Загадочная улыбка олицетворяет скрываемый душевный (любовный биополевой) резонанс замужней Лизы Джаконды с творчески вдохновленным Леонардо да Винчи.
Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. Дети смеялись. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Немецкие газеты платили той же монетой.
Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Эта загадка практически решена. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов.
Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Впрочем, последнее— полная херня. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. «Джокондомания» охватила Америку.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Предположение о том, что Леонардо просто взял и нарисовал криворукую косоглазую бабу с дебильной ухмылкой, способно вызвать ураган лютой ненависти силой в 5 баллов по шкале Саффира-Симпсона. Король же поместил картину в баню не потому, что не понял, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики.
Именно в это время он вспоминает о «Джоконде», как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.
Причем, также неожиданно, как и исчезла. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Париж. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Ну, а если у вас есть репродукции «Джоконды» и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите. Горный пейзаж – символ горнего мира. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше.
Vincenzo Peruggia). Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Иногда кажется, что можно почувствовать дыхание Моны Лизы, если приблизиться к ней.
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Не поверив в это, он на всякий случай предупреждает директора Галереи Уффици во Флоренции и просит его сходить вместе с ним во флорентийский отель «Триполи», где Леонард назначил встречу. () Джоконда— не портрет. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. «Джоконда» – не портрет.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Никто не знает, кто обрезал картину. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Музей – это публичное заведение.
В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. 77 x 53 см. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии.
Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Художник не расставался с портретом до самой смерти. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена.
Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане.
Были допрошены сотни людей. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, «что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти». Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Но она ли на картине. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. придумал загадочную улыбку Джоконды. Тогда скульптор обратился к физиологу, профессору Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Контэ. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Где-то между 1503 и 1506-м.
Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. До него никто не видел в ней никакой тайны. Подлинник да Винчи. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.
Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Vincenzo Peruggia).
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Золото давало ему обеспеченность и почет, но отнимало мастерство живописца и способность уважительно относиться к своим молодым коллегам. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т. д.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Короче, это похищение было похоже на какую-то детскую игру. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Где любовь, там и ревность. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
Он приходит в музей. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Представим, что Джоконда исчезла, осталась только ее загадочная улыбка.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». До него никто не видел в ней никакой тайны. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Я имею ввиду его черный квадрат.
Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Они избрали ее объектом своих экспериментов. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Меня удивило, что он маленький.
сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Принадлежит к позднему периоду его творчества. Художник присутствовал при этом свидании.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Еще одна схожая версия. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Бельгиец Пьере был его секретарем. Ощущение, что «Джоконда» просто испарилась. А еще – техника. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Как было с Малевичем.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Италия. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Именно эта загадочная улыбка останавливает, тревожит, завораживает и зовет зрителя, как бы вынуждая вступить в телепатическую связь.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. Перуджиа признается в краже и говорит, что хотел возвратить «прекрасную итальянку» своей стране. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Поразительна художественная глубина произведения. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Доска (тополь), масло. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Спрятав картину под откидной столик, на котором стекольщик режет свои стекла, он принимается за свою обычную работу. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Дерево, масло.
Я увидел то, что написал, тем более, когда я пришел к этому своему убеждению, мне было очень сродни состояние влюбленности и взаимности. Улыбка Джоконды — «самая странная улыбка в мире», одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины «Джоконда (Мона Лиза)» носит чисто индивидуальный характер. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь.
Они встречаются, Леонард демонстрирует картину и что же видят продавец с директором. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Возникает такое чувство, что художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года. Есть предположение, что в Эпоху Возрождения так выглядели большинство женщин и эта была дань моде того времени. Таковой и считали ее Франциск и его придворные.
А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Мона Лиза» (1503-1519). Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Не было ее и у реставраторов.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Разразился страшный скандал. да там толпа.
Назревала большая европейская война. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение».
Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Только чувство утраты рождает любовь. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
«Джоконда» впала в полное забвение. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое «сфумато» — рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
На раме он заметил отпечаток пальца. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице.
Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца.
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки». Только вот женщин там вы не найдете. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой.
Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Часть работ попала в титульный список и существует там уже не зависимо от достоинств самой картины. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году.
Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Пабло Пикассо также находился под подозрением. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». То есть разобраться в этом механизме.
Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Ее перевели в покои министров. Таким образом, полагают специалисты, шел поиск нужной точки изображения, которая и даст эффект 3D. Что вы видите перед собой.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
Эту картину надо просто один раз увидеть. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Ее спокойный взгляд излучает ум и волю.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Так к художнику все и относились. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Цель этого похищения не выяснена однозначно. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Качество картины впечатляет, в ней на высочайшем уровне сведены воедино все достижения эпохи Возрождения.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
Расследование опять в тупике. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Когда кража будет обнаружена, его допросит инспектор, не подозревающий, что этот скромный работник и есть похититель. Возрождение. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Как же выглядит сей шедевр IRL. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Когда желающих причаститься становится слишком много, стояние у картины запрещают, а хомячков собирают в очередь и медленно гонят мимо шедевра, что несказанно способствует восприятию прекрасного. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Оба мужчины тут же бегут в полицию, которая и арестовывает таинственного продавца. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Улыбка Джоконды необычайно притягательна, обворожительна, маняща. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Никто не обращает на него никакого внимания и он свободно передвигается по музею. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Была уволена администрация музея.
И Франциск – король-победитель. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Луврская «Улыбка Джоконды» может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен.
Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Голова слегка повёрнута10.
Итак, перед нами образ Богородицы. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. И еще о пугающем портрете: «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы».
И что же. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Она не просто улыбается, а интригует зрителя. Цель этого похищения не выяснена одназначно. А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак».
Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Техника написания портрета доведена мастером до совершенства. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Так он и спал на картине больше двух лет.
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. История искусств очень сложная вещь. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях.
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». И вдруг, спустя два года, в декабре 1913, она всплывает во Флоренции. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни.
В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. А. С. Пушкина в Москве. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Когда же дошла очередь до фильма, - то тут он вообще начал рассказывать басни, что это гениальное его творчество, но его не поняли и враги плетут козни вокруг него.
А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии.
Я не говорю, что я совершенно прав. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Лувр. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Он признается, что его настоящее имя Винченцо Перуджиа и что именно он устанавливал в 1911 году защитное стекло у «Джоконды». Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul.
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Пристально, неотрывно смотрит Джоконда на зрителя.
Потом разошлись по всему миру. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Вплоть до своей неудачной попытки продать картину во Флоренции. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. И даже если предположить, что исчезла вся цивилизация, а сохранилась лишь улыбка Моны Лизы, волшебная сила ее могла бы вновь возродить человечество.
До охраны наконец дошло, что картину украли. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. За счет чего — объяснения пока нет.
Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. 76х53 см. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Он понял, что необыкновенный портрет, купленный им в пору бедной молодости, явился причиной его превращения.
Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Время шло – картина не появлялась.
Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Хотелось бы еще раз побывать в Париже бно я не думаю что опять пойду в Лувр, кто знает, какая будет реакция на этот раз, зачем искушать судьбу. Лучшего воспоминания уже не буде. т Кстати. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Но затворницей Мона Лиза не была. После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Все детали её исполнены с величайшим усердием.
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. К тому же он доверял профессионалам. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других.
На его стихи есть неплохие песни. Каждый может и должен видеть то, что произвело на него именно это художественное произведение. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Будем считать, что мне повезло. Затем идет в зал «Каррэ», где висит картина, снимает ее и в укромном уголке вынимает из рамы. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке.
А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. О матери Леонардо почти ничего не известно. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать.
Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову.
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1, 5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее. Глаза портрета «вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую. » Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него.
Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. Это были живые, это были человеческие глаза. Папа разгневался. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека. Мона Лиза – автопортрет художника. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, т. к. здесь Леонардо воспроизвёл все детали Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей Нежный розовый нос кажется настоящим. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. В течение целых двух лет Перуджиа молчит о «Джоконде», как рыба. Так и с данной статьей.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Леонард был арестован. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота.
Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».