По всей видимости, праздник в честь Перуна проводили 20 июля (Ильин день). Обычно женского рода. Потебню и В. Я. У славян не было морских или горных чудовищ, зато в достатке водилась лесная и речная нечисть. С Бабой-Ягой часто можно встретить животных (фамильяров): черного кота или ворону, помогающих ей в ведьмовстве. Если отнять у них крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Она считалась проводником из мира живых (Яви) в мир мертвых (Навь).
Как и западноевропейские ведьмы, Баба-Яга умеет летать. Имя бога состоит из двух слов, которые состарославянского переводятся как «любый гость». Отсюда исследователи сделали вывод, что Радегаста считали покровителем гостеприимства. По ночам он мог принимать облик хозяина дома.
Приходит домой, видит – а из потолка молоко льется, кругом уже натекло. Большую часть жизни эти птицы проводят взаперти, что в Ирии, что в частных руках их держат в основном в золотых клетках, где они целыми днями поют песни, а по ночам этих удивительных птиц выпускают на кормежку. Одна-то купается в молоке, а у другой ничего нету.
Он изображался бородатым мужчиной с рогом, символизирующим всегда изобилие. Открыл глаза – и оказался на той же самой поляне, где перепелки клевали коноплю.
2. и через миг он ощутил под ногами твердую землю. «Chronica Slavorum» немецкого историка Хелмолда (1125 – 1177) – два.
Видимо изначально также был солнечным божеством. Срезневский в своей небольшой работе верно указал на то, что многие славянские боги имели отношение к солнцу (Дажьбог, Хорс, Сварог, Святовит). У злых персонажей они недобрые и коварные, а у положительных – наоборот, как и в жизни. Выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Различают волкодлаков двух родов.
Каковы бы ни были эти догадки, несомненно, что все перечисленные имена означали одного и того же вышнего бога и что все они явились позднее. Из трудов Гельмольда исследователям стало известно: Чернобог воплощал собой зло. Вообще, обилие нематериальных существ сильно отличается славянский бестиарий от более «приземленных» собраниями монстров из других культур. – удивляется стрелец. - Поди вступись, – свояк отвечает. – Может, может, – кивнула вещая птица. Рыбаков считает Рода более древним богом, чем Перун.
Даты в летописях довольно условны их ставили не в год, когда происходило событие, а часто случайным образом, предположительно, т. к. Рожаницы же, которые вначале, предположительно изображались в виде небесных олених-лосих (смотрите, например, мифы северных народов) трансформировались в женщин с лосиными рогами, производящих животных, дарующих благополучие, богатый урожай, покровительствующих семье и матерям, помогающим при родах. То, в каких богов верил человек, зависело и от его «профессии»: крестьянину, судя по всему, куда ближе был Волос-Велес, чем Перун, женщинам же и их домашним заботам, женскому труду покровительствовала Макошь. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. В центре их внимания была проблема происхождения мифа в самом процессе его создания.
Славянские боги (мифы и сказания о которых сохранились в очень малом количестве) достаточно обширен. Заглянув из любопытства в запретную комнату, царевич увидел закованного в цепи человека. Чешую Горыныча невозможно пробить никаким оружием.
Вот таким образом и сведения о мифологии мы получаем чаще из поучений, направленных против них. ". Уже в Этpypии и Венеции (землях этpyсков и венедов) к алфавитy относились как к объектy имеющемy божественное пpоисхождение и могyщемy оказывать магическое воздействие. – Так и быть, – ворчливо каркнул ворон, – я тебя выведу в мир людей. Когда захочешь снова стать человеком – перекинуться через них справа налево. Тот представился как Баш Челик и попросил три стакана воды.
Мифология, фольклор — ещё одна вещь, которая нас роднит, несмотря на разные исторические пути, на все отличия. Дети, рождённые в таком браке, часто оставались брошенными на отца. из Аpмиевского могильника. Лесная избушка на курьих ножках, где нет ни окон, ни дверей — это не вымысел. Образ земляной кошки в уральских поверьях, возможно, навеян и природным явлением — это мерцающие (как кошачьи глаза) сернистые огоньки, выходящие из земли. За несколько лет до этого он попытался провести так называемую «языческую реформу», утвердив на Руси чёткую и общую иерархию богов.
Лесная избушка на курьих ножках, где нет ни окон, ни дверей – это не вымысел. Макошь (Мокошь) — одна из наиболее архаичных богов.
Предполагалось, что временами дворовой начинает пакостить, мучить домашних животных. Название бабай, видимо, произошло от тюркского баба, бабай – старик, дедушка. Этим словом (возможно и в напоминание о татаро-монгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. По-видимому, бог, пришедший к нам, как и Хорс, при контакте с иранскими народами, скифами.
Такой рацион делает сверхъестественные существа ще сильнее и чем больше негативных эмоций испытывает «носитель» тем сильнее лихо. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Спохватился птицелов. А еще, чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей (в некоторых сказаниях – через один, заговоренный, а женщины принимают образ волчиц, перекинувшись через коромысло), воткнутых в осиновый пень или в землю. Каким же видели мир древние славяне, во что они верили. Обряд трупосожжения существовало около двух тысяч лет до принятия христианства, а затем и дальше сохранялся в некоторых местах, на «украинах». О богах, которым они поклонялись, поговорим в другой раз.
В пантеоне Владимира было шесть богов (или пять, смотря как интерпретировать): Перун, Стрибог, Дажьбог, Макошь, Симаргл (Семаргл), Хорс. Часто ведьма наносит вред тем, что портит скот и отнимает молоко у чужих коров. Вазила всегда присутствует и на так называемых ночлегах, когда лошади пасутся большими табунами. Представления о волкодлаках восходят к глубокой древности. Солнце обоготворялось под названием Даждьбога, а также Хорса. По одной из версий, Баба-Яга – это проводник в потусторонний мир – мир предков.
И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели и т. д. Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице) и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. Подергает женщину за волосы – остерегайся жена, не вступай в спор с мужем, не то побьет. «Рассказывали люди: соседи были такие. Кто-то из них обитает в лесах и морях, другие живут непосредственно рядом с человеком иногда даже в их домах.
Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. Некоторые исследователи противопоставляют Велеса и Перуна как вечных противников, однако это до сих пор спорный вопрос, да и, судя по договорам ими клялись одновременно, вот таким образом вряд ли один из них как-то связан со злым началом, это было бы не логично.
Так, чpезвычайно интеpесен славянский глиняный сосyд, обнаpyженный в 1967 годy пpи pаскопках y села Войсковое (на Днепpе). Но главное, что упоминания о языческой реформе Владимира Святославича в «Повести временных лет», раскопки предполагаемого места, где стояли идолы Владимирова пантеона в Киеве, помогают нам представить характер самой религии, выделить наиболее важных богов.
Бог войны, молний, грозы, громовержец, соответствующий в других мифологиях Тору и Юпитеру. Если повезет, то увидишь старичка – маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью (даже ладошки у него волосатые), сивого от древности и пыли. Особенно кровавым и воинственным был культ Перуна. Иногда такие несчастные волки живут отдельной стаей иногда общаются с другими дикими зверями.
Вот таким образом, практически уничтоженная на уровне текстов до XI века, она продолжает жить в образах, символике, ритуалах и в самом языке. Обитала она в подполе либо за печкой, еду себе требовала, устраивая громкий шум. Отсюда одушевление и обожествление самой земли, не случайно, например, обращение «Мать Сыра-Земля» и культ богини земли. Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком.
А они взяли с собой топор.
Однако, следует отметить опpеделенное сходство гpафики этой надписи с гpафикой pyнической. Перун имел первостепенное значение для воинов и князей. Мог иметь отношение к Макоши. Пропп. Любви красавиц.
Кругом благоухали поющие цветы, струились ручьи с живой водой. Алконост пела сладкие песни, от которых на земле наступала ясная солнечная погода.
Даты эти связаны с солнечным циклом. В частности, к ним относят Лунную династию индийских и венедских царей. На вопрос, чего он хочет в награду, охотник отвечал:- Хочу увидеть весь белый свет.
Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. Навремя заседания городской думы её голову принято было называть Радегастом. Однако принятие им христианства в 988 г. повлекло за собой уничтожение идолов так называемого Владимирова пантеона (их торжественно сбросили в Днепр), а также запрет язычества и его обрядов. В пантеон Владимира почему-то не попал важный для восточных славян бог — Велес (или Волос, написания различаются). Вещая птица Гамаюн, пресмыкающиеся Василиски и Аспиды, Снеговик (традиционно вылепляемый из снега), Оборотень (в немецком варианте Вервольф), Упырь (в Европе его зовут вампиром), даже сам Вий, предводитель нечистой силы, ставший героем знаменитой повести Н. В. Любимая еда жар-птиц – фрукты, очень любят они яблоки, в особенности золотые.
Эти сохранившиеся традиции удаётся связать с древними временами. Его представляли в виде старика с рыбьим хвостом, бородой и усами. Он был ближе к крестьянам, простому народу, земледельческим работам.
В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Соединенными творческими силами обоих богов возник мир из беспредельного воздушного пространства или небесного океана, среди которого находился светлый ирий (рай) или Буян-остров, блаженная обитель богов. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями.
В дpевности часто соединяли четыpе pyны Альгиз так, что обpазовывался двенадцатиконечный кpест имеющий, видимо, те же фyнкции, что и сама pyна. Болотника представляли страшным существом. Волоты – малочисленная раса могучих великанов, населявшая территорию древней Руси. Образ Чернобога имеет сходство с образом более древнего бога зла, Велесом.
Есть основания полагать, что некогда они существовали в более мифологизированной форме. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». Так же меняется и возраст водяного: при рождении месяца он молод, на ущербе – стар. Изображался с мечом, серебряной головой и золотыми усами, на что указывает Нестор. В это время из мифа вырастает былинный эпос из которого впоследствии выделилась и сказка. Они верили в русалок (крылатых дев, приносящих на землю небесную влагу, дарующих живительный дождь и возвращающихся к нам весной) и домовых, духов предков, которых чтили и которые помогали людям.
Днем она сидит за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. Если злыдень пробрался в дом, то он проявляет большую активность, помимо разговоров он может залазить на обитателей дома и ездить на них. Тем неменее, его относили к злым духам и сближали по природе с овинником или банником. Сходство есть и не только сходство – половина знаков (тpи из шести) совпадают с pyнами Фyтаpка (Скандинавия). Hа его лопастях выгpавиpованы знаки – это еще одна pyна. ТрясовицыРусские демоны болезни, упоминаемые в заговорах. Почему может быть пять богов, а не шесть: дело в том, что в записи Нестора между Хорсом и Дажьбогом не стоит союза «и», как между другими богами, отсюда возможен вывод, что они представляли одного и того же бога, как считал, например, Срезневский.
Несмотря на свой размер старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане. именно ему в жертву убивали людей иногда жертвы были массовыми. Если доброе начало в большинстве традиций почти тождественно человекоподобию (Будда, Бог-Отец, Бог-Сын, Херувимы, Серафимы, Богатырь, Великан, Фея и др. ), то мифологические существа, представляющие темную сторону нематериального мира, более зверообразны. Славянская мифология изучалась учёными самых разных стран.
«Коловертый» означает «быстрый», «верткий». С Бабой-Ягой часто можно встретить животных (фамильяров): черного кота или ворону, помогающих ей в ведьмовстве. Объективность же церковных источников и летописей в силу очевидных причин находится под большим сомнением.
Они посмотрели на нее, а у нее рука отрублена. Водяной любит селиться в омутах, под мельницами и шлюзами, в полыньях. Колдуны по злобе могли обернуть волками целые свадебные поезда.
Мифологическая Параскева-Пятница многое унаследовала у Макоши. Некоторые исследователи причисляют к русалкам полудениц (в Польше — лаканиц) — низших духов, принимающих вид девушек в прозрачной белой одежде, живущих в полях и помогающих полевому. Снизу пошире, кверху на нет сошли. Маленькая женщина.
Можно предположить, что фигурка какого-нибудь женского божества, помещенная в маленький домик «на куриных ножках» и породила миф о Бабе-Яге, которая с трудом помещается в своем доме: ноги в одном углу, голова — в другом, а носом упирается в потолок. до судебного поединка), призывали на помощь волхвов – «и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им творят, кудесы бьют и по планетам глядают и смотрят дней и часов и на те чарования надеяся, поклепца и ябедник не мирится и крест целуют и на поли бьютца и, поклепав, погибают». Уши люди много раз видели, а кошку не доводилось. – А что ты делала, то и я делал – тряпку тянул, теперь из потолка молоко льется. Героический эпос является лишь дальнейшим развитием первобытного мифологического сказания.
Вот и получила избушка мистической Яги такой погребальный атрибут – курьи ножки. И снова и снова. Он похож на зайца, но спереди у него большой мешкообразный зоб. Он необычайно свиреп и противен.
Он постоянно расхаживает под землею испуская из себя пламя. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги. Что-то покрылось мраком истории, что-то уничтожили во время крещения Руси.
Что ищешь среди мертвых, живой. На вид — голый старик: косматый и когтистый. По легендам русских золотоискателей, один из сторожей заколдованных кладов — кот. Если лихо овладело человеком, то избавиться от него практически невозможно. Также Велес считался богом подземного мира.
Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку. Если же в беду попали двое или трое, то им следует всем переменяться одеждой, предварительно выворотив ее наизнанку (в этом случае рекомендуется подражать обычаю того же лешего, у которого все навыворот и наизнанку). Дворового всегда старались умилостивить многочисленными подношениями. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых.
Например, с крестом в баню не идут его снимают и оставляют в предбаннике или вовсе дома. вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Любимым животным дворового являлись кошка или кот. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и б пенниками, – особенно в те деревни, где поют совсем черные петухи, живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки. Зато в лесу леший – полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Чудь БелоглазаяНа Урале и русском Севере в древности жили чудь белоглазая и дивьи люди. Дыевы люди стали служить Дыю и ушли в подземные города сразу после битвы Сварога и Дыя. В Тульской губернии существует поверье, что со дня Крещенья (зимний солнцеворот) появляется огненный змей (солнце), навещающий красных девушек (землю). Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке.
Семаргл (Симаргл) — один из самых загадочных богов вместе с Хорсом. Все они полетели на гору Шатрию перед днем Ивана Купалы. 1. Младший брат повстречал прекрасную царевну и взял ее в жены. Взял он тряпку, поволок ее по траве и говорит: Что куме, то и мне, что куме, то и мне. Одевалась просто, даже слишком – в лохмотья.
Они владели колодцами и озёрами, обладали способностями «запирать» воды. Один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с головой прекрасной девы. Святой Власий заменил Велеса после христианизации и тоже стал покровителем скота.
Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Мастерица на вопрос, где она взяла корень и зачем ходит с ним к государю, отвечала, что корень не лихой, а носит его с собою от «сердечной боли, что сердцем больна», жаловалась она одной женке, что до нее муж лих и та дала ей корень обратим, а велела положить его на зеркало и смотреться в стекло: тогда муж будет к ней ласков, а в царском дворе она никого портить не хотела и с иными корешницами не знается. Герои непосредственно обращаются к солнцу как к богу и просят его о помощи.
Внешне Змей-Горыныч похож на дракона, однако обладает многоголовостью. Лишь бы исследования эти были добросовестными. Общеславянский сказочный «зверинец» отсутствовал — в разных местностях говорили о абсолютно разных существах. Наиболее полно сохранилась мифология восточных славян.
Хоронить ведьму необходимо вниз лицом. Для этого ей требуется большая деревянная ступа и волшебная метла. Именем Волоса наравне с именем Перуна русские клялись, заключая договоры с Византией. Соловей, конечно же, свистнул, да так, что чуть не разрушил половину города.
Теория сравнительной мифологии была разработана Александром Николаевичем Афанасьевым (1826-1871), Орестом Федоровичем Миллером (1833-1889) и Александром Александровичем Котляревским (1837-1881). Неделя перед этим днём называлась «ильинской».
Змеем Горынычем в былые столетия не без успеха пугали детей. Они же и изучали язычество, а изучая и реконструируя, открыто верили в древних богов. Героический эпос является лишь дальнейшим развитием первобытного мифологического сказания.
Это pyны Дагаз, Гебо и втоpостепенный ваpиант pyны Ингyз – pомб, поставленный на веpшинy. Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно – движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге. Это было очень торжественное зрелище, видное на сотни вёрст вокруг. «У Морозова Леньки ребятишки, коловерши, все домой тащат». Она сидела на ветке и держала в когтях свиток с письменами.
Ниже названных мировладык стояло в славянских мифах потомство Перуна: сын его, бог солнца Хорс, Даждьбог или Ладо, наиболее почитаемое божество славян, супруг морской царевны Лады или Купалы, богини весны, дождя и плодородия и брат его Велес или Волос, бог месяца, вдохновитель певцов, «Велесовых внуков» и покровитель стад и диких животных. Значит барабашка вышел на охоту. Места имевшие раньше ритуальное значение, часто до сих пор сохраняют свои языческие названия — красные, Лысые, Девичьи горы, где, по поверьям, собирались ведьмы на свои шабаши, река Волхов, куда были сброшены языческие боги Новгорода, урочище Перынь, где археологами было найдено древнее капище, город Дедославль (явная связь с культом предков). Чтобы облегчить покойному путешествие в царство мертвых, славяне прибегали к сожжению: огонь погребального костра вмиг отделял душу от тела и отправлял ее в райские жилища. Но тут уж нужно бежать как можно скорее в церковь.
Герои былин – Илья Муромец, Вольга, Микула Селянинович, Василий Буслаев и другие воспринимаются не только как личности имеющие отношение к определенной исторической эпохе, но и прежде всего – как защитники, родоначальники именно эпические герои. Земляная кошкаЗемляная кошка — подземная кошка, охраняющая клады. В данной статье я дал лишь общий обзор языческого пантеона и не затронул ещё очень многое.
Он бродит по улицам с палкой. Велес покровительствовал также музыкантам и поэтам. Иногда говорилось, что на калитке к дому Яги вместо запоров — руки, а замочной скважиной служит маленький зубастый рот.
– Хочу при жизни изведать райского блаженства. На острове растет дуб или лежит священный камень, обладающий целительными свойствами. И, наконец, следует вспомнить сборник «Веда Словена» — компиляцию древних болгарских ритуальных песен, по которым также можно делать выводы о языческих поверьях древних славян. У Перуна был отдельный день недели — четверг. Кстати избушка Яги обзавелась куриными лапами только благодаря советскому кинематографу. – Свет необъятен.
Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы западные — поляки, словаки и чехи (балтийские славяне были ассимилированы соседями-германцами в XIIв) южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы. Считалось, что ведьма за свои грехи и связь с нечистой силой наказывается тяжелой смертью. Я вон в том доме живу – то под лавкой, то за печкой.
Исходной точкой этого круговорота было наступление нового года – рождение нового солнца. Но забывают часто упомянуть преподаватели, что Владимир Святославич, названный церковью святым (и он действительно немало сделал для Руси), не сразу принял христианство. В некоторых случаях они настолько колоссальны, что можно предположить и отсутствие недобрых намерений. Всё это веками закреплялось в языческих ритуалах и мифах. С различными циклами солнечной активности были связаны и все основные языческие праздники. Разделились они по религиозным мотивам.
На Руси засвидетельствованы также переплуты, берегини, вурдалаки и упыри, домовые, черти и т. д. ГамаюнПтица Гамаюн – посланница славянских богов их глашатай. Античной мифологии повезло гораздо больше.
Полевые росточком совсем крохотные и более мирные. До принятия христианства на Руси покойников сжигали, устанавливая домовину (гроб) на костер. Может принимать облик рыбы, птицы, прикинуться бревном или утопленником. Анчутки бывают банные и полевые. Иной раз ночью в образе серой, дымчатой кошки навалится на грудь и давит: это он. Как бы то ни было, важно, что все описания языческих ритуалов, народных празднеств, древних богов носят резко негативный характер. «По тем местам от Гальяна до самой Думской горы земляная кошка похаживает.
Особенно опасен во время больших праздников. В Лаврентьевской летописи упоминаются боги из Владимирского пантеона.
Рано или поздно вила обманом и хитростью выманивала свои крылья обратно и улетала. Сахаровым до этого эпические песни назывались старинами). Известно, что Баба-Яга живет в глухом лесу.
Влияние Руси росло и вместе с ним по Восточной Европе распространялся культ Перуна. Исследователи полагают, что его особо почитали вожди и городские правители. Любит леший и повеселиться: пугать зверей, птиц и, особенно, людей. Всё это объясняется существованием на Руси культа волка и солнечных божеств и героев. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное».
Некоторым из них приписывались ум, сила, доброжелательность иным — хитрость, злоба и коварство. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Шли века и славяне все более отделялись друг от друга, образовав три современные ветви самой многочисленной семьи родственных народов Европы.
Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: он начнет ломать мебель, бить посуду изводить домашнюю скотину. А чудь ушла в те пещеры незадолго до включения Урала в Московское царство. Он не знает, что делать. От земли и погодных условий зависело ни больше ни меньше — выживание всего племени. По этому случаю был назначен розыск. Hа его повеpхность нанесена надпись, содеpжащая 12 позиций и использyющая 6 знаков.
Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. И не только на уровне изучения, появились даже сторонники этой древней религии, «родноверы».
Оказывается, это она ночью в собаку превратилась». Он может начать кричать на разные голоса, безупречно подражая не только зверям, но и людям, а когда «шутка» удалась, начинает громко хохотать и хлопать в ладоши. Различные неприятности чинили существа абсолютно особенные: проклятые дети. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они «обводят» человека: всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо «заведут» в такое место из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте. Однако во всех таких приключениях леший все-таки не ведет людей на прямую погибель, как делает это настоящий дьявол. Этим нередко пользовались молодые мужчины.
Изначально древние славяне «клали тpебы yпыpям и беpегыням». Он в отсутствие Белбога опьянил человека «за столом божьим» изобретенным им вином и этим навлек на него гнев Белбога имевший последствием физическое и нравственное измельчание рода людского.
Это и чешские исследователи и русские и украинские, польские. Вон, окаянный. Подобные состязания характерны для разных индоевропейских культур, упоминания о них мы знаем и по «Илиаде» Гомера. Кикиморы хотя и бывают невидимы, но с хозяевами репликами перебрасываются. Водяному приписывают тоже значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой».
Можно предположить так же, что на разных территориях Древней Руси одновременно существовали оба обряда. Изображался как крылатая собака. Бог солнца у славян, в зависимости от сезона, менял свое обличие. Если у трубы на крыше заиграет в заслонку – будет суд из-за какого-нибудь дела и обиды. Есть основания полагать, что некогда они существовали в более мифологизированной форме. Разозлившийся банник так же может похитить или подменить ребенка. Его представляли молодым человеком на белом коне и в белоснежной мантии. Рыбаков в своей книге «Язычестве древней Руси» делает очень подробный экскурс то время, ниже мы немного затронем этот вопрос.
А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Особую роль в языческих обрядах выполнял волхв. По этим синякам судят, о какой ни будь неприятности особенно, если синяк больно.
Особенно подчинены ему зайцы. Ну, что делать, – говорят муж и сын, – будем ходить в хлев ночевать. Например, черногорского генерала Марко Милянова и многих духовных лидеров этой страны. Ибн Эль Hедим говоpит о сyществовании славянского докиpиллического письма и даже пpиводит в своем тpактате pисyнок одной надписи, выpезанной на кyсочке деpева (знаменитая Hедимовская надпись). Алконост – полуптица-получеловек.
Все вообще из чего моются, считается нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях. «Кош» — повозка для снопов, корзина для зерна, амбар для соломы, загон для скота. В водах жили водяные деды и прекрасные, но лукавые обольстительницы – русалки. Средний посвящен миру людей, а верхний ярус изображает верховных богов. Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Знаки, pазличимые на чеpепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. Водяной – дух, обитающий в водоемах. Этимология имени явно указывает на иранские корни.
Змей-Горыныч способен летать и извергать огонь. Облачившись в такой пояс, "волк" тут же терял шкуру и представал в человеческом облике. Порой здухачи оборачивались животными и устраивали схватку в таком обличье. Крак, по сказанию Козьмы Пражского, был мудрый и справедливый судья и правитель народа. Завидуя могуществу Белбога, Чернобог попытался вступить с ним в борьбу, но был побежден и перенес свою ненависть на первого человека (андрогина), обладавшего титаническими силами и жившего в согласии с Белбогом.
АнчуткаАнчутка – одно из самых древних названий черта, беса. Когда Ховала идет по деревне, то освещает ее подобно зареву пожара. Унесли все, что плохо лежит. – Но как же. Лучше о них помалкивать, не то сей беспятый, беспалый будет тут как тут.
Уточним, однако, что, по версии знатока уральских поверий П. П. Бажова, у кошки «мерцают» не глаза, а уши: «. Отсюда и многие боги были связаны с солнцем. Ни дать ни взять — кошачьи уши. Так, Чудо-Юдо («срисованное», очевидно, с самого обычного кита) причиняет вред просто по неосторожности, в силу своих огромных размеров. "Так это все ты вытворяла.
Хозяева согласились и стали они все вместе жить-поживать да добра наживать. Наиболее полно сохранилась мифология восточных славян. Пристав к одному человеку оно ввергает того в уныние и питается негативными эмоциями. Клейн идеи которого во многом расходятся с книгами Рыбакова).
К сожалению, фpагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифpовка надписи. Летели высоко – выше лесов». " "Нет, я не умерла.
Дровни подвести к сеням, расстелить на них шубу мехом вверх. Их называли также «чаровниками», «облакопрогонителями», а женщин — «ведуньями», «чаровницами», «потворницами», «наузницами» (церковники в своих текстах обзывали их «бабами богомерзкими»). Вместе с знатным воином-русом или князем нередко хоронили и его супругу, приносили в жертву слуг и животных. Считается также, что Макошь прядёт нити судьбы. Считается посредницей между небом и землёй.
Менять свой облик он не умеет. Осенний бог – это старик, любящий погреться возле кузнечных печей. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Так, у западных славян высшим богом считался Святовит и ему соответствовал Триглав – трехголовый идол, которому поклонялись в Щетине (Штеттине) и Волине. Почему именно на ножках, да еще и курьих.
Проклятые и некрещеные дети или ведьмы могли принимать разные вещественные виды и затем тоже оборачиваться в животных. Когда умирает кто-то из домочадцев, он воет ночью, выражая тем свою непритворную печаль. С другой стороны их мифологические воззрения не были закреплены в таких цельных произведениях, как поэмы Гомера и Гесиода или «Эдда» скандинавов, а сохранились лишь в песнях, сказках, загадках и других, не стоящих во взаимодополняющей связи по содержанию произведениях народного творчества, на которых вдобавок часто лежит затемняющая и искажающая печать позднейших верований. сами летописцы жили позже.
Именно кикимору древние русские считали причиной сонного паралича. Его язычники считали создателем всего живого именно он «вдувал душу» в людей. В центре их внимания была проблема происхождения мифа в самом процессе его создания. Он хватает жертву, застрявшую в трясине, за ноги и утаскивает на дно.
Велес (Волос) — «скотий бог», покровитель скота, богатства, благополучия. Тому, кто, проснувшись, поспешит спросить его: «К добру или к худу. » – он ответит человеческим голосом, но тихо, словно ветер листьями прошелестит. Весь Оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие". Он представляет собой четырехгранный столб из известняка, разделенный на три яруса.
Банник — создание зловредное, которое редко делает кому-нибудь добро. Однако эти вышивки известны этнографии и сохранились вплоть до конца XIX века. Принятие христианства отражало ту же необходимость в переустройстве, объединении общества.
Славяне представляли, что где-то посреди бескрайнего океана находится небольшой остров (Буян), который считается центром мира. Козьма Пражский ( 1125 г. ) рассказывает: "и доселе между многими из поселян, точно между язычниками иной чтит источники или огни иной обожает леса или деревья, либо каменья иной приносит жертвы горам или холмам иной кланяется идолам, глухим и немым, которые сам себе сделал, моля, чтобы они правили домом его и им самим". Баба-ЯгаБаба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Яга – не просто старуха-колдунья, живущая в лесу в избушке на курьих лапах.
Банные анчутки часто пугают людей стонами, являются им в различных обликах, да и просто могут заставить человека уснуть или потерять сознание. Чтобы этого не произошло, надо зажать ему рот (пасть) двумя серебряными монетами. Прах сожжённых людей собирался в сосуд и ставился на столбе. Крестьянам же был ближе Велес. В пользу этого говорит весь сложный похоронный обряд. Через миг он увидел себя в светлой и необыкновенной стране.
Известно, что Баба-Яга живет в глухом лесу. Языческие похоронные традиции отражены в «Повести временных лет» в описании мести Ольги древлянам и погребения князя Игоря (отсюда очевиден и мифологический характер данного сюжета). Жар-птицу невозможно взять голыми руками, так как ее оперенье обжигает, при этом жар-птицу не окружает огонь. В чужих землях тебя рано или поздно убьют или обратят в рабство.
Под словом «скот» понимался достаток в целом имущество. Уже тpидцать лет томy назад знаки на этих находках были опpеделены как следы письменности. Обмочит кого-то домовой ночью – заболеет тот человек. Видели на Шатрии черта в виде пана в немецкой одежде, в шляпе и с тросточкой.
В это время из мифа вырастает былинный эпос из которого впоследствии выделилась и сказка. Полагают, что курьи – это видоизмененное со временем курные, то есть окуренные дымом. Бровей и ресниц у него не видно, он корноухий (правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мертвых. Так вот, они по этой лапе топором, да и отрубили. Лихо – злое человекоподобное сверхъестественное существо, встречаются как мужские, так и женские особи.
Пришли к соседям, спрашивают, а им говорят: Она больна лежит. Сверху, на местах погребений, часто сооружались курганы. Коловертыша может иметь и облик черной кошки (тоже с зобом-мешком), обитать под полом или под печкой у наделенных колдовскими уменьями людей.
Для этого ей требуется большая деревянная ступа и волшебная метла. Нет управы на Ховалу, нет. Славянская мифология характерна тем, что она – всеобъемлюща и представляет собою не отдельную область народного представления о мире и мироздании (как фантазия или религия), а находит воплощение даже в быту – будь то обряды, ритуалы, культы или земледельческий календарь, сохранившаяся демонология (от домовых, ведьм и леших до банников и русалок) или забытое отождествление (например, языческого Перуна с христианским святым Ильей). Среди славянских «монстров» очень мало монстров как таковых.
Других же относили к злым, за то, что те вредили людям и были способны на убийство. Мифология – часть культуры любого общества, создаваемая в каждую историческую эпоху. Славяне приносили богам жертвы — зерно, мёд, приготовленную пищу, животных. Название «волхвы» связано, как предполагают некоторые исследователи, с «волохатостью», волосатостью и поклонением Велесу.
Со временем многие образы прижились, причем настолько, что стали частью культуры народов. Кикимору можно вывести из избы. На Агафона-огуменника (22 августа/4 сентября) лешие выходят из лесу и носятся по деревням, норовя раскидать снопы, вот таким образом хозяева в этот день и ночь стерегут свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу. 14/27 сентября, на Воздвиженье, лешим тоже свобода в лесу: крестьяне не ходят туда, опасаясь попасть на сборище змей и лесовиков, которые прощаются со всем зверьем до будущей весны. Вервульф (Не путать с Волкодлаками)Вервольф – В народе считали, что это превращенный колдуном в волка человек и потому он сохранял полное сознание своей принадлежности к роду homo sapiens и только внешне походил на зверя. В этот день знающие крестьяне в лес не ходят. Накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) лешего легко можно было увидать в лесу и даже заключить с ним договор.
А оттуда раскаленные щипцы высунулись – и вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Водяной тоже требует себе уважения. – Но как отыскать дорогу обратно. Если хозяева своего суседку любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом: поскребут под порогом, соберут мусор в совок – и посыплют его в новой избе, не приметив, как с этим мусором перебирается на новое место жительства «хозяин». Это не случайно. Полевые анчутки самые мирные, не являются людям, если те сами не позвали их.
Случается, что рыбаки, подымая невод, вытаскивают вместе с рыбою и «водяного чуду», который тотчас же разрывает сеть, ныряет – и уводит за собою всю добычу. В 980 году князь Владимир Великий воздвиг перед своим дворцом статую Перуна. Явный фаллический характер имеет известный Збручский идол, найденный в реке Збруч (приток Днестра). Дом Бабы-Яги заколдован – в него можно войти только сказав: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Как и западноевропейские ведьмы, Баба-Яга умеет летать. Среди основных языческих праздников стоит назвать Ивана Купалу (24 июня по старому, 7 июля по новому стилю), Коляду (22 декабря, зимней солнцеворот), Масленицу (по мнению Рыбакова, 24 марта, день весеннего равноденствия, с которого в древнее время начинался новый год), праздник урожая 8 сентября, когда почитались рожаницы — позднее он был заменён христианским праздником рождества богородицы.
Похоронные обряды в разное время отличались. Там, где он появляется, обязательно будет хороший урожай.
Вот она приходит, та ведьма и давай открывать дверь. – А каков он, этот Ховала. Так подшутил над ним водяной. Обыкновенно он ездит на соме, а потому в некоторых местностях рыбу эту, «чертова коня», не советуют употреблять в пищу.
Это сотни книг, тысячи статей, сборники археологических отчётов. ЛешийЛеший, лесовик, лешак, лесовой, лесун, лесник – дух леса в славянской мифологии. Было у древних славян особое мифическое сверхъестественное существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. В V — VII вв., после Великого переселения народов, славяне заняли территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы (Лабы) до Днепра и Волги, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова. Вообще они стараются держаться поближе к человеческому жилью, так как боятся дремучего леса, как и положено людям. Сделаться волком мог против воли и тот человек, которого «по ветру» прокляла мать. Утешает то, что такому зверю можно вернуть прежний образ – конечно, если распознать его среди настоящих волков. Яга олицетворяла злую волю и обладала немалыми техническими возможностями ее воплощения.
Давайте мне помягче спать, ставьте покушать, да одежонку подберите. Месяц, месяц, золотые рожки. Любимой рыбой у водяного является сом, на котором он катается, как на лошади. Они олицетворяют силы зла, возглавляемые Князем Воздушным.
Во-первых, ее жилище – избушка на курьих ножках. Исследователи предполагают, что волхвы-мужчины выполняли основные общественные ритуальные действия, а «чаровницы» отвечали за семейный очаг, гадания о личной судьбе, домашний обиход. На архаической вышивке изображается между Ладой и Лелей, двумя рожаницами. Богатства. Поэтом был целый народ. когда же. Изобpажения свастики в славянском миpе встpечаются повсеместно, хотя и нечасто.
Во вражде с таким противником ничего забавного нет. Чтобы нейтрализовать его окончательно, следует знать некоторые тайны (игла, яйцо, птица и т. д. ). В руках божество весеннего света держит колосья злаков. Верующие в неё людибыли уверены, что Мокошь дарует жизнь в виде детей и осадков. И в XIX веке крестьяне жертвовали Велесу последнюю горсть колосьев со сжатого поля «Велесу на бородку». Чуждаясь зла, неизбежного в мире, Белбог (иначе называвшийся Прабог или просто бог, Белун, Сварог, Род, Триглав, Дий) сам не правил миром.
Те согласились помочь ему и вместе они победили злого Баш Челика. На более позднем этапе и, видимо, под влиянием соседних средиземноморских культов славяне «начали тpапезy ставши Родy и pожаницам». Нашему брату она не вредная, а волки ее боятся, если уши покажет» (Урал), «Тут она и вспомнила про земляную кошку, про которую мужик сысертский сказывал. Пан танцевал с ними по очереди. Иногда дворовой предстает в сложном образе чудовища: "Немного кошки побольше. Постепенно осуществился переход к системе, при которой мужчины-боги возглавили пантеон.
«Баня парит, баня правит, баня все поправит», – говорят до сих пор. Тогда прибегали к помощи домового или вешали в конюшне (в хлеве) убитую сороку. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара. Потебня, В. Я.
Изобpажение этой pyны на височном кольце не слyчайно. Существует поверье, что днем из его очей исторгаются лучи тьмы и то место, куда они падут, сразу становится невидимым: он как бы «ховает», то есть прячет все вокруг. Очень напоминает Ховалу огненный дух Жыж. Обыкновенно эта стена наваливается на того, кто спитъ на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет». Закрылись изнутри. К основному имени чаще всего добавляется титул «Бессмертный», выражающий способность многократно оживать, даже будучи сокрушенным чьей-то богатырской мощью. Банник – дух, обитающий в бане. Отсюда — их единство с природой и волшебная сила их непобедимость (практически нет былин о гибели богатырей или о поигранных ими сражениях).
Это был Ирий – небесное царство по ту сторону облаков. Верили и в упырей-вампиров, навий, злых духов, которые приносили вред. Удивительно, но сохранились свидетельства, что жёны (одна из жён) вызывались на эту жертву добровольно, честью считалось сопровождать своего мужа в другую жизнь. Это или неподвижный безглазый толстяк, покрытый слоем водорослей ила, улиток или высокий человек с длинным руками, заросший грязно-серой шерстью. У него серо-зеленые волосы, вечно запутанные, в которых торчат листья и ветки. Ранние сведения о ней мы находим в «Повести временных лет» (XII в. ), которая сообщает, что князь Владимир Святой (. Явившись в Русь, христианские проповедники стали разуверять славян в их языческой вере. А пастух это видит и думает: Для чего же ты тряпку-то тянешь.
Поэтом был целый народ. Все верования так или иначе связаны с основами жизнедеятельности народов их бытом.
тема меня самого очень интересует и я в неё погружён. Уволокли все подчистую. БаенникБаня всегда имела огромное значение для славянина.
Как правило, чем дальше во времени отстают от нас события, тем меньше в легендах остается правды. Этнография знает много примеров жертвоприношений Перуну.
Главное же дело его – досмотр за хозяйством. Вскоре братья опомнились и отправились на их поиски. Это – принесение в жертву женщин, юношей, коней и собак, обычай класть еду в могилу, тризна, а также ряд древних, сохранившихся по настоящее время поверий об уходе души из дому и возвращении ее обратно (вампиризм), об участии души в пиршествах и попойках в честь умерших предков, о приготовлении бани для предков и т. п. Ещё Иван Грозный застал в деревнях языческие праздники и ритуалы, лично в них участвовал в молодом возрасте, а затем, придя к власти и будучи человеком глубоко религиозным (что, однако, как-то сочеталось в его натуре с проявлениями крайней подозрительности и жестокости) осуждал эти народные гуляния и велел церкви всячески бороться с подобными верованиями. Болотник – ошибкой будет путать его с водяным. Этот же день считался связанным с Юпитером и Тором («Thursday» — день Тора).
Богатырь привез плененного злодея в Киев, где князь Владимир ради интереса попросил Соловья-разбойника посвистеть — чтобы проверить, правду ли говорит молва о супер-способностях этого злодея. Русские богатырские былины могут быть поставлены в ряд с героическими мифами в других мифологических системах с тою разницей, что былины в значительной мере историчны, повествуют о событиях XI-XVI веков. Но ведь не станешь ловить в раю райских птиц, чтобы сварить себе похлебку.
На волосах – венок из весенних цветов. Большая часть мифов, по этой теории, восходит к древнейшему племени ариев. И как она стала дверь открывать, то уже не рука у нее, а лапа такая, как у собаки. Под землей она ходит» (Урал).
Представляет большую опасность для человека или животного, попавшего на болото. "Я, так как вы меня не любите. Рыбаков расшифровывает её имя как «мать урожая».
И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Именно тогда и были сделаны первые попытки изучения, описания этих представлений. Славянский Перун тождествен литовско-латышскому Перкунису-Перконсу.
Ранние сведения о ней мы находим в "Повести временных лет" (XII в. ), которая сообщает, что князь Владимир Святой (. Выделяясь из этого общего праплемени, народы разносили его сказания по всему миру, вот таким образом сказания «Голубиной книги» почти полностью совпадают с песнями древнескандинавской «Старшей Эдды» и древнейшими мифами индусов. Оно было небесным царём, управляющим земной жизнью. Да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет.
Но такой брак никогда не заканчивался удачно. Считалось, что она отпугнет злого духа. – они изменят. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.
Немногочисленные упоминания в работах датского историка Саксона Грамматика (1150 – 1220) – раз. Нижний содержит изображения подземного мира и населяющих его божеств. Язычество развивалось и достигло наибольшего расцвета как раз к VIII-IX векам, то есть ко времени крещения Руси.
Славянская мифология характерна тем, что она — всеобъемлюща и представляет собою не отдельную область народного представления о мире и мироздании (как фантазия или религия), а находит воплощение даже в быту — будь то обряды, ритуалы, культы или земледельческий календарь, сохранившаяся демонология (от домовых, ведьм и леших до банников и русалок) или забытое отождествление (например, языческого Перуна с христианским святым Ильей). Все кругом было прекрасно и юноша понял, что достиг предела своих желаний. Теория сравнительной мифологии была разработана Александром Николаевичем Афанасьевым (1826-1871), Орестом Федоровичем Миллером (1833-1889) и Александром Александровичем Котляревским (1837-1881).
К сожалению изучение славянской мифологии сильно осложнено отсутствием источников, специально описывающих все народные представления и традиции. Там они увидели много народу. По мнению Рыбакова, в этнографии ему может соответствовать Ярило. По поверью, купающиеся покидали баню после третьего, максимум четвёртого захода — чтобы Банник мог попариться в одиночку. Одни щипцы остынут – помощники обаянника накаляют другие.
Все эти названия вышнего бога очень древние и употреблялись всеми славянами. Сети рыболовные с шестов для просушки, упряжь конскую, что в конюшню убрать забыли. Если банника разозлить, то он способен даже убить человека, задушив своего врага в бане или заживо содрав с него кожу.
Старые боги стали отождествляться с христианскими святыми: Перун превратился в святого Илью, Велес — в святого Власия, Ярила — в святого Георгия. Именно так строили временные жилища охотники Урала, Сибири и финно-угорских племен. Об этом до сих пор известно много быличек. "- неприятно поразились дети.
Ярило – с этим персонажем славянской мифологии связано много неясностей. Оно представлялось людям в виде воина, часто едущего на колеснице (устойчивый образ в разных культурах), запряжённой птицами или огненными конями. – Но для этого ты должен стать моим рабом. Обычно капища создавались в труднодоступных, защищённых местах — на холмах, горах, посередине болот (видимо, связь с водой). Относительно культа у других славян не сохранилось определенных указаний, но повсеместное существование храмов и жрецов не может подлежать сомнению и прямо засвидетельствовано для главных городов Руси во времена, предшествующие принятию христианства.
От края и до края. - Это невозможно, – сказала Правда. Сведения о богах западных славян весьма скудны, это, например, «История Польши» Яна Длугоша (1415 — 1480), в которой дан список божеств и их соответствия из римской мифологии: Ныя — Плутон, Дзевана — Венера, Маржана — Церера и т. д. Чешские и словацкие данные о богах, как полагают многие ученые, нуждаются в критическом отношении. Поскольку дворовой являлся ночным Существом, он не любил ничего светлого. В школе на уроках истории, да и на университетских лекциях, нам почему-то рассказывают очень сокращённую и «сглаженную» историю принятия христианства.
Змей-Горыныч – общее название драконоподобных сверхъестественных существ. Их приютили подземные жители паны, которые происходят от Пана Виевича. Кикимора ДомоваяКикимора – Злой дух. Имя персонажа происходит от слова «кошт», то есть кость.
Особенно почитался воинским сословием. Сведения о богах западных славян весьма скудны, это, например, "История Польши" Яна Длугоша (1415 — 1480), в которой дан список божеств и их соответствия из римской мифологии: Ныя — Плутон, Дзевана — Венера, Маржана — Церера и т. д. Чешские и словацкие данные о богах, как полагают многие ученые, нуждаются в критическом отношении. Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. «Стоглав» говорит, что тяжущие, как скоро доходило до поля (т. е.
засвистели ветры вокруг него. Названия мифологических существ у разных народов отличаются, но многие общие черты указывают на сходность восприятия и способности домысливать внешние признаки. Немедленно возвращайся в родные края. Ярило также зарождал любовь в сердце того, на кого посмотрит. Эта еда «отверзает уста умершего».
Но давайте подробнее поговорим о конкретных богах и их функциях. Хозяйство каждаго, по их мнению, находится под влиянием домового. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый – на правую. В поверьях Тамбовщины коловертыш — фантастическое существо, помощник ведьмы. Золотой щит сиял ярким светом, озаряющим землю.
Макошь — единственное женское божество, включённое Владимиром в его пантеон.
Большая часть мифов, по этой теории, восходит к древнейшему племени ариев. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Как и pyна Фpейpа, pyна Альгиз впеpвые появилась в составе Фyтаpка без изменений пpосyществовала она около тысячелетия и вошла во все pyнические алфавиты, кpоме поздних шведско-ноpвежских, в магических целях не пpименявшихся (около 10 века). Ей хлопотно, поди расчеши потом, а ему радость – приукрасил свою любимицу. Скажем, в Кормчей книге (список 1282 г. ) повествуется о волкодлаке, который «гонит облака и изъедает луну». Оборотням помогает чудодейная тирлич-трава. Несмотря на разделение славян их мифологии и поныне сохранили многие общие черты. – оно иссякнет.
С этими представлениями переплетались воззрения на загробную жизнь и культ предков. Она взглянула охотнику в глаза и тот сразу уснул. И, наконец, следует вспомнить сборник «Веда Словена» – компиляцию древних болгарских ритуальных песен, по которым также можно делать выводы о языческих поверьях древних славян.
Как и двенадцатиконечный кpест, свастикy можно встpетить и y саpматов и скифов. Бог, которому клялись на оружии при подписании договоров.
Мифы пытаются объяснять и движение солнца и планет и смену дня и ночи, времён года. Сведения о них фольклористы и этнографы черпают из самых разных источников, прежде всего из собственных полевых записей бесед с носителями традиционной культуры и произведений особого фольклорного жанра – коротких рассказов, посвященных встречам с нечистой силой, случившимся с самим рассказчиком или кем-то третьим (в первом случае их называют былинками, во втором, когда речь о третьем лице, – бывальщинами). Они же не могли загадывать так далеко вперёд.
Наиболее полно сохранилась мифология восточных славян. Однако принятие им христианства в 988 г. повлекло за собой уничтожение идолов так называемого Владимирова пантеона (их торжественно сбросили в Днепр), а также запрет язычества и его обрядов. — 1015 гг. ) стремился создать общегосударственный языческий пантеон. Вот еще один способ избавиться от кикиморы.
Общий корень есть и со словом «кощуны» (кощенства, они же кощунства), означающим колдовские действия, производимые в древние времена над останками людей. Несмотря на разделение славян их мифологии и поныне сохранили многие общие черты. Задумался юноша: чего пожелать. Да и сама Баба-Яга – оживший мертвец. Это слово однокоренное с окуриванием – медленным горением. Различались также «древесные русалки», живущие в ветвях деревьев.
Трижды сказал, потянул тряпку по траве и пошел домой. Но беда, если кто-то уберет хоть один нож: никогда уже волкодлак потом не сможет обернуться человеком. На такой случай лучше волкодлаку остеречься особым заговором:«На море на Окияне, на острове на Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение.
Язык становился, таким образом, "верным орудием предания". Ну а после Воздвиженья указано лешим на Ерофея-мученика (4/17 октября) пропадать или замирать. В 1635 году одна «золотная» мастерица выронила во дворце платок, в котором был завернут корень. – 1015) стремился создать общегосударственный языческий пантеон. Белые жены и девы – прекрасные нимфы вод (т. е.
Кикимора изводила и держала в страхе всех домочадцев, особенно если тене следили за порядком. Она просачивалась в дом сквозь замочную скважину, садилась на спящего человека и душила его. Встреча с ним опасна, особенно для детей. Если же здухач не умел менять облик, у него было немало другого оружия. Его значение и функции не до конца ясны. Ритуалы, связанные с плодородием, носили и отчасти сексуальный характер.
Рассказывают про одну такую проклятую девочку: она не только шалила исподтишка, но вдобавок нередко в своем прежнем человеческом облике выходила играть со сверстниками. Однако принятие им христианства в 988 г. повлекло за собой уничтожение идолов так называемого Владимирова пантеона (их торжественно сбросили в Днепр), а также запрет язычества и его обрядов. Мало известно и о мифологии южных славян. Она побежала, за эту тряпку подержала и молоко перестало литься.
Оттого еще зовется он лизун. Редкий человек может похвалиться, что видал домового. Вот таким образом его солнце темное и холодное. Еще один широко известный сказочный персонаж. Дpyгой пpимеp – одно из замечательных вятических височных колец 12-го века.
Оно наслоилось на языческую веру, а не стёрло её полностью, как мы знаем. Возможно, к тому времени уже забылось, что это был за бог и какую роль играл. Из «Домостроя» мы узнаем, что бабы-колдуньи ходили по домам, лечили разные недуги, гадали, переносили вести – и были принимаемы довольно охотно. Именно так строили временные жилища охотники Урала, Сибири и финно-угорских племен. Вилы могли летать как птицы, обитали в горах.
Отличается лихо высоким ростом и худощавым телосложением, у него всего один глаз, вот таким образом видит оно в узком диапазоне. "- выдвинула условия потусторонняя проклятая девочка. Но очень хорошо умеют изменять свой облик – как, впрочем и остальная нежить. На скрипке играл рогатый черт, сам пан и его дети тоже рогаты. Они действуют среди людей используя свои сверхчеловеческие способности.
Они принадлежат перу отца Гельмольда, немецкого священника. Люди знали, как оборониться от одних и как привлечь других, как избежать опасности, чего нужно остеречься, а как повлиять с помощью ритуала на природные процессы нужным образом.
Но эти богатства не остались в прошлом, они перешли по наследству и к русской литературе: вспомним хотя бы Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Петербургский сборник» и многое другое), А. К. Толстого («Упырь», «Князь Серебряный») и А. С. Пушкина («Руслан и Людмила», сказки). Вот маленький заговор: Ровно в полдень запрячь дровни, да не смотреть что дето. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника. – Я бы рад воротиться, – сказал он робко. Она ему говорит: Смотри, никому не говори». Упырей старались задобрить, вот таким образом им и приносили «требы» — жертвы.
Восточные славяне – это белорусы, русские, украинцы западные – поляки, словаки и чехи (балтийские славяне были ассимилированы соседями-германцами в XII веке) южные – болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы. Другие учёные считают, что «Велес» и «Волос» не разные варианты написания одного бога, а два разных божества (Клейн, Нидерле). Семаргл — защитник посевов, бог почвы, вегетативной силы, посредник между небом и землёй. Поет он иногда во все горло (с такой же силой, как шумит лес в бурю) почти с вечера до полуночи он не любит пения петуха и с первым выкриком его немедленно замолкает. Носится леший по своим лесам как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски и если они делаются бессловесными, то только при встрече с настоящими, живыми людьми. Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят и в этом случае вполне уподобляются своим родичам – домовым. Мало известно и о мифологии южных славян. Можно предположить, что фигурка какого-нибудь женского божества, помещенная в маленький домик «на куриных ножках» и породила миф о Бабе-Яге, которая с трудом помещается в своем доме: ноги в одном углу, голова – в другом, а носом упирается в потолок.
Но иногда вила-мать могла забрать ребёнка с собой. Кикимора – злой дух, насылающая кошмары на человека. Мало известно и о мифологии южных славян. Леший способен менять облик по своему желанию, вот таким образом сложно сказать каково его истинное обличье, однако чаще всего ему приписывают образ старика с длинной бородой. В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. В своих исследованиях Рыбаков выдвигает идею, что женские боги (Макошь, рожаница, Лада и Лель) исторически более древние, чем мужские (Перун, Род, Стрибог).
В существовании культа рожаниц сомневаться трудно, тем более что такое поклонение материнскому началу известно у самых разных народов, о чём свидетельствуют хотя бы «палеолитические венеры», грубо сделанные древние статуэтки женщин, в изображении которых подчёркивается беременность, плодовитость. У него есть стада, состоящие из рыб. Тут бы ещё стоило упомянуть хотя бы и Измаила Ивановича Срезневского, филолога-слависта, этнографа, преподавателя Петербургской Академии наук, а также моего земляка, учёного-слависта из Тулы — Ивана Петровича Сахарова, А. А. Её функционально дополняют русалки-вилы, орошающие землю. Днем на солнышке лежит, чудны сказки говорит, ночью бродит, на охоту ходит".
Мельницу-крупорушку ручную, что в амбар забыли отнести. Религиозные воззрения славян сводятся к тем древнейшим слоям религиозных верований, которые составляют общее достояние народов арийского племени: они сложились до начала истории славян как отдельной племенной группы и дальше почти не подвинулись. Ещё летописец Нестор в XII веке застал его: «еже творят вятичи и ныне». На ветвях сидит птица, а у корней дерева или подножия камня лежит змея. – А что такое.
В Ирии обитали крылатые души умерших. Вся природа представлялась в ней населенною сверхъестественными существами.
Тому, кого любит, завиваетъ волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. В V – VII веках после Великого переселения народов, славяне заняли территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы (Лабы) до Днепра и Волги, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова. А по утрам та соседка к ним всегда приходила, а тут – что такое.
Потом они дали начало многим арийским и финским родам. «Chronica Slavorum» немецкого историка Хелмолда (1125—1177) — два. В данном случае я опираюсь в основном на концепцию и книги Бориса Александровича Рыбакова «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси».
Вследствие того современный «Стоглаву» указ требует, под опасением опалы и духовного запрещения, чтобы к чародеям и к звездочетцам не ходили бы. Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 сверхъестественных существ. В «Слове о полку Игореве» князь Всеслав «рыщет волком в ночи». – Да старик седобородый с клюкою. М. Забылин пишет: «Под этим именем почитали Славяне адскую богиню изображаемую страшилищем в железной ступе имеющей железный посох. Ведь он ходит под окнами, как и в давние времена.
Поначалу у древних славян кикимора была ночным божеством сонных мечтаний. В этот «мешок» коловертыш забирает добытые ведьмой молоко, масло, а дома изрыгает их в посуду, которую приготовила ведьма. Подсудимую и ту женку, на которую она сослалась, сослали в дальние города.
Ведьмы не знают покоя на том свете и выходят из могил вредить людям, превращаясь в «заложных» покойников. Его кровь способная обжечь, а кровь, пролитая на землю, выжигает ее так, что на том месте еще долго ничего не растет. В то же время с 80-х и особенно в 90-е, нулевые годы интерес к язычеству резко возрастал. Чем более знатным был человеком, тем более сложным был похоронный обряд, тем больше приносилось жертв.
Слишком натуралистичные их изображения позднее сменялись более абстрактными узорами, т. к. Дом Бабы-Яги заколдован — в него можно войти только сказав: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим». Люди верили, что волкодлаки превращались в упырей. Одним был доможил, обитавший в углу за печью, вторым считался дворовой, живший вне избы (иногда черты того и другого объединялись в одном образе).
Встречаются так же описания дворового, где он похож на змею с петушиной головой и гребнем. Дворовой являлся покровителем домашнего скота. Опечаленный, царевич отправился на поиски. Отсюда – их единство с природой и волшебная сила их непобедимость (практически нет былин о гибели богатырей или о поигранных ими сражениях). – не поверил юноша. Существовал женский род от слова «волхв» — «вълхва».
Это чуть ли не главное мифологическое существо в русском фольклоре. – воскликнул наконец птицелов. Почуяв неладное, ребята спросили: "Да ты же умерла. Равным образом и культ предков у славян не вылился еще в такие отчетливые, законченные формы и не имел таких строгих юридических последствий, как у греков и римлян.
Кикимора — противоположность домового. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить в этом случае пред порогом дома зарывают въ землю череп или голову козла. Побежал к куме: Иди же сделай что-нибудь, ты знаешь. За это он насылает на крестьян полудениц, чтобы те своим волшебством лишили их рассудка.
Болото у древних славян всегда считалось местом, где обитает нечистая сила. Самый наглядный из них – это Збручский идол, найденный в Тернопольской области Украины в середине XIX века. Да-да, тот самый Бабай, которым многих пугали в детстве. Это случается раз в год, в тот заповедный день, когда лешие бесятся (4/17 октября), на Ерофея-мученика. Это – пpостейший вид pyнической магии, pаспpостpаненный и на Севеpо-Западе Евpопы. Массyди, описывая один из славянских хpамов, yпоминает некие высеченные на камнях знаки.
Сопоставляется с греческой Деметрой. Это вызвано отчасти тем, что христианство отчаянно боролось со всеми языческими «пережитками», церковные власти казнили волхвов, порицали тех, кто оставался верен старым, дедовским традициям, запрещали народные праздники имеющие языческие корни. Это старались сделать особенно пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо. Отрывистые сведения можно почерпнуть из археологических источников. Чтобы в полете не наткнуться на дерево, гору или другое препятствие, ведьма должна сказать: «Выезжаю, выезжаю, ни за что не задеваю». Изображена на Збручском идоле с рогом изобилия.
Они отбирали у вилы крылья, а затем брали в жёны. Проппа. В поверьях северных районов России бабай – страшный кривобокий старик. — 1015 гг. ) стремился создать общегосударственный языческий пантеон.
То же самое касается и так называемой «низшей мифологии», древнеславянского бестиария. Я завтра тоже так попробую. – Разве ты не знаешь, что мы, вороны, живем триста лет. Главное в них, конечно же, не способы и средства, а цели поступков. Сведения о богах западных славян весьма скудны, это, например, "История Польши" Яна Длугоша (1415 – 1480), в которой дан список божеств и их соответствия из римской мифологии: Ныя – Плутон, Девана – Венера, Маржана – Церера. По преданию, дождь — это грудное молоко Мокоши, пробуждающее жизнь в земле.
Вот они пошли в хлев, чтобы ведьму поймать. Если слышится плач домового, даже в самой избе, – быть покойнику. Телят-жеребят-козлят увели, которых в хлев не заперли. Некоторые русские мифологические существа очень похожи на иностранных собратьев. Баба-Яга была злой старухой, но не простой, каких много, а особенной. Первые упоминания о Чернобоге были найдены в писаниях XIIвека.
Вера в него удержалась намного дольше, чем в некоторых других богов. Злыдень – злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Видимо, этот этап относится ещё ко времени охотников и собирателей.
Супруга Перуна, Симаргла, Жива или Сива, была богиней молний, летних гроз и плодородия. К человеку враждебен, всегда старается утащить под воду того, кто пришел купаться в неурочное время (полдень, полночь и после заката). Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в тридевятом царстве.
происходило возвращение части населения к старым традициям, древним богам. Если Банника рассердить, он сдерёт кожу с обидчика. Использование pyны Альгиз славянами и их пpедками имеет очень дpевнюю истоpию. По ночам они прибегают под свое селение и жалобно воют, страдая от разлуки с родными.
– нет ее. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. Это Полудница. Праздником для леших считается Ильин день (20 июля/2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. Каким-то загадочным образом и информация, содержавшаяся в мозгу, тут же восстанавливалась и обновлялась.
Особо ужасными представляются образы, в которых присутствует сочетание черт животных. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и наконец проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет, оттает весной и начать снова свои проказы все в одном и том же роде. Вообще, побаиваясь злых и неожиданных затей лешего, лесной народ не прочь над ним посмеяться, а пользоваться его именем как ругательным словом вся крещеная Русь считает первым удовольствием («Иди к лешему», «Леший бы тебя задавил» и т. п. ). В более поздний период имя Семаргл было заменено на «Переплут». На востоке проповедники объявили Перуна пророком Ильёй и провозгласили его святым заступником. Западные проповедники заменилиПеруна святым Архангелом Михаилом.
Изначально же слово курьи обозначало совсем другое. Видимо изначально их магия была связана с водой и гаданиями над «чарой» (с чем и связано, возможно, название «чаровник»), это подтверждается находимыми женскими и мужскими фигурками с сосудами в руках, выполняющими над ними какие-то ритуальные действия. Говорят, что домовой не любитъ ленивых, особенно ветренные мельницы. То есть русские оборотни были всего-навсего добрыми волками. Веселились до первых петухов, а потом полетели назад.
Когда запел петух, они снова очутились в своей деревне. Делает она это разными способами: «Пастух пас коней, а его кума пришла в поле и тянет за собой тряпку по траве. За это сома называет народ — чертова лошадь. После этого Илья Муромец увез его в лес и отрубил голову, чтобы больше такое безобразие не повторялось (по другой версии, Соловей-разбойник в дальнейшем выступил помощником Ильи Муромца в бою). Ни осуждать, ни хвалить этот аспект я не собираюсь, но изучение истории и культурологии даже не со стороны специалистов-историков и филологов (а среди этих людей было много учёных из естественных и точных наук, что примечательно) — это определённо положительный момент. Здесь же я опирался в основном на концепцию Рыбакова. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени.
Первоначально ничего смешного в этом образе углядеть было невозможно. Местопребыванием дворового являлась специально подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей ("ведьмина метла"). Леший – дух-хранитель леса. Твое желание невыполнимо. - Это возможно, – возразила ее сестра. Многое забылось, во всей полноте всю мифологическую систему вряд ли удастся восстановить.
По старинным преданиям, волкодлаки под час затмения съедали луну или солнце. Тело у алконоста птичье, с красивым радужным опереньем. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься. »Охотник подкрался поближе и уже натянул было тетиву, как птицедева повернула голову и изрекла:- Как смеешь ты, жалкий смертный, поднимать оружие на меня, вещую птицу Гамаюн. Ранние сведения о ней мы находим в "Повести временных лет" (XII в. ), которая сообщает, что князь Владимир Святой (. Уничтожить болотника можно только одним способом – осушив его болото.
В индоиранской мифологии сопоставляется исследователями с Сэнмурвом, собако-птицей. Пpимеpом "чеpняховского" славянского pyнического письма могyт послyжить обломки кеpамики из pаскопок y села Лепесовка (южная Волынь) или глиняный чеpепок из Рипнева, относящийся к той же чеpняховской кyльтypе и пpедставляющий собой, веpоятно, осколок сосyда. Под этими идолами Козьма разумеет, очевидно, домашних богов, которые у чехов назывались скритками и шетками, у русских – домовыми и т. д. чешский домовой Ket изображался у чехов в виде маленьких бронзовых статуэток, величиною с палец, отчего он и назывался Paleek (мальчик с пальчик). Радегаст — один из старейших славянских богов.
И впредь жить неправдой: лгать, обманывать, кривить душой. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь. быть того не может. Солнцу приносились жертвы, ему молились.
Но в то же время это было таинственное место. Народ олицетворяет водяного стариком, постоянно покрытого болотною травою. Плодовитость женщины была важным качеством, она ассоциировалась с естественными процессами в самой природе. Меня привлекает и сама история Древней Руси.
Они находятся в подчинении у навьи. Пpекpасный томy пpимеp – шиpочайшее использование славянами pyны Фpейpа – Ингyз. Один из самых кровавых богов, т. к. При этом каждое из них обладает какими-то особенностями внешнего облика, пусть и воображаемого, отличающими их от других легендарных персонажей. Для древних людей весь мир был одухотворён, наполнен жизнью.
Оно будет следовать за жертвой повсюду, попутно нападая на тех, кто оказывается рядом с «носителем» и так пока несчастный не умрет, что в принципе наступает довольно скоро, после чего лихо начнет искать себе новую жертву. Его постоянно благодарили и задабривали мылом. Банник предвидел будущее. Они осуждены пребывать в заколдованных (захваченных нечистою силою) или подземных замках, в недрах гор и в глубоких источниках, оберегают сокрытые там клады – несчетные богатства в золоте и драгоценных каменьях и нетерпеливо ждут своего избавителя. Общеславянский сказочный «зверинец» отсутствовал – в разных местностях говорили о абсолютно разных существах.
Не зная законов природы, ни физической, ни нравственной, эпическая поэзия ту и другую представляла в нераздельной совокупности, выражавшейся в многочисленных уподоблениях и метафорах. Защищая себя или своих птенцов, полуптица-получеловек способна погрузить всех окружающих в беспамятство. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Не так известны многие другие мифологические существа, список которых весьма обширен. Теперь закрой глаза и возьмись за мой хвост. Юноша зажмурился покрепче.