Иногда на них возвышается несколько сферических куполов, увенчанных крестами. Как бы ни спорили историки, все равно это около 988 года. Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю.
И Киев потерял влияние, как центр интеграции. Художник Н. Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Но мы стоим на пороге каких-то новых технологий. Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Впрочем, общее впечатление интерьера в Святой Софии Новгородской близко к Киеву. Первое помещение, притвор (в западной традиции – нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе.
Построен в середине 12 века. Русские же мастера прекрасно умели работать с деревом. Мелкие выступающие части окрашивают в белый цвет и они ярко выделяются на фоне красного кирпича. Собор относят к псковской школе русского зодчества. И, по сути, черниговская «купольная базилика» — последний представитель этого типа в византийской архитектуре. Иногда их соотносят с храмами Ярослава, упоминаемыми в летописи, а иногда нет, но в тех постройках, которые прослеживаются археологически: храме на Владимирской улице (перед нами) и храме на так называемой митрополичьей усадьбе, мы видим сложные структуры.
На следующем кадре мы с вами видим, какое количество реконструкций Десятинной церкви предлагалось в науке. Более того, летопись, говоря о строительстве Владимиром церкви (закончил он ее, согласно летописи, в 996 году, хотя некоторые считают, что церковь была освящена только в начале XI века), говорит, что он вручил всю эту церковь почему-то не митрополиту и даже не епископу, а корсунскому попу Анастасу, тому самому, который помог ему взять город. Это место, где обретают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Позже возникли шатровые и лукообразный купола.
Здесь князья принимали делегации послов из других стран. Местом для строительства обычно выбирали места, которые служили для поклонения идолам. Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре.
Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. Ордынцы, как и любое государство вело разведку в соседних государства. Сегодня в нем находится музей. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной. В это время на Руси мастера-зодчие практически все строили из дерева.
Летопись говорит, что храм был построен в 1037 году и, по-видимому, это так, так как на фреске лестничной башни, то есть самого дальнего угла храма, мы находим греческое граффито 1038-39 годов. Ритмично уходящие ввысь своды киевской Софии были увенчаны 13 главами. Здание храма, задуманное архитектором А. Н.
По-видимому, такую же роль играли и Золотые ворота в городе Ярослава, в Киеве. Приказ князя Мстислава Владимировича явился первым шагом к началу строительства храма в середине XI века. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи). Интересным в Горской ротонде является внутреннее убранство – фрески выполнены в стиле итальянской школы живописи, возможно, учениками Джотто.
Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. Храмов на Руси было много. Когда открыты Царские врата, за ними можно увидеть престол – освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом Антиминс – плат с вшитыми частицами святых мощей., на котором стоят священные предметы для богослужения.
По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма, по другой широко известной версии, Барма и Постник – два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. В этом городе довольно неожиданно можно встретить древний храм 1144 года – Успенский собор. Кстати, костел находится неподалеку от площади Старый Рынок, центра княжеского Львова. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. И в раскопках этого храма мы находим очень похожий профиль.
В той же статье упоминается еще одна постройка Ярослава. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Следующий чин, праздничный, рассказывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д. ).
Среди таких приемов – шатровые перекрытия, а также восьмерик на четверике – эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы. Кафедральный православный храм Владимирской епархии также государственный музей. В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой.
Эти трофеи будут античными статуями и изображениями коней. Был построен в 1837 году по проекту архитектора Е. Д. Тюрина. Сегодня это действующий храм УПЦ МП. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. Если мы с вами посмотрим под купол на подпружные арки, они все в мозаиках.
Храм является воплощением строгой и мужественной красоты и находится в удивительной гармонии с северным пейзажем. Методом обложения выходом после разгрома основных сил. Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников.
Это церковь на Золотых воротах. XI-XIII века стали периодом строения Пятницкой церкви в Чернигове. В то время, когда Москва была еще небольшим княжеством, на месте Благовещенского храма располагался древний собор.
Один из интереснейших памятников древнего Киева. Причина понятна: финансовые ресурсы князя были не бесконечны, а храм хотелось построить в какое-то обозримое время. Это Спасский собор, который перед вами предстает здесь в виде плана. Он был построен в период с 1753 по 1762 год (архитектор С. И. Чевакинский) на морском полковом дворе на месте деревянного храма, вмещает около пяти тысяч человек. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точечные опоры.
Эскизам была присуждена бронзовая медаль. Наибольшего своего расцвета достиг во времена Ярослава Осмомысла, который воспет в «Слове о полку Игореве». И когда например жгли Киев соседи потирали ручки. И это не значит, что это строили те же мастера, что строили Десятинную церковь, пришедшие из того же центра. Царские врата – не единственные проходы. Главы венчаются крестами.
Довольно большое монументальное здание имеет, однако интересный план «купольной базилики», некогда очень важный для Византии, — вспомним, что и Святая София, главный храм Византийской империи, в конце концов — это «купольная базилика», — но для IX–XI веков уже, конечно, крайне архаичный и почти позабытый. А хоры храма были очень важны, так как это место, крайне значимое для заказчика. С востока к основному объему примыкает алтарная часть. Не оштукатуренные стены придавали храму лёгкость и своеобразную нарядность. Ну три метра, чуть больше, но вряд ли сильно. Зато возводятся небольшие строения, скромные размеры которых компенсируются большим количеством украшений.
И еще важно отметить, что крестчатый столп, который стал основой русской архитектуры, начиная с Десятинной церкви, был повторен не только в Софии Киевской, но и в других постройках Ярослава. Для его возведения были приглашены русские зодчие из Пскова.
Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины. Все эти храмы традиционно сохраняют трехчастное (или двухчастное) символическое внутреннее деление и в устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления следуют глубоким духовным истинам Православия. Особое распространение получают красочные поливные изразцы. Сейчас в костеле музей древнейших памятников Львова. Начнем с Чернигова, с собора Мстислава. Хоры Софии Новгородской предназначались, очевидно, тоже для князя, но одновременно и для новгородского владыки, епископа или архиепископа (тут у ученых идут споры).
Выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Сколько это может быть. Это значит, что данный конструктивный принцип на Руси, где он должен был заменить мраморные колонны (во-первых, так как колонн было не достать, а во-вторых, так как крестчатый столп позволял перекрыть намного большие пространства), становится базовым для русской архитектуры. Высокий иконостас – своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, – появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. Как известно, Львов был основан еще Даниилом Галицким и назван в честь его сына Льва.
Если мы приглядимся к тем местам, на которых стоят эти купола, мы увидим, что галереи изначально пристроенные к храму (а в этом сомнений нет), закрывали практически полностью боковой свет на хорах храма. Всходы обрамлены широкими парными пилястрами. У него печальная участь.
Строили под руководством греческих мастеров-зодчих. Но есть и другое объяснение. То есть стены храма уже начали строить, план его был заложен, но кто и когда его достроил.
Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих. Реконструкций Десятинной церкви большое количество. Но не менее интересны и другие моменты.
Вы просто добавляете еще и еще ячейки к существующим, т. е. Ты это бросай задорнивщину.
Сюда же можно отнести Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) – сегодня это село Ленинградской области. Такая же полукруглая скамья, кафедра использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Симптоматичен синтез старого и нового в ансамбле Троице-Сергиевой Лавры. Вот таким образом абсолютно естественно, что эта технология была тоже привнесена сюда из Византии.
Звонница – стена, построенная с той же целью. Только где-то на окраине, в провинции вдруг возникают такие вот «купольные базилики». Очень хорошо и подробно храмостроительство на Руси описано в труде Михаила Кеслера. Подвергшийся разрушениям храм Параскевы Пятницы в Чернигове в годы Великой Отечественной войны, был отреставрирован в своём первоначальном облике.
Это церковная утварь и священники, которых он привезет.
На ней изображены три всадника в развевающихся плащах: в центре – Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона, справа и слева – всадники с копьями, а за спиной одного из них сидит ребенок. Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги. Композиция развивается с запада на восток, от входа – к алтарю. Главы собора имели первоначально полукруглую форму, но в 1736 году были переделаны.
Безупречный облик храма объясняется автором его воздвижения – зодчим Петром Милонегом. Красота Десятинной церкви поражала воображение современников. Снаружи это полукруглые пристройки – апсиды. Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. равноапостольный князь Владимир Креститель «нача ставить по градам церкви» распространяя христианство.
В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь». Самый верхний ряд – праотеческий – посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др. ). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045 – 1052) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 – 1130) в самом Новгороде. Греческие священники, проповедовавшие православие на Руси еще со времен бабушки князя (кагана) Владимира св.
В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Особое место среди архитектурных памятников Московской Руси занимает построенный в XVI в., Но уже во времена царствования Ивана Грозного, Покровский собор, более известный под названием собор Василия Блаженного. Мы к этому вопросу еще вернемся.
Каждый стольный или хотя бы крупный город имел их несколько. В городе и его окрестностях сохранилось 2 церкви, памятники древней Руси в Украине.
Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Крещение Руси стало серьезным толчком для развития русской церковной архитектуры.
И вот один из исследователей, Армен Юрьевич Казарян, даже выдвинул гипотезу, что такой странный план храма специально был создан, чтобы разместить на нем тринадцать куполов. Это впечатление складывается даже не столько из-за размеров храма, поскольку он не выглядит большим, а выглядит, наоборот, как множество небольших ячеек, а это величие складывается из декорации, так как это единственный древнерусский храм, где в таком объеме была применена мозаика. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. В 1930 году храм стал патриаршим собором.
Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске – лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191 – 1194). Первым каменным церквям на Руси основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Подобный саркофаг был у его сына Ярослава. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте.
Но очень интересно, что практически одновременно с этим собором строятся постройки императора Константина Мономаха, в частности, его любимый храм Святого Георгия в Манганах в Константинополе, который он любил так, что перестраивал два раза. И именно для них и строится первый храм на Руси, Десятинная церковь. Вот таким образом в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Сказано, что после Софии он заложил Золотые ворота.
Но почему все же такой странный план у этого храма. Так же в Киеве находится всемирно известный Успенский собор Киево-Печорского монастыря. Если в Софии Киевской пять апсид, что давало возможность сделать при желании пять алтарей, то здесь апсид только три, а боковые «нефы» заканчиваются, по сути, ничем — прямой стеной. Будем считать, что 1037 год — это год окончания строительства храма.
А во внешнем оформлении собора имеются живописные рельефы и статуи. Дело в том, что из летописи мы знаем, что храм не был достроен Мстиславом. Другой вариант ориентируется на Спаса Черниговского и реконструирует храм в виде «купольной базилики».
Уже мастер петровского времени И. П. Зарудный, воздвигая в Москве церковь во имя Архангела Гавриила (Меньшикова башня), сочетал традиционные для русского зодчестваXVII века ярусность и центричность построения с элементами барочного стиля. Могучий барабан центральной главы прорезан 12 высокими окнами. Кроме того, здесь хранилась государственная казна великих правителей. Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля. В 1484 году началось строительство нового здания.
Собственно говоря, она упоминается самой первой после Софии. Убранство храмов и основные принципы их строительства пришли к нам из Византии. Почему невозможно было создать другое пространство. Он был построен между 1115 и 1123 годами. Это древнейшие здания Львова.
Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками. Ниже, в пророческом чине изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил).
Наиболее значимые каменные сооружения строились иноземными зодчими (греками, а в средние века – венецианцами). вы берете какой-то план за основу и начинаете его развивать.
Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторонам христианского вероучения – таинству евхаристии (благодарения, причащения), в котором участвуют апостолы и Богоматери. Если мы войдем с вами в алтарь, то увидим внизу мраморы, а наверху мозаики. Это разные государства.
Его неофициальное название — Десятинная церковь. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества. Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные.
Первый древнерусский каменный храм возвели в Киеве. И это несколько удивительно. Он расположен на Красной площади в Москве и все видели хотя бы его изображения. На этом месте стоял небольшой храмик. Но на самом деле основа этого храма, несомненно, древняя.
Светло-жёлтый тонкий кирпич использовался в качестве строительного материала. И монголы были и Орда была. И здесь мы с вами тоже видим такое соединение столичного и провинциального. Если конструкция храма крестово-купольная (см. Плинфа — это прародитель кирпича. В нем был похоронен казачий атаман Иван Подкова, который еще при жизни стал легендой.
Что интересно, в церкви сохранились древние средневековые надписи на стенах. К сожалению, ничего мы не знаем и о других постройках Владимира. Каждый ученый настаивает на своей.
При освящении собор назван морским, так как в нём отмечались победы российского флота. Халки — это значит «бронзовый», бронзовые ворота, главный парадный въезд во дворец, на котором был изображен образ Христа, замазанный иконоборцами и потом снова открытый. Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Особый проход в центре иконостаса – двустворчатые Царские врата, символ райских врат.
Он никогда не закрывался. В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля). И не случайно, что в Новгороде, который очень быстро приобретает особый статус, статус, по сути, города-республики, который лишь приглашает князей для военных и других нужд, Софийский собор становится не только символом города, — как новгородцы говорят: «Умрем за Святую Софию», — но именно архиепископским собором, в то время как уже довольно быстро князь вынужден будет на другой стороне Волхова построить себе другой собор, в чем-то, так сказать, противоположный Святой Софии.
В итоге получился огромный подземный собор, вмещающий 2000 человек. И главное, что за ними действительно скрываются своды другой формы, так что некоторые считают это признаком западного, романского влияния. – «прошение, моление») – сакральная иконография как минимум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам – Богоматерь и Иоанн Креститель, обращающиеся к нему с заступничеством о человечестве. Некоторые композиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI – XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества.
Только вот с игом было не все так однозначно. Она была построена около 986-996 годах. Откуда их привезли — загадка.
Только за ними прячутся, напомню, не каменные своды, а деревянные хоры. О формах храма нам остается только догадываться. Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Каждый храм является образным воплощением догматического учения Церкви, наглядным и осязаемым выражением всей полноты Церкви Христовой, где соединены в одно целое небо и земля, Церковь торжествующая и Церковь воинствующая, лики святых и прибегающие к их молитвенному предстательству живущие на земле члены Церкви.
После утверждения христианства на Руси начали строить древние соборы из камня. Но в 1240 году она была разрушена в ходе наступления армий Батыя на Русь. Во-вторых, с фасадов максимально исчезают ниши: их значительно меньше, чем в Киеве.
На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Далее следует основной объем, неф, – символ Ноева ковчега и святилища скинии. Но к эпохе Ярослава относится еще одна интересная постройка, но уже не в Киеве.
Построена около 1194 года Романом Мстиславичем, отцом Даниила. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1136 – 1156). Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован. И по странному контрасту, на остальных стенах храма просто фрески, ни мрамора, ни мозаики. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева.
Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы. Это крещение Руси. Нужно смотреть на происходившие процессы со стороны живших тогда людей их менталитета и их воззрений. В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство.
По сути осколки древнерусского государства вошли в состав нового государства Золотой Орды на правах как бы сказали сейчас субъектов федерации. Началось оно после принятия православия. Креститель Руси св. Раскопки начались еще в XIX веке. В 1998 году храм был в последний раз отреставрирован, тогда он приобрел современный вид.
Снаружи он украшен яркими куполами и мозаичными иконами, колокольня установлена между двумя «дивами», а внутри стены покрыты фресками, вырезанными прямо в меловой породе. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов.
Про часть этих храмов мы, к сожалению, просто не можем сказать, что это за храмы. Надо заметить что с точки зрения средневекового человека, например для киевляника, рязанец не был ни братом не сватом. Почему простой корсунский поп становится первым главой русской церкви.
Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Поражает внутренний интерьер церкви. XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. Ядро то же, что в Софии Киевской, скажете вы.
К концу XVII века постепенно вторая тенденция оказывается господствующей. Она символизирует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево. Но если мы приглядимся внимательнее к деталям, мы увидим странную вещь. Так одним из самых известных храмов является Софийский собор в Киеве. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.
По-видимому, отчасти это те же мастера, которые строили Софию Киевскую. Некоторые из храмов Руси были, возможно и масштабнее византийских. Но мне кажется, в таком случае получается, что хвост виляет собакой. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр.
Ниже изображаются пророки и апостолы. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были фрески. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержителя (по-гречески – Пантократора), то есть Владыки мира. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Но, с другой стороны, ранняя история русской архитектуры имеет четкий момент начала.
Сейчас этот памятник находится в черте города. За южной дверью помещается диаконник – помещение для хранения церковной утвари и одеяний. Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве.
Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. Первые храмы, упомянутые в исторических трудах, были построены в городе Киеве. и соответственно произошла дезинтеграция государства с центром в Киеве. Это первый крестово-купольный храм Древней Руси. Если в средневизантийское время требовалось построить большой храм, а требовалось это очень редко, так как византийцы обладали большим количеством очень крупных храмов и в них не нуждались, так вот, в такой ситуации византийцы пользовались методом, который исследователь византийской архитектуры Роберт Оустерхаут назвал термином «метод умножения ячеек». Приблизительная дата строительства – 1260 год.
В том же виде дошла до сегодняшних дней. Боковые входы в храм – очень большие, разделенные колоннами на три части сверху расположены полукруглые окна.
Она уникальна тем, что сочетает в себе привычный для Руси византийский стиль с романским. Полное наименование – Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Иконостас состоит из нескольких ярусов или чинов. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. В середине 11 века начался закат исторической эпохи известной нам как Киевская Русь. Во-первых, глав здесь значительно меньше, чем в Киеве.
Самой яркой является Пантелеймоновская церковь в Крылосе, селе под Галичем. Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами. Они исходят не только из византийских памятников, но и из тех памятников, которые потом появляются на Руси через 30, 40 или даже через 70 и 100 лет после Десятинной церкви. Венчает храм огромный золотой купол с маленькой главкой наверху. Некоторые из них сохранились еще с княжеских времен.
Вот таким образом большое строительство в настоящее время не ведется. А вот сюжетно расписанный шатер – единственный в России. В 17 веке была реставрирована и приобрела черты украинского барокко. София Новгородская — это уменьшенная копия Софии Киевской. Но не менее важны другие трофеи. Один, самый базовый вариант — это реконструкция церкви на четырех или на шести столпах, которые восходят к собору Киево-Печерской лавры, о котором мы поговорим с вами в следующий раз. Самый важный ряд – тот, где размещен деисус Деисус (греч.
Таких пристроек может быть одна, три или пять. Впоследствии храмы начали строиться в других городах – Новгороде, Ростове и других. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София.
Каждый раз ему казалось, что храм слишком маленький и недостаточно красивый. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. В разговорной речи главы часто называют куполами. Вводились и новые мотивы. На северной стене сохранилась единственная фреска с редким сюжетом, давшая название храму.
Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом. Какая же из них правильная. На южной, восточной и северной стенах изображены главные события священной истории.
Именно благодаря ей мы сегодня видим видим храмы и церкви такими, какие они есть. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Наряду с храмами Ирины и Георгия возникают другие.
Эта церковь — первый православный храм на Руси. Храм занимает всего 5, 5 м в длину и 3, 5 м в ширину. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконография – «Отечество» : с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. И не подумывали прийти на помощь. Таким образом решалось две задачи – устранялись старые святыни и возводились новые.
На плане здания они образуют фигуру креста, над центром которого возносится большой купол. Здесь не очень много камня, но много древесины. Если мы зайдем внутрь храма и отвлечемся на секунду от позднего иконостаса, который немножко мешает нам воспринимать интерьер (так как, напомню, византийская и древнерусская алтарная преграда была невысокой и не закрывала конху, что мы с вами еще увидим в Софии Киевской), то надо обратить внимание в интерьере на этот основной принцип купольной базилики: на пары колонн и, соответственно, арки между ними в двух ярусах, первом и втором.
Но если мы приглядимся внимательнее к деталям, а, как всегда известно, кто в них кроется, то мы увидим здесь с вами некоторую разницу. Может быть, это связано именно с Корсунью, с Херсонесом. Рядом с собором стоит четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов. На западной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, – пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). различных форм – шлемовидные или луковичные. – столпов Церкви: мучеников, святителей и преподобных.
Вроде бы практически различий нет: тоже пять условных нефов, тоже, так сказать, с запада два поперечных нефа. Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма — Киевской Софии. Вот таким образом работы велись с размахом, а по высоте грандиозное сооружение превзошло Софийские соборы Киева и Новгорода. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. И метод был единственный в то время.
Храм построен в стиле ампир. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым».