Значение художественных практик Марселя Дюшана не только на искусство XX века, но и на сегодняшнее столь велико, что продолжает быть предметом всевозможных переосмыслений, а сама личность французского художника часто упоминается в текстах о современном искусстве. В 2000 во Франции учреждена премия Марселя Дюшана молодым художникам. Марсель Дюшан родился 27 июля 1887 году в небольшом поселке Бланвиль-Кревон, располагавшемся в 20км от Руана. Через своих братьев Жака Вийона и Ремона Дюшана-Вийона Марсель Дюшан познакомился с кубизмом.
Из детей четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875—1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876—1916) (старшие братья), а также его сестра Сюзанна Дюшан-Кротти (1889—1963). Марсель Дюшан родился в небольшом поселке Бланвиль-Кревон, располагающегося в 20 км от Руана. Через своих братьев Жака Вийона и Ремона Дюшана-Вийона Марсель Дюшан знакомится с кубизмом.
В дальнейшем ехидный гений Марсель Дюшан всячески отнекивался от роли художника, с каждым годом уменьшая количество собственных живописных произведений. В 2000 году во Франции учреждена Премия Марселя Дюшана молодым художникам. В 1915 году биография Марселя Дюшана стала известна как одного из основателей Дада группы (дадаизма) в Нью-Йорке. Из детей четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875—1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876—1916) (старшие братья), а также его сестра-погодка Сюзанна Дюшан-Кротти (1889—1963).
Марсель Дюшан родился 27 июля 1887 году в небольшом поселке Бланвиль-Кревон, располагающегося в 20км от Руана. Самым обсуждаемым художником экспозиции, скорее всего, станет Марсель Дюшан, друг и современник Дали. Из семерых детей в семье четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, два его старших брата – Жак Вийон (Гастон Дюшан), Раймонд Дюшан-Вийон и сестра Сюзанна. «великая лень» Марселя Дюшана произвела в искусстве куда более радикальный и долговременный переворот, нежели кипучая творческая активность Пикассо с его 50 000 произведений.
Через своих братьев Жака Вийона и Ремона Дюшана-Виййона Марсель Дюшан знакомится с кубизмом. Дюшан Марсель (Duchamp, Marcel) (1887-1968 гг. ), французский художник и теоретик искусства, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма и один из величайших новаторов в искусстве 20 в. Дюшан хорошо играл в шахматы. Марсель Дюшан: Мне было интересно ввести в искусство строгость и точность науки, так делали не очень часто.
В 2000 году во Франции учреждена Премия Марселя Дюшана молодым художникам. Через своих братьев Жака Вийона и Ремона Дюшана-Вийона Марсель Дюшан познакомился с кубизмом. Из детей четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875—1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876—1916) (старшие братья), а так же его сестра-погодка Сюзанна Дюшан-Кротти (1889—1963).
В 2000 году во Франции учреждена Премия Марселя Дюшана молодым художникам. Марсель Дюшан внес неоценимый вклад в понимание творчества и вошёл в историю благодаря своему пытливому уму и смелым решениям. Из детей четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875 – 1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876 – 1916) (старшие братья), а также его сестра Сюзанна Дюшан-Кротти (1889 – 1963).
«джон Кейдж хвалился, что ввел в музыку тишину, а я горжусь, что восславил в искусстве лень», — как-то сказал Марсель Дюшан.
Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров – например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919). При этом он демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Источник», 1917). Художники хотели уничтожить все существующие каноны в искусстве.
«Право на лень», сформулированное зятем Маркса Полем Лафаргом, было ответом на «Право на работу» Луи Блана и восходило к древнему понятию otium, с помощью коего он пытался переосмыслить демократизацию рабства в наёмном труде после того, как рабский труд сменился наёмным. В 1910–1911 увлекся физикой и математикой тогда же Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (известным под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном и другими молодыми художниками организовал «Салон золотого сечения». В 1912, экспериментируя с формами и цветами, художник создал одно из самых противоречивых своих произведений, Обнаженная, спускающаяся с лестницы, где движение передано при помощи следующих одна за прочий пересекающихся плоскостей. Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров— например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго— так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора. В 1917 году Дюшан представил одно из самых смелых своих произведений – «Фонтан».
Первая — обмен: «Но, опять же, кто вообще придумал обмен, скажите мне на милость. "Фонтан" Марселя Дюшана оценивается в 3, 6 млн. Так, по его мнению, работа смотрелась лучше и современнее.
Среди других можно назвать «Сушилку для бутылок» (там же), «Apolinere enameled», (1916-1917, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), «L. H. O. O. Q» (1919, Париж, частное собрание), «Мона Лиза с усами». Это был перевернутый писсуар с подписью. В 1966 году Марсель Дюшан завершил произведение, над которым тайно работал в течение прошлого 21 года с 1946 года, тему окружающей среды в последней большой рейди-мейд установке «Дано: 1 водопад, 2 газовое освещение».
Дюшан хотел «Фонтаном» бросить вызов этой зрительской оценке. Посредством дробления форм, взаимоналожения мелких граней и плоскостей Дюшан стремился передать движение, что сближает его живопись начала 1910-х годов с исканиями футуризма. Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения». Эта композиция, которая считается одним из лучших произведений Дюшана, – сложная и мастерски исполненная шутка: несколько «холостяков», помещенных в нижней части, «домогаются «невесты», представленной наверху. В любом случае, антропология отказа работать остается антропологией труда, субъективация класса есть всегда субъективация «производителей», «трудяг».
28 июля исполняется 125 лет со дня рождения Марселя Дюшана – художника, скандалиста, новатора, смельчака, который вошел в историю искусства, отрицая в нем самое важное – эстетику, хороший вкус, мастерство художника (в том смысле, что его произведения не всегда были созданы им же). В этих композициях в коричневых тонах противопоставляются и запутываются неподвижные фигуры и «быстрые», напоминающие машины формы изображенные с юмором («Король и королева в окружении обнаженных», «Дева», «Замужняя», там же). В 1935 году, Марсель Дюшан оформляет обложку и создаёт графический дизайн для журнала «Шары». Первая картина исполненная в подобном роде, — «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912, Музей искусств, Филадельфия)— произвела настоящую сенсацию на выставке в Нью-Йорке. Йельского университета) – стало его многозначительным «прощай» искусству.
В ранних работах осваивал приёмы постимпрессионизма, фовизма и живописи группы «наби» («Красный дом в яблоневом саду», 1908, частное собрание, Нью-Йорк и др. ). Особенности творчества художника Марселя Дюшана: в ранние годы он занимался традиционной живописью, однако в современных стилях. Одно из главных изобретений Дюшана – его рэдимэйды (ready-made), произведения искусства, не являющиеся таковыми в классическом понимании – обычные предметы вроде подставки для сушки бутылок или поставленного на табуретку колеса, только волей художника или контекстом возведенные в высокий ранг. При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Сушилка для бутылок», 1914 «Фонтан», 1917). Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. После 1942 года жил по большей части в США, в 1955-м принял американское гражданство.
Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров — например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго — так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора. Здесь появляются мотивы «Большого стекла», но разработанные с большим иллюзионизмом. Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров— например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919). Начал заниматься живописью с 1902 («Капелла в Бленвиле», Музей искусств, Филадельфия).
Большинство знает Марселя Дюшана по тому, что «он выставил когда-то писсуар в галерее, заявив о том, что это предмет искусства и назвал его «Фонтан». На сей раз героем исследования стал Марсель Дюшан. Поместив известный всем предмет в чуждый контекст, художник сделал его фактом искусства. Собственно, к тому, против чего и была направлена практика художника. После смерти Дюшана было обнаружено ещё одно его создание – «Данности: 1) водопад, 2) газовый светильник» (1946-66, Музей искусств, Филадельфия). Но дальше всех в своих художественных поисках зашел француз Марсель Дюшан. Реди-мейды Дюшана (готовые объекты, перемещенные волей художника из мира обычных вещей в мир художественных образов) чаще всего подвергались минимальному вмешательству с его стороны, но загадочным образом превращались в произведения искусства. Известные работы Марселя Дюшана: «Фонтан», «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», «Невеста, раздетая своими холостяками (Большое стекло)», «L. H. O. O. Q». Самой большой любовью Марселя Дюшана было отнюдь не искусство.
Это были шахматы. В 1917 он создает один из самых смелых «редимейдов» – писсуар, выставленный под названием «Фонтан», который послужил причиной нового скандала. В 1920-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов. Вот таким образом в ход пошли и скребок для снега и вешалка для шляп и все тот же писсуар.
В 1910 – 1911 увлекся физикой и математикой тогда же Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (известным под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном и другими молодыми художниками организовал «Салон золотого сечения». Из Америки во Францию Дюшан вернулся в 1919 году. Первые живописные работы Дюшана (пейзажи окрестностей в духе импрессионизма, рисунки) относятся к 1902. Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго— так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора.
В результате возникла концепция изделия «ready-made» (редимейдов) – готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что каждый обыкновенный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства. Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая своими собственными холостяками иногда называемая также Большое стекло (1915 – 1923). Я, со своей стороны, очарован поиском одномерного объекта, который не отбрасывает тени». В 1926 году, Дюшан установил «Парадоксальную дверь», которая всегда остаётся открытой и закрытой, открывая проход в спальню, она закрывает его в ванную и наоборот. Любитель перевоплощений российский художник Владислав Мамышев-Монро использует чужие образы (среди его многочисленных превращений – Алла Пугачева, Надежда Крупская, Владимир Путин, Василиса Прекрасная и так далее и так далее) в рамках перформансов или вернисажей, становится героем собственных фоторабот, а псевдоним Влад Монро закрепился за ним со времен Пиратского телевидения и концертов Поп-механики, где он представал в образе легендарной голливудской блондинки. «Готовые продукты» Дюшана – скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством. Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая своими собственными холостяками иногда называемая также Большое стекло (1915–1923).
Работа под псевдонимом Р. Мутт ("дурак") предназначалась для проверки степени либерализма устроителей художественной выставки в Нью-Йорке и в тот раз не была допущена к показу. Он отсылает к политике, причем в двойном понимании — и партийной и государственной, в то время как Дюшан заставляет нас сосредоточиться на самом отказе, на не-движности, на отсутствии активности и опробовать все те возможности, которые «ленивое действие» раскрывает для обращения субъективности изобретая новые способы существования и новые типы проживания времени. В 1920-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов.
Зрители, пришедшие в 1913 на выставку «Армори Шоу», стали свидетелями скандала вокруг «Обнаженной, спускающейся по лестнице». Ироничное наименование этого объекта придавало ему статус «произведения искусства». Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Британский коллекционер купил ее за 57 тысяч фунтов вместо предполагаемых 15-20.
Затем, в 1910—1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. Один из основателей нового реализма Пьер Арман в 1959 году почти на тридцать лет оставил занятия живописью и обратился к экспериментам с отпечатками окрашенных предметов на полотне и бумаге и аккумуляциям (от французского накопление, нагромождение) – композициям из идентичных предметов, бытовых вещей и их деталей, которые выставлялись укрепленными на вертикальных щитах, в стеклянных коробках или ящиках из плексиглаза. Дюшан создал несколько вариантов «редимейдов»: простой, «вспомогательный», «очищенный», «имитационный», «имитационно-очищенный» и «обслуживающий» – в зависимости от вмешательства художника в создание этих «готовых» объектов. А внизу фотографии приписал мелкие, но вполне различимые буковки: «Е.
Он исполнял также виньетки в духе Тулуз-Лотрека и юмористов «конца века» для журналов «Courrier francais» и «Rire» (1905-1910). Весь дом был наполнен его работами.
"Реди-мейды" Дюшана зачастую ставили под вопрос существование самого понятия "вкус". С 1913 года Дюшан, разочаровавшись в живописи, показал на выставках свои первые «готовые объекты» – реди-мейд: «Велосипедное колесо на табуретке» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк), скандально известный «Фонтан» (под таким названием был выставлен в 1917 году писсуар), «L. В 1926-м году вместе с авангардным режиссером и художником Маном Реем Дюшан снял экспериментальный фильм Анемик синема, который современники назвали изощренным нагромождением геометрических фигур и шахматных комбинаций (к слову сказать, шахматы были для Дюшана важнейшим из искусств, художник имел звание гроссмейстера и выступал за Францию на шахматных олимпиадах).
В 1927 году, Марсель Дюшан женился на Лидии Саразин-Левассор и развёлся 6-ю месяцами позже. Дюшан стал первым дадаистом в США и долгое время жил на две страны. В результате возникла концепция изделия ready-made (редимейдов) – готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства. Марсель Дюшан обратился к живописи в 1902 («Капелла в Бленвиле», Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга) он учился в академии Жюлиана (1904-1905) и писал пейзажи и портреты, в которых чувствуется влияние неоимпрессионизма и группы «Наби» («Портрет Ивонн Дюшан», 1907, Нью-Йорк, частное собрание «Красный дом в яблоневом саду», 1908, там же).
На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием «Фонтан». РИА Новости проводит параллели между Дюшаном и художниками, творившими после него. Он по праву стал кумиром нового поколения молодых авангардистов. После 1942 года жил по большей части в США, в 1955-м принял американское гражданство. В 1915 году Дюшан вместе с Пикабиа посетил Нью-Йорк и там основал группу дадаистов.
Картину не приняли на Салоне независимых 1912 и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк, где один критик язвительно назвал ее «взрывом на макаронной фабрике». В том же 1913 Марсель Дюшан обращается к живописи на стекле он создает большую композицию «Большое стекло, The Bride Stripped Bare by her Bachelors, Even» (1915-1923), Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга). В 1960-м Дюшан сделал копию своей работы – оригинал, судя по всему, был им выброшен. Оказав на публику должный эффект, Дюшан со спокойной душой снова скрывался в тени.
Такое впечатление, что в 1963 году, всё-таки вняли совету художника сюрреалиста Сальвадора Дали, ранее в 1956 году из Нью-Йорка специально прибыл журналист, чтобы узнать, что Сальвадор Дали думает о произведении Марселя Дюшана «L. H. O. O. Q»: «Я большой поклонник Марселя Дюшана, того самого, что проделал знаменитые превращения с лицом Джоконды. Это явление стало революцией в авангардной живописи, поскольку в обрамлении экспозиции промышленные изделия приобрели свойства отвлеченной формы: «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914). Марсель Дюшан (фр. Затем еще более фундаментальное понятие — собственность, предварительное условие обмена: «Собственность — да ведь в прямом смысле слова идея обмена предполагает обладание». В 1903 году он также выиграл конкурс художественных работ. Он мог потратить десяток лет на создание единственного арт-объекта. В 1914 году Дюшан разочаровался в живописи.
"Фонтан" был изготовлен в 1917 году. В 1913 Марсель Дюшан внезапно отходит от своих живописных поисков и разрабатывает «рабочие заметки» новой системы, выходящей за рамки точных наук. Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров — например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919). Эти полунаучные объекты предвещают «реди-мейды» («готовые продукты»), первый из которых – «Велосипедное колесо на табуретке» – был сделан в том же году. Между Парижем и Нью-Йорком он посвятил себя «большому стеклу», «производству» машин, в частности опытам по восприятию рельефа («Вращающаяся стеклянная пластина (точная оптика)», 1920, НьюХэвен, Художественная гал.
На картине мы снова не увидим никакой конкретики. Первые живописные работы Дюшана (пейзажи окрестностей в духе импрессионизма, рисунки) относятся к 1902. Однако невеста больше напоминает пчелиную матку с тремя окнами в туловище.
Потеряли они и возможность выйти из модели homo faber (человек творящий) тщеславия производителей и скрытого за нею прометеевского стремления покорить природу. Реплика рейди-мейд несёт идентичное сообщение. «Готовые продукты» Дюшана – скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством. Родился в семье провинциального нотариуса интересом к искусству, как и его старшие братья (художник Жак Вийон и скульптор Ремон Дюшан-Вийон) и младшая сестра, художница Сюзанна Дюшан-Кротти обязан деду по материнской линии, художнику-любителю Эмилю Николю. Ироничное название этого объекта придавало ему статус «произведения искусства». После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство. Именно об этом поневоле думается, когда смотришь на объемы, наслаивающиеся друг на друга и таким образом как бы стремящиеся зафиксировать отдельные фазы движения фигуры.
В 1938 появилось первое издание «Коробки в чемодане», заключавшее в миниатюрной форме все его главные произведения.
Затем, в 1910 – 1920-х годах, Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску («Обнажённая, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915 – 1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом. Эта композиция, которая считается одним из лучших произведений Дюшана, – сложная и мастерски исполненная шутка: немного «холостяков», помещенных в нижней части, «домогаются «невесты», представленной вверху. В начале 1920-х у Дюшана появилось самое знаменитое из его альтер-эго – эксцентричная томная дама Рроза Селяви, в чьем имени художник зашифровал то ли выражение эрос, это жизнь (eros, cest la vie), то ли поднять тост за жизнь (arroser la vie). Потому немного истории о «Фонтане» Марселя Дюшана.
В ранний период творчества Марсель Дюшан под влиянием живописи Поля Сезанна и Анре Матисса писал очень яркие и смелые по цветовому решению полотна. В результате возникла концепция изделия «ready-made» (редимейдов) – готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства. Имя Ррозы Селяви возникает также в каламбурах сюрреалистов, Дюшан подписывает им некоторые свои работы и использует в названии (объект Почему не чихает Рроза Селяви. ), а также как копирайт в фильме Анемик синема. Ещё один характерный аспект рейди-мейд состоит в том, что он абсолютно не уникален.
Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. В отличие от его творчества, жизнь Дюшана является прекрасным примером строгой морали. Праздная же активность открывает абсолютно новую антропологию и абсолютно иную этику. То есть нужно не научиться рисовать «как в жизни», а суметь объяснить, почему, например, велосипедное колесо должно находиться на выставке.
Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго — так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора. Живопись Дюшана 1910-х годов отмечена интересом к передаче движения и этот момент сближает его искусство с экспериментами футуристов. Картина стала сенсацией в Новом Свете.
В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Родился в семье провинциального нотариуса интересом к искусству, как и его старшие братья (художник Жак Вийон и скульптор Ремон Дюшан-Вийон) и младшая сестра, художница Сюзанна Дюшан-Кротти обязан деду по материнской линии, художнику-любителю Эмилю Николю. После 1942 года жил по большей части в США, в 1955-м принял американское гражданство. После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство. Правда, он поставил на предмете свой псевдоним — R. Matt. Вся композиция размещалась между двумя растрескавшимися стеклами.
Своим «Фонтаном» Дюшан бросил вызов укоренившимся представлениям о природе искусства. Однако через год в Нью-Йорке он снова ее выставил и к ней выстроилась огромная очередь. В 1967- 1968 художник создал рисунки и гравюры, полные ироничного эротизма и составленные из фрагментов известных произведений «Поцелуй», «Турецкая баня», «Женщина в белых чулках» Курбе в других графических произведениях была использована тема «Большого стекла» и тема любви. В 1912, экспериментируя с формами и цветами, художник создал одно из самых противоречивых своих произведений, Обнаженная, спускающаяся с лестницы, где движение передано при помощи следующих одна за другой пересекающихся плоскостей. Таким путем Дюшан, мужчина в роли женщины, остроумно привлекал внимание к тому факту, что "эрос" – это принцип, это сама жизнь: «Не допускаю мысли о попирании свободы собственных действий из-за своих индивидуальных черт и качеств, а также из-за своего пола».
Позднее он объяснил миру, что «невеста обнажается перед удовольствием, которое унизит её». Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. До 1923 года, восемь лет, он трудился над программным произведением «Большое стекло: новобрачная, обнажаемая своими холостяками» (Музей искусств, Филадельфия). Он заявлял во всеуслышание: «Не имеет значения, кто создал произведение: некий господин Мутт или кто-то другой, поскольку это ничего не меняет в анонимных свойствах предмета». Этот художник, гений которого упражнялся в разрушении традиционного понимания искусства, родился в буржуазной семье (его отец был нотариусом) его братья, Жак Вийон и Раймон Дюшан-Вийон также были художниками. В большинстве случаев оригинальные «реди-мейды» Дюшана не сохранились, однако художник, как правило исполнял повторения – для друзей (в 1964 А. Шварц издал их в восьми нумерованных и подписанных экземплярах).
Новая смехотворность «злых дураков» свидетельствуют об этой немощи (священник, посыльный большого магазина, жандарм, кирасир, агент полиции, факельщик, лакей, гарсон кафе, начальник вокзала), а «терщица шоколада» внизу справа – это образ одинокого удовольствия незамужней женщины, которая «трет шоколад совсем одна». – при беглом прочтении на французском этот каламбур привычно расшифровывают как у нее в одном месте горячо (elle a chaud au cul) или на английском как look. В 1911 сформировал вместе со своими братьями Р. Дюшан Вийоном и живописцем Жаком Вийоном (Гастон Дюшан 1875-1963) группу «Пюто», которая составила ядро монпарнасского кубизма, заявившего о себе в 1912 году на выставке «Золотое сечение». Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров— например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго— так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора.
ДЮШАН, МАРСЕЛЬ (Duchamp, Marcel) (1887–1968), французский художник, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма и один из величайших новаторов в искусстве 20 в. Родился 28 июля 1887 близ Руана в Нормандии в семье художника учился в Академии Жюлиана в Париже. В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов. После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство. Уже в 1913, когда проходило Армори-шоу, двадцатипятилетний Дюшан почувствовал, что исчерпал возможности станковой живописи.
Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения». Результатом этой философской деятельности стала работа «Остановки – Эталон» (Нью-Йорк, Музей современного искусства). Важно сказать, что Дюшан сам был одним из учредителей этого мероприятия. Бессмысленность и иррациональность стали главными принципами творчества дадаистов.
Затем, в 1910—1920-х гг., Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915—1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом. Главенствующее положение отдаётся не классической школе, а самому концепту работы. В 1912 году в Париже Дюшана заставили убрать с коллективной выставки картину «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», так как она шокировала организаторов.
Эти поиски параллельны творческим исканиям Пикабиа, который в те годы создавал динамические картины на грани абстракции («Танцы до упаду», там же, «Удни (молодая американка танец)», 1913, Париж, Нац. По словам Робера Лебеля, в этой «машине для любви» художник изобразив женский символ в верхней части, а мужской – внизу, выразил природную трудность телесного согласия, в котором женщина, благодаря своему воображению, всегда находится по одну сторону, а мужчина, в силу инстинкта – по другую. На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием «Фонтан». И он тем самым не просто ставит под вопрос определение роли художника и искусства ибо позиция Дюшана, отличная от «неповиновения рабочих», теоретически обоснованного итальянскими интеллектуалами 1950-х годов, может помочь нам в понимании причин многочисленных протестов, прокатившихся по площадям и улицам всей планеты (Турция, Бразилия, Испания, Соединенные Штаты и т. д. ) начиная с 2008 года.
В издательстве Grundrisse известном по переводам интеллектуальной литературы, вызывающей дискуссии и изысканному дизайну, вышла книга Маурицио Лаццарато «Марсель Дюшан и отказ трудиться». Однако это не совсем так и, если продолжить высказываться в этом ключе – можно угодить в ситуацию, которая обнажит Незнание (претендующие на Знание) и выставит высказывающего дезориентированным и некомпетентным субъектом, отпускающим в придачу умные комментарии о предмете своего Незнания. Его работы до сих пор вызывают ожесточенные споры.
В общем приведет к подменам и замещением одного на другое. Это привело к тому, что подставка для сушки бутылок, купленная в скобяной лавке, была выставлена в качестве экспоната, а репродукция знаменитой "Моны Лизы" Леонардо да Винчи была вывешена с подрисованными усами. Некоторые его работы – это абстрактные композиции из частей целлулоидных кукол, крышек от бутылок, деталей часовых механизмов, а с начала 1960-х (примерно в это время, кстати, происходит знакомство художника с Дюшаном) Арман делает первые колерс (coleres) – художественные акции, на которых объекты разбивались, взрывались, разрезались, а после выставлялись на общее обозрение.
Над монументальной конструкцией Невеста, раздетая своими холостяками. Они ознаменовали начало дадаистского периода в творчестве художника. Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая своими собственными холостяками иногда называемая также Большое стекло (1915-1923).
В 1935-41 им создан своего рода портативный музей: миниатюрные реплики и репродукции собственных произведений, разложенных в коробки, упакованные в чемодан (Национальный музей современного искусства, Париж). Именно в Штатах он и создал свой первый реди-мейд. С 1946 Дюшан разрабатывает темы окружающей среды (работа «Данные: 1) водопад, 2) газовое освещение», закончена только в 1966 и была передана в Художественный музей в Филадельфии только после смерти художника).
Слово «дада» никак не переводится, это просто набор звуков. В коммунизме отказ выйти на работу всегда содержит подтекст, по факту в нём не заложенный. Тут в игру вступает антропология современности: субъект индивид, универсум, свобода — все это понятия «маскулинного» общества. При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Сушилка для бутылок», 1914 «Фонтан», 1917).
«Очень рано я осознал опасность широкого использования этой формы самовыражения и решил ограничить количество рейди-мейд небольшим числом работ в год. И последнее замечание, чтобы заключить это выступление эго-маньяка из того, что тюбики с краской используемые художником, являются промышленным товаром, нам нужно заключить, что все картины в мире являются рейди-мейд». В 1962 году, Марсель Дюшан стал членом объединения писателей и математиков, поставившее своей целью научное исследование потенциальных возможностей языка путём изучения известных и создания новых искусственных литературных ограничений, под которыми понимаются любые формальные требования к художественному тексту «Мастерская потенциальной литературы», основанном в Париже в 1960 году. Марсель Дюшан (Duchamp, Marcel) (1887 – 1968), французский художник, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма и один из величайших новаторов в искусстве 20 в. Родился 28 июля 1887 близ Руана в Нормандии в семье художника учился в Академии Жюлиана в Париже.
Затем, в 1910—1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915 – 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. И тут опять возникает Дюшан с его безусловной радикальностью ибо право на лень, «право, не требующее ни оправдания, ни чего-либо взамен» — уже покушение на три основы капиталистического общества. Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго – так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора. Картину не приняли на Салоне независимых 1912 и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк, где единственный критик язвительно назвал ее «взрывом на макаронной фабрике». Н. О. О. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну, то к фовизму Матисса. Двоящиеся, наслаивающиеся друг на друга объёмы фиксируют, как в хронофотографии, разные фазы движения фигуры («Грустный молодой человек в поезде», 1911-12, Коллекция П. Гуггенхейм, Венеция «Обнажённая, спускающаяся по лестнице 2», 1912, Музей искусств, Филадельфия).
Как и весь «человеческий капитал», образцом которого творец стал для неолиберализма, он вынужден уклоняться не только от давления «внешних» властей, но и от давления собственного «эго» (творческого — для художника или предпринимательского — для человеческого капитала), дарующего и тому и другому иллюзию свободного бытия. Феминистские движения, с их нежеланием исполнять функции (и выполнять труд) «женщины», по-видимому, предпочли последовать этой стратегии, нежели сделать классический политический выбор.
В 1917 году художник купил в магазине писсуар, перевернул, переназвал, подписал одним из своих псевдонимов – M. Rutt 1917 (дурак) и свет увидел Фонтан – работу, которую 500 влиятельных художников, дилеров и критиков в 2004 году поставили на первое место пятерки произведений ХХ века, оказавших влияние на развитие искусства.
Н. Т. П». При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Сушилка для бутылок», 1914 «Фонтан», 1917). Дюшана интересовали прежде всего фовизм и кубизм. Самой значимой в этом году стала биеннале «Манифеста», открывшаяся под руководством Каспера Кенига. Наученный этим опытом в 1917 году художник присылает на выставку свой «Фонтан» анонимно.
Равновесие (Большое стекло) Дюшан работал с 1915 по 1923 год. Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства посредством абстрактное изображение движения». И наконец — труд. Он избегал общения с прессой и не гнался за дешевой популярностью.
музей современного искусства, Центр Помпиду). Скульптура была отвергнута. музей современного искусства, Центр Помпиду).
Приглашенный в июне 1920 в парижский «Салон дада», Дюшан ответил телеграммой: «Pode bal». Он отказывается подчиниться обязанностям, ролям и нормам капиталистического общества. Обратившись (с 1913) к живописи на стекле, создал крупноформатную композицию «Большое стекло: Новобрачная, раздеваемая её же холостяками» (1915-1923, не сохранилась авторские реконструкции – 1936, Музей искусств. В 1904 прибыл в Париж, где обучался в академии Р. Жюлиана.
Замечательны работы, сделанные в такой же технике, «Портрет или Дульсинея» (1911, Музей искусств, Филадельфия), «Грустный молодой человек в поезде» (1911–1912, Фонд П. Гуггенхейма, Венеция), «Король и королева в окружении быстрых обнаженных» (1912, обе — Музей искусств, Филадельфия). В произведении появляются мотивы с иллюзионизмом и сюрреализмом, зрителю нужно смотреть, приставив глаз к отверстию в старой двери, сквозь которое видится тело женщины, распростёртой на ветвях с широко раздвинутыми ногами и держащей в руке горящий газовый фонарь, фоном служит пейзаж с водопадом. Месяц спустя ее закрытия нагрянула новая выставка «из современных»: «Дада и сюрреализм».
Несмотря на его близость сюрреализму, он никогда не возвращался к своим постулатам. Он подрисовал ей малюсенькие усики, кстати, вполне в далианском стиле. Техника данной композиции отличалась повышенной сложностью.
Возможно известное влияние на манеру художника оказал и кинематограф. С 1930-х годов Дюшан абсолютно отказался от изобразительного искусства. Картину не приняли на Салоне независимых 1912 и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк, где один критик язвительно назвал ее взрывом на макаронной фабрике. Действительно, его «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» датируется 1911 (Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), а в 1912 он исполнил серию произведений, посвященных выражению движения, в которых художник аппелировал к футуризму и к «хронофотографии» Маре и Купки. Ироничное название этого объекта придавало ему статус произведения искусства. Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая своими собственными холостяками, другой раз называемая ещё Большое стеклышко (1915–1923). Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Однако у своих братьев в Пюто, где бывали также Глез, Ла Фресне, Купка, он интересуется кубизмом под впечатлением от него в 1911 Марсель Дюшан создает произведения, в которых схематизация и многочисленные кубистические перспективы дополнены поиском нового движения («Разрезанные Дульсинея, Соната, Ивонн и Магдалена», Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга «Игроки в шахматы», Париж, Нац.
Эрмитаж, видимо, решил отказаться от своего имиджа хранилища классического искусства. Подрывая «труд» в самой своей основе, она расшатывает не только идентичность «производителей», но также и их гендерные атрибуции. В результате возникла концепция изделия «ready-made» (редимейдов) – готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства.
ДЮШАН (Duchamp) Марсель (Анри Робер Марсель) (28. 7. 1887, Бленвиль-Кревон, департамент Приморская Сена – 2. 10. 1968, Нёйи-сюр-Сен), французский художник. Йельского университета), а также шахматам, ставшим его страстью (он зарабатывал на жизнь уроками шахмат). В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Это начали еще импрессионисты в конце XIX века, но так радикально никто не действовал. Картину не приняли на Салоне независимых 1912 и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк, где один критик язвительно назвал ее «взрывом на макаронной фабрике». После 1942 года жил по большей части в США, в 1955-м принял американское гражданство.
Затем, в 1910—1920-х годах, Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску («Обнажённая, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915—1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом. Скандальный эффект произвела экспозиция в нью-йоркском Салоне Независимых произведения Дюшана под названием «Фонтан». долларов – судя по всему, это самый дорогой писсуар в мире. В 1920-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов. Ей нев-тер-пёж. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор.
Эта композиция, которая считается одним из лучших произведений Дюшана, – сложная и мастерски исполненная шутка: несколько «холостяков», помещенных в нижней части, «домогаются «невесты», представленной наверху. Дюшан обессмертил себя не только реди-мейдом, методом лентяев издевающимся над базовыми представлениями о ценности произведений искусства и художественном таланте, но и «праздной активностью», открывающей доселе неизвестные формы существования. Теперь произведением искусства занимаются реставраторы. В 1923 году Дюшан заявил о своём отказе от художественного творчества, однако время от времени выступал с провокативными манифестациями «антиискусства». Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну, то к фовизму Матисса.
Такими первыми концептуальными работами Дюшана стали «Велосипедное колесо» (1913) и «Сушилка для бутылок» (1914). В его абсурдных объектах узнается достоверная поэзия «черного юмора», а за его темами – метафизика. Дюшан упорно отказывается работать — идёт ли речь о наёмном труде или о труде творческом. музей современного искусства, Центр Помпиду).
Другой вариант этой работы исполнен Дюшаном и Улфом Линде в 1961 (Стокгольм, Музей современного искусства). При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Сушилка для бутылок», 1914 «Фонтан», 1917). На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием «Фонтан». Ироничное название этого объекта придавало ему статус «произведения искусства». Другие аспекты борьбы, в том числе «отказ работать», недвижность или бездействие, оказались на обочине неолиберализма или были в нем недостаточно проработаны. Не понимаю, как вообще кому-то в голову пришла сама идея бартера». В доказательство он приводит интересную историю.
Вдохновлял ли его футуризм. Затем, в 1910—1920-х годах, Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску (, 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915—1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом. Q» («Мона Лиза с усами», около 1919, Национальный музей современного искусства, Париж смотри иллюстрацию к статье Дадаизм) и др. Настоящим шедевром мог стать любой предмет, но он не должен быть очень красивым и вызывать предсказуемые ассоциации.
Дюшан жил в соответствии с первой философской добродетелью – свободой. «Готовые продукты» Дюшана – скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством. Почему обмен должен быть равноценным. При этом он демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Фонтан», 1917). С одной стороны, Дюшан расширяет поле действия имея в виду не только наёмный труд, но и все предписываемые обществом обязанности и социальные роли (женщина/мужчина, потребитель, клиент, посредник, безработный и т. д. ).
В 1918 художник пишет свое последнее живописное произведение, название которого – «Ты меня. » (Нью-Хэвен, Художественная гал. В 1936 году Марсель Дюшан оформляет обложку и создаёт графический дизайн для журнала «Кайерс дАрт».