Валентина, спасибо Вам за проделанную работу: описание «Апокалипсиса» Дюрера и представление его картин.
7:1-2). Церковь и князья жестоко мстили бунтарям. Это лист из «Нюрнбергских хроник» Х. Шеделя, 1493 года.
Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев. Огненный дождь из небесных звезд падает на землю, осыпая гневом Господним весь род человеческий без разбора (Откр. 6:12–17). В 1520-21 посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города). И все выполнены – мистика какая-то – как-то одинаково. Дни люди проводили в убийствах, ночи — в страхе и тревоге: пишет современник. И вот на людей обрушиваются страшные бедствия. В этом пейзаже ясно ощущаются отголоски итальянских впечатлений Дюрера.
Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов. Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война. Горит столица антихристианского царства, осужденная на казнь Божьим судом. Массы ибо каменных королей и святых в Шартрском соборе и в других соборах – уйма. Дюрер запечатлел Иоанна в момент поедания книги. Самая известная гравюра серии— «Четыре всадника Апокалипсиса».
После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое. Производительная как бы. Во втором случае скала считается символическим изображением Голгофы. В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города.
Иоанн Богослов повествует о том, что антихрист на Земле будет действовать 3, 5 года, затем наступит Второе пришествие Иисуса Христа, конец света и Страшный суд. Судите сами: похоронная процессия едет по Кавказу и падает в пропасть. Слева в небе расступаются облака и появляется всадник на белом коне и целое воинство следует за ним. Многие немецкие художники, в том числе и Дюрер, сознательно обращались в своем творчестве к средневековым готическим традициям, подчеркивая тем самым духовную и родственную связь со своей родиной. Среди гравюр – серий «Большие страсти», «Жизнь Марии» и отдельных работ – наибольшую известность приобрели «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия». Весь город спал вдвоем, а те, кто не спал, умирали. На лицевой стороне доски «Святой Иоанн в Патмосе» Босх изображает круг, подобный кругу в работе «Семь смертных грехов».
И, в то же время, планы полнолистной гравюры максимально приближены к зрителю. Социализм (не советский, марксовский, государственный, а самоуправленческий, прудоновского-бакунинский, что был у Парижской Коммуны и у арагонцев во время гражданской войны в 1936-м в Испании), – социализм я считаю высотой. А правый диссидент (Галич) в то же время так же неистово рассчитывает на немедленную победу – Ну как сказать. Число 144000 (Откр.
Есть что-то трогательное в изображении вестника Небес, подбирающего полы путающихся под ногами одежд, чуть склонившегося от тяжести цепей и огромной печати. Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Познакомившись в 1512 с императором Максимилианом I, видимо, тогда же начал на него работать (вплоть до его смерти в 1519). Вообще немного нужно людей, чтобы искусство зажило.
Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. Именно эти рисунки легли в основу гравюр серии «Апокалипсис» и сделали их уникальными в своем роде. Здесь же каждый персонаж существует сам по себе. Мера долготерпения Божия закончилась, настал час воздаяния.
Апокалипсис (лат. Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам. Там он увидел ее сидящей в роскошных одеяниях на семиголовом звере, с чашей в руке, полной мерзостью и нечистотами ее блудодейства.
Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др. Художник расположил всадников по диагонали. Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников. Не «не должен», а именно «не может».
Серия из 15 гравюр иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова, была впервые опубликована в 1498 году в Нюрнберге на латыни и немецком языке. Иоанна варят в котле. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Лев, упомянутый старцем, есть изображенный на гравюре рядом с Богом Агнец – символ Царя Небесного, победителя смерти. Но Дюрер – автор и живописных полотен.
В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони. Сейчас же глаз напряженно следит за толпой, творящей дела праведные и неправедные. Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий. В Гамлете низостью я считаю умельца жить самому и дающего так же жить другим – прокапиталиста Клавдия, а, скажем, Лаэрта, поборника дворянской чести – высотой. Гравюр сохранилось не так много – почему. Из-за того и имён авторов этих произведений не сохранилось. Боязливо косятся на нее паж и дама. Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим. Все это в комплексе представляется влиянием протестантизма.
Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. – Чего только не изображает он, даже то, что невозможно изобразить, – огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Пятнадцать гравюр из серии «Апокалипсис» к книге «Откровение Иоанна Богослова» принесли Альбрехту Дюреру невиданную славу еще при жизни. Обязательные для получения звания мастера "годы странствий" (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников.
В Италии, прежде всего благодаря произведениям Мантеньи, он познакомился с итальянскими достижениями в области изображения человеческой фигуры и при этом с отличным от нидерландского, хотя и проистекающим из того же источника, способом наблюдения природы и изображения ее, способом, в котором соединились понятие верности природе с понятием природной закономерности и основывающейся на ней формальной красоты. Эти события порождали чувство отчаяния, духовного смятения и ощущение приближающейся мировой катастрофы, как отражение этих настроений и возник «Апокалипсис». Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает. Тема Апокалипсиса созвучна настроениям, царившим в Германии в конце 15 века. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения. Капитализм я считаю низостью.
Лучше, чем Триеру – ибо вера в божественность человеческой природы. Теперь эту истину о творении всего нового Иоанн должен записать для утешения страждущего на земле человечества. «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их». Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. Меч – оружие, которым Он побеждает, – Его слово.
В нем нет ни тени славы и величия. Их вешали на мокрые стены, они портились их снимали и вешали новые. «Страшный суд» из собрания мюнхенской Пинакотеки не без оснований считают работой исполненной в мастерской Босха, но не им самим. По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества.
Боязливо косятся на нее паж и дама. Самые разные. Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис». Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества.
Следует отметить, что библейские мотивы в творчестве многих художников появлялись не случайно во все периоды искусства. Творчество Альбрехта Дюрера () – органическое слияние идей светского гуманизма и религиозного спиритуализма, выражение экстатических видений в реальных образах, обладавших жизненной правдой, тонкое и органичное совмещение готической вычурности и фантасмагории с классической простотой и ясностью. Может быть. Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). На переднем плане – грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся.
Смерть, ад, муки грешников, демоны, Дьявол, ангелы. Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все. Особенно ясно это становится в изображении вавилонской блудницы. Следующий проект я бы хотел сделать по «Пляскам смерти».
При этом она является не провидцу, как в Библии, но целой толпе мужчин и женщин, одетых по моде того времени. И не только потому, что отличался привлекательной внешностью. Родился в 1471 году – умер в 1528 году.
Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису». И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса. И люди увидели и самоедов и Тьмутаракань и то, что по стране невозможно было никуда проехать вообще по такой карте. Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков. Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его.
Прежде чем мы обратимся к иллюстрациям, следует сказать несколько слов о тексте. У меня как раз такой увели, очень жалею. Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры.
Уже погиб на костре инквизиции народный вожак Ганс Бегайм, который провозгласил: «Налоги и подати должны быть упразднены». Церковь и князья жестоко мстили бунтарям. На боковых створках мы видим Земной Рай, куда снова, как в «Возе сена», Босх помещает падших ангелов и Ад, кишащий грешниками, от вида мучений которых кровь стынет в жилах. Ужас и сострадание, простое любопытство и презрительное осуждение отразились на лицах зевак, столпившихся на площади, в череде образов которых есть и явно утрированно-карикатурные.
Каждый день приходила информация и мы должны были ее обрабатывать. Откр. «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений. А ведь он создан черными линиями на белой бумаге.
Подавляющая часть пространства отводилась небесам и грозному Судне, там восседающему. На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. Роскошные камни и чаша мерзостей и грехов оборачиваются драгоценными основаниями Града Господня и чашей его гнева. 7:3). В тексте «Апокалипсиса» трудно проследить за нитями повествования, это — в большей мере поток бессвязных ужасающих видений, чем ясно развивающийся рассказ.
И не только потому, что отличался привлекательной внешностью. Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей. Автопортрет. На других лицах написаны робость испуг или протест.
С «Апокалипсисом» же просто повезло. Действительно, немецкие художники, в отличие от итальянских, не располагали таким обширным античным наследием и, вследствие этого, не так сильно на него ориентировались. Действие происходит где-то в заоблачной выси: на причудливых облаках стоят светильники и среди них возникает радуга с восседающей на ней фигурой Первого и Последнего, перед которым преклонил колени и сам пророк таким образом, это — видение не Иоанна, но самого художника.
Святой Иерусалим, сходящий с неба, – дар Божьей любви обновленному человечеству. Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов. Известно, что художник в 1494 – 1495 годах совершил поездку в Италию и, очарованный итальянской природой, выполнил множество рисунков и акварелей с изображением горных и морских панорам северной Италии.
Не так давно я открыл для себя «Большую Библию Мортье» 1700 года. 7:4), разумеется, символическое (12000x12144000, ср. Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи («Портрет молодого человека», 1521, диптих «Четыре апостола», 1526), людей из народа (гравюра «Три крестьянина»). Теоретик искусства («Четыре книги о пропорциях человека», 1528).
Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса». Он удивляет одновременно реализмом Иоанновых пяток и разнообразием семи сказочных светильников, предвосхищая «Алису в Стране Чудес». Земля как бы выключается в этот момент из того пространственно-временного континуума, который Бог сотворил в «четвертый день». Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, гравер. Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов.
Ибо твои возможности ничтожны по сравнению с творением Бога. Ибо не может быть никакой свободы в работе без знаний Вот таким образом необходимо научиться искусно измерять», – так излагал впоследствии Дюрер научные основы искусства в своем трактате «Четыре книги о пропорциях». Многие тогда считали, что это время уже наступило. Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины. Портретная живопись Дюрера Это обусловило изображение страдающего Христа с чертами лица художника, как на гравюре «Голова Христа» 1498 г., либо, наоборот, придание собственному облику черт Иисуса, как на автопортрете 1500 г. О том, как мир символов и аллегорий постепенно превращается в мир фактов и живой реальности, свидетельствует портретная живопись Дюрера, выражавшая специфическое мировосприятие немцев. И все же Германия вошла в общее русло европейского Возрождения, ворвавшись в него очень своеобразной, национально окрашенной рецепцией античного классического мира. Это уже слишком близко, что-то интимное.
«Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э. Мастера стремятся соединить натурализм с идеализацией классицизма. Пожалуй.
Все погибнет в очистительном пламени. Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна».
Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». С одной стороны, это может быть Макс Гигер, Ларс фон Триер и Мэл Гибсон, конечно – они явно продолжают писать натуралистическую (исторически или фантастически) «книгу наказаний». Мировой переворот касается не только земли, но и неба. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Первой стала Четыре Ведьмы.
Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Видения «Низвержение грешников» и «Ад» (как и две описанные выше доски) Босх трактует в соответствии с учениями мистиков, то есть в духовном плане. 900 рисунков). Ведь и его «Апокалипсис» был революционной песней и также направленной против Рима. Она помогла атрибутировать нескольких авторов.
Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды». В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени.
Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом. После того, как Дюрер однажды находит нужный тон, картины возникают одна за другой. Дюрер изображает вестника Бога буквально так, как он представлен в тексте. К сидящему с серпом обращается Ангел, как вестник предопределенного Божьего повеления: «пусти серп твой и пожни, так как пришло время жатвы ибо жатва на земле созрела» (Откр. 14:15). Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.
И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху. Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих. Это безумно разнообразный материал. Эти четыре всадника определить несложно, это США, Китай, Евросоюз, Россия. Для самых тупоголовых достаточно узнать, сколько правителей в этих странах – США-44, Китай-после Мао СиЦзинПин-8, Евросоюз-2, Россия-от Ленина Вова девятый, он же одиннадцатый (наверное, Бога захотел обмануть). По человеческим меркам Апокалипсис наступает медленно, как бы незаметно, но он уже начался. На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий. Этот символический образ Иисуса на коне с мечом – есть аллегорическое изображение Страшного суда и всемогущества Христа, Который только один и может носить имя Царя царей и Господа господствующих (Откр. 19:16).
Собирать гравюру нелегко. И это также является чем-то новым. Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «совершенной глубины открывшейся божественности».
Его прославленные акварели "Кусок дерна" и "Заяц" (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы. Серп в его руках – орудие жатвы, символ грядущего суда Божия над грешниками. Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированы.
Поздний Микеланджело (если допустить мысленный эксперимент) был бы с Шекспиром. Дальше его традицию продолжала живописная игла Рембрандта. Страшный суд – главная тема, проходящая через все творчество Босха. Ноги его – как столпы огненные. Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал. Особенность искусства этого периода — экспрессивность. Волнения крестьян разгорались все сильнее.
Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом. В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» — пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.
Не против Рима императорского, но против папского Рима. Кроме упомянутого в самом начале сверхобщего подозрения относительно парно-враждебных современников-идеалов искусства у меня есть ещё подозрение об исторической взаимопревращаемости типов идеалов (гармонический превращается в идеал трагического героизма, последний – при несгибаемости автора от внешних обстоятельств – превращается в идеал экстремистского типа, при сгибаемости – в идеал соединения несоединимого и т. д. ). Всадник этот именуется «Верным и Истинным, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19:11). Вокруг разворачиваются сцены Страстей Христовых, завершающиеся Распятием.
А Дюрер, хоть Лютера и уважал и знал заочно, но мыслил синкретично и аполитично, принимая Откровение Иоанна ближе к сердцу, собственно, отсюда и гениальность листов. Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии.
У меня мама пережила блокаду и спрашивал ее о том, например, как можно было спать в 25-градусный мороз. Оно же как человек. Немедленно. В его руке – связка ключей, среди которых выделяется самый большой – ключ от бездны.
Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. На доске «Ад» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз.
В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника. Здесь гуляют гигантские птицы, крысы размером с лошадь, летают рыбы и жареные гуси. За какие-то 8-10 лет (а Дюрер начал заниматься лет с 13) культурная элита дает молодому человеку столько, что он был буквально переполнен общением с мастерами и живыми событиями эпохи. В гравюре на дереве он достиг невиданной доселе художественной выразительности.
76). (Самозабвенно игравший Гамлета Высоцкий играл своё идейное будущее, до которого сам почти не дожил, почти не успел разочароваться в нас, вовремя умер. ) То есть Дюрер оказался между идеалом Ренессанса в творчестве Микеланджело и идеалом Микеланджело же, но после Ренессанса. Работал в Нюрнберге. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. В этот последний миг исторического бытия мира открывают для себя Христа и многие святые, не принадлежащие к «народу израильскому», т. е. А Дюрер – с Лаэртом и Высоцким. Писании символически обозначает полноту).
И это была личностная искренняя вера в Бога. Апостол Иоанн Богослов, записывающий Откровение (видимо, этот текст лежит у него на коленях), довольно редко выступает в качестве сюжета для алтарной створки. Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий. Вместо равномерного контура и заполняющих его параллельных штрихов (как например, в гравюрах его учителя Вольгемута) он стал применять утончение и утолщение линий и гравировку по форме разнообразными штрихами, что усложняло, безусловно, работу резчика, но создавало ощущение большей жизненности, подвижности, естественности и придавало гравюре выразительный живописный эффект. Например, справочник Тима Беккера, вышел в конце XIX века.
Когда низменное наступает (как вещизм в СССР после войны и разоблачения сталинизма), то трагический героизм (Высоцкого, например, левого диссидента), опираясь на, казалось бы, совсем недавнее торжество гармонии личного и общего (победу в Великой Отечественной войне), – трагический героизм думает, что можно прошлое вернуть, ведь люди – те же надо только как бы разбудить заснувших в потребительстве. Дюрер был живописцем и графиком, математиком и инженером, написал несколько трактатов по теории искусства и точным наукам, оставил после себя одну из первых в истории западноевропейской культуры автобиографий. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания.
Земной Рай находится прямо под Раем Небесным. Дело в том, что на обратную сторону досок нанесено крапчатое покрытие под мрамор (предположительно, самим Босхом), но у двух досок оно красное, а у других двух – черное. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку.
Так вот за исходное – гармонического типа идеал – было принято в качестве исторической конкретизации искусство Высокого Возрождения (слияние телесного с духовным) иллюстрируемое на Синусоиде идеалов точкой на середине синусоиды (при этом время, считаем, течёт слева направо). Каждый лист имеет монограмму художника. Книгу, содержащую Божественную тайну о спасении человечества и о судьбах мира, Иоанн должен непременно съесть (Откр. 10:8–10). «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э. В пику антиподу, потребительскому католицизму, скажем так.
Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями. В Государственном Музее архитектуры им. Волнения крестьян разгорались все сильнее. И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св. Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году. Сценка комическая, а вовсе не трагическая.
Вверху листа парит белый ангел. И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс. Популярность их была поистине необыкновенна. Однако его идеал человека отличался от образа абсолютного человека итальянского Ренессанса, ощущавшего себя «мерой всех вещей» и обладавшего высокой гармонией физического и духовного бытия.
Один ангел низвергает принесшего несчастья змея древнего, черта, в бездну, а другой показывает Иоанну не небесный рай, как в тексте «Откровения», но царство небесное на земле, красивый небесный город, врата которого стережет ангел мира. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих Четыре доски, хранящиеся во Дворце дожей в Венеции, объединенные под названием «Видения загробного мира» исследователи относят к одному алтарю, центральная часть которого, «Страшный суд», не сохранилась. Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса. «Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников.
Изменяется сама физическая природа и это сопровождается неизбежным катаклизмом. В центре круга – скала, на вершине которой птица в гнезде кормит своих птенцов.
Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому абсолютно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. С. 236-237). Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника Апокалипсиса».
Крестный отец и учитель Дюрера – самый знаменитый европейский книгоиздатель. И от престола исходили молнии и громы и гласы и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4: 2–5). Ну что вы, мертвецы – самый безобидный народец. Альбрехт Дюрер – один из выдающихся мастеров эпохи Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека», которого часто называют «Северным Леонардо да Винчи». «Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд.
Побуждаемый ангелом, он поднимает свой взор на небо, где видит Марию с Младенцем, «облаченную в Солнце, под ногами ее – Луна» и совсем не замечает демона, пытающегося утащить у него чернильницу. Приглядевшись к листам, увидим мерцающие оппозиции, составляющие фрактальный калейдоскоп. Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира. Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды». 1498 А. Дюрер Четыре всадника Из серии «Апокалипсис».
Я состою в попечительском совете Тарусского краеведческого музея (у меня там дом в деревне). В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих. В западной историографии существует мнение о том, что Ренессанс как таковой, с его возрождением идеалов античности, чужд германской культуре (об этом писали Б. Вернер, Г. Вейзе, Ф. Винклер, Э. Гейдрих, К. Нейман).
И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения. Он благословляет грозное апокалипсическое войско. Наступает великий покой, когда одновременно раскрываются и Небеса и бездна (Откр. В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть. И поскольку смерть была совсем рядом, а жить хотелось, мертвец был каким-то «соседом справа», с которым можно было даже и поговорить.
Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. Мы – очевидцы, вброшенные в Откровение подобно святому. – Только вдвоем.
Прорыв в ренессансной живописи Германии Произведение портретного жанра – диптих «Четыре апостола» (1526), где античный идеал красоты соединен с готической композицией и сакральным подтекстом. Именно Альбрехт Дюрер первым из немецких художников открыл итальянское ренессансное искусство, впервые в Германии воплотил собой новый тип художника-ученого, столь характерного для эпохи Возрождения, разработав теорию пропорций человеческого тела и линейной перспективы в искусстве (трактаты «Руководство к измерению», «Четыре книги о пропорциях»). Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени. Новый Иерусалим» – Ангел, держащий на цепи дракона. Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать. 7:9-17).
Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён. Здесь присутствует так называемая «несобранность мотива»: епископ (в характерном головном уборе) император (в отчаянии схватившийся за украшенную короной голову), портящий воздух дьявол, да и все остальные персонажи внутренне не связаны друг с другом. Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков).
Отсюда следует, что ни один человек никогда не сможет создать из собственной фантазии ни одной прекрасной фигуры, если только он не наполнил таковыми свою душу в результате постоянной работы с натуры», – писал Дюрер. Языки пламени вздымаются до небес. Великое землетрясение происходит после снятия шестой печати. Одной ногой Ангел стоит на море, другой – на земле. И вот таким образом уже нет страха, можно посмеяться, можно пошутить, уговорить смерть.
Славу ей создали поразительная экспрессия и красота. У третьего вместо оружия пустые весы на коромысле. Верность природе является одной из составляющих основ всего творчества мастера.
Крикнуть громче – и они проснутся. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя). Ангел указывает ему рукой на новый Иерусалим – прекрасный город, окруженный стенами с двенадцатью воротами, город обретенного мира, в котором «не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
Так, впервые в истории изобразительного искусства осовременивая канонические образы, художник лишает их ореола святости. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника. Вверху листа парит белый ангел.
Кто-то, как и Дюрер, создает в одном кадре сферу, памятуя богооткровенное «Я – Альфа и Омега». В последующее время он создал более или по меньшей мере столь же значительные работы, но никогда более — произведение, до такой же степени исполненное страстности и юношеского воодушевления определенной идеей, как «Апокалипсис». Действо разворачивается на городской площади, в окружении толпы людей, по-разному реагирующих на происходящее.
Особенно удались ему «Четыре всадника», несущие миру войну, мор, голод, тотальное уничтожение. Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери. Реформация. Одна была очень забавная.
Шекспир был с Гамлетом. Фантазия художника получает новую пищу и изображение священной истории приобретает небывало острый полемический характер. Дюрер изображает Солнце и Луну со скорбными человеческими лицами. Блудница Вавилонская трансформируется в Пречистую Деву Иерусалимскую. В небесах же, на белых облаках восседает «подобный Сыну человеческому» в золотом венце на голове, с острым серпом в руке.
Необычайная художественность, широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Художник переносит действие в своё время. При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась. На подтверждение я наткнулся нынче в связи с Дюрером. В «Низвержении» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. «Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами» – иллюстрация к четвертой и пятой главам.
Тем не менее было бы неверным попытаться объяснить стиль «Апокалипсиса» как последнюю вспышку средневекового духа. Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, где оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Германию, Францию, Испанию. Но Дюрер – автор и живописных полотен.
6:12-17). Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-95 Венеция и Падуя). Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл. «И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» – зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, — раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства.
Фронтиспис первого издания 1498 года ГРАВЮРЫ «АПОКАЛИПСИСА» А. Дюрера Ощущения тревоги и смуты Альбрехт Дюрер () с поразительной цельностью сконцентрировал в своем творчестве признаки новой эпохи и национальные традиции. Который также парадоксален. «Страшный суд» – один из наиболее созвучных мироощущению Босха сюжетов. И вот эта жизнь искусства среди людей очень интересна.
Особенно часто он писал автопортреты. Он благословляет грозное апокалипсическое войско. Развитие в этом направлении можно наблюдать в Германии в течение всего пятнадцатого века. Зловещие слова «Апокалипсиса» – мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, – раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства: перспективу, учение о пропорциях, читал трактаты итальянских гуманистов, учился у живописцев Венеции колориту.
Каждый лист имеет монограмму художника. Да, тут можно говорить не столько о гении северного Возрождения (это уже аксиома), сколько о молодом человеке, легко впитывающем, перерабатывающем информацию и стремящемся отлить это все в собственную, новую форму. Лицо Ангела подобно солнцу излучает лучи. Его картины Ада призваны пугать, а не дарить эстетическое наслаждение. Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую. Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги. Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре). «Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство, чем другие части Нового Завета.
Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. Вот-вот и взойдёт (солнце гармонии). — Я не знаю, пожалуй, никакого другого исторического рассказа, в котором были бы столь наглядно представлены те ужасающие конвульсии, в которых пробивалась новая религия, как в этом поэтическом крике отчаяния.
«Апокалипсис» играет особенную роль в творческом развитии Дюрера. Дюрер создавал свои шедевры "Апокалипсиса" в эпоху подъема Северного Ренессанса. Еще мгновение и дьявол будет низвергнут в преисподнюю и запечатан большой печатью. Художник перевел пророчества, распространившиеся в Западной Европе к началу XVI века – времени, когда был предсказан Конец света, в наглядные образы, обладающие такой невиданной эмоциональной убедительностью. И всё это хорошо иллюстрируется движением по синусоиде с вылетами в экстремы на перегибах. «Апокалипсис» изначально – книга для чтения, канонизированный сравнительно поздно, она не участвует в литургической практике и в ее авторстве многие сомневаются. Причудливые изгибы перьев и усов, в которые «разодеты» изображенные здесь монстры, заставляют усомниться в том, что перед нами работа Босха, как ее определили в 1934-1936 годах в Мюнхене.
Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. В период Северного Возрождения это была попытка вернуться к фундаментальным духовным ценностям, как ни парадоксально, путем демонстрации самых жутких картин, описанных в книге «Апокалипсис» (Откровение Иоанна Богослова).
В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» – пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. В этот момент духовный выбор каждого уже сделан и Господь духовно отделяет Своих святых (Откр. Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей.
В 1505-07 вновь был в Венеции. И вавилонская блудница превращается для Дюрера в современный ему Рим. Справа налево выгравированы эти наездники. Сейчас, скажем так, не век гравюры. Переход от Средневековья к Ренессансу в Германии затянулся почти на целое столетие. В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть.
Оба думают, что можно вот-вот победить. Борьба Михаила и его ангелов с драконом и враждебными ангелами предстаёт как борьба сил света и тьмы, Бога и дьявола. Целая стопка.
Сюжеты на библейские и евангельские темы оставались в 15 – 16 вв. И перед этой сферой отступает и правда факта и разочарование в человеческой природе и голливудский «мармелад». По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые абсолютно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях. В «Проповедях об Евангелиях» изданных в 1489 году, Иоанн описывается следующим образом: «В сравнении с другими Евангелистами, он подобен орлу. Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом. Надо сказать, что в эпоху Ренессанса отнюдь не все хотели ставить автограф.
И все это передает он черными точнейшими штрихами. » В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони. Мы сознательно показали не все, чтобы было выразительно и ярко. В «Четырех последних вещах» (столешница «Семь смертных грехов») Босх изобразил Страшный суд так, как это было принято и в Средние века и в эпоху Возрождения. На других лицах написаны робость испуг или протест.
В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. н. мастерские гравюры, 1513-14). Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста). А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528).
Это ловушка, которая погубит тебя. 234-235). Но эти чары скоро будут разрушены. Экспрессия и напряженность свойственны и окружающему героев пейзажу, драпировкам, одеждам. Были такие, которые, при высочайшем качестве работы категорически не хотели «светиться».
За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Этот биографический момент был очень важен. Словно одним человеком. Он был истинным гуманистом своего времени. Именно этот драматический момент запечатлен на гравюре Дюрера. Есть мнение, что это фрагменты двух разных алтарей, где «Низвержение грешников» объединялось с «Вознесением в Эмпирей», а «Ад» – с «Земным Раем». В этих сложных, символичных произведениях художник философски осмысливает пути, по которым мог идти в его эпоху передовой, образованный человек.
У меня на столе лежали отчеты инспекторов двухнедельной давности. И я сделал выставку «300 лет Романовых». Только Богу. Свершилось все так, как это было угодно Богу, Который есть Альфа и Омега (Откр. 21:6–7). Эта печать, что лежит у ног Ангела, означает твердость решения и надежность охраны. Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов. В центре композиции гравюры «Низвержение Сатаны в бездну.
Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов. Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов. «И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли – умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными». Но это не жест, эпатирующий зрителя, не дань моде – это движение души, мощное и глубокое. И тогда появится Иисус на белом коне и обратится к вам: «Я брат ваш и раб подобно вам». То есть готика есть некая успокоенность после героичности (романского искусства воинствующей ценности потустороннего мира). Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера.
Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-90). Но вместо цвета Дюрер прорисовывает на доске глубокую, экспрессивную, светотеневую линию.
Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. И если условия жизни нарушается искусство умирает. Основоположник искусства немецкого Возрождения. Альбрехт Дюрер (Albrecht Durer 1471, Нюрнберг — 1528) — художник, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций он был единственным немецким художником 16 века, оставившим после себя литературное наследие. Это может быть как Всевидящее око, так и зеркало – но на этот раз – Зеркало спасения.
Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. За смертью следует ад в образе чудовища с разинутой пастью, поглощающего всех без разбора затоптанных конями людей. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.
Малая часть земли, показанная на этом листе – «часть за целое», обозначает для Дюрера и для его зрителей вообще всю ведомую им землю. Стремясь выразить не передаваемую словами сущность божественного в формах и красках, Босх в качестве главного выразительного элемента виртуозно использует свет: он предстает то в виде столба огня («Низвержение грешников»), то вспышек пламени («Ад»), а в сцене Вознесения в Эмпирей превращается в ослепительный коридор-воронку. И ведь это были не умеющие читать люди. Сейчас. «Снятие шестой печати» означает начало преображения мира (Откр. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.
Почему он турецкий. Но «Апокалипсис» показывает нам, что это восприятие по меньшей мере лишь частично отвечает историческому положению дел. Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис».