Как однажды сказала Фаина Раневская о Джоконде, «Эта дама уже сама может выбирать, на кого ей производить впечатление». Но так получилось, что это слово совпало с фамилией заказчика портрета, Джокондо. Это, конечно, добавляет загадочности истории Джоконды. Именно этим обстоятельством объясняется такой странный на первый взгляд результат сравнительного компьютерного анализа «Джоконды» и автопортрета.
Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо. Одна из самых известных, если не самая известная картина в мире – это «Джоконда» Леонардо да Винчи. Это портрет госпожи Лизы дель Джокондо. И, наконец, одежда Джоконды испещрена золотом – согласно строкам из 44-го псалма Давида, посвященных Богородице, – на всех богородичных праздниках этот псалом звучит. Это «Джоконда», которая царствует в Лувре, «Джоконда в образе весны» и портрет Моны Лизы, также представляющий собой аллегорию весны, так называемую Флору, который тоже хранится в Париже.
Вот это мастерство, а не вымышленные ребусы, которые разгадывают джокондоманы всего мира и есть главная ценность «Джоконды».
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы.
Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. «Джоконда» – не портрет. Вот почему он никогда не любил другую женщину и не имел семьи.
Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Он был влюблён в собственную мать. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Ведь история знает немало примеров того, как отчаянное стремление закончить начатое становилось причиной самых невероятных случаев. Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Эту картину надо просто один раз увидеть. К тому же он доверял профессионалам. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». Она придаст твоему лицу таинственное выражение.
Стоило ему нарисовать самого себя, как на холсте проступили бы черты его матери, но только в мужском обличье. Как сообщает историк Вазари, дописать его Леонардо да Винчи намеревался во Франции, где у него была мастерская. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Мона Лиза – автопортрет художника.
К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Итак, перед нами образ Богородицы. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. «Джоконда» впала в полное забвение. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. придумал загадочную улыбку Джоконды. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Но нет, нет в ней чего-то озаряющего.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. До него никто не видел в ней никакой тайны. Джоконда – культовый образ, символ вершины творчества, символ живописи и шедевра в области искусства.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Спустя многие годы картина получила более простое название – «Джоконда». Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы.
Благодаря мягкой гамме тонов, которые плавно перетекают из одного в другой, у зрителя, в зависимости от фокусировки взгляда, создается впечатление, что она то нежно улыбается, то надменно усмехается. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
Только вот женщин там вы не найдете. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
«Уорхол повторил ее изображение четыре раза, словно говоря – все в жизни повторяемо, ничто не уникально», – полагает Горви. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. "Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Эта улыбка особенно поразительна в контрасте с направленным на зрителя бесстрастным, словно испытующим взглядом. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Где любовь, там и ревность. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост.
Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое сфумато, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. да там толпа. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных.
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Папа разгневался. То, что нарисовал художник, останется без всяких комментарием и толкований в истории живописи.
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели.
После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Леонардо был очень похож на свою мать. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. По сути дела, получалось изображение его идеала, его кумира, но в гротескном виде. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы.
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. А. С. Пушкина в Москве. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Еще одна схожая версия.
А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Как же выглядит сей шедевр IRL. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Одно – это чудесное леонардовское сфумато.
Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Музей – это публичное заведение.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». В каждый период своей истории она словно следовала специально разработанному PR-плану. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства.
Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Как известно, Леонардо был левшой. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Только чувство утраты рождает любовь. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Леонардо да Винчи анатомировал трупы.
Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Леонард был арестован. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершенной и гармоничной.
Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Художник присутствовал при этом свидании. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа.
Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Ну, а если у вас есть репродукции «Джоконды» и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи.
Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Так к художнику все и относились. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Фантастический лунный пейзаж не случаен: плавные извивы среди высоких скал перекликаются с пальцами в их мерном музыкальном аккорде и со складками одеяния и с легкой накидкой на плече Моны Лизы.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Это были живые, это были человеческие глаза. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Но он любил этот образ. Я имею ввиду его черный квадрат.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Что вы видите перед собой. До охраны наконец дошло, что картину украли. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа.
Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Японцы это тоже подозревают, вот таким образом пользуются поляризационными фильтрами, раскосо ухмыляясь в ответ. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне».
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. На его стихи есть неплохие песни. Есть и более легкие и быстрые способы достижения цели. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь. После этих событий картина набрала небывалую популярность.
Леонардо при написании картин применял технику сфумато, основанную на принципе рассеивания, отсутствия четких границ между предметами. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Живопись тончайшими слоями, каждый из которых накладывался только после того, как высохнет предыдущий. Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
Время шло – картина не появлялась. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, «что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти».
Ее перевели в покои министров. Скептики оспаривают все это, ссылаясь на то, что Вазари был 8-летним мальчишкой, когда умер Леонардо. Но она ли на картине. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи.
История искусств очень сложная вещь. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе.
Публика разделилась на два враждующих лагеря. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Горный пейзаж – символ горнего мира. Как только Мона Лиза была торжественно возвращена на своё место, все материалы дела о её похищении были засекречены.
Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Людовик ХIII, резвившийся еще ребенком в Большой галерее, где она висела, отказался уступить ее герцогу Букингемскому, заявив: Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Потом разошлись по всему миру. Vincenzo Peruggia). Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое «сфумато» — рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. О матери Леонардо почти ничего не известно. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение».
О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности.
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Была уволена администрация музея.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда.
Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Эта загадка практически решена. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. И что же. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. А еще – техника.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т. д. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Интересны только новые. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Назревала большая европейская война. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца.
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство.
Возникает такое чувство, что художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года. Так он и спал на картине больше двух лет. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Это не радостная улыбка, зовущая к счастью. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия.
Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. Он приходит в музей.
Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Но затворницей Мона Лиза не была. Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Её громкая репутация связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Именно эта загадочная улыбка останавливает, тревожит, завораживает и зовет зрителя, как бы вынуждая вступить в телепатическую связь.
Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. Глаза портрета «вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую. » Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. Доска (тополь), масло. Разразился страшный скандал. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни.
В XVI в. Джорджо Вазари, соотечественник Леонардо, автор известного «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», так и не смог объяснить, почему художник не отдал Франческо дель Джокондо портрет его жены. А на лице ее едва играет улыбка, которая приковывает к себе зрителя силой, действительно неудержимой. Никто не знает, кто обрезал картину. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Скорее, здесь было что-то из области колдовства.
По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция.
Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. 76х53 см. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.
Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). С ним связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные искусствоведы порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой картине.
Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц – тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи. «Джокондомания» охватила Америку. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Каждый оттенок цвета кожи, каждая складка одежды, тёплый блеск глаз, пульсирующая жизнь артерий и вен, обычно непередаваемый отпечаток живой индивидуальности, – всё это Леонардо мечтает передать в своей картине.
Что означают они, этот взгляд и эта улыбка.
Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Не было ее и у реставраторов. Впрочем, последнее— полная херня.
В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. Именно в это время он вспоминает о «Джоконде», как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения. За счет чего — объяснения пока нет. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
Дети смеялись. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Я не говорю, что я совершенно прав. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Уже и рука дрожала и ноги почти не носили, а он все сидел возле "Джоконды", не замечая, как она уносит его силы. Контуры не исчезли, но опять-таки чудесно смягчены полусветом. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой.
Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Улыбка Джоконды — «самая странная улыбка в мире», одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины «Джоконда (Мона Лиза)» носит чисто индивидуальный характер. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Один японский врач совершенно уверен в том, что у Моны Лизы был высокий уровень холестерина. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что "сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини". Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Вот почему он не писал автопортреты. Так и с данной статьей. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Если учёным удастся воссоздать её облик, может быть раскрыта одна из самых занимательных тайн Леонардо да Винчи. То есть разобраться в этом механизме.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
Таким образом можно смело утверждать, что Джоконда во времена её написания сильно отличалась от той, что мы видим сейчас. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории.
И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе.
Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение ее собственной мечты». До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики.
Были допрошены сотни людей. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». И как в Православии лествица – символ Божией Матери, соединившей Собой Небо и землю, так в западной традиции символ Богородицы – мост: мост между двумя мирами. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. До него никто не видел в ней никакой тайны. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. В отличие от мгновенно возникающих и исчезающих знаменитостей, Джоконда находится вне времени и пространства, ее известность – за пределами разрушительного действия времени. Увлечение Леонардо объясняется другим. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Vincenzo Peruggia). Как было с Малевичем. По одним сведениям, это герцогиня Констанца дАвалос, любовница Джулиано Медичи, по другим – это мать художника Катерина, по третьим – это некий юноша в женском одеянии. Немецкие газеты платили той же монетой. Её страстно любят и так же страстно ненавидят.
Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель.
Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. Художник не расставался с портретом до самой смерти.
Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
И Франциск – король-победитель. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Где-то между 1503 и 1506-м.
В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». И еще о пугающем портрете: «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа». Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий.
Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое сфумато, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей.
На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Мона Лиза» (1503-1519). Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Бельгиец Пьере был его секретарем. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини».
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Картина находилась при художнике до самой его смерти. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. В 1502 – 1506 гг.
Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне».
Они избрали ее объектом своих экспериментов. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию.
«Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Будем считать, что мне повезло. В 1957 году итальянец Карло Педретти выдвинул иную версию: на самом деле это Пачифика Брандано, еще одна любовница Джулиано Медичи.
Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Меня удивило, что он маленький. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». На раме он заметил отпечаток пальца. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Подобное заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии.
Принадлежит к позднему периоду его творчества. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Ресницы же – благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (Джорджо Вазари). Другой владелец «подлинной» «Джоконды» – доктор Генри Пулитцер – также полагает, что Леонардо да Винчи сделал второй экземпляр картины, который оставил себе, отдав первый заказчику.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
Имя «Джоконда» стало условным, так как у многих возникли сомнения относительно личности женщины изображённой на картине. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав.
Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Золото давало ему обеспеченность и почет, но отнимало мастерство живописца и способность уважительно относиться к своим молодым коллегам.
Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Благодаря мягкой гамме тонов, которые плавно перетекают из одного в другой, у зрителя, в зависимости от фокусировки взгляда, создается впечатление, что она то нежно улыбается, то надменно усмехается. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Луврская «Улыбка Джоконды» может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник.