На полотне изображены две Фриды, картина автобиографичная. Картина «Две Фриды» наполнена болью, но, вместе с тем имеет огромную художественную ценность. В одной из лучших картин — «Две Фриды» — она выразила мужское и женское начало, соединенные в ней единой кровеносной системой, демонстрирующие ее целостность. И сегодня мы расскажем о картине «Две Фриды»мексиканской художницы Фриды Кало.
Кало часто рисовала себя со стороны иногда даже два автопортрета на одном полотне, как на картине «ДвеФриды». Картина «Две Фриды» написана в 1939 году. В одной из своих лучших картин «Две Фриды» она выразила мужское и женское начала, соединенные в ней единой кровеносной системой и демонстрирующие ее целостность.
Фрида в своей картине передает две природы одного человека, его душевное состояние, зашифрованное в ребусе. В мае 2016 года картина Фриды Кало «Две обнаженные в лесу» на торгах аукциона Christies была продана за 8 миллионов долларов, что стало рекордом для работ латиноамериканских мастеров. Картина «Две Фриды» написана в 1939 году после разрыва с супругом Диего.
В 1950 г. она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике. В 1939 году, вскоре после развода с Риверой, Кало пишет одну из самых знаменитых работ – «Две Фриды». Тогда Фрида решила писать автопортреты.
Работа показывает нам Фриду, лежащую на скупой больничной койке, залитой кровью. Традиционное истолкование работы опирается на подробности детства художницы: буквально через пару месяцев после рождения Фриды ее мать забеременела четвертой дочерью (той самой Кристиной) и, потеряв молоко, бросила девочку на няню-мексиканку.
Вместе с потерей своего возлюбленного европейская Фрида утратила часть самой себя. Но однажды с удивлением узнала, что «дети» причисляют её к своему лагерю. Два этих переживания впоследствии стали главными темами её картин.
Фрида выжила — невзирая и вопреки. Из-за образности этой и других зрелых работ, Фриду Кало часто причисляют к сюрреалистам. В Нью-Йорке в 1938 году с ошеломительным успехом прошла первая выставка работ эпатажной художницы, но на родине первая экспозиция картин Фриды состоялась лишь в 1953 году. В надписи внизу кроваво-красными буквами изложена история события. В одной руке Фрида держит мексиканский флаг, а в другой – сигарету.
Железный прут прошил ей живот и таз, навсегда лишив ее возможности иметь детей. Скупой надрыв показывает и реальная Фрида Кало. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Кровь капает из только что перерезанной артерии, ее удерживает лишь хирургический зажим.
В руках Бербанк держит куста филодендрона и это не случайная деталь. Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. В том же году, когда был написан «Круг», Фрида Кало умерла. Как известно, родилась Фрида Калов 1907 году, в Мексике, г. Койоакан. Больше всего в жизни Фрида Кало любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. К тому моменту «начинающая» «малютка» писала уже девять лет.
Пурпурную орхидею изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего. Печальная точка выставки. Есть опасность, что отвергнутая Фрида может истечь кровью до смерти. Хотя картина «Автопортрет состриженными волосами», где Фрида одета вмужской костюм, написанная через год после развода, демонстрирует тот факт, что художница одевалась, прежде всего, для мужа, которым была одержима. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами.
Судьба художницы сложилась драматично. А душу лечила, убегая в волшебный мир фантазий, где ее ждала единственная на тот момент подруга – девочка, очень похожая на нее саму. Упоминая картину «Две Фриды» в своем дневнике, Кало пишет, что ее вдохновили воспоминания о маленькой воображаемой подруге. На самом деле, сердца Фрид соединяются между собой общей веной, которая затем обрывается хирургических клещами, которые Фрида в белом платье держит (мы это можем увидеть на полотне). Стиль живописи Кало включает ее непреходящую увлечение колониальным и доколумбовым искусством, мексиканской народной образностью (народные образы, помещенные на церковном алтаре поблагодарить Иисуса за выполнение пожелания) и культурой и этноса Мексики. В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. Отец выполнил просьбу дочери и сделал ей специальный подрамник, позволяющий рисовать лежа.
Произведение написано в1939году, вскоре после развода схудожником Диего Риверой. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь.
Предметы извлекаются из обычного окружения и включаются в новые сочетания. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Ее произведения следует рассматривать как метафорические конспекты конкретных переживаний. Фрида исследует влияние боли на становление своей личности.
«Работы начинающей художницы, определённо, значительны и угрожают даже её увенчанному лаврами знаменитому мужу», — было написано в пресс-релизе к первой нью-йоркской выставке Фриды (1938) «малютка Фрида» — так называл её автор публикации в TIME. В 1929 году Фрида сочеталась браком с художником Диего Ривера. Гвозди, воткнутые в лицо и тело, взывают к образам мученичества св. Рядом сидит ее alter ego, европейская Фрида в кружевном белом платье. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Сердца двух Фрид соединяет тонкая артерия из которой сочится кровь. В свое время, еще Шопенгауэр писал о том, что самые великие произведения искусства созданы мужчинами (ну, вроде как у женщин предназначение другое. ). Где-то она откровенна, где-то – едва заметна, заглушаемая одой природе во всем ее буйстве и торжеству жизни.
Обе надписи приукрасили действительность. «Я никогда не думала, что я сюрреалистка, пока Анри Бретон не приехал и не сказал мне об этом», – призналась она. Кало Фрида (Kahlo Frida), мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма. Он писал Фриде письмо за письмом, наталкиваясь на вялый отклик. Тело округлое, еще хранящее память о том, что готовилось вскормить дитя.
Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. В течение 30 лет облик дома не менялся. Вопреки всем прогнозам, Фрида в очередной раз проявила силу духа и выжила. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади.
И первые шаги в живописи.
Все ее наследие — 143 живописные работы, с графикой около 250. Она опять начала носить джинсы, с удовольствием занималась хозяйством и преподавала студентам, написала «Автопортрет с косой», на котором ранее остриженныеволосы сплелись в причудливый крендель и, окончательно смирившись с неспособностью родить, обратилась к теме плодородия. Вместе с потерей своего возлюбленного европейская Фрида утратила часть самой себя. Память о Фриде не сдает позиций – о ней снимают фильмы, как документальные, так и художественные. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. В этом смысле ее подход диаметрально противоположен сюрреализму.
На картине 1944 года «Сломанная колонна» Кало изображает себя в медицинском бандаже с разбитой дорической колонной вместо позвоночника. Несмотря ни на что, с Кристиной Фрида помирилась. При этом значительная их часть отрезана от международной выставочной карьеры. Почему она изобразила себя.
В своём дневнике Фрида отмечала, что костюм — тоже автопортрет её платья стали персонажами картин, а теперь сопровождают их на выставках. Страдание превращается для нее в залог стойкости перед невзгодами.
Фрида и Диего интересовались идеями Бербанка (Ривера поместил даже поместил его на фреску «Аллегория Калифорнии» в башне Фондовой биржи в Сан-Франциско), читали его программную автобиографию «Жатва жизни», но никогда не встречались с ним лично. Как инебо, наполненное смятения, эта деталь выражает страдания художницы, связанные исневозможностью продолжить род (беременность Фриды Кало закончилась выкидышем), хотя сам Диего был так называемым childfree (бывшие женщины Диего пытались удержать его, рожая детей) исощущением материнства к«вечному ребенку», своемуже мужу: вдневниковых записях Фрида писала— «Диего, мой ребенок», «Диего, мой сын». Кстати, кроме всего прочего, Фрида была увлечена идеями Фрейда и была первым человеком в Мексике, который подвергся психоанализу. Еекартины, выражающие сфизиологической точностью жизненные страдания, женскую душевную ифизическую боль, «Две Фриды» втом числе исполнены вярких цветах иимеют таинственный, мрачный иаутентичный колорит.
Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Рядом разбросаны символы родной страны. Сердца двух женщин открыты, между собой они соединяются лишь тонкой артерией. После отъезда молодоженов в США Кало не раз находилась в состоянии беременности.
Слева — европейский вариант Фриды, одетой по западной моде. Непростые отношения художников отражает и «Автопортрет с обезьянкой» 1945 года, которую можно было видеть в Эрмитаже до 20 января 2016 года. Кроме того, живот и матка были проколоты металлической перилой.
Фрида привычно терпела боль, но боялась потерять подвижность. Над животом, еще округлым от беременности, она держит три красные, как артерии, ленты. Каждый шаг, каждый вздох ее теперь сопровождался постоянной болью, но все было не важно – она выдержала и готова идти дальше. Сюрреалистов, кстати, художница называла «чокнутыми детьми».
Так, картина«Раненый олень» (1946) изображает Фриду в образе оленя, который смертельно ранен стрелами. На ее работах – бесконечные попытки понять себя. Возможно, поначалу и сама Фрида с этим бы согласилась. Несколько лет супружеская пара жила в Америке, абсолютно иной в культурном плане стране. Художница жила в Мехико, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Париже.
Символическое мужчинам, видимо, не присуще. Куколка и бабочка с правой стороны — традиционное для европейских натюрмортов олицетворение смерти и воскресения души, но в левой части можно видеть более необычное насекомое, палочника из семейства привиденьевых. В Мексике Кало видит образ правильного, естественного мироустройства, где человек живет в гармонии с природой, высшими силами и историей.
Ещё одна особенность её работ — мелкие мазки. Среди поклонников Риверы встречается мнение, что картины Фриды — это «салонная живопись». Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Собственно, в их ряды художницу настойчиво пытался записать сам Андре Бретон, называвший ее искусство «ленточкой, завязанной на бомбе». На создание любого стиля всегда влияет место рождения и формирования личности. Обезьянка — заместитель ребенка, которого она не могла иметь.
Дословно название работы переводится как «Несколько маленьких уколов», но я позволила себе адаптировать его для выставки — уколы вызывают больничные ассоциации, а здесь речь о ранах, которые кто-то считает пустяком. Свободными от гипсовых повязок оставались лишь руки. Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь». Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом.
Это был вулкан, без преувеличения. Вздорная, смешливая, резкая и возмутительно откровенная, средоточие радости и жизни – так ее видели окружающие, однако настоящая Фрида Кало (картины, фото, дневники не дадут соврать) грызла себя изнутри, пытаясь вырвать у судьбы то, что ей причитается. В «Голубом доме» всегда было много животных: обезьян, попугаев, лысых собачек породы шолоицкуинтли, одна из которых изображена на картине. Вместо «маленького Диего» на свет появилась «Больница Генри Форда» — одна из самых печальных работ, с которой началась череда «окровавленных» картин. Как у истинной мексиканки, у Фриды было особое отношение к смерти.
Упомянутая выше нью-йоркская выставка помогла Фриде стать свободнее. Понимание приходит позже. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем.
При этом ее полотна необычайно яркие и неповторимые по цвету. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. В Латинской Америке смерть со времен ацтеков воспринимается иначе, чем в Европе. Так как на тот момент ее мир сузился до больничной койки и собственного тела. Есть знаковая картина «Автопортрет на границе между США и Мексикой».
«Я являюсь той темой, которую знаю лучше всего» – позже скажет художница. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — говорила Фрида. В течение 30 лет облик дома не менялся.
После этой трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. «Я никогда не думала, что я сюрреалистка, пока Анри Бретон не приехал и не сказал мне об этом», – говорилаона. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь». Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало».
Зеркало над кроватью и специальный подрамник, позволявший писать картины лежа. И, как сама призналась художница, стало результатом еепереживаний, вызванных кризисом всемейных отношениях (разрыв произошел после очередной измены Диего ссестрой Фриды), отразило ееглубокое отчаяние иодиночество. Возможно именно в этом и стоит искать ключ к пониманию её работ. Фриду можно назвать самой популярной и известной во всем мире художницей Мексики. Но влюбившись, Фрида словно теряла разум, который так ценила в людях.
Сердца двух женщин выставлены напоказ их соединяет лишь одна тонкая артерия. Конфликты в их бурной и изменчивой отношений были очевидны даже. Сюрреалистов же художница не любила и называла «чокнутыми детьми». Он один ведет инструменты рисования, хотя каждый был опытным художником.
Большое полотно «Две Фриды»создавалось во время бракоразводного процесса на нём Фрида написала себя «любимую» (справа, в теуанском костюме) и «нелюбимую» (в викторианском платье истекающую кровью), словно заявляя, что теперь она сама себе «вторая половина». Она последовала за Риверой в Сан-Франциско и Нью-Йорк, куда он уехал по работе. Чтобы угодить мужу, она даже сменила джинсы и кожаные куртки на пышные юбки и стала «теуаной». Их бурная совместная жизнь стала легендой. Например, фон из зеленых листьев — часто встречающийся у Кало охранительный мотив.
В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Всего лишь автопортрет (скучная, казалось бы, вещь. ), но на грани сюрреализма и помешательства. «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего», — говорила Фрида и в обращении к этой «теме» была не только субъективность, но и субъектность.
Тридцать две операции, годы в гипсе и на инвалидной коляске, бесконечная боль. Фрида расписала собственный гипс, а потом написала свой первый автопортрет. Парадоксально, но выбор, который обычно навязывается женщине «по умолчанию», в случае с Фридой становится бунтом против опеки мужа. Раны Фриде наносил Диего. С одной стороны, она страстно желала продолжить род, протянуть дальше ту красную ленту, которую она позже изобразит на картине «Мои бабушки и дедушки, мои родители и я», получить в своё распоряжение «маленького Диего». Тогда девочка научилась убегать в мир своих волшебных фантазий.
На этом фоне 34 работы, приехавшие в Петербург, выглядят очень солидно. В это время из-за многочисленных операций Фриде пришлось носить ортопедические корсеты. «Я всего лишь ткнул её несколько раз», — говорил на суде некий мужчина, зарезавший свою подругу. Фрида металась.
Она начала с автопортретов. Она стоит, подобно статуе, на пьедестале, награнице между двумя разными мирами. Желание художницы включить в работы политическое измерение, чтобы «послужить Партии» и «принести пользу Революции», становится особенно явственным в картинах 1954 года Марксизм даст здоровье больным, Фрида и Сталин и в незаконченном портрете Сталина. Но, если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. В 1931-м она пишет двойной портрет со свадебной фотографии: в руку грузному мужу Кало вкладывает палитру и кисти, а себе самой отводит скромную роль жены выдающегося художника.
Подобный шаг был обусловлен далеко не самолюбованием. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. В хорошем смысле этих слов.
У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. Вскоре после чего она скончалась.
До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде. В шесть лет она перенесла полиомиелит и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади.
Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. На картине «Моё рождение», созданной вскоре после первого выкидыша, она изображает себя в виде новорождённого, но, очевидно, также ассоциирует с фигурой матери, чьё лицо скрыто. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Фрида просила отца принести ей кисти и краски. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты.
Те же предметы, часто парящие в воздухе, та же центральная фигура, тот же коктейль из странно смешанных образов. Но каждый раз женщина теряла ребенка из-за прежних травм, перенесенных ею еще в юности. Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции. На удивление, Лев поддался, сменив революционную горячку более низменными эмоциями. Вероятно, это граничит с тем, что он признал в ней равную – как по духу, так и по таланту. Творчество Фриды стало популярно уже во время её жизни.
Ощущая свою второстепенность, незначительность своих чувств по сравнению с мужскими, она довела это переживание до абсурда в картине «Немного маленьких уколов». В свое время в Париже она нарисовала автопортрет «Две Фриды» (1939) — один из ее самых известных автопортретов, где изображены две версии художницы, держащиеся за руки, сидя бок о бок. Сердца двух женщин выставлены напоказ их соединяет лишь одна тонкая артерия.
Белая ткань, обернутая вокруг бедер, перекликается с Плащаницей Христа. Это типично для всех сделанных художницей мужских портретов — лицо, костюм, на этом все. Первая авария заставила её начать писать картины, вторая сделала художником. Рядом сидит ее alter ego, европейская Фрида в кружевном белом платье. Революционер был кем угодно, только не слепцом.
Так просто и так сложно одновременно. Белая простыня залита кровью. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. То, что два листа изображены со светлой изнаночной стороны также может указывать на оборотную сторону идей Бербанка. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье.
Их семейная жизнь бурлила страстями.
Я просто помогаю ей выйти наружу. Так Фрида начала писать автопортреты. Она приветствовала посетителей прямо на кровати. Это изображение её «реальности» болезненно изображается в одном из самых известных картин Кало «Две Фриды» (THE TWO FRIDAS).
Обездвиженная, поскольку большая часть ее тела была скована гипсом, она могла шевелить руками и тогда родители принесли ей краски, кисти и холст. Перипетии их отношений стали сюжетом многих работ мексиканки. Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде. Даже яркая палитра и цвета в её работах неслучайны. Кало изображает себя исключительно в качестве традиционной жены, предвещая ее пожизненную борьбу между этой мексиканской персоной и ее роли как художника. Её творчество изобилирует символами и фетишами.
Европейская Фрида отвергнута, вот таким образом она истекает кровью. Гвоздь, вбитый в стену, возможно, отсылает к мексиканскому выражению estarclavado – «быть обманутым» (clavo – гвоздь исп. ). Шолоитцкуинтли (науатль: Xolotl «Шолотль» и itzcuntli «собака») — собаки, которые были в мифологии ацтеков земным воплощением Бога грозы и смерти Шолотля. В случае Фриды – это Мексика и ее культурные традиции. Это одна из самых известных и растижированных работ Фриды Кало.
«Ретроспектива Фриды Кало — большая удача, за ее выставками музеи стоят в очереди. Всё из того же правила: мы ценим, когда теряем. Их связывали отношения – страстные, одержимые и порой мучительные. В 1932 году после очередной неудачной беременности Фрида пишет жутковатую картину «Госпиталь Генри Форда» : на фоне безлюдного индустриального пейзажа художница лежит на больничной койке в окружении символов ее беды: нерожденного ребенка и поврежденных в результате аварии органов. К несчастью, беременность закончилась выкидышем.
Она изображала реальность не такой, какой она ее видела, но какой она ее чувствовала. Это символ медленного течения неудавшейся беременности. Как и все работы Фриды, эта картина наполнена символами. В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию7.
Дотошность она, видимо, вынесла из отцовского фотоателье, где помогала раскрашивать снимки — такое занятие требует большой сосредоточенности и мелкой кисточки. ред. ). Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски. «Вмоей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался втрамвай, другая— это Диего», — говорила Фрида (в18лет Фрида Кало попала ваварию сострашными последствиями: вывих стопы иплеча, 11переломов правой ноги, тройной перелом таза, тройной перелом позвоночника, перелом ключицы иребер, пронзенный насквозь металлическими перилами живот иматка).
Рассмотрим некоторые ее полотна, что отражают момент. Она считала, что костюм— такойже автопортрет. Мы видим, как Фрида лежит на больничной койке. Однако это не мешало ему ворошить юбки всех женщин, что встречались ему на пути. Но все внутри нее так и осталось покалеченным.
Фрида занималась футболом и боксом в школе входила в шайку «качучас» — хулиганов и интеллектуалов. Боль и страсть будто стали ее кистями.
Если автокатастрофа действительно была роковой случайностью (Фрида должна была ехать в другом автобусе, но вышла на полпути, чтобы поискать забытый зонтик), то сложные отношения (в конце концов, Диего Ривера не был единственным) были неизбежными из-за противоречивости её натуры, в которой сила и независимость сочетались с жертвенностью и одержимостью. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно.
Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Полотно изображает саму художницу, что потеряла ребенка в этом злополучном госпитале. Мать – испанка, рождённая в Америке. Присущие сюрреалистам мечтательность и декадентство её раздражали их ночные кошмары и фрейдистские проекции казались детским лепетом по сравнению с тем, что ей довелось пережить в реальности: «Со времени я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза и больше ничего». «У неё нет иллюзий», — поддакивал Ривера. Сама она всячески открещивалась от связи с этим течением.
Воистину, как вы яхту назовете, так она и поплывет. До конца апреля в Санкт-Петербурге проходит ретроспектива Фриды Кало — великой мексиканской художницы, ставшей душой и сердцем женской живописи во всём мире. Первая всю жизнь отзывалась физической болью, вторая причиняла боль душевную. Кало появилась на свет 6 июля 1907 года в Мехико. Обе надписи приукрасили действительность.
Зато отсутствие больших ожиданий давало полную свободу. В 1929 году она обручилась с мексиканским художником, Диего Ривером (Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера у Баррьентос Акоста у Родригес) известный своими фресками мексиканской революции. Мне стало действительно физически плохо. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Облака в мексиканском небе перекликаются с клубами дыма, вырывающимися из труб заводов Форда, а пышная растительность слева уступает место образцам электрического оборудования справа, чьи провода превращаются в корни, высасывающие энергию из земли.
Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая— это Диего». Свои страдания и эмоциональный упадок художница передала на полотне «Больница Генри Форда». Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя.
Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Над изголовьем кровати витает улитка. Однако во всем, что она писала, сквозит горечь надежд, которым не суждено сбыться.
Прощание с Фридой Кало проходило в Бельяс Артес — Дворце изящных искусств. Вторая беременность тоже закончилась трагически: в 1932 году в Детройте, где Ривера расписывал двор Института искусств, у нее случился выкидыш. наступило серьезное ухудшение здоровья Фриды.
Это исповедь женщины, утратившей не только своего ребенка, но и свою женственность, свой род, свое предназначение и будущее. В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Юных мексиканцев в этот период положено одаривать марципановыми гробами и скелетами из белого шоколада.
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Фрида Кало (1907 – 1954) была легендарной в мире красоты, чья жизнь и художественные картины подогрели интерес в мексиканском искусстве. В течение 30 лет облик дома не менялся. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина.
Сердца обеих женщин соединены артерией, но европейское альтер эго художницы страдает от кровопотери: с потерей любимого женщина теряет часть самой себя. «Она обращалась с ним, как с любимым псом, — вспоминала одна из подруг. — Он с ней— как с любимой вещью». Описывая картину«Две Фриды»в своем дневнике, художница отметила, чтоодним из источников вдохновения для неё послужиливоспоминания о маленькой воображаемой подруге из детства. Главная жизненная драма Кало проникла в ее работы.
Местные флора и фауна индейские божества и постройки – частые гости ее полотен. На её картинах всё чаще появлялись корни, стебли и плоды, а в дневниковых записях рефрен «Диего — мой ребёнок». И Фрида разрывается между этими двумя противоположностями.
В 1944-м Кало завершает картину «Цветок жизни» : экзотические растения напоминают половые органы, солнце символизирует яйцеклетку, а на заднем плане виден плачущий эмбрион. Это, безусловно, Фрида — растерзанная и раздавленная. Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего.
Его противоположность – суета западного мира, в которой человек теряет себя. Откуда это увлечение. — Прим. Говорят, что с этих ретабло многое перекочевало на полотна художницы.
Ее тело — кровавый «натюрморт», выставленный на всеобщее обозрение. Лицо на холсте как посредник между внешним и внутренним. А еще – зеркало. На картине изображены две Фриды в разных нарядах. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями11. Фоном идет сухая, бездушная Америка, которая не может дать покоя.
Что ни работа, то сочность, буйство, чрезмерность и такая холодящая глубина, что можно прочесть по губам историю. Она впервые ощутила свою самостоятельность: в одиночку поехала в Нью-Йорк, знакомилась, получала заказы на портреты и заводила романы не потому, что муж был слишком занят, а так как ей так нравилось. Первой серьёзной попыткой выйти из-под влияния мужа стало решение родить. Многочисленные статьи, книги и документальные фильмы рассказывают о жизни и искусстве Кало, в том числе биографический фильм «Фрида» (2002), в котором актриса Сальма Хайек играет главную роль. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. Год она была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем сопровождали ее всю жизнь. Приняв тот факт, что Кало Фрида не хочет его, он попросился обратно к жене.
В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Фрида Кало (биография это показывает) лишь закалилась от этих невзгод, несмотря на юный возраст. К сожалению, надпись неточна. Когда она в Штатах потеряла второго своего ребенка, то прямо в больнице написала картину «Госпиталь Генри Форда». В шесть лет девочка переболела полиомиелитом, который навсегда оставил ее хромой.
Она любила использовать в них традиционные для Мексики атрибуты. Две Фриды, Фрида Кало1939В детстве Фрида очень страдала от насмешек соучеников и соседских мальчишек, дразнивших ее из-за иссушенной полиомиелитом правой ноги. Неслучайно через год после развода появился «Автопортрет с остриженными волосами», на котором место юбок и лент занял мужской костюм — в похожем Фрида как-то позировала для семейного портрета задолго до встречи с Диего. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию.
Узнав об этой истории из газет, Фрида написала полную сарказмаработу, буквально залитую кровью (пятна красной краски «выплеснулись» даже на раму). Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910— год Мексиканской революции9). Тем не менее она стоит прямо и открыто смотрит на зрителя.
Справа мы видим пейзаж Северной Америки, где властвует технология. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. «Я всегда буду помнить потрясение, которое я испытала, когда вытащила картину из ящика.
Новая жизнь стала бесконечно мучительной. Если картины были отражением внутренней бури, то костюмы стали её бронёй.
Она быстро поняла, что поделать с этим ничего невозможно, надо просто закрыть глаза. Даже на «свадебном» портрете «Фрида и Диего Ривера» только один из двух художников изображён с профессиональными атрибутами, палитрой и кистями, — и это не Фрида. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то еще. Как и сам музей, они— часть легенды о Фриде. Себастьяна, пронзенного стрелами.
Пытаясь осмыслить произошедшее, она впервые в истории искусства обратилась к теме потери ребенка. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. В дневнике в это время она пишет «Я есть дезинтеграция».
В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Во время поездки в Нью-Йорк в начале 30-х Фрида пишет «Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами Америки» : в центре стоит сама художница с мексиканским флагом в руке, справа от нее – бездушные заводские трубы, механизмы и небоскребы, слева – ацтекская пирамида, цветущие растения и солнце с полумесяцем, воплощающие природный ход времени. Кровь капает из только что перерезанной артерии, ее удерживает лишь хирургический зажим. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка в утробе. За тридцать лет жизни после аварии – тридцать хирургических операций.
Таким поначалу был её брак с Диего Риверой. Творчество Кало — это боль и страсть, которые она проецировала на плоскость своих картин. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду Голубого дома (дома-музея). Фрида была оскорблена, унижена, опозорена. Картофель сорта «Рассет Бербанк» — до сих пор один из самых распространенных в США именно его используют в «Макдоналдсах».
Тогда Фрида и начала ценить особенности Мексики. Обереги, отгораживающие Фриду от страданий, обвиты желтой лентой, но начинается все с гвоздя, который, вероятно, отсылает к выражению estar clavado — «быть обманутым» (clavo, «гвоздь» по-испански). Пока Диего сутками напролёт писал фрески, ночуя на лесах, она носила ему корзинки с обедами, занималась счетами, экономила на столь необходимых ей медицинских процедурах (Диего тратил бешеные деньги на свою коллекцию доколумбовых статуй), внимательно слушала и сопровождала на выставках.
Возможно, переживи Фрида болезнь, мы узнали бы её с новой, неожиданной стороны. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала1213 под длинными юбками). Дело в том, что коллекция Фонда Кало — Риверы — а это все, что хранилось у ее мужа Диего Риверы, — по уставу не может покидать пределы Мексики видеть эти вещи можно главным образом в музее, устроенном в родовом гнезде Фриды, так называемом «Голубом доме». Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли.
В конце 1940-х гг. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как я сама это тот предмет, который известен мне лучше всего». Стоит также обратить внимание, что Фрида-«мексиканка» держит вруках портрет «маленького Диего», откоторого «питаются» сердца обоих женщин: одно, сдерживаемое хирургическим зажимом (ееальтер эго), обнажено, аего аорта кровоточит. Изменять Фриде он начал немедленно после свадьбы. ОднакоФрида изображает обезьянку и собакукак нежные и защитные символы.
Когда Клер Бут Льюс получила картину, она хотела уничтожить ее. Незадолго до экспозиции из-за гангрены пришлось ампутировать часть правой ноги: «Что мне ноги, когда у меня за спиной крылья. », – записала Фрида в своём дневнике.
Искусство Фриды Кало — это кодировка, шифрование, все то, в чем много мозга. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Он одет, в то время как жертва изображена обнаженной, окровавленной.
Свой недостаток Фрида впоследствии всегда скрывала длинными юбками. Все критики в один голос твердят, что картины Фриды очень самобытные. Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии. Внутренний стержень, твердости которого позавидует и титан, не подвел и на этот раз – Фрида встала на ноги, но рисовать не бросила.
Если бы не хирургический зажим в руке Фриды, женщина, вероятно истекла бы кровью. Ей было 22, ему— 43. Над окровавленным телом женщины стоит невозмутимый убийца (его шляпа — намёк на Диего), а сверху, как издёвка, парит название, написанное на ленте, которую держат голуби, так похожие на свадебное украшение.
Естественные роды были невозможны, но оставалась надежда на кесарево сечение. Есть опасность, что отвергнутая Фрида может истечь кровью до смерти.