В древний Рим летоисчисление пришло из древней Греции, а туда – из Египта. Древние народы, которые обладали точными измерениями – например, древние египтяне – изобрели свое летоисчисление на основе кропотливой записи изменений в природе. Главная» Записи» Образование» Школьные задания» Окружающий мир (4 класс): узнать какая система летоисчисления в древнем Египте и Риме. Система летоисчисления в Древнем Риме основывалась на времени правления на тот период Римского правителя.
Первая древняя система летоисчисления в Древнем Риме и вообще самая древняя, предполагала только 10 месяцев в году, при этом каждый новый год брал свое начало в марте. Летоисчисление в древнем Риме. Какая система летоисчисления существовала в Древнем Риме.
Да, нельзя не согласиться, что вся система летоисчисления давно канула в Лету, но тем не менее остались многие узнаваемые фрагменты той громадной эпохи и мощнейшей цивилизации, которые по сей день напоминают нам былом величии Древнего Рима.
Последний год до принятия реформ длился целых 445 дней. Водяные часы охотно применяли ораторы, вот таким образом регламент их выступлений стали измерять клепсидрами, а выражение «просить клепсидру» значило просить предоставить слово для выступления. Десять месяцев условно подразделялись на две группы. Однако, солнечный год имеет продолжительность 365, 25 дней. Говорить дольше положенного позволили тогда и Плинию: «Я говорил почти пять часов: к двенадцати клепсидрам – а я получил объемистые – добавили еще четыре» (Письма Плиния Младшего, II, 11, 2 – 14).
В таком виде римский календарь оставался неизменным по всей Европе до конца 16 века (а кое-где и до начала 20 века). Напротив, Цицерон, бывший тогда наместником в Сицилии, в очередном письме к Аттику просит его употребить все свое влияние и добиться, чтобы в текущем году никаких изменений в календарь не вносилось и чтобы прежде всего не вводили дополнительного месяца (Письма Марка Туллия Цицерона, CXCV, 2). Наконец июнь – месяц, посвященный Юноне, супруге всемогущего Юпитера. Летом же дневные часы были длиннее, а зимой короче.
Летоисчисление в древнем Египте. Сведения об этой реформе приводит в своем труде Макробий (Сатурналии, I, 13, 21), ссылаясь на анналистов II в. до н. э. Современные исследователи склонны, напротив, полагать, что эта многовековая традиция не во всем достоверна и что «Ромулов год» длился гораздо дольше. В честь этого грандиозного события месяц Квантилий (пятый месяц) получил название в честь родового имени Цезаря, который и по сей день сохраняет свое прежнее название– июль. В соответствии с этим и день был разделен также на четыре дневных стражи. Не приписывай этой выдумки мне. » (Письма Марка Туллия Цицерона, CCLI, 8).
Божественный Клавдий, 12). День и ночь делились на 12 равных часов, но в понимании римлян это были световой день (от восхода до заката) и собственно ночь (от заката до рассвета). Так, в жизнеописании второго римского царя Нумы Помпилия Плутарх рассказывает, будто при Ромуле «в исчислении и чередовании месяцев не соблюдалось никакого порядка: в некоторых месяцах не было и двадцати дней, зато в других – целых тридцать пять, в иных – и того более» (Плутарх.
Обычно месяц делился на три восьмидневных периода последний день каждого из них называли нундинами (от «новем» – девять: римлянам было свойственно при измерении определенного промежутка времени считать и завершающий день предыдущего периода, так что восьмой день римской недели назывался девятым). Дионисий тоже не стал утруждать себя бесполезными розысками.
Он без всяких объяснений начал новое пасхальное расписание не с 248 г. по эре Диоклетиана, как следовало бы по прежним правилам, а с 532 г. – «от рождения Христа». Об этом же напоминает своим читателям Светоний: «Из-за нерадивости жрецов, произвольно вставлявших месяцы и дни, календарь был в таком беспорядке, что уже праздник жатвы приходился не на лето, а праздник сбора винограда – не на осень» (Светоний. Отныне римский год должен был включать в себя такие месяцы: «амазоний», (Коммод любил, когда его наложницу Марцию изображали в виде воинственной амазонки), «инвикт» (непобежденный), «феликс» (счастливый), «пий» (благочестивый), «луций», «элий», «аврелий», «коммод», «август», «геркулес» (Геркулес или Геракл, воплощение силы и храбрости, был любимым героем императора, который желал даже внешне походить на его изображения), «роман» (римский) и «экссуперантий» (выделяющийся). С введением дополнительных месяцев (это предусматривала еще реформа царя Нумы), повторявшихся через определенные промежутки лет, тогдашний римский календарь должен был приблизиться к солнечному циклу.
Третий месяц— Maius, в честь Майи— италийской богини, покровительницы плодоносной земли. Слово «февраль» происходит от латинского februare, что означает «очищать», так как февраль считался месяцем религиозного очищения, а «апрель» — от aperire, «открывать», так как именно в апреле появлялись первые побеги растений. Март, Май, Квинтилис имели по 31 дню, а остальные— по 30 дней4. Согласно Диону Кассию, Тиберий ответил льстецам-сенаторам: «А что вы будете делать, если у вас будет тринадцать цезарей. » (Римская история, LVII, 18). Если в греческом календаре названия месяцев происходили от названий важнейших празднеств и религиозных обрядов, приходившихся на тот или иной месяц, то в Риме первые шесть месяцев носили названия, связанные с именами богов (за исключением февраля), а остальные шесть, как уже говорилось, обозначались просто по их порядковому номеру: квинтилий (от «квинкве» – пять), т. е. июль, секстилий (от «секс» – шесть), т. е. август и т. д., – считая по-прежнему от марта и, таким образом, не нарушая традиций древнейшего римского календаря.
Об этой реформе мы узнаем и из сочинения Тита Ливия (От основания города, I, 19, 6), который говорит, что царь разделил год на двенадцать месяцев в соответствии с движением Луны. Христиане заимствовали день рождения своего бога из персидской религии. Например, 28 октября – это 5-й день до Ноябрьских календ.
Опять возникла необходимость в реформе календаря. Чтобы свести год к целому числу дней, пришлось удлинить февраль так, что раз в четыре года этот месяц получал дополнительный день. Александрийские астрономы установили, что протяжённость года равна 365, 25 дням. А это же те самые названия, претерпевшие некоторые незначительные изменения. в пять с половиной дней.
Они просто повторяли один и тот же день дважды, подобно «дню сурка». Обычно в календы должники выплачивали долг или проценты от взятой суммы. В древности люди не занимались организацией календаря. В остальные месяцы иды соответствовали 13-му, а ноны — 5-му числу.
Разумеется, никто не мог точно указать, в каком году родился Христос. Четыре клепсидры составляли примерно 1 час. Децембер)— десятый. Этой датой оказалось первое января, а для того, чтобы устранить отставание, Цезарь приказал добавить два дополнительных месяца.
В нем принимали участие только замужние женщины — свободные жительницы Рима. Децембер)— десятый.
Один день Септембера отдали Октоберу, а Новембера — Децемберу. Когда предложение это было в конце концов отклонено, Курион перешел на сторону Цезаря и, очевидно, возложил вину за неупорядоченность календаря на приверженцев антицезарианской «партии».
назрела настоятельная необходимость в его реформе. Октобер)— восьмой, November (рус. Таким образом, в основе раннеримского календаря лежал лунный год. В результате дело было отложено и надежды на его положительное решение оставалось мало. Февраль был месяцем «очищения» (фебруум) избавления от всяческой скверны, совершавшегося во время праздника Луперкалий (15 февраля).
Римское летоисчисление велось от легендарного основания Рима в 753 году до н. э. Со времени возникновения Римской Республики (509 год до н. э. ) годы обозначались по именам двух консулов (консулы переизбирались парами ежегодно). с появлением в Риме солнечных часов (horologium solarium), которым в 164 году до н. э. Секстилис)— шестой, September (рус. Выражение «двенадцать клепсидр» означало, что в водяных часах вода перетекла из одного сосуда в другой 12 раз. Начало месяца определялось новолунием, о его наступлении особый чиновник (впоследствии великий понтифик) объявлял из специально для этого построенного на Капитолийском холме здания.
Произвольное обращение с календарем привело к абсолютному хаосу и неразберихе. римляне по примеру греческого календаря ввели 8-летний цикл, несколько изменив его. Но и новый календарь не был признан правильным. В славянском произношении этот термин звучал несколько по-иному и в русском языке появилось слово «високос» и удлиненный год стал называться високосным годом.
Если же составить расписание на 532 года, то в дальнейшем, через каждые 532 года начало пасхи будет повторять свое «блуждание» по числам года в том же порядке, т. е. в 533 г. она придется на то же число, что и в первом году, в 534 – как во втором году и т. д. Сам Дионисий и не предполагал, что сочиненная им эра послужит началом нового летосчисления он придумал ее только для пасхальных расписаний. Второй назван Aprilius, что означает «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях. Примерно к концу VIII века дон. э. Март был связан с богом Марсом, покровителем города, а апрель – с Венерой (греческой Афродитой). некоторые месяцы получили свои названия: первый месяц был назван Martius, в честь Марса— бога плодородия.
Таким образом, средний год в 4-летнем цикле стал равным 365 суткам и 6 часам. У древних Египтян был солнечный календарь. В VI в. н. э. христианский писатель Дионисий Малый впервые начал датировать события годами, прошедшими «от рождества Христова», введя тем самым понятие новой, христианской эры.
Начальной точкой летосчисления был для римлян год основания их великого города. В Юлианском календаре средняя продолжительность года была равна 365 суткам 6 часам, следовательно, он был больше тропического года (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) на 11 минут 14 секунд. В результате в таком удлиненном году появилось второе 24-е число, а так как римляне вели счет дня оригинальным способом, определяя, сколько дней остается до определенного числа каждого месяца, этот дополнительный день оказался вторым шестым до мартовских календ (до 1 марта). Императору Тиберию, сменившему Августа, уже не удалось «оставить след» в календаре, может быть потому, что он замахнулся на большее: сентябрь и октябрь после его правления должны были бы называться соответственно «тиберий» и «ливия» — в честь жены императора. с этого дня консулы вступали в должность, начинался римский хозяйственный год. На их основе установлены единицы измерения больших промежутков времени: средние солнечные сутки (24 ч), синодический месяц (29 сут 12 ч 44 мин 3 сек среднего солнечного времени) и тропический год (365 сут 5 ч 48 мин 46 сек среднего солнечного времени).
Продолжительность года, соответственно, менялась так: 355 дней, 377 дней, 355 дней, 378 дней, 355 дней, 377 дней, 355 дней, 378 дней и т. д. Он был разделён на двенадцать месяцев и три сезона соответственно по четыре месяца. Всего за ночь стража сменялась четыре раза каждые три часа.
Например, 14 марта — это канун мартовских ид. говорилось — в консульство Марка Красса и Гнея Помпея. Взаимоотношение Юлианского (старый стиль) и Григорианского календарей (новый стиль). Соотнося с ними предмет разговора, можно было ориентироваться во времени и строить планы. Публичными, доступными для всех фасты сделал только Гней Флавий (возможно, секретарь знаменитого римского цензора Аппия Клавдия) и это было одной из причин ослабления влияния патрициев на государственные дела. При этом влияние Луны отбросили.
Сейчас мы будем говорить о системе летоисчисления в Древнем Риме — римляне выбрали своей первой точкой отсчета год, в котором по предположениям был основан главный и первый город государства. Среди безмерных почестей, оказанных Цезарю в Риме, Светоний упоминает и «наименование месяца в его честь» (Там же, 76). Юлианский календарь.
В старом римском году было только 304 дня в 10 месяцах. Египетские служители многобожественной религии того периода – жрецы – первыми поняли необходимость перевода календаря на солнечный «режим». По солнечному перечню жрецы научились предугадывать появления той или иной звезды. Так о событиях 55 года до н. э. перед шестым днем перед мартовскими календами), откуда произошло русское «високосный».
Продолжительность лунного года составляет 354, 4 дня. В 46 году до н. э. 15февраля справляли посвященный Фавну, покровителю стад, праздник Луперкалии. Второй назван Aprilius, что означает «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях.
Эту традицию переняли и другие правители Рима. Такой подход приводил к тому, что дневной час равнялся ночному (и современному, привычному нам часу) только в равноденствия. Точного деления дня на определенные промежутки первоначально не было. Реформа календаря опиралась на астрономические знания, накопленные египтянами.
Тогда в 525 г. взялся за это дело римский монах Дионисий Малый, скиф, знающий греческий и латинский языки. Но не все преемники Тиберия проявляли подобную сдержанность и здравый смысл. Месяц (28-31 день) делился Календами, Нонами и Идами на три неравных части.
Божественный Юлий, 40). Тогда месяцы июль и август были названы в честь легендарных римских правителей. Согласно легендам, Ромул разделил год на 10 месяцев и назвал первый из них в честь своего отца Марса -Martius (март), второй – Aprilis (апрель), от раскрывания почек на растениях, третий – Maius (май), в честь Майи, матери Меркурия, четвертый – lunius (июнь), в честь Юноны, а прочие по месту в году: Quintilis, Sextilis, September, October, November, December (букв, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый). Ему предшествовали новембрий, октобрий и септембрий — соответственно «девятый», «восьмой» и «седьмой» месяцы. Не лучше ли рассчитать новое пасхальное расписание в годах от рождения Христа. Цезарь ввел окончательно (юлианский) солнечный год в 365 дней, со вставкой одного дня каждые четыре года: год начинался 1 января. Месяц Мерцедоний навсегда исчез из календаря.
В счет входили и сам обозначавшийся день и ближайший главный. Летоисчисление в древнем Риме. Так как римляне, как мы увидим в дальнейшем, определяли то или иное число месяца исходя из того, каким по счету был этот день от ближайшего к нему предстоящего дня, называемого «календы», «ноны» или «иды» (при этом считали и сам день календ, нон или ид), то 24 февраля выступало как шестой день перед мартовскими календами (1 марта), а дополнительный день после него, также 24 февраля, приходилось уже называть «дважды шестым» (биссекстилис). 1600 г. оставался в новом календаре високосным, а 1700, 1800 и 1900 гг. При втором римском царе Нуме Помпилии было добавлено ещё два месяца: январь (в честь двуликого бога Януса) и февраль (с латинского «очищение»). В Риме было принято, что все выступающие в суде располагают для своих речей строго определенным временем (обычно тремя часами). Право изменять продолжительность этих месяцев принадлежало понтификам (жрецам), которые часто злоупотребляли своей властью, внося неразбериху в общественную жизнь.
Сутки римляне делили на 2 части — день и ночь. Их разделение на часы вошло в употребление в 291 году до н. э. «В большинстве случаев, – замечает Плиний, – стоит только тронуть, пошевелить – и пошло, пошло ползти все дальше и дальше» (Письма Плиния Младшего, V, 4).
Божественный Юлий, 40). Древние персы верили, что их бог Солнца – Митра родился 25 декабря. Для определения времени в течение суток римляне пользовались теми же самыми приспособлениями, что и греки: знали и солнечные часы и водяные – клепсидры ибо и в этом случае, как и во многих других, они успешно перенимали опыт и достижения греческой науки.
Пришлось отнять один день от Фебруариуса, оставив ему 28 (29) дней. Между тем сказано: «Пред очима Божьими тысяча лет, как один день и один день, как тысяча лет» (Пс. 89. 5 2Пет. 3. 8), значит, 6 дней творения и 6 дней искупления можно принять за 6 тысяч лет. Реформированный календарь в его честь стал называться Юлианским.
Карфагенский полководец Ганнибал захватывает испанский город Сагунт, союзный Риму. Вот таким образом были придуманы дополнительные месяцы, нынешние январь и февраль. Александрия была поглощена борьбой с монофизитской ересью и не могла продолжить пасхалию.
Но и после этого римляне могли узнать время лишь в ясный, безоблачный день. Однако, в Секстилисе было 30 дней — четное число, считавшееся несчастливым. Начало года Цезарь перенёс на 1 января, т. к. С какими трудностями сталкивались римляне при исчислении времени, показывает в своей «Естественной истории» Плиний Старший.
Все это, разумеется, было возможно лишь в ясные, солнечные дни. Аналогичным образом следующее увеличение расхождения между ними произошло в 1800 г. (до 12 суток), а затем в 1900 г. (до 13 суток). Установленные под крышей водяные часы показывали время в любую погоду как днем, так и ночью (Плиний Старший. В соответствии с этой датировкой изгнание из Рима царей следовало отнести к 510/509 г. до н. э. Со времени установления республики и вплоть до эпохи правления принцепса Октавиана Августа счет лет в Риме вели при помощи консульских списков и только тогда, когда с упадком республиканского строя власть консулов стала терять реальное значение, в исторической хронологии фундаментом летосчисления стала эра «от основания города» (не случайно именно это название получил обширный исторический труд Тита Ливия).
Цезарь установил, пишет Светоний, «применительно к движению солнца, год из 365 дней и вместо вставного месяца ввел один вставной день через каждые четыре года». Летоисчисление – система исчисления больших промежутков времени. Если говорить о том, как летоисчисление Древних Римлян повлияло на человечество, нельзя ограничиться всего лишь несколькими фактами, это тоже довольно обширная тема, которую нужно рассматривать отдельно. Жизнеописание Коммода, 12). Спустя некоторое время таких же почестей удостоил сам себя Октавиан Август: «Календарь, введенный божественным Юлием, но затем по небрежению пришедший в расстройство и беспорядок, он восстановил в прежнем виде при этом преобразовании он предпочел назвать своим именем не сентябрь, месяц своего рождения, а секстилий, месяц своего первого консульства и славнейших побед» (Светоний.
Последние 5 дней года не входили ни в один месяц, добавлялись в конце последнего месяца. Разделение суток на часы началось только с введением солнечных часов (солярий, горологий в 263 г. до н. э. ) и потом водяных клепсидр (в 164 г. до н. э. ). Общее количество дней равнялось 360.
Мы твёрдо уверены, что в марте 31 день и никакая сила не сможет это изменить. Календарь содержал 304 дня. Конец этой неопределенности положил Юлий Цезарь. Интерколяция – введение дополнительного месяца, обязанность жрецов — понтификов.
Реформа Цезаря также касалась закрепления начала Нового года.
Позднее пятый месяц года, Quintilis, в честь Юлия Цезаря был назван lulius (июль), а шестой, Sextilis, в честь Августа – Augustus (август). От латинского calendarium (долговая книга или книга с записью долгов) произошло русское слово «календарь». В старом римском году было только 304 дня в 10 месяцах. Начало года Цезарь перенёс на 1 января, так как с этого дня консулы вступали в должность, начинался римский хозяйственный год.
Нума Помпилий, второй римский царь, добавил в календарь месяцы lanuarius (январь, от имени бога Януса) и Februarius (февраль), который получил свое имя от праздника Фералий, справлявшегося в этом месяце. Очевидно, это сочинение, приписываемое Цезарю, возникло как раз в связи с его реформой календаря (впрочем, Светоний, описывая жизнь Цезаря, не упоминает о таком его трактате). Год в Риме, согласно Ромулову календарю (более позднее название первого римского календаря), делился на десять месяцев и начинался 1 марта. Последняя дата представляется более вероятной, так как часы эти были доставлены в Вечный город из Катины (ныне Катания) на острове Сицилия как трофей во время 1-й Пунической войны (264 – 241 гг. Такая датировка использовалась в Европе до конца 17 века. А так как в случае с искуплением получается не полных 6 дней, то и вышло 5500 лет.
Новый год начинался 19 июня – в день, когда на небе появлялась звезда Сириус. становились простыми. Соответственно, при указании первого дня месяца говорили «день календ». Так, например, в 50 г. до н. э., рассказывает Дион Кассий (Римская история, XL, 62), трибун Курион, будучи одним из понтификов, старался склонить членов жреческой коллегии к тому, чтобы ввести дополнительный месяц и тем самым продлить год, а с ним и время его магистратуры как трибуна. В славянских названиях дней недели (через греческую православную церковь) был усвоено обозначение по их номерам.
Образцовой, заслуживающей одобрения считалась краткая речь, длившаяся не более получаса. Тиберий, 26). Новембер)— девятый, December (рус. Эту дату (21 апреля 753 года до н. э. ) «вычислил» римский писатель и ученый Марк Теренций Варрон (116 — 27 гг до н. э. ), установив, что она соответствует 3 году 6 олимпиады.
Каким же образом узнали. Март, Май, Квинтилис имели по 31 дню, а остальные— по 30 дней. Устанавливался четырёхгодичный солнечный цикл (365 365 365 366 1461 день) с неравной продолжительностью месяцев, принятой до сих пор: 30 дней в апреле июне, сентябре и ноябре, 31 день— в январе, марте, мае июле, августе, октябре и декабре, в феврале— 28 дней в течение трёх лет и 29 дней для четвёртого года.
Григорианский календарь. Оставшиеся месяцы сохраняли свои числовые обозначения: Quintilis (рус. И все же пример ненавистного римлянам императора не остался без подражания.
Дни, непосредственно предшествовавшие календам, нонам и идам, назывались pridie (канун). Сейчас в России говорят так: день год кормит. Согласно Макробию (Сатурналии, I, 13), в календаре Нумы семь месяцев – январь, апрель июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь – имели по 29 дней, четыре: март, май июль и октябрь – по 31 и лишь февраль – 28 дней. Название суббота является видоизменённым древнееврейским словом sabbaton (шаббатон) – покой. Такая реформа была осуществлена в 46 г. до н. э. по инициативе Юлия Цезаря.
Естественная история, VII, 212 – 215). Календами назывался первый день месяца, когда появлялась новая луна на небе. В марте, мае июле и октябре (будем уже употреблять привычные названия) иды приходились на 15-е число, а ноны — на 7-е.
Единицей измерения времени после захода солнца были вигилии — ночные стражи. находящаяся на груди Льва», а 4 февраля вечером заходит Лира. Первоначально, сообщает Плутарх, «римляне понятия не имели о различии в обращении луны и солнца» (Плутарх. Сравнительные жизнеописания.
Даты отсчитывались в обратном порядке с включением в счёт ближайших дней календ, нон и ид. Память же о том, что именно «месяц Марса» был первым месяцем в году, можно обнаружить в названиях таких месяцев, как сентябрь (от «септем» – семь), октябрь («окто» – восемь), ноябрь («новем» – девять) и декабрь («децем» – десять). до н. э. ). Видно, что при датировках всегда использовалось «до» и никогда — «после». В странах создавали внутреннюю временную периодизацию. Начало года было перенесено на 1 января, поскольку именно с этого дня (начиная со 153 года до н. э. ) вступали в должность консулы и начинался римский хозяйственный год.
Десять таких месяцев (со времени Нумы – 12) составляли лунный год (304-355 дней). Примером этому может служить ситуация, сложившаяся в 46 г. до н. э., когда разница между номинальным и фактическим моментом годичного цикла составила уже 90 дней, поскольку с 59 до 46 г. до н. э. вообще не было «високосных» лет. Он состоял из 12 месяцев по 30.
С тех пор время от восхода до заката солнца делилось на 12 равных частей (часов) и на столько же равных частей делили и время от заката до восхода солнца. Основан он на солнечном году. В Древнем Риме за точку отсчета был взят предполагаемый год основания одноименного города. Считали, что праздник этот введен в обиход благочестивым Энеем, который стал ежегодно приносить жертвы своему отцу Анхизу.
Таким образом, разница между календарями увеличилась до 11 суток. В мартовские календы римляне праздновали Матроналии, устраиваемые в честь богини Юноны.
С 191 г. до н. э. жрецы – понтифики – в силу закона Глабриона имели право вводить дополнительные месяцы по собственному усмотрению (а не так, как в Греции – со строго определенной периодичностью). Основные события: Ганнибал через Альпы вторгается в Италию, наносит римлянам поражения при реках Тицине и Треббии и поднимает восстание в Цизальпинской Галлии (218) Ганнибал громит римлян в битве при Тразименском озере (217) Ганнибал полностью окружает римское войско при Каннах и уничтожает его, после чего многие города Центральной Италии изменяют Риму (216) в войну на стороне Карфагена вступают Македония и Сиракузы (215) римляне берут Сиракузы и Капую (центр восстания в Центральной Италии, 211) римляне захватывают Новый Карфаген — центр карфагенских владений в Испании (209) победа римлян над карфагенским войском под командованием Гасдруба-ла при Метавре (207) римляне заключают мир с Македонией на условиях раздела Иллирии (205) римляне наносят решающее поражение Ганнибалу в битве при Заме (202) заключение мира на условиях передачи Риму Испании и уничтожения карфагенского флота (201). Это так называемая новая эра, которой пользуемся мы в настоящее время. А восемь добавили для удобства, чтобы можно было исчислять этот промежуток времени по индиктам. Неделя равнялась обычно 8 дням. Сравнительные жизнеописания.
В германских языках имена римских божеств были заменены соответствующими германскими. Основные события: римляне вытесняют карфагенян из гброда Мессены, являвшегося ключом к Сицилии со стороны Италии (264) римляне захватывают Агригент — важнейшую крепость на южном побережье Сицилии (262) римляне впервые строят флот и побеждают карфагенян на море в битве при Милах (260) морская победа римлян при мысе Экном (256) высадка римского десанта близ Карфагена и его гибель (255-254) римляне захватывают Панорм — важную крепость на западе Сицилии (251) на Сицилию прибывает карфагенский полководец Гамилькар Барка, который умело сдерживает натиск римлян на последние карфагенские крепости (247) разгром карфагенского флота при Эгатских островах (241) мир на условиях передачи римлянам всей Сицилии (241). Все это закрепилось и в веках осталось во всех языках европейской ветви. Нума, XVIII). Если возникала необходимость сказать 30 апреля, то употребляли выражение «день за два дня до календ».
Год состоял из 355 дней. Секстилис)— шестой, September (рус. В 46 г. до н. э. по поручению Юлия Цезаря александрийский математик и астроном Созиген провел реформу римского календаря. Проведенная Цезарем реформа была увековечена не только в названии нового календаря — «юлианского», но и в другом названии месяца «квинтилий»: отныне он стал именоваться «юлий». Однако на этом переименование не закончилось. На основании анализа смогли по расположениям звезд на небосводе предсказывать природные явления.
Первый месяц был назван в честь бога войны Марса.
Семь дней недели считались рабочими (речь шла здесь прежде всего об исполнении служебных обязанностей), а на восьмой день в городах устраивали большие рынки, на которые сходились люди из окрестных деревень и которые также назывались нундинами. В остальные времена года их продолжительности, естественно, менялись и различались. Для военной караульной службы ночь (от заката до восхода солнца) разделяли на четыре стражи, считая по три часа в каждой страже.
В романских языках традиция называть дни недели по именам языческих богов (несмотря на упорную борьбу христианской церкви) сохранилась до сих пор. Проблема в том, что у каждого народа существовала своя система летоисчисления. Начиная с 16 года до н. э., не отменяя датировку по консулам, входит в употребление датировка от предполагаемого года основания Рима — ab Urbe condita (от основания города).
Для создания нового календаря был приглашен египетский астроном из Александрии Созиген. Например: 7514 -55082006 год. Вот таким образом придумали два дополнительных зимних месяца – январь и февраль. Дальнейшие изменения летоисчисления были в период третьего консульства Юлия Цезаря (44 год до н. э. ) когда значительно изменили календарь – текущий год удлинили на 151 день. Отсюда следует, что, по мнению издания этой эры (византийцев), Христос родился в 5508 году от Адама. Квинтилий должен был отныне называться «месяцем Юлия», т. е. июлем.
Прозеваешь, — будет голод. Времена года перестали совпадать с соответствующими им месяцами и потому Макробий имел полное право назвать 46 год до н. э. «годом замешательства». Септембер)— седьмой, Oktober (рус. Долгое время сведения эти были доступны лишь патрициям, входившим в жреческие коллегии, благодаря чему римские патрицианские семьи с их связями с посвященными в тайны государственного управления жрецами обладали большим влиянием в делах Римской республики.
Почему понтифики так долго не вводили дополнительных месяцев, сказать трудно. Назывался он «дважды шестой» — биссектус, откуда и произошло название «високосный год» в некоторых европейских языках, в том числе в русском. В дальнейшем приспособление это стало распространяться все шире, появилось больше часов для общественного пользования, а в самых богатых домах солнечные или водяные часы служили теперь и для удобства частных лиц: при определении времени, как и в других областях жизни, устройства неодушевленные все чаще вытесняли собой «живое орудие» – раба. И в этот день домочадцы преподносят подарки римским матерям и женам.
Делали они это с большой небрежностью, так что в середине I в. до н. э. все месяцы потеряли свое естественное положение в году. Разница между ними не является величиной неизменной, а постоянно увеличивается. Юлианское счисление было введено и в России.
Лишь в I в. до н. э. возобладало мнение ученого-энциклопедиста Марка Теренция Варрона, предложившего считать годом основания Рима 753 год до н. э. (в принятой у нас системе хронологии). Таким образом, средний год в этом 4-летнем цикле был равен 366 суткам и стал длиннее тропического года приблизительно на 3/4 суток. Вполне вероятно, что судьи имели право регулировать скорость движения воды в часах, дабы вода вытекала быстрее или медленнее, в зависимости от того, хотели ли судьи сократить или продлить речь того или иного оратора. Такое распределение дней по месяцам объясняют суеверием римлян избегавших четных чисел как «неблагоприятных». Контроль над календарём в Раннем Риме осуществляли понтифики. Пятый или седьмой (в марте, мае июле, октябре) день месяца они называли нонами, а середину месяца, то есть тринадцатый или пятнадцатый (в марте, мае июле, октябре) день, -идами.
Они отмечали смену времени суток, сезонов. Ноны наступали примерно через пять-семь дней после календ и они были промежуточной датой. Божественный Август, 30).
Римскому богу войны Марсу в германской мифологии соответсвует Тиу, богу торговли Меркурию – Водан, верховному божеству неба и грозы Юпитеру – Донар (Тор), богине любви Венере – Фрея. При этом годы указывались по эре Диоклетиана, хотя он в свое время преследовал христиан. Домициан, 12 – 13).
В дни Сатурналий улицы Рима были запружены людьми, которые приветствовали друг друга традиционными выкриками: «Io, Saturnalia. » В течение всего фестиваля продолжались пиры, гулянья, различные игры, так что праздник пользовался большой любовью у римского народа. 20 марта — 13 дней до апрельских календ. Согласно литературной традиции, в начальную эпоху существования Рима (датой основания города считается 753 год до н. э. ) римский год, так называемый Ромулов год, делился на 10 месяцев, первым из которых был март – месяц, посвященный легендарному отцу Ромула богу Марсу и потому носивший его имя.
Что заставляет нас быть твердо убеждёнными в существующей действительности. Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года. Естественная история, XVIII, 234 – 237). Так из книги можно было узнать, что 25 января утром «заходит звезда Регул. В правление Юстиниана кончался первый индиктион пасхального летоисчисления. Остальные месяцы назывались просто пятым, шестым и так до десятого. Вот таким образом в V в. до н. э.
Ведение правильного счета времени было делом жрецов (понтификов), которые запутали его так, что потребовалась реформа: с 45 г. до н. э. Ю. Для его уравнения с солнечным годом приходилось вставлять особые вводные месяцы.
Почему 355 дней. Желая сделать началом любого нового года 1 января, диктатор вынужден был в том же памятном римлянам 46 году до н. э. поступить так: «Чтобы правильный счет времени велся впредь с очередных январских календ, он вставил между ноябрем и декабрем два лишних месяца, так что год, когда делались эти преобразования, оказался состоящим из пятнадцати месяцев, считая и обычный вставной, также пришедшийся на этот год» (Светоний. Внутреннее деление римского месяца было довольно сложным.
Например, когда знакомый Плиния, сенатор Соллерт, пожелал устроить рынок у себя в имении и обратился за разрешением в сенат, жители города Вицетия (нынешняя Виченца) направили в сенат свою делегацию с протестом, боясь, что перемещение торгов из города в частное владение уменьшит их доходы. Он вычислил, что годичный цикл равен 365, 25 дням. Некоторые месяцы римского года были напрямую посвящены тем или иным богам. Новембер)— девятый, December (рус.
По-латыни такой день назывался биссектус – второй шестой («бис – дважды, еще, сексто – шесть). Так возник привычный для нас месяц август.
по лунному календарю. Некоторые ученые ставят под сомнение эти сведения о первом римском календаре, применявшемся в легендарный царский период истории города, однако упоминания о бытовавшем некогда десятимесячном годе мы находим у многих римских писателей, таких, например, как Овидий (Фасты, I, 27 – 29 III, 99, 111, 119) или Авл Геллий (Аттические ночи, III, 16, 16). Достоверно ли это предание, мы не знаем.
Был установлен четырехгодичный цикл (365 365 365 366 дней) с неравной продолжительностью месяцев, принятой до сих пор. Римскими названиями этих месяцев мы пользуемся по сей день: девятый месяц года, сентябрь, мы именуем седьмым (от латинского septem — семь), десятый, октябрь — восьмым (octo — восемь), одиннадцатый и двенадцатый — девятым и десятым соответственно (novem и decem — девять и десять). Квинтилис)— пятый, Sextilis (рус.
Четвёртый Junius— в честь богини Юноны, супруги Юпитера. Не случайно Цезарь обратился к египетской школе, так как ещё с древних времен египтяне придавали большое значение изучению светил, а, впоследствии, ведению календаря. Начинался древний римский календарь с марта, когда земледельцы приступали к работе.
Так император Домициан, не обладая скромностью, назвал в честь себя уже два месяца: Сентябрь (месяц рождения)– Германик и Октябрь (месяц, в котором стал императором)– Домициан. Последним, десятым месяцем года был декабрь (песет в переводе значит «десять»). За мартом следовали априлий, май — в честь италийской богини Майи июнь — месяц богини Юноны, квинтилий, то есть пятый месяц, считая с 1 марта и секстилий — «шестой». Нума, XVIII). Подобные переименования месяцев в честь высших властителей угрожали превратиться в обычную практику, когда следующему императору – Тиберию предложили назвать своим именем сентябрь, а октябрь наречь «Ливием» в честь своей матери, жены Августа (Светоний. Начало 1-й Пунической войны (Рим против Карфагена).
Год с добавочным днем назывался бисекстилис («со вторым шестым днем», который, как раньше месяц Мерцедоний, вставлялся перед 24 февраля, т. е. Названия месяцев римского календаря сохранились в большинстве европейских языков, отразивших, однако, те изменения в римской календарной номенклатуре, которые произошли уже в первые десятилетия после цезаревой реформы. Октобер)— восьмой, November (рус.
Это затрагивало религиозную и хозяйственную жизнь. Четвёртый Junius— в честь богини Юноны, супруги Юпитера. Естественно, после его свержения, вернули прежние названия месяцев.
В середине V в. до н. э. особая комиссия из 10 видных граждан (децемвиров), задачей которой была выработка законов, попыталась осуществить еще некоторые реформы календаря. наследовали часы водяные (solarium ex aqua). Жизнь современного человека невозможно представить без использования календаря. Так, Домициан, который, по словам Светония, «с молодых лет не отличался скромностью», не упустил случая внести в календарь свое имя, точнее – оба своих имени: приняв после победы над германским племенем хаттов прозвище Германик, он переименовал в свою честь сентябрь и октябрь в «Германик» и «Домициан», так как в одном из этих месяцев он родился, а в другом стал императором (Светоний. Третий месяц— Maius, в честь Майи— италийской богини, покровительницы плодоносной земли. Это, пожалуй, самая известная особенность Сатурналий: рабы получали право сидеть за одним столом с хозяевами, свободно распоряжаться собой и даже ругать господ и отдавать им распоряжения.
Устанавливался четырёхгодичный солнечный цикл (365 365 365 366 1461 день) с неравной продолжительностью месяцев, принятой до сих пор: 30 дней в апреле июне, сентябре и ноябре, 31 день— в январе, марте, мае июле, августе, октябре и декабре, в феврале— 28 дней в течение трёх лет и 29 дней для четвёртого года. По свидетельству историка Геродиана (История римской империи, I, 14, 9), он задумал переиначить весь календарь так, чтобы не один или два, а все месяцы напоминали о нем и его царствовании. Бытовало мнение, что в это время по земле путешествуют души мертвых и вкушают оставленные им приношения.
Начинается 2-я Пуническая война. Средняя продолжительность года при этом оказывалась на сутки больше действительной и время от времени приходилось прибегать к уменьшению продолжительности добавочных месяцев. Обзор года назывался kalendarium. Каким образом произошло это накопление. Древние римляне для обозначения текущего года использовали не число, а имя правителя.
Дни месяца определялись относительно трёх дат: календы, ноны и иды. Он вспоминает, что в римских «Законах XII таблиц» упоминались только два момента суток – восход и заход солнца. Католическая церковь осуществила новую реформу в 1582 г. при папе Григории ХIII. Несколько лет спустя прибавился полдень, о наступлении которого торжественно объявлял особый посыльный, состоявший на службе у консулов и следивший с кровли сенатской курии (курия Гостилия на Форуме), когда солнце окажется между ростральной трибуной и Грекостасом – резиденцией иностранных (в первую очередь греческих) послов, ожидающих приема в Риме.
Например, если в писании говорилось: «о годе Теренция Варона», значит, подразумевается 216 г. до н. э. Вот таким образом были придуманы дополнительные месяцы, нынешние январь и февраль.