Поплечный Дюрер, «Портрет венецианки» ок.
Следует отметить, что талант Дюрера проявился уже в первой известной его картине «Портрет отца» (Albrecht Drer the Elder with a Rosary), написанной в 1490 г. и в настоящее время хранящейся в галерее Уффици. С 1490 г. по 1494 г. Дюрер побывал во многих городах Германии, Швейцарии, совершенствуя свое мастерство живописца и графика. В 1493 г. художником была написана картина «Автопортрет с чертополохом» (Portrait of the Artist Holding a Thistle), считающаяся одним из шедевров живописи. Весной 1494 г. Дюрер вернулся в Нюрнберг, но уже через три месяца отправился в свое первое путешествие по Италии, где им были сделаны пейзажные акварели окрестностей Альп и южного Тироля. По мнению искусствоведов, на творчество Дюрера заметное влияние оказали работы флорентийского и венецианского художников Антонио Поллайоло (Antonio Pollaiuolo) и Андреа Мантеньи (Andrea Mantegna). Но талант Альбрехта к художеству проявился довольно в раннем возрасте и отец не стал его отговаривать, наоборот, в возрасте 15 лет направил сына к известному Нюренбергскому мастеру Михаэлю Вольгемуту.
Картины Дюрера получили одобрение учителя. Эта болезнь мучила его до конца жизни. Одной из самых ярких работ в живописи Дюрера считается картина Поклонение волхвов. Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня. И так сидела регулярно и часами — пока волосы не выгорали до соломенного цвета.
В том же году Альбрехт поступил учеником в мастерскую известного живописца и гравера, представителя нюрнбергской школы живописи, Михаэля Вольгемута (Michael Wolgemut). В следующем Автопортрете (1500, Мюнхен, Старая пинакотека) художник являет себя не в трехчетвертном повороте, а строго в фас. Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Могучие фигуры святых с трудом вписываются в тесное пространство досок.
Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора. Стареющий бездетный мастер спешил поделиться своими секретами с потомками. А в 1498 году Альбрехт выполнил ксилографии к изданию «Апокалипсис» и получил уже европейскую известность. Одну из гравюр традиционно именуют «Рыцарь, дьявол и смерть». Автором одной из гравюр в книге Танец смерти был Альбрехт Дюрер.
1500, Мюнхен, Старая пинакотека). Дюрер с самого раннего детства помогал папе в мастерской по ювелирной работе и он возлагал на сына большие надежды. В общем, пришлось Дюреру, как и в предыдущем варианте, привселюдно рисовать локоны.
Надпись «Мои дела определяются сверху», своеобразный девиз, передаёт, что для Дюрера эта картина – подведение итогов этапа жизни и показатель его достижений. Здесь уже чувствуется рука профессионального художника – ясность композиции, чётко продуманный план, ровное настроение. Сопоставление — явно умышленное и весьма многозначительное. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий.
Те, кто видел картину, рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека. Альбрехт Дюрер родился в многодетной семье ювелира, у него было семнадцать братьев и сестер. Рыцарь Дюрера — это христианин, упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа. «Меланхолия» (1514 г. ) — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера.
В этих небольших работах (по формату каждая из них приблизительно равна стандартному листу писчей бумаги) мастерство Дюрера-гравировальшика достигло невиданного совершенства. Стоит обратить внимание и на такую деталь. Ни у одного из мастеров дюреровского времени нет такого количества автопортретов.
По картине можно заметить, что девушка следит за собой и за модой – ее одежда опрятна, а прическа является одной из самых модных того времени (средние века). Закончив учиться в 1490 году, Дюрер написал свою первую картину «Портрет Отца» и отправился в путешествие, для того чтобы перенять навыки у других мастеров и набраться новых впечатлений. Пронизанная золотистым светом картина, выполненная в теплых, естественных тонах, словно напоена вибрирующим на солнце трепетным воздухом Венеции.
Рассмотрим самые известные картины Альбрехта Дюрера, признанные мировым сообществом. Тема, объединяющая 15 сюжетов в единое целое, была блестяще отражена художником. В двух последних автопортретах появляется не только дата исполнения картины и монограмма художника, но и развернутая авторская надпись — факт, еще с одной стороны свидетельствующий о возросшем творческом самосознании мастера. Мастер увещевал своих сограждан остерегаться ересей и лжепророчеств, чтобы «не принять за Божественное слово человеческих заблуждений». Картина Апокалипсис Дюрера считается самой лучшей его работой.
В Базеле жил еще один из братьев Шонгауэров, Георг. Эти руки и отражены в картине.
В 1505 году Дюрер вновь уехал в Италию. В 1520—1521 годах посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент и другие города). «А какой же тогда кистью вы писали её волосы» — саркастически вопросил итальянец. На этом холсте он написал свой автопортрет в анфас.
В XVI столетии, когда, с одной стороны, обострился интерес к христианским древностям, а с другой — всё громче раздавались призывы перевести Писание на живые европейские языки (подобно тому как Святой Иероним перевёл его на латынь), этот святой был весьма популярен в образованной среде. Недаром произведение получило заслуженное признание ведущих художников Венеции того времени во главе с Джованни Беллини. Также в 1497-1499 годах ним были написаны портреты: Альбрехта Дюрера-старшего, отца художника, курфюрста Саксонии Фридриха III, Освальда Креля, торгового агента. Названа картина так из-за отраженного в ней сюжета, доминиканских монахов использовавших в своих молитвах четки. Так же как и смуглая кожа или темные волосы. Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте. Дюрер принес. В произведениях, выполненных в Венеции в 1505—1506 годах, художник свободно решает самые различные жанровые и композиционные задачи — от погрудного портрета (Портрет молодой венецианки, 1505, Вена, Музей истории искусства) до большой многофигурной алтарной картины (Праздник четок, 1506, Прага, Национальная галерея).
Если на первой из «Мастерских гравюр» человек героически противостоит смерти, то тема листа «Святой Иероним в келье» (1514 г. ) посвящена уединённому покою учёного-отшельника. В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. 57 x 45 см. По-видимому, объяснение этому следует искать в том, что портрет — как правило, заказной — всегда служил художникам одним из эффективнейших средств упрочения своего положения в обществе и Дюрер, неизменно заботившийся о своей известности и общественном статусе, не составлял исключения. С другой стороны, обширное присутствие портретных изображений в позднем творчестве художника — свидетельство неустанного и, как правило, доброжелательного интереса Дюрера к окружавшим его людям, чей внешний облик и манеры он никогда не прекращал изучать со всем характерным для него вниманием. Творчество Дюрера совершенствовалось, он успешно применял новые формы. Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ.
Более ренессансное впечатление как целостное зрелище производит Поклонение волхвов (1504, Флоренция, Уффици). Но вернемся к «Портрету молодой венецианки». Дюрер настаивал, что все. Поднятое забрало открывает отрешённое и суровое лицо.
Апостолы Петр, Иоанн, Павел и Марк изображенные в натуральную величину и разделенные попарно (написаны на двух отдельных досках), являют собою олицетворение четырех темпераментов и это важная составляющая замысла, выраженная всем образно-пластическим строем картин. С этим связана одна история: неизвестная болезнь сопровождалась увеличением селезёнки, так вот, когда он послал письмо доктору с описанием симптомов, то вложил рисунок самого себя, где он указывал на селезёнку и подписал Там, где жёлтое пятно и на что я указываю пальцем, там у меня болит. Она построена на оттенках коричневого, черного и белого.
В настоящее время Праздник венков из роз находится в Национальной галерее, в Праге. В них — изощренная иносказательность образов, некий свод условных обозначений основных мировоззренческих категорий. На Автопортрете в двадцать два года (1493, Париж, Лувр) зритель видит юношу, придирчиво вглядывающегося в себя, поглощенного трудной задачей самопознания. Слава Альбрехта Дюрера возрастала с каждым годом, его работы были уважаемы и узнаваемы.
Огромно графическое наследие мастера — около 900 листов. Одна из немногих живописных работ тех лет – диптих «Четыре апостола» (1526 г. ), подаренный Дюрером нюрнбергскому городскому Совету. В XV веке профессия ювелира считалось весьма почтительной, вот таким образом отец старался обучить своих детей ремеслу, которым он занимался.
Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии. История картины поражает своей символичностью. Женитьба дала Альбрехту возможность открыть собственное дело. Трактовок символизма картины несколько.
Сходны поворот фигуры, слегка наклоненная голова, живой блеск глаз. Сам Дюрер назвал её «Всадник» (1513 г. ). Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как, например, леонардовская Мона Лиза, он видел ее во время путешествия в Италию.
Он тщательно прописал каждую деталь внешности, ведь в них и есть индивидуальность героя. Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости. И тогда же как творческий итог художественной деятельности и завещание потомкам пишет знаменитую картину Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). Беллини возмутился. Возрождение. Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, художник, график, гравер.
Колористическая гамма всех автопортретов весьма скупа и сдержанна. Заказали картину именитые немецкие купцы. Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца М. Вольгемута (1486 — 1490). Четыре человеческих темперамента: сангвиник (Иоанн), холерик (Павел), меланхолик (Марк) и флегматик (Пётр).
Во время путешествия в Италию он создал свои первые серьёзные картины – серия пейзажей. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках. Эпоха того времени отмечена работами великих мастеров, Тициана, Пальма Веккио, Джорджоне.
Это восприняли как прямой вызов Папе римскому. Лик Богородицы покоен и исполнен нежности, всё её внимание поглощено младенцем. Многие считают, что он не закончен обосновывают это отсутствием впадины между грудями — но они не учитывают то, что по моде того времени, корсетнадо было утягивать так, чтобы грудь была абсолютно незаметной — большая грудь, по меркам высшего общества начала XVI века, считалась некрасивой. Счастливым брак назвать нельзя, так как жену не интересовало искусство, но жили они до самой смерти вместе. Предполагалось, что Альбрехт Дюрер будет участвовать в городских проектах. Герцог Саксонии Фридрих Мудрый взял мятежного священника под свою защиту.
В центре композиции автор нарисовал себя с флажком, на котором написал время написания и автора картины. Но зато полагалось подчеркнуть слегка выпирающий живот. В герое гравюры одни исследователи видели врага папства Джироламо Савонаролу (1452— 1498), настоятеля монастыря доминиканцев во Флоренции, другие — Франца фон Зиккингена (1481 — 1523), который в 1522 г. возглавил мятеж германского рыцарства. На центральной части его изображено Рождество (ок. Работы немца не произвели на него особого впечатления.
Данная картина, хранящаяся в Лувре, оценивается как, внесшая определенные изменения в людское мировоззрение. Лирический, созерцательный образ напоминает о героинях любимого Дюрером Джованни Беллини. В 1510-е годы у Дюрера начинают преобладать графические листы. Во время путешествия он оттачивал свое мастерство у разных мастеров в разных городах. Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие. Истинное содержание некоторых из этих листов до сих пор продолжает разгадываться исследователями.
В некоторые из картин, написанных после его второго возвращения из Италии, например, «Мученичество Десяти тысяч» (Martyrdom of the Ten Thousand) и «Поклонение Святой Троице» (Adoration of the Trinity) искусствоведы отмечают влияние Андреа Мантеньи. В 1512 г. в Нюрнберг с визитом прибыл император Священной Римской империи Максимилиан I (The Holy Roman emperor Maximilian I), который принял Дюрера на службу и до 1519 г. художник, в основном, работал по его заказам. В 1521 г. Дюрер посетил города Брюгге и Гент и ознакомился с творчеством выдающихся фламандских мастеров XV в. Яна ван Эйка (Jan van Eyc), Рогира ван дер Вейдена (Rogier van der Weyden), Хуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes). После возвращения в Нюрнберг здоровье Дюрера стало ухудшаться. В центре картины, как бы во вневременном пространстве, Дюрер изобразил себя с флажком с надписью на латыни: «Работа сделана в 1508 году немцем Альбрехтом Дюрером». Немец, мол, его обманывает и принес не все кисти.
На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. Людвиг и передал Альбрехту свой опыт. Его гравюры, сделанные по принципу ксилографии (гравирование по дереву) использовал в своей книге Нюрнбергские хроники Хартман Шедель, немецкий картограф. Считается, что моделью для Анны была жена художника, Агнеса.
Наряду с многочисленными чертежами, схемами и рисунками, посвященными решению этой задачи, возникают две картины, составляющие одно нерасторжимое целое — Адам и Ева (1507, Мадрид, Прадо). Он, наставительно кивая головой, показывает путнику песочные часы: его жизнь на исходе. Стоит сказать и о том, что Дюрер первым в Германии стал изучать обнажённую натуру. Обязательные для художника тех времен «годы странствий» (1490 — 1494) он провел в городах верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Вооружённый путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. Супруги были бездетны и не оставили после себя потомство.
Из-за нахождения в церкви мощей некоторых мучеников из этих десяти тысяч. Веницианка, одетая по последней моде (того времени), как считают, принадлежала к знатной семье, заказавшей немцу её портрет. Младенец – Иисус раздает всем венки роз. В Нидерландах великий художник стал жертвой неизвестной болезни. Художник нарисовал в 1495 году портрет супруги под названием «Моя Агнесса». Работал в основном в Нюрнберге. Германия. Яркой иллюстрацией влияния итальянской живописи на творческий стиль Дюрера служит его 13 «Автопортрет», созданный в 1489 г. Вместо обычного нейтрального монохроматического фона на картине изображен интерьер, с окном, через которое вдалеке видны горы, что является характерной особенностью венецианских и флорентийских картин того времени. Стремлению найти идеальные пропорции в изображении человека, вероятно, способствовало знакомство с венецианским живописцем и графиком Якопо де Барбари, который считал, что идеальное изображение человека можно создать с помощью геометрических вычислений.
Так же как и смуглая кожа или темные волосы. Картина написана по заказу покровителя Дюрера для церкви Всех Святых в Виттенберге. Прекрасная задумчивая дева похожа и на «Лауру» Джорджоне. Мученичество десяти тысяч христиан. Альбрехт переехал в Базель, центр книгопечатания. Взор с какой-то неотступной требовательностью обращен на зрителя.
Многие мастера горячо сочувствовали выступлениям Мартина Лютера, в их числе был и Дюрер, а художник Лукас Кранах Старший финансировал издание Библии, переведённой Лютером на немецкий язык. Скорее всего эта гравюра навеяна книгой знаменитого писателя и философа эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1469—1536) «Руководство для воина Христова» (1501 г. ). Париж. Влияние Джованни Беллини на творчество Дюрера прослеживается в портретах мужчин и женщин, созданных между 1505 г. и 1507 г. В 1506 г. в Венеции Дюрер завершил работу над одной из самых своих знаменитых работ – алтарь «Праздник венков из роз» (The Feast of the Rose Garlands) для погребальной часовни в церкви Святого Варфоломея в Германии. В феврале 1507 г. художник вернулся в Нюрнберг и через два года приобрел большой дом, в котором в настоящее время находится музей Дюрера.
Следом идет Дрезденский алтарь и Семь скорбей – обширный полиптих. Иоанн и Павел стоят ближе к зрителю, они ярко освещены их широкие плащи (алый у Иоанна и синевато-серый у Павла) кажутся разноцветными половинами приоткрытого занавеса. Две картины изображают апостолов Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка.
Каждая гравюра как бы является продолжением предыдущей и предваряет следующую. На портрете автор смотрит строго перед собой и держит руку на середине груди, что характерно для отражений Христа. Праздник четок (точнее следовало бы называть Праздник венков из роз) — работа исполненная для одной из венецианских церквей. В этих работах уже видна рука и своеобразный почерк Дюрера.
Об успехах мальчика свидетельствует «Автопортрет» (A self-portrait), созданный в 1486 г. и находящийся в галерее Альбертина. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия. За эту его наглость современники жестоко критиковали художника.
Большую часть времени он провел в Венеции изучая творчество Джованни Беллини (Giovanni Bellini), ведущего венецианского мастера живописи Раннего Ренессанса. Вольгемут, помимо создания живописных полотен, занимался графикой. В Венеции Дюрер побывал еще раз в 1505—1507 годах.
Совершил такое путешествие и молодой художник Дюрер. Автопортрет с остролистом. На всаднике — доспехи, в руке — копьё. Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. Мастер обратился к довольно редкой теме, позволяющей объединить в одном картинном пространстве легендарные фигуры и реальные лица.
Последние годы жизни Дюрер провёл в Нюрнберге за работой над трактатами «Руководство к измерению» и «Четыре книги о пропорциях». Знатная красавица не позирует, она серьезна и сосредоточена на своих мыслях. Дополнительное свидетельство этого трактования – веточка чертополоха в руке. Руки модели, лежащие на постаменте, хорошо известный прием создания иллюзии близости между зрителем и портретируемым.
Сзади плетётся дьявол со свиной головой, увенчанной причудливым гребнем. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на костлявой кляче. «Портрет венецианки», один из лучших женских образов эпохи Возрождения, был создан Альбрехтом Дюрером во время его пребывания в Италии. Руки Молящегося. Альбрехт Дюрер (1471-1528) родился в городе Нюрнберг в семье ювелира Альбрехта Дюрера Старшего (Albrecht Drer the Elder). C 1477 г. Альбрехт начал посещать латинскую школу и, после нескольких лет учебы, приступил к изучению основ ювелирного дела и рисования под руководством отца. Некоторые картины Дюрера были впоследствии написаны в такой же манере. Совершенно правильное лицо, обрамленное волнистыми прядями длинных волос, напоминает канонический лик Христа.
Резко контрастируют с тёмно-зелёным фоном картины одеяния Анны. Нокогда он увидел «Мадонну, кормящую грудью», он попросил Дюрера принести кисти. В богатом графическом наследии А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, которые вошли в историю живописи под названием «Мастерские гравюры».
Святой Иероним Стридонский (IV—V вв. ) — один из Отцев западной церкви, приближённый папы Дамаса I, затем настоятель монастыря в Вифлееме, прославившийся переводом Библии на латинский язык, — был покровителем учителей и учащихся, богословов и переводчиков. Было предположение, что художник отразил четыре возраста человека или же времена года. Вот таким образом венецианки волосы искусственно высветляли. В 1517 г. монах-богослов Мартин Лютер (1483—1546) выступил в Виттенберге с решительным осуждением торговли Католической церковью индульгенциями — письменными отпущениями грехов. По возвращении из Италии Альбрехт Дюрер открыл свою мастерскую и последующие 10 лет посвятил изготовлению гравюр на дереве и меди. Другая версия этой истории рассказывает, правда, о известном тогда венецианском живописце Джиованни Беллини (у него учился Тициан), пришедшем посмотреть на картины заезжего выскочки. Дюрер считался непревзойденным мастером книжной иллюстрации.
Также в Базеле Дюрер создал серию гравюр для книги комедий Публия Теренция, римского комедиографа. В то время Шонгауэр жил в Кольмаре и занимался гравюрами по меди. Вернувшись в Нюрнберг, вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494—1495, Венеция и Падуя). После 4 лет обучения у мастера, Дюрер отправился путешествовать и тогда же написал свою первую самостоятельную картину «Портрет отца». Он создает несколько серий ксилографий и знаменитые гравюры на меди — Рыцарь, Смерть и Дьявол, Святой Иероним и Меланхолия (1513—1514). Наряду с портретами Дюрер писал и традиционные для Северной Европы алтарные картины.
После пего осталось более шестидесяти картин и несколько сотен гравюр. Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. В нем — новое отношение художника к своей творческой миссии, уверенный взгляд на собственное «я».
Дюрер написал много автопортретов, что для того времени было достаточно необычным явлением, которое можно рассматривать как повышение статуса художника в обществе: если может быть запечатлен кистью патрон, то почему не может сам художник. Лувр. Его вояж продолжался четыре года, с 1490-го по 1494-й. Результатом творческих поисков Дюрера стала знаменитая гравюра на меди «Адам и Ева», созданная в 1504 г. Осенью 1505 г. художник совершил второе путешествие в Италию. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Так, только за один год пребывания в Нидерландах Дюрер выполнил свыше 100 портретов.
Но зато полагалось подчеркнуть слегка выпирающий живот. Вот таким образом венецианки волосы искусственно высветляли. В 1490 г. период основного ученичества закончился и, по существовавшей в то время традиции, наступил период так называемого «промежуточного ученичества». Этап «промежуточного ученичества» заключался в том, что молодой художник отправлялся в путешествие для изучения творчества знаменитых мастеров живописи.
Холст. С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских гравюр» духовным автопортретом мастера. Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. Праздник четок.
Однако в планы художника не входила оседлая жизнь, он стремился к познанию чего-то нового для себя, а для этого нужно было постоянно путешествовать. Альбрехт Дюрер умер в Нюрнберге в 1528 г. на пятьдесят восьмом году жизни.