Осенью 1855 года Джеймс Уистлер с согласия родных уезжает в Париж, чтобы стать профессиональным художником. Джеймс Уистлер родился в США в 1834 году. Джеймс Эббот Макнил Уистлер.
Джеймс Эббот Макнил Уистлер (англ. Джеймс Эббот Макнил Уистлер (англ. James Abbot McNeill Whistler, 1834—1903)— англо-американский художник, мастер живописного портрета в полный рост, а также офорта и литографии. Творчество Джеймса Макнейла Уистлера (1834-1903) так же загадочно, как и вся его жизнь. Уистлер Джеймс Эббот Мак-Нил (Макнил) (James Abbot McNeill Whistler), англо-американский живописец и график, а также мастер офорта и литографии. – Джеймс Уистлер — один из величайших мастеров живописи таково мое мнение.
На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Уистлер Джеймс Эббот Макнил. Джеймс Уистлер, англо-американский художник, родился 11 июля 1834 года в Лоуэлле, промышленном городе США. Так окончился российский период жизни Джеймса Уистлера.
Arrangement in Grey and Black: The Artists Mother) — наиболее известная из работ Джеймса Уистлера.
Единственным сохранившимся интерьером стала знаменитая «Павлинья комната» — столовая в доме Лейландов. Академию тех лет принято называть «брюлловской». Созданная в 1875 году художником картина Ноктюрн в черном и золотом.
Это очень пригодилось позднее Уистлеру при писании «ноктюрнов». Даже писал позднее Фантену, что жалеет, что не учился у Энгра.
Ее колорит решен в серых и черных тонах. Климат в Северной Пальмире был не из легких и в этом же году Джимми заболел ревматической лихорадкой, которая уложила его на три месяца в постель. Писать надо было просто окружающую жизнь, что он и делал. При этих словах в зале раздались аплодисменты.
Художественные, разумеется. Создавая образ девушки, Уистлер, несомненно, шел от инфант Веласкеса. Падающая ракета стала неожиданно причиной громкого суда. Но судебный процесс, хотя и выигранный художником, привел к его полному разорению.
Но, постепенно, пришли признание и успех, появились почитатели и заказчики. При оформлении выставок художник ввел принцип разреженного развешивания картин. Корицкий, у которого Уистлер продолжал заниматься, был одним из близких учеников Брюллова. Вокруг этой картины был построен сюжет фильма «Мистер Бин».
Но с точными науками дело не ладилось. Постепенно, в художнике произошел душевный надлом. Коллекционеры бросились к Уистлеру с предложениями, а "Падающие огни", предмет судебного разбирательства, были проданы в Америку за сумму в четыре раза большую, чем за них было прошено на злополучной Гросвенорской выставке (Уистлер очень хотел, чтобы об этом сообщили Рескину). А сначала жизнь его текла спокойно и без всяких тайн.
Он верил на слово своим друзьям, пока они не доказывали на деле, что были его врагами» (Пеннель).
Художник стремился увидеть и отразить поэзию труда. Уистлер привлек критика к суду за диффамацию и оскорбление. Среди людей, толпившихся вокруг него, пока он был в моде, он не мог найти друзей, которых он хотел бы иметь. Так, в «Ноктюрне в синем и золотом» сказалось знакомство Уистлера с гравюрой Хиросиге «Склады бамбука у моста Кёбаси». Он был вторым с конца. Мать с детьми и гробом мужа возвращается на родину, в Америку. В поздних произведениях, особенно «ноктюрнах» с видами Лондона, Уистлер использует крайне разведённые, по-акварельному прозрачные краски, которые передают ощущение зыбкой подвижности атмосферной среды.
Созвучия тонов, по его мнению, должны соответствовать ритмам линий. «Симфония в белом 1.
Там должна была висеть картина Уистлера «Принцесса страны фарфора» и он, работая почти без эскизов, с двумя помощниками исполнил роспись, желая создать нечто «абсолютно новое, очень пышное, хотя и изысканное». Уистлер привлек критика к суду за диффамацию и оскорбление. Девушка в белом» вышла, что называется, комом и вызвала у зрителей только смех. Роспись «Павлиньей комнаты» предвещает панно стиля модерн конца XIX – начала XX века. Зеленые краски отсутствовали.
Зима», «Ступеньки»). В их лице Уистлер здесь сразу же столкнулся с квинтэссенцией викторианской Англии. Известный английский теоретик искусства (в дальнейшем прославившийся своими работами по истории и философии) Джон Рескин выступил со статьей – анализом выставки. В начале своей карьеры Уистлер удивлял современников плоскостностью и орнаментальностью изображений — в этом отразилось его раннее увлечение японским искусством. Уистлер прекрасно знал цену этой популярности. «Портрет матери» приобрело французское правительство, «Портрет Т. Карлейля» занял почетное место в Художественной галерее в Глазго.
Уроки мальчику стал давать А. Корицкий, вольноприходящий ученик Академии художеств. Девушка в белом», решенная в необычайной для тех лет осветленной гамме. В свою очередь, «фейерверки» русского художника К. Сомова будут перекликаться с работами Уистлера. Правда, он так и не выучился хорошо рисовать конечности– бился над этим всю жизнь. К этому времени технические приемы Уистлера уже сложились.
Не от Хогарта ли отчасти желчная злость и язвительный юмор Уистлера. В 14 лет он твердо избирает путь художника. Тем более что в Академии все французское было в моде.
Дюморье, занимавшийся вместе с Джеймсом, позднее описал его в своем романе «Трильби», как ленивого «короля бродяг». Корицкий, у которого Уистлер продолжал заниматься, был одним из близких учеников Брюллова. В Париже он учился в художнических классах, копировал картины в Лувре, подружился со своими французскими собратьями (наиболее близким ему стал Гюстав Курбе, рисовавший крестьян, "как крестьян", а не как розовощеких пастушков).
В Петербург Уистлер приехал подростком осенью 1843 года, когда его отец инженер-путеец, был, в числе других, приглашен Российским правительством для строительства железной дороги, которая должна была соединить две столицы. Ему было к этому времени восемнадцать лет. Отец Уистлера заболел вместе с ними холерой и так и не смог от нее совсем оправиться. Дом, где жили Уистлеры, находился близ величественных архитектурных ансамблей города. А сначала жизнь его текла спокойно и без всяких тайн. Именно Петербург стал его колыбелью как художника.
Для раннего периода Уистлера характерно некоторое влияние Курбе. Целостность достигается тонко прочувствованной градацией света и тени, гармонией чуть приглушенных контрастов, одновременно тональных и цветовых (черного и белого, темно-красного и светло-зеленого). В мотиве золотых птиц, раскинувших пышные хвосты с сотнями «глазков», в насыщенном синем цвете фона можно увидеть переосмысленные в сказочном ключе темы фейерверков в ночном небе над Темзой, которые Уистлер так любил воспроизводить в своих пейзажах-ноктюрнах».
Художническая его жизнь начиналась, как ни странно, в России. Мать художника, 1871» широко используется в современной поп-культуре.
Соученик Уистлера Д. Дюморье описал в романе «Трильби» мастерскую Глейра и изобразил Джеймса ленивым учеником, «королем бродяг», которому все прощалось за его обаяние. Целостность восприятия достигалась тонко прочувствованной градацией света и тени, гармонией чуть приглушенных контрастов, одновременно тональных и цветовых (черного и белого, темно-красного и светло-зеленого).
Коллекционеры бросились к Уистлеру с предложениями, а картина "Ноктюрн: Падающие огни", предмет судебного разбирательства, была продана в Америку за сумму в четыре раза большую, чем за нее было прошено на злополучной Гросвенорской выставке (Уистлер очень хотел, чтобы об этом сообщили Рескину). Вот таким образом, на вопрос, у кого ей учиться искусству гравюры, он лишь сказал: «Я не могу научить вас искусству, его постигают наедине или не постигают совсем». Тему домашнего «музыкального концерта», часто встречающуюся в голландской живописи, художник решает по-своему, совмещая ее с темой материнства. В мюзикле Anything Goes Кола Портера. Но учился он больше в залах Лувра и у самой жизни.
Уистлер прекрасно знал цену этой популярности. Легенды о приключениях Уистлера долго ходили среди населения Монмартра.
Между тем обстановка постепенно меняется. Художник изобразил не японскую искусительницу, а рыжеволосую ирландку Джо Хайфермен.
Художник писал большими кистями на длинных рукоятях и наносил мазки сильными быстрыми ударами. Но, в апреле 1849 года скоропостижно умирает отец. Но он сражался, только будучи вынужден к этому. Созданная в 1875 году художником картина «Ноктюрн в черном и золотом. Однако, художник, к тому времени уже не брал учеников.
Для работы Уистлер использовал небольшие холсты или дощечки с красным, темно-красным, темно-синим и черным грунтом. Как когда-то в юности, на склоне лет в жизнь Уистлера еще раз вошла Россия. Лекок требовал точного рисунка и изображения– по памяти. В 1891 году портрет Карлейля приобрел музей Глазго, а "Портрет матери" – Лувр, что считалось высшим признанием художника.
Но ничего хорошего из этого не вышло. Этот случай Уистлер описал в своей книге Изящное искусство создавать себе врагов (The Gentle Art of Making Enemies, 1890). Слоновую кость, дающую в разбеле красивый перламутровый тон, Уистлер по примеру Ш. Глейра использовал в качестве «всеобщего гармонизатора», вводя ее почти во все красочные смеси.
В ПарижеУистлер посещал мастерскую Ш. Глейра, сторонника академизма. Казалось бы, пришел успех, но Уистлер так и не мог забыть об обиде, нанесенной Рескиным.
Единственным сохранившимся интерьером стала знаменитая «Павлинья комната» – столовая в доме Лейландов. Обычно, он рисовал непосредственно с натуры на небольших медных досках, работая в технике сухой иглы, позволявшей достигать особой насыщенности и изящества красочных линий. Известный критик Д. Рескин обвинил Уистлера в том, «что он швырнул в лицо публике горшок с краской». Живой и своевольный нрав Джимми никак не мог подчиниться военной дисциплине.
В 1884 г. художника приглашают стать членом «Общества английских художников», а через два года избирают его президентом. Картина написана в сдержанной цветовой гамме. Но судебный процесс, хотя и выигранный художником, привел к его полному разорению. По существу, основное учение Уистлера происходило именно здесь. В эти месяцы Уистлер жил в Венеции, работая над офортами и пастелями.
Он не одобрял культ пленэра и говаривал, что «писать с натуры лучше всего дома». А было что вспомнить: от веселых пирушек с участием любимой натурщицы «Тигрицы» Фюметты, декламировавшей Мюссе, но в припадке ревности изорвавшей все рисунки Уистлера, до голодных и холодных дней в пустой мансарде, когда ломбард отказывался принять в заклад старый тюфяк– последнюю надежду на добывание денег.
Холсты грунтовались смесью белил и слоновой кости. А сначала жизнь его текла спокойно и без всяких тайн. Академию тех лет принято называть брюлловской. Он писал большими кистями на длинных рукоятях и наносил мазки сильными быстрыми ударами. И Корицкий тоже, как бы мы наслаждались».
Из ранних вещей Уистлера влияние метода Курбе– «великого человека», по выражению Уистлера, – яснее всего сказывается в пастозно написанном остром портрете желчной старухи Жерар.
При нарушении правильного соотношения тонов в своих «симфониях» и «аранжировках» он не довольствовался частичными исправлениями, а уничтожал все написанное иногда не один раз. Он умер 9 апреля 1849 года, когда Джимми было всего четырнадцать лет. Нет, видимо, даже просто строгая красота города, «прозрачный сумрак, блеск безлунный» его белых ночей и пышность празднеств с фейерверками на замерзшей Неве, тонкая прелесть апартаментов Камерона в Царском, о которых пишет в своих петербургских дневниках его мать, навсегда остались где-то в подсознании впечатлительного мальчика. Иногда ему удавалось выставляться в парижском Салоне, но вот его Девушка в белом подверглась такой же ожесточенной критике, как и висевший неподалеку Завтрак на траве Эдуарда Мане. Марка в Венеции») и около ста пастелей («Нищие. Особенно удачен офорт Пристань Черного Льва.
Естественно, что Уистлер наслаждался этой атмосферой. При нарушении правильного соотношения тонов в своих «симфониях» и «аранжировках» он не довольствовался частичными исправлениями, а уничтожал все написанное иногда не один раз. Существеннее, что мастерская Глейра была средоточием вольномыслия и бунтарства. В 14 лет он твердо избирает путь художника. При нарушении правильного соотношения тонов в своих симфониях и аранжировках он не довольствовался частичными исправлениями, а уничтожал все написанное иногда не один раз.
В фильме «Голый пистолет 2» у одного из героев родимое пятно в форме Матери Уистлера. С конца 1850-х годов Уистлер жил главным образом в Англии принимал участие в революционных событиях в Чили (в период Тихоокеанской войны 1864–1866 против Испании) и в 1866 в Вальпараисо написал свое первое произведение Ноктюрн. Трудности, расходы не имели значения. При оформлении выставок Уистлер вводит принцип разреженного развешивания картин.
В мае 1879 года Уистлер был объявлен банкротом и все его имущество ушло с молотка. Девочка в белом». Полученные смеси он хранил в баночках, заливая сверху водой. Ученик Академии художеств Корицкий «подтянул» своего подопечного так, что Джеймс миновал первый класс престижного учебного заведения и поступил сразу во второй. Сейчас уже трудно поверить, что эта работа, выставленная вместе с «Завтраком на траве» Э. Мане в Салоне отверженных, вызывала смех у зрителей, приученных к поверхностно — литературному восприятию живописи. Первым среди европейских художников Уистлер испытал увлечение искусством Японии и Китая.
Уистлер шел по нему первым. После этого в жизни художника наступило самое продуктивное время (1862–1878), он исполнил несколько прекрасных портретов, включая знаменитый Портрет матери (1872, Париж, Музей ДОрсе), а также портреты Томаса Карлейля (1872–1873, Глазго, Городской музей и картинная галерея) и Розы Кордер (1872–1877). Климат Петербурга был ему не слишком полезен– он много и часто болел ревматизмом, – но зато во время болезни ему для развлечения давали разглядывать том с гравюрами Хогарта.
Художник постепенно вырабатывал тип светского портрета, который развивал в дальнейшем. Положительные и добропорядочные, плоть от плоти английской буржуазии, будущий академик Пойнтер, будущий музейный деятель Армстронг, Принсеп, рисовальщик Дюморье презрительно сторонились «безрубашечников»– талантливой, но нищей французской братии. В то же время Уистлер по многим вопросам расходился с импрессионистами.
Падающая ракета» стала неожиданно причиной громкого суда. Марка в Венеции»), серию офортов – так называемый «Венецианский цикл» («Нищие», «Площадь Св. Еще важнее было знакомство с Курбе, перед которым благоговел тогда Фантен. От канонов классицизма Джеймс Уистлер отошел, когда писал две свои симфонии. Некоторое время он жил в Лондоне, где подружился с художниками Данте Габриелем Росетти и Бери-Джонсом.
Но обстановка постепенно менялась. Он с треском провалился на экзамене по химии и был уволен. Зеленые краски отсутствовали. Собор Св. К этому времени технические приемы мастера уже сложились.
Картина художника написана в сдержанной цветовой гамме. Правда, этот предмет был поставлен в Академии серьезно, почти профессионально.
От полного разорения Уистлера спасла поездка в Венецию (1879 – 80 гг. ), где он написал несколько работ маслом («Ноктюрн в синем и золотом. Годы в России пролетели быстро. Но он сражался, только будучи вынужден к этому. Суд все же постановил, что Рескин в клевете виновен. Коллекционеры бросились к Уистлеру с предложениями, а Падающие огни, предмет судебного разбирательства, были проданы в Америку за сумму в четыре раза большую, чем за них было прошено на злополучной Гросвенорской выставке (Уистлер очень хотел, чтобы об этом сообщили Рескину). Творчество декоратора Д. Уистлер ценил не меньше своих картин. Во Франции стали понемногу понимать и ценить новое направление – импрессионизм. Но он сражался, только будучи вынужден к этому.
Полотно У рояля 1859 года получило одобрение Курбе. Уроки мальчику начал давать А. Корицкий, вольноприходящий ученик Академии художеств. Детских книг в те времена было мало. Она же в рост– в раннем офорте, которым стал увлекаться Уистлер. Вместо палитры он пользовался маленьким столиком, в центре которого располагал белила, влево от них — лимонно-желтую, кадмий, охру светлую, сиену натуральную, умбру натуральную, кобальт, ультрамарин и разновидность берлинской лазури вправо — киноварь, венецианскую красную индийскую красную, краплак и черную жженую слоновую кость. Разделяя бодлеровское учение о синестезии, Уистлер по аналогии с музыкой называл свои портреты «симфониями» и «импровизациями».
Впервые картина была представлена на 104-й выставке Королевской академии искусств в Лондоне (1872), но была отклонена Академией. Он верил на слово своим друзьям, пока они не доказывали на деле, что были его врагами» (Пеннель). Он любил только уроки рисования. Здесь важно не только то, что он бродил там с матерью по залам Эрмитажа, что там он взял первые уроки рисования, что в порядке исключения его мальчиком зачислили в «головной» класс Петербургской Академии художеств, где он был самым младшим учеником. Суд все же постановил, что Рескин в клевете виновен. В Париже Уистлер посещает мастерскую Ш. Глейра, сторонника академизма. Картина «Аранжировка в сером и чёрном.
Он верил на слово своим друзьям, пока они не доказывали на деле, что были его врагами (Пеннель). Картина появляется в нескольких эпизодах Симпсонов: «Rosebud», «Проблемы с Триллионами», «Бёрнс и пчёлы».
Критики и публика начинают понемногу понимать и ценить новое направление – импрессионизм. К 14 годам Уистлер убедился в правильности своего выбора и намеревался идти по намеченному пути. В фильме мистер Бин, куратор «Лондонской Национальной галереи», был послан в Америку, чтобы проконтролировать передачу картины «Мать художника» в художественную галерею Лос-Анджелеса за 50 млн (USD). Творчество декоратора Д. Уистлер ценил не меньше своих картин.
Грунтовал холсты он смесью белил и слоновой кости.
Как мы увидим, тесная связь Уистлера с французской поэзией продолжалась всю жизнь. Видимо, для него было важнее свое рождение в искусстве. В Париже он учился в художнических классах, копировал картины в Лувре, подружился со своими французскими собратьями (наиболее близким ему стал Гюстав Курбе, рисовавший крестьян, как крестьян, а не как розовощеких пастушков).
Ему важно было передать "впечатление", "музыку" изображаемого, недаром позже он давал своим картинам "звучащие" названия: "Симфония в белом", "Ноктюрн, холод и серое: снег в Челси". Песня «Mother» Джона Леннона посвящена матери Уистлера.
При этих словах в зале раздались аплодисменты. Для картины позировала мать художника Анна Макнейл Уистлер (Anna McNeill Whistler), жившая в Лондоне с сыном. Уистлер успешно участвует в выставках во Франции, Германии, Бельгии и США. При оформлении выставок Уистлер вводит принцип разреженного развешивания картин.
На нем изображены близкие Уистлеру люди — сестра Дебора и ее дочь Анни. Но в 1849 году умер отец и семья Уистлер вернулась в Америку. Но обстановка постепенно менялась.
На нем изображены близкие Уистлеру люди сестра Дебора и ее дочь Анни. «Если б кремний был газ, я был бы теперь уже генерал-майором», – любил позднее шутить Уистлер. Уистлер рано пристрастился к рисованию. Уистлер прекрасно знал цену этой популярности.
Там должна была висеть картина Уистлера «Принцесса страны фарфора» и он, работая почти без эскизов, с двумя помощниками исполнил роспись, желая создать нечто «абсолютно новое, очень пышное, хотя и изысканное». Во Франции Уистлер учился в мастерской художника-акмеиста Глейра. Систематические занятия искусством приходится прекратить.
Во Франции стали понемногу понимать и ценить новое направление – импрессионизм. Картина художника «Ноктюрн в черном и золотом», «Падающая ракета» 1875 года вызвала нападки известного критика Д. Рескина, обвинившего автора в том, что он бросил в лицо публике горшок с краской.
Он не имел коммерческой жилки, его больше интересовало преодоление технических препятствий. Полученные смеси он хранил в баночках, заливая сверху водой. Однако «ленивец» всегда находил время, чтобы в Лувре на произведениях Рембрандта, Веласкеса, Хальса учиться благородной сдержанности колорита, пристальному вниманию к живому человеку.
Но чего это стоило Джорджу Уистлеру. У Лекока же учились Дега, Мане и Моне. Полотно «У рояля» 1859 года получило одобрение Курбе.