Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера. «меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Ценил ли Дюрер меланхолию, осуждал или считал естественным явлением. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера.
И любой инструмент с гравюры Меланхолия Дюрера, подчеркивал присутствие каждого из этих знаний. Смею Вам порекомендовать замечательную передачу из проекта Паолы Волковой и канала «Культура», посвященную этой гравюре Мост над бездной: Дюрер «Меланхолия». Альбрехт Дюрер создал одну из самых знаменитых гравюр на меди «Меланхолия I» в 1514 году. Последняя фигура, которую показал Дюрер – меланхолия. Каждый инструмент с гравюры Меланхолия Дюрера, находящийся на этом уровне, относится к предметам ремесла: рубанок, щипцы, угольник, молоток и гвозди.
«меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «меланхолия» – это еще и единственная гравюра Дюрера, название которой изображено на ней самой. Одно из самых известных произведений, где использован уникальный метод резьбы по металлу – это гравюра Альбрехта Дюрера Меланхолия. Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I». Уже после Дюрера, в XVI-XVII веке, меланхолию станут связывать не только с холодом, но и с влажностью (по Гиппократу, она холодная и сухая).
«меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. Дюрер создал «Меланхолию» в тяжёлое время: в тот год умерла его мать, разгорались войны и восстания, Европа стояла на пороге Реформации. Дюрер создал эту гравюру в 1514 году для эрцгерцога Максимилиана I, который всю свою жизнь панически боялся зловещего влияния Сатурна, покровителя сельского хозяйства, геометрии и меланхолии. «меланхолия»— одна из наиболее таинственных работ Дюрера, выделяющаяся сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Самая знаменитая гравюра, которую выполнил Альбрехт Дюрер – Меланхолия.
Артхив, сознавая безбрежность накопленной искусствоведением информации о «Меланхолии» Дюрера, попытался систематизировать ответы на те элементарные вопросы, которые первыми приходят в голову при её созерцании.
Во времена Дюрера эта система была хорошо известна. По назначению эти изображения можно разделить на две большие группы. Вероятно, что три наиболее значительные гравюры этого года — Меланхолия, Святой Иероним в келье и Рыцарь, смерть и дьявол (последняя создана в 1513 году, но ее следует включить в тот же духовный цикл) выражают одну общую идею. Немецкий исследователь Дюрера Аби Варбург пишет, что впервые магический квадрат появился не у Агриппы, а в арабской астрологической книге Picatriх и потому является «рудиментом древней языческой практики». С этим было бы сложно согласиться (все-таки Дюрер занимался гравировкой едва ли не с детства), однако на это указывает тот факт, что существует несколько копий оригинальной гравюры, в которых действительно видно, что мастер кое-что исправлял при изображении цифр.
Она близка по духу Ночи Микеланджело и еще не доказано, что автор Гробниц Медичи, сознательно или нет, не думал о Четырех темпераментах, когда создавал фигуры на крышках саркофагов двух герцогов. Но почему: 1.
Ибо она потребовала святой воды, хотя до того долго не могла говорить. Я молился за нее. Изображенная Дюрером в этой гравюре «неутолимая жажда знаний была созвучна его эпохе, когда великие, преобразовавшие мир открытия и изобретения породили твердую уверенность в безграничных возможностях человеческого разума (. ) За внешней пассивностью крылатой женщины угадывается смелый полет человеческой мысли, готовой вступить в дерзкое соперничество с самим Богом». Без дела брошены инструменты, необходимые ремесленнику-профессионалу. Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью «Меланхолия». По мысли Волковой, эту ступень познания символизирует лестница – её правомерно ассоциировать с лестницей из сна Иакова (Быт. 28:12-16), по которой ангелы восходят в небо и нисходят на землю и которая служит для связи человека с Всевышним.
Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. Святой Иероним изображён за работой, он пишет, скорее всего, переводит Священное Писание. Крылатый гений лишен возраста. Его составил сам Дюрер.
Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. Он прикорнул над книжкой на краю мельничного жёрнова, покрытого тканью с бахромой, создающей необходимую прослойку между шершавой холодной поверхностью камня и теплой детской кожей (а тонкость работы резца Дюрера такова, что позволяет вполне живо ощутить все эти фактурно-температурные моменты). Например, в уважаемом «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера можно прочитать: «тривиальный. Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна.
Искусствовед Паола Волкова вслед за Панофски и Закслем полагает, что центральная тема гравюры «Меланхолия» – человеческое познание, которое движется по восходящим ступеням. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Согласно господствовавшим в античные и средневековые времена представлениям, за темперамент отвечали четыре главных «сока» человеческого тела: кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь. По концентрации символов и многозначительности «Меланхолия» Дюрера не имеет равных, в ХХ веке её стали считать чуть ли не самым значительным ребусом, подаренным человечеству искусством.
«Лекции по истории искусства. Северное Возрождение. Альбрехт Дюрер». Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Что означают окружающие ее предметы. Дюрер приходит к этому заключению после безуспешных поисков «секрета», который он будет пытаться разгадать до конца своих дней. Дюрер по праву считается одним из основоположников начертательной геометрии.
1260), когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Давайте пройдёмся по некоторым из них. «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Добавить ваши. Остается непонятным, почему «тривиальная вещь» должна валяться именно на перекрестке трех дорог.
Это, кстати, объясняет происхождение слова «тривиальный», которое большинством этимологических словарей и словарей иностранных слов трактуется немного загадочно и неверно. В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Венок из лютика и водяного кресса – лекарство. «Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность», – замечает медиевист Цецилия Нессельштраус.
«Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. А само появление на гравюре собаки объясняют тем, что это животное, которому покровительствует Сатурн, мрачная и холодная планета, «патронирующая» меланхоликов (в то время как сангвиники подчиняются Юпитеру, флегматики – Луне, а холерики – Марсу). Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Святой Иероним возносится над временем, погрузившись в духовную жизнь, в вечность.
Общим для всех этих изображений было представление о меланхолии как унылом бездействии. Эти «неприятные и несчастные люди», рожденные под знаком самой несчастливой из всех планет, более других подвержены душевной болезни. Таким образом, кульминационным центром изображения является голова святого, где сливаются природный свет, падающий из окон и свечение исходящее от самого Иеронима, образуя единый «божественный свет». Третий ярус – непознаваемого и божественного.
trivial или франц. Родился в семье нюрнберских ювелиров, выходец из Венгрии. Хронологически Рыцарь предшествует мыслителю и эрудиту, поскольку в силу своего поистине фаустовского подсознания Дюрер говорит себе, как герой Гете: «В начале было дело». Albrecht Durer Melencolia-I (1514) 171Меланхолия187 8212 самая загадочная из 171Мастерских гравюр187 и одна из любимых работ самого Дюрера.
И взгляд такой, на который впору зонтик вешать. Второй момент, который может выражать летучая мышь у Дюрера, полемичен, но и о нём необходимо сказать. Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. говорят, обрела на мгновение на смертном одре былую красоту юности», её сыну впервые явился замысел «Меланхолии», но целостная картина долго не складывалась, не хватало подробностей идея никак не могла обрести законченное воплощение.
Венский историк искусства Карл Гиелов первым предположил, что источником гравюры Дюрера был трактат «Оккультная философия» Агриппы Неттесгеймского. Он переезжал из одного немецкого города в другой, даже побывал в Палестине. По одной из версий, Дюрер увидел однажды минерал подобной формы, добытый недалеко от Нюрнберга.
Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). 2. В воздухе над водой летает существо, напоминающее летучую мышь и держит транспарант с надписью по-латыни «Меланхолия I».
«Меланхолию» часто объединяют в цикл так называемых «мастерских гравюр» с двумя другими – «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Святой Иероним в келье». Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Вот таким образом Дюрер снабдил Меланхолию атрибутами, которыми обычно наделяли в то время персонификации геометрии. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Самым здоровым и счастливым считался сангвиник, от лат.
Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, 150 возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Песочные часы на стене усиливают это ощущение. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. У ног свернулась дремлющая собака. Мы вкратце рассмотрели два графических листа из серии: «Всадник, смерть и дьявол» и «Святой Иероним в келье» их трактовку и объяснение. Но нет интереса к этим обычным (уже изученным) явлениям.
С другой стороны, он прочел у Фичино, что «все люди, преуспевшие в искусстве, были меланхоличны» причем, наряду с болезненной меланхолией, различают меланхолию, полезную для здоровья. Да и вообще – уж больно похожа Меланхолия на самого мастера Альбрехта: если в «Джоконде» лишь предполагают автопортрет Леонардо да Винчи, то «Меланхолия» считается «духовным автопортретом Дюрера» практически официально. На самом деле происхождение слова «тривиальный» следует искать в кругу «семи свободных искусств». Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Книга закрыта. Иеронима» Босха), но как учёного, полностью погруженного с работу.
Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». Дал ваги, на яких оцнюються достонства душ. Монах Иероним Стридонский или Софроний Евсевий Иероним (лат. Праздность крылатой женщины в гравюре Дюрера вызвана совсем не ленью. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia».
Дневники. Неподалеку расположено большое озеро или море, зловеще мерцающее в свете яркой кометы под радугой. Сколько раз я сама так сидела (задумавшись) среди книг, бумаг и прочих своих «инструментов» писательства, только, в отличие от картины, рядом дремала кошка, а не собака. Недаром его часто изображали с книгой.
Наконец, самым печальным и опасным темпераментом считался меланхолик (от греч. Только в результате полного самопогружения он способен увидеть этот свет и в себе, который восходит в основе души (по Экхарту) и Дюрер понимает это погружение как интеллектуальный акт (Иероним не пассивно отдается своему состоянию, как мы видим у Босха, а занят переводом Библии). Венок из лютика и водяного кресса — лекарство. Вторым уровнем познания является научный, экспериментальный: его инструменты – циркуль, весы, песочные часы, магическая доска, плавильный тигль алхимика, многоугольник («магический кристалл») на этом втором уровне познание переходит от ремесленной конкретности к абстракциям.
Меланхолик не просто обуреваем движением в его организме тяжелой крови и чёрной желчи: «меланхолическая одержимость», которой руководит планета Сатурн, делает человека этого темперамента способным к высшим формам духовной деятельности. Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы. В нижней строке зашифрован год создания гравюры – 1514. Есть также трактовка, согласно которой серия представляет собой темпераменты: «Всадник» изображает «сангвинический», а «Иероним» — «флегматический», а центральный и наиболее загадочный лист, его гравюра 1514 года «Меланхолия» — «меланхолический». Гуманисты восславили и Сатурн.
Напротив, в популярных книжках и народных календарях меланхолики изображались как обычные люди с типичными для этого темперамента недостатками. Их до сих пор добывают в Южной Германии. Albrecht Durer "Melencolia-I" (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Показывая слайды гравюр иллюстрации в альбомах, я рассказывал об этом меланхолическим, тревожным, депрессивным, застенчивым пациентам в затемненно-уютной обстановке «психотерапевтической гостиной» и здесь, среди целебных свечей и красивых чашек с чаем, они сами с волнением говорили об этих важных для их состояния моментах, а я пояснял, что душевные их трудности не назывались в старину так, как называются теперь: тогда все эти переживания, расстройства называли «меланхолия», а людей таких 150 «меланхоликами».
Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом считала меланхолический. Рядом с недостроенным зданием высится кран, поднявший огромный тесаный камень для стены. В искусствоведении есть специальная область экспертизы – иконография (в отличие от иконографии, как системы в иконописи), это исследование и анализ сюжетной стороны произведений и истолкование символики, аллегорий и атрибутов, а также иконология 8211 методика прочтения символического смысла картины.
Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы 8212 меланхолики., 1525 Наставление к укреплению городов. Эти символы заставляют вспомнить «равенство меры, веса и числа», о котором говорит Платон в своих «Диалогах». Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений. Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры.
Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений. Для людей, живущих в те времена (1514 год), подобные иносказания были более-менее понятны. Меланхолия — тоже, в некотором роде и некотором смысле, «суета сует».
Циркуль, как мы помним, — это основной атрибут геометрии. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II – наука III – теология. При этом художнику удалось оба образа представить в новом свете. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии».
Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол. Я испытывал тогда такую боль, что не могу этого высказать». Из прежних гравюр разных мастеров изображавших Меланхолию насмешливо-неприязненно, Дюрер «сохраняет лишь традиционный жест, обычно сопутствующий мрачному раздумью, 150 подпирающую голову руку.
Он знает, что все, что должно произойти, неизбежно произойдет в должный момент и что только важно человеку, достойному этого имени, с честью выдержать битву жизни, каков бы ни был ее исход. На столе ничего лишнего, кроме подставки для книг, чернильницы и распятия. А также необычные теории, эксперименты, научные и технические курьёзы и просто интересные факты «Меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. Почему песок в песочных часах просыпался на половину.
Взгляд на математику как важнейшую из наук разделял и Дюрер. Вероятнее всего, это был плавиковый шпат (флюорит), этот минерал часто образует кубические, октаэдрические и более сложные формы кристаллов. 2. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель.
Дюрер поддерживает Реформацию всем сердцем и разумом. Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция. И тем не менее очевидно одно: в результате длительных поисков секрета (которые, кстати, он прекратил) Дюрер пришел к заключению, что секрета нет, а если он и существует, то он слишком многоплановый и требует разностороннего подхода. Гуманисты Нюрнберга, как и Эразм Роттердамский, философы Флоренции и эрудиты Рима — «европейцы» — с необычайной горячностью и живостью реагировали на новые идеи и события, волнующие человечество. Возможно, только сопоставляя их, можно это понять.
Который сотканный из множества смысловых оттенков из всех сложнейших символов и намеков, данная гровьюра пробуждает все возможные тревожные мысли, ассоциации и так же переживания. Или они брошены и попраны. Руку клали на стол и двигали по доске, затем травили кислотой, чтобы получался рисунок.
Меланхолия Дюрера близка его собственному духовному миру жаждой знаний, сомнениями, неудовлетворенностью, разочарованиями, но и сильным желанием «по мере возможности приблизиться к истине и красоте». Основываясь на подобных же взглядах, Платон развил свою теорию 132божественного безумия147, которое он считал высшей, доступной лишь избранным, формой прозрения». Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I». А собака – воплощение истощения. «В 132Меланхолии147 он (Дюрер.
Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики.
«Меланхолия» создавалась после этих двух гравюр и песочные часы здесь вбирают оба смысловых подтекста – и неумолимость времени и его разумную размеренность. Все достигнуто. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. Куда ведёт стремянка, что означает магический квадрат на стене. Утверждая, что все гении – меланхолики, Агриппа не одинок.
Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над. ) окружающего мира. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). MELENCOLIA I. В 1531г. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. Дюрер не боялся меланхолии. Во-первых, многое на гравюре граничит с планетой Сатурн – покровительницей меланхоликов. Сатурн, вообще, считался (может и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей.
Но справедливо и то, что еще до того, как зритель предпримет логические попытки проникнуть в смысл предметов и расшифровать тайное послание, ему «в ощущении» уже дано почувствовать терпкую горечь, вязкую тяжесть и скрытую нежность дюреровской меланхолии. MELENCOLIA I. В 1531г. Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. «Волшебный квадрат» — термин чисто математический.
Интересно, что песочные часы – мотив в гравюрах Дюрера не одиночный, а сквозной. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Были открыты новые, неведомые ранее земли. А то, что лежит на перекрестке двух, уже нетривиально. Наконец, религиозный человек определенно даст иное толкование.
Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе. Все это – лишь игры ума и принадлежность мира тварного. При создании гравюры рисунок делается с помощью резца в зеркальном отображении. Она выполнялась резцом по металлической доске. По ком он звонит. Но все же в современном мире магический квадрат перешел скорее в разряд «математических развлечений» — людям нравится ломать голову, пытаясь отыскать новые «волшебные» комбинации.
Может показаться, что интеллектуальный ребус «Меланхолия» – плод чистой умозрительности и игры интеллекта. Можно сказать, что на гравюре изображены «творческая меланхолия» и «очеловеченная геометрия».
Образ «Святого Иеронима» — его мирный духовный труд и смирение монаха, «Всадник» 8211 собирательный образ человека действия, активного противостояния невзгодам, а «Меланхолия» – это вселенная науки и искусств, постижения тайн мироустройства. Беспорядок, в котором разбросаны на полу инструменты и приборы задремавший на мельничном жернове мальчик Эрос, символизирующий уснувшее желание молчащий колокольчик, который ничья рука больше не пытается привести в движение, — все это вписывается в палитру «суеты сует». Циркуль, равно как треугольник с линейкой, служат атрибутами Геометрии — одного из семи «свободных искусств» Средневековья и первого из божественных искусств Ренессанса. Чего бы еще можно было пожелать. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины».
3. Эти три яруса – проекция внутреннего мира художника, автора. melas chole — черная желчь), которому соответствовали холодный и сухой элемент «земля», осень, пожилой возраст человека, суровый северный ветер борей и вечер. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы.
Чего бы еще можно было пожелать. На гравюре изображена богато одетая женщина с циркулем в руке, что-то измеряющая на шаре. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине.
В современном понимании это слово «измерение» ближе к понятию «конструкция», «построение». Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. Наиболее известно, пожалуй, «Руководство по измерениям циркулем и линейкой», ставшее первым учебником геометрии на немецком языке. В равновесии остановились чаши весов. На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии.
Это точеный деревянный шар и вытесанный из камня полиэдр, многогранник. Формы которой пышут здоровьем и достатком. Историк искусства – Паола Волкова, в своих лекциях «Мост над бездной», говорит о том, что гравюра делится на три уровня. Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками.
Для него больше не существует времени. Геометрия – одно из «7 свободных искусств». В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения.
В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Тотчас же после этого глаза ее закрылись. Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией.
Несмотря на это, линии на гравюре четкие интенсивные, а сама гравюра совершенна. Что для нас эта гравюра. Таким образом, моральный портрет Лютера можно рассматривать и как таковой портрет самого Дюрера в многочисленных проявлениях его индивидуальности, многочисленных устремлениях его натуры, которая толкала его одновременно и к созидательной деятельности и к умозрительным размышлениям и к созерцанию. У ее ног спит собака, вокруг разбросаны строительные и измерительные инструменты, среди них – шар и многогранник, позади – жернов и лестница.
Теперь уже многие стали подражать меланхоликам. «Соловей Виттенберга», вероятно, не был творцом Реформации. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. На гравюре Дюрера «Святой Иероним в келье» за основу взят сюжет перевода Иеронимом Библии. Лишь сам Иероним излучает что-то наподобие света в виде сияния над его головой, это по сути единственный источник «естественного» света на гравюре.
Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками. Книга прочитана, все взвешено и измерено. Я говорю «в эту эпоху», поскольку религиозные настроения Дюрера достаточно различаются, если сравнивать Апокалипсис 1498 года, Троицу 1511 года (Вена) и Четыре апостола 1526 года, написанные за два года до смерти художника, которые можно рассматривать как вехи его религиозного завещания. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный.
Ну да, что хорошего в меланхолии. На низкой каменной ступеньке возле недостроенного дома сидит, глубоко задумавшись, крылатое существо (которое для определенности будем называть женщиной) с темным лицом, на котором контрастно выделяются белки глаз. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». 8212 А ты знаешь, чем знаменит именно этот квадрат. В «Иерониме» песочные часы аранжированы совсем иначе: Дюрер изображает святого в келье, больше похожей не на пристанище монаха, а на кабинет учёного-гуманиста (и на кабинет самого Дюрера). Шар, тор, многогранник, хотя на ум приходит пирамида.
К ее поясу прикреплены ключи и кошелек. Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Гуманисты восславили и Сатурн.
Прочитать о жизни и творчестве художника можно в книге А. Дюрер – Трактаты. Насыщенная и тяжелая атмосфера Меланхолии, ее горькое разочарование, упадок духа, лишенного сил и надежды, охватывают нас, даже еще не разобравшись в аллегорическом смысле предметов, окружающих эту фигуру крылатой женщины, погруженной в глубокое раздумье. На переднем плане спят лев и маленькая собачка. Это символ Сатурна. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Так как мера, число и вес образовывали для него самого краеугольный камень собственной научной работы, так как математика представлялась ему (и не только ему одному) центральной наукой».
Они согласуются с четырьмя основными элементами (воздух, вода, огонь и земля), с четырьмя временами года, с четырьмя периодами человеческой жизни, с четырьмя ветрами (направлениями в пространстве), с четырьмя временами суток. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. Нету и намёка на воздушную перспективу, дымку, флёр. Война в Италии, война в Шотландии, война в Бургундии. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны.
trivialis то, что валяется на большой дороге: trivium перекресток трех дорог». На мою думку гравюра наповнена символами духовних пошукв. Сам Дюрер свидетельствует, что «привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель 150 богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Какая уж тут меланхолия. Ноделать это мы будем на другом квадрате, в группу которого входит квадратДюрера.
Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол. Привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель – богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). Важнее всего тут вопрос – почему Эрот дремлет. И книга и циркуль сейчас не при деле. Никто не избежит своей судьбы.
Письма. Существует жанр аллегорического натюрморта, называемого «суета сует», который приобретает смысл memento mori (помни о смерти). Но за глубокой задумчивостью самой Меланхолии скрывается так же напряженная творческая мысль, которая сама по себе проникает в тайны всей природы. Турки навязывают Полумесяц православной Армении. Первым уровнем является познание ремесленное, осуществляемое через предметы, осязаемые вещи, вот почему на «нижнем ярусе» у Дюрера разбросаны пила, рубанок, линейка, молоток, гвозди, а идеально правильная сфера, выточенная неким мастером, – это вообще вершина мастерства, которой может достичь ремесленник. Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна.
Да что говорить. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. «Прошла любовь, явилась Муза», как обозначается порядок вещей у Пушкина. «Людям этой категории, 150 пишет Ц. Г. Безусловно, Дюрер был человеком Возрождения в том смысле, что живо и глубоко интересовался естественными и точными науками, а его заслуги в геометрии, географии, теории фортификации не подлежат сомнению.
2. Третьи – люди сверхлогического интуитивного познания: теологи и философы. В 1513–1514 годах идеи Лютера окончательно формируются. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Ц. Г. В одной из центральных глав книги приведен «Образ Геометрии» (Typus Geometriae), созданный лет за 6–10 до дюреровской «Меланхолии».
Почему крылатый меланхоличный гений – женщина в венке. Вот таким образом его сравнивали с летом, зрелостью человека, с горячим и сухим восточным ветром эфиром, с полднем. Она вздрагивает, возможно, от кошмаров во сне. Уже не осталось ничего непостижимого. Но почему: 1. В её предсмертные часы когда, как пишет Марсель Брион, «старая Барбара, потерявшая зрение.
Геометрия – одно из «7 свободных искусств». В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Однако наверняка тут есть и нерасшифрованные числовые коды. Второй ярус – интеллектуальное познание. А зачем это крылатой женщине рубанок и гвоздодер.
Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна. Вот таким образом только меланхоликам доступна радость открытий. De viris illustribus), «Хронику» (события всемирной истории, начиная с сотворения мира), основанную на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями. Флегматик же — от греческого слова phlegma — флегма, которая представлялась влажной и холодной, как элемент «вода» и связывалась с зимой, старостью, вредным для здоровья южным ветром австер и ночью. Дал – годинник, що символзу, звичайно, плиннсть часу на шляху до вдосконалення. Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I».
В. Клеваев. Он никогда не встречался с Лютером лично, но был захвачен его идеями настолько, что когда, путешествуя по Нидерландам, он узнает об аресте того, кого Ганс Сакс назвал «Соловьем Виттенберга», он описывает в дневнике испытываемые им эмоции почти в апокалипсических терминах. В руке остановился циркуль. Эта собака, которой бы следовало бегать и прыгать, чувствует себя очень скованно среди мельничных жерновов, сфер и полиэдров: загадочная борзая Данте, погруженная в мучительные сны беспокойного разума. Отсюда – инструменты.
Такого мнения придерживались итальянский гуманист Марсилио Фичино и даже Аристотель. Она тяжело умерла и я заметил, что она видела что-то страшное. И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю). В античное и средневековое время принято было считать, что меланхолик, порожденный Землей под знаком Сатурна, сух, холоден, воплощает вечер, осень и пожилой возраст, тогда как сангвиник, порожденный Воздухом под знаком Юпитера или Венеры, несет в себе влажность, теплоту воздуха, воплощает утро, весну, нежный ветер, юность холерик, порожденный Огнем под знаком Марса, несет в себе сухость и жар, воплощая полдень, лето, зрелость, а флегматик, порожденный Водой, так зависящий от «холодной и связанной с морем Луны», влажен, холоден, родственник ночи, зимы, старости. «Единственное, что в какой-то мере может служить им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, 150 проявляющаяся у некоторых из них склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве».
Предполагают, что Дюрер назвал гравюру «Меланхолия I», поскольку себя относил к первому типу меланхоликов. Художники выражали эти идеи, бессознательно или нет, в своих произведениях, гуманисты — в книгах, деловые люди — в своих действиях. Лестница в небо, как символ постижимости божественного. Все атрибуты картины демонстрируют различные попытки философов найти определение 8212 от понятий математики, до полезности предмета.
За пять веков своего существования «Меланхолия» обросла томами комментариев и толкований, но и это, как замечает современный специалист по творчеству Дюрера Марсель Брион, «не делает её более понятной, более лёгкой для интерпретации и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды». Что же означает название гравюры Дюрера. Если меланхолия — это болезнь, то творческая активность художника, по меньшей мере, защищает от нее, так как этой активности сопутствуют постоянно обновляемая радость и неугасающий творческий порыв. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» — состояния, в котором творит гений. Он и сам слыл лучшим математиком среди художников своего времени.
Многосторонность устремлений, неутомимость исканий, проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах и в его теоретических трудах («Руководство к измерению. », 1525 «Наставление к укреплению городов. », 1527 «Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Отчего же геометрия или «искусство измерений» играет такую важную роль в гравюре «Меланхолия».
Крылатый гений лишен возраста. За стною драбина, що символом переходу вд земного буття до небесного. Крылатая женщина изображена в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, весов, колокола инструментов различных ремесел, «магического квадрата», летучей мыши и т. п. облик ее полон мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания.
Это одно из наиболее сложных произведений в мировом искусстве. Книга закрыта. Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Тихий океан, назвав его Южным морем.
Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. А собака – воплощение истощения. В сущности, он представил свою Меланхолию в виде Геометрии». Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500—03 («Святой Евстафий», «Немезида»), Дюрер пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513—14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в Меланхолии (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Святой Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта.
chole — желчь) связан с элементом «огонь» и обладает его качествами — жаром и сухостью. Никто этого не знает, кроме Бога». Кровь, влажная и теплая, уподоблялась элементу «воздух» и сравнивалась с весною, с юностью, легким западным ветром зефиром и с утром. Вдалин – сонце, видимий образ Бога. Речь идет о первых известных картинках за подписью Лукаса Кранаха.
Например, у его современника Иеронима Босха, в картине «Увенчание терновым венцом» исследователи видят как раз наглядную иллюстрацию всех 4-х типов темперамента, а предполагаемые автопортреты Босха (с этой картины и ещё так называемое «меланхолическое чудовище» из «Сада земных наслаждений», с правой створки), как, собственно и автопортреты Дюрера, характеризуют этих художников как ярких представителей меланхолического типа. Смерть матери Дюрер пережил тяжело, потом он опишет её в своей «Памятной книжке»: «И перед кончиной она благословила меня и повелела жить в мире, сопроводив это многими прекрасными поучениями, чтобы я остерегался грехов. Как минимум явным дополнительным значением обладают следующие образы: (1) колокол с веревкой идущей за пределы картины, (2) мельничный жернов, (3) город-порт у моря, (4) ремесленные инструменты (пила, рубанок, гвозди, молоток, тигель, циркуль, клещи, линейка), (5) странной формы камень и идеально выструганный шар, (6) существо с баннером, (7) лестница, приставленная к дому, (8) венок на голове Гения, (9) песочные часы, (10) весы, (11) закрытая на замки книга, (12) кошели и ключи на поясе Гения (всего 7 ключей), (13) радуга и комета в небе, (14) странный предмет возле собаки, (15) стилус и восковая дощечка у Путто.
Вскоре от теоретических предсказаний он перейдет к действию. На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. Если не вдаваться в толкования имея перед глазами лишь изображение да название. trivial — то же из лат. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» – состояния, в котором творит гений.
С особой интенсивностью и упорством Альбрехт Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. У Агриппы Неттесгеймского, увлечённого Каббалой, уже был «квадрат Юпитера», но выдающийся геометр Альбрехт Дюрер составил свой (его иногда называют «квадрат Сатурна»), зашифровав в нём числа, значимые лично для него: например, день смерти матери (16. 05) и год создания «Меланхолии» (средние цифры в нижнем ряду составляют 1514). Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно).
Свет, заполняющий келью, — это свет души, находящейся в мире с собой. Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе.
Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16. 05) и можно найти много других. Отсюда – инструменты. Никто этого не знает, кроме Бога». Четвертая версия напротив полагает, что разгадка банальна – все дело в ошибке Дюрера.
Живые существа и предметы переместились в вечность, вне времени. До Дюрера существовало множество изображений меланхоликов. События, жизнь проходят без её участия. В 1513 году знаменитый художник и график из Нюрнберга Альбрехт Дюрер исполнил три гравюры, называемые «мастерскими»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия. Первые такие квадраты были созданы четыре тысячи лет назад в Индии и Египте и кое-где по сей день верят в их магическую силу.
Его взор печален. Меланхолия160 гравюра Альбрехта Дюрера. Согласно Золотой Легенде (Жития святых ок.
Каждый успех открывает перед ним новые горизонты и вместе с тем заставляет все снова и снова убеждаться в неизмеримости неизведанного. Нессельштраус замечает далее, что «взгляды Аристотеля и Платона были известны средневековым схоластам», но в ту пору, «когда вера ставилась выше разума и одаренности человека не придавали большого значения они не могли повлиять на неблагоприятную оценку меланхолического темперамента. Почему Дюрер изобразил Меланхолию.
«Меланхолия» – самая знаменитая и одновременно самая загадочная гравюра Альбрехта Дюрера. Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). Предопределение на неведение или на лженауку, которая, возможно, еще хуже, чем неведение.
Конечно, речь не идет о первых пробах кисти – уроки живописи ему давал еще отец. И она сильно боялась смерти, но говорила, что не боится предстать перед богом. «Тогда не покажется абсурдным, – пишет Марсель Брион, – что Дюрер пытается передать, с одной стороны, своё разочарование в безуспешных поисках секрета, сожаление о том, что наука не открыла его ему и, возможно, математика и физика не обладают ключом к мучающей его загадке но в то же время он выражает свою твёрдую уверенность в могуществе человеческого разума, способного разогнать ночные кошмары, которые олицетворяет летучая мышь».
Слово «измерение» в заглавии книги использовалось в то время в словосочетании «искусство измерений» как перевод греческого слова «геометрия». Меланхолик для него практически равняется гению. Меланхолия 150 «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Другими словами, вещь несложную, для понимания требующую минимального образования. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии.
По мнению Плотина, Сатурн, будучи старше всех богов, стоит ближе к первоначальному источнику жизни, чем рожденные от него Юпитер и прочие боги. Широк диапазон его портретных образов — от лиричного, задушевного женского портрета (около 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная галерея, Дрезден), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная галерея, Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». 3. Холерик (от греч.
По ком он звонит. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден алтарь Паумгартнеров, 1502—04, Старая пинакотека, Мюнхен «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена) опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы («Поклонение волхвов», 1504, Галерея Уффици, Флоренция «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага «Мария с младенцем», 1512, Художественно-исторический музей, Вена). Так вот, песочные часы появляются в каждом из трёх произведений. Отже вгор – шлях.
Художественные искания Дюрера завершила живописная композиция-диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека), поражающая пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и драпировок четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистический идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». Мне видится именно это. Но наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях летучей мыши рядом с надписью «Меланхолия». sanguis — кровь.
Через нем. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном.
На земле у ног женщины улеглась худая, дрожащая от холода собака.
Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Это интересно. Первые – это люди воображения: ремесленники, художники и поэты.
Паола Волкова выдвигает гипотезу о том, что ангел на картине и есть Дюрер. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II — наука III — теология. Объединенные друг с другом, эти три гравюры приобретают смысл своеобразного Итога. Гравюра 171Меланхолия187 8212 ключ к разгадке общего смысла 171Мастерских гравюр187: все они содержат откровенный рассказ художника о себе 8212 о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь (171Всадник, Смерть и Дьявол187) о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью 8212 единственное в мире место, где он может стать самим собой (171Святой Иероним187). Некоторые полагают, что Дюрер мог задумать цикл из 4-х гравюр, первой из которых стала «Меланхолия I», а под следующими порядковыми номерами разместились бы остальные типы – сангвиник, холерик и флегматик.
Способы лечения были разнообразны — от слушания музыки до битья кнутом. Мир казался уже не таким прочным. Иероним сидит за столом в комнате из окон льется яркий свет. 1.
Вторые – люди рассудка: ученые и государственные мужи. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». То, что считалось несчастьем, стало хотя и опасным, но завидным даром. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака.
Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. Он часто погружался в подобное состояние, что можно заметить на ряде его автопортретов. В мае 1514-го года после долгой болезни умирала его мать, Барбара Дюрер.