Как и почему им удалось этого достичь, навсегда останется тайной. К переходному периоду в древнегреческой архитектуре относится и храм в Селинунте в Сицилии. Здесь уже была и письменность (не всю еще удалось расшифровать). В 222 году до н. э. статую разрушило землетрясение. Боковые стенки пропилей были сильно вынесены вперед (рис.
Одним из самых известных мастеров черно-фигурного стиля был Эксекий, создавший такой шедевр, как амфора «Ахилл и Аякс играющие в кости». Мемориальная стела воина Аристиона, выполненная скульптором Аристоклом (как начертано на памятнике), создана около 510 г. до н. э. Его образ ещё очень условен, лишён индивидуальных черт. Фигура монументальна, моделирована обобщенно. В 5 веке до н. э. Ордер был именно общей системой правил исходящих из общего метода решения. Из Сицилии, Египта, с Апеннинского полуострова из Северного Причерноморья они ввозят рабов и хлеб, вывозят же в провинции в основном произведения художественного ремесла, керамики.
Древние храмы Греции имели двускатную крышу. Храмовый ансамбль, состоящий из входного портика, пропилеев, перистиля предхрамового двора (II в. до н. э. ) и храма покровительницы города Афины Линдосской (330 г. до н. э. ), развивается по единой композиционной оси в двух основных уровнях: от нижней террасы, обрамленной П-образным дорическим портиком, к верхней, образованной пропилеями и перистилем предхрамового двора. Это статуя Афины-девы, самая прославленная работа Фидия. Процессия направлялась от входа к центральному храму Акрополя — Парфенону (архитекторы Иктин и Калликрат). Здесь строили храмы наиболее почитаемых богов – покровителей города.
Антаблемент в ионическом ордере начинается с архитрава разделенного на три пояса. Самыми ранними (из дошедших до нас) художественными произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледножелтоватому фону глиняного сосуда. В эллинистический период разрабатывались два типа жилых домов: несколько домов-квартир, образующих городской квартал или отдельно стоящий дом со множеством комнат, с внутренним двором, окруженным колоннами (так называемый перистильный дом). Все это переработано живой фантазией греков и обогащено их собственной мифологией. Пергамская школа развивала художественные принципы Скопаса с его интересом к бурным проявлениям чувств, передаче стремительных движений. Разбросанные по полю композиции дельфины с выгнутыми спинами создают полную беспокойного движения игру линий, напоминающую о плеске волн. Древние архитекторы искусно вписывали храмы в природный ландшафт: их строили и на равнинах и на берегах, на опушках лесов, возвышенностях или у входа в священные ущелья. Период VII-VI вв.
Для этой эпохи характерно повышение роли религии. Во II в. на мировую арену выходят римляне. В ней он и возрождался благодаря творившей ритуал богине-птице. Часто изображали обнаженными, чтобы показать красоту тела. Сохранились остатки керамической облицовки верхних частей храма.
Дорические колонны имели соотношение диаметра и высоты колонны приблизительно 6:1. Колонны здесь уже близки к классической форме, но все еще выглядят немного тяжеловатыми. Внутри Парфенона стояла колоссальная статуя из слоновой кости и золота – Афины Парфенос (Девы). Многие древнегреческие храмы обычные люди могли увидеть только снаружи.
К 8 в., а возможно еще и к 9 в. до н. э., относятся и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры (храм Артемиды Орфии в Спарте, храм в Термосе в Этолии, упоминавшийся храм в Дреросе на Крите). Видите сплошную ленту с рельефами, перед вами 99, 9 ионический ордер. Ранняя классика (490-450 гг. до н. э. Антаблемент также необычен: дорический фриз, сочетавшийся с ионическими зубчиками и расчлененным на три фасции архитравом имел украшенные скульптурой триглифа и метопы. был построен храм Зевса в Олимпии на Пелопоннесе.
Усиленно строятся и укрепляются города, прокладываются дороги, мосты, водопроводы. 8 колонн на фасадах, 17 по бокам, учитываем боковые. 68, 69). Опистодом отделен от наоса сплошной стеной.
Архаика — (от греческого archaikos — старинный, древний) ранний этап в развитии какого-либо явления. Империя Александра Македонского просуществовала недолго и после его смерти монархия быстро распадается на части, с несколькими центрами (Сирия, Египет, Пергамское государство). Колонны оставались неокрашенными.
Они представляли собой здания без окон, которые окружали колонны. Любимый герой греческих керамистов Геракл, сцены его подвигов часто встречаются на вазах. А скульптор С к о п а с передавал в скульптурах сильные чувства и переживания. Нaoc освещался или через двери или через световые люки в потолке. В архитектуре развивался все тот же тип храма-периптера. Святилище Афины обрамлено с трех сторон двухэтажными портиками дорического (внизу) и ионического ордеров, выполненными из белого мрамора.
Статуэтка так называемого «Аполлона» из Беотии (8 в. до н. э. ) своими вытянутыми пропорциями и общим построением фигуры напоминает изображения человека в крито-микенском искусстве, но резко отличается от них фронтальной застылостью и схематической условностью передачи лица и тела. Фриз бывает либо гладкий либо с рельефами. Отдельные знаки символизировали определённые «космические» состояния: лежащая фигура — смерть, стоящая — жизнь, со склонённой вниз головой — готовность к жертвоприношению. Полагали также, что оно находится в центре обитаемого мира и назвали его пупом земли. В комплекс Акрополя входили Пропилеи, которые представляли собой портик, состоявший из трех частей: центральной, через которую вели на Акрополь пять ворот, прорезанных в мраморной стене, двух боковых, несколько выступавших к западу. Храм Артемиды причислялся к семи чудесам света. до н. э. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий.
Ордерная система предполагала использование единой мерки при строительстве (например, локтя или ступни). Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Данный архитектурный стиль сложился ещё в период архаики. Колонна была важнейшей частью ордера, так как она являлась основной несущей частью (см. рисунок). В дельфийских мифах это Коронида, супруга Аполлона и мать бога-врачевателя Асклепия. Это дело рук архитектора Калликрата (вторая половина V веке до н. э. ). Таковы Александрия Птолемеевского Египта, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре.
Демос состоял из нескольких социальных групп (земледельцы, ремесленники, купцы и т. д. ) интересы их не всегда совпадали, но эвпатриды были враждебны всем им. В 6 в. до н. э. Ее продольные улицы имели широтную ориентацию, поперечные пересекали склон и в большинстве случаев представляли собой лестницы. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница.
Первые ордера назывались дорическим и ионическим, затем появился коринфский. Граждане, пришедшие почтить бога, собирались на площади перед восточным фасадом храма. Это, конечно, не все виды, в общей сложности их более сорока. Особо ценились в античности статуи бегуна Лада, Дискобола. Шлем и сандалии были украшены сложными рельефами. Конец Микенского мира дал жизнь субмикенскому вазописному стилю (XII—X вв. В сам Акрополь люди попадали через ворота с колоннами.
Но отношение к религии здесь было несколько иным, чем на Древнем Востоке. Она — воплощение государственной мудрости, величия и неисчерпаемой силы. Имеет 6Х15 колонн, что не сходится с основной формулой. Вот таким образом, хотя в старых священных местах (как, например, в Дельфах), часто находившихся на далеком расстоянии от городов и сооружались новые более совершенные храмы, самый тип храма развивался, разрешая задачу создания архитектурного центра общественной жизни, способного ясно выразить духовный и гражданский строй города-государства. На 92 метопах — сцены борьбы с кентаврами, амазонками и гигантами.
В 365 г. н. э. Он был одновременно и архитектурным созданием и произведением пластики. Храм уникален: западный фасад в виде шестиколонного портика ионического ордера вел в храм Афины Полиады (городской). Метопы были прямоугольными плитами, когда-то, в 8 – 7 вв. Колонны расширялись кверху и стояли по одной иногда посреди прохода.
Мастера гончарного искусства с этого времени стали подписывать свои сосуды. Колоннада периптера (то есть храма, «со всех сторон окрыленного»), возвышаясь над горизонталью стилобата, поддерживала перекрытие (опорные балки и карниз), над которым поднималась кровля, покрытая черепицей или мраморными плитками. Колонна наверху тоньше, чем внизу. Период архаики – время возникновения греческой письменности (на основе финикийской), медицины, астрономии истории, географии, математики, натурфилософии, лирической поэзии, театра и, конечно изобразительных искусств. Античность провозгласили непревзойдённой и абсолютной.
41). до н. э. Критские дворцы представляли собой группу построек вокруг внутреннего двора (он всегда прямоугольный и определенного размера, 52х28 метров), предназначались для религиозных и светских целей.
Человеческие фигуры лишены какой-либо индивидуальной характеристики: они плоскостны и их движения резки и угловаты животные (особенно лошади) точнее по рисунку изящнее и живее. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. На фреске хорошо видна динамика минойского искусства (в отличие, например, от древнеегипетских "застывших" образов с остановившимся взглядом), здесь схвачено действо, бык летит в пространстве, но борцы ловчее и успевают одолеть быка. Центральную часть занимает изображение бракосочетания родителей Ахилла — Пелея и Фетиды.
Поликлета в первую очередь интересовала проблема формы. По представлениям архаики, запад был местом смерти и потому храм Аполлона рассматривался как гробница божества (Пифона). (рис. Их лица нередко оживляет таинственная «архаическая» улыбка. Саму богиню могли олицетворять гора или дерево. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его «Дорифор», опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена.
Дорийцы заняли весь Пелопонесский полуостров, остров Крит и другие острова. Впереди — новое, ещё неизвестное будущее. Это и боги и герои и атлеты. Виппер. В плане Кносского дворца помещения группируются вокруг центрального двора, направленного с севера на юг и достигающего в длину более 50 м. С северо-восточной и юго-западной части стены дворца уступами входят в площадь двора, северный вход помещен не на центральной оси двора.
Ранняя классика выражается в строгих образах (вот таким образом второе название этого периода – строгая классика), а философская тема, проходящая через весь период, обозначена как тема искоренения произвола и воцарения здравомыслия. Демократическая форма правления способствовала развитию общественной жизни городов, формированию различных общественных учреждений, для которых строили залы собраний и пиров, здания совета старейшин и др. до н. э.
появился круглый периптер с цилиндрической целлой и колоннами вокруг. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Их размещали на площади (агоре), где обсуждались важнейшие городские дела, совершались торговые сделки (рис. Искусство Поликлета лишено эмоциональной выразительности. Вот таким образом именно среди греков появились первые известные историкам философы материалисты. Своему названию он обязан дорическим племенам, которые и являются его основателями.
мастера из Керамика (район Афин) завоевали своими черно-фигурными сосудами рынки Греции. В то время как творения Египта, Шумера, Китая или Ассирии глубже выражали умонастроения и идеалы только этих конкретных стран и народов, Эллада (Древняя Греция) вышла далеко за пределы национальных границ, создав искусство, понятное не только одним эллинам, но и всем другим народам. В период ранней классики, так называемого строгого стиля, скульптура носит переходный характер от архаики к классике (фронтонные группы храма Афины Афайи на острове Эгина, храм Зевса в Олимпии). Его творцом также был Фидий.
Между пилястрами тянулся фриз с изображением лиры — музыкального инструмента Аполлона. Вход в наос помещался за колоннадой со стороны главного фасада и был оформлен пронаосом, напоминающим по конструкции портик «храма в антах». В этой постройке, сочетающей два типа храмов, глубокий пронаос по своим размерам близок к наосу, раскрытому почти на всю его высоту огромным дверным проемом (высота 4, 8 м), обрамленным тонко профилированным наличником. В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуи богов и героев и украшать храмы рельефами.
жениями в области искусства более древних культур рабовладельческого Востока. Римская культура стала следующей фазой и особым вариантом единой античной культуры. Она поражает своим величием. Ему свойственны простота, мощь и некая мужественность.
Храмы эти оказались в стороне от основной линии развития греческой архитектуры. Помимо архитектурных тонкостей, греки не обходили стороной планировку. Он был причислен к семи величайшим чудесам света.
Так низкий (по высоте изображения над плоскостью каменного блока) рельеф — барельеф — постепенно становился высоким — горельефом. В интерьере храма опоясывающий все здание коринфский ордер с антаблементом, отнесенным к его высоте (в отличие от наружного антаблемента), служил как бы легким переходом к внутренней поверхности конической кровли, которая могла иметь легкие деревянные кессоны. Основной конструкцией являлись каменные блоки из которых выкладывались стены и колонны.
«ордо» — строй, порядок). Эпоха геометрики (IX—VIII вв. Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат ее пропорции в архаический период были обычно приземистыми и мощными (высота равна 4 – 6 нижним диаметрам). Фронтоны и фризы целлы были украшены рельефами и скульптурой.
На юге возведен огромный дорический Парфенон, посвященный Деве-Афине, а напротив него, на севере, – храм, посвященный Афине-Матери (и ее супругу Посейдону Эрехтею). В 480 г. храмы Акрополя были разрушены персами. О монументальной живописи архаического периода ничего не известно. Вот таким образом мы любуемся даже теми изваяниями – и их немало, – которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову. Архаический мир был насквозь мифичен, но он уже лишён «страха и ужаса», которым наполнен мир Древнего Востока. Дворцы ориентированы по сторонам света и имели связь с горными святилищами ("места обитания" небожителей, где производились религиозные церемонии): каждый дворец ориентирован на священную гору, хорошо видимую из дворца (Кносский дворец ориентирован на гору Юкта). Стены штукатурились и расписывались фресками.
Широкая лестница вела на площадку, врезаясь в цоколь. Большинство блоков доставлялось из каменоломен в готовом виде. их сравнивали с лягушками, обсевшими берега пруда.
Акрополь — 156-метровый холм, место древнейшего поселения в Аттике. Раскрашивалась и скульптура, украшавшая архаические храмы. Геракл -сын Зевса, один из самых известных греческих богов. Время совершенных созданий пластики еще впереди.
Он считается наиболее совершенным строением, созданным в дорическом стиле.
Скульптурными украшениями завершались углы крыши и ее щипец. Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Ионическая колонна имела базу из которой она словно вырастала кверху.
Это мраморная копия оригинала. Приблизительно с конца XI в. до н. э. Храмы ставили на высоких уступчатых платформах, так называемых стилобатах. Обычно вазы покрывались художественной росписью. Скульптурными украшениями (акротериями) завершались углы крыши и ее щипец (который в русской архитектуре называется коньком). Он имеет 6 колонн по узким сторонам и 15 по длинным (в противоположность принятому в ту эпоху соотношению числа колонн 6 х 13).
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Силуэты знаков-фигур не нарушали поверхности памятника, органично взаимосуществуя с фоном.
Угловые колонны сделаны более толстыми, так как на фоне неба они кажутся тоньше. История развития древнегреческого общества и культуры традиционно делится на три периода: архаический период, охватывающий VIII — VI в. до н. э., классический (V — начало IV в. ) и эллинистический (конец IV — II вв. ).
С конца IX – начала VIII в. до н. э. Один из ранних примеров гипподамовой системы в. греческом градостроительстве дает планировка Олинфа (V – IV вв. Он считался домом бога, внутри ставили его изображения. Храм Аполлона Эпикурейского считается хорошо сохранившимся и необычным греческим храмом.
Сооружение стояло на четырехступенчатом стилобате. Афина стоит в полный рост (высота статуи около 12м), на голове богини золотой с высоким гребнем воинский шлем, плечи и грудь прикрывает золотая эгида (мифический щит, наводящий ужас на врагов) с головой Медузы. Однако некоторые сказания и мифологические образы, сложившиеся в культуре Эгейского мира, вошли в круг мифологических и поэтических представлений древних греков, так же как различные события истории Эгейского мира получили образно-мифологическое претворение в сказаниях и в эпосе древних греков (миф о Минотавре, троянский эпический цикл и др. ).
Высота статуи — 36 м. Колосс простоял шестьдесят пять лет. Перед греческим архитектором стояла совсем другая задача. Фронтон и фриз обильно декорировались скульптурными украшениями.
Легенда утверждает, что Геракл был любимым персонажем Лисиппа, а Лисипп был придворным мастером Александра Македонского. Наряду с терракотовыми статуэтками существовали и бронзовые. Антаблемент завершался карнизом.
Уже в 7 в. до н. э. В дорических храмах скульптурами украшались метопы, а в ионических — полоса фриза. Считается, что именно вот таким образом эллины столько внимания уделяли внешнему облику культовых сооружений.
Эта высокая платформа, на которую ведет парадная лестница. В 1453 году пала Византийская империя, а в 1456 году турки захватили Афины. Милет (рис.
Главное в геометрических сосудах — их необычайная устойчивость (статуарность), т. с. чувство внутренней весомости, подчёркнутой опоры, то, что называют тектоникой. в связи с активной римской экспансией. Все это смогло объединиться в осмысленное и дать толчок к развитию других направлений. Далее виднелся очень сложный по конструкции храм Эрехтейон. Там хранились всякие реликвии.
Ниже середины колонна имела утолщение. Но вот в IV веке до н. э. скульптурные образы стали более мягкими и нежными. Рисунок на огромном кратере разбит на ряд поясов. Алтарь Артемиды в Магнесии на Меандре (II в. до н. э. ) имеет обрамляющую жертвенник ионическую колоннаду, которая со стенами, окружающими верхнюю площадку алтаря, образует псевдопериптер (рис. Относительно небольшие размеры сооружения (23, 06X15, 67 м) подчеркнуты крупными квадрами кладки цоколя и упрощенной профилировкой обломов. Мистеральный храм кабиров (около середины III в. до н. э. ) — шестиколонный дорический простиль с глубоким портиком и очень удлиненным планом в форме трехнефной базилики с полуциркульной апсидой (рис. Оттуда он распространился по всей Элладе. Внутри стены дома расписывались фресками, на полах выкладывалась мозаика.
Отсюда вытекают все крупномасштабные элементы дорического ордера. Несущими частями были основания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а также стоящие на нём опоры (колонны). Внутри наоса было прохладно, царил легкий сумрак. 65).
Он был возведён ещё в 427 г. до н. э. Ионический фриз был украшен изображениями голов жертвенных животных между гирляндами. Особенно большое значение в дальнейшей истории древнегреческой культуры имели греческие поселения в Южной Италии и Сицилии (так называемая Великая Греция). Прекрасный пример раннеклассической архитектуры представляет небольшой храм Афины Афайи на о. Эгина, в ясных и гармоничных пропорциях которого воплотились патриотические идеи греков (храм был сооружен в честь победы над троянцами). А самой первой постройкой в знаменитом Акрополе, возвышающемся над греческой столицей, на самом видном его месте, был храмовый комплекс Ники Аптерос (бескрылой победы).
Значительное количество памятников древнегреческой культуры находится также в Малой Азии, на территории современной Турции. В богатых домах иногда мостили полы каменными плитами, украшали мозаикой. Возникают новые центры художественной культуры — Пергам, Антиохия, Александрия.
Фронтоны украшались сложными композициями на мифологические сюжеты. Прежде всего это были храмы, свои частные дома греки не считали достойными для того, чтобы придавать им неповторимый архитектурный облик. Подчеркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. Значение фриза — одного из лучших памятников эллинистической скульптуры исполненного в технике высокого рельефа, полного динамики и светотеневых контрастов, — приобретает в этой композиции настолько самодовлеющую роль, что венчающий его ордер теряет свое значение и превращается в пышное декоративное обрамление алтаря и его скульптурных украшений. Творческая индивидуальность проявлялась в выборе пропорций и деталей.
В период архаики появились скульптурные изображения юношей — куросы. Вход в него только один, через задний (западный) фасад. кариатиды. Выходя из состояния неподвижности, они радостно ступали навстречу зрителю.
Расположен на склоне горы в Пелопоннес. П-образные выступы, фланкирующие лестницу входа, окружены с двух сторон колоннадой. также храм в Сардах). Если килик Эксекия поражет утонченной поэзией и глубоким пониманием гармонии композиции, то росписи Андокида (третья четверть 6 в. до н. э. ) замечательны смелым введением в силуэтную чернофигурную вазопись обильных реалистических мотивов, вступающих норой в противоречие с приемами плоскостной архаической вазописи. Число колонн (7X6) обусловило почти квадратную в плане форму храма и целлы в виде единого большого зала, не имеющих его обычных подразделений.
Он состоял из одного небольшого помещения – наоса, открытого на восток. В критской архитектуре особое предпочтение отдается коридорам и сплошным стенам. Иногда такие статуи достигали нескольких метров высоты.
Интересным фактом является то, что постройкой руководил сам царь. 39). до н. э. ) и позднюю (400—323 гг. 67). С точки зрения древнего грека, ничто не может быть прекраснее стройного человеческого тела, мужского или женского.
Скульптура была найдена в конце 15-го века в садах Бельведера. Крупнейшим общественным зданием V в. до н. э. был Телестерионв Элевсине, построенный Иктином.
Сейчас он в довольно печальном состоянии. Характерным для религиозного синкретизма этого времени является не только совмещение функций греческих и восточных богов, но и появление новых синкретических божеств, например Сераписа, соединившего черты Зевса и бога египтян Аписа. Парфенон построили около 2, 5 тыс.
Пропорции его стали стройнее, гармоничнее, приобрели большую логику, ясность и простоту. Позже появился еще один тип – коринфский, девический. до н. э., которая служила маяком. Конструкция храма.
Архитрав дорического ордера был гладким. Впоследствии как строительный материал стали использовать известняк и наконец мрамор. К двум основным ордерам можно добавить еще два. Они использовались и для украшения и для хранения, например: вина, зерна, маслин. Интересным образцом эллинской архитектуры является огромный мавзолей (надгробие) царя Мавсола. Однако в геометрике явно преобладало второе.
В трактате «Канон» Поликлет в качестве идеальных определяет такие пропорции человеческого тела — длина ступни — 1/6 высоты, высота головы — 1/8 длины тела, лицо и кисть руки равны одной десятой, для лица установлен принцип деления на 3 равные доли. Складывается общегреческий рынок, чеканится монета. Статуи уменьшались соответственно склонам фронтона и если Горгону изображали в центре, то в углах помещали каких-либо зверей или крошечных человечков-героев. до н. э., керамическими, а затем, с 7 в. до н. э. В городах было отлажено водоснабжение и система канализации.
Церковный раскол 1054 года усугубил культурный разрыв. Сегодня сохранились лишь части таких храмов. Классическим примером дорического ордера может служить храм Посейдона в Пестуме (Италия, VI в. до н. э. ). Иногда такие статуи достигали нескольких метров высоты. Западный фронтон иллюстрирует сцену нападения кентавров на женщин и мальчиков (фигура Апполона в центре предвещает победу людям), на восточном изображена подготовка к состязаниям.
Прямо за пропилеями высилась огромная статуя Афины-воительницы. Наос освещался или через двери или через световые люки в потолке. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Его взор устремлен как бы в бесконечность, на губах презрение к врагу. до н. э), высокую (450—400 гг. Во-вторых, этот храм выстроен по принципу евстильного расположения колоннады, согласно которому центральный пролет на торцовых фасадах (2, 75 D) шире остальных (1, 5 D), что как раз отвечает характерному для эллинизма стремлению к фронтальности композиции. Зато на нем есть рельефные орнаменты иоников, киматия или перлов. Очаг зарождения древнегреческой культуры находится на Балканском полуострове на побережье Средиземного моря, там, где расположена современная страна Греция.
Перед Пропилеями не было лестницы, греки сделали это не просто так. Его целла разделялась глухой стеной на помещение святилища с хризоэлефантинной (из слоновой кости и золота) статуей Афины, окруженной двухъярусной галереей дорического ордера и сокровищницей, где хранилась казна Морского союза греческих городов, во главе которого стояли Афины.
Здания общественного назначения объединялись здесь стоями ионического ордера. Сюжеты его произведений очень разнообразны. Важной особенностью более поздних дипилонских ваз (8 в. до н. э. ) является введение в узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными, сведенными почти к геометрическому знаку фигурами людей.
Здесь нет линии горизонта, как будто нет границы между землей и небом. Отличительные черты этого храма заключаются, во-первых, в возрождении иногда встречавшегося в архаическом периоде и получившего широкое распространение в эллинистическое время псевдодиптер а, в котором пространство портика преобладает над пластическим объемом целлы, что вполне отвечает «перистильному» облику эллинистического ансамбля. Он драматичен по содержанию, но ярок и светел по духу. Своим волшебным жезлом мог погружать любого в сон или пробуждать их.
Появляется псевдопериптер — постройка, у которой внутренний ряд колонн до половины скрыт в стене здания. Создателями данного храма являются Калликрат и Иктин. 30).
Ясность и простота основных архитектурных форм храма и их художественное совершенство, доступное и близкое народу, приобретали особое значение. Афина — одно из верховных олимпийских божеств. дон. Фигура является частью узкой высокой стелы (такие стелы иногда оставались без фигур и на них могло быть высечено только имя).
до н. э. ).
Богов изображали как обычных людей, но сильными, физически развитыми, красивыми. «Артемида» с острова Делоса (7 в. до н. э. ), принесенная в дар богине некоей Никандрой (как следует из надписи на статуе), представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. «кора» — «девушка») и мужских фигур, называемых статуями куросов (от греч. Каменные храмы на вершинах холмов были посвящены божеству, они не были местом собрания верующих.
Лицо Гермеса не резкое, взгляд рассеянный, скульптура исполнена неги от жаркого солнца. Что в данном случае нельзя говорить только о неумении изобразить человеческую фигуру или о недостатке мастерства, ясно видно на примере статуи «Геры» с острова Самоса (первая половина 6 в. до н. э. ), сделанной примерно через сто лет после предыдущей. Простиль (от греч. Чуть приподнятые углы губ («архаическая улыбка»), широко открытые глаза создают впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, счастья познания его, что составляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства. Различие ордеров не связанно с тем, что грекам нужно было разнообразие (хотя. ).
В итоге все вошло в классику и оказало влияние на римскую и последующие культуры. Образами, созданными по «Канону», являются «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (юноша с победной повязкой).
Развитие торговли и ремесел вызвало расцвет городской жизни и временный рост наряду с рабским и свободного труда, а вместе с ним — демоса, то есть массы свободных граждан полиса, противостоявшей старой родовой аристократии. влияние греческой культуры и искусства распространилось на обширные территории. Во времена ранней архаики (7 в. до н. э. ) в греческой вазописи господствовал так называемый «ориентадизирующий» (то есть подражающий Востоку) стиль. Материалом служили камень, дерево, мрамор, терракота, бронза. Древнегреческие колонны В древнегреческой архитектуре важную роль играла колонна, она служила определяющим модулем – в соответствии с ее размерами создавались все пропорции сооружения и его декор.
Парфенон, конечно, один из самых прекрасных храмов, поражал своей необычайной гармоничностью (достигнутой особым объединением ионического и дорического ордеров), масштабными фризами изящными скульптурами иллюстрирующими мифы об Афине. Руки прижаты к туловищу, одна нога выставлена вперед. Во время памятных дней в надгробный сосуд наливали жертвенную жидкость (мед с водой). Это оплакивание лежащего на ложе человека. От древнейшего периода культуру архаики отличают также возникновение и расцвет лирической поэзии, чрезвычайно важной для сложения греческого реализма, появление которой граничит с выделением личности из рода и интересом к миру личных чувств человека.
В наос из которого, собственно и состоял храм, вел вход со стороны главного фасада. Не случайно вот таким образом в процессе формирования греческого искусства в 7 и 6 вв.
Высота лестницы, ведущей к дверям храма, была слишком велика для человека. В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н. э. Храм был построен с учетом особенностей зрительного восприятия. Ученые выяснили, что статуя была создана на рубеже 2-го – 1-го веков до н. э. Удлиненные и изогнутые силуэты корабля и дельфинов великолепно вписаны в круг. Великие греческие архитекторы достигли в искусстве зодчества небывалых вершин. Типичным сооружением древнегреческой архитектуры ранней классики являются храм Посейдона в Пестуме и храм Зевса в Олимпии (конец 5 в. до н. э. ).
Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд – для сохранения равновесия. Одной из самых известных построек в данном стиле является храм Зевса Олимпийского. Это делало шествие жрецов во время религиозных процессий более торжественным. до н. э. ). От храма Зевса в Олимпе сохранилось немного: его назначение (именно здесь раз в четыре года справлялись Олимпийские игры) знание, что внутри храма находились статуя Зевса (второе чудо света) и скульптуры с фронтонов.
Изделия самых разных центров — от острова Феры (ныне Санторин), пелопонесского города Аргоса и до Афин — были выполнены в едином духе. Зато мы можем судить о вазописи VII-VI вв. Наиболее прославлены две работы Фидия — статуи Афины и Зевса. Древнегреческие храмы, как правило, возводились на ступенчатой базе.
На геометрический сосуд возлагалась универсальная духовная нагрузка. Свет проникал в храм только через дверь, вот таким образом внутри было полутемно. раннюю (490—450 гг. Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы.
В микенский период здесь находилась царская резиденция. Несколько различается и расстояние между ними. Эти две родственные культуры — греческую и римскую — часто называют античными, в отличие от других древних культур, например древнеегипетской (подразумевается древний Египет, до момента его покорения Александром Македонским). Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опиралась на стереобат — ствол, состоявший из нескольких поставленных друг на друга барабанов и завершалась «главой» — капителью, в которой выделялись «подушка» — эхин и лежащая на нём сверху квадратная плита — абак.
Во внутреннем помещении, как правило, царил полумрак. В период архаики (7 – 6 вв. Издали он выглядит приземистым. Она разумна и рассудительна.
Справа вырисовывался массив самого главного величественного здания Акрополя — Парфенона. По мере приближения к сооружению растет ощущение его мощи и величия.
Алтарь храма Афины в Приене (III в. до н. э. ) относится к уже развитому парадному типу алтарей.
Пример — храм Артемиды в Магнессии. В храме стояла статуя Афины изваянная великим скульпторомФидием один из двух мраморных фризов, 160 – метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. Мифология не только питала греческое искусство, оно выросло на ее почве. Цвет колонн, легкая позолота придавали храму праздничность. При малых размерах его композиция еще несложна.
В левом располагалась мраморная Пинакотека, а в правом находилось хранилище рукописей. Стандартные по размерам кварталы Олинфа (100 Х 40 м) разделялись пополам проходом, в котором были устроены перекрытые плитами траншеи канализации. до н. э. ).
Как раз там (в Олимпии) проводились олимпийские игры, еще настоящие, еще с кровью и прочими жестокостями. Как правило, он не подавлял человека своими размерами. Между колоннами верхнего этажа проходила глухая балюстрада. Ориентирован с севера на юг, что опять выделяет его на фоне других храмов. Это был храм Афины и Посейдона, посвященный спору этих богов за обладание Аттикой. Еще один великий скульптор классики Поликлет родился не раньше 480 г. до н. э.
Эти сюжетные мотивы очень разнообразны (обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т. п. ). Ствол их прорезали желобки – каннелюры, на высоте одной трети ствол утолщался (это утолщение носит название энтазиса). В сочетаниях ордеров по вертикали (в стоях) придерживаются принципа тектонической последовательности: монументальный дорический – внизу, легкий ионический – на втором ярусе.
Архитектура принимает черты культуры завоевателей, романтизируется. 58). дорийцами, уже задолго до того поселившимися на этом острове.
Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Такова, например, фигура сидящей богини с ребенком: ее ноги слиты с сиденьем (троном или скамьей), нос огромен и подобен клюву, передача анатомического строения тела абсолютно не интересует мастера. Наиболее своеобразна в храме трактовка ордера и его пропорций. Судя по надписям, храм посвящен «Великим богам» и был целиком возведен из сквозных квадров фасосского мрамора на известняковом фундаменте (реконструкция не вполне надежна). ЭТО5 кстати, указывает на выросшее чувство ценности личности и ее дарований.
Египетская архитектура призвана дать представление о безмерном могуществе богов и фараонов (которых, кстати, тоже считали богами). Она вдохновляла едва ли не всех великих художников — от Рафаэля и Микеланджело до Пикассо. Позже в 4 веке до н. э. На его фасаде, между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны.
На фризе изображено почти три сотни человеческих и около двухсот конских фигур. Обе площади, завершенные уже при римлянах, композиционно связывались зданием Булевтерия.
Самые ранние его работы — это статуи атлетов, победителей Олимпиад. Он был построен где-то между 450 и 400 г. до н. э. Строительство проводилось по проекту архитекторов Каллистрата и Иктина. Большинство из них носит конкретный сюжетный характер и посвящено рассказам о целом ряде событий (охота на каледонского вепря, состязание колесниц и т. п. ). Центральный проем в поперечной стене, служивший проездом (боковые проходы были прорублены позднее), был обрамлен стройным двухколонным портиком, перекрытым фронтоном. Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений.
«курос» — «юноша»), становятся более естественными, а их движения более свободными. Храм Аполлона Эпикурейского в настоящее время постоянно защищают от земных стихий. Колонны служили опорой для балок перекрытия. Руководил строительными работами Фидий.
пытались соединить оба стиля и получить общий, но не прижилось. Они связаны между собой врезанной в крутой склон холма огромной (более 20 м ширины) лестницей, начинающейся за колоннадой пропилеев. Мирон работал почти исключительно в бронзе. Иктином и Калликратом в виде дорического периптера с количеством колонн 8 x 17, в длину имевший 70, а в ширину — 31 м. Для создания гармоничной композиции его строители увеличили холм с южной части, соорудив для этого мощную насыпь. Ионический псевдодиптер имел значительный размер (31, 3X57, 7 м) и по особенностям композиции принадлежал к уникальным сооружениям своего времени.
Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. archaios – древний). Внутри него находилась скульптура Афины, которую изваял великий Фидий. По названию данного сооружения (мавзолей) в мире сейчас именуют другие грандиозные погребальные строения. Жилые кварталы деловой части города более мелки. Статую снова восстановили и опять случилось землетрясение. О ее характере можно судить по описаниям древних авторов.
Парфенон — периптер (70х31 м), окруженный 46 колоннами высотой 10 м, по 8 на портиках и по 17 на длинных сторонах. Капитель в своей средней части напоминает подушку, углы которой закручены в спираль. Мирон и его школа. Несмотря на, казалось бы, простую конструкцию дворцов (квадратный блок с центром – двором), они сложны, запутаны, огромны: с этажа на этаж ведут переходы и лестницы и неожиданно посетитель мог оказаться или в парадном зале или на лоджии или в ванной комнате :) Контрасты света и тьмы, открытости и замкнутости, сумрака и красок, подъемов и спусков, должно быть, производили неизгладимое впечатление на посетителей. Архаическая скованность значительно дольше сохранялась в рельефе. Возникали новые города крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции. Он просто изображает человека в его торжественном воинском обличии. Это абсолютно необычное для греческой архитектуры сооружение имело сильно вытянутую форму плана с размером сторон 67X9, 2 м. Возможно, что сооружение, представляющее собой единый большой зал вытянутых пропорций, предназначалось для исполнения ритуальных танцев, сопровождавших празднества в честь Аполлона.
Вот таким образом для постройки приходилось связывать брусья, чтобы получать необходимое сечение. В передовых полисах складывается демократический республиканский образ правления. В северное храме, Эрехтейоне, находился даже бассейн, символизирующий Эрехтеево море. Принципы греческой демократии уже не соответствует имперским потребностям Рима.
до н. э. ). на Крите в пяти городах были построены дворцы: Кносс, Феста, Гурния, Маллия и Като-Закро. Одно из «Семи чудес света». Антаблемент состоял из трёх соподчинённых частей: архитрава, фриза и карниза. Вот таким образом и эстетика здесь другая. К площади примыкали культовые и общественные сооружения: святилища и алтари, залы общественных собраний, театры, пинакотеки, гимнасии, палестры (спортивные школы).
Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах». Он все еще был вытянут в длину имел соотношение колонн 6:15. Колонны дорического ордеране имели базы и создавали впечатление приземистых и мощных. Арсинойон на о. Самофракия — круглая мраморная постройка, сооруженная около 281 г. до н. э.
Ансамбль обогащался статуей Ники Самофракийской (рис.
На холм ведет очень широкая лестница из мрамора. 50). Дорический фриз состоял из триглифов и метоп. Все архитектурные детали храмов окрашивались в красный (горизонтальные линии) и в синий цвет (вертикальные плоскости). Если рельефы есть, это зофорный фриз (с греческого – несущий изображение).
Отсюда идет двускатная крыша и (впоследствии каменные) балочные перекрытия колонны тоже восходят к деревянным столбам. В следствии чего ионический ордер более хрупкий. Небесная одухотворенность наполняет все очертания фигуры. Дань уважения мужеству побежденных воплощена в скульптурных группах «Умирающий галл», «Галл, убивающий себя и свою жену».
А связь частей зданий между собой стала мене выраженной и более шаткой. Система колонн и перекрытий в Древней Греции была названа ордером. Под влиянием новых культов, с одной стороны и новых градостроительных принципов, с другой, появляется множество новых композиционных вариантов храма и существенно изменяется его архитектурный облик. Колосс Родосский — гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море.
III—I вв. Тем не менее предпринимается реконструкция сгоревшего храма Артемиды в Эфесе. до н. э. Позднее он стал покровителем скотоводов и пастухов.
Вот таким образом он позднее, особенно в 6 в. до н. э. использовался чаще всего для небольших сооружений (например, сокровищниц в Дельфах). Верхние части раскрашивались в красный и синий цвета. Развитие искусства проходило в новых условиях. Они в основном занимались своей земной судьбой.
35). Сосуды многообразны по форме: амфоры – для хранения вина и масла, кратеры – для смешивания вина с водой, пиксиды с крышками в виде фигурок животных или птиц – для благовоний, кувшины с фигурным венчиком – ойнохои (энохои) – для разливания вина во время трапезы и т. д. влияние греческой культуры и искусства распространилось на обширные территории. Мраморные изваяния, передававшие сильные чувства, создавал в IV веке до н. э. Скопас.
Все это прошло через определенные стадии. Мирон родился около 500 г. до н. э., был родом из Элевтеры. Однако, все мы знаем, как ценились вазы. Гигантский диптер, храм Артемиды в Эфесе (IV в. до н. э. ) – одно из самых древних сооружений ионического ордера – перестроен в эпоху эллинизма (рис. В период архаики расцветает каменная архитектура. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437—432 годах до н. э. Храм имеет типичные для эллинистического периода пропорции ордера — стройные колонны, легкий верх с относительно малой высотой антаблемента и фронтона, облегченного тремя небольшими проемами.
Сложным путем шло развитие архаической скульптуры. В истории древнегреческого искусства было три периода: а р х а и к а (VII — VI век до н. э. ) к л а с с и к а (V -IV век до н. э. ) э л л и н и з м – (III I век до н. э. ). На площади высилась восьмиметровая бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) работы Фидия. Значение Мирона в том, что он открыл способ передачи пластической концентрации движения. Здесь родилось и расцвело «греческое чудо» — гигантская духовная культара, сохранившая свое воздействие и очарование на тысячелетия.
Колонны выполнены из красного и синего мрамора. В искусствознании — ранний период развития искусства Древней Греции (VII-VI вв. В использовании ордеров уже не придерживались канонических схем. Основным было чаще всего сочетание красного и синего цветов.
Их целью было показать совершенную телесную красоту. Так получилось из-за традиций, культурных влияний, но основным фактором сыграл материал. Все главные элементы движения собраны на передней плоскости скульптуры.
Однако со временем фигуры стали отделяться от каменного блока и «выходить» в реальное пространство. В качестве главного сооружения полиса «храм в антах» был мало пригоден: он был очень замкнут и рассчитан на восприятие только с фасада. При этом туркам нужно отдать должное в сохранении ценностей Древней Греции. Первым мастером сложной бронзовой скульптуры стал Мирон — создатель скульптуры» Д и с к о б о л «. Однако, следует отметить, что скульптуры этой эпохи выглядят немного холодными, лица равнодушные, похожие друг на друга.
Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Фидий был афинянином, он родился около 500 г. до н. э., вначале занимался живописью. Дельфы были основаны критянами. В основе своей это — дорический храм, периптер, с пронаосом (пристройкой перед входом в храм), целлой, святилищем и сокровищницей. К концу VI — началу V в. до н. э. пропорции женских фигур, называемых статуями кор (от греч.
Это придавало постройкам особую законченность. В V веке н. э. Так и Коронида (Ворона) была убита в мифах Аполлоном. Он имел зал, вмещавший 1500 человек и предназначался для заседаний совета города. Колонны ставили прямо на пол сооружения или устанавливали на прямоугольный постамент.
Дорический храм-периптер был отделен от земли каменным основанием — стереобатом, который был несколько шире колоннады храма и обычно состоял из трех массивных ступеней, шедших вдоль всех четырех фасадов. Следующий, периптер, где целла окружена колоннами со всех четырех сторон. Чтобы компенсировать этот оптический обман, они намеренно деформировали геометрические формы таким образом, что поверхность ступеней Парфенона постепенно, незаметно для глаз, повышалась к середине.
Большое значение приобретает богиня случая Тюхе. Наиболее полное представление о «геометрическом стиле» дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к 9 – 8 вв. Каждая полоса в отдельности дает затейливый ритмический узор и вместе с тем наглядный рассказ изобилующий подробностями оформление вазы в целом представляет собой явный пример перехода от «коврового» заполнения всей поверхности вазы к более строгой композиционной архитектонике. Это период между войной с персами и пелопоннесской войной. Широко использовались колоннады, портики вокруг агоры.
Культ греческих богов приобрел новые черты. и найденные археологами на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах. Самым грандиозным из всех критских дворцов был дворец Кносса. Позади неё находилось отделённое несколькими веками великое крито-микенское прошлое.
Портик Быков, входящий в комплекс святилища Аполлона на о. Делосе, был построен афинянами около 315 г. до н. э. Справа на выступе скалы — маленький храм богини Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Помимо мотивов растительного и животного мира в керамике Афин, особенно в VI в. до н. э., появляется множество сцен сражений, пиров, охоты, эпизодов из гомеровских поэм. Вход в Акрополь осуществлялся через парадные ворота (Пропилеи), слева от ворот – картинная галерея, украшенная статуями, а справа – храм Бескрылой Ники, украшенный рельефами. Сверху вниз располагаются завитки и листья аканта.
до н. э. Это привело около 530 г. до н. э. Левая рука опирается на щит, в правой Афина держит фигуру богини Нике. Эллинистический город строился согласно определенной системе (гипподамовой), включавшей прямоугольную сетку улиц и принцип функционального зонирования.
Кровля выстилалась черепицей, полы в основном оставались земляными. Скульптура изображает отчаянные усилия Лаокоона высвободиться из тисков чудовищ. В VIII в. до н. э. Не покрывались краской колонны и архитрав.
ordo — «порядок», «строй») предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (мерку) — пяль, локоть или ступню. Художники Древней Эллады провозгласили принцип: «Человек есть мера всех вещей» и по этому принципу жили. Святилище и храм Афины Никефоры в Пергаме (III в. до н. э. ) относятся к описанному выше типу перистилыных композиций, за исключением расположения храма (относящегося еще к IV в. до н. э. ) не по оси перистильного двора, а под углом к ней (рис. Примером дорического ордера может служить храм Посейдона в Пестуме.
Такая роль была отведена греческой геометрике.
Закат древнегреческого влияния в архитектуре начинается в I веке до н. э. Моделировать из бумаги конструкции греческих храмов. Передний фронтон храма был украшен скульптурой и прорезными акротериями. Между выступами боковых стен – антами – на фасаде были помещены две колонны.
При обычных прежде отношении диаметра ствола колонн к ее высоте (около 1:7) и ширине интерколумниев (около 2 D) высота капители и выступ абаки по отношению к диаметру колонны значительно уменьшены, что подчеркивает особую стройность и в то же время мощь стволов колоннады портика. Строгие драпировки длинной одежды подчеркивают величавость и спокойствие фигуры. Колонны были высотой 10 м. Внутри целлы находилась хрисоэлефантинная статуя Афины с Никой (богиней Победы) на правой руке, опирающейся левой рукой на щит, покрытый рельефами изображающими битву греков с амазонками (изготовлена Фидием).
Ионический ордер более изящен, у него колонны прямые, тонкие, колонна имеет базу, похожую на точеную подставку шахматной фигуры, на желобках каннелюр полукруглые выступы, капитель имеет изогнутую форму, похожую на рога барана (волюты), архитрав делится на три равные полосы, а фриз тянется сплошной лентой. Перед Платейской битвой 479 г. афиняне поклялись, что «святилища, сожженные и разрушенные варварами», должны остаться в том же виде, чтобы навсегда служить памятником их «беззакония». Греция постепенно пустеет, мастера находят заказы у новых правителей. 66). 34).
Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи. 63). Колонны дорического ордера не были геометрически точными цилиндрами. Гомеровский период Название «гомеровский период» было граничит с именем легендарного Гомера, перу которого приписывают поэмы «Илиада» и «Одиссея», рассказывающие о событиях Троянской войны и после её окончания. Это граничит с особенностями мировосприятия обоих народов. Вот таким образом, хотя формы перехода греческих общин к рабовладельческому строю были различны, наиболее важной и типичной для этого времени была борьба демоса против эвпатридов.
до н. э. Возможно, гончар и художник иногда объединялись в одном лице. В этом сказалась тесная связь городов-государств малоазийской Греции с культурой Востока. Ордер (от лат.
Период истории эллинов XI-VIII вв. Это не сцены из реальной жизни, а, скорее, миф о совершении брака между двумя городами. Позже стены начали облицовывать раскрашенными плитками из терракоты (обожженной глины). Наследование этого образца не делало греческую архитектуру однообразной. Среди самых известных произведений античности эпохи эллинизма была найденная в начале 20-го века на острове Мелос великолепная статуя богини Афродиты (ее обычно называют Венерой Милосской). до н. э. ), который сменился протогеометрическим (X—IX вв.
Наос (с пронаосом и опистодомом) был со всех сторон окружен колоннадой, называвшейся «птерон» («крыло»). Однако в религии древних греков богини-женщины уступают место богам-мужчинам. Для иллюстрации этого периода я выбрала вход в город – Львиные ворота, украшенные сценой поклонения львов – божеству (критская колонна).
Дорическое (или дорийское) направление было связано главным образом с областями материковой Греции, преимущественно населенной дорийцами. Капитель колонны состояла из эхина – круглой каменной подушки и абака (абаки) – квадратной плиты, на которую опиралось перекрытие – так называемый антаблемент. Антаблемент завершался карнизом. Византия и Греция как её часть оказались под влиянием традиций Ближнего Востока.
Широко использовалась позолота. Раскрашивалась также скульптура, которой любили украшать храм.
Так, амфора предназначалась для хранения вина и масла кратер — для смешивания (во время пИра) воды с вином из килика пили вино в стройном лекифе хранились благовония для возлияний на могилах умерших. Подчеркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. Вход на верхнюю террасу решен в виде двойной колоннады.
56). Дорический периптеральный храм относительно небольшого размера (22, 5х13 м) имеет ряд особенностей, типичных для эллинистической архитектуры: вытянутые пропорции ордера, низкий, легкий антаблемент, гладкие стволы колонн с каннелированной шейкой. Ордеры помогают визуально уравновесить верх и низ и придать постройкам особую законченность. Угодили всем. Конкурс архитекторов: изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно «Праздник в Элладе». Вечная весна облекает его обаятельную мужественность, соединенную с красотой юности.
Около 550 г. до н. э. Художник, создавший эту статую, .
Сюда, как правило, входили только служители культа. Здесь же обычно возводили алтарь для жертвоприношений.
В древности она называлась Эллада. Кратер Клития, выполненный в мастерской Эрготима около 560 г. до н. э.
К такому же типу псевдодиптерального храма нужно отнести несколько меньший по размеру (40X23 м), но близкий по композиции, только без евстильного расположения колонн, храм Аполлона Сминфея в Троаде, поставленный на высоком 10-ступенчатом стереобате (ср. В дальнейшем фигура будет стремиться «выйти» из каменного блока. В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и преувеличениям.
Каждый храм был создан именно для данных условий, для данного места. Следует отметить живое движение Геракла, ставшего на одно колено и приманивающего Цербера. Ведь оно расположено почти в центре всей Греции как по эту, так и по ту сторону Истма. Самое большое влияние на культуру последующих поколений оказала античность – искусство Древней Греции и Древнего Рима с 9 — 10 веков до н. э. и по 4 век новой эры. Критский правитель, наделенный "божественной" властью, выступал в роли сына или супруга (или сына-супруга) богини.
Над ней возвышается ступенчатая пирамида из камня. «Геракл и кентавр» и «Конь», найденные в Олимпии и относящиеся к концу гомеровского периода, дают очень наглядное представление о наивной примитивности и схематизме этой мелкой бронзовой пластики, предназначавшейся для посвящений богам. Примером будет Парфенон, построенный из пентелийского мрамора. Храм посвящен Аполлону Эпикурейскому.
Приена (IV – II вв. Это не означает, что большинство памятников древнегреческой культуры находят именно здесь. Посмотрите, как массивны фигуры львов, как твердо они стоят на земле. Она увенчана изображением квадриги. По найденным пьедесталам можно судить, что на площади перед храмом стояло много скульптур. Греческие полисы (города-государства) воюют между собой почти беспрестанно, что ослабляет древнегреческую цивилизацию.
до н. э. Существует несколько типов колонн. Целла храма имела три части вместо двух, пронаос, наос, опистодом. Характерным для этого времени является храм Аполлона в Дидимах — гигантское здание (116х 52 м) с двумя рядами колонн по длинным сторонам и с тремя по фасаду. Супруга правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах.
В Парфеноне соединены черты дорического (колонны) и ионического (фриз основного объема здания) ордеров. означало сотворение мира. Карниз завершал антаблемент.
Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Времена, когда храм был родовым или царским святилищем, ушли в далекое прошлое. Почему же классика. Ближе к окраинам города размещались стадионы и ипподромы. Формы ордера и пропорции храма типичны для эллинистической архитектуры: широкая расстановка колонн (4 D), легкий антаблемент и низкий фронтон.
Ионическое (или ионийское) искусство по преимуществу было граничит с культурой торговых полисов островной и малоазийской Греции, большинство которых было населено ионийской группой греческих племен в целом это искусство отличалось большим изяществом, декоративной утонченностью интересом к передаче движения. Пройдя через них, посетители оказывались на площади, увенчанной статуей Афины (богини мудрости), которая была покровительницей города. В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н. э. Дорические мастера особенно настойчиво разрабатывали задачи создания монументального героического искусства их заслуга заключалась прежде всего в правдивой передаче человеческого тела и его пропорций.
Для каждой колонны создавалось свое основание. землетрясение сокрушило храм в руины еще раз и он уже не был восстановлен. Греки были язычниками. В Древней Греции было создано абсолютное по форме искусство.
Возникали новые города крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции. широко раздвинулись границы распространения греческих поселений. Эллинизм — историческая эпоха с воцарения Александра Македонского в 336 г. до н. э. Нижний ярус являлся как бы цоколем, над которым возвышались 44 невысокие (2, 35 м) несшие перекрытие опоры имевшие снаружи вид дорических пилястр, а изнутри — коринфских полуколонн с соответствующим антаблементом.
Он преследовал Пифона, впервые употребил против него свой лук, своей могучей поступью настиг его и поразил. (так называемая «Ваза Франсуа»), может дать представление обо всем изобразительном богатстве чернофигурной вазописи. Архитектура этого периода предстает перед нами в гармонии со средой, в соразмерности с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой. Храм (чаще всего простильного типа) возвышается на высоком подножии (подии) имеет глубокий пронаос, сообщающийся с целлой высоким порталом между двумя стенками-парапетами, — прием, получивший применение и в архитектуре эллинистического Египта, например в храме в Эдфу и др. Ствол их прорезали желобки — каннелюры, на высоте одной трети ствол утолщался, капитель колонны состояла из эхина — круглой каменной подушки и абака — квадратной плиты, на которую опиралось перекрытие, так называемый антаблемент.
После завершения кладки внешние поверхности тщательно отделывали. Но карнизы и фризы когда-то были синего и красного цвета.
Греки любили колонны и заполняли ими интерьер храмов не меньше чем экстерьер. Пропилеи — монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Освещение внутреннего пространства могло осуществляться и через мраморную черепицу кровли, уложенную в виде рыбьей чешуи.
Обе части квартала делились каждая на пять дворов, застроенных по периметру. В 17 веке во время войны Парфенон был обстрелян и сильно пострадал. Фигуры животных (птиц, зверей, например лани и др. ) многократно повторяются на протяжении отдельных полос орнамента, придавая изображению ясный, хотя и однообразный ритмический строй. Скульпторы не старались выразить какие — то чувства, эмоции.
Колыбелью античной культуры была Древняя Греция — клочок земли в Средиземноморье. Это главный храм Древних Афин, посвященный богине Афине. Неотъемлимой частью сооружений в Древней Греции были колонны.
Вот таким образом многие руины нм Акрополе были сохранены. Если в лирике 7 – 6 вв. Нижний, дорический, ордер перистиля имел сильно вытянутые пропорции (7, 35 D), низкую капитель с тонким эхином, широкие интерколумнии (4 D) с тремя триглифами в каждом. Полный план местности есть в вики.
В VII в. до н. э.
Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон – создатель знаменитого «Дискобола». Что удивительно, два стиля развивались параллельно, а в 5 веке до н. э. «Под живописной архитектурой, в отличие от тектонической, следует понимать архитектуру» которая стремится не к целесообразности конструкции, которая воздействует не отношениями несущих и несомых частей, не массой, а чисто живописными средствами: контрастами света и цвета, движением пространства», — считает Б. Р. В конце VII в. до н. э.
Греки быстро расселяются в бассейне Средиземноморья. Кирены был самым важным из пяти греческих колоний в современной Ливии. Колоннады располагались вдоль главных улиц. Восточные районы не могли похвастать древесиной для строительства.
Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в своё времяАкрополь. Либон, архитектор данного храма, построил периптер 6Х13 из мраморного известняка с коринфским ордером. Внутри находилась статуя божества.
Принципиальной разницы между изображением людей и орнаментом мастер не видел. Его отличительной чертой является портик, который выступает сбоку, а перекрытия поддерживались не стандартной колоннадой, а мраморными женскими статуями (каритаиды). Олимпейон наряду с ионийскими диптеральными храмами побережья Малой Азии является одним из крупнейших храмов Греции (107, 75Х 41, 1 м по стилобату).
живопись заполняет поверхность сосуда, как ковром. Стены храмовых целл и фронтоны штукатурили для грунтовки поверхности под окраску. 64). Изображённая в профиль фигура скованна, силуэтна и по-архаически богато раскрашена.
Слава Фидия росла с веками, в нем особенно оценили глубину религиозного чувства. В течение 7 – 6 вв. Храм Зевса в Олимпии, несмотря на крупные размеры, также не вызывает ощущения тяжеловесности. Египтянин был ориентирован на потусторонние ценности, всю жизнь он готовился к смерти.
Амфипростиль (от греч. Он был случайно обнаружен французским архитектором в 1765 году. Ее лицо величаво спокойно, безмятежно. Древнегреческий ордер и его типы. все Средиземноморье было заселено племенами Древней Эллады. Представление о высоком мастерстве Эксекия дает изображение Диониса в ладье (роспись дна килика), отличающееся тонким чувством ритма и мастерством композиции.
Его пропорции доведены до классического совершенства. Рост статуи выше человеческого роста, а вся поза выражает преисполняющее его величие. Внутренние колонны двухнефного северного портика имели гладкие стволы на аттических базах и капители с пальмовидными листьями они были расставлены вдвое реже наружных колонн (около 5 м), что свидетельствует о деревянных перекрытиях верха.
Открытые дворы, чередовавшиеся с затемненными переходами игра света и тени дают возможность определения архитектуры Кносса как живописной. – каменными они заполняли промежутки между триглифами. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор состоит чаще всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранялся в качестве орнаментального мотива и на всем протяжении развития греческого искусства).
Часто дорические древнегреческие колонны покрывались вертикальными желобками – каннелюрами, обычно их было 16-20. Форма капителей колонн характеризуется подтянутостью волют к стволу колонны, что подчеркивает прямую, с легким утонением вверх столпообразную форму колонны (так называемая «гермогеновская капитель»). Размеры у них варьировались от флакона до совсем больший размеров. Их целью было показать лишь совершенную красоту тела.
Отсюда то ощущение художественной неповторимости, которое вызывают в зрителе греческие храмы. Не случайно вот таким образом многие вазы носят подпись создавшего их мастера, а иногда и двух — горшечника и художника. Главным сооружением Акрополя является Парфенон – храм, посвященный Афине Палладе. Однако красота и глубокий смысл эллинских творений продолжают пленять человечество на протяжении двух тысячелетий. Акрополь находится в Афинах. Можно сказать, что греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. Здание было облицовано мрамором, богато украшено скульптурой, рельефными фризами. Хорошее представление о творчестве Андокида может дать амфора, выполненная в его мастерской, с изображением Геракла и Цербера (Музей изобразительных искусств имени Пушкина). Из малого города в сторону большого направляются корабли.
В начале II тысячелетия до н. э. Алтарь Зевса в Пергаме (180 г. до н. э. ) — площадка для жертвенника, возвышающаяся на огромном стилобате (близком по форме к квадрату размером 36X34 м), украшенном 120-метровым в длину фризом, на котором в ознаменование побед пергамских царей над варварами (галлами) была изображена борьба богов и гигантов (рис. Я бы хотела проиллюстрировать этот период храмом Геры в Пестуме. Мифологические представления древних греков. Излюбленным становится ионический ордер. В результате борьбы демоса (свободного населения городов) против родовой аристократии складываются государства – полисы, в управлении которыми принимают участие все граждане. Он установлен на трехступенчатом основании.
На западе Греции древесина строевых пород (кедр, осина), позволяющая делать прочные конструкции из толстых стволов. жертвенник окончательно был вынесен из здания храма на площадь перед ним. Справа от неё на возвышении стоит небольшой, но очень красивый храм богине Нике. и приписываемых одному великому поэту, жившему в каком-то из этих веков, – Гомеру.
Достичь такого синтеза является неотъемлемой заслугой (нет, текст не спонсируется греками). Власть главы племени, басилевса, еще в 8 в. до н. э. На стенах отлично сохранились фрески с самыми разнообразными сюжетами: морская фауна и флора — свидетельство островного положения дворца игры с быком, очевидно, бывшим на Крите культовым животным и изображения так называемых «парижанок» так европейские специалисты назвали изображенных на стенах дворца женщин в колоколообразных юбках, открытых корсажах, со сложными прическами, ярко подкрашенными глазами и губами. В наос из которого, собственно и состоял храм, вел вход со стороны главного фасада (в некоторых храмах был еще опистодом – помещение позади наоса с выходом в сторону заднего фасада).
Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Применительно к греческому зодчеству слово ордер подразумевает в широком смысле этого слова весь образный и конструктивный строй греческой архитектуры, главным образом храма, но чаще имеет в виду только порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия). Все помещения дворца, расположенные на разных уровнях, соединялись широкими лестницами.
Эстетические идеи жителей Древней Эллады принципиально отличались от идей египтян. 40) получил новую регулярную планировку в эпоху эллинизма. до н. э. ) – города в Македонии. Она богиня неба, повелительница туч и молний, богиня плодородия. Доступ туда имели лишь жрецы.
Некоторые из них, например барабаны колонн, обрабатывали уже после сборки. В 5 веке до н. э. В глубине двора помещался храмик (эдикула), в котором хранилось древнее бронзовое изваяние бога Аполлона. Первые серьёзные раскопки производились здесь в 1836 году (в них принимал участие Карл Брюллов).
55). Сделать эти два понятия родственными, соблюсти пропорции, детали. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Святилище и храм Артемиды Левкофриены (рис. Размещение рисунков на вазах и их композиционный строй были тесно связаны с формой вазы.
Скульптурная группа «Лаокоон» Агесандра, Афинодора и Полидора создана на сюжет из сказаний о Троянской войне. Колонны сокровищницы были, по-видимому ионическими. Дорическая колонна состояла из ствола, заканчивавшегося вверху капителью. э. заняты эпохой эллинизма — временем после смерти Александра Македонского (323 г. до н. а), когда благодаря завоевательным походам великого полководца был впервые объединён пёстрый и разнородный мир — от Греции через Персию и Среднюю Азию до Индии. в Аргосе и являлся главой северопелопонесской школы.
Антаблемент предельно облегчен (ширина архитрава, как и фриза, равна почти 1/2 нижнего диаметра колонны), что еще более усугубляется легкостью профилировки карниза и фронтона. Таковы, например, знаменитые статуи Геры Самосской или Артемиды с острова Делос. Храмы и мавзолеи в данных областях, как правило, строились в ионическом стиле.
К концу V в. до н. э. углубляются противоречия в рабовладельческом обществе Греции. Такой подход мог только сниться (если снился) мастерам из Египта, ведь фараону нужно было больше, выше и чтобы еще изображение его не забыли.
Самой ранней скульптурой Фидия была статуя Афины в хрисоэлефантинной технике для города Пелены. Сами колонны производили впечатление массивных и грузных. Метопы и фронтоны заполнялись скульптурой.
Угловые опоры сделаны в виде своеобразных столбов, сочетающих форму антов и полуколонн. Раскрашивались тимпаны фронтонов (то есть их треугольное поле под двускатной крышей) и фоны метоп, триглифы и некоторые другие детали антаблемента. В результате этой работы сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй).
Архитрав дорического ордера — гладкий. Прихотливый узор виноградной лозы, выросшей на мачте, венчает композицию. Греческие храмы никогда не были излишне высокими и представляли собой прямоугольную, вытянутую в длину постройку, со всех сторон окруженную колоннадой иногда одинарной (периптер) иногда двойной (диптер). Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон – создатель знаменитого Дискобола. В 460 году до н. э. встречались произведения, близкие по духу древневосточному искусству.
Мудрецы сказали, что если снова народ воздвигнет статую, то остров Родос уйдет под воду. Они поглотили и творчески развили греческую культуру. Город обычно получал имя основателя — монарха. Среди самых известных произведений эпохи эллинизма – рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной битвы найденная в начале прошлого века на острове Мелос статуя богини Афродиты, а также скульптурная группа «Лаокоон». Данный стиль был основан в одноименных областях Малой Азии. Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.
Иллюзорное увеличение масштабности здания является одной из характерных черт эллинистической архитектуры известной и по другим памятникам (Пергамский алтарь Зевса и др. ). и законченный римлянами во II в. н. э. После обработки, они и получали изящные формы, декоративные детали. Росписи эти выполнялись коричневой краской нескольких тонов, от почти красного до буровато-коричневого.
Имеет невысокий стилобат (верхняя часть стереобата – ступенчатого цоколя, на котором возводилась колоннада), низкие широкие ступени, соотношение массивных колонн с утолщением в нижней трети 6:14. Его произведения находились в Афинах, в Дельфах и Олимпии. Всем этим «храм в антах» был близок к древнему мегарону. Она выполнена в виде перевернутого колокола с волютами по углам (стилизованные побеги растения аканта). до н. э. ), а затем и геометрическим (IX—VIII вв.