Не выдержав впечатления от завораживающей улыбки Джоконды, трое ее поклонников свели счёты с жизнью, причем один из них застрелился прямо напротив картины. До сих пор идут споры, кто же изображен на картине Леонардо да Винчи «Джоконда». Ведь есть и еще один загадочный момент, связанный с "Джокондой" картина живет своей жизнью и непостижимым образом влияет на окружающих людей.
Одна из самых известных, если не самая известная картина в мире – это «Джоконда» Леонардо да Винчи. Картина также известна, как "Джоконда" и считается одним из лучших примеров портретного искусства. Джоконда – самая таинственная и неоднозначная картина Леонардо да Винчи. Ведь есть и еще один загадочный момент, связанный с Джокондой картина живет своей жизнью и непостижимым образом влияет на окружающих людей.
Вот и вся информация, которую можно использовать для идентификации картины Мона Лиза (Джоконда). В свое время Вазари утверждал, что «Мона Лиза» (сокращение от «Мадонна Лиза») была написана с третьей жены флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо, откуда и пошло второе название картины – «Джоконда». Однако рано или поздно парижскому музею Лувр всё равно придётся заняться реставрацией картины Мона Лиза (Джоконда), поскольку, как считают реставраторы, тонкая основа из тополиного дерева, на котором она написана, со временем деформируется и долго не выдержит. Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр, без сомнения является поистине прекрасным и бесценным произведением искусств, однако причины её столь невероятной популярности следует объяснить.
Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Они избрали ее объектом своих экспериментов. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Да и тот факт, что картина написана на тополиной доске, а тополь – дерево-вампир, тоже, возможно играет определенную роль. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Тот факт, что картина непонятным образом воздействует на тех, кто долго смотрит на нее, отмечал еще в XIX в. Стендаль, который сам после долгого любования ею упал в обморок. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы».
Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой.
Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Париж.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. До него никто не видел в ней никакой тайны. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных.
Цель этого похищения не выяснена одназначно. Будем считать, что мне повезло. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Не было ее и у реставраторов.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии.
В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. Так и с данной статьей. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Так он и спал на картине больше двух лет. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
Только чувство утраты рождает любовь. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»).
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось.
Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе.
Папа разгневался. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи.
Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники.
Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. () Джоконда— не портрет. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза».
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина».
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна.
На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. И Франциск – король-победитель. Леонардо при написании картин применял технику сфумато, основанную на принципе рассеивания, отсутствия четких границ между предметами.
Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики.
Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Принадлежит к позднему периоду его творчества. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места.
Но от чего они также зависят и зависели в 1911 году, так это в значительной мере от еще большего отсутствия – ее бровей. «Джоконда» впала в полное забвение. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину.
Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц.
В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Морщины были ее безошибочным паспортом. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет).
сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Живопись тончайшими слоями, каждый из которых накладывался только после того, как высохнет предыдущий. Бельгиец Пьере был его секретарем.
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Меня удивило, что он маленький. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Была уволена администрация музея.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Только вот женщин там вы не найдете.
4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Где любовь, там и ревность. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза.
Доска (тополь), масло. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу.
К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Одно – это чудесное леонардовское сфумато.
Все детали её исполнены с величайшим усердием. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Так к художнику все и относились. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Мне Мoна Лиза улыбалась. Ее глаза двигались, румянец был живой и теплый, это было так, как если смотреть обьемный фильм. Приятно, но на психику давит. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Сделано это, быть может, just for lulz, но вероятнее— для получения неиллюзорного профита от продажи людям состоятельным, но недалёким любых картин изобретений, поделок и сувениров, сделанных самим да Винчи, а также его родственниками, родственниками его родственников, долбанутыми последователями и просто особо резвыми ребятами, научившимися строгать миниатюрные махолеты по оригинальному рецепту дядюшки Лео. Где-то между 1503 и 1506-м. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
А всего на сегодняшний день таких документально зафиксированных обмороков зарегистрировано более сотни. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q»., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Увлечение Леонардо объясняется другим.
Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. А. С. Пушкина в Москве.
Были допрошены сотни людей. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
Практически в большинстве художественных магазинов и совершенно на всех вернисажах, всегда есть копии разных работ Леонардо, включая Мону Лизу. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности.
Её страстно любят и так же страстно ненавидят. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Немецкие газеты платили той же монетой. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. На его стихи есть неплохие песни. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Vincenzo Peruggia).
И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов.
Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
После этих событий картина набрала небывалую популярность. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. А еще – техника.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Голова слегка повёрнута10. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
Мона Лиза улыбается, но почему. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем.
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Его искусство уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Лувр.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях.
В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Я не говорю, что я совершенно прав.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Мона Лиза» (1503-1519). Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». К счастью, сохранилось множество рисунков и манускриптов мастера с чертежами и зарисовками, свидетельствующих об уникальности его гения. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Как было с Малевичем.
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Художник присутствовал при этом свидании. Картина находилась при художнике до самой его смерти. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи.
После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
На раме он заметил отпечаток пальца. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.
О матери Леонардо почти ничего не известно. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Ее перевели в покои министров. Дети смеялись. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать своё растущее могущество.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Просто исторически картина вызвала шок и осталась в перечне известных в виду исторического места, а не качества самой работы. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. 76х53 см.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Зачем математикой проверять гармонию, переводя на совремменный бытовой язык известное высказывание. Мне довелось портрет увидеть.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. Италия. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda). Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
В ХХ ст. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
придумал загадочную улыбку Джоконды. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал.
Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. «Джоконда» – не портрет. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Как же выглядит сей шедевр IRL. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». 77 x 53 см.
Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. И что же. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти.
Эту картину надо просто один раз увидеть. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были.
Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Эта загадка практически решена.
Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды.
Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью.
Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа9. Потом разошлись по всему миру. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». Качество картины впечатляет, в ней на высочайшем уровне сведены воедино все достижения эпохи Возрождения. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Возрождение. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. К тому же он доверял профессионалам. Мне показалась такая реакция странной.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного».
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
Так что до нас дошли только отрывочные и поверхностные слухи, не раскрывающие тайны, где все два года находилась картина и почему сегодня в мире существует так много копий Джоконды, сделанных именно в это время. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в морскую пучину и ныне хранит воспоминания об этом.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». То есть разобраться в этом механизме. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча.
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Итак, перед нами образ Богородицы. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик.
Горный пейзаж – символ горнего мира. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Никто не знает, кто обрезал картину.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Предположение о том, что Леонардо просто взял и нарисовал криворукую косоглазую бабу с дебильной ухмылкой, способно вызвать ураган лютой ненависти силой в 5 баллов по шкале Саффира-Симпсона. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
золотых экю. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. Я имею ввиду его черный квадрат. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному».
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Произведение это известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Время шло – картина не появлялась. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. История искусств очень сложная вещь.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Дерево, масло. Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года.
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж.
Назревала большая европейская война. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Подобные слова принесли произведению всемирную славу. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности.
Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда). Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. Однако, Котт обнаружил на руке сгладившиеся черты накидки, цвета которой со временем поблекли и стало казаться, что это сама рука имеет странную неестественную форму. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Впрочем, последнее— полная херня. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре.
Разразился страшный скандал. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul.
Что вы видите перед собой. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Vincenzo Peruggia).
Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года Краков, Национальный музей) изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро и портрет музыканта (около 1485 года Милан, Амброзианская библиотека). Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». «Джокондомания» охватила Америку. Леонард был арестован. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Но затворницей Мона Лиза не была. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Но она ли на картине. Ею вдохновлялись Каземир Малевич, Марсель Дюшан, Энди Уорхол, Сальвадор Дали. Создание шедевра относится к 1514 – 1515 гг. Эти идеи вызрели в квартале поэтов – Латинском квартале Парижа, в дискуссиях в кафе романтической молодежи. да там толпа.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.