От главного храмового комплекса идет уличная застройка крестьянскими домами. Стены укреплялись «вежами»— башнями иногда на каменном фундаменте. Каменное строительство получило определенное развитие с кон. На этом цоколе, как на пьедестале и была воздвигнута церковь.
В связи с этим в монастырях начинают строиться крупные столовые – трапезные. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объем. В Новгороде Софийский собор (1045 – 1052 гг. ) возвели из одного местного известняка, храмы в Приднестровье – наоборот, строили преимущественно из кирпича, поскольку его производство было дешевле привозного камня.
Традиционные основы искусства деревянного зодчества свято оберегались каждым последующим поколением мастеров и вместе с тем оттачивались и отшлифовывались на протяжении веков, впитывая в себя также достижения мировой архитектуры и преломляя их сообразно незыблемым заветам дедов и отцов. Соразмерность зданий их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов. Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как «золотое сечение» в Средиземноморье, притягивали взор человека.
Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века. Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства.
Между тем поперечная рубка, т. е. Центральный четвериковый объем покрыт шатром на крещатой бочке с пятью декоративными главками и окружен прирубами с трех сторон. Важнейшую роль в создании нового образа храма сыграло использование элементов ордера, дополненных пластическими формами из терракоты и белого камня – отдельными деталями (например, украшения на закомарах Архангельского собора в Кремле) или резными порталами и наличниками.
Страна была в это время разделена на две части между сыновьями князя Владимира – Мстиславом и Ярославом. Да, такой больше нет и не будет. Уже на первом, так называемом домонгольском, этапе (X-XII вв. ) отечественное зодчество имело местные особенности, выражавшиеся, в частности, в используемых материалах. Разной была и украшающая дома резьба. Пластины эти кладутся внахлест, на 22 купола Преображенской церкви — 30 000 таких пластин.
Храм очень красиво вписывается в окружающий пейзаж. Сколько нужно было уменья и навыка, чтобы «справлять» все дело одним топором. Его декоративной системе присуща насыщенность форм идущих не только от итальянских прототипов, но и от готических в ренессансной трактовке (высокие остроконечные фронтоны над входами, окнами и пр. ) известных по постройкам Петрока Малого (например, церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском), что исследователи объясняют участием в его сооружении мастеров из Западной Европы. Вот таким образом исследователи предположили, что изображение это писано западноевропейским или скандинавским мастером в 1144 году (или около этого года).
В простенках между окнами здесь помещались не апостолы и не пророки, а мученики, похода «за веру христианскую». Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое. оказались утраченными.
Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. В договоре Кн.
Прошло два года и храм был уже выведен до самых сводов. Архитектурные традиции, сложившиеся здесь к тому времени, значительно обогатились за счет технических приемов и художественных форм, привнесенных приглашенными романскими мастерами. Увековечить эту победу поручили гениальным зодчим Барме и Постнику. Такие строения и сегодня можно встретить по нижнему и среднему течению реки Мсты.
В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Многое привнесли иноземцы в технологию строительства (усовершенствование изготовления кирпича и раствора иная кладка камня, применение железных связей и пр. ), в конструктивные (различные виды сводов и т. д. ), художественные решения.
Огромную роль в жизни страны сыграли монастыри. Наиболее раннее из творений фряжских мастеров в Московском Кремле – Успенский собор (1475 – 1479 гг. ). Этот храм вызвал к жизни множество повторений, наиболее схожи с ним Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря (1524 – 1525 гг. ), Софийский в Вологде (1568 – 1570 гг. ), Успенский в Троице – Сергиевом монастыре в Сергиевом посаде (1585 г. ).
Один ярус, другой, третий, четвертый. Человечность образов фресок поразила итальянского зодчего. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах.
Что же касается памятников древнерусского деревянного зодчества, то мы видим эту красоту прежде всего в правдивой, натуральной и ничем не приукрашенной поверхности бревенчатого сруба, в контрастных сочетаниях отдельных деталей и крупных частей здания. Например, на Новгородской земле в XI – XII вв. А потом случилось неслыханное дело — затряслась земля.
Развиваясь, оно прошло большой и сложный путь, отражая своеобразные социальные условия жизни народа. В 1899 и 1904 гг.
Первые сооружения, в облике которых осознанно прозвучали эти мотивы, – Теремной (1635 – 1636 гг. ) и Потешный (иначе палаты Милославского, 1652 – 1659 гг. ) кремлевские дворцы. Иноземные новшества получили развитие и в столпообразных шатровых храмах (завершение здания в виде высокой многогранной пирамиды).
Все в крестьянском доме было продумано и функционально. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом. Основным видом городских укреплений были городские стены. Лотоки покоятся на сучках, оставленных на быках. И как раз Новгород славился уже с древнейших времен своими искусными плотниками. Для той эпохи это было невиданное по масштабам строительство. Под храмом, между сваями, гулял ветер, ускоряя его просушку после наводнения.
зодчие Барма и Постник Яковлев). Успенский собор. В романском стиле отразились древние христианские и языческие представления. В Петербурге классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-х годах, его мастерами были Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги.
Внутри сохранился замечательный резной иконостас. 1036). Павшие владимирские воины (и среди них княжич Изяслав, сын Андрея Боголюбского) и должны были быть сопричислены при этом лику мучеников.
Москва). Коваными — значит, четырехгранными в сечении.
Так, в основе киевской Софии лежал пятинефный принцип, но в то же время храм отличался большим своеобразием – имел тринадцать куполов над сводами, а не дошедшая до нас Десятинная церковь (первое каменное здание Киева) – имело 25 куполов. Другой способ соединения уже не по округлому, а «в зуб» или «в лапу», по-старинному «в шап», причем выпускных концов нет, а самые концы бревен каждого венца должны быть так вырублены, чтобы схватиться друг с другом как бы зубами или лапами.
Церковь Николы Чудотворца – четырехъярусная: на четвериковом основании поставлены три уменьшающихся к верху восьмерика. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове.
Они украшались красивой резьбой. ". Средний шатер поднимается над боковыми, но не господствует над ними, не давит на них. Преображенская церковь поднимается на 37 метров — это высота 11 -этажного дома. Из древней фресковой росписи собора осталось очень немногое.
Топор в руках северного плотника — поистине универсальное орудие. Очень интересна архитектура этих зданий. Здание возведено на высоком подклете, окруженном со всех сторон галереями- гульбищами.
В Покровском храме нет полной симметрии (как, например, в готическом соборе с его двумя одинаковыми башнями, окаймляющими фасад), но здесь найдено единственно живое равновесие частей. Кресты на главах были тоже медные, вызолоченные через огонь. По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетах или в два этажа.
Высота грандиозного собора, сооруженного в византийской традиции, равнялась 55 м, а длина – 37 м. Рядом с главным куполом возвышалось еще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Когда-то в далекие языческие времена карелы называли так место для игр, кижат, вернее, языческих старообрядовых игрищ. В большинстве случаев обходились без них, вырубая декоративные украшения прямо на конструктивных частях, например, на косяках дверей и окон, на столбах крылец. Каждой их группой, принадлежавшей к той или иной архитектурной школе, руководил главный мастер (в летописях "архитектон"), с именем которого связано авторство возводимых ею зданий.
Среди роскошного узора из густых упругих ветвей, листьев и цветов, гроздей винограда мастера помещали фантастических птиц, львов, похожих на добродушных улыбающихся котов, русалок, которые по крестьянским поверьям охраняли живущих в доме от злых сил. Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре.
Уже к концу XII века город заметно преображается. В 1485 году начинается сооружение стен нового Кремля. Помимо каменных церквей были широко распространены и деревянные. Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в. ) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром. Лик его полон мужества и стойкости.
Это своего рода вид особой деревянной черепицы. Путь дождевой капельки от креста центральной главы до земли может рассказать о многом. В центре Кремля высится Иван Великий – церковь-столп со звонницей наверху. Не следует путать с ним и произведения русского модерна. А вот описание терема из сборника «Древних российских стихотворений» Кирши Данилова: Три терема златоверхие, Да трои сени косящаты, Да трои сени решетчаты, Хорошо н теремах изукрашено, На небе солнце, в терему солнце, На небе месяц, в терему месяц, На небе звёзды, я терему звёзды, На небе заря, в терему заря – И вся красота поднебесная.
Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба. Здание собора по стилю близко владимирской архитектуре, с характерными для нее узкими щелевидными окнами, куполами-шлемами, строгими, белокаменными стенами с аркатурным поясом. Одна из самых знаменитых деревянных построек – Преображенская церковь на острове Кижи (Онежское озеро). 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положивший начало новому жилищному строительству, положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва. В них были устроены щели для стрельбы по противнику— «скважни».
Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу. Но в 19 веке новые веяния достигли и этих отдаленных земель. Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство.
В XII веке утвердился тип крестово-купольного храма. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. К сожалению изображение это в годы Великой Отечественой войны было утрачено. Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке стала церковь Спаса на Нередице (1198). Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва.
Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. Как главы и их шеи, так и бочки покрывались особой деревянной чешуей, называвшейся «лемехом». Дома «двужилые», то есть двухэтажные. Еще лет 20 назад придумал он такую механику, что на 35 футов передвинул колокольню со всеми колоколами. Пока же у нас нет данных даже для приблизительных и гадательных предположений. Особенностью отечественной архитектуры последней трети XV – начала XVI в. стало обращение к искусству наиболее развитой из европейских государств Италии – родины ренессансного стиля.
Срубы ведь обычно конопатили (и конопатят до сих пор. ) — кто паклей, кто мхом. Самые. Покровский собор нередко сравнивали с индийскими храмами. «Бочкой» перекрывались обыкновенно алтари и притворы, а иногда она служила и подножием для глав.
Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. План ее похож на четырехлистник, в каждом "лепестке" которого – притвор с главкой. После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены.
Фасад не делился на прясла, порталы и окна ничем не украшались. Всё конструктивно-функциональное делается одновременно архитектурно-художественным. На дворах упоминаются хозяйственные постройки: баня, клети (1016 г. ), медуша (997 г. ), медвьница (1175 г. ), бретьяница (1146 г. ), бражнеца (XIII в. ), скотница в смысле сокровищницы (996 г. ), погреб (1136 г. ), житница (XII в. ). Конструктивное устройство отдельных частей храма в виде прямоугольных срубов, абсолютно тождественных по рубке с обыкновенным жилищем, требовало и тождественного потолочного перекрытия по «матицам» или иначе балкам, либо «прямью», либо «в косяк».
А. В. Площади монастырей разрастаются. Пребывание иконы во владимирских войсках во время похода на Волжскую Болгарию (1164 год) предрешило в глазах современников его победоносный исход. Покровский собор. На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения.
Готовых форм для главы в дохристианском деревянном строительстве на Руси не было и приходилось брать их с храмов каменных, но уже самое устройство потолочного перекрытия и кровель деревянного храма обрекало главу на роль чисто декоративного придатка. Интерьер храма очень невелик: 8, 5 х 8, 5 метров при очень значительной – 41 метр – высоте. Это для того, чтобы чешуйки стояли точно и крепко, не ворочались.
С интересом рассматривал итальянский мастер непривычную для себя архитектуру. Судьба русского деревянного зодчества, как и всей русской традиционной культуры, сложна и трагична. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города.
На Руси до 18 века не знали скульптурных памятников. А был ли он.
Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. Чудесным произведением древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли. Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. В Новгороде с сер. Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг.
Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. На настил ставили амбары, ледники. Идеалом «преукрашенности» и выражения величия является многоглавие и значительная высота храмов, достигавших, даже с современной точки зрения, размеров поистине колоссальных.
Отечественное строительное искусство XVI в. также испытало ренессансное воздействие. Войдя внутрь Успенского собора, архитектор остановился. Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья. Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы – четырехстенки, топившиеся «по-черному» из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей.
Исключительную ценность представляют иконы собора, например, «Владимирская Богоматерь» византийского письма XI века (ныне хранится в Третьяковской галерее), «Святой Георгий» — работа новгородского художника XII века с изображением «Богоматери Одигитрии» на оборотной стороне. Конструкция и нынешней северной кровли избы отличается необыкновенной прочностью. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море.
Внутри храма нет хор. Двадцать два купола имеет Преображенская церковь. Стены укреплялись «вежами»— башнями иногда на каменном фундаменте. Крыльцо на два всхода – приглашение войти в храм. Софийский собор в Киеве, построенный в XII веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода.
Основной элемент любой деревянной конструкции – бревно – определял и пределы и возможности творческого поиска строителя, какое бы он здание ни строил – простейший четырехугольный сруб крестьянской избы или сложные объемные композиции княжеских ансамблей и шатровых церквей. Ритмично уходящие ввысь своды киевской Софии были увенчаны 13 главами.
Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма. Часто сруб ставился на валуны. Различные высоты срубов или клетей, требовали их отдельного кровельного покрытия. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В стиле барокко строили известные зодчие – Растрелли, Ухтомский, Чевакинский, Квасов и др. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. Суслова.
Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. «На избушке» второй половины XIX в. – овин традиционный и простой по форме: перед входом имеется помост на консолях и большой свес с крыши для защиты от дождя. В широкий равнинный пейзаж, пересекаемый мягкими очертаниями холмов, древние русские церкви вписывались как необходимый завершающий вертикальный акцент среди волнистых линий. Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Святой Георгий почитался как покровитель воинов.
Второй – дом ставился на высоком подклете, который отделял жилую часть от поверхности земли воздушной подушкой, своеобразным теплоизолятором и одновременно воздух изолировал жилье от влаги идущей от земли. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. Но, нарастая к центру, башни не образуют пирамиды. Врубку «в обло» можно наблюдать только в очень старых зданиях и деревенских избах.
На местных диалектах спальня именовалась одриной (945 г. ), ядрицей (XI в. ), ложницей (XI в. ), постницей (XI в. ), покоищем (1097 г. ), плотницей (1175 г. ). По образцу киевского храма выстроены соборы Св. Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей. Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки. То, что снизу представляется чешуйкой, на деле довольно большая (до 40 сантиметров длиной), вытесанная топором пластина, выпукло круглящаяся, ступенчато сужающаяся книзу.
Значение их главным образом чисто декоративное. И слово «страда», которым народ окрестил пору летних работ, нигде не приобретает такого буквального смысла, как именно на Севере, где короткое лето – действительно «страдная пора». На иконе он изображен юношей в доспехах на золотом фоне. Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Последнее слово можно слышать местами и до сих пор. На первых порах наряду с духовенством, основным заказчиком и финансистом строительства, а потом содержания церкви, был князь (с конца XII в. – еще и бояре, купцы, ремесленники, позже городские общины, в складчину жители слободы или улицы).
Рельефную резьбу по дереву называют корабельной. (кстати, прямоугольная планировка некоторых из них также объясняется ренессансным влиянием). Кроме того, в московских артелях работали мастера из Белоруссии, Украины, стран Европы.
Церковь Покрова Богородицы на Нерли. В середине XVI в. одновременно с варьированием итальянских мотивов во внешнем и внутреннем оформлении наметилась тенденция возврата к раннемосковским традициям (устройство высоких арок, завершение здания пирамидой из ярусов килевидных закомар, кокошников и пр. ). В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. В ряде музеев подобного типа созданы так называемые «ожившие экспозиции», где мастерицы заняты вышивкой, плетением и прочими радующими женские сердца ремеслами. Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры.
Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова. К концу XVI века в стране насчитывалось до 200 монастырей. Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. Эти церкви были деревянные, что видно из летописей, называющих их «срубленными» и отметивших, что все они сгорели. В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок.
Изменился способ включения в декор изразцовых вставок. Между тем здатели (строители) и плинфотворители (изготовители плинфы) пользовались большим уважением их труд хорошо оплачивали. Они поначалу буквально ошеломляют. Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос. Давид считался одним из пророков, предвозвестивших божественную миссию Марии.
В той же летописи под 882 годом в рассказе об убийстве Олегом Аскольда и Дира упоминаются еще две церкви – «божниця святаго Николы» и «святая Орина». В них были устроены щели для стрельбы по противнику— «скважни».
Русские храмы в стиле барокко обычно высокие, с легкими изящными контурами. Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Правда, наиболее древние из них не заходят далее начала XVI века, а в безусловно сохранившемся первоначальном виде дошла до нас только одна церковь этого столетия и то самого конца его, но формы древнейших памятников деревянного зодчества отличаются таким поразительным совершенством, такой ясностью, простотой и логичностью конструкций, что нужны были века для того, чтобы народное творчество их выработало. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров.
Русские мастера умели строить простые, удобные избы (прежде говорили не строить, а рубить, так как работали только одним инструментом-топором). Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках.
В 1918—1923годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Не приветствовалось ничего лишнего. Ныне существующие соборы стоят на месте более древних. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове3.
При этом капилляры дерева сжимались и оно меньше впитывало влаги. Князь приглашает зодчих из Галицкого княжества из Польши и других европейских стран. Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и святых. Церковь Вознесения в Коломенском. Это восьмигранная башня с целой гроздью декоративных главок. Отсутствие пилы в древнем строительном искусстве можно проследить повсюду. Зодчие нарушили веление царя – построить восьмикупольный храм.
Софии в Киеве игравшем роль главного храма православной Руси. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Перекрытие производилось обычно на два ската. Такой простейший тип храма видоизменялся в зависимости от местных условий и нужд, а также благодаря соревнованию в «преукрашенности», не выходившей, однако из тесного круга декоративно-служебных форм народного искусства, выраставшего медленно и постепенно – веками.
Точность и долговечная устойчивость достигались более надежными средствами. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими иногда даже «декоративными» постройками. Сохраняя присущую главам округлую форму, соответствующую каменному куполу, а также округлость его шеи или барабана, деревянная церковная глава никогда не достигала величины глав каменных церквей, хотя и получила для своего увеличения «пучину», превратившись в куполок луковичной формы, в так называемую «маковицу».
Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Свободному замыслу тут долго не было места. В плане здание представляет собой равноконечный крест. Сусловым, так и его коллегами Л. В.
Дом был как бы частью окружающей природы. Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.
Полный новых мыслей, он вернулся в Москву. Эта соборная Софийская церковь вся была срублена из дуба и имела 13 верхов2.
Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии. Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ. С тех пор и укоренилось употреблявшееся в просторечии название храма.
К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835). Об одной из них, церкви Преображения, сохранилось известие в отрывке Якимовской летописи1.
За ней наполовину разрушились западная и устроенные при ней хоры. В Новгороде, по-видимому, также были церкви уже задолго до крещения Руси. Трижды художники переписывали изображение, пока от него не изошел глас: «Писари, писари.
Реконструкция древних сооружений – это прежде всего теоретическая концепция, выработанная на стадии самого высокого уровня обобщения и комплексного овладения совокупностью материалов. В северо-восточных землях (Владимиро-Суздальской, Ростовской, Нижегородской, Тверской, Московской) в XII – начале XV в. в основном использовали легко поддающийся обработке мягкий белый камень, добывавшийся в близлежащих карьерах. Речка Нерль чистая да быстрая. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов.
Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Если же где-либо необходимость заставляла вводить причелину, например, на свесах кровель – прямых, шатровых, бочечных, где надо было прикрыть концы «лотков» или же венцов, — то причелинам не давали игривого рисунка, полагая, вероятно, в простоте души, что чисто выструганная доска причелины уже сама по себе, по труду, на вытеску ее положенному, представляет достаточное украшение. Наружному парадному образу соответствовало и роскошное убранство залитых светом (благодаря большим окнам) интерьеров с сияющими золотом резными иконостасами и княжескими ложами. «Теперь я немного расскажу о «технологии» строительства деревянных сооружений, а в частности русской избы.
В 1472 году мастера приступили к строительству, которому не суждено было завершиться. Такая кровля легко выдерживает натиски жестоких северных ветров. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты.
Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь. Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. Конечно, о точном воспроизведении его форм в дереве не могло быть и речи. Вот таким образом в течение 58 лет собор оставался не расписанным. Церковь Покрова в Филях.
Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича. О первоначальной настенной росписи собора нет точных и определенных сведений.
В них были устроены щели для стрельбы по противнику— «скважни». той же храмины, хоромины, хором, как жилища, но жилища не простого смертного, а бога – «дом божий». В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В южной части музейной территории находится необычайно интересный по своей композиции храм – церковь Николая Чудотворца (XVIII в. ) из деревни Мякишево, что была перевезена с берега реки Песь. Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев.
Далем, А. М. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров.
Последним ярким этапом развития древнерусской архитектуры было "нарышкинское барокко". Аз бо в сей руце моей сей Великий Новеград держу когда сия (рука) моя распространится, тогда будет граду сему скончание». В этом состоит особенность нового архитектурного направления.
Не случайно старинное предание прямо связывает строительство Преображенской церкви с личностью Петра I. «Петр I, — рассказывается в нем, — путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Кижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертал план». После революции широко востребованным оказался и Алексей Викторович Щусев. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». Пришедшие на Русь из католицизма деревянная скульптура сыграла значительную роль в районах, присоединенных к территории русского государства. Строители Преображенской церкви думали не только о красоте линий и архитектурных объемов.
X – нач. А в северозападных землях (в Великом Новгороде и Иван-городе – ныне в Ленинградской области) для сооружения подобной крепости использовали местный известняк, на Соловецких островах – валуны, что придавало ей своеобразный вид. Опыт сельской планировки был использован при застройке посадов и слобод. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Его резной белокаменный орнамент – в основном модификации крина (лилии), пальметты (веерообразного листа) иногда маски, зооморфные изображения.
Кижи. И этими же топором и долотом плели тончайшее кружево орнаментальных подзоров. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. Соединение венцов производилось при помощи вырубки в концах их соответствующих бревну полукруглых углублений, причем неизбежно приходилось оставлять выпущенные «концы».
Северная изба высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много – пять или шесть – и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. В 1588 году с северо-восточной стороны собора был пристроен придел над могилой юродивого Василия Блаженного, который умер в возрасте 82 лет и которого, как говорят, чтил и боялся сам Иван Грозный, «яко провидца сердца и мыслей человеческих». Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089 взорван в 1942 г., восстановлен в 1990-е), соборы в Ростове и Суздале.
Их волновал и путь маленькой дождевой капли от самой верхней главки до земли. О, писари. Широкие, как бы небрежные мазки делали людские тела и лица живыми, почти осязаемыми.
В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на ее фудаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Летописец отмечал, что Успенский собор подобен монолиту — «яко един камень». Загадочная, никому не известная страна неудержимо влекла его к себе.
Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника иногда – квадрата. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Он окружен четырьмя более низкими и массивными башнями с мощными главами.
На фигурной кровле устанавливались купола с крестами. Не менее прекрасны и торжественны Зимний дворец и Смольный институт. Особенно нарядны избы Нижегородского края, что на реке Волге. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор.
Художественная основа неотрывна в них от строгой практической целесообразности. царь и великий князь Иван Васильевич. Трудность приготовления досок заставляла древнего строителя очень бережно относиться к декоративным украшениям, состоявшим из пришивных висячих досок, прорезанных узором или так называемых «причелин». Простота и величие. Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198).
Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. В его четкой, строгой структуре, композиционном построении и декоре фасадов (при сохранении внешних черт древнерусских крестово-купольных храмов) проявилось рациональное мышление ренессансного строителя, даже инженера. Стиль конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов.
Он же прослеживается в украшении изб крестьян разного достатка, но даже бедняк старался пусть штрихами, глухой резьбой украсить вход и оконце своего дома. То же относится и к гражданским сооружениям – палатам вельмож (князей Василия Голицына и Ивана Троекурова в Охотном Ряду, XVII в. ), производственным зданиям (Монетный двор, 1697 г. и др. ). Это были Аристотель Фьораванти (Успенский собор в Кремле), Алевиз Новый (Архангельский собор в Кремле), Петрок Малой (церковь Вознесения в селе Коломенском, укрепления Китай-города), Пьетро Солари, Алоизио да Карезано (крепостные стены и княжеский дворец), Пьетро Солари, Марк (Грановитая палата в Кремле). Подобные храмы были широко распространены на северо-западе. Сооружение храма в древности было делом не простым, а исключительной важности.
Все чаще применяли рельефы для отделки в виде орнаментов и изображений. На языке творивших это купцов и духовенства того времени все эти переделки назывались «благолепным обновлением». Храм Покрова на Нерли так легок и светел, словно сложен не из тяжелых каменных квадр. Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс. Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке.
Слово «Кижи» короткое и какое-то странное, загадочное, не русское. Промежуточной формой являлся, вероятно. В конце XVIII – первой половине XIX интенсивно развивается усадебная архитектура, в которой господствует стиль классицизм, как ранний, так и ампир (от франц. – «империя») – поздний классицизм. Большую роль в унификации соответствующих правил и норм сыграло возобновление деятельности Приказа каменных дел (основан в 1585 г. в "смутное время", в начале XVII в., не функционировал).
Место притвора заняла обширная «трапезная», а сам он превратился в необходимую принадлежность жилищ – сени, получив вместе с их значением и их конструкцию. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах6. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом.
Примеры такого сочетания художественных форм – главный собор Рождественского монастыря, церковь Антипия Чудотворца на Колымажном дворе (Москва). Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Поднимаясь на вершину холма, где расположены колокольня и храм. Эта форма известна под названием «бочки», так как напоминает обыкновенную бочку, часть которой срезана во всю ее длину.
Известь растворяли как густое тесто и мазали железными лопатками. Летопись гласит: ". Последние церкви, выдержанные еще в древних формах, были срублены в конце XVIII века. Могучий барабан центральной главы прорезан 12 высокими окнами. «С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство.
Да и сам Аристотель не возражал против поездки. Следующий этап развития неизбежно должен был основываться уже на иных принципах. Единство принципов развития структуры дома, существование типов построек, эволюционно переходящих из одного в другой по мере развития хозяйства отдельного двора, единство материала (в данном случае широкое применение дерева) и единство конструктивных решений и декоративной обработки широких рубленых стен, усложненных встроенными между клетями или пристроенными к срубам галереями или навесами на столбах, создавали сложный, объемный, развитый пространственно ансамбль городской застройки. Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре.
Город Древней Руси вплоть до ХVII пека оставался в основном деревянным. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В. В. В этот период большое внимание уделяется внешней отделке зданий. Однако на другое утро рука оказалась сжатой.
Но после заката ушли и они. На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. Обычно это лишь сообщения о типах сооружений в соответствии с ходом описываемого события. Древнерусское государство с самого момента возникновения имело уже сложную структуру поселений, находящуюся в непрерывном развитии.
Декор больше не стремится заполнить все поле, он располагается замкнутыми клеймами. Архангельский собор. Одним из ярких примеров такого рода сооружений является Останкинская телебашня в Москве, созданная по проекту Николая Васильевича Никитина.
По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля. И. Э. Сперва упала северная стена. Основным видом городских укреплений были городские стены. А еще через столетие наряду с ними – посадские бесстолпные (например, Никольский в селе Каменское, последняя четверть XIV в. ныне Московская область).
Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Усовершенствования диктовались самими условиями жизни, традициями, вкусами, привычками, даже причудами владельца двора, но все же складываются определенные устойчивые типы планировки двора, структура жилого дома и его частей, связи между помещениями как по вертикали, так и по горизонтали.
С этого времени зодчий-плотник уступает свое место городскому архитектору и народ уже не сам и не по своему вкусу создает себе храмы, а получает их из города. Да и в самом облике Софии Новгородской проявились черты романской архитектуры (в частности, техника кладки стен из огромных, неправильной формы камней). Храмы представляют разные типы культовых деревянных построек с точки зрения объемно-пространственного построения.
Богоматерь называли «Давидовым проречением». Задолго до крещения Руси в ней уже были деревянные храмы. Реконструкции и ремонты все больше изменяли первоначальный облик храма.
И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, «черных дырах» огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все косяки окон и дверей, все доски потолка, пола и крыш обтесаны также одним топором. Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное – староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи и этот сектор был одним из «хлебных» областей Архангельской губернии.
Только в 1108 году по заказу епископа Никиты София Новгородская была изукрашена фресками. От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками. Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). трудились Коров Яковлевич (церковь в Кирилловской обители) и Петр (предположительно соборы в Юрьевом и Антониевом монастырях).
Время сохранило лишь отдельные имена. Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части – соответственно разделению внутреннего пространства храма. покрывались в чешую, «лемехом». Единственный в мире пятишатровый храм— Троицкая церковь в селе Нёнокса. С распространением христианства расширялась и потребность в сооружении храмов.
Фиораванти научил москвичей закладывать в стены железные связи взамен быстро гниющих дубовых, сводить крестовые своды, делать красивые двойные арки с «вислым каменьем». Ведь в конечном счете от этого тоже зависло, долго ли стоять этой красоте в Кижах. Создание многих монастырей граничит с деятельностью тех, кто осваивал российские земли. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть.
Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырехскатной кровлей. Употребление этого способа вызывалось или неизбежной необходимостью или роскошью.
На русском деревянном зодчестве это отразилось самым неблагоприятным образом. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др. Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной.
Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. Русь славилась «городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными». Пристройка сбоку от избы с большими воротами (передок), служила для хранения телег, саней, конской сбруи. 4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры.
Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». надвратные храмы Преображения, 1687 – 1699 гг. Храмы XVIII-XIX вв., а также часовня строги по силуэтам, но их оживляет резной декор.
Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества. Эти девичьи лики с косами есть и на фасадах других владимирских богородичных храмов и только богородичных. И, кажется, будто эти произведения – сама природа, так они безыскусственны и неотразимы. Привязка исторических сведений к археологическим материалам может быть сделана только в виде реконструкции, в которой в образной форме комплексно и непротиворечиво должны быть учтены и приведены в систему фактические данные.
Ясно, что главное образное впечатление должно создаваться наружным обликом здания. Нарышкинский стиль особо примечателен двух-цветностью: ярко-красные кирпичные стены облачались в белокаменное "кружево" в виде карнизов, колонн, наличников, присущих европейскому барокко картушей (украшений в форме щита или полуразвернутого свитка), раковин, волют (спиралевидных завитков с "глазком" – кружком – в центре), "гребешков", виноградных лоз с гроздьями, цветов и пр. Этот стиль не имеет ничего общего с европейским барокко.
Центром любой усадьбы на Севере был дом. XX столетия. Таковы знаменитые церкви в Боргунде и особенно в Гиттердале. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный.
И вот таким образом, закончив закладку фундамента, Аристотель Фиораванти отправился путешествовать по стране, чтобы познакомиться с древнерусским зодчеством. Так, в Киеве и близлежащих землях в течение трех столетий применяли смешанную кладку (чередовали ряд камня с двумя или тремя кирпичными), а также "византийскую": слои плинфы через один заглубляли ("утапливали") относительно плоскости стены, затирали вровень с ней цемяночным раствором, более светлым, чем кирпич, отчего фасад приобретал полосатый рисунок. Архитектура Новгорода, наоборот, величественна и лаконична (Георгиевский собор Юрьева монастыря). по округлому.
Скоро итальянские приемы сделались русскими, родными и в общем облике всякой отделки не оставили даже и следа собственно итальянского характера. Самая большая глава (средняя) сначала имела форму опрокинутого котла, но потом над ней была надстроена верхушка в виде луковицы.
Павлиновым и другими их собратьями по профессии и учениками. При создании крупных сооружений тогда брали за образец кремлевский Успенский собор, а на фасадах, в интерьерах маленьких посадских бесстолпных церквей столицы первой половины столетия (Трифона в Напрудной слободе, Зачатия Анны "что в углу" в Китай-городе) использовали отдельные ордерные элементы. Часть терминов выражает строительный смысл: клеть, столп, поруб, повалуша. Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Мастер Нестер.
О строителе Преображенской церкви в народе сложилась легенда, будто он, закончив работу, забросил свой топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой». Какова была архитектура этих церквей. В Преображенской церкви почти нет чисто украшательских деталей.
Большое влияние на развитие нового направления в архитектуре оказал дом-дворец Половцева на Каменном острове в Петербурге, построенный им в стиле русского классицизма. Наиболее известным ее примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681).
Лишневским на Плуталовой улице). Однако ж, пока было светло, еще многие москвичи взбирались на подмостки — поглядеть. На сруб ставятся, прежде всего, стропильные ноги или «быки», крепко связанные горизонтальными обрешетинами или «лотоками» и соединенные вверху подконьковой жердью, так называемой «князевой слегой». В таких городах, как Новгород и Псков, формируется своя оригинальная архитектурная школа. На центральном четверике, поднятом на высоком подклете и окруженном галереей-гульбищем, возведены три восьмерика, верхние – со звоном. В развитом жилище они получали название по назначению отапливаемого помещения: истопка истобка изба (впервые упоминается в 1074 г. ), горница (1073 г. ), светлица (980 г. ), баня (907 г. ), гридница (996 г. ).
Понемногу у народа выросло свое особенное представление о красоте «божьего храма». Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Успенский собор становился главным на Руси. Если надо было увековечить какое-то событие или место, то ставили храм или часовню.
Всего на два-три года появлялся князь в Новгороде, чтобы потом уйти. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божежественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную.
главный собор Рождественского монастыря в Москве, 1491 г. ). Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786). В древней Руси деревянное зодчество было распространено повсеместно, так как дерево было основным строительным материалом, а плотницким мастерством в той или иной степени владело большинство мужчин.
Поиски нового заметны в декоре Теремного дворца в Московском Кремле — Его наличники, выполненные из белого камня и покрытые растительной резьбой, противопоставлены плоскости стены, а не однородны с ней, подобно кирпичному набору. «Божий храм», по народному воззрению, непременно должен быть «приукрашенным» и подобно тому, как главная красота хором сосредоточивалась на украшении их верха, так и на верхах храмов строители давали волю тому декоративному инстинкту, который на суровой глади бревенчатых стен не находил выхода. И дальнейшее развитие зодчества связано уже с новой столицей и с новыми временами. Все очень просто, ведь недаром в народе говорят: «Где просто — тут ангелов со сто, а где мудрено — тут нет ни одного». Фасады храмов несут выразительную скульптуру с большеголовыми и большерукими изваяниями.
Все это поражает человеческое воображение, как диковинная сказка. Такое же заострение получилось и на дне ее, являющемся как бы полуарочным фронтончиком и получившим характерное название «кокошника». В архитектуре 17 века ясно прослеживаются два этапа: 1 половина – середина века и вторая половина – конец века. Они похожи на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Конструкция дома создавала главный переход от внутреннего пространства к наружному через ряд переходов-шлюзов, например, сеней.
Широкое распространение тогда получил стиль "узорочья" – применение в светских и культовых сооружениях одинакового декора, включение в него ордерных элементов, обилие украшающих форм – резных наличников, колонок и полуколонок (одинарных, парных или их пучков), карнизов, ниш, филенок, розеток, арок, фигурного обрамления порталов и т. д. Словом, появилось новое понимание плоскости стены: с ней теперь был неразрывно связан рельефный узор. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В это время порвались старые связи между землями, князья никак не могли договориться, вот таким образом ничего и не строилось.
Своим появлением на стенах нерльской церкви она обязана, видимо, житию Андрея Юродивого. В некоторых крепостях срубы оставляли пустыми, приспосабливая под для жилья и хозяйственных нужд. В 1475 – 1479 годах строится Успенский собор. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668).
В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии. Их облик и техника возведения пришли к нам в X в. из Византии (унаследовавшей многое, в свою очередь, от античного мира), откуда приглашали каменщиков, резчиков, штукатуров, мозаичистов, живописцев, владевших искусством фрески. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. В старину на Руси таких построек было великое множество. Упомянуты только наиболее известные музеи деревянного зодчества, хотя на Камчатке, на Дальнем Востоке также созданы подобные музеи, на территории которых бережно сохраняются не только памятники зодчества, но и собраны великолепные этнографические коллекции. И сейчас сохранены уникальные Золотые ворота, возведенные в те времена.
В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр. Слова «стопа», «сруб» «клеть» говорят о форме и способе постройки деревянных сооружений. Второй этаж – жилой. Как он выглядел.
Зодчество Древней Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры. Кроме того, многие постройки страдают от пожаров. Несмотря на свои 60 лет, он был любознателен, как юноша. В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в XII в. в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр.
Белокаменные стены оживлялись пилястрами, поясом арочек и узкими щелевидными окнами. Второй тип врубки – «в лапу» – сложнее первого, но прочнее конструктивно. Одним из самых распространенных архитектурных типов стал шатровый храм.
Небольшие пустоты или слабые места в стене вели к разрушению здания. Помимо русского стиля появляются модерн, неоклассицизм, эклектика и др. по проекту известного архитектора-реставратора А. В. Особое место в истории русской архитектуры занимает деревянное зодчество.
Русский плотничий топор — удивительный инструмент. Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси. Здесь широко применяется трехлопастное завершение фасада.
Его окружают высокие валы с деревянными стенами и белокаменные башни с воротами. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен. Для их охраны возводятся мощные сооружения.
Кому приходилось подолгу бывать на Севере, тот знает, как нелегка там жизнь. Фантастический каменный цветок расцвел на Красной площади — «на рву» у Спасских ворот. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. На разноцветных майоликовых плитках пола дрожали блики лампад.
Архитектура стремительно расцветает при князе Андрее Боголюбском. Эхин, абак и примыкающую к ним снизу шейку колонны называют вместе капителью колонны. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами.
В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. «Звали его Андреем Рублевым», — с гордостью ответил толмач. Рубили лес и дрова, рубили храмы и избы, рубили в прямом смысле слова. Некоторые сооружения были характерны для развитых феодальных дворов: палата (907, 971, 1175 гг. ), терем (945 г. ), вежа (946 г. ), гридница (996 г. ), стражище (XI в. ). По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др.
Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А. В. В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Стены укреплялись «вежами»— башнями иногда на каменном фундаменте. Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов. Следующий период развития русского зодчества – так называемый раннемосковский (XIV – начало XV в. ), время формирования в Белокаменной нового политического и культурного центра. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры.
Наиболее сложными сооружениями на дворах были жилые дома. При этом, как правило, конструктивные элементы и приёмы являются в то же время и декоративными. Но самое удивительное и чудное — другое.
Ополовников писал: «Как бы ни велика и тяжела была потеря подлинной среды памятника, она никогда не может быть больше потери самого памятника». Непрерывно изменяясь в своих частях, в результате непрекращающейся строительной деятельности владельцев дворов, он сохранял в то же время свое гармонически-ритмическое устроение. Дощатой перегородкой в избе был отделен «бабий кут» или чулан, где на полках стояла глиняная берестяная посуда. Основным видом городских укреплений были городские стены4. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.
Наружные бревна оставались круглыми, необтесанными, тогда как внутренние стены обтесывались и «выскабливались в лас», причем в углах часто закруглялись. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Венцы накладываются один на другой и в результате образуется сруб. В XVIII веке русское барокко начинает приобретать западноевропейские черты.
Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). Осталось центральное помещение для молящихся, алтарь и притвор.
Мастера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озер, на возвышениях, чтобы они были маяками для путников. В правой руке он держит копье, в левой — меч. И на какое-то мгновение теряется представление, где кончается мир реальный, осязаемый и начинается мир призрачный, почти фантастический. Когда в 1016 году новгородцы с Ярославом пошли на Святополка Киевского, то недаром киевляне презрительно называли их «плотниками». Вблизи церкви Рождества Богородицы стоит ветряная мельница. После крещения киевлян Владимир, по свидетельству летописи, «нача ставити по градом церкви и попы».
Это Главное здание МГУ на Воробьёвых горах, Жилой дом на Котельнической набережной, Гостиница «Украина», Здание Министерства Иностранных Дел, Жилой дом на Кудринской площади, Высотное здание на площади Красных Ворот и Гостиница «Ленинградская». Проект ("сметная роспись", "наемная запись" или "ведомость") включал подробное описание здания, перечень необходимых материалов и работ. Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает.
На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам. Просторна и светла Соборная площадь Кремля.
Избы, сени, клети, горницы, вежи и другие сооружения становятся таким образом из безымянного объекта археологического изучения историческим вещественным фактом. Дом-двор, где находились помещения для скота (хлев), для хранения различных припасов и сена (сарай, кладовые, чуланы), а также для занятия ремеслами образует одно общее здание с различными жилыми комнатами как отапливаемыми, так и холодными летними горницами, светелками. Кровельный тес зажат в нижних концах желобом – «застрехой» или «водотечником», держащимся на загнутых концах быков, на их «курицах», а в верхнем конце, на князьке, он зажат тяжелым бревном, «охлупнем». Купола, купола.
Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов сооружений -жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. И впервые на Руси все делали по циркулю и по линейке. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. Храмподвергался неоднократным ремонтам. Центр нового княжества переносится в Москву. К самому концу Х века относится первая крупная постройка – дубовая церковь Софии «о тринадцати верхах», срубленная в 989 году присланным из Киева первым новгородским епископом Иоакимом.
Сибирские дом просторные, часто их рубили из пихты или кедра, во многих домах было три-четыре горницы, а иногда несколько домов соединялись переходами (сенями), чтобы удобно было жить большой семьей. Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга – сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902)., поражаешься простором, открывающимся с вершины.
Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л. Е. Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра. Башня Якутского острога в 90-е гг. Туристы посещают крестьянские дома, где столярная работа также выполнена с помощью топора, но ее нельзя назвать «топорной».
Там одновременно возводятся два белокаменных собора — Спасский (1225) и Михайло-Архангельский (1227), что свидетельствует о быстром росте значения города. Крытые шатрами высокие стены с машикулями и шелевидными бойницами, завершенные двурогими зубцами (в виде "ласточкиного хвоста"), мощные башни – круглые, граненые, квадратные – являлись неприступной твердыней. Ее высота составляет 62 метра, толщина стен – от 2 до 4 метров. Из далекого Вышгорода вывез князь в Залесский край знаменитую византийскую икону Богородицы с младенцем, которой суждено было стать под именем «Владимирской» настоящим палладиумом Древней Руси. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на ее фудаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем).
Здесь у гроба митрополита Петра и перед общерусской святыней — иконой «Богоматерь Владимирская» удельные князья и «все чины» приносили присягу верности Москве и великому князю, а впоследствии царю. Здесь возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов всея Руси. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче.
Лопухинский корпус, 1680-е годы и т. д. ). Наши соотечественники быстро переняли у них методику кладки, некоторые технические и декоративные элементы – пояса на фасадах из колонок и аркатур (ложных арок), порталы (архитектурно оформленные входы в здание), тяги (выступы в стене, обрамляющие панно), полуколонки и пр., передав свое умение следующим поколениям. Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал. Здание церкви— это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа.
Такое соединение называлось «в обло», т. е. Теперь перейдем к внешнему виду Покровской церкви рис. Где начало, где конец. Они наглядно демонстрировали торжество христианства и святость благочестивых царей. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. На кремлевском холме возрастало здание строгой и торжественной архитектуры.
Древние понятия помогут лучше понять этапы эволюции древнерусской архитектуры. Несколько храмов расположены отдельно на территории музея. Диву даешься, глядя на эту огромную и упорную работу.
Надо заметить, что все ее части соединяются между собой «вырубкой» и только в самых необходимых случаях пускаются в ход деревянные костыли, о железных же гвоздях до недавнего времени не было и помина. В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого. Видимо, место для постройки выбрано зодчим не случайно, а продиктовано княжеской волей.
Власть в конце XI века редко на долгое время оставалась в руках одного князя. В 1505 году венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) заложил новый собор – Архангельский, который был закончен в 1508 году. Были и общественные инженерные постройки – мосты, ветряные и водяные мельницы.
Софию Новгородскую строили семь лет и освящение ее состоялось в 1052 году. Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. О значении древних понятий для истории культуры говорил историк прошлого века И. И. Таким образом, в самом слове «храм», будь он каменный или деревянный, скрывается определение богатого жилища. Москвичи пришли в восторг. Как отмечено выше, ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки.
В переходный период от средневековья к новому времени (последняя четверть XVII и первое десятилетие XVIII в. ) в русской архитектуре, прежде всего столичной, сложилось новое художественное направление – московское или нарышкинское, барокко (от имени основных заказчиков – дворян Нарышкиных). Зато потом штукатурка придала собору цельность и эпический характер. приглашали итальянских (фряжских) строителей. В Новгороде зодчие экспериментировали с расположением окон, повторяя форму фасадов.
Кирпич обжигали в специальной, совсем по-новому устроенной печи. Но уже в конце XIII века началось возрождение русского зодчества. К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). XX столетия.
В XIV – XV веках возникли крупнейшие монастыри: Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спас-Ефимьев и др. Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам. Однако начинать стройку архитектор не торопился. В данный период развивается тип бесстолпного храма. Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка князя Андрея.
Именно он натравил татарского хана на турок — исконных врагов Венеции. «Слышу Давида, поюща тебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев. ». Колокольня Ивана Великого.
В старину оно могло именоваться «Кижасуари» — Остров игрищ, один из тысячи шестисот пятидесяти островов Онежского озера. Наиболее интересными и наиболее самобытными из них оказываются церкви самых глухих мест в Карпатских горах.
Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов. О развитии строений по вертикали передают понятия подклета (XIII в. ), вышницы (XI в. ), горницы – избы на подклети, на горе, то есть наверху (1073 г. ). Древний термин «хоромы», определявший соединенную в одно целое группу жилых богатых помещений, всецело выражал впоследствии и внешность «храма», т. е. Оттенки народного стиля суть претворенные новшества.
Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружался восьмиугольный сруб (восьмерик). Но в этом, конечно, был и символический смысл. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия» На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. Удивительным архитектурным памятником этого времени является Грановитая палата, представляющая собой квадратное одностолпное строение с замечательной фресковой живописью. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий— палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496).
Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. перпендикулярная слою дерева, — сама трудная. Известнейшая его работа— особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900)— основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью.
«Чудна вельми и превысока зело. » — говорили они о новом соборе. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья. По-видимому, жили по принципу – «На Бога надейся, а сам не плошай». Вероятней всего, влияние было двусторонним. Больше всего его привлекала деревянная резьба наличников окон, крылец и ворот. К середине XIII века активизируется и застройка Нижнего Новгорода.
в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке. В них были опубликованы материалы, собранные как самим В. В. Летом 1479 года, когда сняли строительные леса, взору москвичей предстал новый храм, построенный «по всей хитрости». Между ними расположены другие четыре, еще меньшие главы.
Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка. Подобные башни существуют в музеях деревянного зодчества, например, в Талицах, под Иркутском. Все покрытие производилось деревом, причем двускатные постройки крылись тесом, а шатры и дуговые формы «кожушились», т. е. Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг. На нем обычно расположены многофигурные композиции монументальной скульптуры. Через письменные документы известны типы построек и помещений, возникшие в доисторический период, прошедшие через столетия и живущие в сознании народа до настоящего времени.
В русскую столицу в 1475 – 1543 гг. Красноречьев. В названиях звучат наиболее характерные и существенные признаки сооружений.
Ее шатровое завершение покоится на приземистом четверике. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. На плане здания они образуют фигуру креста, над центром которого возносится большой купол. Внизу быки врубаются в бревна верхнего венца сруба, зовущиеся «подкуретниками».
Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода. Благовещения в Кремле, 1484 – 1489 гг. Нижний этаж, – «подызбица» – без окон используется для хозяйственных надобностей. Купола по форме напоминали шлем, отсюда и их название – шлемовидные. Опыт научил, что из такого леса можно возводить строения рядами или «венцами» из бревен, положенных горизонтально. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры.
Своды, столбы и стены храма были покрыты громадной фреской изображавшей Конец света. Не пишите мя благословляющею рукою (напишите мя со сжатою рукою). Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия. Время появления слова как понятия о каком-то предмете является прямым указанием на бытование этого предмета». Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода – закомарами. Насколько эта форма «бочки» или лицевой ее части, «кокошника», присуща ее церковному значению, наглядно показывают верхние окончания деревянных и металлических складней, киотов, сеней.
Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов. Он был привезен с берега Камы, смонтирован и готов к работе, которую выполнял до 70-х гг. Диву даешься, глядя на припазовку бревен. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811). Это столпообразная церковь не имеет внутри опор, снаружи нет привычной апсиды.
Покрывается ею нередко и главный «рундук» крыльца, где обыкновенно находится икона. С ХII – XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок – «в обло» и «в лапу». В далёкой северной глуши два с лишним века назад тонко понимал он красоту, знал сокровенные тайны пахучего, свежесрубленного дерева, умел создавать неповторимое (действительно неповторимое) деревянное кружево.
Здесь на Волге любили растительные орнаменты. Обзорная тропа ведет туриста от сектора к сектору. На Севере есть старожилы, которые помнят, как лет 50 – 60 тому назад у них впервые только появился этот инструмент. Покрова Богородицы, 1683 – 1688 гг. На севере значительная ширина улиц определялась высотой солнца, так как затененность несла дополнительный импульс холода. Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились.
Наконец, как и подобало хоромам, храм приподнялся на целый этаж, получив так называемые «подклеты», а вместе с ними и казовую часть хором – крыльца с «рундуками», как назывались крытые входные площадки этих крылец. Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам.
Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена. Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками. Принято говорить, что и «без единого гвоздя». К крупнейшим московским архитекторам данного периода относят Осипа Ивановича Бове, Доменико Жилярди и Афанасия Григорьевича Григорьева. На капителях лежит поперечное крепление – антаблемент.
Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе.
Мерой была красота и сам человек, его пропорции. В составе объекта «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» церковь входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Новгородский собор св. Софии. Летописец, рассказывающий об этом событии под 945 годом, называет церковь соборной и она была не единственной. Пространство между глыбами заполняли кирпичом и известью.
Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений. Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг. ). В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». Большое каменное строительство на Руси началось в Х веке. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» — словно кокошники русских красавиц. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка (старицы Клязьмы), дышит поэзией и сказкой.
Каркасные постройки делались в том случае, если сезонные колебания температуры в них не имели решающего значения – навесы, пристроенные сени, крыльца, хлевы для летнего содержания скота, производственные постройки на юге, в зоне недостатка строительного леса, шире применялся каркас в одноэтажных постройках, где сруб заменялся стеной из плетня с глиняной обмазкой и, возможно, побелкой или раскраской. В конце 1940-х— начале 1950-х в Москве строятся «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. Из нее рубили стены, а на лемех шла осина.
В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск – Листвянка. Необычными же были техника исполнения и стилистические особенности изображения. Но дожу Марчелло решительно не хотелось отпускать в далекую неизвестную Русь своего лучшего архитектора, ссориться же с Иваном III было невыгодно. В составе объекта «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» церковь входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ополовникова. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Отсюда такая простота и рациональность украшений.
Это была поистине общенациональная архитектура, впитавшая в себя саму суть мироощущения всех слоев русского общества, когда и князья и бояре и духовенство и народ и дружины городские и дружина земская – все классы и все виды населения были проникнуты одним духом, одними убеждениями, однородными понятиями, одинаковой потребностью всеобщего блага. Ризположения, 1485 – 1486 гг. Софии в Новгороде (1045-1050) и Полоцке.
Сначала из камня, наиболее дорогого и долговечного материала, создавали в основном храмы. Влияние на архитектуру оказывали галицкая и романская традиции. деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». Первостепенную роль в ансамбле Соборной площади играет Успенский собор. Строительство подобных храмов, а также бесстолпных с крестчатыми сводами продолжалось и в первой трети XVII в. (церковь Покрова Богородицы в Медведкове, 1634 – 1635 гг., Москва).
Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. Таков, например, план г. Олонец в Карелии. XII в. преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ). Слово «тес» нужно понимать в буквальном смысле, да и слово «доска» происходит от одного корня: дска, тска, цка.
Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. На кого был похож.
Наружная декорация иногда имитировала в камне традиционную деревянную резьбу. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». Не было, нет и не будет такой".