На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и Святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками изображенными в образе путто (купидонов). Два ангелочка изображённые на картине, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов.
Картина Сандро Боттичелли Мадонна с младенцем и два ангела: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Рафаэль решил обыграть это совпадение. 1645-1652 гг. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5. Интересно проследить, как именно изображались ангелы в разные эпохи. В произведениях на евангельские сюжеты изображения ангелов неисчислимы.
И наконец, Рембрандт. Вот ударили по струнам лютнисты в композиции Пьеро делла Франческа «Рождество» (1470-е гг. ), нежно касается смычка крылатыйскрипач на фреске Мелоццо да Форли (1481), отрешенно смотрит в небо органист на картине СтефанаЛохнера «Мария в беседке из роз» (1430). В средневековой живописии скульптуре они почти неотличимы друг от друга. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. Вот таким образом ангелы, которых мы видим в большинстве произведений евангельскойтематики, – это своего рода небесные «статисты», выполняющие очень важную, но все же вспомогательнуюроль.
Оба смотрят на небо, словно вопрошая, за что им послано такое тяжкое испытание. Заключенная в роскошную золотистую раму, она станет звучным и элегантным штрихом комнаты, ведь такие изящные вещи способны преобразить любой интерьер. Так в «Вознесении Марии» Эстебана Мурильо (1678) десятки клубящихся в кудрявых облакахпутти придают композиции излишнюю слащавость, а картина Рубенса «Мадонна в цветочном венке» (1620) так и кишит упитанными крылатыми голышами, которые заполняют почти весь холст. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Это маг и прорицатель Валаам история которого изложена в ветхозаветной книге «Числа» (22-24).
В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. 1477-1480. До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Но сейчас, с высоты прожитых лет и они кажутся несущественными. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Но вернемся к ветхозаветным патриархам.
Развевающиеся одежды, трепещущие крылья, пышные волосы, замысловатые позы «взрослых» ангелов, резвость голышей-путти – все это позволяло живописцам искульпторам барокко пластически насытить любое произведение, будь то монументальный алтарь иликартина. Одна из самых удивительных библейских историй – единоборство Иакова с Богом (или с ангелом. ). Ночью к Иакову явился Некто и боролся с ним до восхода. Сколько бы мы не смотрели на забавных ангелочков, каждый увидит своё.
Онвооружен луком и стрелами, чтобы пронзать сердца влюбленных. Марк Шагал. Ренессансные ангелы, так же как и люди той эпохи, – существа активные, творческие. Непомука) – лучшее творение мюнхенских мастеров братьев К. Д. иЭ. На картине «Борьба Иакова с ангелом» (1659) запечатлен как раз тот момент, когда ангел, увидев, что не одолевает Иакова, «коснулся составабедра его» (Быт., 32:25).
Одну из них я купила для своей подруги. Так, на одномиз полотен своего библейского цикла (1960-66) Марк Шагал запечатлел встречу Авраама с тремя ангелами. Среди пылающих песков пустыни сидят за столом небесные гости. Их красота иная, более земная и чувственная, вот таким образом порой творения мастеровбарокко пробуждали в верующих не только любовь к Богу. Волшебный рембрандтовский свет падает, как и у Караваджо, на руки и лицаАвраама и ангела.
Иисус же, как «вочеловечившийся» Бог, сам был посланцем своего Небесного Отца и потому в посредничестве ангелов не нуждался. «Звездный час» наступилдля ангелов в эпоху Возрождения.
Но ангела увиделалишь ослица Валаама, которая, несмотря на то, что хозяин набросился на нее с побоями, свернула сдороги и упорно отказывалась двигаться дальше (отсюда выражение «валаамова ослица», которым, не совсем справедливо, награждают упрямцев). Рафаэль Санти. В искусстве 20 века ангелы, хотя и не часто, но все же появляются на полотнах живописцев. Вслед за ним явилось «многочисленное воинствонебесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение». Пастухи поспешили в Вифлеем, чтобы своими глазами увидеть чудесного младенца (Лука, 2:8-16). Характерно трогательное «Рождество» нидерландского художника Гуго ван дер Гуса (1475).
Перед нами трое ангелов, стол с чашей, условный пейзаж. Такова скульптурная группа блистательногоЛоренцо Бернини «Экстаз Святой Терезы» (1645-52) в римской церкви Санта Мария делла Витториа. Монахиня 16 в. Тереза Авильская оставила записки, в которых повествовала, что во сне ей явилсяангел «в плотском образе» и пронзил ее сердце золотой стрелой, от чего она испытала «сладостную муку». Бернини поместил беломраморные фигуры монахини и ангела в глубокую нишу из цветного мрамора. Сверху на них спускается поток острых золотых лучей. И наконец, самый знаменитый ангельский оркестр мы видимв композиции «Прославление мадонны» Матиса Нитхардта (Маттиаса Грюненвальда). Алтарь венчает скульптурная группа «Троица», по обе стороны от которой взметнуликрылья ангелы. Вряд ли мы это узнаем. Авраам и три ангела.
Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо. Так творение Рафаэля попало в СССР. Вы уже, наверное, догадались, чтотрогательные голенькие ангелы-младенцы, которых стали называть итальянским словом «путти», появилисьв европейском искусстве под влиянием изображений Эрота. Свой вариант прочтения этого сказания предложил Рембрандт.
Так и пришла тема статьи. Ангел играющий на виоле. Фрагмент фрески из церкви Санти Апостоли.
Пытаясьпостичь тайну этой гармонии историки искусства не раз анализировали построение и колорит «Троицы» : повторяющийся в композиции мотив круга, чередование изогнутых и прямых линий, едва уловимую асимметрию, тонкие переклички цвета. Французский художник Габриэь Ферье жил и творил во второй половине XIX — начале XX века. Экстаз Св. Внимание мое сразу привлекли картины на холсте с рыжими ангелочками.
В рублёвской «Троице» нет отягощенного подробностями рассказа особытии, нет движения, нет действия, минимум деталей. Обворожительны ангелы Сандро Боттичелли – мечтательно-отрешенные, невесомые, гибкие. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6.
В другихкомпозициях ангелы подносят Иисусу символические дары, танцуют, музицируют, поют, держа в рукахсвитки с текстом славословия «Слава в вышних Богу». Мелоццо да Форли. Для других – возвращение в своё детство, спрятанное за вуалью воспоминаний. Лоренцо Бернини. Разница между ангелом-вестником и ангелом- «статистом» ясно видна в произведениях на тему «Рождество».
Царь Моава пригласил Валаама, чтобы тот произнес ритуальное проклятье народуИзраиля. Вокруг более спокойных центральных фигур возникает водоворот легкихпорывистых движений.
На что с таким задумчивым и заинтересованным видом любуются эти ангелочки. В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. Я покажу вам и картину, которую я купила для своей подруги.
По дороге перед Валаамом предстал ангел с мечом и преградил ему путь. Ввеликолепном «Рождестве» (ок. 1500) двадцать ангелов со всех сторон обрамляют основную сцену. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». 1960-66 гг. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4.
Сравним его знаменитое полотно «Жертвоприношение Авраама» с работамиЛивенса и Караваджо, а также с эффектной картиной флорентийца Андреа дель Сарто. Достопримечательность церкви в Бирнау – прелестный путти, прозванный лакомкой («Honigschlecker») за то, что он с лукавым видом сосет пальчик (скульптор А. Фойхтмауэр). Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника.
Картины издавна считались одними из наиболее красивых и эффектных украшений интерьера. Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).
Но гости наверняка будут любоваться этой картиной с ничуть не меньшим интересом. Играют с таким вдохновением, что мы словно слышим музыку.
Самые знаменитые ангелочки – те, которыхнаписал Рафаэль в нижней части картины «Сикстинская мадонна» (1513-14). Для того, чтобы представить себе, как обильно украшены изображениями ангелов храмы в стиле бароккои рококо, достаточно посетить одну из славящихся своими интерьерами церквей Германии, например, Азамкирхе в Мюнхене (1733-35) или паломническую церковь в Бирнау на Боденском озере (1747-50). Фигуры ангелов (как правило из белого или раскрашенного алебастра) заполняют алтари, завершенияколонн, кафедры, карнизы, арки ангелы парят в вышине на имитирующем небесный свод потолке. Интерьер Азамкирхе (церкви Св. Посмотрим на рыжих солнечных ангелов, вернемся в детство, наполнимся настроением.
Фрагмент. После окончания Высшего художественно-промышленного училища им. Там много всего продается. Самым популярными симпатичным среди них был Эрот (Купидон, Амур) – крылатый бог любви, сын Афродиты (Венеры) и еенеизменный спутник. Сикстинская мадонна.
Эти совершенные гармоничные создания неизменно вдохновлялиренессансных мастеров. Но Иаков не отпустил противника, покане получил от него благословения: «отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль ибо ты боролся с Богоми человеков одолевать будешь» (Быт., 32:28). Эрота обычно представляли в виде шаловливого, часто обнаженного, младенца. Это не сражение, а некая исполненная особого значения встреча.
С выражением детскойнепосредственности и недетской мудрости смотрят они ввысь. Терезы.