Дерево было дорого, на территории Египта его было мало и применяли его для строительства домов редко. Амон стал «царем богов», а фараон провозглашался «сыном по плоти его».
Такой крепостью был и бастион в Нехебе (Эль-Каб). Городская и сельская архитектура. 36, фиг. Эти каменные блоки были грубо обработаны. Жертвоприношения (жертвенные животные или священные статуэтки) совершались рядом с местом работ по закладке фундамента.
«Промежутки между ними засыпались обломками строительного материала, благодаря чему стороны приобретали форму плоских граней» 8. 6). Сорок таких колонн стояли вдоль стен галереи, ведущей на лестницу и во двор хеб-сед (хеб-сед – религиозное празднование, справляемое с целью «возрождения» престарелого фараона и придания ему новых сил). Характерен для него синтез архитектуры, скульптуры и живописи, при главенстве и объединяющем начале архитектуры. Это относится и к крупным, большим городам и к крошечным деревушкам.
35, фиг. Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах царских саркофагов. 44, фиг. Построен был в Саккара, «недалеко от того места, где возводились усыпальницы фараонов, начиная с Мена» 4. В честь этого воздвигаются такие монументальные постройки, как Луксорский и Карнакский храм. Существовали военные поселения и административные центры.
Его звали Имхотеп. Перевозили его также и с помощью людской силы. Здесь они все индивидуализированы и образуют свободную ритмическую композицию. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Очень распространены туалетные ложечки, в которые наливались притирания и эссенции. 52, фиг.
Перевернутый колокол капители, покрытый простым орнаментом, в месте соединения со стволом расширяется и дает тонкое острое ребро. Но вместе с тем, при вере в своих богов, фараоны были выше всякой религии. Наиболее известна статуя из диорита, ныне находящаяся в музее в Каире.
Это совершенно темное место. Примером этому служат полуколонны в Саккаре, они, как и каменная стена, принадлежат комплексу пирамиды Джосера. Все три пирамиды имеют аналогичную конструкцию, но разные размеры. Кроме колонн растительных форм египтяне часто использовали столбы четырехугольного или многогранного сечения. 11, фиг. А умерший фараон был покровителем своей страны.
Окончательные отделочные работы производились сверху вниз. От времени Нового царства до нас дошел ряд имен зодчих.
Помимо этого сооружения, в Иераконполе был обнаружен гранитный дверной косяк храма. Планировка домов Восточного квартала. С южной стороны группировались жилые помещения семьи: спальня хозяина с нишей для постели, комнаты жены и детей, отдельные ванные и уборные хозяина дома и его жены, комнаты для гостей. Главный фасад был обращен к северу. Более ранние архитектурные постройки были главным образом из дерева.
38, фиг. Её основанием служила естественная скала. Их изготовляли в одно время со строительными работами. В гробнице Мекетри (XI династия) была найдена модель жилого дома с бассейном, окруженного деревьями.
Наружным фасадом храма является пилон, дверь которого фланкируют две статуи фараона (табл. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».
По сторонам пяти прямых, параллельных друг другу улиц, шедших с севера на юг, располагались дома одинаковых размеров (10 м X 5 м). Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа и отражал замысел самого фараона (впрочем, этот замысел несколько раз претерпевал существенные изменения). Силой оружия и хит-ростью египтяне заставили признать свою власть на огромной территории. Через небольшой передний зал (с поворотом оси движения) можно пройти в торец большого праздничного зала Тутмеса II, расположенного поперек главной оси ансамбля. - Этот зал имеющий размеры 44 м Х 16 м, разделен на пять нефов.
Новые города строились на месте старых, вот таким образом древние поселения и не сохранялись. Между башнями можно увидеть два углубления, похожие на ворота. Среди наиболее интересных архитектурных форм в эпоху Джосера можно назвать колонны со стволами в виде граненых цилиндров, образующие колоннаду в юго-восточном углу стены, окружающей Ступенчатую пирамиду (фото 3). 48, фиг.
Храм представлял собой «огромный открытый двор с крытыми молельнями по его сторонам» 19. Архитектором пирамиды Хеопса (Хуфу) история называет племянника фараона Хемиуна.
В надземной части мастабы располагалась молельня сердаб со статуей. Также часто встречаются пальмовые листы, заросли папируса, цветы лотоса. — Передний двор окружен двойным или тройным рядом портиков.
Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. Построен в 1420 году во время правления под девизом «Юнлэ» династии Мин. 29, фиг. Как мы видим, для строительства жилых зданий использовались легкие и непрочные материалы.
На дне расположена дюжина камер, находившихся на глубине более чем 15м. Пилон и сад. 5.
Были строения, которые не имели своих внутренних объемов (или же они были очень маленькими), среди них: пирамиды, фасадные башни и пилоны при входе в храм, а также стелы, которые стояли отдельно и служили вертикальным акцентом архитектурного комплекса или композиции. В храме Хатшепсут исчез доминирующий объеем пирамиды, композиция теперь развертывается по горизонтали. 44, фиг. Будда признается воплощением индуистского божества Вимну. – «скамья»).
На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Некоторые из них очень скромны по размерам, другие, как, например, гробница Сета I (табл. до н. э), Диодора (I вв.
Капитель перекрыта обычной абакой. Заупокойному культу Хатшепсут и ее родителей были посвящены только небольшие боковые помещения в левой части внутреннего двора. Таблица 33.
Рельефы и росписи. Мастаба (рис. Строительство же самой пирамиды продолжалось двадцать лет.
Египетские каменные колонны возникли как архитектурное выражение форм растительного мира. Общий вид комплекса (реконструкция Шипье). —2. «Восточный» квартал. Пирамида фараона V династии Сахура в Абусире – типичная царская гробница этого времени. На эти пилястры опирался закругленный карниз.
Этот храм вошёл в историю культуры под названием лабиринта. Своды Рамессея. — 12. Это были гробницы фараонов. Обязательной деталью храмов Нового царства стал карниз с выкружкой наверху и валиком под ним.
О последних стоит упомянуть в отдельности. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями.
Крытыми колонными галереями эти дворики были окружены со всех сторон довольно редко. «В ансамбль пирамиды входят 2 храма: верхний и нижний, объединенный проходом в единый комплекс» 14. Он существовал еще до объединения Египта в единое государство. Композиционное внимание переключается на решение внутренних пространств храмов.
Площадь комплекса составляет 267 га. Скульптура дополняет архитектуру, не подавляя ее и не нарушая строгой непрерывности линий. 45, фиг.
Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу. Колонна центрального прохода гипостильного зала храма Амона. — 5. Дома бедняков строились из тростника и глины.
Это было особенно характерно для построек времени правления Птолемеев. В отличие от храма Ментухотепов появляется явно выраженный главный фасад. до н. э. ) и других.
45, фиг. Решение построено на комбинации пространственных портиков, выдвинутых вперед. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини. Страбон насчитывал в этой «Долине царей» сорок погребений фараонов, к тому времени уже вскрытых и ограбленных. То же самое можно сказать и о плитах крыши и архитрава. В папирусах, наверное, были описания жизни древних египтян, как, например, в таком же древнем Вавилоне или Ассирии.
34), представляют собою настоящие подземные дворцы. Погребальная камера фараона Джосера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Погребальная камера этого фараона имеет размеры 5, 1 х 3м и высоту около 1, 8м. Жилища чиновников были богаче и разнообразнее по своей планировке.
После окончания строительных работ эти платформы разрушались. Тутмес I построил новый, еще больший пилон (4-й от входа). Этот огромный комплекс состоит из многих храмов, зданий, статуй и других исторических достопримечательностей, в то время как центральный коридор — место для вдохновения и очарования. Неизвестно, как и в чем жили простые египтяне и египтянки. до н. э. – период правления III-VI династии.
Греки назвали этот город Иераконполем. Гробница фараона размещалась под колонным залом. Важно также заметить, что египтяне славились своей настенной росписью. В этом переходе находилась ложа фараона.
55, фиг. Ложный свод в храме Сети I в Абидосе. — 13. Храм потерял свою изолированность, он связан с жилищем обожествленного фараона. Здесь он являлся перед народом, оказывал милости и вершил суд.
Поняв опасность чрезмерного усиления жрецов, фараон Эхнатон (XVIII династия) сделал энергичную попытку освободиться от их влияния путем проведения своеобразной религиозной «реформы». Проектирование, строительство и украшение царских усыпальниц и гробниц было делом специальной «конторы», в которой работали художники, резчики по камню и другие высококвалифицированные специалисты. В эпоху Древнего царства сложился стиль и тип царских усыпальниц и погребений знати.
Самыми древними пирамидами считаются 3 усыпальницы – Хеопса, Хефрена и Микерина (III тысячелетие до н. э., Древнее царство). 12). На балки укладывали каменные плиты перекрытия.
При строительстве пирамид все было обдумано до мельчайших деталей. В архитектуре храмовых сооружений, начиная со святилища, комнаты и залы становились все более просторными, высота потолков возрастала, увеличивался объем помещений. 26, фиг. увенчанный небольшой пирамидой. 1.
Чертежи были примерными, без масштаба, соблюдались только пропорции, точные же цифровые данные прилагались в пояснениях к чертежам. 1 г, д). Так как храм, являясь жилищем бога, одновременно увековечивал и «сына во плоти его» — фараона, то в архитектурную композицию вводились монументальные изображения фараона-строителя. 6).
2). Кроме функции прохода, мукхамандапа используется для хранения предметов религиозного назначения (пища, подлежащая предложению Богу, прочие предметы культа). Следы прогресса можно заметить даже в молельнях и колоннадах, которые уже раскопаны пути развития каменного строительства становятся все более и более прямыми и мы видим, как появляются новые приемы мастерства, помогающие соединять отдельные блоки гораздо плотнее. Храмы, как и гробницы, строились из камня. — 14.
За пилоном был расположен открытый двор, окруженный обычно колоннадой (табл. Первые пирамиды надстраивались над мастабами. Оно называлось Сет-Маат (сейчас — Дейр-эль-Медине). 48, фиг. Вся эта группа сооружений окружена общей стеной.
В эпоху Раннего царства (XXX—XXVIII вв. 3). Около портала стояли деревянные флагштоки. Освещение центральной жилой комнаты.
Лестница, вырубленная в скале, вела а коридор, опускавшийся пандусом вниз. Постройка состоит из шести ступеней, ее размеры составляют 121x109 м, а в свое время высота достигала 62, 5 м. Пирамида имеет особенность, которая отличает ее от других пирамид фараонов.
В IV-V вв. Величественный купол поместили на высоте современного семнадцатиэтажного дома. Конечно же самой известной постройкой того времени являются пирамиды Гизы. до н. э. не ограничился одними правобережными Фивами. святилище, святая святых.
Камень при их возведении использовался лишь для того, чтобы обложить постройку снаружи. Симметрия стала необходимым условием построения плана и фасада. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н. э. Поселение было разделено стеной на две части. Пирамиды появились во времена III династии (2780-2680 гг.
1). При строительстве пирамид египтяне пользовались противоположной концепцией: конец погребального пути — пирамида — возвышалась над всеми остальными элементами архитектурного ансамбля. Исида (Изида, Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. д — жилые комнаты, е — часовня в саду). В жилое помещение можно было попасть с улицы через сени. Храм Хонсу включен в ограду, окружающую храм Амона.
2) – это гробница в форме усеченной пирамиды с подземными погребальными камерами. Большинство людей о них достаточно много знают: самая древняя – пирамида Джосера (еще ступенчатая), самая высокая – Хеопса (в комплексе пирамид в Гизе). На примере Луксора очень хорошо видна тенденция к утяжелению форм. Это было особенно характерно для построек времени правления Птолемеев. Говорят раньше на этих ступенях находились оранжереи с цветущими растениями и прудами. Пирамиду возводили в несколько приемов. Изображение египетской усадьбы в одной из гробниц Ахетатона. Кладка сводов вертикальными отрезками. — 11.
Храм неба расположен к юго-востоку от императорского дворца. Есть примеры «четырехэтажного» акведука. Из-за недостатка горючего материала и древесины кирпичи сушились под лучами солнца.
Некоторые из них появились еще в доисторические времена, впоследствии большинство таких древнейших поселений превратилось в столицы номов (провинций). К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов— «серех» изображения которых встречаются на стелах фараонов I династии.
Ещё одной важной постройкой этого периода является Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (рис. 4). — 3. Источники к изучению истории и культуры Древнего Египта можно найти у античных авторов – Геродота (490 -ок. 525), Гекалея (IV – III вв. Политика и экономика Египта в эпоху Древнего царства была еще достаточно примитивна, «Деятельность египетского правительства сводилась главным образом к завоеванию соседних областей и внутреннему укреплению государства» 2. Царь «сочетал высшие государственные полномочия с саном верховного жреца, сделавшись, таким образом и главой духовной власти» 1.
Пирамида – это развитие составной мастабы. Достаточно обычны были изображения фараонов их побед и жизни. Слабый поворот оси направлял их в сторону храма Мут, выстроенного невдалеке Аменхотепом III.
Тайны египетских пирамид будоражат воображение. Под ним проходила Царская дорога — главная улица города. Каменные колонны древнеегипетской архитектуры делятся на несколько типов.
Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). Сначала заканчивали отделку верхней части пирамиды, после этого заканчивали соседние нижние части. Таким образом становится ясным назначение каждого помещения. Она уходила под землю на расстояние 27 метров, а в высоту достигала 60 метров. Важно было построить не земное жилище, в котором человек проживет недолго, уносимый смертью, а «дом вечности», для посмертного в нем пребывания.
Такие сооружения воздвигались над гробницами Древнего царства. В наиболее богатых домах существовала еще одна лоджия, выходившая на запад. Его называют – «мастаба» (арабск. Эта часть храма, так же как и двор жилого дома, была доступна для всякого посетителя. Над гарбхабрихой находится храмовая башня (вимана).
Строительные инструменты (XX династия). — 4, 5, в и 7. Усложнение ансамбля. Особенностью Луксора является развитая задняя сторона второго двора, примыкающая к гипостильному залу и превращенная в большой передний зал. Непроизводительный, вынужденный труд сотен тысяч египтян сильно подорвал экономику Египта. Фигуры начинают пересекать одна другую, ставятся группой в глубину, закрывая одна другую. Несмотря на то, что в египетской архитектуре в первую очередь использовались плоские формы и прямые линии, строители умели устраивать сводчатые покрытия. Именно так были построены пирамиды Древнего царства. Способ передвижения и установка обелиска. — 8.
Ни одна пирамида не остаётся в тени другой. Двери комнат и помещений также иногда выходили во двор. Так же в орнаментике ансамбля использованы стилизованные изображения цветка или бутона папируса, лотоса, пальмы, мотивы иероглифических знаков.
Из твердых пород камня они использовали порфир и диорит. 1е). Таков был обычай, например, в древнем Вавилоне.
Наиболее известный пирамидный комплекс – это скопление усыпальниц в Гизе. 32, фиг. Подобные стены превращали в узел обороны и ранее построенные церкви и монастыри (Надьбёржёнь).
Пространства между столбами были ограждены низким барьером.
За воротами начинался зал-вестибюль, состоящий из трех частей, в середине стояли две колонны (здесь был вход на балкон), далее следовал зал для приемов с шестью колоннами. Самая большая и знаменитая – пирамида Хеопса в Гизе. 25 и 26). 3 и табл.
Этот золотой «столб» был символом бога Ра – солнечным лучом. Во всех гробницах фараонов вокруг главных помещений размещались боковые комнатки-кладовые.
Ступенчатая кладка стены. — 9. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. Каменная конструкция перекрытия гипостильного зала храма Амона в Кармаке. План этого храма известного под именем Рамессея (табл. Этот незаконченный зал превратился в грандиозную галлерею, связывающую двор Аменхотепа III (второй двор) с двором Рамзеса II, построенным уже при XIX династии (первый двор, табл. Верхняя стена с оконными проемами спрятана, сдвинута в сторону за этот карниз.
План «податного бюро» в Ахетатоне (а — канцелярия, б — склады, в — жилой дом, г — скотный двор). Наряду с высококвалифицированными специалистами использовалась также и низкоквалифицированная рабочая сила, помощники (например, транспортники). Он был окружен овальной стеной. Рельефы. Считалось, что некоторые архитектурные орнаменты и формы тоже имеют магическую силу. Древнее царство – 28-23 вв.
50, фиг. 37, фиг.
Египетский храм создавал поэтический образ пальмовой рощи или фантастического сада из водяных растений — лотоса и папируса. В области гражданского строительства основными материалами оставались глина, тростник и дерево, употреблявшиеся даже при постройке дворцов и крепостей. В домах жителей «города у пирамид» в Эль-Лахуне было четыре или пять комнат. Хорошо сохранилась мастаба вельможи Ти (V -я династия) в Саккаре. В таком виде их доставляли на место строительных работ.
Снаружи церковь очень привлекательна благодаря изящной колоколенке венчающей щипец. Стены жилых помещений были украшены настенной росписью. Не лишен интереса вопрос, как выглядел самый примитивный древнеегипетский дом. Эта форма колонны не получила распространения и впоследствии не применялась.
Над Святым Вита расположен знак Святовяцковской флице, а выше над консолей – лев (тень от головы которого согласно астрологическим расчетом, падает на грудь орлице в день Святого Вита – 15 июня). Здесь находился тронный зал, войти в него можно было через огромный колонный зал. В дальнейшем передний зал потерял значение. Другой необычной архитектурной формой является пилястр в форме стебля папируса имеющий треугольное сечение, что характерно для этого тростника (фото 3 и 36). Центром ансамбля в нем является массивный обелиск, символизирующий солнечный луч. 2). 29, фиг. Вход в храм украшен статуями Рамзеса II, также на входе можно увидеть огомный обелиск.
Из камня возводились только храмы богов и комплексы гробниц, причем строились они на века. Крыши из каменных блоков имеют один недостаток – они могут пропускать дождевую воду, однако следует признать, что в сооружениях эпохи Джосера хорошо сохранившаяся краска на нижней стороне этих каменных «бревен» свидетельствует о том, что вода внутрь почти не протекала.
В связи с угрозой турецкого нападения церковь была окружена оборонительной стеной. В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. В пограничных областях (Трансильвания) строились церкви-крепости. Египтяне сохраняли тела своим умершим при помощи бальзамирования. Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам.
План богатой усадьбы в Ахетатоне (размер участка 68 X 55 м а — главный вход, б — часовня, в — северная лоджия, г — центральная комната, д — западная лоджия, е — слуги, ж — скотный двор). Архитектура Древнего Египта просто невероятна.
О работе над проектированием пирамид мы знаем очень мало. Победные походы фараонов Нового царства в Нубию и Переднюю Азию укрепили авторитет Египта. Есть еще узкий проход, соединяющий гарбхагриху и мантапу. до Р. X. ) пирамиды перестали быть исключительно царскими. Через эту дверь проникал дух божества. 38, фиг- 1а). Храмы были также важными социальными и политическими центрами.
Под защитой стен находился небольшой военный городок, где жили солдаты гарнизона. 30, фиг. 4).
Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса2. Уже пирамида преемника Хефрена – Микерина (зодчий Дебхен), была меньшей по размерам, высота ее достигала 62 м. окончена она не была в связи со смертью фараона. На противоположном берегу реки находился другой город — город-близнец Нехеб. 36, фиг.
Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве. Иногда этот коридор, суживаясь, как бы делился на три отрезка.
Ступенчатая пирамида Джосера. Особый парадный вход вел через обширный двор к дому. Излом продольной оси храма в Луксоре явился исключением для Нового царства. 35, фиг. Аменхотеп III (1455—1449 гг. Эти циновки, установленные вертикально, образуют стены хижины.
Более крупные здания возводили из высушенных на солнце глиняных кирпичей.
В Мемфисе существовали отдельные районы, где жили финикийцы, евреи, греки, персы и др. Здесь, по берегам Нила, покрытого плодородным черноземом и возникла великая цивилизация Египта, прекрасными произведениями искусства и величественными архитектурными сооружениями которой современный человек может любоваться и сейчас. Иногда фасад имел колонны, часто так выглядела веранда, выходящая во двор.
2). Мастабы начали строить больше, они увеличивались по горизонтали. Тонкая обработка камня, окончательная подготовка блоков под необходимые стандарты и придание им формы производились уже на месте строительства иногда и в процессе производства работ (О тщательности доводки гигантских каменных блоков свидетельствует точная их разметка перед установкой на место (найдены номера блоков, нанесенные на их поверхность краской) и тот факт, что по сей день толщина шва между камнями не превышает, как правило, 0, 15 мм. ). Гробницы-пирамиды наглядно показывали, какая власть находиться в его руках именно в эту эпоху «сформировалась древнеегипетская деспотия, основанная на неограниченной власти царя» 5.
Так выглядели две башни на воротах дворца-храма фараона Рамсеса III в Мединет-Абу. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. На этих землях была сооружена целая система крепостей. Эти плиты снизу иногда были вогнуты вовнутрь, нижней части горизонтальных каменных балок придавалась вогнутая форма и получалось покрытие, похожее на цилиндрический свод (Египтяне умели строить подлинные своды, однако предпочитали или ложный свод (плиты перекрытия постепенно сдвигаются к центру или к оси помещения с каждым следующим рядом, удерживаясь на месте тяжестью искусственной горы поверху) или своего рода изображение свода – путем придания гигантским монолитным плитам криволинейного очертания поверхности изнутри), как в скальных храмах и гробницах.
Это были строители, резчики по камню, скульпторы, художники. Но египетская религия была сравнительно гуманной: она никогда не требовала человеческих жертв. С обеих сторон входа размещены по две портретные статуи Рамзеса II, высеченные в скале. Для этих поселений характерны прямые, параллельные друг другу улицы.
Примером строгого выдержанного единства плана и типичнным образцом для своего времени является сравнительно поздний храм Хонсу, бога луны, выстроенный Рамзесом III (XX династия) в большом комплексе храма в Карнаке (табл. Эти колонны получили название протодорических. Бесконечные ряды закрывающих одна другую колонн образуют как бы сплошной лес (табл. Начиная со времени Среднего царства, встречаются два особенных типа колонн. Пирамиды были не высоки, до 70-ти метров.
Наибольшее сходство с ранними храмами XVIII династии обнаруживает поминальный храм Сета I в Абидосе, построенный в основном самим Сети I (1321—1300), но законченный его преемником Рамзесом II (1300—1233). Фараоны Среднего царства оставили после себя всего лишь 9 пирамид. Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса. — в. План «постоялого двора» в Ахетатоне (а — дом повара, б — пекарня, в — двор, г — кладовые. Эта зависимость от рельефа местности, а также последовательное развертывание двух открытых дворов с односторонними портиками на фасадах и рядом широких крытых помещений несколько напоминает храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари, только здесь весь храм осуществлён в одной, почти горизонтальной плоскости. Этот маленький городок возник в начале правления XVIII династии.
Самые древние образцы архитектурных проектов известные нам, относятся к периоду правления 3-ей династии. Естественно, в этом ему помогали многочисленные администраторы и чиновники. «При выборе места сооружения пирамид в некрополе Гизе египтяне должны были соблюсти целый комплекс условий, отвечавший требованиям геологии (способности почвы выдержать нагрузку давления массы камня), астрономии (ориентации пирамид по сторонам света), культа (пирамиды мыслились местом вечного пребывания души умершего царя) и строго конструктивного решения» 13. Исчезло сходство с растительным миром.
Требования стиля заставляли архитектора пренебречь конструктивными возможностями. Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика. Давайте начнем с Пирамиды Джосера.
Мемфис имел форму прямоугольника (со сторонами 6, 5х13 км), был расположен параллельно течению и руслу Нила. Можно предположить, что строители работали на основании проектов, чертежей и планов. Индивидуализация деталей исчезла, выработалась типовая форма мощной колонны, очень выразительно передающая тектоническое напряжение.
К основным строительным материалам относятся также камень и глина. Недалеко от пирамиды находится так называемый Большой сфинкс. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. В отличие от остальных храмов Нового царства, в храме Сети I имеется семь равноценных, покрытых сводами святилищ, посвященных семи божествам (включая обожествленного Сети I).
А потолок над ними делали ярко-синим с золотыми звездами, словно изображая ночное небо. Один такой дом мог вместить почти тридцать семей из рабочих кварталов. По условиям того времени большое внимание приходилось уделять строительству крепостей. Каменная архитектура Древнего Египта в первую очередь служила потребностям религии.
В годы правления династий архаичного периода оба города были обнесены прямоугольной кирпичной стеной, сами цитадели были окружены кирпичными стенами с башнями. Аллея, соединяющая храмы, была окаймлена длинным рядом сфинксов. Внутри пирамиды кладка была сплошной, кроме коридоров и погребальной камеры. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы. Зал этот при ширине в 103 м имеет в глубину 52 м и занимает площадь более 5000 кв. м. Перекрытие его поддерживалось 16 рядами колонн. А вся экономика основана на земледелии и ремеслах. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами.
Самые известные – это, конечно же, храмы бога Амон-Ра в Фивах: Луксор и Карнак. На палетте обозначена и линия фундамента здания. В начале III династии гробницы делали в виде мастаб и цари и их приближенные. Сначала была выстроена мастаба высотой в 8, 2 метра. Большинство зданий в основном строилось из кирпича.
к нему вел длинный мощеный коридор от пристани в долине, на берегу Нила. Вход в пирамиду, находящийся с северной стороны, был тщательно заделан после захоронения. Такая форма колонн нигде больше не встречается.
Египетская архитектура была многоплановой, ее характерной чертой при определении пространства и объема была галерея (коридор). Поскольку считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире. Фигуры уже не повторяют механически однообразной позы, как это было в Древнем царстве. Зодчий — «главный строитель» — и в Новом царстве являлся одновременно «начальником всех работ царя».
Плиты аллеи были покрыты серебром. Пространство кажется здесь более свободным и потолок — парящим в воздухе. буддизм постепенно сливается с более древними местными религиями. Но большая мастаба казалась фараонам не слишком величественной и не достойной их высокого сана – «благого бога». Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте.
3). 16). Но кроме экономической, существовала религиозная зависимость. Египетская архитектура фактически не имеет аналогов, в основном на ее формы повлияли климатические условия, а также своеобразная религиозная культура египтян. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца — деревня Дейр эль-Медина, Кахун, город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе.
К сожалению, реликвии той эпохи в большинстве своем не дошли до нас. Столица государства была окружена белой кирпичной стеной, усиленной сторожевыми башнями. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами.
Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. На известняковом саркофаге Равера, главного жреца V династии, найденном в Гизе, хорошо видны дворцовые башни с удлиненными нишами, между которыми находятся двери и окна. По египетским поверьям в статую должна была переселится душа усопшего. Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. 3). Однако недавние исследования, проведенные Службой древностей в Саккаре, заставили ученых пересмотреть свои взгляды относительно времени возникновения каменного зодчества в Египте. 3).
Город строился сразу как столица государства. Новые города строились на месте старых, вот таким образом древние поселения и не сохранялись. А вот облицовочные плиты всем известных пирамид изготовлялись из турского известняка.
К кенотафу примыкали помещения, связанные с религиозным празднеством хеб-сед. Основным перекрытым пространством сделался гипостильный зал. 52, фиг. Перед пилоном расположены мачты, остроумное прикрепление которых показано на рисунке 48. 38, фиг.
«В юго-западном углу южного двора стоит молельня, карниз которой украшен рельефным изображением священных змей – уреев, охранителей фараона» 7. Фивы стали застраиваться монументальными зданиями еще при XII династии. Кладбище мастеров и ремесленников было расположено в долине. Реконструкция усадьбы.
Перед святилищем находится проход в него, соединяющий его с большим залом – мукхамандапа. В Абидосе ложные своды были выполнены из камня напуском горизонтальных рядов (табл. На его территории находился отдельный район построек религиозного характера. Есть примеры, когда в Египте одни и те же вещи изготовлялись одним и тем же способом, начиная с ранних династий и кончая периодом римского владычества, то есть на протяжении целых 3500 лет. На балки укладывали каменные плиты перекрытия.
Изображали рельефы самого вельможу, его жену, детей, слуг, сцены его земной жизни. до н. э, ) построил еще два больших пилона, сильно раздвинув их друг от друга. На искусство Нубии, наоборот, влиял Египет. Таблица 37. В целом культура древнего Египта, является одной из влиятельнейших культур в истории.
Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. Позже гробницы фараонов вырубались глубоко в скалах, а входы в них тщательно прятались. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Его строили на возвышении и обносили стеной. Фараоны XIX и XX династий охотно строили свои дворцы рядом с заупокойными храмами.
Он тоже был окружен стеной.
В них располагались комнаты для стражи, снаружи башни были украшены прекрасными барельефами. На примере «плакальщиков» Государственного музея изобразительных искусств видны новые черты, приобретенные рельефом (табл. Ее высота 49, 6 м. Погребальная камера находится на уровне земли, вход с северной стороны.
В других странах, где отдельно стоящие колонны создавались с самого начала, пилястров не знали очень долго. Центральное место в ансамбле храма отводилось обелиску, точнее прообразу обелиска. Внутри пирамиды были заполнены щебнем вперемешку с глиной, песком и толчёным кирпичом.
Малый храм в Мединет-Хабу отразил почти всю историю египетской архитектуры. В Новом царстве равновесие между фасадом и интерьером пропадает. Формы кладки. — 19. Кстати, архитектура древнего изобретения в некоторых европейских странах усовершенствована чуть поздним временем, расширена и по ней до сих пор курсируют поезда местного назначения.
Внутренние помещения обычно располагались в линейном порядке, одно за другим. Однако, в целом, древнеегипетская архитектура отличалась однообразием. Её храм превосходил храм Ментухотепа и размером и богатством декора. О размерах этих изображений можно судить по так называемым «колоссам Мемнона», сидячим статуям Аменхотепа III, находившимся при входе в храм, выстроенный им в Фивах на левом берегу Нила.
Вход в передний открытый двор храма и самый двор были озеленены. Египет невозможно представить без пирамид. 1). Гиксосы ограничились захватом Дельты. Капители колонн на веранде имели форму цветка папируса.
— 4. Нубия, наконец, стала египетской провинцией, а изображения темнокожих нубийцев появились в гробницах этого времени. 40). Ущелья, разрывающие скалы вертикальными трещинами, находят себе аналогию в вертикальных интерколумниях храма. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов.
Платформа обычно не превышала высоты двух метров.
Культ личности царя был велик и «обычным его титулом стал «Бог благой» 2. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. Встречаются и такие макеты, в которых комнаты размещаются вокруг одной центральной залы. Из него изготовлены облицовочные плиты большинства пирамид.
11). Конструкция из тростника (а — кровля хижины, б — угол стены, в — предполагаемая конструкция карниза, впоследствии перешедшая в камень). — 15 и 16.
Доставлять блоки на место стройки преходилось зачастую издалека. Коридор от входа вел к погребальной камере, расположенной в центре пирамиды. Пространство между Карнаком и Луксором, протяжением около 2, 5 км, было озеленено. Она возводилась с некоторым наклоном от источника воды к ее потребителям. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами.
Крепостной характер ансамбля. Комнаты женщин и детей располагались вокруг хорошо освещенных двориков. В Древнем Египте кукурузы не было, а самым распространенным материалом был папирус. Все эти части при посредстве колоннад однообразного типа сличаются друг с другом.
25, фиг. Изображение божества находится в геометрическом центре. Вся продольная композиция симметрична относительно главной оси.
План Северного дворца в Ахехатоне, XVII династия (а — двор, б — капелла, в — помещение для солнечных мистерий, г — центральный двор с прудом, д — жильё придворных, е — зверинец, ж — комнаты фараона, з — царский гарем и — зал ожидания приема, к — тронный зал). Бразды государственного правления в 1085 году дон. э. Как и в предыдущие периоды, применялся способ располагать росписи и рельефы «по регистрам»: стена расчерчивалась линейками, точно страница тетради и в обрамление этих линеек, соблюдая максимальную четкость, вписывали отдельные сцены и целые повествовательные полосы изображений и иероглифов. Власть в Древнем Египте становится менее единой, Египтом правят династии различных соседних стран вплоть до захвата Египта Александром Македонским.
Обычно в Египте потолок укладывался на архитравную балку без какого-либо карниза. Именно так выглядел базальтовый саркофаг фараона Микерина (Менкаура), найденный в глубине его пирамиды. Усадьбы, жилые дома и дворцы. Согласно традиции, дорогу украшали и ярко раскрашенные сфинксы. 36, фиг. В данном случае этим потребителем была цитадель Каира.
29, фиг. Доктор Дж. Внутри пирамиды Хеопса находятся три усыпальницы и погребальные камеры царицы и фараона.
Восточная и западная части дворца были соединены крытым мостом-переходом. Они расположены таким образом, что не закрывают солнца друг от друга. Абсолютно невозможно восстановить в настоящее время план Фив. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит.
Малые формы искусства повторяют здесь стилевые особенности большой скульптуры. 3). В пространстве между двумя пилонами Тутмеса царица Хатшепсут (конец XVI в. до н. э. ) поставила два высоких обелискa. Она встречается только лишь в гробницах Древнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времен.
Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Этот зал был частью двора, закрытой от солнца и дождя. Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и иллюстрированными фресками и резными фигурками, раскрашенными разными цветами. Перед входом в храм на высоких базах возвышались обелиски.
Однако в последствии перешли на камень. В большинстве случаев фасад изображался на самом краю плоскости основного чертежа. Простые люди чаще жили в домах из тростника или кирпичей из нильского ила с соломой.
35, фиг. План храма Амона (а — большой двор, б — храм Рамзеса III, в — храм Сети II, г — гипостильный зал, д — средний двор, е — остатки храма Среднего царства, ж — храм Тутмеса III). — 4. Своды. Внешность храмов — настоящий шедевр. Именно эти памятники Древнего Египта сохранили особенности древнеегипетской архитектуры.
в Египетерастет культ бога Амона. 1), а построенный на столетие позже (передний), двор Рамзеса II значительно тяжелей и монументальней (табл. Этот квартал, так называемый «Восточный», площадью в 69, 0 м X 69, 6 м, обнесенный стеной и разделенный внутренней стеной на две неравные части, был расположен примерно в 1, 5 км к востоку от остальной части города, образуя отдельный поселок (табл. Также храм славится своим обилием колон. Важнейшим событием в истории Египта, завершившим период ослабления и распада этой страны в конце Среднего царства, явилось вторжение через Суэцкий перешеек гиксосов и захват ими Дельты (слово «гиксос» означает «царь пустыни»).
Экономика страны была подорвана непроизводительными работами по постройке пирамид. 1. Потому строились они на естественных или искусственно созданных островах. Однако это святилище было закрыто для доступа, а проходы всех дверей к нему были узки. Колоннада рождения рассказывала о божественном происхождении женщины-фараона, по легенде сам Амон Ра вдохнул новую жизнь в тело царицы Ахмес, матери Хатшепсут. Это узкая каменная, но не сплошная стена арочного типа.
Этот гигантский некрополь охраняет сфинкс – статуя получеловека-полульва. Религия диктовала развитие и направленность в искусстве. Изображение жилого дома в египетской живописи (гробница в Фивах). — 5.
Первое что бросается в глаза – это множество колон. Чаще (всего доставка материала производилась водой. В долине Нила находилось множество крупных и мелких поселений. Самые небольшие культовые памятники – придорожные поклонные кресты.
КIV динас- тии культ фараона усилился. Египет богат различными породами камня. 11, фиг. Внешние формы построек были очень простыми: прямосторонние и наклонные призмы и пирамиды. Редкое исключение представляет центральная планировка сооружения. Способ их сооружения таков: стебли с помощью пальмовых веревок связываются на земле в подобие больших циновок.
Эти сооружения не имели своей отдельной массы. Пучок папирусов в колонне Луксора, казалось, мюг быть раздавлен тяжелой нагрузкой потолка. И около 2800 года до н. э. на месте мастабы фараона Санахта. В более ранний период очень популярным был бамбук из которого сооружались типичные для индийской архитектуры круглые постройки, формы которых позднее воссоздавались в других материалах. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе6.
Во время строительства, зодчий решает увеличить мастабу и надстраивает еще три мастабы над первой, затем она еще была надстроена и увеличена и «в итоге имела высоту 60 метров и основание размерами 109, 2Х121 м» 5. Храм построили в рекордно короткие сроки – за 9 лет. н. э. ), Манефона (IV – III вв. Высота пирамиды равна 75 метрам.
Но план их в основном везде одинаков. были съедены белыми муравьями. В основном так строились дома в городах.
Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки). Остатки же таких платформ-рамп были обнаружены археологами. Целые кварталы таких погребений – «город мертвых» – занимали специально отведенные территории неподалеку от городов временно живых.
Камень применялся лишь как отделочный материал. Это был гигантский прямоугольный столб с постаментом, достигавшим в ширину 40 метров. Здесь минареты очень высокие, – на двадцать пять метров дальше купола. Он предложил новое решение для постройки пирамид.
44, фиг. В стенах пилонов сохранились до сих пор вертикальные выемки (пазы для этих мачт) и остатки скреп.
Пирамида была задумана не сразу шестиступенной.
Модель жилого дома (из гробницы в Абидрсе). — 3. Колонна XIX династии (передний двор) имела слитную, упрощенную форму (табл. Здание раскрывалось, подобно цветку растения.
Пирамида Хеопса, входящая в этот комплекс, является единственным сохранившимся «чудом света». Европейские путешественники описывали башню как одно из главных чудес Китая.
Число работающих в одной «конторе» достигало и превышало 120 человек. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II. Преследуя отступающего врага, египетские фараоны со своими ополчениями вторглись на территорию «азиатов», в Палестину и Сирию.
Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под углом 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градуса. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца— деревня Дейр эль-Медина, Кахун, город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе. Это небольшие сооружения со статуей святого, водруженные на высокие основания (крест покоя XIII, крест булочника (1484 г) около Шопрона). Их внешний облик имеет подчеркнуто монументальный, упрощенный характер.
Впервые создается последовательная связь помещений по одной продольной оси. А может быть, в них вставлялись медные желоба, по которым с крыши стекала дождевая вода. Капитель их имеет простую форму и увенчана широкой абакой.
33, фиг. Для этого времени характерно строительство большого количества святилищ, молелен, мастаб. Наиболее известным был асуанский гранит. В силу этих причин до нас дошло очень мало следов таких построек и сооружений. Не даром они названы одним из семи чудес света. Примыкавшие к городку поля и угодья служили для удовлетворения потребностей служителей по уходу за царскими гробницами, доходы с них шли на отправление культа мертвых.
Постоянно работало сто тысяч человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. перешли к Смендесу, выходцу из сословия жрецов затем троном овладели представители ливийской знати (основатель династии— правитель Шешонк I, вновь ненадолго объединивший Египет), которых сменяют династии Куша, Эфиопии и Ассирии. Это пирамида фараона Хеопса. 29, фиг. Столь же известен был добываемый рядом с Мемфисом турский известняк.
Учёные предполагают, что изготовление монумента началось во время правления Хатшепсут. Интересен нижний храм, состоящий из нескольких залов, один из которых – Т-образной формы – многоколонный (гипостильный), уставлен квадратными в сечении гранитными столбами. Обе дороги были украшены на всем протяжении бараньеголовыми сфинксами.
В последующие столетия на строительстве пирамид работали специальные бригады мастеров. Крытыми колонными галереями эти дворики были окружены со всех сторон довольно редко. Некоторые населенные пункты окружала городская стена. Обработка стены гробницы Птахотепа (V династия), подражающая смешанной конструкции из столбов и деревянного заполнения.
Рамессей. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. «От времени Древнего царства сохранились царские указы фараонов V и VI династий, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений» 6.
Строителем этого великолепного архитектурного комплекса был зодчий Сенмут, которому впоследствии великая женщина-фараон доверила воспитание своей дочери Нефруры. 39, фиг.
Гипостилю соответствует второй зал (табл. Галлерея на задней стороне двора изолирована барьером высотой в человеческий рост и расширена по отношению к боковым галлереям на один ряд колонн (с капителями в виде бутонов), так что образуется небольшой входной зал. Вероятно и скорее всего это именно так, они изготовляли и модели будущих пирамид. Об этом свидетельствуют немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов. 1в).
В Абидосе также были обнаружены руины такой древней крепости. В первом зале их было 24, а во втором – 36. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Правда, фараоны Среднего царства по-прежнему «селились» в гробницах-пирамидах, но с важными изменениями. Ее фонд частично восстановили, но многое безвозвратно утрачено. В поздний период он превратился в настоящий всемирный город.
Она требовала только искусства» 4. 1. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини. 42, фиг. 1в).
Пирамиды в Гизе являются единственным из восьми дошедших до нас чудес света. Египетские храмы показывали издали таинственное, но рядом преград не давали возможности достигнуть его. Для облицовки зданий иногда использовался камень. Жрецы приобрели в государстве огромное влияние.
В эпоху Древнего царства возросло значение рабов их стало больше, набирались они из покоренных чужеземцев (египетская знать вела много захватнических войн) и из своих соплеменников, попавших в рабство за невыплату долга или по другой причине. Антамблемент также делится на три основные части: нижняя-передняя несущая балка (архитрав). Двери комнат и помещений также иногда выходили во двор. Перед ними имеются два неглубоких крытых гипостильных зала. Впоследствии его возвели в ранг бога. 4 и 5).
Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Сад, расположенный рядом с домом, был обнесен стеной не только со стороны улицы и соседнего участка, но и со стороны домового участка. И это при почитании и обожествлении царей, которое было в Египте. Реформа Эхнатона удержалась недолго и уже ближайший наследник его, Тутанхамон (нетронутая гробница которого была найдена в 1923 г. Картером), восстановил культ Амона, значение его жречества и его резиденции) — древнего города Фив.
до Р. Х. ). Самая большая из них – Хеопса (высота равняется 146, 52 м. длина основания – 233 м. ), была построена первой. Кроме усыпальницы в этом же комплексе находится и кенотаф (ложная гробница) фараона Джосера.
Археологи затрудняются назвать причины, по которым он так и остался незаконченным. 1). Только по его берегам и в пустынных оазисах была возможна жизнь. Таблица 29. 4).
Храм был поднят на цоколь около 0, 5 м высотой и имел небольшую лестницу спереди. Вся продольная композиция симметрична относительно главной оси. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».
38, фиг. Уже к концу Древнего царства фараоны не могли позволить себе столь роскошных усыпальниц, как представители IV династии. Редкое исключение представляет центральная планировка сооружения. вход был один и находился в южном конце восточной стены.
В ХIII в. до н. э. ансамбль Карнака еще больше осложнился тем, что в общую группу был включен изолированный храм бога луны Хонсу, построенный Рамзесом III (1200—1168 гг. ) и связанный аллеей сфинксов с дорогой в Луксор. Давайте начнем с пирамиды Джосера. Ниже находились барельефы изображающие радующихся и танцующих людей.
Его строили на возвышении и обносили стеной. 35, фиг. Была сложена по проекту императора Юнлэ из белого «фарфорового» кирпича.
По мере их окончания песок удалялся. Египетская архитектура была многоплановой, ее характерной чертой при определении пространства и объема была галерея (коридор). 50, фиг. 3). Единственно, царские гробницы отличались размерами. Интерьеры храмов были богато украшены.
До недавнего времени казалось, что здесь все ясно. У входа также изображён Рамсес II измеряющий постройку вместе с богиней Селкет (дочь Ра, покровительница мёртвых) перед тем, как показать его богу неба и солнца Гору.
В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Имхотеп – архитектор ступенчатой пирамиды Джосера, Хемиун – строитель пирамиды Хеопса, Дебхен – зодчий пирамиды Микерина, «Тети – исполнитель рельефа гробницы жреца Солнечного храма Нефериркара, зодчий Шесгеф – создавший мастабу визиря Птаххотепа, зодчие Уашптах и Нехебу – построившие пирамиды фараонов Нефериркара и Пепи I и многие другие зодчие и скульпторы прославленных произведений этой эпохи» 20. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. На это указывает неодинаковость опор на верандах по обеим сторонам двора.
«Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Египте была сельская община, сохранявшая в течение многих столетий древнюю закостеневшую форму» 3. Характер композиции. У вершины высота блоков равна 55 см» 12. 72, фиг.
Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Характерной чертой архитектуры Древнего Египта была галерея (коридор). Подобный мотив встречается повсюду. Вся обстановка должна была создавать постепенное нарастание религиозного подъема. Основателем каменного строительства, его изобретателем считается великий архитектор Древнего царства Имхотеп (Характер построек, возведенных Имхотепом в Саккаре, служит дополнительным подтверждением тому, что технику строительства древние египтяне заимствовали все же из Месопотамии (оттуда же и идея ступенчатой пирамиды – зиккурата, но без храма на верхней площадке), однако использование камня потребовало интенсивного изобретательства от египетского зодчего).
Между башнями видны два углубления, похожие на ворота. 42, фиг. За этим залом размещались жилые апартаменты фараона со спальней и ванным помещением. Эти платформы наращивали по мере роста сооружения. Построенный при XVIII династии (XVI в. до. и.
э. ) — 6. Коробовый свод встречался также и в монументальных постройках (табл. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. 1 д, е), открытым в сторону перистильного двора.
К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания— солнечный храм. Они находятся в пригороде Каира, недалеко от нила. 2). Стволы этих колонн были круглые и гладкие слегка суживающиеся книзу. Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Появилось искание ракурсов, создаются новые повороты человеческого тела фигуры оживают.
Древнеегипетская архитектура является отражением мастерства зодчих той эпохи. 1. В центре двора находился жертвенный камень. Она встречается только лишь в гробницах Древнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времен. Этот исторический период нередко называют «временем пирамид» и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел.
Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Всех домов было 74 планировка этих домов абсолютно одинакова, за исключением одного дома, приближавшегося по типу к богатым жилым домам центра города (может быть, дом начальника). Внутри мастабы «бывало много кладовых, коридоров, залов, что соответствовало усложнившемуся плану жилищ высшей родовой знати» 3. Одновременно с возведением здания его внутренние помещения заполнялись песком. Здание раскрывалось, подобно цветку растения.
«Столицами» погребального культа с наибольшим состедоточением мастаб можно назвать Мемфис и Абидос. По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь. По повелению фараона, он один наблюдал за высеканием пещерной гробницы царя, «так что никто не видел и не слышал», т. е. выполнял секретное поручение. Доступ во двор был открыт всем. Встречались постройки имевшие только внутренние объемы (они были очень незначительными), как, например, скальные храмы и гробницы.
Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. 2). Начиная от пилона, уровень почвы повышался. На втором уровне храма две колоннады: рождения и страны Пунт (по мнению исследователей современная Сомали). Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса.
Высота пирамиды – 140 м. Архитектором гробницы считается племянник Хеопса по имени Хемиун. Загадкой пирамиды является отсутствие упоминания о ней в египетских папирусах, а первые описания архитектурного шедевра встречаются у греческого историка Герадота. 5 и 6). Его считали богом. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин. Люди, проживавшие здесь, работали на строительстве гробниц царей и членов их семей.
«Высота самого большого, первого ряда кладки основания пирамиды Хеопса равна 1, 5 м. второго – 1, 25 м. третьего – 1, 2 м. четвертого 1, 1 м. высота последующих колеблется от 90 до 65 см. Возле обелиска стояла каменная священная ладья, посвященная богу Ра. Простые деревенские жилища-хижины строили из тростника, осоки и глины. При ее строительстве применяли большие блоки камня, а также кирпич-сырец и дерево.
Орудия строительства. Уже сын Микерина, фараон Шепсескаф, ограничился строительством кирпичной мастабы для себя. В западную часть двора выходил и дворцовый фасад. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой.
Позже мастабу увеличили до прямоугольника и вход в первое погребение оказался закрытым. Башни крепостей стали строить в несколько этажей, оснащать их бойницами для стрелков. Узкая долина Верхнего Египта, лишенная пастбищ, была, мало пригодна коневодам гиксосам. 4).
Естественно, к зданию примыкали и хозяйственные постройки. Храм Сети I в Абидосе. Секционное линейное решение фасадов здания времени Древнего царства также было забыто в более поздние времена.
1). За комнатой саркофага следовало обычно еще одно помещение для наиболее ценных даров. Комплекс храмов в Карнаке (Новое царство). На втором ярусе храма можно лицезреть рельефы, повествующие о жизни царицы.
Стены дворца были украшены барельефами и орнаментом. В квадратных колоннах эпохи IV династии слои известняка занимают вертикальное положение. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки). Храм разделен на три части, посвященных богам Амон-Ра, его жене Мут и сыну Хонсу.
Сегодня мы знаем только место, на котором стоял Мемфис. Храм плохо сохранился, но возможно было его реконструировать. Геродот писал, что Мени (Менее), первый властелин Египта, если судить по тем рассказам, которые слышал греческий ученый от египетских жрецов, построил дамбы и плотины и осушил землю для строительства города.
К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания— солнечный храм. Солнечный храм, как называли храмы в честь Ра, был построен фараоном V -ой династии Ниусером в Абусире и носил название «Тот, кто радует сердце». 35 фиг. В последнем случае получался так называемый псевдопериптер.
Свободная трактовка ансамблей, существовавшая в Саккара или Гизе исчезла. Перед новым пилоном были поставлены обелиски высотой в 23 м, частично сохранившиеся (табл. Стремление упростить формы и повысить силу воздействии привело к утяжелению пропорций и к предельной ясности общей схемы. 13). Знать часть использовала древесину.
Здесь же находились поместья египтян, храмы.
Они повторяют форму тех растений, характер которых хотели придать им строители. зодчий Имхотеп находит новое оригинальное решение для постройки царской гробницы. 39, фиг.
Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Позднее жилища простолюдинов стали возводить из глины, эта традиция сохранилась в Дельте и по сей день. Египетские конструкции (по Шуази и по Перро и Шипье).
Самой важной частью храма является гарбхагриха, т. е. По этим изображениям можно воссоздать картину земной жизни египтянина. Святилища эти расположены в один ряд, занимая всю ширину сооружения (табл. Каждая имеет открытый двор и святилище.
Линия фундамента крепости учитывала особенности рельефа местности. 42). В последнем случае получался так называемый псевдопериптер (Периптер (греческое — «оперенный») – тип храма, в котором заключенное в глухие стены святилище окружено колоннадой со всех сторон. Древний Египет (кратко рассмотрим историю этой страны) располагался в долине реки Нил. появляются первые буддийские архитектурные памятники-сооружения из долговечных материалов.
15). Внешность храмов — настоящий шедевр. Луксорский храм выполнен в виде прямоугольника, характерной чертой является полная симметричность сооружения.
16). Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. В центре Ахетатона, рядом с большим храмом Дтона, по обеим сторонам Царской дороги, возвышался большой, так называемый «официальный», дворец фараона. В каменоломнях блоки высекали несколько крупнее, чем нужно. Передний двор и пилон.
Тем не менее перед боковыми пилонами Херемхеб (1350—1330 гг. Пирамида была построена архитектором Имхотепом в честь фараона Джосера. Города располагались обычно на берегу реки или рядом с ней. Монументальное строительство было делом государственной власти. В обоих случаях около древних зданий было впоследствии сделано много пристроек. 57, фиг. Наиболее точно он отобразился в Храме Гора в Эдфу.
Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Одни бронзовые петли храмовых дверей весили несколько тонн. Основным строительным материалом древних египтян был камень. Оба города процветали тысячелетия, а Нехен был административным центром провинции. Мастаба V -ой династии – это уже достаточно объемное сооружение с множеством внутренних помещений, включавших несколько залов, кладовых, коридоров.
За этой «северной лоджией» находилось центральное помещение дома — столовая и одновременно приемная в холодное время года. 10 и 11). Похожая, но меньшего размера крепость, находилась и в соседнем Нехене (Иераконполь). Этот коридор вел в широкий горизонтальный проход. Они были жилищами богов и походили на жилище человека. При гробницах строили заупокойные храмы, где совершали обряды, посвященные погребенному.
Интересен заупокойный храм, включавшийся в ансамбль этой гробницы. В большинстве случаев специальных защитных сооружений не возводили. Передний зал.
2 и 3 и табл. Это изобразительное искусство и зародилось в Египте. Надземная часть гробниц царей и вельмож представляла собой прямоугольное в плане помещение для статуй богов и жертвенника перед ложной дверью в «вечное жилище» умершего. Вопрос о применении кружал остается пока невыясненным. Такие колонны и колонные галереи часто уподоблялись аллее или роще деревьев. Отделку основания и самой нижней части заканчивали в последнюю очередь.
26, фиг. Сведения о них мы почерпнули в основном из текстов и письменных документов.
Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей. Северная сторона дворца выходила на площадь.
Это была официальная резиденция фараона. Во всей своей красе архитектура Древнего Египта проявилась в строительстве храмов. до н. э. ), Плутарха Херонейского (46-120 гг.
13). Вокруг нижнего храма фараона Сенусерта II в Эль-Лахуне тоже существовал городок мастеров и ремесленников.
Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Иногда фасад имел колонны, часто так выглядела веранда, выходящая во двор. Специфической оригинальностью обладают предметы прикладного искусства, относящиеся к туалетным принадлежностям. Главным «куратором» работы этой «фирмы» был высший сановник фараона, его визирь.
Несмотря на колоссальные размеры портретных статуй (около 20 м высоты), превосходящих даже колоссы Мемнона, пропорции их выдержаны с поразительным мастерством. В целом композиция приобретает общую устремленость. Эти наклонные плоскости должны были играть особенно большую роль в Новом царстве при установке обелисков и монументальной скульптуры, которые в это время стали неотъемлемой принадлежностью храмов и представляли собой иногда большую тяжесть. 6). Но здесь эти источники письменности были недолговечны, они сгорели, как пылали собрания древнейшей в мире Александрийской библиотеки.
Скорее всего, внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени (прекрасный пример этого — гробница царицы Мернехт). Сказочные цветы колонны не выражали своей формой тектонических законов. Нагляднее всего рассказывают нам о дворцовой архитектуре древних египтян огромные саркофаги из базальта или известняка. В Египте существовало множество каменоломень, где добывали различные породы камня. В состав имен фараонов IV – V династии входит имя бога Ра» 18.
Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. исследователи имеют богатый исторический и искусствоведческий материал. 5). 3).
Он вырублен в скалах и кажется их естественным продолжением. до н. э. ) построил на главной оси ансамбля новый большой пилон (третий от входа), поставив его так близко к предыдущему, что боковое направление ансамбля стало как бы случайным и потёряло значение (табл. Поселениями особого характера и назначения были так называемые «города у пирамид».
Пилон зажимает портал двери и увеличивается карнизом с выкружкой. Кстати, раньше она имела еще и очень красивую облицовку, а верхушку ее украшало золото. Кроме пальмовидных, в храме представлены другие «растительные» колонны, с капителями в виде стилизованных папирусов и лотосов.
Колонна храма Тутмеса III в Карнаке. Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение. Новые города строились на месте старых, вот таким образом древние поселения и не сохранялись. С этой целью две группы колоссальных храмов разного времени, Карнак в северной части города и Луксор в южной, были соединены между собой мощеной каменными плитами дорогой, которая шла от храма Хонсу. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца— деревня Дейр эль-Медина, Кахун3, город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене4 и Миргиссе.
2 и 3). Генеральный план комплекса (а — большой храм Амона б — храм Хонсу в — храм Мут г — храм бога Монту д — дорога к Луксору е — восточная аллея сфинксов ж — аллея сфинксов, ведущая к Луксору з — аллея сфинксов идущая от Нила и — священные озера). — 3. Именно в Египте начинается история архитектуры. Особенность мусульманских мечетей – минареты иными словами башни (в переводе с арабского «маяк»), с которых служитель созывает верующих на молитву. 5).
Тыльное здание предназначалось для незамужних дочерей и служанок т. к. Три средних нефа выше бокового обхода и благодаря разнице высот освещаются сверху.
Рельефы Нового царства характеризуются появлением некоторой глубины в изображениях, частичным завоеванием иллюзорного пространства. Дворцовые ворота открывались с обеих сторон в средней части фасада, с правой стороны находились еще одни (третьи) ворота. 57, фиг. Фасад пилона обычно украшался гигантскими мачтами из кедра с флажками наверху. Ученые до сих пор открывают всё новые удивительные свойства пирамид. Даже внутренние дворики были, скорее, расширением и продолжением галерей, чем композиционными центральными местами планировки здания, площадками дальнейшего распределения или сбора.
Двери комнат и помещений также иногда выходили во двор. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. 1. Наружная стена лишена членений.
Засвидетельствованы также частые ограбления царских могил. Чтобы вода шла самотеком. Он очень упростился.
Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Самым распространенным камнем был асуанский гранит. Пирамиды Хеопса и Хефрена снаружи были облицованы отполированными известняковыми плитами и выглядели гранеными кристаллами на фоне ярко-голубого египетского неба и желтых песков. Доступ во двор был открыт всем. Крытыми колоннымигалереями эти дворики были окружены со всех сторон довольно редко.
Оба гипостильных зала пересекались семью такими проходами. Тут находятся знаменитые рельефы: «Сцены охоты на Ниле», «Погонщики ослов», «Перегон скота через реку». Не хватало древесины и для строительных работ. Развалины этого поселения были найдены археологами рядом с пирамидой Хефрена. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор.
Возможно, что и в данном случае эти павильоны служили культовому назначению. Появились геометризация и упрощенные формы, напоминающие формы Древнего царства. Кладка каменных блоков (храм в Абидосе). — 2 и 3. Он открыл новую страницу в архитектуре Египта.
Именно туда придет душа, после суда Озириса (египетский бог мертвых), для того что бы продолжить свою земную жизнь. До сих пор великое множество туристов приезжает посмотреть на египетские пирамиды. Форма ранней колонны вытекала из своеобразной символики, определившей все элементы храма.
Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть. Организация труда была очень высокой, на строительстве работали тысячи людей, но отдельные «команды» не мешали работе друг друга. Планировка городка в Эль-Лахуне была более упорядоченной, улицы располагались параллельно друг другу. Пирамиды Среднего царства имели внутреннее ядро, выложенное из кирпичей.
«Некрополи Древнего Египта располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой ливийской пустыни, которую египтяне нарекли Страной смерти ибо там, на западе, за горизонтом, скрывалось солнце» 10. Архитекторы эпохи Джосера, по-видимому, перекрывали каменными плитами пролеты длиной до 2, 7м, но не решались укладывать плиты крыши на архитравы такой же длины сдругой стороны, вполне возможно, что они сомневались в том, что не архитрав, а отдельно стоящие колонны, сложенные из мелких блоков, смогут выдержать тяжесть крыши. «Прямоугольная в плане территория ансамбля пирамиды Джосера была окружена монументальной стеной из прекрасно отесанных блоков белого известняка» 6.
1). В них стали жить и знатные сановники и жрецы, служившие культу усопшего фараона. Может были обнаружены изъяны в камне, которые не смогли обнаружить перед началом процесса изготовления.
Своду иногда придавали вытянутую вверх овальную форму (Рамессей). Вокруг святилища обычно есть круговой проход (закрытый с трех сторон проход), по которому верующие обходят Божество. В нижней части он был сложен из базальтовых, а в верхней – из известняковых блоков и покрыт золоченой медью. Они славили силу и мудрость фараона.
Этим объясняется необычная форма территории храмового комплекса (южная часть постройки имеет форму квадрата, а северная округла): согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат — силы Земли. Интерьер. Росписи Аджанты – выдающийся художественный памятник прошлого. В 1 половине XVI в. до н. э.
Было сооружено множество новых зданий, религиозных помещений. Каждому культовому помещению соответствовал свой прямой проход с двумя рядами колонн, дававший направление религиозным процессиям), шедшим к определенному святилищу. 14). Рабочие делились на две группы — на правую и левую, опять же по примеру речников.
Особенно знаменит своими росписями комплекс буддийских монастырей и храмов Аджанты, включающий в себя двадцать девять пещер, высеченных в скалистом берегу реки. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях. Размер пирамид уменьшился, материалы и способ кладки подверглись изменениям.
И эти бесполезные фермы вовсе не являются продуктом чисто декоративной фантазии их искусное построение доказывает, что они являются настоящими фермами, удовлетворяющими своему назначению, фермами, в которых умелое применение дерева и всего оборудования свидетельствует о многовековом опыте. Широкий размах храмового строительства XVI—XIII вв. Египетское искусство никогда не доходит до чрезмерной стилизации, вместе с тем в нем нет и признаков натурализма. Архитектор сумел здесь органически связать сооружения с пейзажем. На переднем верхнем дворе как бы снята передняя стена.
Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. 30, фиг. «Долина царей» (гробницы фараонов). Чем выше поднимаются ряды, тем меньше становятся блоки. В здании храма одновременно с повышением уровня пола потолок его делали ниже. Храм Хатшепсут является как бы переходным звеном к новому типу храма.
45, фиг. 3). Потолок расписывался звездами, летающими птицами изображениями солнца. Всю остальную территорию древнего государства занимала пустыня. В плодородной, очень длинной и узкой долине Нила, с обеих сторон окруженной пустыней, развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам древнего мира.
Они образуют сетку координат. К этому архитектурному приему египтяне пришли путем долгих исканий. Пальмовидные колонны потом получили большое распространение. (На облицовку пирамиды Хеопса потребовалось 115000 плит длиной 1, 5 м. До нынешнего времени облицовка частично сохранилась только на пирамиде Хефрена). Перед этим двором должен был размещаться громадный гипостильный зал (табл. Поверхность стен покрыта рельефами, не оставляющими свободным ни малейшего пространства. При входе стоят гигантские массивы пилонов, обычно представляющих собой высокую массивную стену (рисунок 47) с одной скошенной плоскостью. 3).
Дворцы, жилые дома строились из легких и недолговечных материалов. Века сменялись веками.
В некоторых случаях постройка сооружалась на платформе. Также часто встречаются пальмовые листы, заросли папируса, цветы лотоса5. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе.
В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге). Большое влияние на все стороны общественной жизни играла религия. Каждый новый период приносил значительные перемены в архитектуре.
Здание разделено на 33 помещения, в нм можно увидеть множество пилонов, сфинксов, посетить многочисленные лабиринты. Современным археологам известно 60 гробниц. Применялся древними строителями и песчаник.
Таблица 32. Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса. Отказавшись от культа Амона, Эхнатон объявил государственным божеством Атона (солнечный диск), перенес свою резиденцию из Фив, центра поклонения Амону, во вновь отстроенный им город Ахетатон (в районе современного поселения Тель-эль-Амарна) и переменил свое имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («дух Атона»).
Египетская загородная усадьба (реконструкция Шипье). — 2. 35, фиг. Ранний (второй) двор Аменхотепа III имеет относительно стройные и просторно расставленные, колонны (табл. К северо-западу от них шло ущелье с гробницами фараонов — так называемая «Долина царей». 37, фиг.
Впоследствии оба основных осевых направления ансамбля получили дальнейшее развитие. В эпоху Среднего царства (2134-1786 гг. К комплексу зданий дворца фараона примыкали постройки женской половины и тенистые сады.
Культ фараона – «сына бога», укреплял и узаконивал единовластие. Затем (при Тутмесе III) они были обложены снизу камнем так, что образовались каменные массивы. Состоит из трех огромных террас, располагающихся одна над другой. И в том и в другом случае композиция жилой усадьбы — замкнутая и асимметричная. 48, фиг. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии.