Дунайская школа живописи – направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века. Дунайская ШКОЛА – дунайский стиль, условное название направления в живописи и графике южно-германских и австрийских земель в бассейне реки Дунай в первой половине XVI века. Альбрехт Альтдорфер – немецкий художник, мастер живописных картин и гравюр на исторические и религиозные сюжеты, наиболее выдающийся представитель Дунайской школы.
«Его живописная манера отличается легким динамичным рисунком, тщательной, почти миниатюрной техникой наложения красок с использованием мелких и подвижных мазков, светлым, насыщенным и очень разнообразным – от нарядного, празднично-яркого до сдержанно-приглушенного – колоритом». Позднее она была возвращена в Пинакотеку. 1511, Вена, Академия художеств). Пространство постепенно развивается в глубину. Впервые пейзаж стал главным элементов в работах Руланта Фрюауфа. Но последнее обстоятельство вполне объяснимо.
Сильное влияние Дунайской школы ощущалось в Нижней Австрии, в том числе в Вене. графики) является мировым пейзажем. Их работам свойственны наблюдательность и особая острота восприятия. Маленькими выглядят за ним замок, гряда гор.
Заслуживает упоминания деятельность мастерской Кольдерера: около 1510 там была написана картина «История Фридриха и Максимилиана». Он спокойный, созерцательный.
«В офортах Альтдорфер постоянно использует характерный для него прием контрастного сопоставления форм, благодаря которому природа словно демонстрирует нам свою многоликость». Это может быть шум воды, шелест леса и горное эхо («Траункирхен», 1919, ранее – Роттердам, Музей Бойманса – ван Бейнингена). Ее начальные очертания наметили Йорг Брей, Лукас Кранах и Рулант Фрюауф Младший. Попытка передать представления об одушевлённости и целостности природы, связывающие искусство Дунайской школы с натурфилософией Парацельса, наиболее ярко проявилась в картине Альтдорфера «Битва Дария с Александром Македонским» (1528-1529 годы, Старая пинакотека, Мюнхен). В рисунке «Ива» (1529, Эрланген, Библиотека университета) старое дерево уподоблено по композиционной роли человеческой фигуре: это иконографическая «формула явления», т. е. изображения Божества в центре переднего плана, что символизировало догмат об откровении. Подводя итог третий главы надо отметить следующее. С точки зрения живописного решения эта картина Альтдорфера тесно связана с «Битвой».
По своим живописным качествам они не равноценны. Скрытый драматизм передается порывистой манерой письма и острой выразительностью рисунка. Исключительное место занимает пейзажная графика в творчестве Вольфа Губера. В ней проявляется типичное для Северного Возрождения отношение к античной теме. Толстые, словно изгибающиеся от усилия роста стволы деревьев в листе «Мария с младенцем в лесу» (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха) рождают представления о мощной первозданной природе.
Оно развивается в глубину и вверх, оставляя внизу архитектуру, фигурки людей». Последний представитель Дунайской школы. В алтарных композициях и пейзажных рисунках Хубера, одного из ведущих мастеров дунайской школы и последователя А. Альтдорфера, сочетаются черты поздней готики и искусства Возрождения истолкованные в эмоционально-лирическом плане евангельские сцены часто располагаются на фоне поэтических ландшафтов, отмеченных тонкостью и мягкостью светотеневых градаций ("Моление о чаше", Старая пинакотека, Мюнхен алтарь братства Св. Анны с "Оплакиванием Христа", 1521, церковь в Фельдкирхе).
До 1530 года работы Альтдорфера определяют основные вехи развития этой школы пейзажа. Широко раскрывается перед зрителем долина. Г. Лаутензак также находился под влиянием Губера и работал в технике офорта.
образы, которые художники Дунайской школы черпали из литературы, а также из гравюр А. Мантеньи, Я. де Барбари, Л. Кранаха Старшего, утрачивали в их произведениях свой классический характер и приобретали жанровую окраску и острую экспрессивность («У зазнайства на подоле сидит нищета» А. Альтдорфера, 1531 год, Государственные музеи, Берлин «Бегство в Египет» В. Хубера, 1525-1530 годы, там же). У Альтдорфера здесь война представлена как еще одна стихия, сливающаяся воедино с остальными четырьмя в кульминационном «узле» картины, где солнце (огонь), скрывающееся за облаками (воздух) отражается в глади озера (вода), окруженного скалами (земля). Благодаря этому мы видим и предметы переднего плана, которые кажутся близкими и Средиземное море и Африку как бы с огромной высоты». Чуть позднее, в 1510-е годы, Мастер из Пулькау тоже стал применять этот прием. Отголоски дунайского искусства прослеживаются до Мекленбурга (в частности в творчестве брата Альбрехта Альтдорфера— Эрхарда). Альтдорфер и прежде использовал его в некоторых картинах. Немецкой пейзажной графике, как и всему искусству Северного Возрождения, свойствен, по выражению известного ученого Э. Панофского, взгляд на мир одновременно как бы «в телескоп и в микроскоп».
Не исключено, что он оказал влияние на трактовку пространства в картине Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием». Идею природного единства разрабатывали и философы XVI века.
Рассыпаны по небу легкие облака. Природные формы являются в его рисунках «действующими лицами», как бы «великими актерами ландшафта», особенно деревья и горы. Приписывают им изобретение нового жанра— «чистого» пейзажа. К сожалению, фактических данных о Губере сохранилось очень мало. Земное начало у художников часто сочеталось с фантастическим. Школа — наиболее субъективное определение, в котором концентрируются личностные индивидуальные характеристики творчества художника (еще более конкретно-индивидуальными являются определения манеры и техники). Последняя работа мастера – подцвеченный рисунок «Вид на долину» («Ущелье в Претигау», 1552, Лондон, Университетский колледж).
«Путешествие по Дунаю помогло Альтдорферу постигнуть, наконец, собственную, независимую от человека жизнь природы и одновременно через созерцание ее открыть для себя как для художника пространство во всей его свободной необозримости». Ему, как и старшему собрату, свойственно космическое видение природы. Несмотря на символический подтекст «Святого семейства», во многом определивший художественное решение картины, нельзя не заметить, что с ней творчество мастера вступает в качественно иную фазу. К началу 1507 года истинным носителем идейДунайской школыстал Альбрехт Альтдорфер.
Объективная картина мира превращалась в мистическое видение – величественный и грандиозный образ, созвучный мировоззрению пантеизма. Исследователи подчёркивают пантеизм дунайцев. музей «Вид Урфара», ок. Альтдорфер не изображает вершину дерева.
Путь Альтдорфера к пейзажной живописи, сколь личным он ни был, оставался явлением времени. На полотно наносятся чёткие мазки и точки, которые состоят из определённого цвета. «Но здесь введение этого приема имело принципиальное значение для развития собственно пейзажной живописи. Романтической атмосферой проникнуты многие произведения Ганса Лея.
1522-30 «Лесной пейзаж с битвой св. Работал в Южной Германии и Австрии. Уже в некоторых гравюрах, возникших после 1515 года, – «Распятие», «Мария с младенцем Христом», роль пейзажного окружения столь велика, что они снова заставляют вспомнить о даровании Альтдорфера – пейзажиста.
Занятия обычно проводили в садах либо в специальных зданиях: гимнасиях, стоях. Эти качества сближают творчество мастеров дунайской школы с пантеизмом нидерландских художников, но отличают от прагматизма малых голландцев XVII в. Согласно одной из версий, основателем дунайской школы был Лукас Кранах Старший (1472—1553), создавший особенный стиль в изображении пейзажа во время своего путешествия по Дунаю в 1501—1503 гг. В картине «Стигматизация св. Деревья, листья, травы, люди органично переплетены между собой и жизнью множеством корней. szkola из лат.
Вот таким образом возникает ощущение, что Альтдорфер пишет вполне определенную местность. Природа в них одухотворена». В ранних работах звучит одна из главных образных тем – глубоко переживаемое чувство пространства («Озеро Мондзее с горой Шафберг», 1510, Нюрнберг, Германский Нац.
Приписывают им изобретение нового жанра— «чистого» пейзажа. Парацельс был странствующим врачом. Начинаясь на первом плане, она свободно теряется где-то вдали. Рисунок У. Графа, выполненный в 1514 году, показывает город, стоящий у озера.
Благодаря изображению необозримого «пространства пейзаж в Битве Александра часто называют мировым, однако он является, скорее, космическим ибо выражает идею Универсума». В сравнении с рисунками 1511 года пейзажи этих лет более спокойны и созерцательны. «Земля и небо полны бурного движения, гигантский водоворот облаков находит отражение в динамике людских масс». рис. Для миропонимания художника важна гравюра «Распятие». «Всемирные хроники» особо подчеркивали роль Александра Македонского и битвы при Иссе, в результате которой персидскую державу сменила греко-римская империя, ставшая Священной Римской империей германской нации.
Природа долины Дуная является здесь средой для персонажей. Видимо, в связи с этим облик Александра в картине Альтдорфера напоминает умершего за десять лет до того императора Максимилиана I. «Битву Александра» отличают изумительное цветовое решение, пристальное внимание к передаче деталей и вместе с тем впечатление грандиозности Вселенной. В его творчестве пейзаж сложился как самостоятельный жанр. Он отмечал, что Дюрер сосредотачивал внимание на некоем одном элементе природы (например, «Пихта»), в то время как художники Дунайской школы пытались передать её целостность. Дунайская школабыла основана в примерно 1500 году, в Вене и прилегающих к ней местностях. От немецких мастеров художники переняли стремление к необычности и богатство фантазии.
10, 12). Фигурка всадника столь мала, что не она, а лес становится главным содержанием картины. За ней стояла мысль о глубокой внутренней взаимосвязанности человека и мира. Школа (через польск.
Такие художники, как Альбрехт Альтдорфер, Мастер «Истории Фридриха и Максимилиана», Вольфганг Губер при стилистическом различии ещё и представляли собой ярко выраженную индивидуальность. Главу пейзажам Альбрехта Дюрера посвятил в своей монографии 1884 года Мориц Таузинг (нем. Moritz Thausing). Таким чёткими мазками отдельно стоящими друг от друга рисуется вся картина. Размеры его кажутся вот таким образом огромными. Однако, эти баварские художники впоследствии отошли от принципов дунайского искусства. Однако уже ранние работы Альтдорфера отмечены яркими самобытными чертами.
Мы не видим ее вершины. Известно несколько скульптур Альтдорфера. Альтдорфер, Губер, Мастер «Истории Фридриха и Максимилиана»— наиболее значительные представители «Дунайской школы». Особенно выделяются два рисунка пером: «Долина Дуная у Зармингштейна» (1511, Будапешт, Музей изобразит. В венском «Рождестве Христа» полностью отсутствует простодушная, несколько наивная повествовательность ранней композиции. 1480–1538), живший и работавший в Регенсбурге. В данном жанре живописи краски не смешиваются буквально.
«Хотя видна только часть леса, ощущается его безграничная протяженность вглубь и ввысь, мир входит в пространство картины как единое целое, раскрывается через малую свою частицу». Основной живописной школой Серерного Возрождения стала Дунайская школа.
1540 – 1550, Берлин, Каб. Флориане», ок. Но какое время передано в этой картине. В одном – «Пейзаж с елью», (Берлин, Гравюрный кабинет) – Альтдорфер изображает гигантскую ель, напоминающую башню готического собора. 1530, Копенгаген, Художественный музей).
«В ней проявились идеи Devotio moderna, чувство единства микрокосма и макрокосма, а также представления панентеизма (концепция, близкая к пантеизму, но отличающаяся тем, что мир существует в Боге, который не безличен и не растворяется в мире)». Кранах в своих работах соединил природу и человеческие фигуры и придал им общие черты с использованием некоего общего внутреннего содержания (в этих приемах Кранах и Альтдорфер близки). На первом плане он изображает св. У подножия ели сидит крошечная фигурка.
В «Битве св. В результате возникает мистическая, завораживающая атмосфера пейзажей Альтдорфера.
Термины «Дунайский стиль» и «Дунайская школа» появились в последнее десятилетие XIX века. В этой картине с необычайной наглядностью отражена идея связи макрокосма и микрокосма. Для перехода к «чистому» пейзажу Альтдорферу предстояло открыть для себя природу. Поднимаются над мягкими кронами голые сучья, теснят свободное пространство долины, скалы.
Все это ожидало Альтдорфера в будущем». Все это граничит с чутким и полным жизни восприятием природы. Романтике дунайцев близки фантастические "альпийские пейзажи" П. Брейгеля Старшего. В глухой чаще леса совершается своя таинственная жизнь – там рыцарь сражается с чудовищем. «Альпийский пейзаж», 1541 Тонкая перовая линия прорисовывает силуэты гор, очертания разбросанных по предгорьям замков и деревушек. графики) вновь стирается грань между реальностью и видением – призрачным и грандиозным. Франциска» (Берлин – Далем, Картинная галерея) Альтдорфер пишет долину, залитую вечерним светом.
Непринужденно размещены на переднем плане трава, камни, человеческие фигуры. Флориана в Австрии (1516-18), где в полной мере раскрылось умение Альтдорфер строить сложные композиции, владение перспективой и великолепно передать освещение он – блестящий гравер, много работавший в технике ксилографии и других видах гравюры. Альтдорфер, Альбрехт (1480-1538)Немецкий художник и график, представитель дунайской школы. Процесс творческого становления художника во многом не ясен. Жанровая трактовка сюжета – в чаше придорожного ренессансного фонтана резвятся ангелы, сидящей в кресле с младенцем Христом Марии Иосиф подносит вишню, общий лирический настрой сцены сближают ее с ранним «Рождеством Христа». Акварели мастера, созданные в последнем десятилетии XV века, отражающие его впечатления от первой поездки в Италию, привлекают внимание подробным изображением многих городов. Особенный интерес представляют акварели: «Вид Триента», «Вид Нюрнберга», «Вид Инсбрука».
Франциска в желтоватой рясе, кое-где этот общий тон рясы переходит в зеленый. Особенность дунайской школы состоит в том, что она не связывается с именем одного, выдающегося мастера и не локализуется (несмотря на название) в определенной местности. Человеческие фигуры растительных форм в исполнении Йорга Брея дополнили наполнение стиля.
Выполнение больших заказов – алтарь, рисунки к гравюрам и молитвеннику для императора Максимилиана, цикл «Грехопадение и спасение человечества» практически не оставляют времени для других занятий. Диорама – (Греч. Оригинально творчество швейцарских художников. Творчество Альтдорфера разнопланово: он создал алтарный иконостас для монастыря св. «Рисунки конца двадцатых – начала тридцатых годов говорят о неистощимой творческой изобретательности художника и расширении круга образных решений».
Рассматривая такой офорт, зритель невольно уподобляется путнику. «Прекрасно умеет Кранах передавать озаренность горизонта (по рецепту, близкому к тому, которым пользовались японцы в XVIII веке) и даль, но при этом он ленится варьировать эффекты и, за исключением Святой Екатерины и Рождественской ночи, все картины у него одной световой насыщенности». Художник и зритель относились к пейзажу как к чему-то живому и одухотворенному. «Ведь склонность Альтдорфера преображать мир далека от субъективности поздних эпох. «Офорт соединяет в себе преимущества гравюры (возможность получить много оттисков) с достоинствами рисунка». Работал главным образом в Пассау.
Портрет Якоба Циглера (ок. Альтдорфер впервые создает картины природы без тематической подоплеки. В городе Ландсгуте работал художник Ганс Вертингер (умер в 1533 году), его картины с изображениями двенадцати месяцев тонко передают особенности состояния природы в разные времена года. Уже в рисунке «Ведьмы» фигуры не столько находятся в окружении пейзажа, сколько составляют с ним нерасторжимое единство.
1518, монастырь в Санкт-Флориане, Верхняя Австрия серия из 7 картин «Легенда о Св. Наряду с Альтдорфером, общепризнанным лидером школы был Вольф Губер. Георгия с драконом» Альтдорфер создает практически свой первый «чистый» пейзаж. Творчество мастеров дунайской школы показывает близость к идеям, образам и настроениям «нового благочестия», натурфилософии, алхимии, теории эманации и народной фантастики с ее сказочностью и анимизмом. В «Пейзаже со св.
И только в конце десятых – начале двадцатых годов, Альтдорфер снова обращается к пейзажу. Однако, эти баварские художники впоследствии отошли от принципов дунайского искусства24. Георгием». Один летит на нас, другой – в противоположную сторону. От увлеченности бесконечным многообразием мира (в ранних работах) Альтдорфер приходит к созданию образа самого мира и от тонкой миниатюрной выписанности – к новому, монументальному стилю.
Альтдорфера она увлекла не случайно. Архитектурные части на картинах Кранаха и в его гравюрах часто содержат вполне уже сложившиеся ренессансные формы (немецкого характера) например, в дрезденской картине «Вифлеемское избиение младенцев», во «Христе у столба» (там же), в целом ряде гравюр. в Баварии и Австрии. Таинственное настроение усиливает темное небо с нависшими облаками. Техника офорта, в которой выполнены эти пейзажи, была в то время абсолютно новой.
Он был одним из первых, кто главной темой своего творчества сделал пейзаж, наделив образ дикой, величественной природы красотой и тайной («Пейзаж с замком Верт», ок. Главный «герой» картины — могучий буковый лес.
Влияние этой школы выходило за пределы района Дуная и австрийских Альп. Она уходит за пределы листа. В других, более поздних, проявилась специфика офорта (тончайшие линии, едва заметные штрихи и точки), что позволило передать световоздушную среду: «Город над озером», «Пейзаж с водяной мельницей». Другие признаки исследователи выделяют с осторожностью. Если композиционно пейзаж остается для фигуры св.
Но одновременно они и далеки друг от друга. Альтдорфер скупо передает окружение. Другие признаки исследователи выделяют с осторожностью.
«В картине Святое семейство мы видим вот таким образом не просто панорамный пейзаж, но мир с его горами и реками, островерхими городами и даже крошечными, едва различимыми фигурками людей». Золотистые блики лежат на зеленой листве. Всем этим обусловлено своеобразие и многозначность образа природы в дунайском искусстве. Осмысление пейзажного наследия Дюрера было сделано в монографии швейцарского писателя и художественного критика Генриха Вёльфлина «Искусство Альбрехта Дюрера» (1905).
Масштабы ландшафта в картине художника поистине грандиозны. Центральная проблема ренессанса «человек и мир» стала в искусстве Альтдорфера темой их единства. Мотивы обоих пейзажей очень естественны. Рисунок «Долина Дуная у Кремса» (1529, Берлин, Каб. 1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств).
Редкой экспрессией отличается пейзаж в картине «Усекновении главы Иоанна Крестителя» Н. Дейча. Возвышается над деревьями церковная башня. В их окружении работало много других живописцев и рисовальщиков. Тем не менее и в этом пейзаже симоволический подтекст, который сейчас разгадать сложно, настолько скрыт, что он воспринимается и просто пейзажем – одним из первых изображений закатной природы". Пейзаж, вероятно, сюжетен.
Альтдорфер и Вольф Губер. Немецкая живопись находилась тогда в преддверии пейзажа. искусства) и «Альпийский пейзаж с ивами» (ок. На сине-зеленом небе в «Пейзаже с церковью» активным цветовым контрастом горят розово-фиолетовые облака. Новая для европейского сознания философия получила название пантеизм.
В молодые годы много ездил по Баварии, путешествовал по Дунаю. Заново его «открыли» лишь в XIX веке. Связь между ними осуществляют свет, цвет и общность настроения. schole — "досуг, занятие в свободные часы, чтение, беседа") — понятие истории искусства, которое определяется общностью и преемственностью основных принципов "формообразования, конструктивных и технических приемов. Написанная годом позже картина художника «Отдых на пути в Египет» развивает тему близости природы и человека. Считалось, что именно сражения определяют мировую историю. Еще одна особенность пейзажей Губера: они нередко вызывают звуковые ассоциации.
schola от греч. Ультрамарином написаны горы. «Не люди, а ночное пространство становится главным героем картины.
После пейзажей, выполненных в технике офорта, Альтдорфер пишет четыре пейзажные гуаши. На юге Германии, в Баварии и в Австрии, в долине р. Дунай, между городами Регенсбург, Пассау, Линц, Вена, природа настолько своеобразна, что не заметить это невозможно. Пронзительным трагизмом отличается «Моление о чаше», где Христос похож на народного проповедника.
Альтдорфер, Губер, Мастер «Истории Фридриха и Максимилиана»— наиболее значительные представители «Дунайской школы». В одном из офортов мощно поднимается вверх узловатый ствол лиственницы.
Наполеон Бонапарт, захвативший в 1805 г. Мюнхен, пораженный этой живописью, похитил картину и увез ее к себе в Мальмезон. Для мастеров Дунайской школы характерна неустойчивость индивидуальной манеры.
Работы Губера были известны в районе Боденского озера, в Южной Швабии, швейцарских городах. «Святое семейство» занимает переходное место среди работ тех лет. Горы и озера, характерные для ландшафта Швейцарии (родины художника) служили постоянным источником вдохновения для У. Графа и Н. Дейча.
Такие художники, как Альбрехт Альтдорфер, Мастер «Истории Фридриха и Максимилиана», Вольфганг Губер при стилистическом различии ещё и представляли собой ярко выраженную индивидуальность. Направление в живописи и графике южной Германии и Австрии 1-й пол. Самым ярким представителем Дунайской школы был Альбрехт. У. Графу и Н. Дейчу свойственно стремление к передаче глубины пространства.
В последних офортах Лаутензака заметно сходство с печатной графикой мастерской И. Кока (Нидерланды). Традиционные кулисы еще присутствуют в картине, но роль их сведена до минимума. Эта большая панорамная картина — самое известное произведение художника. Перед нам расстилается долина, обрамленная на горизонте цепью гор. Имя Вольфа Губера было абсолютно забыто уже в XVII веке. Известно, что родился он в местечке Фельдкирх в Форарльберге (запад современной Австрии). Возможно, что именно это впечатление и было главной целью художника.
На горизонте поднимаются горы. Реализм произведений Дунайской школы (особенно у А. Альтдорфера и В. Хубера), основанный на внимательном наблюдении за природными явлениями, эффектами освещения, на точном расчёте при передаче пространства, сочетался с субъективным, эмоционально-романтичным восприятием природы. Супружеская пара направляется к дворцу. Под высокими деревьями теряются маленькие фигурки воина и дракона. «Пейзажи источают свежесть, первозданную чистоту, они полны спокойной просветленности.
Вот таким образом вопрос о времени суток теряет смысл. Учился у своего отца – художника Ульриха Альтдорфера. а в 1526 г. получает должность главного архитектора города. Манеру этого загадочного художника назвали «Feinmalerei". В немецком искусстве того времени трудно найти что-либо подобное этим рисункам.
Альбрехту Альтдорферу принадлежит небольшая картина «Лесной пейзаж со св. Но в целом господствует настроение спокойствия и отрешенности. Но в «Пейзаже с церковью» и в «Пейзаже с заходящим солнцем», где он обращается к столь часто встречающемуся у него в живописи мотиву залитой вечерним светом природы, снова раскрывается его колористический дар. Дунайская школа, направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI в. К дунайской школе относят ранние произведения Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, В. Хубера и др., отличающиеся свободой художественной фантазии, яркой эмоциональностью, пантеистическим, подчас сказочным восприятием природы интересом к лесному и речному пейзажу, к пространству и свету, динамичной, порывистой манерой письма (иногда мелкими мазками), острой выразительностью рисунка и интенсивностью цвета.
В рисунке на тонированной бумаге «Фантастический дворец» (ок. Он противопоставляет ель не растущим рядом деревьям, но фигуре человека.
Но, бесспорно, самой удивительной, феноменальной картиной дунайской школы является произведение Альбрехта Альтдорфера (1480—1538) "Битва Александра Македонского с Дарием" (см. Тогда время картины – это утро дня и начало нового царства, новой эры. В некоторых произведениях Хубера проскальзывают ноты иронии иногда гротеска ("Распятие", Музей истории искусств, Вена). Гигантскими зелеными клубами поднимаются кроны деревьев. Развиваясь в русле немецкого Возрождения (смотри Северное Возрождение), Дунайская школа выделяется особым интересом к пейзажу, которому отводится центральное место и его своеобразной трактовкой.
Девять офортов открывают своеобразный пейзажный цикл Альтдорфера. Этот прием художника исследователи условно называют «инееобразным». 1) — на фоне подлинно космической феерии пространства изображено множество мельчайших фигур сражающихся армий. Здесь господствуют спокойствие, ясность и глубокое лирическое чувство. К сожалению, однако, ни одно архитектурное произведение этих мастеров не сохранилось, вот таким образом попытка выявить черты «Дунайского стиля» в зданиях, украшенных полотнами этих художников, чисто гипотетична. Если сравнивать с итальянскими мастерами (Джорджоне) или фламандскими (Патинир), которые уделяли пейзажу огромное внимание, Дунайская школа проявляла интерес к пейзажу с целью воспроизведения некой среды, подчеркивающей определенное, романтически настроенное состояние души.
В первую очередь, это: Урс Граф, Никлаус Мануэль Дейч и Ханс Лей Младший. «Эмоционально насыщенный, полный пьянящей энергии Пейзаж с деревьями (1531, Киль, Кунстхалле) – вершина графической изобретательности художника.
15201530, галерея Уффици, Флоренция и Германский национальный музей, Нюрнберг). Мы снова оказываемся путниками. Последнее не только не исключало – напротив, предполагало обращение художника к пейзажу. Цюрихский мастер Ганс Лей испытывал сильное влияние этой школы. Сильное влияние Дунайской школы ощущалось в Нижней Австрии, в том числе в Вене. При создании этого пейзажа Альтдорфер пользовался географическими картами.
Его рисунок «Горный пейзаж с озером» несет некоторые черты стиля Дюрера и Вольфа Губера, сохраняя, при этом, свою оригинальность. Реализм произведений Дунайской школы (особенно у А. Альтдорфера и В. Хубера), основанный на внимательном наблюдении за природными явлениями, эффектами освещения, на точном расчёте при передаче пространства, сочетался с субъективным, эмоционально-романтическим восприятием природы. В другой картине этого года – Рождество Христа" (Бремен, Кунст-халле) – Альтдорфер также отходит от традиционного понимания колорита. Особенно наглядно своеобразие венского «Рождества Христа» выступает при сравнении его с первой работой мастера на ту же тему.
Исследователи подчёркивают пантеизм дунайцев. Попытка передать представления об одушевлённости и целостности природы, связывающие искусство Дунайской школы с натурфилософией Парацельса, наиболее ярко проявилась в картине Альтдорфера «Битва Дария с Александром Македонским» (1528-1529, Старая пинакотека, Мюнхен). Он не принадлежал к этой школе, противостоял ей, но без него она была бы невозможна4. Влияние этой школы выходило за пределы района Дуная и австрийских Альп.
1544 – 1549, Вена, Художественно-исторический музей) – одновременно и «портрет души» и фрагмент Универсума. Античные сюжеты, библейские и аллегорич. Их выразительные средства амбивалентны: линия и штрих выполняют изобразительную функцию и одновременно носят «орнаментальный» характер. Тенденции искусства Возрождения переплетены в Дунайской школе с традициями поздней готики.
Романтическая трактовка сюжета, огромная роль пейзажа сближают их между собой. Вершиной творчества мастера стала картина «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529), положившая начало историческим композициям в искусстве Северного Возрождения. Как и там, он пишет здесь пейзаж, бесконечно уходящий в глубину. В связи с этим можно ввести понятие хтонически-экспрессивный пейзаж».
Хубер, Губер (Huber) Вольф или Вольфганг (около 1485-1553), немецкий художник и график. Георгия», 1510). Позднеготические традиции переплетаются в дунайской школе с ренессансными тенденциями. Пейзажи Альтдорфера созерцательны, но не интимны, не камерны.
Он отмечал, что Дюрер сосредотачивал внимание на некоем одном элементе природы (например, «Пихта»), в то время как художники Дунайской школы пытались передать её целостность. Они абсолютно самобытны. В рисунках и акварелях мастера проникнуты тем же чувством, что и слова его знаменитого современника — итальянского философа и медика Кардано, писавшего «о единой материи, откуда получается такое разнообразие и такая красота природы». Манера исполнения «Пейзажа» несколько напоминает технику рисунка на тонированной бумаге. Сияние света идущего от радуги, от огромной яркой звезды, придает мистический характер всему ландшафту. Богатство и разнообразие окружающего мира влекли к себе художников Дунайской школы.
Среди лесов видны четкие силуэты городов. Возможно, здесь следует видеть уподобление Александра Македонского Иисусу Навину, остановившему светила в битве при Гаваоне (Нав. Отголоски дунайского искусства прослеживаются до Мекленбурга (в частности в творчестве брата Альбрехта Альтдорфера— Эрхарда). В другом живописном «Пейзаже с мостиком» (Лондон, Национальная галерея) Альтдорфер пишет стену башни и заросшую деревьями и кустами скалу, обрамляющие ветхий мостик. Все дышит покоем и умиротворенностью, лишь ветер гонит по небу беспокойные облачка.
Между поддерживающими его опорами, как в раме, виднеется церковь. Турки осаждали Вену в год создания картины, вот таким образом она воспринималась как своего рода воззвание к «новому Александру» – призыв спасти мир от турецкой экспансии. Конечно, пейзаж здесь лишен характерного для «Битвы» космического ощущения мира. Сюжет восходит к пословице, смысл которой, вероятно, состоит в осуждении мирской суеты.
В его свободном просторе Альтдорфер изображает двух ангелов. За замком видны подернутые воздушной дымкой Альпы и спокойные воды Дуная. Ночное небо обладало для тогдашнего человека особой притягательной силой. Он объездил почти всю Европу, принимал участие в Крестьянской войне. Цюрихский мастер Ганс Лей испытывал сильное влияние этой школы.
В городе Ландсгуте работал художник Ганс Вертингер (умер в 1533 году), его картины с изображениями двенадцати месяцев тонко передают особенности состояния природы в разные времена года. Но вообще архитектура у него играет несравненно меньшую роль, нежели у Дюрера. Хубер, Губер (Huber) Вольф или Вольфганг (около 14851553), немецкий художник и график, один из ведущих мастеров дунайской школы и последователь А. Альтдорфера, в творчестве которго сочетаются черты поздней готики и искусства Возрождения. Изображая битву св.
Прием очень прост, но каким беспредельно огромным кажется вот таким образом пространство. Впрочем, последнее можно отнести ко всем пейзажам мастера. Подобно призракам, вырисовываются на его фоне темные силуэты засыхающих елей. Наиболее ярко интерес к окружающему миру проявился в искусстве стран, расположенных к северу от Альп.
В рисунках Альтдорфер выступает как антипод своего великого современника Альбрехта Дюрера. Зритель видит его издалека, но может различить мельчайшие подробности архитектурной планировки. И все-таки содержание картины остается не до конца ясным. Обычно это применяется в изображении батальных сцен. Ее неординарность — в оригинальном подходе к изображению природы.
Если Альтдорфер стремился «скрыть» своих героев в пейзаже, то Губер акцентировал внимание на пластичности каждого предмета, что отличает его творчество от общих принципов Дунайской школы. Античные сюжеты, библейские и аллегорические образы, которые художники Дунайской школы черпали из литературы, а также из гравюр А. Мантеньи, Я. де Барбари, Л. Кранаха Старшего, утрачивали в их произведениях свой классический характер и приобретали жанровую окраску и острую экспрессивность («У зазнайства на подоле сидит нищета» А. Альтдорфера, 1531, Государственные музеи, Берлин «Бегство в Египет» В. Хубера, 1525-30, там же). «Рациональному, основанному на точном знании искусству Дюрера в его листах противостоит напряженное, эмоциональное чувство жизни природы». Представляет интерес картина Х. Лея «Орфей и животные». Согласно получившим распространение представлениям, все в окружающей человека среде было взаимосвязано, везде присутствовало божественное начало, а с мирозданием отождествлялся и сам Творец.
Архитектурные сооружения Бенедикта Рида наиболее тесно связаны с Дунайской школой, но их скорее можно отнести к «готическому барокко», характерному для Германии. Если исходить из исторических источников, это должен быть вечер – тогда Солнце заходит. На картине изображен средневековый замок Верт на берегу Дуная, неподалеку от Регенсбурга. Альтдорфер (ок. У истоков Дунайской школы стоял молодой Лукас Кранах.
При своем «вкусе к свободе», его постоянно влечет к менее определенным формам природы – к утесам, к деревьям (и особенно к фруктовым с их ядреными, румяными плодами), к лесам и кустарникам. хтоний – подземный)». 16 в. К дунайской школе относят ранние произведения Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, В. Хубера и др., отличающиеся свободой художественной фантазии, яркой эмоциональностью, пантеистическим, подчас сказочным восприятием природы интересом к лесному и речному пейзажу, к пространству и свету, динамичной, порывистой манерой письма (иногда мелкими мазками), острой выразительностью рисунка и интенсивностью цвета.
Среди «настоящих» животных и птиц мы можем неожиданно встретить и фантастических – например, птиц с человеческими головами. Офорты различны по исполнению: некоторые напоминают резцовую гравюру и их можно считать наиболее ранними. Такова его акварель «Предальпийский пейзаж». Одновременное явление Солнца и Луны в небе говорит о круговороте на уровне Космоса. Флориана», ок.
В Словакии под влиянием школы находился Мастер M. S. Древняя живопись этой школы была наполнена пережитками прошлого и носила отпечаток неустойчивости художественной культуры Германии десятого века. Здесь тогда сложилась абсолютно новая и своеобразная школа пейзажной живописи. Кроме того, в данной гравюре, как и во многих других работах Губера, выражена неоплатоническая концепция эманации: Солнце трактуется как «изобразительный синоним» Бога, что объясняет внимание художника к мотиву лучей света. В картине возникает иллюзия глубины».
В начале XVI века впервые появляется понятие «пейзажист». В их окружении работало много других живописцев и рисовальщиков. В 1520-1530 Альдорфер создает свои первые чистые «Пейзажи» – последнее выражение Дунайского стиля. Многие работы малых мастеров созданы под влиянием Кранаха, Альтдорфера и Губера иногда стилистика дунайского искусства оказывается «форсированной» (рисунок Э. Альтдорфера «Большая ель», ок.
Он не принадлежал к этой школе, противостоял ей, но без него она была бы невозможна. Первую диораму изготовил Л. Ж. Дагер в Париже в 1822 году. Для мастеров Дунайской школы характерна неустойчивость индивидуальной манеры12.
В Словакии под влиянием школы находился Мастер M. S. 5. Заканчивая разговор о развитие пейзажа в творчестве мастеров Дунайской школы необходимо упомянуть еще несколько имен и работ. В картине «Покаяние святого Иеронима» (1502 г. ) скалы на переднем плане трактованы не менее детально, чем центральная фигура святого.
В атмосфере витает дух сказочности и необычности, вообще свойственный искусству Альтдорфера.