Таинственный свет белой ночи. Флоренского. Именно тогда Нестеров стал работать над «Амазонкой», на которой Ольга предстала здоровой изящной, красивой. Стиль есть моя вера, стилизация же это вера, но чья-то.
Его героини приходили сюда в переломный момент жизни. Это даже скорее картина, на которой изображены портреты П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова. Во многом это было граничит с открытием подлинной древнерусской иконы. «Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение», — отзывался он о природе в картине «Видение отроку Варфоломею».
Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим. Именно тогда Нестеров начинает работать над «Пророком», «Распятием», «Страстной седмицей», повторяет «Несение креста», «Голгофу», «Димитрия царевича убиенного». Малоприятными для Нестерова были отзывы М. Волошина, И. Грабаря, П. Муратова. Иным настроением проникнут портрет дочери Ольги.
За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Таинственным «мистическим» духом была озарена и вызвавшая разноречивые отклики прессы картина «Димитрий царевич убиенный» (1898, ГРМ). В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора.
Архитектор построил церковь Покрова в стиле старой новгородско-псковской архитектуры. Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски. Это портрет священника и искусствоведа Сергея Николаевича Дурылина, с которым Нестеров познакомился в 1914 году и крепкая «верная» дружба этих людей не прерывалась до самой смерти Нестерова в 1942 году. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно.
Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Видный юрист, профессор Московского университета, он был обвинен в шпионаже и через год расстрелян (стоит ли говорить, что в 1950-х годах его посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления). Вся природа была для них святым храмом. Потому и свечка, что каждый пришел с молитвой. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. У самого ближнего берега Волги справа вижу деревянную часовню с куполком.
Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Тут всяческие люди ищущие своего Бога. Об этой работе трудно говорить.
Арест Ольги принес такие мучения, от которых старый художник так и не смог оправиться. К нему идут-бредут паломники и стар и млад, со всей земли. «Здесь на материнском лоне природы, где повсюду разлита Божья благодать, где все носит Божью печать, здесь убаюканные бледным нежным небом, вечно глядя на далекую, пустую от людей даль, на ровное, тихое движение вод и гнущихся под ветром трав и деревьев, – здесь они чувствуют, что в них каким-то чудом возродились – для одного временно, для другого навсегда — блаженные годы детства, божественная невинность, хрустальная прозрачность и простота детской души», – так проникновенно писал Бенуа о картине «Под благовест». Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. Перед Ним теплится множество свечей.
Это центр картины, чей художественный образ определяется уже не только трагизмом крестной смерти, но сакральным смыслом распятия. Слишком позднее признание со стороны официальных властей его не радовало. Вот что пишет о нем в воспоминаниях Сергей Фудель: «Когда мы (с Дурылиным. Избранные очерки о русском искусстве и русских художниках Х-ХХ вв. ).
Зато фигура Борея – вся движение, полет, порыв. Как только Ольга немного подросла, он забрал ее к себе. «У «Святой Руси», по воспоминаниям Нестерова, впервые пожали друг другу руки лютые враги – передвижники (Маковский) и мирискусники (Бенуа)», пришедшие к общему неприятию картины. Целая лужа крови.
Она металась в жару, болезнь дала осложнение на уши, на почки. И слишком позднее признание со стороны официальных властей его не радовало. Булгакова и П. А. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова.
В лучах заходящего солнца горят кресты храма. Но когда на стенах дома в Сивцевом Вражке всё же появились работы Федора Сергеевича — пейзаж «Абрамцево», натюрморт «Сирень», «Уголок Парижа», они спокойно выдерживали высокое соседство, составляя честь художнику Федору Сергеевичу Булгакову. В отличие от «Святой Руси» эта картина была принята в русском обществе с пониманием и сочувствием. С дочерью была связана не одна драма. Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту".
но и духовное видение эпохи. Отец, Василий Иванович Нестеров (18181904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Это писал Нестеров.
опять натянул, точно саван, белый чехол и мы пошли на террасу». Философы (С. Н.
Но отец Владимир так и сгинул где-то в лагерях в 1940-е годы. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. Вечереет. Не попадайся под руку: зашибет.
Во многом с этим было связано настойчиво вводимое в творческое мышление понятие «национального стиля», который рассматривался как некое условие, способное объединить разных художников для достижения общей цели.
Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». Ольга, к его великой радости, с болезнью справилась.
В автопортрете 1928 года – та же поза, тот же поворот фигуры. Его близкие – жена и дочери – очень страдали из-за того, что к ним стали относиться как к родственникам "врагов народа" (а это было граничит с повседневными унижениями и хамством), но сам Нестеров старался не обращать на это внимания. Чего-чего я не передумал в те дни, недели, месяцы". Но приступить к работе Нестеров смог только после итальянского путешествия – с большим воодушевлением он выполнил большое количество подготовительных этюдов и рисунков, в том числе и пейзаж, который позже ляжет в основу картины. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
Сначала Нестеров хотел изобразить Мухину рядом с большим бюстом на огромном постаменте, но, по его словам, бюст-«истукан» занял все пространство картины. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками.
Впереди я вижу события не только грозные, но и светозарные, победные". Почти восторженно отзывался Бенуа о «Варфоломее», называя его «одной из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин последнего десятилетия XIX века». Она – лична, порывиста, пылает, а не теплится".
Причем определением «мистический» активно оперировали как поклонники, так и противники Нестерова, произнося это слово то явно с порицанием, то как синоним подлинной художественной ценности. "Автопортрет" 1915-го года – это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни. Скудные пайки, отсутствие тепла, бомбежки. Судьба Флоренского оказалась трагичной.
В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». Черты стиля модерн с его условностью и стилизацией форм, превращающими картину в декоративное панно и реализм живописи XIX века, соединившись в творчестве художника, помогали ему создать убедительный пластический эквивалент своих поэтических «грез». Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. С шеи на землю капает густая темная кровь: кап-кап, кап-кап. Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон.
Булгаков, перешедший к православному богословию от марксизма, в 1923 году эмигрировал во Францию.
Впоследствии, однако, художник намеренно уйдет от портретности, наделяя монаха обобщенными чертами. «Мистицизм, который окрыляет волю человека», стремился выразить Нестеров в картине «Чудо» (1896), написанной им под воздействием «Жанны Д Арк» Бастье- на-Лепажа. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита.
Но семья жила дружно, гостеприимно (друзья вспоминали, что всех пришедших сразу приглашали к столу, даже если при послереволюционной скудости гостям можно было подать только чай с сухарями). На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». После этих слов С. Н. Этого я не мог и не хотел».
Но в 1905 году на Ольгу, еще не достигшую двадцатилетия, вновь навалилась болезнь. Особый интерес это полотно вызвало со стороны религиозных философов именно они предстали его наиболее тонкими ценителями. Жизнь семьи в военное время была тяжелой.
Ей дорога в жизнь, только в жизнь». В этом совпадали позиции священника П. А. Флоренского, назвавшего росписи Владимирского собора «лжесвидетельствами» и А. Н. Бенуа, одного из немногих критиков, подходивших к рассмотрению этих росписей с художественными критериями. Характеризуя Нестерова как «художника нового периода, периода свободного, личного и вдохновенного» начала в искусстве», А. Бенуа прозорливо заключал, «что для полной и настоящей оценки этого молодого мастера, обладающего глубоким умом и поэтичной душой время еще не пришло, так как он далеко не высказался вполне. За ней можно хорошо прятать отсутствие своей собственной веры. Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. Новая версия меньше форматом (91x109) по сравнению с третьяковской (160x211), на небе появилась луна, краски пейзажа несколько более темные, а в лице отрока Варфоломея больше серьезности. Мыслитель (Портрет философа И. А. Лицо горит.
Дольше других висел в доме Нестерова двойной портрет «Философы». Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. В деле веры, религии это необходимо. Но мы буржуи все же и по сей день под угрозой и как сознательные телята – ждем своего часа». Жил художник по-прежнему в Сивцевом Вражке, в квартире расстрелянного зятя. Элемент игры, мистики, как обязательное условие для создания другой реальности, отличной от грубой прозы жизни, присутствовавшей в концепции «Мира искусств», в той или иной мере был свойственен всем новейшим направлениям русского искусства рубежа веков. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу.
В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. Кроме «Димитрия царевича убиенного», произведения, вполне укладывающегося в русло смысловых и стилистических поисков Нестерова, наибольшие споры вызывала картина «Святая Русь», законченная художником в 1905 году, но впервые показанная широкому зрителю на персональной выставке в 1907 году. Мастер боролся за право сохранить верность своим идеалам и не угодничать перед новой властью. Он отказался писать портрет Сталина, а до того – отказался от юбилейной выставки, так как на ней нельзя было выставить его самые важные работы, такие как "Душа народа" (Нестеров обращался к Сталину с просьбой экспонировать картину, но тот запретил).
Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. Портрет строится на контрасте статики и динамики. И. Э. Грабарь не принимал картин Нестерова и «Димитрия» в том числе, как раз потому, что не видел в них «хоть какого-нибудь намека на мистическое прозрение». Сестра художника примчалась из Уфы, чтобы неотлучно дежурить у постели больной, но девочке становилось все хуже.
Портрет, созданный Нестеровым за два года до его смерти, поражает свежестью и оригинальностью композиционного решения, проникновенной психологической характеристикой, умением, сохранив остро индивидуальные черты модели, создать обобщенный образ творца. Вдоль берега Волги в поисках правды и утраченной веры бредут люди, впереди которых – крестьянский мальчик, с надеждой вглядывающийся вперед. 1921-1922 Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. На берегу у часовни стоит столик, на нем огромный старого письма Спас.
Она приобретала скорее философский и лирический оттенок. В 1906 году ей сделали тяжелейшую операцию (трепанацию черепа), для чего пришлось обрить половину головы. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Земля стала красная, темно-красная.
В 1905—1906гг. Не будет лишним вспомнить еще одну картину послереволюционного времени исполненную в 1926 году. Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. В доме М. В. Нестерова она царила.
Потому и распятие, что в нем – победа над смертью, то есть жизнью, убитой грехом. Значительная роль в этом отводилась художнику, который через создаваемые им духовно наполненные образы мог непосредственно взывать к уму и сердцу своего зрителя, пробуждая в его душе «забытую способность молиться, заставляя прозвучать чувство, замолчавшее среди торжества рационализма и жизненного торга». Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе»., перед ними скорее можно упасть, обливаясь слезами умиления или скорби о тягостях жизни». Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Об этой работе трудно говорить.
Все время он жил в ожидании, что за ним придут. По рассказу внучки Нестерова, И. В. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Предстояло не только «сложить живописную эпопею» в честь князя Владимира, но и создать целый пантеон подвижников веры, русской культуры и истории.
Художник относится к ним как к живым существам.
По холмам справа зашумел сосновый бор. В легко ступающем мальчике художник смог увидеть огромную силу человеческого духа, торжество человеческого «Я». На портрете был С. Н. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества. Герой первого портрета – интеллигентный, волевой человек начала века.
Неоднозначную реакцию вызывало творчество Нестерова у известных исследователей тех лет: П. Муратова, М, Волошина, С. Маковского, В. Розанова, С. Глаголя. Но как бы ни разнились эстетические программы и цели многих художественных объединений и направлений, почти всем в той или иной мере оказался близким взгляд на Россию, «Святую Русь» как на спасительницу всего православного мира, подлинную преемницу и хранительницу восточно-христианской традиции идущей из Византии. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Оценки, данные Бенуа станковым произведениям Нестерова, позволяют понять причину кратковременного сотрудничества художника с объединением «Мир искусства», для которого характерным было тяготение к прекрасной старине, красоте, сказке, мечте, что было близко и Нестерову.
Она и приготовит могилу врагу. Как уже отмечалось, актуальная проблема «возрождения» России мыслилась через религиозное возрождение русского народа. «Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Предуралья, повышенным горизонтом и плавным изгибом реки Белой. Потому и череп у подножия распятия как символ падшего русского человека.
«Картина, – писал он, – вероятно, будет называться «Святая Русь». Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои".
Ольга вспоминала, что она не была столь печальной. Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". Совпадал с рассуждениями Дедлова, вплоть до самой фразеологии, отзыв М. Дмитровского: «колорит росписей большей частью болезненно-мистический, свойственный вообще кисти этого художника». Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. еще молодой, в черном подряснике, с тяжелым взглядом потухших глаз.
Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Молитва, – а не тот к кому Молитва. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке. По замечанию одного из современных исследователей, «по сравнению со второй половиной XIX века, на рубеже XIX-XX веков тема жизни Христа лишалась трагического звучания. Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы.
В том же году из лагеря выпустили Ольгу Михайловну. Интересно сопоставить две картины Нестерова – "Молчание" и "Под Благовест". Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах.
В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. «Нестеров, – писал он, — только отчасти подходил к Левитану, Серову и Коровину. Однако в самой картине нет движения и динамики. Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу.
Все ожидали скорой смерти несчастного ребенка. Он превратил ее в "нестеровскую девушку". В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Соприкасаясь с идейными и стилистическими исканиями таких мастеров, как В. М. Васнецов, И. И. Левитан, М. А. Врубель, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. П. Рябушкин, А. Я. Головин, обнаруживая при этом известную близость к ним, в основе своей искусство Нестерова оставалось в высшей степени оригинальным. Нестеров высоко ценил творчество Мухиной.
А Волга все шумит, гром грохочет». Нестеров стал тяжело болеть. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. Здесь-то, – писал критик, – и располагается сама Святая молящаяся Русь».
По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Дом Нестерова стал и его сразу после войны. Залив у подножия Рапирной горы. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.
Это даже скорее картина, на которой изображены портреты П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова. В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова.
Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Горький сказал о картине Нестерова «Девушка у пруда», написанной в 1923 году: «О каждой нестеровской девушке думалось: она в конце концов уйдет в монастырь. На этом характерном жесте художник и построил композицию нового портрета.
«Дивные ароматы мха, молодых березок и елок сливаются в один аккорд, очень близкий к мистическому запаху ладана», – так поэтично охарактеризовал он пейзаж в картине «Юность преподобного Сергия Радонежского». Похоже, что и для Нестерова он является таковым. «Религиозный феномен» в искусстве волновал в те годы многих представителей русской культуры, о нем размышляли и русские философы начала XX века и художники. Начавшаяся война сломила его окончательно. Помимо идейного содержания картин Нестеров подвергался критике Грабаря за «самый язык живописи истрепанный и наскучивший еще в 90-х годах».
Благодаря большой разнице в возрасте Нестеров во многом заменил Дурылину покойного отца. «Нестеров не иконописец. По верному замечанию критика, особенность нестеровского дарования заключалась в его способности «навеять чисто русское настроение». Металлическая печка-буржуйка с трубой, тянущейся через всю комнату, согревала ее плохо. Из стен монастыря Нестеров выходит с новым замыслом.
Так и случилось. Но отец очень скучал по Ольге, единственному напоминанию о любимой, рано ушедшей жене Машеньке, а поездки в Уфу с подарками и редкие встречи с дочерью ничего не решали. В 1942 году его не стало. Для выставки в Нью-Йорке 1924 года им были написаны несколько работ, в том числе и авторское повторение «Видения отроку Варфоломею» (1922), в американской прессе названное «Видение святому Сергию в отрочестве». А церковь в начале 1930-х, в период массового сноса церковных зданий, была уничтожена.
Храм весь был покрыт фресками. Она подменена в несколько месяцев. Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем. Нестеров восхищался своей моделью, но очень долго не мог выбрать правильное композиционное решение, при котором раскрылась бы натура женщины-скульптора. Художник показал его читающим книгу.
Булгаков и П. А. Флоренский). Вернулась она инвалидом и уже не могла ходить без костылей. Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В. М. Иную точку зрения несколько лет спустя высказал другой авторитетный критик И. Э. Грабарь. Его привлекали монументальность пластики, высокая содержательность образа, выражающая романтическую устремленность страны в будущее.
Глубинным, многозначным становится смысл многих традиционных для мастера тем. Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. П. П. Гнедич, А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь не были единодушны в оценках его творчества. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем. Булгакова и П. А. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой.
Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Постепенно Иисус Христос снова стал для художников Богом». «Мальчик, разумеется и придет первым в Царствие Небесное», – говорил М. Нестеров, – у каждого свои пути к Богу, свое понимание Его, свой «подход» к Нему, но одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие – серьезно, умствуя» (Миронов Г. Е.
Выделяя в нестеровском творчестве именно эти черты, Бенуа шел дальше и утверждал, что «несколько нестеровских картин по существу и значительности превосходят даже творчество Васнецова». Ольга, к его великой радости, с болезнью справилась. «Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачеркнуты, попраны, осквернены.
Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г. Беляев отправился в лагеря. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. Главным столпом в искусстве, в работе над этим полотном для Нестерова всегда оставался Александр Иванов с его картиной «Явление Христа народу». Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности.
Объективно осознавали необходимость стиля и художники объединения «Мир искусства», соединявшие некоторые традиции русского реализма XIX века и тенденции стиля модерн. Под влиянием споров и разговоров, которые велись вокруг «Души народа», появилось новое полотно Нестерова «Философы» – двойной портрет людей с интересной и сложной судьбой, характерный для части русской интеллигенции того времени – Сергия Булгакова, вначале легального марксиста и затем исповедника великорусского православия и Павла Флоренского – ученого, философа, богослова, священника, погибшего впоследствии в застенках ГУЛАГа на Соловках. Сравнивая эскизы к «Димитрию» с самой картиной, Волошин находил «оскорбительное несоответствие замысла и исполнения». Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Розанов, восхищенно называя ее лучшей картиной на персональной выставке Нестерова (1907), писал: «Он рисовал не реальность, а призрак – действительность, поверь веру.
Н. Бенуа). К началу XX века сложился достаточно мощный слой русской интеллигенции, претворяющий национальную культуру и жизнь в «христианское бытие» Евангельская тема в искусстве по-прежнему была актуальна и востребована, но в ее интерпретации произошли ощутимые изменения. И находили его, справедливо выделяя из «композиций и икон. Внешне имеет "свое лицо", абсолютно законченное, русское. Светлая голубовато-зеленая гамма красок подчеркнута единственным ярким пятном – алой шапочкой царевича.
" Судьба Флоренского оказалась трагичной. Ольга пыталась материально поддерживать семью отца, но ее жалованье в Румянцевской (позже Ленинской) библиотеке было смехотворным – 2, 5 советских червонца.
Всматриваясь в киевские росписи, они не видели, а может быть, сознательно закрывали глаза на сходство их с «образцами западного модерна в его салонно-академической разновидности» (А. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Вдали виднеется уютная церковь.
С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Иначе обстояло дело с оценкой церковных росписей Васнецова и Нестерова. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать. Негативная оценка, которую он им давал, объяснялась тем, что в росписях Бенуа видел «лишь отголосок салонного академизма», «фальшивость и поверхностность».
По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Нестеров с радостью принял предложение работать над росписью Владимирского собора рядом с художником Васнецовым и другими приглашенными Праховым художниками. Чего-чего я не передумал в те дни, недели, месяцы», – вспоминал Михаил Васильевич. Появление «Святой Руси» с ранее несвойственной Нестерову нравоучительно-морализующей направленностью, которая, по определению Н. Бердяева, есть «смерть искусству», вызвала замешательство даже у давних и благожелательных критиков художника. Здесь же и писатели, властители умов, в образе Ф. М. Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде. Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной.
Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова. Портрет рожден страхом за ее жизнь и потребностью запечатлеть любимые черты.
Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». Он сохранит «веру в торжество русских идеалов» и, движимый этой верой, не сложит писательского пера и кисти художника до самой смерти. Она металась в жару, болезнь дала осложнение на уши, на почки. Элегантный строгий туалет героини не мешает видеть, что чертами прекрасного лица она напоминает излюбленный художником женский тип. Полноводным потоком прямо за распятием течет эта русская Иордань по просторам страны. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая.
Но ее лицо не похоже на наивную юную мордашку – эта девушка много страдала и заглянула в лицо смерти. Однако ему не удалось связать в единое целое (как это было в портретах 1905-1906 гг. ) резко, в духе модерна написанную фигуру в черном костюме, жесткое лицо и лишенный условности, эпически спокойный пейзаж. Здесь же церковь, часовенка. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). внизу с левой стороны картины.
Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Он считал, что «умиление» – это сокровенное религиозное чувство, живущее в душе художника, полнее всего выражено им в пейзажах. И молодая женщина, явно из среды разночинной интеллигенции, принесшая в маленьком гробике страшную плату за свой грех нигилизма и богоотступничества.
Для почитателей художника главными достоинствами утвердившегося в их глазах особого «нестеровского стиля» были затаенная взволнованность религиозного чувства, неподдельная теплота и искренность в выражении «мистического переживания». Вечереет. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", – говорили они о себе. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. «Олюшка лежала с головы до ног забинтованная, как Лазарь в гробе. Мухиной», написанный в последние годы жизни художника.
Во время обучения в Институте благородных девиц Ольга тяжело заболела скарлатиной. На его большом полотне «Святая Русь» это сказалось с необыкновенною яркостью», – отмечал Розанов., очищающих ее от всякой скверны. В 1906 году ей сделали тяжелейшую операцию (трепанацию черепа), для чего пришлось обрить половину головы. Все ожидали скорой смерти несчастного ребенка.
В них друзья узнали мать, сестру и дочь художника, выздоравливавшую Ольгу. Говоря о стиле, Грабарь обнаруживал его в творчестве Борисова-Мусатова и решительно отказывал в этом Нестерову: «У него – не стиль, а стилизация, то неприятное выжимание из себя всяких наивно- стей, которое все мы лет десять тому назад еще принимали за подлинное выражение эмоций только потому, что слишком мало было еще сделано и трудно было разбираться». Поисками «русского стиля» была пронизана работа В. Васнецова и М. Нестерова над росписями Владимирского собора в Киеве, привлекшая к себе внимание общественности кажущейся возможностью «вдохнуть жизнь в давно забытое дивное искусство Андреев Рублевых и Дионисиев».
Ильина). Гоголя. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Такой-то ты мне и нужна". На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь.
Но так или иначе, но нас пока Бог миловал. А вот эта девушка – не уйдет. В революционные годы Нестеров снова вернулся к портретной живописи. В ней Нестерову удалось достичь большей стилевой цельности и смысловой значимости. Так получилось, например, с двойным портретом "Философы" (1917 год), на котором изображены Павел Флоренский и Сергей Булгаков за какой-то неспешной, важной беседой.
Выбирая сюжет, лишенный внешнего драматизма, Нестеров в «Душе народа» утверждал тему спасения души через искупление страданием. Жизнь семьи в военное время была тяжелой.
Отец Леонид появится не раз на послереволюционных полотнах Нестерова. Основные же росписи он выполнил, опираясь на конкретные зрительные впечатления. Православная Русь глазами Михаила Нестерова // Лики России (От иконы до картины).
Подлинность дарования Нестерова ярко проявлялась в том, что глубокой религиозностью были наполнены не только те его картины, где очевиден поиск духовного начала, но и более «земные» произведения, такие, как «На горах» (1896), «За Волгой» (1905), «Два лада» (1905). Задача была не из легких. Затихших, сосредоточенных, словно на исповеди, где «самоосуждением» творится «очищение совести» (Иоанн Лествичник.
«Душа народа» для многих ценителей Нестерова и для самого художника стала заметным достижением, открывающим перед ним новые горизонты в творчестве. Потому и исказил точное время создания «Страстной седмицы». Ни болезнь, ни тяготы военного времени не могли сломить высокого духа Нестерова. «Нестеров»). В 1929 году беда коснулась уже и семьи художника. Но тогда.
Достоевского и коленопреклоненного Н. В. Не понравилась «Святая Русь» В. И. Сурикову. Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке – мученике". К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша.
Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Все они написаны в традициях русского передвижничества. Потом законченную уже картину подписал и проставил неожиданно дату: «1914». Здесь необходимо отметить, что восторженность по поводу «возрождения» русской монументальной живописи в 1890-е годы в начале XX века постепенно уступает место разочарованию и критике.
И так каждый раз, чтобы никто ее не видел. Художник Исаак Левитан, очарованной ее поэтичностью, сказал Нестерову, что он "заставил его примириться с монахами". Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой.
Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. Русские христианские образы соединялись с общечеловеческими. Эти критики сходились на том, что: «В целом картину можно принять за какую- то неподобающую политическую пародию, точно художник хочет сказать своей верующей и страдающей Святой Руси: «смотрите, какому Христу – театральному и бездушному – несете вы свои скорби, ему не нужно веры вашей». Не стало исключением и творчество Нестерова, для которого также было характерным привнесение «мистических элементов на строго реальную почву».
Он написал старообрядческий скит, затерявшийся в лесной глуши – такие он видел на родине и в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. Среди зимнего северного пейзажа притаился монастырь. Пламя, дым от них относит в сторону ветром. Высокое мастерство декоративного решения целого соединяется здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному. Жена, Екатерина Петровна Нестерова изображена в интерьере киевской квартиры. В выражении глаз – неподдельное вдохновение творца. Во всяком случае из посторонних. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд избранный Святым Духом и спросил его: "Да что ищеши или что хощещи, чадо.
Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси». Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. На следующий день снова доставал, прописывал и опять убирал. Они искали в росписях то отрадное и тихое религиозное чувство, которое когда-то подарил им создатель «Видения отроку Варфоломею». Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном.
Быстро надвигалась черная туча. Высокими достижениями раннего творчества Нестеров прочно занял место среди художников нового направления в русской живописи «рубежного» времени. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. Оба монаха – "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. 1937 год оказался особенно страшным для Нестеровых.
Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью. Не его дело писать «Бога», а только «как человек прибегает к Богу. И у каждого из присутствующих в руках горящая свеча. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Если в ходе возможного обыска и найдут ее, то, ссылаясь на дату – «1914», всегда можно сказать о ее еще дореволюционном происхождении. В 1941 году Нестеров получил Сталинскую премию за портрет академика Павлова (хотя написан портрет был в 1935 году, за шесть лет до того).
Каникулы Ольга проводила с отцом. В 1938 году арестовали и Ольгу, уже немолодую и с ранней юности нездоровую женщину. Бенуа был первым, кто заговорил о религиозности, заключенной в нестеровских пейзажах.
Она отрублена по самые плечи, по оглобли с хомутом и дугой. Едва закончив картину, Нестеров сразу же представил, как должен выглядеть Павлов на портрете. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого.
Где-то по Заволжью прокатился гром. Руки чешутся написать ее, она согласна". Без сомнения, церковный заказ мешал художнику в выражении своего религиозного чувства, но в тех случаях, когда этот «одаренный истинно мистической душой художник» (А. Булгакова и П. А.
Нестеров как бы подводит этой картиной итог большим переменам, произошедшим со времен написания первого «Видения». Однако, несмотря ни на дождь, ни на ураган, свечи горят ярким пламенем. Идет война, близится революция. Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. Мнение А. Бенуа, считавшего, что предпринятая Нестеровым попытка перевести свое ощущение сокровенного на догматический язык строгого церковного канона оборачивалась для него утратой драгоценного «мистического идеала», верно отчасти, но все же полностью разделить его категоричности в отношении церковных работ Нестерова мы не можем. Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую.
Все картину хвалили, прочили ей успех. Характеризуя религиозную живопись Нестерова, критики того времени часто использовали слово «мистицизм», нередко произнося его вкупе со словом «болезненность». Булгакова, сына С. Булгакова, оказывалась в довольно сложных обстоятельствах.
Он назвал эту работу "Тяжелые думы". Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца из старинного купеческого рода Ростовцевых. Абсолютно иначе оценивали картину художники. Темнеет, еще удары. Автопортрет 1928 года отмечает решительный поворот к новой теме. Первый портрет академика был написан в 1930 году.
Такие, которые не оставляли сомнения в том, что его необходимо немедленно расстрелять. В начале войны, летом 1941 года, Нестеров написал портрет своего старого друга архитектора А. Щусева. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем. Приведенное высказывание Волошина показывает, что «Святая Русь» подвергалась нападкам не только за серьезные промахи в художественно-стилистическом плане, к этому неизбежно присоединялась в свете послереволюционных событий 190Б года критика социальная. В 1933 году художник Михаил Нестеров заканчивает работу над картиной «Страстная седмица», лейтмотивом которой является покаяние русского народа – от интеллигенции до простого крестьянина, – и датирует ее 1914 годом, на случай обыска в московской квартире на Сивцевом Вражке, принадлежавшей его дочери Ольге. но и духовное видение эпохи.
В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. Был арестован еще один зять художника Виктор Шретер, муж Ольги. Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского».
Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). Далеко прогремел гром, облака сгустились, нависли над рекой. Портрет был написан художником между первой и второй ссылками Дурылина.
Такой увидел ее художник. Судьба художника Ф. С. В этой картине, которая дала начало целой веренице изображений девушек и женщин с чуткой, одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, Нестеров создал новый поэтический образ, насквозь русский и народный. Людям нервозным и склонным к мистицизму святые Нестерова дают больше, нежели васнецовские: они больше растрагивают.
Название этой работы "Под Благовест" было придумано писателем В. С. Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа. Скудные пайки, отсутствие тепла, бомбежки. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. К часовне с берега перекинуты сходни, такие, как бывают от берега к пароходным конторкам. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. В портрете С. Н.
С одной стороны, появилась мечта о «хоровом» искусстве, которое объединяло бы людские массы, о зрелище – мистерии, возвышающем человека над повседневностью (в таком аспекте представлялась современникам Васнецова и Нестерова, да и самим художникам создаваемая ими храмовая живопись, не отсюда ли — та удивительная театральность, зрелищность, присущая ее характеру. ). Сверкнула молния. Так, В. Розанов, анализируя композицию картины, предлагал буквально «закрыть руками ее левую часть, где изображены святые со Спасителем, вообще выпадающие из церковной и народной художественной традиции и сосредоточиться на правой части, несущей в себе основную идею.
В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Кигна). Это ликующий светлый мир. Бенуа очень точно использовал для определения этого настроения характерное для молитвенного состояния православного человека слово «умиление».
Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Соловьевым. Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога. Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. А в 1905 году на Ольгу, еще не достигшую двадцатилетия, вновь навалилась болезнь.
Удивляться теперь тому не приходится. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. Вечереет.
В первую очередь внимание обращалось именно на неё, работа заслоняла собою все висевшие здесь же этюды художников и только после достаточного общения с портретом, возможно, было переключиться на иные работы, увидеть их, оценить. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет. На картине в великопостном облачении художник изобразил священника Леонида Дмитриевского, с которым познакомился в Армавире в 1918 году. Румянец волнения окрасил ее щеки.
Другие авторы, писавшие о художнике, не были столь категоричны, как Грабарь и в большинстве своем разделяли мнение Бенуа относительно станковых произведений Нестерова. У Ольги с мужем был маленький ребенок (девочка родилась в 1918 году), да и отец поселился у нее вместе с женой и четырьмя детьми, юношеского и подросткового возраста. Чтобы понять причину расхождения во мнениях относительно церковных росписей Нестерова, а заодно и противоречивость оценок большой программной картины художника «Святая Русь» (190Б, ГРМ), необходимо подробней остановиться на краеугольном вопросе рубежа XIX – начала XX веков: «искусство и религия». С 1879 года Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках.
Дольше других висел в доме Нестерова двойной портрет Философы. "Олюшка лежала с головы до ног забинтованная, как Лазарь в гробе. Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича.
Однажды отец послал его искать пропавших жеребят., в ней хотят видеть ясновидение, сверхъестественную силу, почти пророческий дар». Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем. «Лествица или Скрижали духовные»). Показательно описание пейзажей, сделанное Бенуа. Отметим также, что в русском искусстве «рубежного» времени, пронизанном мистицизмом и пророческими прозрениями интерес к религиозной проблематике приобрел определенную направленность.
В отличие от него М. А. Волошин, признавая, что «Нестеров — мистик и мистическое чувство делает его живопись драгоценной», тут же безжалостно утверждал: «мистическое чувство есть только в этюдах пейзажей, реже – в эскизах, в картинах его совсем нет». Дождь полил. В "Молчании" это расстояние больше и глубже ощущается покой и благодать. Солнце спряталось. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения.
Поздно, слишком поздно признали его талант. Металлическая печка-буржуйка с трубой, тянущейся через всю комнату, согревала ее плохо. Другой, молодой, – трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере. Краски портрета строги. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. В них друзья узнали мать, сестру и дочь художника, выздоравливавшую Ольгу.
«Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной. Сознавая справедливость критики, Нестеров, тем не менее, не отрекается от своей позиции в трактовке темы и приступает к написанию нового варианта «Святой Руси». «Перед нами предстало чудо не только архитектуры, но и живописи. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Весной 1902г. За девушками следует старуха с девочкой.
Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Он подметил, что во время беседы академик часто ударял кулаками по столу. В 1941 году Нестеров получил Сталинскую премию за портрет академика Павлова. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Неубедительность предложенного Нестеровым выхода из кризисной ситуации, в которой находилась Россия, как одна из основных причин неудачи «Святой Руси», общей мыслью проходила в журнальных и газетных рецензиях на выставку художника. Оглядывая критический материал о творчестве художника, отметим, что большая часть положительных статей о росписях Нестерова во Владимировском соборе принадлежала критикам из круга литераторов и философов. Интересным на этот счет было высказывание В. Дедлова (В.
«Вижу я себя на Волге Начинается непогода. По Волге забегали барашки. В это же время для определенной части творческой интеллигенции становится очевиден непреодолимый разрыв между собственно церковной живописью в рамках православной традиции и созданными художниками «свободного, личного и вдохновенного начала» воспринималась как неудачная импровизация на церковную тему. Не принял «Святую Русь» Л. Н. Толстой.
В композиции трапезной Марфо – Мариинской обители, названной им «Путь к Христу» (1911), Нестеров стремился «как-то восполнить то, что не сумел передать в своей «Святой Руси». В доме М. В. Нестерова она царила. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. различного достоинства прекрасные и незабываемые образы святой Варвары, святых Бориса и Глеба, миниатюрное «Благовещение». Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию.
Е. Н. Трубецкой, С. Н. Дурылин. Но именно в Любви спасение России, в божественной Софии. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь.
В портретах С. Н.