Шонгауэр умер 2 февраля 1491 года. Первый из европейских художников, написавший автобиографию. При этом гравюра и рисунок занимают у него порой даже ведущее место. Во Франкфурте-на-Майне установлена статуя Карла Великого, созданная по картине Дюрера с изображением императора (1513) для Городского совета Нюрнберга. Вслед за этим портретом, работы Дюрера желают иметь и Нюрнбергские патриции. Но как известно, продолжения серии гравюр, посвященных Меланхолии, у Дюрера больше не было. Вторая версия опиралась на психологические учения того времени, которые гласили, что существуют три вида меланхоликов.
Воин представлен на фоне скалистого дикого пейзажа. В 1510-е годы у Дюрера начинают преобладать графические листы. Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы. Некоторые исследователи связывают гравюру с темой «Суда Париса» и рассматривают ее как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мучениям. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки.
Любой витраж всегда плод совместных усилий художника-дизайнера и стекольщика, которому часто приходилось выполнять повторный рисунок в полный размер будущего окна перед началом работы. Стоит сказать, что данное произведение и его сюжет создано в духе античного времени. Уже после смерти Дюрера Пиркгеймер, вспоминая своего друга, отзывался о нём как о «добром лютеранине».
Поклоняющиеся разделены на четыре группы: внизу справа – миряне, слева – церковнослужители, вверху справа – пророки с Иоанном-Крестителем во главе, слева – Богоматерь и мученики. Картина насыщена мелкими объектами — символами, которые бросаются в глаза наблюдателю. Он создал ее в конце своей жизни.
«Von der menschlicher Proportion еtс» (Нюрнб. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках. с грушей», «Б. Отцом его был выходец из Венгрии, серебряных дел мастер. Так как ремёслами в Нюрнберге, в отличие от других городов, где всё было подчинено гильдиям, управлял Городской совет, мастера здесь пользовались большей свободойK 3. Некоторые исследователи видят подтверждение того, что Дюрер совершил путешествие в Италию в 1493/1494—1495 годах, в его письме из Венеции Пиркгеймеру от 7 февраля 1506 года, где художник говорит о тех работах итальянцев, которые понравились ему «одиннадцать лет назад», но теперь «больше не нравятся». В 1505 году Дюрер уехал в Италию.
Всего Дюрер создал более 370 работа в технике ксилографии и более 80 медных гравюр. Набросок карты с градусной сеткой, по-видимому, сделал Стабий.
Площадь Тиргертнерторплатц, рядом с которой он расположен, носит неофициальное название «площадь Дюрера». С 1512 года главным покровителем художника становится император Максимилиан I. Став к тому времени известным мастером гравюры, Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора: «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией (3, 5м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок33. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделял много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В области печатной графики Дюрер также не знал себе равных – он был признан мастером европейского уровня в области ксилографии. Альбрехт Дюрер (1471-1528) – немецкий художник и график, один из величайших мастеров Северного Возрождения.
Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость. Художественные искания Дюрера завершила картина Четыре апостола (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей.
Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ. Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте. Э. Панофский, следуя методу «скрытого символизма» изучал связь формы и содержания в произведениях художника. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Возможно, этот автопортрет был предназначен в подарок невесте Дюрера. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу.
Во время путешествия он оттачивал свое мастерство у разных мастеров в разных городах. На переднем плане мирно спит маленькая собачка и грозный лев – это обязательная часть легенды о Иерониме Блаженном. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия. Она построена на оттенках коричневого, черного и белого.
Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу. Одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годами (предполагаемым первым и вторым путешествиями художника в Италию) считается «Поклонение волхвов»2829, написанное для Фридриха III. В серии портретов 1520-х годов (Я. Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем и др. ) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии.
На центральной части его изображено Рождество (ок. После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св. Одна часть исследователей (в том числе Г. Дехио, Б. Хендке) считала, что в Германии не было периода Возрождения и Дюрер и его современники относились к художникам поздней готики. Сохранилось около тысячи (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoДжулия Бартрум говорит о 97045) рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений.
Она была написана Дюрером для нюрнбергской ратуши. Здесь он вошел в круг книгопечатников и гуманистов. Знаменитым стал второй (тиражированный) экслибрис Пиркгеймера— геральдический знак с девизом в центральном поле «Себе и друзьям» (девиз, который впоследствии использовали многие библиофилы). В следующем Автопортрете (1500, Мюнхен, Старая пинакотека) художник являет себя не в трехчетвертном повороте, а строго в фас. После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как художник.
Массивные камни, сложенные в пилоны и арки. Дюрер познакомился с работами знаменитых нидерландских художников: Хуберта и Яна ван Эйков (Гентский алтарь), Рогира ван дер Вейдена, Хуго ван дер Гуса, Дирка Боутса, Мемлинга.
Среди исследователей творчества Дюрера существуют разногласия в толковании этого диптиха— некоторые, вслед за каллиграфом Иоганном Нейдёрфером (de), выполнившим по заданию художника надписи на картине (цитаты из Библии в переводе Лютера), видят в «Четырёх апостолах» лишь изображения четырёх темпераментов, другие — отклик мастера на религиозные разногласия, потрясшие Германию и отражение идеи «несоответствия гуманистической утопии и реальности». Еще в 1484 году он создал рисунок серебряным штифтом, представленный в начале статьи. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. В 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис». Внимание на изображении привлекает крылатый Гений, склонившийся над раскрытой книгой.
Учёба в 1490 году по традиции завершилась путешествием (нем. Советский искусствовед Ц. Г. Нессельштраус так анализирует эту гравюру:. Первый европейский художник, который написал автобиографию. Картина наполнена торжественными нотами, считается самой пафосной в творчестве Дюрера.
Яркой иллюстрацией влияния итальянской живописи на творческий стиль Дюрера служит его 13 «Автопортрет», созданный в 1489 г. Вместо обычного нейтрального монохроматического фона на картине изображен интерьер, с окном, через которое вдалеке видны горы, что является характерной особенностью венецианских и флорентийских картин того времени. Стремлению найти идеальные пропорции в изображении человека, вероятно, способствовало знакомство с венецианским живописцем и графиком Якопо де Барбари, который считал, что идеальное изображение человека можно создать с помощью геометрических вычислений. Огромно графическое наследие мастера — около 900 листов. Также Дюрер получил от Максимилиана грамоту (Freibrief), защищавшую от копирования его гравюры на дереве и меди. Брак был бездетным известно, что оба брата художника: Эндрес (1484—1555), золотых дел мастер и Ханс (1490—1538), художник и гравёр, впоследствии придворный художник Сигизмунда I, также умерли, не оставив потомства20. Детей у них не было. В 1494 г. Дюрер отправился в Италию. В «Семейной хронике» он ничего не пишет об этой поездке. 1490-1494 – годы странствий, обязательные для того, чтобы получить звание мастера.
Композиционно и духовно они едины. Изображение лисьего хвоста связывалось с представлением о лжи, лицемерии, стремлением урвать свою долю земных благ хитростью. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. В наиболее известном из них, «Автопортрете в образе Христа» (1500), мастер пластическими средствами проводит смелую мысль, что всякий художник — творец, а значит, подобен Богу. Здесь он нарисовал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город.
Работал в основном в Нюрнберге. В 1513 году художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана». Было предположение, что художник отразил четыре возраста человека или же времена года. Пытливый ум Дюрера и его интерес к личности с особой силой проявились в его автопортретах. Позднее Дюрер принял участие в иллюстрировании одного из изданий «Молитвенника императора Максимилиана». Святой Иероним напряжённо работает, в руке его перо, голова окружена сиянием.
Этим достигается своеобразная близость героя картины и зрителя. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). В это время выполнял множество официальных заказов Альбрехт Дюрер. «Начала» были детально изучены художником, однако, не без проблем: вероятно, Дюреру не хватало познаний в латыни и он обращался за помощью к Николасу Кратцеру, который переводил книгу Евклида на немецкий язык.
Одна из важнейших картин последних лет — диптих «Четыре апостола», который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году. Во второй книге, вслед за Альберти, для измерения человеческой фигуры Дюрер использует шкалу, подобную так называемой «эксемпеде Альберти». Ни у одного из мастеров дюреровского времени нет такого количества автопортретов.
Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Сопоставление — явно умышленное и весьма многозначительное.
Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 г. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Эти произведения искусства являются одновременно ценнейшими памятниками науки. Обязательные для художника тех времен «годы странствий» (1490 — 1494) он провел в городах верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Позднее Дюрер переехал в Базель. Оно включает в себя 36 отдельных композиций изображающих святых и сцены из легенды про четырнадцать святых помощников. Здесь Альбрехт изображен 13-летним ребенком.
Рисунок с видом на Кьюзу был использован позднее в гравюре «Немезида» (ок. Вначале Дюрер использовал указания Барбари и Витрувия в комплексе с принятым в средневековье построением человеческого тела на основе геометрических фигур (позднее он отказался от сочетания этих методов). В 1860 году в Париже вышла четырёхтомная монография Эмиля Галишона (фр. Emile Galishon) «Альбрехт Дюрер: его жизнь и творчество». Создание новой теории фортификации, по словам самого Дюрера, было обусловлено его заботой о защите населения «от насилий и несправедливых притеснений». Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Колористическая гамма всех автопортретов весьма скупа и сдержанна.
Эта болезнь мучила его до конца жизни. Нынче картины Альбрехта украшаю музеи разных столицах Европы, среди которых Вена (Музей истории искусств), Прага, Мадрид и т. д. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и (по мнению некоторых исследователей) Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов9. Нюрнбергский Дом Дюрера в Циссельгассе (сейчас— улица Альбрехта Дюрера, 39), где он жил и работал с 1509 года до своей смерти, был приобретён городом в 1826 году.
Дюрера с почётом приняли братья покойного (Каспар, Пауль, Людвиг) и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской художника. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Печатная графика стала для него верным средством заработка. Об этом рассказывал лично сам Дюрер в автобиографии «Семейная хроника» — эта автобиография стала первой в западноевропейской истории искусств. Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве Апокалипсис (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Свидетельством того, как бережно относился художник к рисунку, является тот факт, что сохранились даже его ученические работы. Сумма любой пары симметрично расположенных относительно центра квадрата чисел равна 17.
В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. В 1495—1496 годах Дюрер занялся и гравировкой на меди. Результатом творческих поисков Дюрера стала знаменитая гравюра на меди «Адам и Ева», созданная в 1504 г. Осенью 1505 г. художник совершил второе путешествие в Италию. В основе композиции лежит античная группа «Три грации», но художник добавил четвертую фигуру. Георгия с драконом.
В 1513—1514 годах Дюрер создал три графических листа, шедевры резцовой гравюры, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Художник фиксирует всё, что привлекает его внимание, описывает произведения искусства и достопримечательности, которые ему довелось увидеть, обычаи и нравы местного населения, отмечает имена тех, с кем познакомился в это время. Наряду с портретами Дюрер писал и традиционные для Северной Европы алтарные картины.
1526) дает прекрасные наставления по перспективе. Создал труд «Руководство к измерению циркулем и линейкой», предназначенный в первую очередь для художников. Дюрер не учился в университете. Праздник четок (точнее следовало бы называть Праздник венков из роз) — работа исполненная для одной из венецианских церквей. С особой интенсивностью и упорством Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. Звание мастера (а с ним и право открыть собственную мастерскую) Дюрер получил, вероятно, выполнив росписи на «греческий манер» в доме нюрнбергского горожанина Зебальда Шрейера.
Эта картина напоминает Диспут Рафаэля. Некоторое время он провёл в Страсбурге. В последние годы жизни мастер создал целый ряд замечательных портретов, среди которых «Портрет императора Максимилиана» (1519), «Портрет Бернарда фон Рейзена» (1521), «Портрет мужчины в берете» (1521). Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt— «дверь»8. ) буквально перевёл на немецкий как Trer впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Drer. Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три мастерские гравюры на меди: Всадник, смерть и дьявол (1513) – образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы Меланхолия (1514) Праздник четок 1506, Национальная галерея, Прага как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека Святой Иероним (1514) – прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли.
Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. История картины поражает своей символичностью. Однако, в отличие от Альберти, Дюрер обмеряет не фигуру, близкую к идеальной, а различные её варианты (всего восемь). На этом холсте он написал свой автопортрет в анфас. Это был сложный, во многом дисгармоничный период.
В то время в Венеции работали такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как Тициан, Джорджоне, Пальма Веккио, однако, «наилучшим в живописи» (pest in gemell) Дюрер считал Джованни Беллини, картины которого произвели на него впечатление невероятными силой и глубиной колорита и с которым, в отличие от других итальянских художников, у него установились дружеские отношения. В то же время он отмечал, что главное в обороне — стойкость защитников. Дюреры породнились с семьёй, занимавшей в Нюрнберге более высокое положение: Ханс Фрей, владелец мастерской по изготовлению точных инструментов, был членом Большого Совета города, а мать Агнес происходила из обедневшего дворянского рода1819.
В области печатной графики Дюрер не знал себе равных. В нем — новое отношение художника к своей творческой миссии, уверенный взгляд на собственное «я».
Так, только за один год пребывания в Нидерландах Дюрер выполнил свыше 100 портретов. Однако весь опыт изучения реальности, приобретенный им за это время, не мог быть отброшен. Художник изобразил типичных представителей городской среды, в «Жизни Марии» любовно переданы многочисленные бытовые подробности, всё это делало произведение ближе к зрителю, заинтересовывало его серия была очень популярна у современников5960.
И тогда же как творческий итог художественной деятельности и завещание потомкам пишет знаменитую картину Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). Ему принадлежит идея составление автобиографии художников.
Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии. Переплетенные и изгибающиеся под неестественными углами лестницы. В Венеции художник выполнил по заказу немецких купцов «Праздник венков из роз» (или «Праздник чёток», Прага, Национальная галерея) для церкви Сан-Бартоломео30, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако деи ТедескиK 5. Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. Разводные мосты, повисшие внутри здания.
C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Вот таким образом Дюрер, считавший себя меланхоликом, пишет на гравюре: MELENCOLIA I. По третьей версии: «I» – это вовсе не римская цифра, а латинская буква «i». Тружеником стал брат и, когда настало время обратно меняться местами, руки брата столь огрубели, что он уже не имел возможности стать художником.
На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. В 1500 году типография Кобергера выпустила «Страсти св. Незадолго до начала обучения Дюрера (1486) в мастерской был выполнен один из крупнейших витражных заказов в Нюрнберге: оформление церкви Святого Лаврентия. В поздних работах Дюрера, некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму.
В издании первых серий ему помогал Антон Кобергер. 1501). В ней, в отличие от живописи, раньше появились и легче приживались новые жанры.
Финансовые трудности, постоянно испытываемые императором, не позволили ему вовремя расплатиться с Дюрером. Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Творчество Альбрехта Дюрера многообразно.
Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Эта гравюра считается одной из лучших работ Дюрера. Альбрехт Дюрер, вырос в семье ювелира, вот таким образом, не удивительно, что увлечение искусством в мальчике проснулось еще в детском возрасте. После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св.
С 1512 года главным покровителем художника становится император Максимилиан I. Став к тому времени известным мастером гравюры, Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора: «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией (3, 5 х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Сюжет «Прогулки», на первый взгляд, незамысловат: молодая бюргерская пара в богатых костюмах прогуливается за городом, на заднем плане виден сельский пейзаж и дерево. Руки Молящегося. Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера (de), приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века и Барбары Хольпер. В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М. Шонгауэра.
Вокруг также размещены разнообразные предметы: гвозди, пилы, щипцы, молоток, линейка с рубанком. Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди57. В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена). Подтверждение того, что Дюрер совершил путешествие в Италию в 1494—1495 годах, находят в его письме из Венеции Виллибальду Пиркгеймеру от 7 февраля 1506 года, где художник говорит о тех работах итальянцев, которые понравились ему «одиннадцать лет назад», но теперь «больше не нравятся». Он гравировал иллюстрации для изданных Конрадом Цельтисом «Сборника комедий и стихов» Росвиты (1501) и для его «Четырёх книг о любви» (1502).
Несколько ранее Дюрер выполнил для курфюрста Саксонии «Дрезденский алтарь» и полиптих, вероятно, с помощниками— «Семь скорбей» (около 1500). Несколько ранее Дюрер, вероятно, с помощниками выполнил для курфюрста Саксонии полиптих «Семь скорбей» (около 1500).
А в совокупности с меланхолией – означает «Прочь, меланхолия». И последняя, самая более вероятная. Картины его в этом жанре многочисленны и весьма интересны. Учёба в 1490 году по традиции завершилась путешествием (нем. Wanderjahre), во время которого подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Один из результатов исследований художником строения тела человека— известная гравюра «Адам и Ева» (1504). Вначале Дюрер использовал указания Барбари и Витрувия в комплексе с принятым в средневековье построением человеческого тела на основе геометрических фигур (позднее он отказался от сочетания этих методов). К 400-летию со дня смерти Дюрера немецким медальером Фридрихом Вильгельмом Хёрнляйном была изготовлена памятная медаль88.
Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю». Краткое содержание вышеупомянутого трактата важно знать для понимания образа воина. Здесь Дюрер воплотил в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен. Его новаторские приёмы в ксилографии приблизили по средствам художественной выразительности этот вид гравюры к гравюре на металле.
Два других, посвященных страстям Христа, отличаются драматической экспрессией. Они принесли ему европейскую известность. Помощь в работе над этими книгами оказали друзья художника из числа учёных. И вода низвергалась с такой высоты, что казалось, что она течет медленно.
В 1914 году, после сноса моста, памятник был перемещён в Исторический музей. В первую книгу автор включил обмеры пяти человеческих фигур при помощи делителя. Дюрер заслужил широкую известность как математик, прежде всего, геометр (в то время немецкие учёные почти не занимались решением геометрических задач) изучавший теорию перспективы, построения геометрических фигур и разработку шрифтов. Первый из европейских художников, написавший автобиографию. В сохранившихся рукописях остался план этого труда, судя по нему, Дюрер намеревался написать книгу, по полноте охвата проблем, стоящих перед живописцем, не имевшую аналогов.
Однако большая часть исследователей предполагает, что художник был в Италии 1494—1495 годах21 (существует также мнение, что до 1506 года Дюрер там не бывал)22, где, возможно, знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди, Джованни Беллини и других мастеров. В некоторые из картин, написанных после его второго возвращения из Италии, например, «Мученичество Десяти тысяч» (Martyrdom of the Ten Thousand) и «Поклонение Святой Троице» (Adoration of the Trinity) искусствоведы отмечают влияние Андреа Мантеньи. В 1512 г. в Нюрнберг с визитом прибыл император Священной Римской империи Максимилиан I (The Holy Roman emperor Maximilian I), который принял Дюрера на службу и до 1519 г. художник, в основном, работал по его заказам. В 1521 г. Дюрер посетил города Брюгге и Гент и ознакомился с творчеством выдающихся фламандских мастеров XV в. Яна ван Эйка (Jan van Eyc), Рогира ван дер Вейдена (Rogier van der Weyden), Хуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes). После возвращения в Нюрнберг здоровье Дюрера стало ухудшаться. C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу.
Отметим, что именно Альбрехт первым в Германии начал изучать обнаженную натуру. В эти годы он создал автопортрет (1484, Альбертина, Вена) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485, Гравюрный кабинет, Берлин). В последней работе (фото ее представлено выше) Альбрехт изображен строго в фас. Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 году. Так, на обороте рисунка «Адам» (1507, Альбертина, Вена) изображена фигура человека, созданная с помощью дуг, окружности, квадратов. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер».
В 1521 году, когда распространился ложный слух о том, что Лютер после Вормского рейхстага был схвачен, Дюрер записал в своём «Дневнике путешествия в Нидерланды»: «О боже, если Лютер мёртв, кто отныне будет так ясно излагать нам святое евангелие. » Дюрер придерживался взглядов «иконоборцев», выступавших против обожествления «чудотворных» изображений, однако, как явствует из «Посвящения Пиркгеймеру» в трактате «Руководство к измерению», не настаивал на том, чтобы произведения искусства были удалены из церквей. Он был не просто художником, не просто литографом или графиком. Этот графический цикл является самым ясным и спокойным по настроению. Творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528) интересно тем, что он выполнял гравюры одинаково успешно и на меди и на дереве. Ярчайшим примером Дюрерской ксилографии является его серия из 15 гравюр, созданных для иллюстрации «Апокалипсиса». Так, судя по письмам к Якобу Геллеру, для которого Дюрер писал алтарный образ «Вознесение Марии», этот франкфуртский купец был недоволен увеличением сроков работы и художнику пришлось объяснять, что произведение высокого качества, в отличие от рядовых картин, требует большего времени для исполнения. Художник активно работал в жанре графического портрета, встречался с местными мастерами и даже помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла.
С 1512 года художнику стал покровительствовать император Максимилиан I. Ему было доверено работать над ксилографией «Триумфальной арки» для императора. Вернувшись в Нюрнберг, вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494—1495, Венеция и Падуя). В 1585 году, когда Рудольф II приобрёл картину Дюрера, рама осталась в Нюрнберге.
Распространённое на территории Европы братство чёток, по легенде основанное св. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему. Эти работы, выполненные на дереве, Альбрехт создал в 1498 году.
Апостолы Петр, Иоанн, Павел и Марк изображенные в натуральную величину и разделенные попарно (написаны на двух отдельных досках), являют собою олицетворение четырех темпераментов и это важная составляющая замысла, выраженная всем образно-пластическим строем картин. Позднее Дюрер переехал в Базель. В Нидерландах великий художник стал жертвой неизвестной болезни. С 1507 года художник начал работу над созданием учебника живописи. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве Большие Страсти, около 1497–1511, Жизнь Марии, около 1502–1511, Малые Страсти, 1509–1511). Г. Вёльфлин в своей работе («Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса») проследил на примере его творчества как складывалось немецкое культурное сознание под воздействием идей итальянского Возрождения.
Сюжет картины полон неоднозначных аллегорий и ярких символов. Среди исследователей творчества Дюрера существуют разногласия в толковании этого диптиха— некоторые, вслед за каллиграфом Иоганном НейдёрферомK 18, выполнившим по заданию художника надписи на картине (цитаты из Библии в переводе Лютера), видят в «Четырёх апостолах» лишь изображения четырёх темпераментов10, другие— отклик мастера на события (религиозные разногласия, крестьянская война), потрясшие Германию и отражение идеи «несоответствия гуманистической утопии и реальности»46. Тогда Альбрехт принялся изучать работы этого мастера, общаясь с его сыновьями, которые тоже были художниками. В 1494 году вернулся в Нюрнберг Альбрехт Дюрер. Личность Альбрехта Дюрера известна своей многогранностью.
1500, Мюнхен, Старая пинакотека). Именно тогда состоялась женитьба на Агнесе Фрей, а также открытие собственной мастерской. Дюрер также внес эту космичность и вневременность в свое произведение. В Венеции Дюрер побывал еще раз в 1505—1507 годах.
Кроме того, это одна из самых мажорных по интонации картин. Небеса и земля сливались в одно великое целое. Одна из важнейших картин последних лет— диптих «Четыре апостола», который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году. Наряду с многочисленными чертежами, схемами и рисунками, посвященными решению этой задачи, возникают две картины, составляющие одно нерасторжимое целое — Адам и Ева (1507, Мадрид, Прадо). И когда я встал утром, я нарисовал все это наверху. Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости.
Он также продолжал писать картины на религиозные сюжеты. Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей66. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни.
Список их следующий: выполненный в 1520 году углем Эразм Роттердамский, а также работы 1521 года Лука Лейденский (выполнена серебряным карандашом), Агнес Дюрер, при создании которой использовался металлический карандаш и др. В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганн Стабий (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа. Есть вероятность, что и ещё одна венецианская работа Дюрера «Христос среди учителей» также предназначалась Беллини. Они отличаются редкой образной сосредоточенностью и лаконизмом.
В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Праздник четок является одной из самых больших работ Дюрера (161, 5 х 192 см). Ссылаясь на «древних», Дюрер строил кривые второго порядка как конические сечения82. Учёба в 1490 году по традиции завершилась странствиями (нем. Wanderjahre)K 2, во время которых подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость.
Интересен визуальный приём – на переднем плане руки художника, лежащие на постаменте. Эти работы выполнены мастером с виртуозной тонкостью. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора. Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана».
На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел. Биография и творчество его были отмечены в это время важными событиями.
Альбрехт Дюрер (Albrecht Durer) (1471-1528). Немецкий художник и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Большую часть времени он провел в Венеции изучая творчество Джованни Беллини (Giovanni Bellini), ведущего венецианского мастера живописи Раннего Ренессанса. Вот таким образом не случайно на пике всадника прикреплен лисий хвост, примета рыцаря — разбойника. Ящерица — символ притворства, злого демона. «Дневник путешествия в Нидерланды» Дюрера по форме является приходно-расходной книгой, однако он даёт яркую и полную картину этой поездки.
Эти работы Дюрера были наиболее известны среди его современников. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. По краям карты приведены мастерские изображения нескольких дующих на Землю ветров. После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как художник.
Альбрехт уже в ранней работе, выполненной около 1499 года (портрет Освальда Креля) предстает сложившимся мастером. Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата.
В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М. Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь». ) буквально перевёл на немецкий как Trer впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Drer. Известно, что 14 книг из его библиотеки художник украсил своими рисунками: это были труды Лукиана, Фукидида, Теофраста, Аристофана, Аристотеля («Органон», «Этика», «Политика»), комментарии Симпликия.
Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер. Еще в детстве братья договорились заниматься живописью по очереди, так как известность и богатство от этого ремесла приходит не сразу и не всем, один из братьев должен был обеспечивать существование другого. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем.
Это выполненные на дереве Большие страсти (около 1498-1510 гг. ), а также две серии гравюр на меди Малые страсти (годы создания – 1507-13 и 1509-11). «Мельница»), в Вене («Костюмы» и «Страсти Господни»), Лондоне, Мюнхене («Молитвенник импер. Задержка выпуска гравюры «Святой Филипп», законченной в 1523 году, но отпечатанной только в 1526 году, возможно, произошла из-за сомнений испытываемых Дюрером в отношении изображений святых даже если Дюрер не был иконоборцем, роль искусства в религии в последние годы жизни он подверг переоценке. Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо). Альбрехт провел это время в городах Верхнего Рейна (Страсбург, Кольмар, Базель).
Konrad Heinfogel). Мученичество десяти тысяч христиан. По всей вероятности, Дюрера не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием «сфумато» и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.
Одно из самых загадочных произведений Дюрера. Он тщательно прописал каждую деталь внешности, ведь в них и есть индивидуальность героя. Разработкой методов проектирования Дюрер интересовался уже как художник. В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д.
Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие. С этим связана одна история: неизвестная болезнь сопровождалась увеличением селезёнки, так вот, когда он послал письмо доктору с описанием симптомов, то вложил рисунок самого себя, где он указывал на селезёнку и подписал Там, где жёлтое пятно и на что я указываю пальцем, там у меня болит. Все напоминает о временности бытия. Портрет в 1520-е годы становится основным жанром в творчестве Дюрера.
Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 году65. По многообразию и обширности его можно сопоставить только с творениями Леонардо да Винчи.
Сторонники версии первого путешествия в Италию обращают также внимание на воспоминания нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля, который в своей «Книжечке в похвалу Германии» (1508) называет визит Дюрера в Италию в 1506 году «вторым»21. Впоследствии Кеплер опирался на них в своих работах. Экслибрис – книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Он побывал в Падуе и Венеции в 1494-95 годах. Сохранилось около тысячи (Джулия Бартрум говорит о 970) рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений.
Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515). К стене приставлена лестница, а позади виднеется радуга. Пешеходные мостки на страшной высоте. Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, художник, график, гравер.
В Ландау-Нуссдорф в 2002 году был возведён мемориал в память о Крестьянской войне, разработанный Питером Браухле по мотивам чертежа «Крестьянской колонны» Дюрера (ок. Сам Дюрер также принимал участие в многолетней подготовке издания «Географии» Птолемея на латинском языке, которую вёл В. Пиркгеймер. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. В это время появилось множество беглых зарисовок.
Многосторонность устремлений проявилась и в теоретических трудах Дюрера (Руководство к измерению. В 1490 г. период основного ученичества закончился и, по существовавшей в то время традиции, наступил период так называемого «промежуточного ученичества». Этап «промежуточного ученичества» заключался в том, что молодой художник отправлялся в путешествие для изучения творчества знаменитых мастеров живописи. В этом городе художник выполнил по заказу немецких купцов «Праздник венков из роз (en)» (или «Праздник чёток», Прага, Национальная галерея) для церкви Сан-Бартоломео, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако деи Тедески. Знакомство с сочинениями Мартина Лютера, которые, по словам художника, «очень ему помогли» (der mir aus groen engsten geholfen hat), вероятно, произошло около 1518 года. Лучшими изданиями его литературных трудов на немецком языке стали издания К. Ланге и Ф. Фузе (Drers schriftlicher Nachlass, Halle, 1893) и Э. Гейдриха (Albrecht Drers schriftlicher Nachlass, Berlin, 1910). Считается, что в Базеле Дюрер работал над гравюрами для издания комедий Теренция (осталось незаконченным из 139 досок было обрезано всего 13), «Турнского рыцаря» (45 гравюр) и молитвенника (20 гравюр)16.
Среди мирян узнаваемые реальные фигуры, старик в тёмном плаще – Маттиас Ландауэр. Здесь же хранится Графическое собрание города. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем». У ног крылатого существа дремлет собака. Картина (диптих) состоит их двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. Завершает третью книгу «Эстетический экскурс», в котором художник раскрывает свои художественные принципы10.
Сам Дюрер тесно сотрудничал с мастерской Фейта Хиршфогеля (1461—1525), обучавшегося у страсбургских мастеров68. Он проявил себя в живописи, рисунке, гравюре, экслибрисе, витраже. Значение Дюрера в искусстве гравирования — громадно. Дюрер оказал немаловажную пользу искусству и как писатель-теоретик.
Он ищет их секреты, рисуя обнаженные женские и мужские фигуры. В конце 1490-х годов Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров— серию из пятнадцати гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), воплощение эсхатологических переживаний конца века, в которой удачно сочетала позднеготический художественный язык и стилистику итальянского Возрождения26. Он был одарен как рисовальщик, гравер и художник. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела.
Следует отметить, что талант Дюрера проявился уже в первой известной его картине «Портрет отца» (Albrecht Drer the Elder with a Rosary), написанной в 1490 г. и в настоящее время хранящейся в галерее Уффици. С 1490 г. по 1494 г. Дюрер побывал во многих городах Германии, Швейцарии, совершенствуя свое мастерство живописца и графика. В 1493 г. художником была написана картина «Автопортрет с чертополохом» (Portrait of the Artist Holding a Thistle), считающаяся одним из шедевров живописи. Весной 1494 г. Дюрер вернулся в Нюрнберг, но уже через три месяца отправился в свое первое путешествие по Италии, где им были сделаны пейзажные акварели окрестностей Альп и южного Тироля. По мнению искусствоведов, на творчество Дюрера заметное влияние оказали работы флорентийского и венецианского художников Антонио Поллайоло (Antonio Pollaiuolo) и Андреа Мантеньи (Andrea Mantegna). «За» принадлежность Дюреру-младшему и то, что портрет отца написан как парный к автопортрету художника от 1498 года. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца М. Вольгемута (1486 — 1490).
В Венецию Дюрер ездил и в 1505 году, пробыл там до 1507 года. Но «наилучшим в живописи» (pest in gemell) немецкий художник считал Джованни Беллини, картины которого произвели на него впечатление невероятными силой и глубиной колорита и с которым, в отличие от других венецианских мастеров, у него установились дружеские отношения10. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника, несмотря на то, что картина «Праздник венков из роз» испорчена неумелыми реставрациями, она ясно демонстрирует это.
Разбегающиеся в разные стороны коридоры с камерами. В дополнение к «Триумфальной арке» Марксом Трайтцзаурвайном был разработан проект гравюры «Триумфальная процессия», ксилографии для него выполняли Дюрер совместно с Альбрехтом Альтдорфером и Гансом ШпрингинклееK 14. Портрет Максимилиана I. Своего покровителя Дюрер изображал несколько раз на разных картинах, а вот портрет Максимилиана первого стал одной из известных на весь мир картин.
Дюрер получил известность как математик (прежде всего, геометр). Эти руки и отражены в картине. В центре композиции – руки Иисуса, ведущего счёт своим аргументам в беседе и руки одного из учителей, свидетельствующие о «нервозности и смущении». В честь Дюрера и Пиркгеймера на площади Максплатц в Нюрнберге в 1821 году по проекту архитектора Хайделофа был возведён фонтан87.
Работа близка к искусству мастеров Италии не только мотивами, но также и своей жизненной силой, полнозвучием красок, полнокровием образов (в основном портретных), равновесием композиции, широтой письма. В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494, художнику приписывается 75 гравюр для этой книги)10. Есть вероятность, что и ещё одна венецианская работа Дюрера «Христос среди учителей» также предназначалась Беллини.
Сюжет его разными учеными толковался по-разному. В возрасте 15 лет он был отдан в обучение к выдающемуся нюрнбергскому мастеру Михаэлю Вольгемуту, который дал юноше основы мастерства. Этот этап включал в себя штудии, эскизы голов, ног, рук, драпировок. Более ранняя «Немезида» демонстрирует тип женщины, далёкой от классических канонов красоты8610, её фигура, тем не менее, судя по подготовительному рисунку (1501—1502, Британский музей, Лондон), создана в соответствии с рекомендациями Витрувия— полный рост человека равен восьми головам. Праздник четок. В музее экспонируются копии важнейших произведений художника.
Библейский сюжет, к которому общается художник, красив и наполнен глубоким символизмом. Произведения 1507—1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения. Речь идет о работах 1493, 1498 и 1500 годов. По-видимому, объяснение этому следует искать в том, что портрет — как правило, заказной — всегда служил художникам одним из эффективнейших средств упрочения своего положения в обществе и Дюрер, неизменно заботившийся о своей известности и общественном статусе, не составлял исключения. С другой стороны, обширное присутствие портретных изображений в позднем творчестве художника — свидетельство неустанного и, как правило, доброжелательного интереса Дюрера к окружавшим его людям, чей внешний облик и манеры он никогда не прекращал изучать со всем характерным для него вниманием. C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt— «дверь»), буквально перевёл на немецкий как Trer впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Drer. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве.
Впоследствии коллекция пополнилась и другими копиями картин Дюрера. Здесь он предстаёт человеком, стоящим по интеллектуальному и духовному развитию выше того уровня, который был определён его сословным положением, что было нехарактерно для автопортретов художников той эпохи52. Одним из последних полотен художника стал диптих «Четыре апостола» (1526), подаренный им Городскому совету Нюрнберга. Он создает несколько серий ксилографий и знаменитые гравюры на меди — Рыцарь, Смерть и Дьявол, Святой Иероним и Меланхолия (1513—1514).
В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем»K 9. Череп ассоциируется со смертью и первородным грехом. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер. Вероятно, Дюрер восполнял пробелы в своём образовании, читая книги из богатейшего собрания Пиркгеймера.
Без портретов сложно себе представить творчество Альбрехта Дюрера. К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521). Более 900 листов насчитывает наследие Дюрера-рисовальщика. Позднее Дюрер переехал в Базель (предположительно до начала 1494 года), бывший в то время одним из центров книгопечатания, к четвёртому брату Мартина Шонгауэра— Георгу14.
Тем не менее работы эти объединяет морально-философский подтекст, весьма сложный (истолкованию его посвящено сегодня много работ). Более ранняя «Немезида» демонстрирует тип женщины, далёкой от классических канонов красоты, её фигура, тем не менее, судя по подготовительному рисунку (1501—1502, Британский музей, Лондон), построена по Витрувию— полный рост человека равен восьми головам. Изображение собаки утверждается здесь как приверженность дьяволу, жадность и зависть. Видимо, рисование было частью повседневной жизни мастера. В издании первых серий ему помогал Антон Кобергер.
Оно изображает древо Иессея, по разные стороны которого изображены мученичество Св. Гравюра 1513 года Рыцарь, Смерть и Дьявол, а также две работы 1514 года (Иероним в келье и Меланхолия) занимают важное место в наследии Альбрехта. У Дюреров было восемнадцать детей из которых выжили восемь. Дюрер составил75 так называемый магический квадратK 19 изображённый на одной из самых совершенных76 его гравюр— «Меланхолии». Звание мастера (а с ним и право открыть собственную мастерскую) Дюрер получил, вероятно, выполнив росписи на «греческий манер» в доме нюрнбергского горожанина Зебальда Шрейера49. Особенно примечательна картина Альбрехта Дюрера «Меланхолия» – медная гравюра, которая считается самым таинственным произведением мастера.
Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер910. В Доме Дюрера также проходят временные выставки оригинальных работ художника89. Позднее Дюрер принял участие в иллюстрировании одного из изданий «Молитвенника императора Максимилиана».
Известно, что во втором итальянском путешествии он приобрёл «Начала» Евклида— эта работа лежала в основе университетского курса геометрии. Его композиция возносилась, подобно крутой стене, в пространство вселенной. Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта.
Произведения 1507—1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения. С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте. Влияние Джованни Беллини на творчество Дюрера прослеживается в портретах мужчин и женщин, созданных между 1505 г. и 1507 г. В 1506 г. в Венеции Дюрер завершил работу над одной из самых своих знаменитых работ – алтарь «Праздник венков из роз» (The Feast of the Rose Garlands) для погребальной часовни в церкви Святого Варфоломея в Германии. В феврале 1507 г. художник вернулся в Нюрнберг и через два года приобрел большой дом, в котором в настоящее время находится музей Дюрера. Автор монографии о Дюрере (1876), М. Таузинг, относил этот визит в Италию к 1492—1494 годам, то есть считал, что художник побывал там в ходе ученической поездки. Карта является, кроме того и несомненным образцом искусства гравюры.
Действие разворачивается в пространстве, построенном с соблюдением законов перспективы, такова, например, серия гравюр «Жизнь Марии». Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Художник сотрудничал с такими известными мастерами, как Ханс Шойфелайн (de), Ханс фон Кульмбах и Ханс Бальдунг Грин и выполнял гравюры для нюрнбергских издателей— Кобергера, Гольцеля, Пиндара.
В последнее десятилетие XV века художник создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499, Старая пинакотека, Мюнхен), саксонского курфюрста Фридриха III (1494/97) и автопортрет (1498, Прадо, Мадрид).
Последняя была покровительницей замужних женщин, вот таким образом изображена в чепце. Многочисленные научные труды говорят о нем как о теоретике искусств. В левом верхнем углу листа с южным полушарием помещён герб кардинала Ланга, в правом— текст посвящения, а внизу слева размещены гербы И. Стабия, К. Хейнфогеля и самого А. Дюрера и надпись на латыни: «Иоганн Стабий направил— Конрад Хейнфогель расположил звезды— Альбрехт Дюрер заполнил круг изображениями». Работа над гравюрами проходила в сотрудничестве с видными немецкими учеными Иоганном Стабием (инициатор проекта) и Конрадом Хейнфогелем (нем.
Их сравнивают с бредом, кошмаром, прорывом подсознательного. 1528). Альбрехт превратил гравюру, вслед за Шонгауэром, в один из основных видов искусства. В своём двухтомном труде (Лейпциг, 1876 второе издание— 1884) М. Таузинг сделал попытку связать жизненный и творческий путь художника с событиями современной ему эпохи90.
В произведениях, выполненных в Венеции в 1505—1506 годах, художник свободно решает самые различные жанровые и композиционные задачи — от погрудного портрета (Портрет молодой венецианки, 1505, Вена, Музей истории искусства) до большой многофигурной алтарной картины (Праздник четок, 1506, Прага, Национальная галерея). «Руководство» состоит из четырёх книг, которые обобщают достижения античности и средневековья (иногда Дюрер ссылается на неопределённых предшественников или упоминает ремесленников использующих те или иные приёмы), а также включают личные открытия Дюрера. Смысл изображения до сих пор представляет интерес для исследователей искусства. Картина была названа «шекспировской галереей» за многообразие представленных человеческих типажей. с Младенцем», «Меланхолия» (1514), «Рыцарь, смерть и дьявол» (1518), Портреты: кардинала Альбрехта Бранденбургского, курфюрста Фридриха Мудрого, Вилибальда Паркгеймера, Меланхтона, Эразма Роттердамского и др. Назовем некоторые, лучшие из их числа: «Богоматерь» (1511 и 1518), «Б.
В дополнение к «Триумфальной арке» Марксом Трейтцзаурвейном был разработан проект гравюры «Триумфальная процессия», ксилографии для него выполняли Дюрер совместно с Альбрехтом Альтдорфером и Гансом Шпрингинклее. Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве6. Цепи и кольца для крепления пут, вмурованные в стены и балки. Пребывание в Нидерландах обратилось триумфом Дюрера, он всюду был желанным гостем.
Перед зрителем предстают идеально прекрасные и вместе с тем очень живые образы первых людей. Альбрехт Дюрер (1471-1528) родился в городе Нюрнберг в семье ювелира Альбрехта Дюрера Старшего (Albrecht Drer the Elder). C 1477 г. Альбрехт начал посещать латинскую школу и, после нескольких лет учебы, приступил к изучению основ ювелирного дела и рисования под руководством отца. Его первоначальные познания в математике, возможно, были ограничены знакомством с «Бамбергской арифметикой» или «Быстрым и красивым счётом для купечества». Взор с какой-то неотступной требовательностью обращен на зрителя. Благодаря таким важным связям финансовое положение Альбрехта Дюрера исправилось и он вновь смог творить, не испытывая материальных затруднений.
Немецкого живописца и графика можно считать одним из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Однако работы Дюрера ближе по композиции к другому витражу— одному из так называемых Страсбургских окон (нем. Stropurg finster) работы страсбургского мастера Петера Хеммеля фон Андлау и его коллег по гильдии, заказанного Питером Фолкамером для хоров церкви Святого Лаврентия.
Конечно, отец сожалел о времени, затраченном на обучение, но все же, уступил сыну. В 1505 году Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса». Дюрер начал собственные исследования, которые продолжал до конца жизни. В том же году Альбрехт поступил учеником в мастерскую известного живописца и гравера, представителя нюрнбергской школы живописи, Михаэля Вольгемута (Michael Wolgemut).
Альбрехт уговорил отца отдать его в ученики к художнику. Дюрер начал собственные исследования, которые продолжал до конца жизни. Начало этому собранию было положено в 1627 году, когда Нюрнберг безуспешно предлагал баварскому курфюрсту Максимилиану копию «Четырёх апостолов» взамен подлинника, хранившегося в его мюнхенской коллекции.
Не всегда легко воспринимается творчество Альбрехта Дюрера. местах. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему15. Максимилиана»), Брауншвейге, Бремене и др.
Четыре человеческих темперамента: сангвиник (Иоанн), холерик (Павел), меланхолик (Марк) и флегматик (Пётр). Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. По мнению Дюрера, сооружение укреплений даст работу обездоленным и спасёт их от голода и нищеты. Огромное значение для Альбрехта имеет в то же время соприкосновение с искусством Италии. В последнее десятилетие XV века художник создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499, Старая пинакотека, Мюнхен), саксонского курфюрста Фридриха III (1494/97) и автопортрет (1498, Прадо, Мадрид). Те, кто видел картину, рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека. В 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис».
Трактовок символизма картины несколько. Сюжет – обращение к трактату Августина «О граде Божьем», визуализация событий после Страшного Суда. Предположительно, сохранившийся витраж был выкуплен семейством Хаберкоферов из Штраубинга, которые в прошлом уже делали заказы у Плейденвурфа69. Отличием витража в Бамберге является изначальная прорисовка Дюрером композиции в полный размер, о чём свидетельствует сохранившийся эскиз фигуры Святого Петра72. Были созданы иллюстрации и к другим произведениям, в том числе античных авторов. В последнее десятилетие XV в. художник создал несколько живописных портретов и автопортрет.
Дюрер читал также «Десять книг о зодчестве» Витрувия, работы Архимеда и других античных авторов, чему способствовали знакомства, завязанные во время итальянских путешествий и дружба с немецкими гуманистами (в частности, Пиркгеймер и Шедель обладали богатыми библиотеками, к которым Дюрер имел доступ). В то же время он отмечал, что главное в обороне— стойкость защитников10. Мировоззрение и художественное дарование Дюрера сформировались под влиянием трех людей: отца, крестного Антона Кобергера (одного из выдающихся немецких издателей и печатников) и Виллибальда Пиркхаймера — выдающегося гуманиста и поэта, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров. Первая из версий: художник задумал создать несколько работ, отображающих меланхолию, вот таким образом и начал нумеровать свои произведения. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Во время Второй мировой войны дом сильно пострадал, но был восстановлен.
Многие исследователи сходятся во мнении, что в настоящее время невозможно определить, насколько большое влияние оказал Альбрехт Дюрер на развитие изобразительного искусства и было бы оно сейчас таким, какое оно есть, не будь имени этого человека в истории мирового искусства. На столе только подставка для книг, на ней труд Святого Иеронима, распятие и чернильница. В последующих циклах «Большие страсти» (около 1497-1511), «Жизнь Марии» (около 1502-11) и «Малые страсти» (1509-11) он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики. В то время в Венеции работали такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как Тициан, Джорджоне (однако нет данных, что Дюрер встречался с ними), Пальма Веккио и другие.
В 1505 году Дюрер уехал в Италию. Знакомство Альбрехта с императором Максимилианом I относится к 1512 году. Подробности его пребывания в Венеции известны из писем (их сохранилось десять) Дюрера другу, учёному Виллибальду Пиркгеймеру.
Его имя значится у истоков сравнительной антропометрии. У Дюреров было восемнадцать детей из которых выжили восемь. В эти годы он создал такие полотна, как «Адам и Ева» (1507) и «Успение Богоматери» (1508). Картина демонстрирует великолепный пример выразительности при минимуме средств. Открытая Альбрехтом в его современниках сила духа обретает большой масштаб в диптихе Четыре апостола (на фото ниже), последней живописной работе мастера (1525 год).
В 1513 году художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана». Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504), работая над которой художник использовал рисунки с античных статуй Аполлона и Венеры62. Причина поездки неизвестна. Первоначально в нём была оборудована мемориальная комната художника.
Художник поддерживал отношения с видными деятелями Реформации: Цвингли (учением которого на некоторое время увлёкся), Карлштадтом, Меланхтоном, Корнелиусом Графеусом (Cornelius Grapheus), Николасом Кратцером. Именно его молящиеся руки изобразил Альбрехт на своей картине. Он отлично передает внутреннюю энергию модели, своеобразие характера.
Родился 21 мая в Нюрнберге в семье ювелира Альбрехта Дюрера Старшего. Боже, обрати все к лучшему. В отличие от своих венецианских работ, Дюрер не стремился передать эффекты световоздушной среды, работал с локальными цветами, возможно, уступая консервативным вкусам заказчиков. О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, которая наказывала своих детей «усердно» и часто.
После 4 лет обучения у мастера, Дюрер отправился путешествовать и тогда же написал свою первую самостоятельную картину «Портрет отца». Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю»51. В этой семье росло восемь детей из которых будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена). В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494).
Например, в гравюре «Тайная вечеря» (1523) включение в композицию Евхаристической чаши считается выражением идеи каликстинцев, хотя эта интерпретация была подвергнута сомнению. Из-за нахождения в церкви мощей некоторых мучеников из этих десяти тысяч. Дюрер (Durer) Альбрехт, немецкий художник, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Вот таким образом так задумчивы лица молодых людей. Особый смысл приобретает и безрадостный пейзаж, навевающий безнадежную тоску, куст травы с острыми и сухими листьями, безвольно гнущийся под ветром. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни12, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусстваK 1.
Младенец – Иисус раздает всем венки роз. От него осталась целая серия изображений крестьян, большая часть из которых относится именно к этим годам (гравюры на меди — «Мужская баня», «Танцующие крестьяне», «Четыре ведьмы», «Волынщик», «На рынке»). Дюрер после 1514 года работал при дворе Максимилиана I (выше представлен его портрет, выполненный Альбрехтом).
При жизни ему удалось вознести ксилографию на уровень искусства. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер. Они эффектно усложнены очертаниями огромных бархатных беретов или широкополых шляп. Когда пришло время возвращения домой, Иисус остался в Иерусалиме.
Альбрехт Дюрер (нем. Первым эскизом витража, выполненным Дюрером, считается «Святой Георгий, убивающий дракона», нарисованный между 1496 и 1498 годами. Дюрер — величайшее явление в истории человечества.
Хотя он и продолжал писать портреты, но, в основном, посвятил себя работе над теоретическими и научными трудами. Умер Албрехт Дюрер 6 апреля 1528 г. С 1512 года художнику стал покровительствовать император Максимилиан I. Ему было доверено работать над ксилографией «Триумфальной арки» для императора. Задержка выпуска гравюры «Святой Филипп», законченной в 1523 году, но отпечатанной только в 1526 году, возможно, произошла из-за сомнений испытываемых Дюрером в отношении изображений святых даже если Дюрер не был иконоборцем, роль искусства в религии в последние годы жизни он подверг переоценке44. Его характер наложил отпечаток на все виды искусства. В центре композиции автор нарисовал себя с флажком, на котором написал время написания и автора картины.
В 1495—1496 годах Дюрер занялся и гравировкой на меди. Альбрехт Дюрер начал ходить в латинскую школу в 1477 году. В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганн Стабий (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа39. Каждая из этих сцен занимает более четырёх панелей и украшена пейзажем на заднем плане.
В 1500 году типография Кобергера выпустила «Страсти св. На поясе ангела можно заметить несколько кошельков.
Так, на обороте рисунка «Адам» (1507, Альбертина, Вена) изображена фигура человека, созданная с помощью дуг, окружности, квадратов. Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауером, творчество которого сильно повлияло на юного художника, так как тот умер 2 февраля 1491 года. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. Так, судя по письмам к Якобу Геллеру, для которого Дюрер выполнял алтарный образ «Вознесение Марии», этот франкфуртский купец был недоволен увеличением сроков работы и художнику пришлось объяснять, что произведение высокого качества, в отличие от рядовых картин, требует большего времени. Немного выше изображен Путто, олицетворяющий ангельский дух. Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. В историографии творчества художника в XIX веке оформилось два направления.
Рассмотрим самые известные картины Альбрехта Дюрера, признанные мировым сообществом. В картине под названием Поклонение святой Троице, представляющей собой небольшую алтарную работу, ритмические полукружия, которые перекликаются с арочным завершением алтаря, объединяют парящих в небесах ангелов, отцов Церкви и сонм святых. В заключении третьей книги трактата Дюрер коснулся вопроса надписей на архитектурных сооружениях, а также подробно и в то же время доступно описал построение шрифтов: капитального латинского (антиквы), получившего наименование «шрифт Дюрера» и готическогоK 21. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Темницы по рисунку гораздо более экспрессивны, горячечны, чем другие работы Пиранези того же периода.
Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». Возможно, что «Мадонна с чижиком» (картины, где рядом с Марией и младенцем представлен Иоанн Креститель нехарактерны для германского изобразительного искусства), была выполнена Дюрером по просьбе Беллини. Во время путешествия в Италию он создал свои первые серьёзные картины – серия пейзажей. Художник рисовал картину специально для алтаря, но, к сожалению тот так и не был закончен. Теряющиеся в темноте и высоте колонны.
Первые, начиная с легких набросков карандашом и пером и кончая тщательно исполненными акварелями имеются в берлинском музее (напр. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Альбрехт Дюрер, немецкий художник эпохи Возрождения, родился в Нюрнберге в семье серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Автопортрет с остролистом. Одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годами (предполагаемым первым и вторым путешествиями художника в Италию) считается «Поклонение волхвов», написанное Дюрером для Фридриха III.
В четырёх углах карты северного полушария изображены в фантастических одеяниях выдающиеся древние астрономы: Арат из Сол (слева вверху), Клавдий Птолемей (справа вверху), Марк Манилий (слева внизу) и Ас-Суфи (справа внизу). В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена)34. Об успехах мальчика свидетельствует «Автопортрет» (A self-portrait), созданный в 1486 г. и находящийся в галерее Альбертина.
Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Видимо, Дюрер не задумывал создавать их как единый цикл. Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня. Подробности его пребывания в Венеции известны из писем (их сохранилось десять) Дюрера Виллибальду ПиркгеймеруK 4.
По этим данным, по свидетельству Иоганна Доппельмайра, Хейнфогель «прилежно изготовил на плоскости» расположение звёзд, «привлекая применявшийся ещё в то время каталог неподвижных звезд Птолемея, которое затем Альбрехт Дюрер снабдил надлежащими фигурами и для пользы любителей астрономии представил в гравюре на дереве». В 1511 году по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал «Поклонение Троице» — одно из самых крупных своих произведений. Основоположник сравнительной антропометрии. Знаменитым стал второй (тиражированный) экслибрис Пиркгеймера— геральдический знак с девизом в центральном поле «Себе и друзьям» (девиз, который впоследствии использовали многие библиофилы). Именно его молящиеся руки изобразил Альбрехт на своей картине. Другие (Г.
О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, которая наказывала своих детей «усердно» и часто. Дюрер разделял взгляды «иконоборцев», выступавших против обожествления «чудотворных» изображений, однако, как явствует из «Посвящения Пиркгеймеру» в трактате «Руководство к измерению», не настаивал на том, чтобы произведения искусства были удалены из церквей10. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Более ренессансное впечатление как целостное зрелище производит Поклонение волхвов (1504, Флоренция, Уффици). Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. И первый поток был очень обилен и часть его упала вдали, часть – ближе.
Средневековый мастер выражал их посредством великих символов во вневременной среде. Одна из известнейших работ – картина Альбрехта Дюрера «Руки молящегося». «Дневник путешествия в Нидерланды» Дюрера по форме является приходно-расходной книгой, однако он даёт яркую и полную картину этой поездки. Несмотря на свой успех и упрочившуюся славу (Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса»), художник тем не менее осознаёт, что не в состоянии изменить отношение своих заказчиков, считавших, по укоренившейся в Германии традиции, живописца всего лишь ремесленником. В этих работах уже видна рука и своеобразный почерк Дюрера.
Стоит сказать и о том, что Дюрер первым в Германии стал изучать обнажённую натуру. Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (Праздник четок, 1506, Национальная галерея, Прага Портрет молодой женщины, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (Адам и Ева, 1507, Прадо, Мадрид). На Автопортрете в двадцать два года (1493, Париж, Лувр) зритель видит юношу, придирчиво вглядывающегося в себя, поглощенного трудной задачей самопознания. Совершенно правильное лицо, обрамленное волнистыми прядями длинных волос, напоминает канонический лик Христа.
Все недатированные пейзажные зарисовки Дюрера, ставшие первыми в изобразительном искусстве Западной Европы акварелями в этом жанре, относятся сторонниками версии именно к итальянскому путешествию 1493/1494—1495 годов. Один из результатов исследований художником строения тела человека— известная гравюра «Адам и Ева» (1504). Создание новой теории фортификации, по словам самого Дюрера, было обусловлено его заботой о защите населения «от насилий и несправедливых притеснений». Картина демонстрирует великолепный пример выразительности при минимуме средств.
Себастьяна и битва Св. Здесь Дюрер продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель представляется в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали изображены очень тщательно и реалистично. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Одна из известнейших работ – картина Альбрехта Дюрера «Руки молящегося». На географической карте Дюрера, также выполненной в сотрудничестве с И. Стабием и К. Хейнфогелем изображён «Старый Свет»— Европа, Азия и Африка, то есть те же области, которые были картографированы Птолемеем. Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника, несмотря на то, что картина «Праздник венков из роз» испорчена неумелыми реставрациями, она ясно демонстрирует это. Большое количество деталей и их тщательная проработка удивительны.
Позже он занимался и гравировкой на меди. Они образуют своего рода триптих. Император Рудольф II позднее (1585) приобрёл картину «Праздник венков из роз» и переправил в Прагу. Художник подчеркнул вдохновение во время своих путешествий по Италии.
Стоит обратить внимание и на такую деталь. Также Дюрер получил от Максимилиана грамоту (Freibrief), защищавшую от копирования его гравюры на дереве и меди. Дюрер создал 15 ксилографий для книги «Апокалипсис».
В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем». Причина поездки неизвестна. За эту его наглость современники жестоко критиковали художника. До нас дошло больше 100 его гравюр на меди. Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), буквально перевёл на немецкий как Trer впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Drer. В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый.
В 1505 году Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса». Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера (de), приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века и Барбары Хольпер. Его «Underwegsung der messung, mit zirckel and richtscheydt, in Linien ebnen und gantzen corpore» (Нюрнб. (Однако искусствовед А. Сидоров считал, что приписывать все базельские гравюры Дюреру не стоит).
Сторонники версии первого путешествия в Италию обращают также внимание на воспоминания нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля, который в своей «Книжечке в похвалу Германии» (1508) называет визит Дюрера в Италию в 1506 году «вторым». В нижней части картины, на берегу озера, художник изобразил себя возле доски с надписью. Пугающий и настороженныйвзгляд прожигающихзрителя глаз модели сразу привлекает к себе внимание, завораживая силой внутренней экспрессии, которой обладает этот образ.
Основоположник сравнительной антропометрии. Картина написана по заказу покровителя Дюрера для церкви Всех Святых в Виттенберге. В 1520—1521 годах посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент и другие города). Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500-03, Дюрер пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513-14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в «Меланхолии» (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Св. Он стал первым человеком, который вывел искусство на уровень теоретической науки, разработал первое руководство, на немецком языке, для художников.
Возможно, что «Мадонна с чижиком» (картины, где рядом с Марией и младенцем представлен Иоанн Креститель, нехарактерны для германского изобразительного искусства), была выполнена Дюрером по просьбе Беллини., 1525 Четыре книги о пропорциях человека, 1528).