Дюшан Марсель (Duchamp, Marcel) (1887-1968 гг. ), французский художник и теоретик искусства, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма и один из величайших новаторов в искусстве 20 в. Марсель Дюшан родился 27 июля 1887 году в небольшом поселке Бланвиль-Кревон, располагающегося в 20 кмот Руана. Сам Дюшан писал немецкому художнику Гансу Рихтеру: «Я запустил им в физиономию сушилку и писсуар – как провокацию, – а они восторгаются их эстетической красотой». «я швырнул им в лицо писсуар и теперь они восхищаются его эстетическим совершенством», — писал десятками лет позднее Дюшан своему немецкому другу, художнику Хансу Рихтеру. Остаток жизни художник провел играя в шахматы, участвуя в различных турнирах. Француз при рождении, Дюшан берет гражданство Америки в 1955.
Из семерых детей в семье четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, два его старших брата – Жак Вийон (Гастон Дюшан), Раймонд Дюшан-Вийон и сестра Сюзанна. С юности Дюшан руководствуясь собственными представлениями о жизни, решительно отбрасывая все общепринятое – в том числе и способ стать художником. Из детей четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875—1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876—1916) (старшие братья), а также его сестра Сюзанна Дюшан-Кротти (1889—1963).
Благодаря Дюшану искусство больше не знает границ, все эстетические законы отныне устанавливают только художники, арт-критики и галеристы. В 2000 году была учреждена Премия Дюшана молодым художникам. Из детей четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875—1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876—1916) (старшие братья), а так же его сестра-погодка Сюзанна Дюшан-Кротти (1889—1963). 9 апреля 1917 года известный и уважаемый французский художник Марсель Дюшан решил сыграть шутку. Значение художественных практик Марселя Дюшана не только на искусство XX века, но и на сегодняшнее столь велико, что продолжает быть предметом всевозможных переосмыслений, а сама личность французского художника часто упоминается в текстах о современном искусстве.
В 2000 году во Франции учреждена Премия Марселя Дюшана молодым художникам. Марсель Дюшан – французский и американский художник и теоретик искусства – появился на свет 28 июля 1887 года во Франции, в небольшом поселке Бланвиль-Кревон, в семье нотариуса. В 2000 году во Франции учреждена Премия Марселя Дюшана молодым художникам. В 2000 во Франции учреждена премия Марселя Дюшана молодым художникам.
Самым обсуждаемым художником экспозиции, скорее всего, станет Марсель Дюшан, друг и современник Дали. В дальнейшем ехидный гений Марсель Дюшан всячески отнекивался от роли художника, с каждым годом уменьшая количество собственных живописных произведений. В 2000 году во Франции учреждена Премия Марселя Дюшана молодым художникам. Художник и скульптор Марсель Дюшан (Бленвиль, 1887 — Париж, 1968) первоначально находился под влиянием импрессионистов, затем Сезанна, фовистов и кубистов (Портрет отца, Игроки в шахматы).
В 1917 году Марсель Дюшан попытался выставить на нью-йоркской выставке в качестве художественного объекта обыкновенный писсуар под названием Фонтан. Первая картина исполненная в подобном роде, — «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912, Музей искусств, Филадельфия)— произвела настоящую сенсацию на выставке в Нью-Йорке. в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. Начал заниматься живописью с 1902 («Капелла в Бленвиле», Музей искусств, Филадельфия). В 1917 году Дюшан представил одно из самых смелых своих произведений – «Фонтан». Фотография возбудила и художников и зрителей. В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов.
Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров— например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго— так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора. Техника данной композиции отличалась повышенной сложностью. авторские реконструкции– 1936, Музей искусств, Филадельфия и 1961, Музей совр. Это явление стало революцией в авангардной живописи, поскольку в обрамлении экспозиции промышленные изделия приобрели свойства отвлеченной формы: «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914). Британский коллекционер купил ее за 57 тысяч фунтов вместо предполагаемых 15-20. ДЮШАН (Duchamp) Марсель (Анри Робер Марсель) (28. 7. 1887, Бленвиль-Кревон, деп-т Приморская Сена– 2. 10. 1968, Нёйи-сюр-Сен), франц. Одно из главных изобретений Дюшана – его рэдимэйды (ready-made), произведения искусства, не являющиеся таковыми в классическом понимании – обычные предметы вроде подставки для сушки бутылок или поставленного на табуретку колеса, только волей художника или контекстом возведенные в высокий ранг.
музей совр. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Некоторые его работы – это абстрактные композиции из частей целлулоидных кукол, крышек от бутылок, деталей часовых механизмов, а с начала 1960-х (примерно в это время, кстати, происходит знакомство художника с Дюшаном) Арман делает первые колерс (coleres) – художественные акции, на которых объекты разбивались, взрывались, разрезались, а после выставлялись на общее обозрение.
Фаянсовый писуар. В 50-х, когда интерес к реди мейд возрос, а почитание Марселя Дюшана было повсеместным, он создал несколько копий «Фонтана», которые хранятся в частных коллекциях и в музеях. Вдохновлял ли его футуризм. Марсель Дюшан обратился к живописи в 1902 («Капелла в Бленвиле», Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга) он учился в академии Жюлиана (1904-1905) и писал пейзажи и портреты, в которых чувствуется влияние неоимпрессионизма и группы «Наби» («Портрет Ивонн Дюшан», 1907, Нью-Йорк, частное собрание «Красный дом в яблоневом саду», 1908, там же). С 1913 Д., разочаровавшись в живописи, показал на выставках свои первые «готовые объекты»– реди-мейд: «Велосипедное колесо на табуретке» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914, Музей совр.
Тогда издавались авангардистские журналы «Camera Work» и «291» А. Стиглица. Равновесие (Большое стекло) Дюшан работал с 1915 по 1923 год. Имя Ррозы Селяви возникает также в каламбурах сюрреалистов, Дюшан подписывает им некоторые свои работы и использует в названии (объект Почему не чихает Рроза Селяви. ), а также как копирайт в фильме Анемик синема. – Он ИЗБРАЛ это.
Фовизм зародился в кон. Нью-Йорк становится центром авангардистского искусства в 1914 году (тогда многие европейскиедеятели искусства эмигрировали в Америку).
Художники хотели уничтожить все существующие каноны в искусстве. С 1946 Дюшан разрабатывает темы окружающей среды (работа «Данные: 1) водопад, 2) газовое освещение», закончена только в 1966 и была передана в Художественный музей в Филадельфии только после смерти художника). Йельского университета), а также шахматам, ставшим его страстью (он зарабатывал на жизнь уроками шахмат). Затем, в 1910—1920-х годах, Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску (, 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915—1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом. 1900-х гг. Он сделал ВЫБОР.
1890-х – нач. Из Аргентины в 1918 году Дюшан вернулся в Париж. Подготовленный таким образом экспонат подназванием «Фонтан» Дюшан анонимно послал навыставку – амежду тем он сам входил всостав совета Общества независимых художников. Оказав на публику должный эффект, Дюшан со спокойной душой снова скрывался в тени. Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров— например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919). Аполлинер «Художники-кубисты», 1913). В большинстве случаев оригинальные «реди-мейды» Дюшана не сохранились, однако художник, как правило исполнял повторения – для друзей (в 1964 А. Шварц издал их в восьми нумерованных и подписанных экземплярах). И американский протодадаизм был вполне провокационным.
После 1942 года жил по большей части в США, в 1955-м принял американское гражданство. Q» («Мона Лиза с усами», ок. 1919, Нац.
Зрители, пришедшие в 1913 на выставку «Армори Шоу», стали свидетелями скандала вокруг «Обнаженной, спускающейся по лестнице». с исканиями футуризма. Что может быть лучше этого.
Устроители выставки не решились на такой смелый шаг и писсуар затерялся в запасниках Общества (правда, потом был, конечно, найден и продан на аукционе за огромные деньги). Важно сказать, чтодадаизм как направление сформируется через несколько лет в Цюрихе (там тоже было много европейских эмигрантов). – при беглом прочтении на французском этот каламбур привычно расшифровывают как у нее в одном месте горячо (elle a chaud au cul) или на английском как look. Слово «дада» никак не переводится, это просто набор звуков. В доказательство он приводит интересную историю.
O. O. Это был перевернутый писсуар с подписью. Марсель Дюшан был возмущен тем, чтоего картину «Обнаженная, спускающаяся полестнице», выполненную втрадициях кубизма, в 1912году отказались принять на «Салон независимых» вПариже.
к ст. Второй период (1909 – 1912) отличается более мелкой деталировкой предмета изображения. движение дадаизма. Правда, он поставил на предмете свой псевдоним — R. Matt.
Тогда многие люди вынуждены были бежать из военных территорий в нейтральную Швейцарию. Автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени ипространства через абстрактное изображение движения». В ранний период творчества Марсель Дюшан под влиянием живописи Поля Сезанна и Анри Матисса писал очень яркие и смелые по цветовому решению полотна. Жоан Миро представлен картинами «Лето» и «Птица», Ман Рей – объектом «Стол-палитра», Макс Эрнст – ранними картинами «Четыре птицы иклетка» и «Лес».
В1917 году он принял решение участвовать ввыставке нью-йоркского Общества независимых художников (Society of Independent Artists) – купил наПятой авеню обыкновенный писсуар марки JL Mott Iron Works, в своей студии вприсутствии друзей подписал его псевдонимом R. Mutt ипоставил дату. Это начали еще импрессионисты в конце XIX века, но так радикально никто не действовал. Возможно известное влияние на манеру художника оказал и кинематограф.
Шутил над Моной Лизой он вплоть до 1964, последнюю назвал «Бритая Мона Лиза». Вот и прославленный Музей современного искусства (МоМA) в Нью-Йорке спрятал голову в песок, опубликовав недавно новое издание биографии Дюшана, написанной Кэлвином Томкинсом в 1996 году и теперь исправленной автором. Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая своими собственными холостяками иногда называемая также Большое стекло (1915–1923). Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло.
Марсель Дюшан, как и его старшие братья, учился в лицее в Руане с 10 до 17 лет. Подобные издевательские шутки, как усики Джоконды идеально подходили беспечным дадаистам.
На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием «Фонтан». А Марсель Дюшан всего-то посмеялся над искусством и авангардом как таковым. В его абсурдных объектах узнается достоверная поэзия «черного юмора», а за его темами – метафизика. был выставлен в 1917 писсуар), «L. H.
После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство. Они ознаменовали начало дадаистского периода в творчестве художника. Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров — например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго — так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора. Основным приемом синтетического периода (1913-1914) стал коллаж. В 1918-19 гг. В 1912 году в Париже Дюшана заставили убрать с коллективной выставки картину «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», так как она шокировала организаторов.
Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. В 1923 Д. заявил о своём отказе от худож. Марсель Дюшан переехал в США на время войны. В этих композициях в коричневых тонах противопоставляются и запутываются неподвижные фигуры и «быстрые», напоминающие машины формы изображенные с юмором («Король и королева в окружении обнаженных», «Дева», «Замужняя», там же). Это были шахматы.
Но неодадаисты используют реди-мейды, пытаясь отыскать вних эстетическую ценность. Его картинами и рисунками были увешаны все стены в доме Дюшанов. Работы этих художников строятся на сочетании прямых линий, граней и кубоподобных форм. Были группы художников (одним из участников таких объединений был Ман Рэй), которые стремились к отрицанию традиционного искусства. Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров— например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго— так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора. Он любил провоцировать публику разными выходками.
Картина стала сенсацией в Новом Свете. Из Америки во Францию Дюшан вернулся в 1919 году. Он вдохнул ввещь новую жизнь, убрав ее старое значение, создав дляобъекта новую мысль». Семейная жизнь Дюшанов течет спокойно и размеренно. Повторюсь, все этого оформилось несколько позже в Швейцарии (конкретно — в Цюрихе), но об этом поговорим уже в следующий раз.
Это вызвало лавину вопросов о статусе произведения искусства. Йельского университета) – стало его многозначительным «прощай» искусству. 28 июля исполняется 125 лет со дня рождения Марселя Дюшана – художника, скандалиста, новатора, смельчака, который вошел в историю искусства, отрицая в нем самое важное – эстетику, хороший вкус, мастерство художника (в том смысле, что его произведения не всегда были созданы им же).
Марсель Дюшан Фонтан, 1917. Он мог потратить десяток лет на создание единственного арт-объекта. Потому немного истории о «Фонтане» Марселя Дюшана.
Любитель перевоплощений российский художник Владислав Мамышев-Монро использует чужие образы (среди его многочисленных превращений – Алла Пугачева, Надежда Крупская, Владимир Путин, Василиса Прекрасная и так далее и так далее) в рамках перформансов или вернисажей, становится героем собственных фоторабот, а псевдоним Влад Монро закрепился за ним со времен Пиратского телевидения и концертов Поп-механики, где он представал в образе легендарной голливудской блондинки. Пропагандируя «автоматическое письмо», уход всновидения имечтания, опираясь при этом наФрейда, Бретон создал удивительное пространство длявозможных фантазий влитературе, живописи, кино, фотографии. Идаже — отрицание искусства. Русский философ Н. А.
Присутствие творца и совершенство его умений рук при этом сведены на нет. Дюшан вовсю использовал новую идею, представив навыставках, кроме писсуара, «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилку длябутылок» (1914) идругие «произведения». После 1942 года жил по большей части в США, в 1955-м принял американское гражданство. В ранних работах осваивал приёмы постимпрессионизма, фовизма и живописи группы «наби» («Красный дом в яблоневом саду», 1908, частное собрание, Нью-Йорк и др. ). творчества, однако время от времени выступал с провокативными манифестациями «антиискусства».
Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго— так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора. Бессмысленность и иррациональность стали главными принципами творчества дадаистов. Обратившись (с 1913) к живописи на стекле, создал крупноформатную композицию «Большое стекло: Новобрачная, раздеваемая её же холостяками» (1915–1923, не сохр. Среди других можно назвать «Сушилку для бутылок» (там же), «Apolinere enameled», (1916-1917, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), «L. H. O. O. Q» (1919, Париж, частное собрание), «Мона Лиза с усами».
1910-хгг. иск-ва, Париж). Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения». За велосипедным колесом последовали: сушилка, вешалка и писуар.
Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну, то к фовизму Матисса. В 1918 художник пишет свое последнее живописное произведение, название которого – «Ты меня. » (Нью-Хэвен, Художественная гал. Приглашенный в июне 1920 в парижский «Салон дада», Дюшан ответил телеграммой: «Pode bal».
Дюшан пририсовал усики и бородку Моне Лизе, назвал произведение «L. H. O. O. Q» (примерно переводится так: «У нее жар между ягодицами»). ДЮШАН, МАРСЕЛЬ (Duchamp, Marcel) (1887–1968), французский художник, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма и один из величайших новаторов в искусстве 20 в. Родился 28 июля 1887 близ Руана в Нормандии в семье художника учился в Академии Жюлиана в Париже. После 1913 года Дюшан стал известным вСША «не менее, чем Наполеон или Сара Бернар», как иронически отмечали современники. музей совр. Затем, в 1910—1920-х гг., Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915—1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом. В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов.
Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. При этом он демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Фонтан», 1917). Основатель течения румынский поэт Тристан Тцара писал вманифесте 1918 года, что слово «дада» наязыке индейского племени кару обозначало хвост священной коровы, но главное, «дада» – это бессмысленный детский лепет. После окончания войны Марсель Дюшан вернулся во Францию и покусился на святейшую «Джоконду» Леонардо да Винчи.
В общем приведет к подменам и замещением одного на другое. В 1984 в музее Людвига в Кельне проходила большая ретроспективная выставка его работ. Несмотря на его близость сюрреализму, он никогда не возвращался к своим постулатам. В 1911 сформировал вместе со своими братьями Р. Дюшан-Вийоном и живописцем Жаком Вийоном (Гастон Дюшан 1875–1963) группу «Пюто», которая составила ядро монпарнасского кубизма, заявившего о себе в 1912 на выставке «Золотое сечение». Эти полунаучные объекты предвещают «реди-мейды» («готовые продукты»), первый из которых – «Велосипедное колесо на табуретке» – был сделан в том же году. Знаменитый писсуар Дюшана (или «Фонтан» – подтаким названием художник предложил его навыставку) – самое скандальное иодно изсамых дорогих произведений искусства минувшего века.
Дюшан создал несколько вариантов «редимейдов»: простой, «вспомогательный», «очищенный», «имитационный», «имитационно-очищенный» и «обслуживающий» – в зависимости от вмешательства художника в создание этих «готовых» объектов. Эрмитаж, видимо, решил отказаться от своего имиджа хранилища классического искусства. В том же 1913 Марсель Дюшан обращается к живописи на стекле он создает большую композицию «Большое стекло, The Bride Stripped Bare by her Bachelors, Even» (1915-1923), Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга). музей современного искусства, Центр Помпиду).
Так, по его мнению, работа смотрелась лучше и современнее. Ироничное название этого объекта придавало ему статус «произведения искусства». РИА Новости проводит параллели между Дюшаном и художниками, творившими после него. Дюшан хотел «Фонтаном» бросить вызов этой зрительской оценке. Он исполнял также виньетки в духе Тулуз-Лотрека и юмористов «конца века» для журналов «Courrier francais» и «Rire» (1905-1910). Вих основе – провокативное начало, борьба склассикой идиктатом буржуазного общества.
«Итак, живопись кончилась. «Сделал Дюшан фонтан своими руками или нет, не имеет значения, – писали вжурнале. Однако невеста больше напоминает пчелиную матку с тремя окнами в туловище. Уэтого издевательского жеста есть предыстория.
Однако это не совсем так и, если продолжить высказываться в этом ключе – можно угодить в ситуацию, которая обнажит Незнание (претендующие на Знание) и выставит высказывающего дезориентированным и некомпетентным субъектом, отпускающим в придачу умные комментарии о предмете своего Незнания. Для первого периода (до 1909г. ) были характерны массивные, несколько грубоватые формы, образованные пересечениями прямых и изломанных линий. В Америке был чертовски важный персонаж — Артур Краван. Сколько же было споров. То есть нужно не научиться рисовать «как в жизни», а суметь объяснить, почему, например, велосипедное колесо должно находиться на выставке. Дюшана интересовали прежде всего фовизм и кубизм.
Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907 гг. Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908 г. ). «Фонтан» мог демонстрироваться на выставке Общества независимых художников, но организаторы в последний момент струсили и не допустили работу к показу.
Но дальше всех в своих художественных поисках зашел француз Марсель Дюшан. Благодаря новому взгляду и новому названию, он создал новую идею предмета. В начале 1920-х у Дюшана появилось самое знаменитое из его альтер-эго – эксцентричная томная дама Рроза Селяви, в чьем имени художник зашифровал то ли выражение эрос, это жизнь (eros, cest la vie), то ли поднять тост за жизнь (arroser la vie). Стокгольм, Музей современного искусства. Любители искусств задались вопросом: вчем же смысл этого жеста художника. При этом он демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Источник», 1917).
Но в целом мир искусства настойчиво отказывается признавать этот факт. Его работы до сих пор вызывают ожесточенные споры. Всего Дюшан создал 38 подобных работ разного размера – последнюю, названную Бритая Мона Лиза, в 1964-м году.
Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая своими собственными холостяками иногда называемая также Большое стекло (1915-1923). В 1938 появилось первое издание «Коробки в чемодане», заключавшее в миниатюрной форме все его главные произведения. Члены совета устроили горячее обсуждение этого потенциального экспоната иотвергли его. Реди-мейды Дюшана (готовые объекты, перемещенные волей художника из мира обычных вещей в мир художественных образов) чаще всего подвергались минимальному вмешательству с его стороны, но загадочным образом превращались в произведения искусства. Известные работы Марселя Дюшана: «Фонтан», «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», «Невеста, раздетая своими холостяками (Большое стекло)», «L. H. O. O. Q». Самой большой любовью Марселя Дюшана было отнюдь не искусство. Он по праву стал кумиром нового поколения молодых авангардистов.
Тогда он отправил ее наследующий, 1913 год, нааналогичное «Армори-шоу» вАмерике, где она произвела фурор. художник. «Готовые продукты» Дюшана – скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством. Между Парижем и Нью-Йорком он посвятил себя «большому стеклу», «производству» машин, в частности опытам по восприятию рельефа («Вращающаяся стеклянная пластина (точная оптика)», 1920, НьюХэвен, Художественная гал.
Собственно, к тому, против чего и была направлена практика художника. Самой значимой в этом году стала биеннале «Манифеста», открывшаяся под руководством Каспера Кенига. Перевернутый писуар, подписанный псевдонимом R. Mutt (дурак), был отклонен при отборе экспонатов на выставку Товарищества независимых художников Нью-Йорка (в жюри которого состоял сам Дюшан). Картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации, фактуры). Дюшан жил в соответствии с первой философской добродетелью – свободой.
В 1960-м Дюшан сделал копию своей работы – оригинал, судя по всему, был им выброшен. Дадаизм) и др. В 1913 Марсель Дюшан внезапно отходит от своих живописных поисков и разрабатывает «рабочие заметки» новой системы, выходящей за рамки точных наук. Широко используя серийные (готовые, типовые) вещи, Марсель Дюшан – с его неприятием всего, что анахронично напоминает о ручном труде, – вовсе не стремится просто заменить частное, каллиграфически выведенное индивидом, на всеобщее, наделенное той же неотвратимостью, какой наделена печатная страница по сравнению с рукописной.
Позднее он объяснил миру, что «невеста обнажается перед удовольствием, которое унизит её». Вплоть до 1910 под влиянием Сезанна и фовистов он продолжает писать в достаточно современной манере, без резкой агрессивности и наглости. На этом подлинный «Фонтан» исчез, Дюшан то ли потерял, то ли выкинул, ведь писсуаров тысячи. До 1923 года, восемь лет, он трудился над программным произведением «Большое стекло: новобрачная, обнажаемая своими холостяками» (Музей искусств, Филадельфия).
Основные теоретические идеи кубизма были изложены самими участниками движения (А. Глез и Ж. Метценже «О кубизме», 1912) и симпатизировавшими движению критиками (Г.
Пикассо, П. Клее и др. ). Другой вариант этой работы исполнен Дюшаном и Улфом Линде в 1961 (Стокгольм, Музей современного искусства). илл. В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов.
По словам Робера Лебеля, в этой «машине для любви» художник изобразив женский символ в верхней части, а мужской – внизу, выразил природную трудность телесного согласия, в котором женщина, благодаря своему воображению, всегда находится по одну сторону, а мужчина, в силу инстинкта – по другую. Родился в семье провинциального нотариуса интересом к искусству, как и его старшие братья (художник Жак Вийон и скульптор Ремон Дюшан-Вийон) и младшая сестра, художница Сюзанна Дюшан-Кротти обязан деду по материнской линии, художнику-любителю Эмилю Николю. Свою Джоконду художник назвал более современной и доступной для обсуждения. Своим «Фонтаном» Дюшан бросил вызов укоренившимся представлениям о природе искусства. Первые живописные работы Дюшана (пейзажи окрестностей в духе импрессионизма, рисунки) относятся к 1902.
При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Сушилка для бутылок», 1914 «Фонтан», 1917). Над монументальной конструкцией Невеста, раздетая своими холостяками. Многие ищущие художники, впоследствии отказавшиеся от сюрреалистических взглядов, прошли через него (П. Несмотря на его близость сюрреализму, он никогда не возвращался к своим постулатам. Эта композиция, которая считается одним из лучших произведений Дюшана, – сложная и мастерски исполненная шутка: несколько «холостяков», помещенных в нижней части, «домогаются «невесты», представленной наверху.
В результате возникла концепция изделия ready-made (редимейдов) – готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства. Здесь появляются мотивы «Большого стекла», но разработанные с большим иллюзионизмом. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи. Эти поиски параллельны творческим исканиям Пикабиа, который в те годы создавал динамические картины на грани абстракции («Танцы до упаду», там же, «Удни (молодая американка танец)», 1913, Париж, Нац.
Месяц спустя ее закрытия нагрянула новая выставка «из современных»: «Дада и сюрреализм». Собственно, так ибыло задумано художником. Главенствующее положение отдаётся не классической школе, а самому концепту работы. Ироничное название этого объекта придавало ему статус произведения искусства. O. Q.
Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Однако у своих братьев в Пюто, где бывали также Глез, Ла Фресне, Купка, он интересуется кубизмом под впечатлением от него в 1911 Марсель Дюшан создает произведения, в которых схематизация и многочисленные кубистические перспективы дополнены поиском нового движения («Разрезанные Дульсинея, Соната, Ивонн и Магдалена», Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга «Игроки в шахматы», Париж, Нац. Поместив известный всем предмет в чуждый контекст, художник сделал его фактом искусства. иск-ва, Париж см. Между Парижем и Нью-Йорком он посвятил себя большому стеклу в частности опытам по восприятию рельефа, а также шахматам, ставшим его страстью (он зарабатывал на жизнь уроками шахмат). Здесь появляются мотивы Большого стекла, но разработанные с большим иллюзионизмом.
Ведь Дюшан начал рисовать в14 лет, преуспев ив импрессионизме ив фовизме. Марсель Дюшан (фр. Появление перевернутого писсуара считается важнейшей вехой искусства, а в 2004 году «Фонтан» был признан величайшим произведением ХХ века. Он мог на долгие годы забросить творческую работу, проводя все свободное время за шахматной доской, а потом вдруг появлялся с очередны шокирующим произведением. Там он показал свое самое известное и провокационное творение. произведений, разложенных в коробки, упакованные в чемодан (Нац.
К 1913 году Дюшан оставляет традиционную живопись и рисунок, чтобы заняться экспериментами в области формы, (чертежи исследования, примечания). Слава «Фонтана» Дюшана заслонила отзрителей все остальное его творчество иэрмитажная выставка лишь закрепит этот шаблон. Художник выставил в качестве произведения искусства писсуар, купленный им в магазине сантехники.
Скандальный эффект произвела экспозиция в нью-йоркском Салоне Независимых произведения Дюшана под названием «Фонтан». Те же реди-мэйды МарселяДюшана тому явноедоказательство. В 1910–1911 увлекся физикой и математикой тогда же Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (известным под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном и другими молодыми художниками организовал «Салон золотого сечения».
Дюшан жил в соответствии с первой философской добродетелью – свободой. Наибольшую славу дадаистам принесла выставка вКельне в1920 году, накоторой посетители, чтобы попасть наэкспозицию, должны были пройти через туалет пивного бара, сама же экспозиция вызвала такое неприятие, что скоро все переросло вдраку.
Весь дом был наполнен его работами. Навыставке вЭрмитаже представлены работы многих художников этих двух направлений – здесь иреди-мейды Дюшана иколлажи изобрывков газет имусора Курта Швиттерса (он называл их «мерцы»). В отличие от его творчества, жизнь Дюшана является прекрасным примером строгой морали. Сутью самовыражения стала провокация, как единственно возможный способ существования. Он избегал общения с прессой и не гнался за дешевой популярностью. Внизу работы расположились девять холостяков, а вверху, отделенная алюминиевой рамой их недостижимая невеста – на деле напоминающие чертежи к каким-то механическим конструкциям из стержней, цилиндров, проводов, которые Робекр Лебель назвал машиной любви. Вот таким образом в ход пошли и скребок для снега и вешалка для шляп и все тот же писсуар.
В 1926-м году вместе с авангардным режиссером и художником Маном Реем Дюшан снял экспериментальный фильм Анемик синема, который современники назвали изощренным нагромождением геометрических фигур и шахматных комбинаций (к слову сказать, шахматы были для Дюшана важнейшим из искусств, художник имел звание гроссмейстера и выступал за Францию на шахматных олимпиадах). После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство. Результатом этой философской деятельности стала работа «Остановки – Эталон» (Нью-Йорк, Музей современного искусства). По идее Дюшана, конец искусства означает не конец его вообще, а лишь его привычной для зрителя формы. Там он принялся за работу над картиной L. H.
Один из основателей нового реализма Пьер Арман в 1959 году почти на тридцать лет оставил занятия живописью и обратился к экспериментам с отпечатками окрашенных предметов на полотне и бумаге и аккумуляциям (от французского накопление, нагромождение) – композициям из идентичных предметов, бытовых вещей и их деталей, которые выставлялись укрепленными на вертикальных щитах, в стеклянных коробках или ящиках из плексиглаза. Изощренная техника соединения несоединимого и появившаяся в позднем сюрреализме самоирония и юмор позволили ему органично влиться в поэтику современного постмодернизма. Картину не приняли на Салоне независимых 1912 и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк, где один критик язвительно назвал ее «взрывом на макаронной фабрике». С 1930-х годов Дюшан абсолютно отказался от изобразительного искусства.
Наученный этим опытом в 1917 году художник присылает на выставку свой «Фонтан» анонимно. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Ничего подобного нет в абсолютно простом и обескураживающем изобретении, названном Дюшаном редимейд: это промышленные товары или готовые изделия (например, рекламные плакаты), на которых проставлено его имя иногда они сопровождаются несколькими словами подписи или слегка ретушированы. Массовая публика знает сюрреализм (сверхреализм) прежде всего благодаря творчеству самого эпатажного изего представителей – Сальвадора Дали. Это привело к ограниченному набору изображаемых предметов и жанров (натюрморт, реже пейзаж и портрет).
Так, например, однажды Краван выступал сдокладом об абстрактном искусстве и обнажился перед уважаемыми людьми. Стиль дадаизм, однозначно, можно назвать предвестником сюрреализма. Большинство знает Марселя Дюшана по тому, что «он выставил когда-то писсуар в галерее, заявив о том, что это предмет искусства и назвал его «Фонтан».
Затем, в 1910—1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915 – 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. музей современного искусства, Центр Помпиду). Всё это будет использовано в главной работе Дюшана Невеста, раздетая своими собственными холостяками (1915-1923). Конечно, на третьем этаже в коллекции были произведения художников XX века, однако посетители воспринимали музей скорее как храм Рембрандта и Рубенса, чем галерею актуального искусства. При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Сушилка для бутылок», 1914 «Фонтан», 1917). В 1917 году Дюшан создал «Фонтан», сложно применить понятие «создал», ведь он купил писсуар в обычном магазине, перевернул его, поставил подпись и дал название. В 1904 прибыл в Париж, где обучался в академии Р. Жюлиана.
иск-ва, Нью-Йорк), скандально известный «Фонтан» (под таким назв. Он заявлял во всеуслышание: «Не имеет значения, кто создал произведение: некий господин Мутт или кто-то другой, поскольку это ничего не меняет в анонимных свойствах предмета». Новая смехотворность «злых дураков» свидетельствуют об этой немощи (священник, посыльный большого магазина, жандарм, кирасир, агент полиции, факельщик, лакей, гарсон кафе, начальник вокзала), а «терщица шоколада» внизу справа – это образ одинокого удовольствия незамужней женщины, которая «трет шоколад совсем одна».
Именно в Штатах он и создал свой первый реди-мейд. В 1917 году художник купил в магазине писсуар, перевернул, переназвал, подписал одним из своих псевдонимов – M. Rutt 1917 (дурак) и свет увидел Фонтан – работу, которую 500 влиятельных художников, дилеров и критиков в 2004 году поставили на первое место пятерки произведений ХХ века, оказавших влияние на развитие искусства. В 1915 году Дюшан вместе с Пикабиа посетил Нью-Йорк и там основал группу дадаистов.
В 1917 он создает один из самых смелых «редимейдов» – писсуар, выставленный под названием «Фонтан», который послужил причиной нового скандала. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, А. Масон, Миро, Арп). музей современного искусства, Центр Помпиду). Велосипедное колесо, прикреплено к табурету.
В 1914 году Дюшан разочаровался в живописи. Двоящиеся, наслаивающиеся друг на друга объёмы фиксируют, как в хронофотографии, разные фазы движения фигуры («Грустный молодой человек в поезде», 1911–12, Коллекция П. Гуггенхейм, Венеция «Обнажённая, спускающаяся по лестнице 2», 1912, Музей искусств, Филадельфия). Замечательны работы, сделанные в такой же технике, «Портрет или Дульсинея» (1911, Музей искусств, Филадельфия), «Грустный молодой человек в поезде» (1911–1912, Фонд П. Гуггенхейма, Венеция), «Король и королева в окружении быстрых обнаженных» (1912, обе — Музей искусств, Филадельфия).
В целом труды Дюшана предопределили развитие таких форм авангардного искусства, как оп-арт инсталляция и кинетическое искусство. В отличие от его творчества, жизнь Дюшана является прекрасным примером строгой морали. После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство.
Скульптура была отвергнута. Этот художник, гений которого упражнялся в разрушении традиционного понимания искусства, родился в буржуазной семье (его отец был нотариусом) его братья, Жак Вийон и Раймон Дюшан-Вийон также были художниками. Он изобрел новый стиль — реди-мэйд, который предполагал использование предметов, привычных в домашнем обиходе, в качестве объектов искусства. Он взял бытовое стандартное изделие, поместил его в необычную среду, да так, что в новой обстановке исчезло его привычное значение. С Фонтаном, реди-мейд приобретает концептуальную функцию. В результате возникла концепция изделия «ready-made» (редимейдов) – готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства. Вот такой бессмыслицей ибыли первые художественные акции этой группы.
Действительно, его «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» датируется 1911 (Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга), а в 1912 он исполнил серию произведений, посвященных выражению движения, в которых художник аппелировал к футуризму и к «хронофотографии» Маре и Купки. В 1915-1918, вместе с Пикабиа, Дюшан, обосновавшись в НьюЙорке, открывает здесь то, что станет сутью дадаизма. Среди них «Фонтан» Марселя Дюшана (1887 – 1968), крупнейшего представителя анархического художественного течения – дадаизма. Такими первыми концептуальными работами Дюшана стали «Велосипедное колесо» (1913) и «Сушилка для бутылок» (1914).
Бердяев назвал кубизм «самой полной и радикальной революцией со времен Ренессанса». После смерти Д. было обнаружено ещё одно его создание– «Данности: 1)водопад, 2)газовый светильник» (1946–66, Музей искусств, Филадельфия). Такой подход обосновал Андре Бретон: это «обычный предмет, возведенный вранг произведения искусства простым выбором художника». Художественное течение дада возникло вШвейцарии вначале 20-х годов. Важно сказать, что Дюшан сам был одним из учредителей этого мероприятия.
Однако через год в Нью-Йорке он снова ее выставил и к ней выстроилась огромная очередь. Как и многие другие стили, дадаизм возник как реакция на Первую мировую войну. В 1903 год Марсель Дюшан также выиграл конкурс художественных работ. В 1967- 1968 художник создал рисунки и гравюры, полные ироничного эротизма и составленные из фрагментов известных произведений «Поцелуй», «Турецкая баня», «Женщина в белых чулках» Курбе в других графических произведениях была использована тема «Большого стекла» и тема любви.
Дюшан стал первым дадаистом в США и долгое время жил на две страны. Дробя цельную форму на грани, художник стремиться проникнуть в структуру вещей, произвести ее анализ, пытаясь «отыскать в объектах наиболее устойчивые элементы». На картине мы снова не увидим никакой конкретики. Вся композиция размещалась между двумя растрескавшимися стеклами.
Затем, в 1910—1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом.