. Никто не знает, кто обрезал картину. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Через некоторое время он привез картину из Парижа во Флоренцию в дорожном сундучке с двойным дном. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы».
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Посередине: Дама с горностаем. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается.
В последнее время было выдвинуто множество версий, но ни одна из них до конца так и не смогла объяснить, почему «Мона Лиза», даже спустя 500 лет, всё ещё не спешит раскрывать свои тайны. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Это уже дама, которой за 30-35 лет.
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Леонардо да Винчи (1452-1519) – один из самых загадочных художников и учёных.
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.