Но так совпало, что сейчас открыта выставка гравюр Альбрехта Дюрера «Апокалипсис». Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555). P. s В комментариях использваны материалы статей Н. Веденеевой к каталогу выставки Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков.
Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555). Издание содержит 16 черно-белых гравюр на дереве из цикла "Апокалипсис" Альбрехта Дюрера, вводную статью и описание содержания гравюр. Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546 – 1555).
Славу ей создали поразительная экспрессия и красота. Но «Апокалипсис» показывает нам, что это восприятие по меньшей мере лишь частично отвечает историческому положению дел. Переход от Средневековья к Ренессансу в Германии затянулся почти на целое столетие. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника.
Эти четыре всадника определить несложно, это США, Китай, Евросоюз, Россия. Для самых тупоголовых достаточно узнать, сколько правителей в этих странах – США-44, Китай-после Мао СиЦзинПин-8, Евросоюз-2, Россия-от Ленина Вова девятый, он же одиннадцатый (наверное, Бога захотел обмануть). По человеческим меркам Апокалипсис наступает медленно, как бы незаметно, но он уже начался. Оно же как человек. И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса. Но эти чары скоро будут разрушены.
В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Дюрер создает целую галерею ярких выразительных образов, уделяя большое внимание передаче различных человеческих эмоций: смирение Иоанна, жестокосердие императора, равнодушие палачей. И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения. И вавилонская блудница превращается для Дюрера в современный ему Рим. Лицо Ангела подобно солнцу излучает лучи. Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста).
Одна была очень забавная. При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась.
Семь голов зверя — это семь холмов, явный намек на Рим, а десять рогов — это десять царей, которые им правили и кому Бог внушил помысел превратить его в пустыню и пожертвовать их царство зверю, чтобы исполнена была на Земле воля Господня. Вместо равномерного контура и заполняющих его параллельных штрихов (как например, в гравюрах его учителя Вольгемута) он стал применять утончение и утолщение линий и гравировку по форме разнообразными штрихами, что усложняло, безусловно, работу резчика, но создавало ощущение большей жизненности, подвижности, естественности и придавало гравюре выразительный живописный эффект. Сценка комическая, а вовсе не трагическая. Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины. Новаторство мастера проявилось в создании оригинальной «сценографии» произведения. «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их».
Зловещие слова «Апокалипсиса» – мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, – раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства: перспективу, учение о пропорциях, читал трактаты итальянских гуманистов, учился у живописцев Венеции колориту. «Апокалипсис» играет особенную роль в творческом развитии Дюрера.
Зритель не просто рассматривает графический лист, воспринимая все его части одновременно, но как бы «прочитывает» его, странствуя по гравюре как по географической карте. Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов.
Надо сказать, что в эпоху Ренессанса отнюдь не все хотели ставить автограф. Свершилось все так, как это было угодно Богу, Который есть Альфа и Омега (Откр. 21:6–7). Дюрер изображает вестника Бога буквально так, как он представлен в тексте. Альбрехт Дюрер – один из выдающихся мастеров эпохи Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека», которого часто называют «Северным Леонардо да Винчи».
Один ангел низвергает принесшего несчастья змея древнего, черта, в бездну, а другой показывает Иоанну не небесный рай, как в тексте «Откровения», но царство небесное на земле, красивый небесный город, врата которого стережет ангел мира. Ещё более усиливают актуальность книги Откровение для предреформационной Германии немецкие и венецианские костюмы и оружие, формы архитектуры, характерные для той эпохи. Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков). С «Апокалипсисом» же просто повезло.
Так возникает тип художника, диаметрально противоположный его итальянским или нидерландским современникам, тип нового идеализма образования и универсализма, покоившегося не только на естественнонаучной эмпирии, как у Леонардо, но основанный — как три столетия спустя у Гете — на никогда не иссякающем соучастии во всем, что владеет духом людей и дает пищу фантазии. И от престола исходили молнии и громы и гласы и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4: 2–5). При сравнении некоторых композиций «Апокалипсиса» с произведениями других граверов, предшествующими его созданию, обращает на себя внимание отсутствие у Дюрера плоскостного геометрического орнаментализма, который составляет главное очарование работ Неизвестного художника конца XV в. Особое отношение к проблемам объемности и глубины сформировалось в творчестве Дюрера под влиянием итальянского искусства.
Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды». При этом серийность изображений предполагает отношение к ним как к колоссальной книге, чтение которой приравнивается к «путешествию». Дальше его традицию продолжала живописная игла Рембрандта. За какие-то 8-10 лет (а Дюрер начал заниматься лет с 13) культурная элита дает молодому человеку столько, что он был буквально переполнен общением с мастерами и живыми событиями эпохи. Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями. «Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд.
Тем не менее было бы неверным попытаться объяснить стиль «Апокалипсиса» как последнюю вспышку средневекового духа. Это уже слишком близко, что-то интимное.
Языки пламени вздымаются до небес. Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера. Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги.
Самая известная гравюра серии— «Четыре всадника Апокалипсиса». В нем нет ни тени славы и величия. Особенно ясно это становится в изображении вавилонской блудницы.
Эти события порождали чувство отчаяния, духовного смятения и ощущение приближающейся мировой катастрофы, как отражение этих настроений и возник «Апокалипсис». Только Богу. И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс. С одной стороны, это может быть Макс Гигер, Ларс фон Триер и Мэл Гибсон, конечно – они явно продолжают писать натуралистическую (исторически или фантастически) «книгу наказаний».
Самая известная гравюра серии — «Четыре всадника Апокалипсиса». Великое землетрясение происходит после снятия шестой печати. Фантазия художника получает новую пищу и изображение священной истории приобретает небывало острый полемический характер. Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей. «И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли – умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными».
6: 7–8). В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника.
Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих. Но вместо цвета Дюрер прорисовывает на доске глубокую, экспрессивную, светотеневую линию. Вверху листа парит белый ангел. Родился в 1471 году – умер в 1528 году.
Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса». Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Threr впоследствии она стала записываться как Drer.
Всадник этот именуется «Верным и Истинным, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19:11). В этом пейзаже ясно ощущаются отголоски итальянских впечатлений Дюрера. Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества.
Мировой переворот касается не только земли, но и неба. В гравюре на дереве он достиг невиданной доселе художественной выразительности. Гравюр сохранилось не так много – почему. Фигура Ангела, неотделимая от фона, венчает изображение. Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал. Церковь и князья жестоко мстили бунтарям.
То гонение, одно из крупнейших, распространялось на христиан и евреев и привело к великому иудейскому восстанию в Палестине, ужасной отчаянной борьбе, безжалостной с обеих сторон. Ну что вы, мертвецы – самый безобидный народец. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами.
Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис». Который также парадоксален. Еще мгновение и дьявол будет низвергнут в преисподнюю и запечатан большой печатью. И тогда появится Иисус на белом коне и обратится к вам: «Я брат ваш и раб подобно вам». Да, тут можно говорить не столько о гении северного Возрождения (это уже аксиома), сколько о молодом человеке, легко впитывающем, перерабатывающем информацию и стремящемся отлить это все в собственную, новую форму. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером).
В Государственном Музее архитектуры им. Новый Иерусалим» – Ангел, держащий на цепи дракона. Мастер помещает две монументальные фигуры, представляющие Господа на престоле и Иоанна Богослова, в своеобразную «ротонду» из светильников, тем самым сообщая изображенному пространству архитектурность, свойственную живописи итальянского Возрождения.
Книгу, содержащую Божественную тайну о спасении человечества и о судьбах мира, Иоанн должен непременно съесть (Откр. 10:8–10). Лучше, чем Триеру – ибо вера в божественность человеческой природы. – Только вдвоем. Крестный отец и учитель Дюрера – самый знаменитый европейский книгоиздатель. Не так давно я открыл для себя «Большую Библию Мортье» 1700 года.
Например, справочник Тима Беккера, вышел в конце XIX века. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Судите сами: похоронная процессия едет по Кавказу и падает в пропасть. Кто-то, как и Дюрер, создает в одном кадре сферу, памятуя богооткровенное «Я – Альфа и Омега». Приглядевшись к листам, увидим мерцающие оппозиции, составляющие фрактальный калейдоскоп. К сидящему с серпом обращается Ангел, как вестник предопределенного Божьего повеления: «пусти серп твой и пожни, так как пришло время жатвы ибо жатва на земле созрела» (Откр. 14:15).
Художник переносит действие в своё время. В толпе солдаты и граждане, по-разному реагирующие на происходящее, одни сочувствуют Иоанну, другие смотрят осуждающе. Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов. Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его.
Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать. Именно Альбрехт Дюрер первым из немецких художников открыл итальянское ренессансное искусство, впервые в Германии воплотил собой новый тип художника-ученого, столь характерного для эпохи Возрождения, разработав теорию пропорций человеческого тела и линейной перспективы в искусстве (трактаты «Руководство к измерению», «Четыре книги о пропорциях»). Причины его удачи проистекают в первую очередь из художественного принципа, положенного Дюрером в основу изображений. Сейчас же глаз напряженно следит за толпой, творящей дела праведные и неправедные. Огненный дождь из небесных звезд падает на землю, осыпая гневом Господним весь род человеческий без разбора (Откр. 6:12–17).
В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть. И я сделал выставку «300 лет Романовых». У меня как раз такой увели, очень жалею. Первый план организован в виде многофигурной фризовой композиции. Следующий проект я бы хотел сделать по «Пляскам смерти».
И вот на людей обрушиваются страшные бедствия. Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году. Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.
Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др.
В 1495 Дюрер снова возвращается в родной город и в течение последующих десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр, ставших сейчас знаменитыми. В 1505 Дюрер снова едет в Италию. В 1520 художник предпринимает путешествие в Нидерланды, где становится жертвой неизвестной болезни, мучившей его затем до конца жизни. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия.
И не только потому, что отличался привлекательной внешностью. Апокалипсис (лат. Дюрер изображает Солнце и Луну со скорбными человеческими лицами. Каждый лист имеет монограмму художника. В последующее время он создал более или по меньшей мере столь же значительные работы, но никогда более — произведение, до такой же степени исполненное страстности и юношеского воодушевления определенной идеей, как «Апокалипсис». В небесах же, на белых облаках восседает «подобный Сыну человеческому» в золотом венце на голове, с острым серпом в руке.
Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. «Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников. Справа налево выгравированы эти наездники. Мы сознательно показали не все, чтобы было выразительно и ярко. Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения».
По возвращении на родину молодой художник особенно остро ощутил тревоги и смуты, терзавшие страну накануне XVI века. В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» – пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. В 1511 году опубликовано второе издание, для которого Дюрер создал ещё одну гравюру для фронтисписа.
«Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство, чем другие части Нового Завета. Ведь и его «Апокалипсис» был революционной песней и также направленной против Рима. Почему он турецкий. Именно здесь и родились самые известные произведения, которыми не только восхищаются ценители прекрасного во всём мире, но которые до сих пор не дают покоя многим мистически настроенным людям. По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые абсолютно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Это ловушка, которая погубит тебя.
Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов. Целая стопка. И это также является чем-то новым. Дюрер выпустил даже целую серию подобных работ, которая так и называется: Апокалипсис в лицах. Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим. Пятнадцать гравюр из серии «Апокалипсис» к книге «Откровение Иоанна Богослова» принесли Альбрехту Дюреру невиданную славу еще при жизни.
В западной историографии существует мнение о том, что Ренессанс как таковой, с его возрождением идеалов античности, чужд германской культуре (об этом писали Б. Вернер, Г. Вейзе, Ф. Винклер, Э. Гейдрих, К. Нейман). Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника. Серп в его руках – орудие жатвы, символ грядущего суда Божия над грешниками.
Были такие, которые, при высочайшем качестве работы категорически не хотели «светиться». Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков. И перед этой сферой отступает и правда факта и разочарование в человеческой природе и голливудский «мармелад». Особенно удались ему «Четыре всадника», несущие миру войну, мор, голод, тотальное уничтожение.
Эта печать, что лежит у ног Ангела, означает твердость решения и надежность охраны. Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников. Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война. И все это передает он черными точнейшими штрихами. » В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони. Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры. Верность природе является одной из составляющих основ всего творчества мастера.
В картинах итальянских и нидерландских художников, современников Дюрера, нельзя отыскать ключ к их субъективной духовной жизни в произведениях Джанбеллино, Рафаэля или Герарда Давида почти все исчерпывается отношением к объективным художественным проблемам, которые были едиными для всех художников их времени и страны. В честь Дюрера назван кратер на Меркурии. «Апокалипсис» изначально – книга для чтения, канонизированный сравнительно поздно, она не участвует в литургической практике и в ее авторстве многие сомневаются.
Популярность их была поистине необыкновенна. Квадрат Альбрехта Дюрера). Прежде чем мы обратимся к иллюстрациям, следует сказать несколько слов о тексте.
Нет, пожалуй, в истории изобразительного искусства более яркого по своей экспрессивности, емкости и символичности художественного воплощения образа приближающейся беды. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Однако его идеал человека отличался от образа абсолютного человека итальянского Ренессанса, ощущавшего себя «мерой всех вещей» и обладавшего высокой гармонией физического и духовного бытия. Художник расположил всадников по диагонали. А у Беллини сестра замужем за Монтеньи, а родной брат Жентиле Беллини в 1480-м году посылается венецианским сенатом в Стамбул, чтобы там писать портрет Мехмеда II, который в 1453 году захватил Византию.
«Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами» – иллюстрация к четвертой и пятой главам. Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей. Апокалипсис (лат. Apocalypsis cum Figuris) — знаменитая серия гравюр на дереве немецкого художника, рисовальщика и гравёра Альбрехта Дюрера, созданная им в 1496-1498 годах после первого путешествия в Италию.
Ибо не может быть никакой свободы в работе без знаний Вот таким образом необходимо научиться искусно измерять», – так излагал впоследствии Дюрер научные основы искусства в своем трактате «Четыре книги о пропорциях». Особенно часто он писал автопортреты. Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис». В 1495–1500 гг. Именно эти рисунки легли в основу гравюр серии «Апокалипсис» и сделали их уникальными в своем роде. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения.
Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий. Иоанна варят в котле.
Может быть. Мера долготерпения Божия закончилась, настал час воздаяния. Среди гравюр – серий «Большие страсти», «Жизнь Марии» и отдельных работ – наибольшую известность приобрели «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия». В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером).
Дни люди проводили в убийствах, ночи — в страхе и тревоге: пишет современник. Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии. Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери. Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Этот биографический момент был очень важен.
В тексте «Апокалипсиса» трудно проследить за нитями повествования, это — в большей мере поток бессвязных ужасающих видений, чем ясно развивающийся рассказ. Сейчас, скажем так, не век гравюры. Вообще немного нужно людей, чтобы искусство зажило. Мы – очевидцы, вброшенные в Откровение подобно святому. Не против Рима императорского, но против папского Рима.
Я состою в попечительском совете Тарусского краеведческого музея (у меня там дом в деревне).
Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника Апокалипсиса». Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. И, в то же время, планы полнолистной гравюры максимально приближены к зрителю. Но это же соседство, в свою очередь, вызывало сильное стремление противопоставить мощному импульсу исходившему из колыбели европейского Ренессанса, свое, национальное. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.
Борьба света и тьмы, разума и тёмных страстей, целеустремлённой воли и грубого насилия — в этом весь Альбрехт Дюрер. И если условия жизни нарушается искусство умирает. После того, как Дюрер однажды находит нужный тон, картины возникают одна за другой. Каждый день приходила информация и мы должны были ее обрабатывать. Он удивляет одновременно реализмом Иоанновых пяток и разнообразием семи сказочных светильников, предвосхищая «Алису в Стране Чудес». Это безумно разнообразный материал.
Святой Иерусалим, сходящий с неба, – дар Божьей любви обновленному человечеству. Ибо твои возможности ничтожны по сравнению с творением Бога. Именно этот драматический момент запечатлен на гравюре Дюрера. В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.
Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён. Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, гравер. «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э.
Боязливо косятся на нее паж и дама. Первой стала Четыре Ведьмы.
Развитие в этом направлении можно наблюдать в Германии в течение всего пятнадцатого века. Меч – оружие, которым Он побеждает, – Его слово. Но Дюрер – автор и живописных полотен. На других лицах написаны робость испуг или протест. Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев.
И вот эта жизнь искусства среди людей очень интересна. и вот конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним» (Отк. Этот символический образ Иисуса на коне с мечом – есть аллегорическое изображение Страшного суда и всемогущества Христа, Который только один и может носить имя Царя царей и Господа господствующих (Откр. 19:16). Весь город спал вдвоем, а те, кто не спал, умирали.
На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. Уже погиб на костре инквизиции народный вожак Ганс Бегайм, который провозгласил: «Налоги и подати должны быть упразднены». В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени. Одной ногой Ангел стоит на море, другой – на земле. Он благословляет грозное апокалипсическое войско.
Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом. Пожалуй. Горит столица антихристианского царства, осужденная на казнь Божьим судом. Самые разные. Дюрер создавал свои шедевры "Апокалипсиса" в эпоху подъема Северного Ренессанса.
У меня на столе лежали отчеты инспекторов двухнедельной давности. Она помогла атрибутировать нескольких авторов. Ангел указывает ему рукой на новый Иерусалим – прекрасный город, окруженный стенами с двенадцатью воротами, город обретенного мира, в котором «не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Это лист из «Нюрнбергских хроник» Х. Шеделя, 1493 года.
По своим размерам ксилографии Дюрера соответствуют самостоятельным станковым листам. И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису». Чтобы понять кто эти четыре всадники Апокалипсиса, необходимо хорошо знать весь объем Ветхого и Нового Завета.
Слева восседающий на троне император Домициан и его придворный с мечом, оба одеты турками— обычный для того времени способ изображения врагов Христа. Жить Дюреру довелось в кровавую и противоречивую эпоху, когда по Германии распространялось учение великого религиозного реформатора Мартина Лютера, бушевали крестьянские восстания. Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна». В центре композиции гравюры «Низвержение Сатаны в бездну. Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре).
Блудница Вавилонская трансформируется в Пречистую Деву Иерусалимскую. По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества. И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города.
На Западе ему открылся мир нидерландского натурализма, главным образом через искусство Шонгауэра, который не только полностью интегрировал его в свое великое искусство, но и придал ему новое содержание и новое направление. Ноги его – как столпы огненные. «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя).
Волнения крестьян разгорались все сильнее. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Он был истинным гуманистом своего времени.
Учёба в 1490 по традиции завершилась путешествием – за четыре года молодой человек объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. Смерть, ад, муки грешников, демоны, Дьявол, ангелы. Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса. Дюрер запечатлел Иоанна в момент поедания книги. В своем труде Руководство к укреплению городов, замков и теснин, выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см.
Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все. Их вешали на мокрые стены, они портились их снимали и вешали новые. И поскольку смерть была совсем рядом, а жить хотелось, мертвец был каким-то «соседом справа», с которым можно было даже и поговорить.
Не «не должен», а именно «не может». Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает. Собирать гравюру нелегко. Знаменитая гравюра «Четыре всадника» иллюстрирует грозное пророчество Иоанна Богослова о бедствиях последних времен: войне, голоде и смерти. Художественное повествование развивается в трех планах.
Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому абсолютно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. И вот таким образом уже нет страха, можно посмеяться, можно пошутить, уговорить смерть. После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое. Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий. Все это в комплексе представляется влиянием протестантизма.
А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528). В его руке – связка ключей, среди которых выделяется самый большой – ключ от бездны. Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов.