Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Леонардо и Салаи были вместе 25 лет.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
«Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Была уволена администрация музея. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Многим Джоконда знакома по второму сезону популярного проекта "Каникулы в Мексике". «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски.
Так к художнику все и относились. Будем считать, что мне повезло. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Когда же дошла очередь до фильма, - то тут он вообще начал рассказывать басни, что это гениальное его творчество, но его не поняли и враги плетут козни вокруг него. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Поверьте на слово, что вполне достаточные, чтоб видеть и понимать состояние женщины в вершинах ее удовлетворенности. – с сыновним почтением предложил художнику поселиться во Франции, в небольшом замке рядом с королевским дворцом на Луаре, обещав, что там ему будут созданы прекрасные условия для изысканий и творчества. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота. Немецкие газеты платили той же монетой. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». В 1800 году Первый консул Французской республики генерал Бонапарт украсил ею свою спальню во дворце Тюильри. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. АльфредоГери договорился о встрече с похитителем картины в номере небольшого отеля и сообщил об этом своему знакомому, директору галереи Уффици.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
История искусств очень сложная вещь. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Никто не знает, кто обрезал картину. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Моделью для картины поработала весьма известная в то время куртизанка герцогиня Катерина Сфорцо.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Картина действует как гипноз, неуловимые для глаза секреты живописи, таинственные переходы от света к тени, притягивающая демоничность улыбки, действуют на человека как взгляд удава на кролика. Дети смеялись. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ).
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные.
В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Люди издавна интуитивно чувствовали, что в этом портрете, созданном гениальным Леонардо, кроется какая-то тайна. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Это и дало основание предполагать, что Салаи переодевался в женское платье и позировал для картины. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов.
Место учёбы – московский гос. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо.
Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Это ученик великого художника по имени Салаи.
Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. университет, факультет – международный туризм.
Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики.
По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Итак, перед нами образ Богородицы. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Vincenzo Peruggia).
Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Некто исследователь Котт, который занимается изучением и тщательным исследованием этой работы великого мастера, развенчал немало мифов на счёт Джоконды. Всё это происходило с ней, но сохранилось лишь как отдалённое звучание флейты, отражаясь только в изящном овале лица, в томных очертаниях век и положении рук». По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях.
В одно мгновение он поймал её лукавый взгляд, мимолётную улыбку, одно единственное движение, которое воплотилось в картине. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет).
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Папа разгневался.
Эту картину надо просто один раз увидеть. Где-то между 1503 и 1506-м. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан.
Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Разразился страшный скандал. Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда.
Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Где любовь, там и ревность. Такое заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» при помощи специальной компьютерной программы.
Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Я не говорю, что я совершенно прав. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. На его стихи есть неплохие песни. Обладая почти невероятной жизненной силой, он практически лишился ее к моменту завершения картины.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ той эпохи, с другими картинами Леонардо, давали ей другие имена, если вдруг обнаруживалось портретное сходство. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду.
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы.
«Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Мона Лиза – автопортрет художника. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»16.
А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Благодаря этому модель смеётся над зрителями с такой нежностью, грацией и превосходством, что, глядя на неё, взрослые люди робеют, будто школьник рядом со знатной дамой». Не было ее и у реставраторов. Горный пейзаж – символ горнего мира.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Мона Лиза» (1503-1519). Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. В 1502–1506 гг. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.
Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. да там толпа. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Горный пейзаж – символ горнего мира. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. Бельгиец Пьере был его секретарем.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Объектом для картины он выбрал двадцатипятилетнюю жену одного из магнатов Флоренции Франческо Джокондо, знатную и богатую Мону Лизу. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь.
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Эта загадка практически решена.
А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Папа разгневался. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
Принадлежит к позднему периоду его творчества. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Только чувство утраты рождает любовь. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Она повернулась в кресле почти лицом к зрителю. Её гладкие волосы, разделённые пробором, видны сквозь накинутую на них прозрачную вуаль. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав.
Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Потом разошлись по всему миру. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Они избрали ее объектом своих экспериментов. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. До него никто не видел в ней никакой тайны.
Когда впервые 100 лучших картин из коллекции французского короля были показаны в 1750 году в Париже избранной аристократической публике, ее среди них не было. А. С. Пушкина в Москве. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Публика разделилась на два враждующих лагеря. На данный момент Джей живёт и работает в Москве.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Итак, перед нами образ Богородицы. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне».
А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». золотых экю. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». Так и с данной статьей. Другой владелец «подлинной» «Джоконды» – доктор Генри Пулитцер – также полагает, что Леонардо да Винчи сделал второй экземпляр картины, который оставил себе, отдав первый заказчику. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершенной и гармоничной. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.
Что означают они, этот взгляд и эта улыбка. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. «Джокондомания» охватила Америку. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. 76х53 см.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Страница "Вконтакте" тут. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка. » В личной жизни длинногривый герой романтических салонов Готье был типичным подкаблучником своей любовницы балерины Карлотты Гризи. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Герцогиня была незаконнорожденной дочерью правителя Милана – легендарного героя итальянского Возрождения герцога Сфорца и скандально прославилась своей распущенностью: с 15 лет она трижды была замужем и родила 11 детей. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2. Как было с Малевичем.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
«Джоконда» – не портрет. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Что за юноша. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Vincenzo Peruggia).
Валерия Гергиева. Но она ли на картине. К тому же он доверял профессионалам. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. И Франциск – король-победитель. Что вы видите перед собой. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном.
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Меня удивило, что он маленький.
Музей – это публичное заведение. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. Под подозрением также находился Пабло Пикассо.
Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают.
А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост.
Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински.
Есть ещё одна экзотическая версия. придумал загадочную улыбку Джоконды. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Как известно, Леонардо был левшой.
Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
() Джоконда— не портрет. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы.
Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Имя «Джоконда» стало условным, так как у многих возникли сомнения относительно личности женщины изображённой на картине. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной»2. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
Контуры не исчезли, но опять-таки чудесно смягчены полусветом. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Так он и спал на картине больше двух лет. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. И что же. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности.
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.
Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать.
Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, – кажется мальчишеским. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. В то же время улыбается она как-то двусмысленно.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Спустя многие годы картина получила более простое название — «Джоконда». Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Существует версия, что картины на самом деле две. Это не радостная улыбка, зовущая к счастью. На раме он заметил отпечаток пальца.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него.
Еще одна схожая версия. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии.
После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Были допрошены сотни людей. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Улыбка смягчит твое лицо, сотрет с него следыусталости, неприступности, жесткости, которые так отпугивают мужчин. Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Ресницы же — благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (Джорджо Вазари). Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была.
Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой.
Небольшой по размерам портрет не очень красивой и скромно одетой женщины не первой молодости. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Если учёным удастся воссоздать её облик, может быть раскрыта одна из самых занимательных тайн Леонардо да Винчи.
Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Художник присутствовал при этом свидании. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Но затворницей Мона Лиза не была. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех.
Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Голова слегка повёрнута10. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Леонардо доказывает, что художник стоит выше всего этого, что ценнее всего творческий замысел мастера. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Только вот женщин там вы не найдете.
Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Ученым удалось разгадать эту загадку. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
То есть разобраться в этом механизме. Он приходит в музей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Доска (тополь), масло. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов.
Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. «Джоконда» впала в полное забвение. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Ее перевели в покои министров. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды.
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Время шло – картина не появлялась. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
Назревала большая европейская война. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Как же выглядит сей шедевр IRL. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
ВинченцоПеруджа бесследно исчез во время Первой Мировой Войны, а вслед за ним пропал и офицер, который вёл дело по поиску картины. До него никто не видел в ней никакой тайны. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается. Вот таким образом неудивительно, что в 1516 Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Подобное заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Грустит она или улыбается. Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство.
Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Возможно, он не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 г. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 г. Затем картина была собственностью его ученика и ассистента Салаи. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Так к художнику все и относились. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение».
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Дети смеялись. А еще – техника. Леонард был арестован. Цель этого похищения не выяснена однозначно. В такой компании и оказалась «Мона Лиза».
Пабло Пикассо также находился под подозрением. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе.
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Впрочем, последнее— полная херня. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа.
Интересен и тот факт, что нарисовав портрет Моны Лизы, да Винчи держал его при себе, а затем он перешёл в коллекцию французского короля Франциска I. Почему, выполнив работу, художник не отдал её заказчику, остаётся неизвестным. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Я имею ввиду его черный квадрат.
Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Существует информация анонимного автора первой биографии Леонардо да Винчи, на которую ссылается Вазари. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Песни о Джоконде поют певцы со всего света от – Демиса Руссоса и Нэта Коула до Элтона Джона и Боба Дилана. О матери Леонардо почти ничего не известно. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.
Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Имея перед собой живую модель, художник превращал хранящийся в его памяти схематичный образ Катерины в образ живой. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники.