Валентина, спасибо Вам за проделанную работу: описание «Апокалипсиса» Дюрера и представление его картин.
Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей. Да, тут можно говорить не столько о гении северного Возрождения (это уже аксиома), сколько о молодом человеке, легко впитывающем, перерабатывающем информацию и стремящемся отлить это все в собственную, новую форму. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Праздник четок.
Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом. Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии. Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированы. Такое землетрясение.
Его картины Ада призваны пугать, а не дарить эстетическое наслаждение. 57 x 45 см. На лицевой стороне доски «Святой Иоанн в Патмосе» Босх изображает круг, подобный кругу в работе «Семь смертных грехов».
Взяв власть в Иерусалиме иудеи перебили всех римлян и про-римски настроенных, а в ответ на это в Цезарее в один день было умерщвлено 20 тысяч евреев. Не «не должен», а именно «не может». В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени. Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов.
19Итак напиши, что ты видел и что есть и что будет после сего. Может быть. 17И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями.
И, в то же время, планы полнолистной гравюры максимально приближены к зрителю. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. Волнения крестьян разгорались все сильнее. Капитализм я считаю низостью. Оба думают, что можно вот-вот победить.
Экспрессия и напряженность свойственны и окружающему героев пейзажу, драпировкам, одеждам. И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения. Собирать гравюру нелегко. С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте.
После того, как Дюрер однажды находит нужный тон, картины возникают одна за другой. В период Северного Возрождения это была попытка вернуться к фундаментальным духовным ценностям, как ни парадоксально, путем демонстрации самых жутких картин, описанных в книге «Апокалипсис» (Откровение Иоанна Богослова). На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. Не против Рима императорского, но против папского Рима.
Всадники, которые изображены на гравюре, – образы, которые встречаются в библии. Дюрер считался непревзойденным мастером книжной иллюстрации. Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). Стремясь выразить не передаваемую словами сущность божественного в формах и красках, Босх в качестве главного выразительного элемента виртуозно использует свет: он предстает то в виде столба огня («Низвержение грешников»), то вспышек пламени («Ад»), а в сцене Вознесения в Эмпирей превращается в ослепительный коридор-воронку. «Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство, чем другие части Нового Завета.
Ведь и его «Апокалипсис» был революционной песней и также направленной против Рима. Язык «Апокалипсиса» был сложен, в первую очередь, потому, что перевода на немецкий язык тогда не существовало. Совершил такое путешествие и молодой художник Дюрер. И ему удалось это сделать, сюжет гравюры получился интересным и гармоничным. На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий.
Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса. «Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников. 20Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки ибо совершил Бог суд ваш над ним. Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году.
И всё это хорошо иллюстрируется движением по синусоиде с вылетами в экстремы на перегибах. Крестный отец и учитель Дюрера – самый знаменитый европейский книгоиздатель. И не только потому, что отличался привлекательной внешностью. 18И произошли молнии, громы и голоса и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле.
Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени. Так, Смерть можно узнать по худому изможденному телу, а Войну по решительному и непримиримому виду. Но эти чары скоро будут разрушены. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках.
Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим. Это может быть как Всевидящее око, так и зеркало – но на этот раз – Зеркало спасения. Возрождение. Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.
В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков). Мы сознательно показали не все, чтобы было выразительно и ярко.
Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения. Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает. 11Царем над собою она имела ангела бездны имя ему по— еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион. 12Одно горе прошло вот идут за ним еще два горя.
Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, гравер. За какие-то 8-10 лет (а Дюрер начал заниматься лет с 13) культурная элита дает молодому человеку столько, что он был буквально переполнен общением с мастерами и живыми событиями эпохи. Мы предлагаем постеры на холсте и на бумаге.
Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери. После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Побуждаемый ангелом, он поднимает свой взор на небо, где видит Марию с Младенцем, «облаченную в Солнце, под ногами ее – Луна» и совсем не замечает демона, пытающегося утащить у него чернильницу. В своем труде Руководство к укреплению городов, замков и теснин, выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см.
Я состою в попечительском совете Тарусского краеведческого музея (у меня там дом в деревне). Те, кто видел картину, рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека.
«И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» – зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, — раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства. Только Богу. На других лицах написаны робость испуг или протест. ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Который также парадоксален.
Весь город спал вдвоем, а те, кто не спал, умирали. И это также является чем-то новым. Поздний Микеланджело (если допустить мысленный эксперимент) был бы с Шекспиром. Самая известная гравюра серии— «Четыре всадника Апокалипсиса».
Художник переносит действие в своё время. Заказали картину именитые немецкие купцы. В настоящее время Праздник венков из роз находится в Национальной галерее, в Праге. Она помогла атрибутировать нескольких авторов. В 1505 году Дюрер вновь уехал в Италию.
Следующий проект я бы хотел сделать по «Пляскам смерти». И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «совершенной глубины открывшейся божественности». Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису». Каждый день приходила информация и мы должны были ее обрабатывать.
Мы – очевидцы, вброшенные в Откровение подобно святому. Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. ибо в один час пришел суд твой.
Надо сказать, что в эпоху Ренессанса отнюдь не все хотели ставить автограф. С одной стороны, это может быть Макс Гигер, Ларс фон Триер и Мэл Гибсон, конечно – они явно продолжают писать натуралистическую (исторически или фантастически) «книгу наказаний». Серия из 15 гравюр иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова, была впервые опубликована в 1498 году в Нюрнберге на латыни и немецком языке. Сейчас. При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась. Может быть именно вот таким образом они так сильно занимали и занимают умы людей, даже далёких от искусства гравюры.
234-235). Это уже слишком близко, что-то интимное. Его гравюры, сделанные по принципу ксилографии (гравирование по дереву) использовал в своей книге Нюрнбергские хроники Хартман Шедель, немецкий картограф.
Здесь гуляют гигантские птицы, крысы размером с лошадь, летают рыбы и жареные гуси. В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть. 3И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Рассмотрим самые известные картины Альбрехта Дюрера, признанные мировым сообществом. В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих. И все выполнены – мистика какая-то – как-то одинаково.
И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху. Здесь присутствует так называемая «несобранность мотива»: епископ (в характерном головном уборе) император (в отчаянии схватившийся за украшенную короной голову), портящий воздух дьявол, да и все остальные персонажи внутренне не связаны друг с другом. Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника. Вольгемут, помимо создания живописных полотен, занимался графикой. А Дюрер – с Лаэртом и Высоцким.
Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Threr впоследствии она стала записываться как Drer. Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр.
Дело в том, что на обратную сторону досок нанесено крапчатое покрытие под мрамор (предположительно, самим Босхом), но у двух досок оно красное, а у других двух – черное. В Нюрнберг Альбрехт Дюрер, картины которого писались раньше в духе немецкого колорита, возвратился в 1494 году с огромным багажом знаний, полученных за четыре года странствий по Европе. Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому абсолютно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. Картины Дюрера получили одобрение учителя.
Руки Молящегося. Словно одним человеком. Отсюда два толкования: некоторые исследователи считают, что птица – это орел, который олицетворяет Иоанна Евангелиста, другие усматривают в ней пеликана, который, согласно распространенному тогда поверью, кормит птенцов собственной кровью – традиционный символ жертвы, принесенной Христом. В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море. Сценка комическая, а вовсе не трагическая.
Это, бесспорно, неслучайно, столь же неслучайно и то, что подобное явление повторилось в немецком искусстве и величайший поэт Германии открыл свое художественное творчество, полный юношеской радикальностью убеждений и страстно увлеченный идеей прогресса, так что возможно было бы говорить о родственном типе художника. В толпе солдаты и граждане, по-разному реагирующие на происходящее, одни сочувствуют Иоанну, другие смотрят осуждающе. Производительная как бы. Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей. Это лист из «Нюрнбергских хроник» Х. Шеделя, 1493 года. Есть мнение, что это фрагменты двух разных алтарей, где «Низвержение грешников» объединялось с «Вознесением в Эмпирей», а «Ад» – с «Земным Раем».
Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл. Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Но Дюрер – автор и живописных полотен.
В честь Дюрера назван кратер на Меркурии. «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений. В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. Шекспир был с Гамлетом.
И тогда появится Иисус на белом коне и обратится к вам: «Я брат ваш и раб подобно вам». Используя один из набросков с натуры, привезенных им из Венеции, Дюрер представил вавилонскую блудницу в облике прекрасной венецианки изображая ее царственно и обольстительно, как некое волшебное видение она подманивает к себе усталого странника, показывая ему кубок. Дни люди проводили в убийствах, ночи — в страхе и тревоге: пишет современник. Городской совет вознамерился задержать талантливого живописца, с предложением ему 200 дукатов в качестве годовой премии. Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др. Во время путешествия он оттачивал свое мастерство у разных мастеров в разных городах.
Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён. Стоимость плакатов отличается в зависимости от материала, на котором они отпечатаны. Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис».
После 4 лет обучения у мастера, Дюрер отправился путешествовать и тогда же написал свою первую самостоятельную картину «Портрет отца». «Страшный суд» из собрания мюнхенской Пинакотеки не без оснований считают работой исполненной в мастерской Босха, но не им самим. Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. У меня на столе лежали отчеты инспекторов двухнедельной давности. Пожалуй.
Людвиг и передал Альбрехту свой опыт. Когда низменное наступает (как вещизм в СССР после войны и разоблачения сталинизма), то трагический героизм (Высоцкого, например, левого диссидента), опираясь на, казалось бы, совсем недавнее торжество гармонии личного и общего (победу в Великой Отечественной войне), – трагический героизм думает, что можно прошлое вернуть, ведь люди – те же надо только как бы разбудить заснувших в потребительстве. Сейчас, скажем так, не век гравюры. На других лицах написаны робость испуг или протест. Истина «Апокалипсиса», говорил он, заключается не в уничтожении сущего, как часто толкуют многочисленные оракулы, а в возвращении к жизни без греха, к Богу, единому началу и одновременно цели бытия. В Базеле жил еще один из братьев Шонгауэров, Георг.
Эпоха того времени отмечена работами великих мастеров, Тициана, Пальма Веккио, Джорджоне. Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна». Ещё более усиливают актуальность книги Откровение для предреформационной Германии немецкие и венецианские костюмы и оружие, формы архитектуры, характерные для той эпохи. В пику антиподу, потребительскому католицизму, скажем так. То есть готика есть некая успокоенность после героичности (романского искусства воинствующей ценности потустороннего мира).
Эти руки и отражены в картине. 3И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. Крикнуть громче – и они проснутся. И дым ее восходил во веки веков.
Это безумно разнообразный материал. Многие тогда считали, что это время уже наступило. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора. С. 236-237).
Подавляющая часть пространства отводилась небесам и грозному Судне, там восседающему. За эту его наглость современники жестоко критиковали художника. Учёба в 1490 по традиции завершилась путешествием — за четыре года молодой человек объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1494 Дюрер вернулся в Нюрнберг, вскоре после чего женился. В «Проповедях об Евангелиях» изданных в 1489 году, Иоанн описывается следующим образом: «В сравнении с другими Евангелистами, он подобен орлу. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя).
На центральной створке показаны последние часы существования земной жизни перед Страшным судом. В Государственном Музее архитектуры им. «Апокалипсис» играет особенную роль в творческом развитии Дюрера. Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов. 76).
Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих Четыре доски, хранящиеся во Дворце дожей в Венеции, объединенные под названием «Видения загробного мира» исследователи относят к одному алтарю, центральная часть которого, «Страшный суд», не сохранилась. Мастера стремятся соединить натурализм с идеализацией классицизма. 4Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь.
Техника медной гравюры требовала ювелирных навыков, а они у Дюрера были, так как будучи еще подростком он в течение нескольких лет помогал в ювелирной мастерской своему отцу. (Самозабвенно игравший Гамлета Высоцкий играл своё идейное будущее, до которого сам почти не дожил, почти не успел разочароваться в нас, вовремя умер. ) То есть Дюрер оказался между идеалом Ренессанса в творчестве Микеланджело и идеалом Микеланджело же, но после Ренессанса. История картины поражает своей символичностью.
Что примечательно – в библейских текстах всадники появляются не все вместе, а по очереди. 4И узрят лице Его и имя Его будет на челах их. Именно здесь и родились самые известные произведения, которыми не только восхищаются ценители прекрасного во всём мире, но которые до сих пор не дают покоя многим мистически настроенным людям.
Каждая гравюра как бы является продолжением предыдущей и предваряет следующую. Много путешествовал по своей стране и по Италии, знакомился с классическим наследием, особо пристально изучая пропорции человеческого тела. 9И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.
На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. Художник расположил всадников по диагонали. По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества.
По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые абсолютно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях. Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Германия. Мученичество десяти тысяч христиан.
19И город великий распался на три части и города языческие пали и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. Он благословляет грозное апокалипсическое войско. Не так давно я открыл для себя «Большую Библию Мортье» 1700 года. Квадрат Альбрехта Дюрера).
Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества. Творчество Дюрера совершенствовалось, он успешно применял новые формы. На ней роскошное платье, обнажающее плечи, головной убор знатной венецианки, в правой руке она держит богато украшенную чашу и в целом образ ее столь прельстителен и обманчив, что никто в толпе, поклоняющейся ей, не обращает внимания на то, что она сидит на монстре, а чаша ее наполнена скверной. Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре). Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников. И Альбрехт Дюрер оказался первым, кто решил их объединить в одном произведении.
Автопортрет с остролистом. В то время Шонгауэр жил в Кольмаре и занимался гравюрами по меди. Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии. Тем не менее было бы неверным попытаться объяснить стиль «Апокалипсиса» как последнюю вспышку средневекового духа.
И если условия жизни нарушается искусство умирает. Гравюр сохранилось не так много – почему. Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Сейчас же глаз напряженно следит за толпой, творящей дела праведные и неправедные.
Картина написана по заказу покровителя Дюрера для церкви Всех Святых в Виттенберге. 2Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Эти события порождали чувство отчаяния, духовного смятения и ощущение приближающейся мировой катастрофы, как отражение этих настроений и возник «Апокалипсис».
Апостол Иоанн Богослов, записывающий Откровение (видимо, этот текст лежит у него на коленях), довольно редко выступает в качестве сюжета для алтарной створки. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости.
Одной из самых ярких работ в живописи Дюрера считается картина Поклонение волхвов. Так вот за исходное – гармонического типа идеал – было принято в качестве исторической конкретизации искусство Высокого Возрождения (слияние телесного с духовным) иллюстрируемое на Синусоиде идеалов точкой на середине синусоиды (при этом время, считаем, течёт слева направо). Он удивляет одновременно реализмом Иоанновых пяток и разнообразием семи сказочных светильников, предвосхищая «Алису в Стране Чудес». Приглядевшись к листам, увидим мерцающие оппозиции, составляющие фрактальный калейдоскоп.
2И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб. Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков. Видения «Низвержение грешников» и «Ад» (как и две описанные выше доски) Босх трактует в соответствии с учениями мистиков, то есть в духовном плане.
Причудливые изгибы перьев и усов, в которые «разодеты» изображенные здесь монстры, заставляют усомниться в том, что перед нами работа Босха, как ее определили в 1934-1936 годах в Мюнхене. Каждый из всадников имеет свой уникальный образ. Кроме упомянутого в самом начале сверхобщего подозрения относительно парно-враждебных современников-идеалов искусства у меня есть ещё подозрение об исторической взаимопревращаемости типов идеалов (гармонический превращается в идеал трагического героизма, последний – при несгибаемости автора от внешних обстоятельств – превращается в идеал экстремистского типа, при сгибаемости – в идеал соединения несоединимого и т. д. ). Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Эти четыре всадника определить несложно, это США, Китай, Евросоюз, Россия. Для самых тупоголовых достаточно узнать, сколько правителей в этих странах – США-44, Китай-после Мао СиЦзинПин-8, Евросоюз-2, Россия-от Ленина Вова девятый, он же одиннадцатый (наверное, Бога захотел обмануть). По человеческим меркам Апокалипсис наступает медленно, как бы незаметно, но он уже начался. Работы Альбрехта носили глубокий тематический характер, качество их было на высоком художественном уровне.
Боязливо косятся на нее паж и дама. В «Низвержении» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии.
Особенно удались ему «Четыре всадника», несущие миру войну, мор, голод, тотальное уничтожение. Кто-то, как и Дюрер, создает в одном кадре сферу, памятуя богооткровенное «Я – Альфа и Омега». В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони. И перед этой сферой отступает и правда факта и разочарование в человеческой природе и голливудский «мармелад».
Социализм (не советский, марксовский, государственный, а самоуправленческий, прудоновского-бакунинский, что был у Парижской Коммуны и у арагонцев во время гражданской войны в 1936-м в Испании), – социализм я считаю высотой. Его вояж продолжался четыре года, с 1490-го по 1494-й. 4Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.
Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие. «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их».
Вот-вот и взойдёт (солнце гармонии). Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом. Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов. А правый диссидент (Галич) в то же время так же неистово рассчитывает на немедленную победу – Ну как сказать.
Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры. Дюрер создавал свои шедевры "Апокалипсиса" в эпоху подъема Северного Ренессанса.
Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. Женитьба дала Альбрехту возможность открыть собственное дело. Некоторые картины Дюрера были впоследствии написаны в такой же манере.
И это была личностная искренняя вера в Бога. Особенность искусства этого периода — экспрессивность. Мария, написанная Босхом, кротка и спокойна, на ее появление Иоанну указывает ангел, чья тонкая фигура и полупрозрачные крылья лишают образ материальности. Вообще немного нужно людей, чтобы искусство зажило. Так великое.
И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св. С глубочайшим волнением следили все иудейские и иудейско-христианские общины за этой борьбой, степень возбуждения еще более усиливалась ситуацией в целом. Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса.
В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника. И ведь это были не умеющие читать люди. Тема, объединяющая 15 сюжетов в единое целое, была блестяще отражена художником. Земной Рай находится прямо под Раем Небесным.
8И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый виссон же есть праведность святых. Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. И вот таким образом уже нет страха, можно посмеяться, можно пошутить, уговорить смерть.
Смерть, ад, муки грешников, демоны, Дьявол, ангелы. Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ. Здесь же каждый персонаж существует сам по себе.
Развитие в этом направлении можно наблюдать в Германии в течение всего пятнадцатого века. Ну что вы, мертвецы – самый безобидный народец.
Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте. аллилуия. Вверху листа парит белый ангел. Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера. Но «Апокалипсис» показывает нам, что это восприятие по меньшей мере лишь частично отвечает историческому положению дел. 14Я сказал ему: ты знаешь, господин. Один ангел низвергает принесшего несчастья змея древнего, черта, в бездну, а другой показывает Иоанну не небесный рай, как в тексте «Откровения», но царство небесное на земле, красивый небесный город, врата которого стережет ангел мира.
Судите сами: похоронная процессия едет по Кавказу и падает в пропасть. Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира. Среди гравюр – серий «Большие страсти», «Жизнь Марии» и отдельных работ – наибольшую известность приобрели «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия».
Были такие, которые, при высочайшем качестве работы категорически не хотели «светиться». Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий.
Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. И вот на людей обрушиваются страшные бедствия. Вокруг разворачиваются сцены Страстей Христовых, завершающиеся Распятием.
Картина Апокалипсис Дюрера считается самой лучшей его работой. На боковых створках мы видим Земной Рай, куда снова, как в «Возе сена», Босх помещает падших ангелов и Ад, кишащий грешниками, от вида мучений которых кровь стынет в жилах. И я сделал выставку «300 лет Романовых». Париж. И вот эта жизнь искусства среди людей очень интересна.
На доске «Ад» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Особенно часто он писал автопортреты. Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.
Автором одной из гравюр в книге Танец смерти был Альбрехт Дюрер. Каждый лист имеет монограмму художника. Предполагалось, что Альбрехт Дюрер будет участвовать в городских проектах.
И поскольку смерть была совсем рядом, а жить хотелось, мертвец был каким-то «соседом справа», с которым можно было даже и поговорить. Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Первой стала Четыре Ведьмы.
«Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. Дальше его традицию продолжала живописная игла Рембрандта. Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал. В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» — пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи.
Блудница Вавилонская трансформируется в Пречистую Деву Иерусалимскую. На подтверждение я наткнулся нынче в связи с Дюрером. Целая стопка. Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать. Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса».
На этом холсте он написал свой автопортрет в анфас. 4И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис». И вавилонская блудница превращается для Дюрера в современный ему Рим. Боязливо косятся на нее паж и дама.
В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. – Только вдвоем. Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как, например, леонардовская Мона Лиза, он видел ее во время путешествия в Италию. Ведь заканчивается «Апокалипсис» не картиной всеобщей гибели, а описанием Нового Иерусалима. Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. Там он увидел ее сидящей в роскошных одеяниях на семиголовом звере, с чашей в руке, полной мерзостью и нечистотами ее блудодейства.
Прежде чем мы обратимся к иллюстрациям, следует сказать несколько слов о тексте. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города.
Например, справочник Тима Беккера, вышел в конце XIX века. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Но это не жест, эпатирующий зрителя, не дань моде – это движение души, мощное и глубокое.
Иоанна варят в котле. Однако призрак приходит из-за реки из дали, представленной на заднем плане, там виднеются море, горы и великий Вавилон, Рим, весь христианский мир, пребывавший под властью блудницы. Холст.
На переднем плане – грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся. Лувр. Одна была очень забавная.
Реформация. Репродукция отличается высоким качеством печати. Славу ей создали поразительная экспрессия и красота. Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам.
Во втором случае скала считается символическим изображением Голгофы. Альбрехт переехал в Базель, центр книгопечатания. Все это в комплексе представляется влиянием протестантизма. Лучше, чем Триеру – ибо вера в божественность человеческой природы. «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э.
Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды». Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его. С «Апокалипсисом» же просто повезло.
Из-за нахождения в церкви мощей некоторых мучеников из этих десяти тысяч. Она полностью передает красоту и стиль творения известного мастера. Страшный суд – главная тема, проходящая через все творчество Босха. исследуются богословами, а расшифровать и истолковать число зверя 666 пытаются до сих пор, хотя в книге Иоанн Богослов говорит об этом вполне определённо. Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги.
3И вторично сказали: аллилуия. И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс.
Немедленно. В последующее время он создал более или по меньшей мере столь же значительные работы, но никогда более — произведение, до такой же степени исполненное страстности и юношеского воодушевления определенной идеей, как «Апокалипсис». Если его перенести в сферу вещественного и реального нидерландцев или в связанную с земным миром область статически-закономерного итальянцев, то изображение подобного рода не станет более убедительным, не обретет большей силы воздействия. Этот биографический момент был очень важен. В «Четырех последних вещах» (столешница «Семь смертных грехов») Босх изобразил Страшный суд так, как это было принято и в Средние века и в эпоху Возрождения.
«Апокалипсис» изначально – книга для чтения, канонизированный сравнительно поздно, она не участвует в литургической практике и в ее авторстве многие сомневаются. Массы ибо каменных королей и святых в Шартрском соборе и в других соборах – уйма. Но вместо цвета Дюрер прорисовывает на доске глубокую, экспрессивную, светотеневую линию. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». Оно же как человек. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Самые разные. Родился в 1471 году – умер в 1528 году.
«Страшный суд» – один из наиболее созвучных мироощущению Босха сюжетов. В тексте «Апокалипсиса» трудно проследить за нитями повествования, это — в большей мере поток бессвязных ужасающих видений, чем ясно развивающийся рассказ. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия.
В Гамлете низостью я считаю умельца жить самому и дающего так же жить другим – прокапиталиста Клавдия, а, скажем, Лаэрта, поборника дворянской чести – высотой. А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528).
Из-за того и имён авторов этих произведений не сохранилось. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. В центре круга – скала, на вершине которой птица в гнезде кормит своих птенцов. Апокалипсис (лат. Apocalypsis cum Figuris)— знаменитая серия гравюр на дереве немецкого художника, рисовальщика и гравёра Альбрехта Дюрера, созданная им в 1496—1498 годах после первого путешествия в Италию. Мы как будто бы слышим устрашающее бряцание его весов, так же как слышны топот копыт, шумное дыхание животных и последние крики оцепеневших в ужасе грешников.
Их вешали на мокрые стены, они портились их снимали и вешали новые. Одна подсказка – Книга Пророка Даниила гл. 7, а более подробно – Третья Книга Ездры, особенно ч. 8-14. Младенец – Иисус раздает всем венки роз. Почему он турецкий.
Все погибнет в очистительном пламени. Именно она попала в Италию и настолько поразила зрителей, что Дюрер получил известность во всей Европе. Последний всадник с луком – это Победитель. Церковь и князья жестоко мстили бунтарям. Особенно ясно это становится в изображении вавилонской блудницы.
Следом идет Дрезденский алтарь и Семь скорбей – обширный полиптих. У меня как раз такой увели, очень жалею. Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста).