Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Отсюда начиналась упорная и успешная борьба за национальное объединение русского народа. Киевская Русь быстро выдвинулась в ряд передовых стран средневекового мира.
Но это не все. XX столетия. Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками. Московская живопись XV в. развивалась под воздействием гениальной личности Андрея Рублева. Распространению и развитию письменности в первую очередь способствовало крещение Руси. Только микрофотосъемка позволила установить эти размеры.
Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг. Все это говорит о том, что уже в то время художники создавали композиции на бытовые темы. Она создана двумя мастерами – греком и русским. музеев Московского Кремля), «Богоматерь Толгская на троне» (XIV в., ГТГ). Русскими мастерами были возведены Благовещенский собор Кремля, небольшая церковь Ризположения итальянскими — Грановитая палата, колокольня «Иван Великий».
Из клена делались резная посуда, ковши, ложки и т. д. Ясень шёл на производство точеной посуды (изготовленной на токарных станках). Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 годов. Добычу укладывали в лабазы, поставленные на сваях, с зарубками, чтобы грызуны не смогли добраться до заготовленного мяса. Сохранились также иконы, относящиеся к Владимиро-Суздальскому княжеству: два оглавных «Деисуса» (XII в., ГТГ), великолепный образ Дмитрия Солунского (XII в., ГТГ) и связанные с Ярославлем «Богоматерь Bеликая Панагия» – так называемая «Ярославская Оранта» (XII-XIII в. ГТГ), «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» (XIII в., собрание Гос.
Дионисию и его школе принадлежит и целая группа превосходных икон, хранящихся ныне в Государственной Третьяковской галерее, в Успенском соборе Московского Кремля. Художник расставляет этим смысловой акцент произведения. Так, после принятия христианства в государство из Византии начали поступать новые жанры монументальной живописи, такие как фреска и мозаика.
Особое место в нем по праву занимает архитектура. В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск – Листвянка. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076).
Как он выглядел. Славяне считаются музыкальным народом, ещё в древнерусских былинах упоминаются Боян, рассказывающий под гусли и скоморохи играющие на разных инструментах. В скандинавских источниках Русь называли «Гардарикой» – страной городов. В данной композиции нет и следа благости, которая присутствует в «Троице» Андрея Рублева. В центральной части описывается непосредственно биография святого.
К сожалению, фрески церкви Успения Богоматери на Волотовом поле и частично церкви Спаса на Ковалеве, как и многие другие произведения искусства, были уничтожены в период Великой Отечественной войны. Особенно пышны рельефы на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230—1234). Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык.
Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев. Его рука расположена в самом центре композиции. «На избушке» второй половины XIX в. – овин традиционный и простой по форме: перед входом имеется помост на консолях и большой свес с крыши для защиты от дождя. Ее лицо изображено Феофоном спокойным и милостивым, отличается просветленностью, ясностью, чистотой. Среди них были яркие творческие индивидуальности.
В 987 г. Владимир принял крещение сам, а в 988-м – крестил в Киеве свой народ. В нем уже совсем немного византийской суровости и догматичности. Также происходит развитие Москвы как культурного центра.
Георгий» (Гос. Поднимаясь на вершину холма, где расположены колокольня и храм. А заключение посвящалось восхвалению героя жития. В XI – XII вв. Центром любой усадьбы на Севере был дом. При написании иконы Рублев использовал нежные и прозрачные краски. Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника иногда – квадрата.
В ремесленных мастерских изготовлялись лемехи, топоры, зубила, клещи, оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др. ), предметы быта (ключи и т. п. ), украшения (золотые, серебряные, бронзовые, медные). Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками. Крупные города в Древней Руси имели сложные оборонительные системы.
Христианство называют религией книги, в его основе лежит Священное Писание и Священное Предание. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Православие также положило начало русскому зодчеству – архитектуре.
Но мотивы жизнеутверждающей праздничности, здоровой радостности, словно отзвуки народных песен и народной поэзии, проникали и в искусство церковное, вытесняя или ослабляя свойственное ему суровое, аскетическое настроение. При взятии Владимира татарами в 1237 г. Успенский собор был разграблен и с иконы Богоматери был сорван оклад. Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода. Отметим иконы «Спас в силах», Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов, отцов церкви.
Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIIIвеков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Свои особенные черты присутствуют в иконах, созданных в других русских городах: Ярославле, Нижнем Новгороде, Костроме, которые обладали собственными художественными кадрами. Иконопись положила начало русской живописи.
Компактность, строгая уравновешенность основных составляющих сцены придают «Троице» монументальность. Заморских гостей особенно поражало хлебосольство и гостеприимство простых горожан. Как мы уже говорили ранее, Андрей Рублев (род. Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба.
Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом. Стройные фигуры святых, скачущие на конях всадники, табун разномастных лошадей – все это придает иконе ощущение сказочности.
По словам М. В. 5. Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Облик Христа – национально-русский. Но также живопись этого периода отражала и иные события современности. 80-90-е гг. Житие композиционно делилось на три части: введение, центральную часть, заключение.
Нередко крупные монументальные иконы заменяли в храмах росписи и дорогостоящую мозаику. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления». В самой манере изображения святых прослеживается влияние эллинистического искусства. Так, если сравнивать композицию «Евхаристия» – причащение Христом апостолов с аналогичной композицией в Храме Святой Софии, то заметны гораздо большая свобода в расположении фигур, более сложный и изысканный линейный ритм. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).
Власий» (ГРМ), «Спас на престоле» (ГТГ), «Георгий с житием» (начало XIV в., ГРМ), в большей степени соответствовали вкусам духовенства и широких слоев новгородского общества. По словам исследователя, «древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». В сказочных, полуфантастических образах древнерусского искусства заключен глубокий жизненный, философский, поэтический смысл. XX столетия. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки.
Здесь можно видеть и царя Давида и Александра Македонского, возносимого на небо грифонами и охотников и фантастических зверей, птиц — все это рассеяно среди диковинных трав и пышных цветов. Дома «двужилые», то есть двухэтажные. Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов. Не было, нет и не будет такой".
На севере их хватало с лихвой – память о ледниках, покрывавших в прошлом северо-запад и север России. Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг. XIV в. – ум. Пристройка сбоку от избы с большими воротами (передок), служила для хранения телег, саней, конской сбруи. 3.
Среди работ художников XVI века появляется больше произведений с историческими сюжетами. Возведена в Коломенском в 1528-1532 гг. В стенах делались ворота. Золото в основном поступало в виде монет.
Оружейная палата стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Высокий аристократизм икон, характерный для византийской школы, утрачивается. Именно тогда сформировались собственные традиции в русской живописи. Несколько храмов расположены отдельно на территории музея. Иконы «Живоначальная Троица», «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», относимые к авторству Рублева, являются важной составляющей наследия всей русской культуры. Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты.
В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл – «Задонщину». В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов.
Но также стоит упомянуть и о других художниках, работавших в этот период в Москве. От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа.
Оно было распространено повсеместно, но особенно в городах. Обзорная тропа ведет туриста от сектора к сектору. Среди подобных произведений иконы «Притча о слепце и хромце», «Лестница Иоанна Лествичника», «Видение Евлогия» и многие другие.
На настил ставили амбары, ледники. В некоторых псковских иконах присутствует стихия сказочности, разрывающая рамки канонов (икона «Огненное восхождение Ильи», XIV в., ГИМ). Он предпринял попытку реформировать языческие верования и создать единый пантеон богов. Однако лицевое шитьё – это коллективный труд, с чётким распределением ролей создателей. С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Миниатюры украшали такие произведения, как Псалтирь, принадлежавшая Троице-Сергиевой лавре и «Книга пророков» 1489 года.
Вероятнее всего, Прохор и Рублев являются авторами праздничного чина из четырнадцати икон и, по крайней мере, семь икон («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим») из четырнадцати написал Рублев. Возведение кремлевских соборов началось с главного, Успенского собора.
Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. Дом-двор, где находились помещения для скота (хлев), для хранения различных припасов и сена (сарай, кладовые, чуланы), а также для занятия ремеслами образует одно общее здание с различными жилыми комнатами как отапливаемыми, так и холодными летними горницами, светелками. По-видимому, жили по принципу – «На Бога надейся, а сам не плошай».
Тогда огромные полчища монголо-татар достигли границ Киевской Руси. На кого был похож. В глубокой старости Дионисий совместно с учениками расписывает храм в Ферапонтовом монастыре (1500—1502). Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Подобный характер изображения ликов святых мы видим также в образах иконы Рублева «Троица».
Отрицательные опускаются. Сохранились древние стены укрепленных городов с башнями и воротами и ограды монастырей, бывших, в сущности, также крепостями. Среди гражданских построек особое место занимает кремлевский Теремной дворец, свидетельствующий о больших технических знаниях и незаурядном вкусе его зодчих. Женщины принимали активное участие в управлении, хозяйстве и других делах. Этому способствует необыкновенно широкий размах крыльев среднего ангела, что придает всей композиции ощущение неземного величия. Произведениям живописи северных областей Руси – Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Обонежья, свойственны наивность и большая художественная выразительность.
Свободный и размеренный ритм иконе придают многочисленные повторы плавных круглящихся линий, глубоко продуманные повторения отдельных цветовых пятен. Композиции библейских сцен становятся более свободными и непринужденными. Это яркий образец первоклассного константинопольского письма. В языческой Руси не было храмов. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской деревянной резьбы.
Такое отношение к женщине было следствием христианизации древнерусской культуры. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V в. при императоре Феодосии. Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура.
Одно из замечательных произведений Рублева – «Звенигородский чин» из собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом. И. Э. К Владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII — начала XIII веков.
Постройки Московского Кремля послужили примером для всей страны. Появление романского направления в новгородской живописи обогатило ее, придав большую экспрессию, эмоциональную выразительность. Археологический музей «Берестье», остатки построекВ уникальном археологическом музее «Берестье» в городе Бресте, открытом в 1982 г., хранится около 43 тыс. И наряду с зодчеством в каждом княжестве процветала своя школа иконописи. В целом можно отметить, что в произведениях местных художественных школ ярко проявляются народные, демократические вкусы, наивные, но сильные своей убежденностью.
Сохранилась только их незначительная часть. В его образе отражена глубокая внутренняя жизнь и отрешенность от земных страстей. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм. Живописные эффекты достигаются скупыми средствами (например, композиция «Чудо Георгия о змие» в церкви Георгия в Старой Ладоге). Именно при нем, в конце X века Русь приняла Христианскую религию от Византии. Четырнадцатый век – период расцвета иконописи на новгородской земле. Одним из выдающихся образцов миниатюрной живописи является Евангелие, украшенное Феодосием и Михаилом Медоварцевым (1507). Позднее продолжается расширение границ Руси как на восток, так и на запад.
Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В русской живописи второй половины XV столетия наблюдается большой подъем. Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы – четырехстенки, топившиеся «по-черному» из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей. Это подтверждает наличие группы композиций, составляющих «Вселенские соборы», а также большое количество сцен с образом Богоматери. Второй этаж – жилой.
Первое упоминание в летописи о Москве, как о княжеской усадьбе, относится к 1147 году.
Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. И таких шедевров Новгородская земля дала немало. Христианские убеждения, обмен опытом с чужеземными ремесленниками, торговцами, монахами и послами русичей привели в Киевской Руси к расцвету в области просвещения, развитию письменности, основанию и застройке новых городов и княжеств со златоглавыми храмами.
Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс. Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Нижняя левая часть композиции до настоящего времени не сохранилась, однако можно предположить, что в этой части была расположена парная к фигуре Сарры фигура Авраама.
Все в крестьянском доме было продумано и функционально. При сооружении самого значительного памятника того времени – Софийского собора в Киеве (11 в. ) – древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества. В произведениях русского искусства этого периода ясно проявляются черты общности культуры. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров.
Лицо архангела показано с прямой линией бровей, миндалевидным разрезом глаз, длинным тонким носом и маленьким изящным ртом. Художники наделяют смысловым содержанием буквально во все изображаемые детали. Живопись Московского княжества XIV – начала XV веков очень многогранна. Таков, например, план г. Олонец в Карелии. Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Часто сруб ставился на валуны. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что создаёт дополнительное ощущение высоты.
Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Мерой была красота и сам человек, его пропорции. Каменная архитектура в Древней Руси развивалась достаточно своеобразно, т. к. В образах святых заметен больший, чем ранее интерес мастера к личности человека. Другим жанром древнерусской литературы является житие.
Под храмом, между сваями, гулял ветер, ускоряя его просушку после наводнения. С принятием христианства число городов замет- но увеличивается. по приказу царя Михаила Фёдоровича. Одновременно он словно направляет на тяжкий жизненный путь младенца Христа, фигурка которого расположена на груди Богоматери. Тем не менее, в вопросах веры Дионисий не был столь ортодоксален, как его знаменитый современник Иосиф Волоцкий – ярый противник еретиков, автор знаменитого «Послания к иконописцу».
В области изобразительного искусства был также накоплен некоторый опыт. Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. Переход от XI к XII веку был отмечен сменой приоритетов. Его получали в результате торговли или войн с Византией и половцами.
Это можно заметить в иконе «Борис и Глеб» из московского Успенского собора (40-е гг. В XI-XII вв. Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм. Широко распространилось в Киевской Руси и искусство миниатюры.
Например икона Богоматери «Владимирская», созданная в начале XII века. Раньше, чем в других городах Киевского государства этот процесс начался в Новгороде. Оформление рукописи отличается удивительным изяществом.
Средневековая музыка была построена по принципу монодии (одноголосья), которое расцвечивается только тембральным соотношением голосов хора, поющего в унисон. Многие древнерусские храмы украшались росписями. Иногда срубы оставляли пустыми для использования под жильё.
Письмо, таким образом использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Изображая одеяние ангела, символизирующего Святого Духа, художник применил сочетание знаменитого «голубца» и нежно-зеленого цвета, нередко применяемого иконописцами. И часто им это удавалось. Можно выделить автора великолепной иконы московского Архангельского собора «Архангел Михаил» (начало XV в. ). Одним из ярчайших представителей был митрополит Иларион, который стал автором всемирно известного произведения «Слова о законе и благодати», которое датировалось XI веком. Многие персонажи облачены в роскошные одежды, украшенные драгоценностями.
Источники сообщают об изваяниях языческих божеств на Руси, о каких-то живописных изображениях человекоподобных животных («тварей»). Миниатюры евангелия содержат много черт, несвойственных собственно византийскому искусству. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. В русской культуре XVII в. усиливается светское начало, возрастают потребности научного познания мира.
Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л. Е. Значительную часть ценностей составляли изделия мастеров ведущей кремлевской мастерской – Оружейной палаты, которой и обязан своим названием музей, располагающийся сегодня в здании, воздвигнутом архитектором К. А. Этим объясняется общность и в то же время индивидуальность фресок церквей Федора Стратилата (1370-е гг. ), Успения Богоматери на Волотовом поле (1360-1390-е гг. ), Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на Кладбище (1390-е гг. ).
Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов. Древнерусские мастера не считали зазорным учиться у иностранцев, напротив, освоив какое-то ремесло, они стремились достичь большего. Также в искусстве выражались определенные политические идеи. Создается впечатление, будто они «излучают» свет.
Так, заметно стремление художников выразить чувства и переживания человека. Так, по сторонам от Богоматери-оранты располагались процессии святых во главе с Борисом и Глебом, на западной стене церкви изображена композиция «Страшный суд», а в куполе – «Вознесение Христа», в различные традиционные сцены введены бытовые детали изменился характер некоторых библейских сцен. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. По словам Л. В. Такой обособленной и саморазвивающейся сферой национально-культурного проявления является и живопись Древней руси.
В них рано окрепла любовь к родному городу и к своей земле. Внутри этого собора есть шедевр – фигура Софии Оранты. Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре.
Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т. п. Он был привезен с берега Камы, смонтирован и готов к работе, которую выполнял до 70-х гг. ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена. В Киеве при Святой Софии была крупная библиотека. Их пропорции удлинены, движения и жесты плавные. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья.
Про Алимпия рассказывали, что иконописание было главным средством его существования. Позднее, принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 годов. Нижний этаж, – «подызбица» – без окон используется для хозяйственных надобностей. Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов».
Тогда Владимир обратил свой взор к христианству. Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились. Время его формирования и первого расцвета – X-первая половина XIII в. (домонгольский период). Параскева Пятница», «Григорий Богослов», «Иоанн Златоуст» и «Василий Великий» (XIV в., ГТГ), «Дмитрий Солунский» (середина XV в., ГРМ).
1437), произведения которого покоряют наивным простодушием. В 1408 году он с Даниилом Черным работает над росписью Успенского собора во Владимире. Наблюдается рост городов.
В них были устроены щели для стрельбы по противнику – «скважни». Житие относится к дореалистичному жанру, т. к. Взирая на образцы византийского письма, работая рядом с приезжими мастерами, русские иконописцы смогли выработать свой собственный стиль. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях.
В древнерусских городах насчитывалось от 2-3 до нескольких десятков церквей. Его творчество замыкает золотой век древнерусской живописи.
Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». В целом, отличительной чертой фресок церкви Спаса Преображения на Нередице является «непреклонная суровость», ей присущ мужественный дух той эпохи, персонажи исполнены душевной твердости, отражают идеал человека того времени – смелого и воинственного. Унисонным было и знаменное пение Древней Руси. Внешний абрис фигур Ильи и Моисея в иконе «Преображение» смыкается с формой ореола, на фоне которого расположен Христос, образуя почти правильную форму полукруга. Это сцены притч, различных эпизодов из жизни святых, литургических песнопений. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли.
Так выбор Русью православия был определён ещё Ольгой. Из сохранившихся памятников можно выделить роспись Успенского собора.
Уже при Ярославе Мудром – она достигает подлинного расцвета. В данной иконе художник прославляет ратную доблесть, величие воинского подвига. В пределах твердо установившихся правил (плоскостность изображения, условность передачи фигуры, лица, архитектурного и природного фона) художники достигали огромной выразительности линейного ритма, силуэта, красочного пятна. Ее представляют такие известные памятники, как «Никола Зарайский с житием» (конец XIII – начало XIV в., ГТГ), «Борис и Глеб» (середина XV в., ГТГ). Храм Ярослава посвящён Святой Софии, как и храм в Царьграде. На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа.
Это характерно иконам «Св. По мнению искусствоведа, авторство миниатюры принадлежит Андрею Рублеву. Особенно впечатляет среди Михайловских мозаик образ святого воина Дмитрия Солунского (ГТГ), который является идеалом мужественного рыцаря того времени. Во время правления Ивана Грозного искусство и, в частности, живопись, прямым образом была поставлена на укрепления государственной власти. Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания – «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV – XV веков.
До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Церковь была вынуждена санкционировать эти новшества.
Владимирцы были превосходными строителями. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет». Фреска – это живопись водяными красками по сырой штукатурке.
На такие иконы равнялись древнерусские мастера. Начиная со второй половины XVI века, появляются иллюстрированные книги светского характера, среди которых «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Прежде всего, развивается богослужебная музыка. Так в простой композиции автор достигает многозначительности и глубины. Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский).
Его сюжету присуща детализация, многочисленные подробности. Феодосий, сын Дионисия, выполнил четыре миниатюры изображающие пишущих евангелистов. Издревле русичи селились компактно, огораживая свои поселения частоколом, от слов «городить», «огораживать» и произошло слово «город». В изобразительном искусстве восточных славян начиная с конца XIII века происходят определенные изменения: более разнообразной становится иконография «священных» изображений, сами композиции становятся динамичнее, более сложным становится образ человека.
Её ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемого серединой XI века. Искусству принадлежала большая роль в упрочении этого чувства в народном сознании. Очевидно, что одной из задач авторов росписи являлось прославление «истинной» церкви, то есть русской церкви рубежа XV-XVI веков, а вместе с тем и величия державы Ивана III. Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян.
Этот рассказ, как полагает летописец и убедил князя избрать православие. Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра. В каждом территориально-целостном государственном объединении происходит определённая консолидация художественно-эстетических норм, которые в дальнейшем утрачивают некоторую связь с эталонным образцом. Культурные связи с Византией определили направление развития древнерусского искусства.
Он сложен из плинфы (большемерный кирпич на известковом растворе), как и греческие храмы. Из сохранившихся произведений тверских живописцев можно выделить икону «Успение» (первая четверть XV в. ГТГ), деисусный чин первой половины XV века (ГТГ), праздничный чин из Воскресенского собора в Кашине (вторая половина XV в., ГТГ). Народные мотивы легли в основу замечательного песенного и музыкального творчества «вещего Бояна», которого автор «Слова о полку Игореве» называет «соловьём старого времени». Это был тогда единственный город Московского княжества.
Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение. предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом (по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа. После смерти душа человека, покидая Явь, переходила в мир невидимый — Навь.
На Руси письменность возникла, по-видимому, довольно рано. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Эта древняя живопись существенно отличалась от традиционных церковных росписей.
Так, в книге Слов Григория Богослова (кон. Основа культуры – богатое наследие восточных славян. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559-1585). в обращении находилось 130-140 тыс.
Показательно в этом плане лицо Бориса, которому свойственно выражение особой мягкости. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен. Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками.
Посуда производилась различной вместимости и формы. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение её составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Храмы представляют разные типы культовых деревянных построек с точки зрения объемно-пространственного построения. Осмысление в живописи идей исихазма привело к поискам новых стилистических решений. Автор принадлежал к дружинной среде.
Оружейная палата). Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. Она отличается строгой симметрией, художественной целостностью. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче.
В данном случае житие близко подходит к иконописи. Творчество художника наполнено возвышенными чувствами, благожелательности к окружающему миру, в том числе и к еретикам изображаемых во «Вселенских соборах». Соразмерность зданий их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов. Киевские дома украшались коврами и дорогими греческими тканями. В основе музея – вскрытые остатки городища древнего Бреста, постройки ремесленного посада XIII в. На территории «Берестья» на глубине 4 м археологи раскопали улицы, вымощенные деревом, остатки построек различного назначения на площади 1118 м. В экспозиции 28 жилых и хозяйственных бревенчатых строений – одноэтажных срубов из брёвен хвойных деревьев.
Хотя их повышенная эмоциональность наводит на мысль о сходстве с искусством Феофана Грека. Автор «Повести», упомянутый выше монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. экспонатов.
Красноречьев. Свидетельством наличия у восточных славян письменности еще до принятия христианства является обнаруженный в одном из смоленских курганов глиняный сосуд начала X в. с надписью, которую исследователи расшифровывают по-разному («горушна» — пряность, «Горух» — имя, «псал» — писал и т. п. ). В далёкой северной глуши два с лишним века назад тонко понимал он красоту, знал сокровенные тайны пахучего, свежесрубленного дерева, умел создавать неповторимое (действительно неповторимое) деревянное кружево. Ее шатровое завершение покоится на приземистом четверике. На верху стен устраивались широкие площадки, внешнюю сторону которых прикрывали «забрала». Однако специфика написания икон предполагает большей тщательности изображения деталей.
Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». в 70-х гг. Дионисий был последним среди великих живописцев Древней Руси. Это гордое утверждение человеком красоты своего творчества. Кисть Феофана Грека свободна и непринужденна. Прекрасен образ Спаса.
Хотя следует отметить, что сама по себе эта композиция лишена умиротворенности, покоя. Псковские мастера по-своему трактовали традиционные иконографические сюжеты и образы. Дощатой перегородкой в избе был отделен «бабий кут» или чулан, где на полках стояла глиняная берестяная посуда. Такие строения и сегодня можно встретить по нижнему и среднему течению реки Мсты.
Из сохранившихся икон следует отметить «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Успение» (все в ГТГ), «Голова архангела» (ГРМ), «Св. Вблизи церкви Рождества Богородицы стоит ветряная мельница. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально.
Фигуры персонажей стройны изящны, полны благородства. Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам. На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть. Основным материалом для производства на Руси было дерево. Им свойственны созерцательность, светлое раздумье.
Иконы, написанные карельскими, вологодскими и архангельскими живописцами, называются «северными письмами». сохранились в Софии Киевской.
В 955 г. в храме Святой Софии таинство крещения Ольги совершил сам Константинопольский патриарх, а восприемником (крёстным) стал византийский император Константин Порфирогенет (Багрянородный). Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. На некоторых гончарных изделиях встречались изображения ключей и цветков. Грозный силуэт башен, тын-стена из заостренных бревен, узкие бойницы разных уровней боя переносят посетителей в XVII-XVIII века – время освоения территории Прибайкалья. Архитектура развивалась очень быстро, но своеобразно, т. к. Основание культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность.
Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов, зафиксированные на бумаге в XIX в. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). Считается, что эти черты впервые проявились в росписях церкви Спаса Нередицы. Каждое изображение располагается на отдельном камне, но все вместе они складываются в стройное целое и составляют подобие узорчатой ткани, словно наброшенной поверх каменного массива храма. С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре.
Широко использовались клён и ясень. Похожий эмоциональный фон имеют композиции «Покров» и «О тебе радуется», с их хоровым действием и торжественностью, хотя в них и присутствует праздничность. Его крылья, можно сказать, осеняют всю описываемую сцену и отделяют от других композиций. Свидетельством этого могут служить фрески церкви Рождества Богоматери Снетогорского монастыря (1313).
Так, образы Богоматери и святых в иконе «Собор Богоматери» (XIV в. ) обладают огромной внутренней экспрессией. В иконе «Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Один из шедевров новгородской иконописи икона «Чудо о Фроле и Лавре» (конец XV в., ГТГ) воспринимается как торжественно-праздничная. Детинец (центр города) защищался отдельно.
Продолжалось и светское строительство. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Но княгиня решила идти в Царьград, чтобы креститься там. Монастыри могли располагаться вне города. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием.
Ополовникова. И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, «черных дырах» огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными. В течение всего века она сохраняет верность лучшим традициям этого прославленного мастера. К таким произведениям можно отнести скорбный образ Иоанна Предтечи в иконе Успенского собора города Дмитрова икону из Махрищенского монастыря «Иоанн Предтеча – ангел пустыни», в которой выражение лица святого говорит о глубине драматических переживаний.
Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг. Согласно преданию, крестившись, Владимир исцелился от болезни глаз. Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» – сведение в единое целое) древнерусской культуры. Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. Алпатова, «Мастер превосходно решил трудную задачу – он так замкнул крылатого кудрявого юношу круглым обрамлением, что оно придает широко шагающей и парящей фигуре спокойствие и завершенность». Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос. Житие (агиография) повествует о святой жизни церковнослужителя или светского лица, возведенного в ранг святого.
Для искусства этой поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее. Строятся храмы, при них организуются школы, пишутся книги, распространяется грамотность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи иконы.
Власяница Ивана Грозного (XVI в. )Власяница (также вретище) – длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. Широким был и ассортимент изделий из кости в IX-XIII вв. Несмотря на то, что характер сюжета «Страшного суда» драматический, в то же время он наполнен торжественным покоем. В этот период мастера в основном приходили из Константинополя.
Успенский собор был восстановлен князем Ярославом Всеволодовичем. От главного храмового комплекса идет уличная застройка крестьянскими домами. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. Единственным музыкальным инструментом в храме является колокол, да и то он звучит снаружи.
В южной части музейной территории находится необычайно интересный по своей композиции храм – церковь Николая Чудотворца (XVIII в. ) из деревни Мякишево, что была перевезена с берега реки Песь. Здесь изображение и слово становятся неделимы. В иконе «Борис и Глеб» заметно использование автором некоторых живописных приемов, свойственных псковской иконописи. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Большое значение в русской живописи XIV века имело творчество Феофана Грека.
Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры. Были и общественные инженерные постройки – мосты, ветряные и водяные мельницы. Георгий и св. В целом, можно отметить, что цветовая гамма иконы отличается тонкостью и гармонией. Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как «золотое сечение» в Средиземноморье, притягивали взор человека.
Следует отметить, что фрески церкви Рождества Богоматери создавались в период борьбы русской православной церкви с еретическими учениями. Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Характерной чертой русского города XI-XIII вв. В это время прославился печерский монах-художник Алимпий, про которого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе зело».
Разумеется, после принятия христианства и толчка в развитии письменности, в Древней Руси стала активно развиваться и литература. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др. Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных изделиях известных в Западной Европе под названием «резьба тавров», «резьба русов». В ряде музеев подобного типа созданы так называемые «ожившие экспозиции», где мастерицы заняты вышивкой, плетением и прочими радующими женские сердца ремеслами. Невосполнимой потерей для древнерусской живописи стала гибель росписей церкви Спаса Преображения на Нередице (1199) в годы Отечественной войны.
Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая». Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья. Этот величавый и торжественный образ символизирует «церковь небесную», одновременно выступая устроительницей Киева – столицы государства. И хотя в то время христианская Церковь была ещё единой (официально Западная и Восточная Церкви разделились в 1054 г. ), всё же греческий Восток и латинский Запад уже сильно разошлись, прежде всего, культурно. Среди них были художники, обладавшие яркой творческой индивидуальностью.
От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками. Ярким писателем XI в. был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати». Кроме деревянных построек было много каменных сооружений. Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ. На иконе изображены три ангела, явившиеся под видом путников Аврааму и Сарре. описываются только положительные свойства героя.
Своего блестящего расцвета древнерусская живопись достигает в XV в. (см. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. На Русь она попала из Византии в начале XII в. (около 1131 г. ) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Подобные храмы были широко распространены на северо-западе. Иконописец изображал на полотне лик, надписи и фрагменты одежды, травник – растения.
Авторство мастерской Феофана Грека приписываются также некоторым иконам, среди которых «Преображение» и «Донская Богоматерь» (ГТГ). Культуре Пскова XIV века свойственна демократичность. К Владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII – начала XIII веков.
Эта особенность касается в том числе и живописи Пскова. Примером могут служить миниатюры XII века, прежде всего изображения евангелистов в так называемом Мстиславовом евангелии (1103-1117 гг. ), являющемся вольной копией Остромирова евангелия. Она написана светло-желтыми, белыми, травянисто-зелеными, красными, оранжевыми красками. Храм этот не способен отвратить человека от реального мира. Значительное распространение письменность получила после принятия христианства.
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Дошла до нас и часть росписи Дмитриевского собора, показывающая мастерство ее авторов. Таким образом, центр культурного развития переносится в Новгород и Псков, которые, кстати, также в XIII веке выдержали натиск шведов и Ливонского ордена.
Мерцание мозаичной смальты и золотой фон придают образу возвышенный, мистический характер. Иллюстрации подобного характера встречаются также в «Лицевом летописном своде», повествующего историю от сотворения мира до времен правления Ивана Грозного. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси.
Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам. Вместе с этим изменяется общественно-политическая система управления. Она создана двумя мастерами — греком и русским.
Самой древней на Руси книгой из сохранившихся, является т. н. Так, если в росписи Новгородского Собора Святой Софии (1051-1052, 1108-1112, 1144) еще заметна тесная связь с живописью византийско-киевского круга, то фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125) свидетельствуют о самостоятельности и взаимодействии с романской живописью Западной Европы. «Явь» — это видимый, материальный, реальный мир.
На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». 4. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа Вседержителя в центральном куполе. Ополовников писал: «Как бы ни велика и тяжела была потеря подлинной среды памятника, она никогда не может быть больше потери самого памятника». Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Эти сцены, можно сказать, противостоят композициям исполненным лиризма, например таким, как «Акафиста божьей матери».
Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм (любовь к Родине, преданность своему народу), Призыв к объединению всех народных сил против иноземных врагов. Искусство Владимиро-Суздальской Руси развивалось на протяжении почти целого столетия (середина XII— начало XIII в. ). Во второй половине XV столетия продолжается экономическое и политическое укрепление Московского княжества. «Троица» Феофана Грека воспринимается как возвышенное и грозное видение, показывающее могущество божества, в ней отражается мысль о могуществе духа, о нравственной силе человека.
Очертания фигур спокойны. Если рассматривать культуру Пскова, то следует отметить, что несмотря на то, что Псков долгое время находился в подчинении у Новгорода, его искусство имело ряд отличительных особеннстей от искусства своего «старшего брата». Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета. Храмы XVIII-XIX вв., а также часовня строги по силуэтам, но их оживляет резной декор.
Сохранилась только их незначительная часть. Это обусловило в то же время необычный, вытянутый по горизонтали формат иконы. Литература.
Крыльцо на два всхода – приглашение войти в храм.
Средневековая живопись Руси стремилась воплотить в себе христианское вероучение, создать «умозрение в красках». Внутри же храма может звучать только человеческий голос или хор голосов. В условиях феодального общества его проявление было ограничено рамками декоративно-бытового применения. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси.
Постепенно развивались и другие центры. Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца – прообраз крестной жертвы и напоминание об Евхаристии (силуэт, напоминающий чашу, образуют также фигуры левого и правого ангелов). Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально.
Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. Свои особенности в тверской живописи начинают проявляться в XIV – XV веках. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение ее составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения».
Древняя Русь шла неустанно вперед, русские мастера проявляли в своих исканиях изобретательность и смелость. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Храмы подобного типа строились на Руси только в XI в. Помимо новгородской Софии, это Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды (пониженный выступ здания) – центральная пятигранная и боковые – округлые. на Руси появляется летописание. Произведения Рублева стали лицом живописи Московского княжества первой четверти XV века. Великолепным образцом работ новгородских мастеров является икона «Устюжское Благовещение», относящаяся к 20-30 годам XII века. 2.
Великолепно изображена фигура среднего ангела. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. За это время оно внесло заметный вклад в историю не только русской, но и мировой культуры. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. Известно, что во второй половине XV столетия в Москве существовала школа миниатюристов.
Говоря о русской живописи XV-XVI веков, нельзя не упомянуть о миниатюре. «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нём усилены назидательные и церковные элементы. Важное значение также имеет и жест архангела. Валы Переславского кремля в Переславле-ЗалесскомОбычно крепости строились на естественном возвышении, вот таким образом во многих славянских землях городские укрепления и крепости назывались «вышгородами».
Расцвет зодчества во Владимире падает на время княжения Андрея Боголюбского. Это первые каменные покои в царском дворце. Принятие христианства в 988 году положило начало удивительному явлению духовной и художественной жизни Руси – древнерусской живописи.
Мастера украшали тонко стилизованным растительным или «звериным» орнаментом металлические детали одежды, утварь, оружие. Все эти новые веяния просматриваются уже в росписи Благовещенского собора в Москве (1508), над которой работала артель живописцев под началом Феодосия, сыном Дионисия. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий.
Пространство между персонажами залито золотистым светом, что создает впечатление простора. К XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Эта икона получипа название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галеpee). Высокий уровень профессионального мастерства, с которым выполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, а также об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения».
Христианство сильно влияло на нравы и мораль. XIV в., ГТГ). Динамичной живописной манере соответствует и построение широко очерченных фигур.
Мастер Нестер. Его взгляд, устремленный на зрителя, наполнен мудрости и доброты. было обязательное наличие церкви или храма. На протяжении восьми веков (X-XVII вв. ) происходила ее эволюция, наполненная поисками наилучшего выражения образов, рожденных византийским богословием.
Утверждают, что в XI-XIII вв. Все эти сооружения объединены в удивительно цельную композицию. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Автор принадлежал к дружинной среде.
Данная архитектура предвосхищает стиль московского барокко. Гражданское зодчество Москвы почти всё погибло, так как деревянная Москва выгорела. Иконостас Благовещенского собора имеет важное значение в истории древнерусского искусства не только по причине того, что авторами входящих в него икон являются великие художники. Особенно интересна монументальная живопись Новгорода XII – начала XIII веков.
Древнерусское искусство развивалось в период сложения и расцвета феодализма в России. Греки принимали участие в украшении многих древнерусских храмов. Или икона «Спас Нерукотворный» (также XII в. ), на которой Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. Им же была восстановлена иконаБогоматери Владимирской. Восседающие на стройных конях братья изображены в свободных позах. Ниже расположены сцены с изображением восседающих апостолов и ангелов. Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Новая религия утвердилась не сразу, дохристианский уклад и языческие обычаи долго сохранялись, особенно на окраинах: вплоть до XIII в. происходили восстания языческих жрецов.
Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма. Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. Не менее распространенной стала также станковая древняя живопись или иконопись. Видимо иконы, подобные таким иконам, как «Иоанн Лествичник, св.
Древнерусская культура впитала в себя достижения окружавших Русь народов (хазар, булгар, печенегов, половцев, угро – финнов, балтов). Особого внимания заслуживает композиция ветхозаветной «Троицы», расположенная в угловой камере храма. В целом можно отметить, что манера письма Феофана полностью соответствует внутренней экспрессии образов их драматической напряженности. Это одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви икона считается чудотворной. По церковному преданию икону написал евангелист Лука. Позднее складывалась новгородская школа живописи.
«Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы. В 1899 и 1904 гг. Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу. Но с приходом христианства на Русь характер музыки меняется.
Построен в 1635-1636 гг. Каждый такой город был одновременно и княжеской резиденцией со своим княжеским двором.
Древнерусская культура быстро набирает высоту. Обширная переводная литература стала основой для формирования с несобственной традиции. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. Храмподвергался неоднократным ремонтам.
мастера изначально старались перенести свой опыт строительства из дерева на камень. К сожалению, автор этой иконы неизвестен, однако из дошедших источников известно, что в Москве помимо греческих живописцев, приглашенных из Константинополя митрополитом Феогностом для росписи Успенского собора (1344), в Архангельском соборе работали русские мастера Захария, Дионисий, Иосиф, Николай, а в церкви Спаса на Бору (1345 г. ) – Гайтан, Семен и Иван. 1. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в. ).
Появляются и первые иконы, такие как «Святые Петр и Павел» из Софийского собора и «Устюжское Благовещение» в Новгороде. Стены укреплялись вежами (башнями), часто на каменном фундаменте. Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. Основным направлением, которое определяло живопись Москвы второй половины XV века, являлось творчество Дионисия и его школы.
«Навь» — мир нематериальный, потусторонний, мир мертвецов. Контрастирующие прямые линии стола, посохов, подножий, складок одежды еще более подчеркивают главенство округлых очертаний. Икона «Троица» Рублева является высоким образцом древнерусской живописи, став ориентиром для последующих поколений древнерусских иконописцев.
Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Также в композицию «Страшного суда» входит фреска «Шествие святых в рай» на своде южного нефа. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля. строительство, вплоть до конца X века велось исключительно из дерева. Иногда использовали рога быков, туров и моржовую кость. Специфическая особенность владимиро-суздальских храмов — скульптурная декорация. Туристы посещают крестьянские дома, где столярная работа также выполнена с помощью топора, но ее нельзя назвать «топорной».
Также это проявляется в колорите самой иконы, в котором преобладает тонкое соотношение золотисто-желтых, вишневых, синих тонов. Башня Якутского острога в 90-е гг.
Этот период характеризуется блестящим расцветом искусства Древней Руси. На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения. Феофан Грек точно осознал его значение и огромные идейно-художественные возможности. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. А вот иконописное искусство ярко расцвело на Руси повсюду и достигло высокого уровня.
Интерьеры, построенные по анфиладному принципу и богато украшенные, не сохранились. А. В., поражаешься простором, открывающимся с вершины. деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. Именно с ними ученые и историки связывают появление письменности еще в дохристианский период. Обычно одна-две улицы проходили вдоль рек и пересекались малыми улочками и переулками. В просторных горницах нередко задавались пиры, где текло рекой заморское вино и русский «мёд», угощали блюдами из мяса и дичи.
Уже в конце 11 века борьба князей за власть приводит к постепенному дроблению Руси на уделы, которые в 12 веке превращаются в своеобразные государства со своей политикой. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». Во введении автор должен был обязательно извиняться за недостаточное умение в писании. Но и до неё в русских городах были христианские общины, храмы и монастыри. Здесь уже нет прежней гармонии, свойственной искусству домонгольского периода. Но благодаря общности стилистических приемов, цвета и композиции роспись выглядит единым целым.
Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Конечно искусство Древней Руси следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах и в иконографии – в живописи даже были созданы образцы – «прориси», «подлинники», лицевые и толковые (в первых показывалось, как надо писать, во вторых это «толковалось»), но и следуя канонам и вопреки им умела проявить себя богатая творческая личность русского художника. В 1156 году князь Юрий Долгорукий заложил на высоком берегу реки — Москвы крепость» Москва» (от названия близлежащей деревни» Москов»). Данный сюжет широко распространен во второй половине XIV века ввиду борьбы церкви с различными еретическими учениями, не принимавшими, в частности, догмат о триединстве бога. Один из таких племенных союзов и получил название «Русь».
Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Одновременно с росписью эта же артель живописцев создала иконостас Успенского собора. Ее отличительными особенностями являлись демократичность.
Архитекторы, художники, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Древесина дуба была дефицитной, её старались использовать для изготовления изделий особой прочности (санные полозья, бочки, лопаты и т. д. ). Так, Святой Георгий становится былинным рыцарем, который защищает обездоленных, Святой Николай – покровителем мореходов, добрым старцем, к которому обращаются в самых различных случаях, Святой Власий, Спиридон становятся покровителями домашних животных.
Так интересна ростово-суздальская живописная школа. Особенности культуры Древней Руси. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым выполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, а также об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения». Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А. В. При рассмотрении образов возникает впечатление, что они являются плодом импровизации.
Важной областью художественного творчества в IX—XI вв. О наличии культурных связей с Западной Европой можно сделать вывод и по другим памятникам, например по знаменитым «Корсунским вратам» (1152-1156), предположительно, попавшим в Новгород из Магдебурга и дополненными в начале XIV века рельефным автопортретом новгородского скульптора Авраама. Подтверждением тому служат решения Стоглавого собора (1551).
Каждый персонаж индивидуален, что придает жизненную конкретность их переживаниям. В зависимости от состояния владельца, его доходов, дома могли быть пяти- и шестистенные, обширные, с мезонинами, балконами, затейливыми крыльцами, что свидетельствовало о богатстве хозяина. Н. Рерих «Город строят» (1902)Из самшита, доставленного с Кавказа, делались двусторонние гребни. Широкий спрос имели изделия из цветных металлов (женские украшения, предметы культа и церковной утвари, декоративная и столовая посуда, конская сбруя, украшения для оружия и т. д. ). «Новгородская псалтырь» первой четверти XI в. : деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принёс икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе. ) По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором.
На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Сама крепость стояла на высоком холме, а холм окружал глубокий ров с водой. Замечательным произведением искусства является Евангелие Хитрово, внесенное в 1997 году ЮНЕСКО в международный реестр «Память мира». Наиболее ярко характерные черты владимиро-суздальского искусства выразились в архитектуре. Данная миниатюра является совершенным произведеним древнерусской живописи.
Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов. Иконопись, древнерусская иконопись). Примером этому является «Житие Сергия Радонежского», которое содержит 652 рисунка. Настроение светлой, спокойной грусти достигается особенным колоритом иконы. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески – изображение, образ).
Сохранилось известие о том, что славянский просветитель IX в. Константин (Кирилл) видел в Херсонесе книги, писанные «русскими письменами» (буквами). Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Женщины, как правило, вместе с мужчинами сидели за столом, что также было принято не везде. В целом живопись наполняется эмоциональным содержанием.
каменные храмы возводятся в Полоцке, Чернигове, Смоленске, Пскове, Ярославле, Владимире. Такие имена, как Кирилл и Мефодий известны всем и каждому. Особое значение имеют изображения русских князей, назначение которых внушить прихожанам «божественную силу» княжеской власти. Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири.
Дом был как бы частью окружающей природы. Это проявилось в том числе и в живописи и в иконописи в частности.
Среди них замечательная икона «Благословенно воинство» или «Церковь воинствующая» (1552-1553, ГТГ), которая посвящена взятию Казани Иваном Грозным. Древнерусские ювелиры владели искусством чеканки цветных металлов. Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Возникновение древнего Новгорода и колонизационная политика его правителей привела к освоению и практически бескровному присоединению севера и северо-востока Русской равнины вплоть до Урала.
Несмотря на то, что «северные письма» более примитивны по сравнению с произведениями мастеров Новгорода, Москвы или Твери, они имеют свою особенность – удивительное простодушие, предельную конкретность интерпретации традиционных сюжетов и образов («Власий», конец XV – начало XVI в., Петрозаводск, Карельский музей изобразительных искусств «Богоматерь Умиление с избранными святыми», XV в., ГРМ «Чудо о Фроле и Лавре, Власий и Спиридоний», первая половина XVI в., ГРМ и др. ). Само расположение Руси между Востоком и Западом, на перекрёстке культур и цивилизаций, способствовало тому, что христианство проникло сюда задолго до 988 года. Теремной дворец (вид с Моховой улицы)В архитектуре Теремного дворца отразились не только традиционные черты русского деревянного зодчества, но и новое для того времени анфиладное построение внутренних помещений. Роспись комнат Теремного дворца проводилась под руководством С. Ф. Ушакова. Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град. » Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. «Правь» — это истина или законы Сварога, управляющие всем миром, т. е. в первую очередь Явью.
До нас дошли великолепные памятники книжности: Остромирово Евангелие, Мстиславово Евангелие, украшенные образами евангелистов, «Изборник Святослава» (1073) с портретным изображением княжеской семьи. Велико влияние на Русь византийской культуры, особенно после принятия христианства. И уже в 11-12 вв.
Культура восточных славян была одновременно и культурой старого языческого мира с его древними народными обычаями и культурой христианской. Уже при Владимире Святославиче на Руси начинается строительство церквей и монастырей. Централизация управления распространяется на все сферы жизни, в том числе и на искусство. Л. Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных колтов из тверского клада XI – XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками. Важное значение в древнерусской живописи занимает иконопись.
В результате получается «приторный» образ святого. Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Московские правители продвигают идею «Москву – третьего Рима» (преемственность власти великого князя Московского от власти византийских императоров), стремясь укрепить свою власть над присоединенными территориями. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков.
Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. А был ли он. Образованное Российское государство становится централизованным. В иллюстрациях «Христианской топографии» художники не были ограничены церковными канонами, здесь они получили возможность вводить в композиции бытовые подробности. Однако самым совершенным произведением Рублева, по мнению исследователей, является икона «Троица» (ГТГ), которая была написана в память Сергия Радонежского и предназначалась для церкви, построенной на месте его погребения.
Термин «отворити ворота» означал сдачу города. В некоторых городах (Новгород, Киев, Рязань, Смоленск) существовали и дворы обычных горожан.
Согласно старинному источнику, князь построил храм «на лугу» в ознаменование своей печали о смерти любимого сына. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Наиболее распространены были сосна и ель. Правда, они были малочисленными. Все большее значение приобретает эстетическая ценность произведений искусства.
Вписанная в круг фигура ангела (символ евангелиста Матфея) наполнена энергичным движением. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. При этом бедным и неимущим доставалось немало от богатых столов: таков был обычай на Руси.
Выделяется группа композиций, составляющих «Вселенские соборы», которые характеризуются сдержанностью и строгостью. Культура Древней Руси – явление уникальное. Именно образ Богоматери в представлении людей того времени был символом «идеальной церкви».
В XIV – XV веках живопись интенсивно развивалась и в других русских землях. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Все композиции соразмерны, в них преобладает плавный, спокойный ритм.
В Дмитриевском соборе во Владимире (1194—1197) вся верхняя часть наружных стен сплошь покрыта резными украшениями. Можно сказать, что в росписи церкви Ферапонтова монастыря прослеживается влияние творчества Андрея Рублева на ее авторов. Ко времени около 1113 г. относится замечательный памятник древнерусского летописания—«Повесть временных лет». Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в. ) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром.
Эта же артель создавала и иконостас храма. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов. Многие домонгольские иконы хранят черты греческих образцов. Житие требовало от своего автора твердого следования установленным правилам. Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России.
Согласно представлениям древних славян, мир состоит из трех субстанций: Явь, Навь и Правь. было прикладное искусство. Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Появляется новый жанр – своеобразный исторический воображаемый «портрет», где конкретные черты данной индивидуальности абсолютно меняют характер образа по сравнению с тем, что было раньше. Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры.
по проекту известного архитектора-реставратора А. В. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение. В подобных больших «чиновых» иконах художник показывает себя великолепным колористом, сочетающим контрастные интенсивные тона, достигая при этом цветовой гармонии. Русская средневековая культура Х-XIII вв. Образы святых, апостолов, праведников просветленны, наполнены душевностью. В это время были построены Успенский собор и знаменитый своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165).
Это поднимало международный авторитет Руси. Но также в данном случае сине-голубой и зеленый цвета символизируют божество и надежду.
На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом. Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное – староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи и этот сектор был одним из «хлебных» областей Архангельской губернии.
Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Лучшие иконы новгородских мастеров, среди которых «Святой Георгий» (конец XIV в., ГРМ), «Святой Георгий» (первая половина XV в., ГТГ), «Отечество» (конец XIV в., ГТГ), «Четырехчастная икона» (начало XV в., ГРМ) характеризуются конкретностью повествования, ясностью композиционных решений, четкостью линейного строя. Мозаичное убранство, очень дорогостоящее, мог позволить себе только стольный град Киев. Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная. «Владимирская богоматерь» – одно из совершеннейших произведений мирового искусства.
Византия создала очень высокую книжную культуру, к которой приобщилась и Древняя Русь. Здесь мы видим желание художника создать высокий, «божественный» идеал. Её ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемого серединой XI века. Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает. Однако в Древней Руси развивалось и чуждое церковности народное творчество.