Древнеримская архитектура. Древнеримские памятники архитектуры. Первый стильВторой стиль древнеримской живописи более сложный: над цоколем изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины», обычно на мифологические сюжеты.
По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. В своем исследовании я поставила цель: узнать, как древнеримская ментальность воплотилась в архитектуре Древнего Рима, проследить ее развитие. Пантеон (внутренний вид)По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре.
Древнеримская архитектура – раздел Культура, Массовая культура. Древний Рим Древнеримская Архитектура. Особенности древнеримской архитектуры разных периодов типы древнеримских общественных сооружений шедевры архитектуры. Витрувий, вероятно, является самым значительным древнеримским зодчим именно он сформулировал три основных принципа древнеримской архитектуры: польза, прочность, красота.
Сохранились остатки базилики Эмилия. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картины греческих мастеров.
до н. э. изменилинравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картиныгреческих мастеров. В элементах испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр. ), применен самый прочный материал — травертин радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Второй период (I I – I вв. Ансамбль форума завершает храм, посвященный Траяну, так как императора в Риме обожали. Известны следующие города-лагеря: Остия, Помпеи, Тимгад, Претория.
Самой известной достопримечательностью такого типа является амфитеатр Флавиев, который потомки римлян назвали Колизеем, что означает «огромный». Постепенно складывался новый тип гражданского общества со своимизапросами.
Римлян характеризовало стремление ассимилировать другие культуры. Учителями римлян были этруски. Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода.
В сооружениях подчеркивалась их масштабность, монументальность и мощь. В атриуме собиралась семья, здесь принимали гостей. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
И обе были одинаково убедительны, что порождало сомнения в реальности самого понятия «справедливость». По словам историка Светония, Август так Рим «украсил, что по справедливости мог хвастаться, что принял его кирпичным, оставляет его мраморным». Помимо крупных дворцовых комплексов в них осуществлены с наибольшей широтой принципы садово-парковой архитектуры, которые интенсивно развивались с I веке до н. э. В I в. н. э. особенно популярным стал такой вид декора, как мозаика.
«Но, по выражению А. Блока, «на теле римской империи уже не было ни одного не наболевшего места», творческий потенциал постепенно угасал»»1 Дмитриева Н. А. Однако любовь к роскоши стала в их интерьерах определяющей доминантой. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры. Строительство вилл также приобрело в Риме широкие масштабы. Колизей мог вместить одновременно 56 тысяч зрителей.
В композиции форума фронтальное построение храма подчеркивало его глубинно-осевую структуру, а богатый портик (композитного, коринфского, реже ионического ордера) акцентировал вход в храм. Именно они научили строить здания, но очень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии и свойствами характера римлян. Но, наверное, не этим определяется его главная историческая заслуга.
Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы (общественные бани), городские и загородные резиденции императоров и знати, здания государственных учреждений. Начало ему, так и в принципе всей Римской империи, положил великий Октавиан Август. до и. э. прошла два периода своего развития. Вход в храм, как правило, украшает глубокий портик.
Его создавали не только римляне (или италики), но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. С одной стороны, заметны яркие признаки кризиса цивилизованного развития: проявляется несостоятельность рабства и рабского труда, Рим утрачивает черты гражданского общества, единоличная власть открывает возможности как мудрого (Марк Аврелий), так и деспотического ее использования (Нерон), Италия теряет роль центра цивилизации, усиливаются центробежные тенденции в провинциях, многие из которых обгоняют ее в экономическом развитии.
Имеет значение и отсутствие жреческой касты. В Салоне был выстроен хорошо укрепленный дворцовый комплекс с выходом к морю. Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Также на нем изображены передвижение римлян, постройка укреплений, переправы через реки, битвы, очень подробно прорисованы детали оружия, доспехов обоих войск.
н. э. Многие греческие архитекторы известны нам благодаря римлянам, которые заказывали себе копии, пережившие в итоге свои оригиналы. Наиболее важные между ними— храм Венеры и Ромы, стоявший как раз против Колизея— самый большой из бывших в городе, огромный псевдопериптер с двумя целлами, прислонёнными одна к другой и с обширным портиком и мавзолей Адриана, начатый постройкой при нём самом и оконченный при его преемнике, — сооружение, называвшееся, вследствие своей громадности, «Moles Hadriani» и представлявшее два цилиндрических этажа, возвышавшихся на четырёхугольном основании и обставленных колоннами оно было сложено из травертина, облицовано мрамором и увенчивалось куполом, на вершине которого стояла бронзовая колесница с фигурой едущего в ней императора или, быть может, кедровая шишка. н. э. В области скульптуры римляне -- также последователи этрусков. В общем план римского лагеря очень напоминает распланировку эллинистического города (ср. Форум Траяна, так же как и форумы других императоров имел симметричную распланировку зданий.
В VI в. до н. э. Ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Каракалла наделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан— колоссальным храмом Солнца.
Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Помимо основной площади и храма на нем были возведены пятипролетный удлиненный зал — базилика площадью 55х159 м и два симметричных здания библиотек, между которыми на небольшой площади была воздвигнута мемориальная колонна Траяна высотой 38 м. Ее мраморный ствол покрыт спиральной лентой барельефа с 2500 фигурами изображающего эпизоды победных походов Траяна. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м) центр егокомпозиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями длязрителей. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы).
Для гражданина характерны были непосредственные связи в системе община – гражданин, т. е. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики развертывающихся зрелищ -- гладиаторских боев. Вот таким образом, опасаясь распространения «новых пороков», римские власти время от времени закрывали риторские школы и, подобно Катону, высылали философов, хотя, конечно, эти меры не могли остановить растущего влияния эллинизма. Кроме этих двух типов, существовала бронзовая мебель.
до н. э. ). Следует, впрочем, отметить, что с такой же «правильной» распланировкой города мы встречаемся довольно рано в Этрурии, например в городе V в., находившемся под Marzabotto, около Болоньи. Таким образом, архитектура начинает изживать себя, становиться все более примитивной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине.
Наряду с подобными святилищами греческого типа, римляне сооружали, в честь некоторых божеств, круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, многие греческие элементы. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны — 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м) центр его композиции -- ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия, построенная в IV в. до н. э. некоторые части стены восходят к VI в. до н. э. ) и гражданские (первые водопроводы и дороги – конец IV в. до н. э. ). Рим возник на левом берегу Тибра на стыке расселения трех племенных объединений.
Войны велись с целью присоединения завоеванных территорий. Все эти здания исчезли, точно так же, как следовавшие за ними постройки Юлия Цезаря: форум с храмом Венеры Родительницы (Venus Genitrix), колоссальный каменный амфитеатр, над которым растягивался шёлковый покров (velum) для защиты зрителей от солнечных лучей, базилика Юлия и каменный театр, оконченный при Августе, который назвал его, в честь своего зятя, театром Марцелла. От этрусков греки заимствовали такие важные детали, как круглая арка и потолки-своды. По своему великолепию, роскоши, величине и сложности композиции выделяетсяфорум императора Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 112—117 гг. ). Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка.
до падения республиканского правления (то есть до 31 г. дон. э. ), ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина и травертина вместе с тем, подобные здания и по плану и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от них. Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до п. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-заполнителя. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от латинского colosseus – «громадный»).
Не менее колоссален был сооружённый этим императором в Спалато (в Далмации) дворец из камней которого выстроена впоследствии значительная часть этого города. Что же собой представляет Апеннинский полуостров. Очаг из атриума перенесли в специальное помещение, а на его месте начали делать бассейны.
Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э., акведук Марция, 144 г. до н. э. ), пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи.
Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Появляются новые типы общественных зданий. Именно под его руководством из инженерной практики на вторые позиции уходит кирпич. У них были заимствованы арки и своды с куполами.
Римляне усовершенствовали архитектуру жилых домов. В городе начали развиваться ремесла и торговля. До конца I в. н. э. царят две династии: Юлиев – Клавдиев и Флавиев. В результате пунических войн под римское господство в III в. до н. э. попали греческие колонии — торговые города в Сицилии (Агригент, Сиракузы и др. ). Римско-дорический ордер не имеет почти ничего общего с греческим ордером того же названия. Римляне были еще более рационалистичны по отношению к богам, чем греки.
Большая триумфальная арка служила входом в квадратный двор (стороны которого достигали 126 м). Город поражал современниковнеобозримостью площади — ни с одной стороны он не имел четких границ. Многих богов римляне заимствовали у греков иногда через этрусков, бог неба Юпитер напоминает Зевса, бог войны Марс – Ареса, богиня мудрости Минерва – Афину, бог врачевания Эскулап – Асклепия, богиня любви Венера – Афродиту и т. д. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.
Его предместья терялись в роскошных виллах Кампаньи. Вдоль фасадов, кроме главного, не было отдельно стоящих колонн — стены были гладкими или украшены полуколоннами и пилястрами (пилястра — плоский вертикальный прямоугольный в плане выступ на стене или столбе, повторяющий все части и пропорции ордерной колонны, но, в отличие от нее обычно лишённый энтазиса).
В плане храм имел форму прямоугольника, к которому пристраивался портик. Новые религиозные веяния пришли с восточными культами и религиозными учениями, наполнявшими позднеримское время. Из храмов, относящихся к рассматриваемому периоду, можно указать на сохранившиеся до известной степени храм Фортуны Вирилис (Fortunae Virilis)— псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля (превращённый с 882г. В своих основных чертах ансамбль сложился во II — I вв.
По значимости наиболее главным типом построек был храм. Любимый архитектор императора— Аполлодор Дамасский— поместил в середине этого форума обширную базилику (basilica Ulpia) о девяти нефах и громадную, уцелевшую доныне колонну в честь Траяна, с обвивающим её барельефным изображением эпизодов его похода против даков. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн.
От этрусков они позаимствовали цифры, позже названные «римскими», церемонию триумфа (торжественного въезда полководца-победителя), ставшую символом величия Рима, гладиаторские бои и многое другое. Для этого римляне обратились к новым конструкциям – арки и свода. Крыша здания всегда была двускатная, с треугольным фронтоном над портиком.
Сооружение приобрело дворик Ангела, средневековые залы, в том числе зал Правосудия, апартаменты Папы Римского, тюрьму, библиотеку, зал Сокровищ и Секретный архив. В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Бетон использовали для возведения сводов и купола. По контуру города опоясывались оборонительными стенами. до н. э.
Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Риторские школы, где преподавали греки, открывались и в Риме.
За долгую и пеструю историю Римского государства их было построено несколько. был возведен храм с тремя целлами Юпитера, Юноны, Минервы. до н. э. ) характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М.
Кроме богов, у них была вера в гениев как духов-покровителей, сопровождавших человека в жизни и руководивших помыслами и действиями. Наибольшее влияние на развитие римской архитектуры имели соседи: этруски и греки. Во II-III вв. Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. Любимый архитектор императора— Аполлодор Дамасский— поместил в середине этого форума обширную базилику (basilica Ulpia) о девяти нефах и громадную, уцелевшую доныне колонну в честь Траяна, с обвивающим её барельефным изображением эпизодов его похода против даков.
Их облицовывали мрамором иногда гранитом. В одной и этих ниш помещалась статуя Ромы, в другой — Венеры. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Каждый квадрат, отмеченный четырьмя дорогами, назывался изоляцией, римским эквивалентом современного городского квартала. К двери на подъем подия вела неширокая лестница.
Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 мдлиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочнымипролетами для горных вод. Виллы отличались роскошным убранством, применением мрамора и ценных пород дерева. Во многих городах возводились дома в 3-6 этажей.
В практику современного судопроизводства вошли такие созданные римлянами формы, как предварительное следствие, допрос, тюрьма, апелляция. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах.
«Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства» Гораций, выдающийся римский поэт, 65-8 гг. Мощные стены Колизея (высота 48, 5 м) разделенына четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа ивыхода. Важное отличие римского декора -- большая усложненность и богатство форм и материалов. начался явный упадок римской юриспруденции.
Века видоизменили первоначальный его облик. В это же время римляне начинают широко применять бетон.
В те времена создавались мощные оборонительные сооружения, например, стена Сервия (4 в до н. э. ). В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах.
Деревянная мебель украшалась резьбой, позолотой инкрустацией из золота и серебра. до н. э., когда Рим был относительно бедным и небольшим городом. Римскую цивилизацию создал целый комплекс племен. Для строительства римляне широко применяли особый материал, который получил название «римский бетон». Такого рода сочетание элементов дорийского и ионийского ордеров мы уже встречали в архитектуре Южной Италии эллинистического времени: в антаблементе храма III —II в. в Посейдонии (Пестуме).
Впрочем, «смерть» ее была относительной: Западная Европа и Византия усвоили многие традиции своей предшественницы. Здесь же могли располагаться и органы власти. Потребности торговли- вызвали к жизни строительство складов (например, громадами портик Эмилиев – I I в. до н. э. ), специальных рыночных помещений. Здания богато декорировались.
Римская цивилизация закончила свое существование. Древний Рим поражает не только своей военной историей.
В 1 в. до н. э. Эти два стиля часто считаются одним телом классической архитектуры. Римский скульптор не создавал идеализированное изображение в портрете, а изображал конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства. Вывод.
Часто бывает мало очевидной разницы (особенно, когда выживают только фрагменты) между римскими кирпичами с одной стороны и стены используемые для кровельных или напольных покрытий, вот таким образом археологи иногда предпочитают использовать общий термин керамический строительный материал (или CBM). «Каркасная» структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов. Нищие и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последними рядами. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас.
Театры и амфитеатры характерны для античных городов. этруски установили свое господство в Северной и Средней Италии. Используется новый строительный материал – водоупорный и прочный римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового раствора), который делает возможным сооружение сводчатых перекрытий в больших помещениях. Заполнителем нижней зоны купола также служит кирпичный щебень. Гидравлические добавки вулканического песка -- пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. С огромным размахом шло в Риме дворцовое строительство.
С развитием архитектуры в Риме тесно связана скульптура. имел внушительный вид. до н. э. ) с финикийцами. В римском пантеоне появлялось все больше греческих богов, в их честь воздвигались храмы. Остальную часть храма занимала большая однонефная продолговатая целла, стены которой с наружной стороны были украшены полуколоннами: по заднему фасаду их было четыре, по боковым сторонам (включая анты) — по пяти. Портик с фронтоном поддерживают восемь колонн коринфского ордера.
Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 156х188 м) и грандиозный по высоте (48, 5 м), он вмещал до 50 тыс.
amphitheatron) выполнял функцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиаторских боев) имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Первоначальное население города составляли преступники и изгнанники из других городов.
Мосты надежно соединяют берега рек, а по акведукам подается вода. Внутреннее помещение храма было разделено поперечными стенами на две целлы. Егопредместья терялись в роскошных виллах Кампаньи.
Именно они научили строить здания, ноочень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Утилитарные сооружения.
Градостроительство учитывает характер местности, экономики, условия транспорта, размещения населения. имел внушительный вид. разучились воевать и даже защищаться.
Защитники старых традиций приписывали это «растлевающему» влиянию греков. Это вызвало подъем римской архитектуры. До сих пор многие из элементов римской архитектуры используются при возведении зданий в исторических стилях. Площадь, расположенная в долине между Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием с западной, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, доримского периода представляла собой заболоченное место. н. э. ) сделал своей резиденцией г. Салона и практически не жил в Риме. Убранство парадных помещений дополняли изделия из стекла и бронзы.
до н. э. ) и на время ранней республики (V — IV вв. ), нам весьма мало известна. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.
Алтарь Мира ограничен сплошной, богато украшенной стеной.
Пантеон Агриппы. Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Хотя бетон использовался в небольших масштабах в Месопотамии, римские архитекторы усовершенствовали римский бетон и использовали его в зданиях, где он мог стоять сам по себе и поддерживать большой вес.
Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. Как и в других крупнейших сооружениях Рима (термы, Пантеон и др. ), основное внимание в базилике Константина уделено созданию больших внутренних пространств. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства.
Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива идея верховной власти народа идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе. В «банный корпус» вело четыре входа через два центральных входили в крытые залы. Освещался атриум через отверстие в крыше, в которое стекала дождевая вода, наполняя неглубокий имплювий (бассейн) в центре помещения. ВIII в. пышно расцветает Пальмира, распланированная по заранее составленному плану и богато украшенная грандиозными колоннадами Decumanus (главная улица) этого города образовала грандиозный проспект в 1135 м длиной, по обе стороны которого стояло триста семьдесят пять колонн, поддерживавших довольно тяжелый антаблемент. Интерьеры и общественных и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой.
В этом храме находился тайник с символами империи. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Сотни городов и городов были построены римлянами по всей их империи. Проходя через арку император возвращался в родной город уже в новом качестве. Архитектура римских амфитеатров напоминает современные цирки.
В центре этой площади стояла высокая колонна Траяна. Логика перестала быть моментом научного поиска, логические знания античности как бы «засыхали» в силу интеллектуального уровня «потребителей» римской культуры их практичности и трезвости. Римлян отличало неукротимое стремление перерабатывать отдельные культурные и цивилизационные достижения покоряемых народов в соответствии с утилитарной системой ценностей, а затем объявлять достижения «своими». высадка римлян на Сицилии привела к началу Пунических войн (264-146 гг. Некоторые детали (например, круглые и прямоугольные рельефы, фигуры и др. ) взяты с архитектурных памятников более раннего времени, что в архитектуре позднего Рима было распространенным явлением.
Возникает новый тип монументального сооружения— триумфальная арка. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит.
Иногда колонны украшали только портик храма (простиль) иногда рядом их бывали обставлены и боковые стороны целлы (род периптера), но их не имелось с задней стороны иногда, вместо настоящих колонн, тут употреблялись полуколонны, выступающие из стен целлы (род псевдопериптера). Победив соперников в гражданской войне, Октавиан за время своего правления (27-14 гг.
Римская архитектура поздних Антонинов отличалась большим количеством декора. Прямо за атриумом располагалась комната, называвшаяся таблинум. Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в котором греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно.
Большая роль отводилась культу Весты (богини очага и римской общины). фриз храма в Поле и орнаменты алтаря Мира Августа). 2), что означает колоссальный, построенный в конце I в. н. э. и вмещавший до 50 тыс. Такой тип храма называется диптер. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства. Центричный объем ротонды снаружи трактован как осевая фронтальная композиция. Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным).
В 78 г. до н. э. был построен Табулярий (сенатский архив), в котором арочные перекрытия сочетались с колоннадой — прием, получивший самое широкое применение в дальнейшем и ставший одной из самых характерных особенностей римского зодчества. Рим тоже попал в сферу их влияния. Когда каркас был удален, новая стена была очень сильной, с шероховатой поверхностью кирпичей или камней. Римская архитектура 3 в. н. э. Веспасиан начал сооружать в вечном городе храм Марса и знаменитый Колизей, оконченный в 70г н. э.
Есть в нем особая строгость и предопределенность в соподчинении всех частей, близкая дворцам будущих византийских императоров. Последний был всецело римскимизобретением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины Марк Аврелий — колонну своего имени по образцу Траяновой Септимий Север — тяжелые, обремененные архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи. Остов кровати по большей части делался из дерева с инкрустацией из черепахи, слоновой кости, цветного стекла, а также бронзовыми деталями (головами львов, лошадей).
Сложенные из камня, обладающие четкими пропорциями и силуэтом, сооружения эти являют собой замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций. При необходимости были построены мосты. До 2 в. до н. э.
Рим завоевал Грецию, Испанию, Галлию, Гельвецию в I в. до н. э. Кроме того, в Риме были созданы форумы императоров Юлия, Августа и Траяна (рис. Используемые агрегаты часто были намного больше, чем в современном бетоне, что составляло щебень.
С распространением римского владычества на Грецию и эллинистическиегосударства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. Римский гений всего проявился в организации пространства. Кроме того, в результате завоеваний римлянами многих стран они переняли часть их культуры. Вокруг арены располагались ряды сидений для зрителей. Купол опирается на стену толщиной 6 м. Фундамент — бетонный с заполнителем из травертина.
Римская республика достигла наибольшего могущества. Не менее свободно обращались римляне и с другими формами греческого зодчества.
При Адриане (125 г. ) стали возводить Пантеон – яркое сооружение архитектуры Римской империи, сохранившееся до сегодняшнего дня. В отделке Пантеона: мраморные плиты нижнего яруса и штукатурка на верхних ярусах. Простота и в то же время яркая индивидуальность римского портретного искусства делают его очень привлекательным. «Но, по выражению А. Блока, «на теле римской империи уже не было ни одного не наболевшего места», творческий потенциал постепенно угасал».
Мозаикой украшали полы. Деревянные рамы можно использовать не один раз, что позволяет строителям работать быстро и эффективно. Перенос хоров вызвал необходимость расширения трибуны и возвышения задней стены сцены для улучшения акустических качеств.
«Большое место в общественной жизни римлян занимали зрелища. Под греческим влиянием начинается строительство театров но если греческий театр вырубался в скале и был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены (Большой театр в Помпеях, театр на Марсовом поле в Риме). Это городской дворец или просто дом (domus), затем – многоквартирный и многоэтажный городской жилой дом имевший название «инсула» и, наконец, загородная вилла.
В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы. Главным форумом Рима был форум Романум. Интересной разновидностью древнеримских монументов являются триумфальные арки. В духовной жизни римского общества во II-I вв.
Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства. Вообще историческую застройку Вечного города можно поделить на несколько обширных временных групп: античные здания, эпоха средневековья, сооружения Ренессанса и архитектуру Нового времени. 80-е гг. Он вмещал околопятидесяти тысяч зрителей. Образно – эстетическое начало архитектуры граничит с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно – пространственной и конструктивной структуры сооружения.
Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI—III вв. Колонны могли делать и из цельного мрамора. Рим приобрел абсолютно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы. до 230 г. н. э.
Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн.
Всего за историю Рима было построено 5 таких форумов. 3), а позже термы, построенные в конце III в. н. э. имели вместимость до 3200 человек.
Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Все те подлинные интерьеры, что мы можем видеть сегодня благодаря раскопкам в Помпеях, демонстрируют один вид римского жилища – «domus». Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла. Они познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др. ), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. Не менее свободно обращались римляне и с другими формами греческого зодчества.
В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки. дон. э. А вождю герулов Одоакру они подчинились в 476 г. без сопротивления. Ярким декоративным акцентом в доме были произведения из мозаичного стекла (римляне применяли технику инкрустации формы разными цветными кусочками).
Его применение открывало большие возможности. Первоначально римские боги представлялись в качестве безличных сил, управляющих миром.
Все это потребовало изменения технических основ строительства. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Наконец антаблемент стал гораздо более низким и лёгким. При входе в него располагались домашние алтари с изображениями богов и маски предков.
Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Ведя происхождение права от богов, римская религия придавала особый статус юридическому мышлению. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед н других знаменательных событий.
Часто на его арене происходили гладиаторские бои. Термы были связаны с потреблением большого количества воды, вот таким образом к ним подводилось специальное ответвление водопровода -- акведуки (мост-водопровод).
«Сила, облеченная в величие», – вот римский идеал, который блокировал развитие логики и математики. Местами размещения лагеря, как правило, служила ровная площадка. Римляне вывозили произведения искусства из всех покоренных стран. Их богами (гениями) были духи отдельных видов человеческой деятельности, ведавшие судьбами людей, защитой государства, удачей и др. Наконец антаблемент стал гораздо более низким и лёгким.
Второй храм, по-видимому посвященный Весте, представлял собой также небольшую (диаметр около 14 м) круглую постройку, стоявшую на подии и обрамленную восемнадцатью колоннами коринфского ордера. Это пробуждало тягу к новому, таинственному. Он обогатил Рим таким множеством новых зданий, что заслужил прозвание его Восстановителя (Restitutor). Были образованы государственные структуры, такие как сенат и институт ликторов.
Технология римской настенной живописи была довольно сложной и многодельной. Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Кровля была покрыта бронзовыми черепицами. Римляне заимствовали у этруссков тип их храмов, введя в их композицию тосканский ордер с антаблементом, состоящим из одного архитрава для покрытия храмов применялись сильно выступающие крыши. Обе стороны использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Во II в. до н. э.
Римские сооружения были там активными проводниками римской культуры идеологии. по V в. н. э. Первый из них обнимает собой время от основания Рима до середины IIв. Впоследствии на этом холме была поставлена бронзовая скульптура волчицы, которая является символом Рима и храм, посвященный трем главным римским богам: Юпитеру, Юноне и Миневре.
Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединялиразличные части страны. до н. э. ). После Пунических войн в связи с перепланировкой города Форум приобрел новый облик. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод. Римляне ввели инженерныесооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурныеобъекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.
Приток богатств из завоеванных стран в течение III-I вв. Большие числа остаются в той или иной форме по всей империи иногда полные и все еще используемые. Древнеримская архитектура того времени характеризуется двумя типами строений – периптер (прямоугольное) и ротонд (здание округлой формы). Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Справа и слева от вестибюля располагались большие залы и открытые площадки (палестры) для занятий легкой гимнастикой. В завоеванных Афинах Адриан возвел храм Зевса Олимпийского в 135 г. н. э.
Основным средством передвижения и перевозки тяжестей оставались бычьи упряжки, ослы, мулы. Колизей – самый большой амфитеатр античной эпохи. В те времена не возводили триумфальные арки, зато строилось много жилых домов и вилл. Для строительства жилых домов римляне заимствуют греческую перистильную конструкцию (окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому примыкают жилые помещения), но, в отличие от греков, стараются расположить комнаты в строгой симметрии (Дом Пансы и Дом Фавна в Помпеях) излюбленным местом отдыха римской знати становятся загородные поместья (виллы), свободно организованные и тесно связанные с ландшафтом их неотъемлемой частью являются сад, фонтаны, беседки, гроты, статуи и большой водоем. Первый из них охватывает собой время от основания Рима, до середины IIв.
Амфитеатры в Риме служили для массовых зрелищ. Большое место в общественной жизни римлян занимали зрелища. Здесь можно видеть колоннаду храма Юпитера и почти целые храмы Бахуса и Фортуны. Другие размеры кирпича в Древнем Риме включали 24 x 12 x 4 и 15 x 8 x 10. В последнийпериод истории римской архитектуры (со 138 по 300 гг. ) каждый император старается оставить по себе память каким-либо значительным сооружением.
Развитое пространство под портиком с четырьмя рядами промежуточных колонн как бы подготавливает посетителя к восприятию огромного пространства интерьера. На третьем этапе (II-I вв.
В Риме строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей к холодной водой, гимнастическими задами и комнатами отдыха. зрителей. Ложе имело точеные ножки прямоугольной или гнутой формы или в виде лап животных. Однако римляне развили ордерную систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих. Сегодня в нем 10 000 человек ежегодно наслаждаются оперными представлениями. Один из этих атриев — старого (тускуланского) типа с балочным перекрытием, опирающимся на стены, другой — нового типа (тетрастильный), в котором потолок помимо стен опирается еще на четыре колонны, стоящие около углов имплювия. Но национальные традиции не позволяли совсем отказаться от него и он остался помещением для особо торжественных событий. Форум, расположенный в долине между тремя холмами – Палатином, Капитолием и Эсквилином, в давние времена был пустынной болотистой местностью, которая была осушена во времена правления царя Тарквиния Древнего благодаря масштабным работам по строительству сточных канав и прокладке каменной Большой клоаки, соединенной с дренажной системой. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей.
Последний был всецело римским изобретением. Империя распалась на Восточную и Западную, усилились центробежные тенденции в провинциях. Лагеря располагались в важных стратегических пунктах.
Позднее храм неоднократно перестраивался с использованием колонн от греческих храмов. Крупнейшими в Риме были термы Каракаллы (рис.
В империи использовались другие более или менее местные камни. Именно в инженерно – строительном деле римляне достигли высоких результатов. Боковые нефы, отделенные аркадой, сообщались с центральным нефом. В центре города располагались общественные сооружения — народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы.
Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма) стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Появляются первые христианские секты, с которыми власти ведут борьбу.
Классические порядки теперь стали скорее декоративными, чем структурными, за исключением колоннад. Театры иамфитеатры характерны для античных городов. Так же обильно была украшена большая (23 м в вышину) трехпролетная арка, воздвигнутая в честь Септимия Севера и его сыновей, Геты и Каракаллы. Градостроительство Древнего Рима.
Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений. Возникает новый тип монументального сооружения— триумфальная арка. Впоследствии под влиянием греков и этрусков в Риме складывается антропоморфный пантеон богов во главе с Юпитером. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от латинского colosseus — «громадный»). Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. стр. 99-100. В VII-VI вв.
для помещения государственного архива и выходившее на форум фасадом, который представлял 11 аркад с дорическими колоннами трёхъярусный деревянный театр М. Скавра (58г до н. э. ), вмещавший в себе до 80000 зрителей и украшенный 360 мраморными колоннами и множеством бронзовых статуй и первый каменный театр, возведённый в 55г. Бетон заливали в деревянные формы – опалубку. Триумфальные колонны и статуи воздвигались в честь императоров, побед римских войск. Она могла украшать и пол и потолок и даже колонны.
Пантеон Агриппы. Не только Рим, но и небольшие города (например, Помпей) превращаются в I в. до н. э. в благоустроенные, культурные центры с разнообразными зданиями, прекрасными площадями, мощеными улицами, каменным театром и амфитеатром, цирком, многочисленными лавками и тавернами. Становление империи завершилось при Октавиане (63-14 гг.
Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI-III вв. Первый период охватывает IV – III вв. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.
Появляются новые типы зданий, например базилики где совершались торговые сделки и вершился суд (первая базилика построена во I I в. до н. э. ), амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со зверями, цирки, где происходили ристания колесниц, термы – сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Не довольствуясь постройками в самом Риме, о котором он с полным правом мог говорить, что «принял этот город кирпичным, а оставил мраморным», Август наделил многие другие места империи более или менее изящными зданиями, каковы, например, храм Августа и Ромы в Пуле (в Истрии), прекрасно сохранившийся храм в Ниме известный в настоящее время под названием Maison carre, триумфальные ворота в Римини, Сузе, Аосте и т. п.
Но все же в этом дворце не чувствуется прежней свободы. Однако римляне покрывали стены своих домов не только росписью. до н. э. ) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Это вызвало переворот в строительстве.
Это было величественное здание, которое украшала статуя Сатурна, оно включало помещение государственной казны, эрарий, где хранились документы о государственных доходах и долгах. Во II веке до н. э. Империя стимулировала системное оформление права. В I в. возникли правоведческие школы.
Само слово «Рим» когда-то трактовалось как синоним величия, славы, военной доблести, богатства, но впоследствии превратилось в печальный символ надлома и краха мощной экспансионистской цивилизации, даже во времена своего подъема испытывавшей кризисные потрясения. Гражданские темы в творчестве некоторых поэтов стали отступать на второй план. Прямоугольные в плане, они ориентировались по сторонам света.
Не менее колоссален был сооружённый этим императором в Спалато (в Далмации) дворец из камней которого выстроена впоследствии значительная часть этого города. Таким образом, родиной бетона является Древний Рим. Большое место в общественной жизни римлян занимали зрелища. Чисто римской постройкой является амфитеатр. И архитектура и изобразительное искусство обогащают друг друга в этом синтезе. (вилла Адриана в Тибуре, первая пол.
) и группировали их по две, по три, одна подле другой если колонна казалась слишком длинной для данного места, её укорачивали и помещали под её базой пьедестал, выступающий из стены коль скоро находили её слишком короткой, делали над её антаблементом опять-таки выступ стены, в виде пилястры и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого «аттика», в котором означенные выступы служили подножием поставленных тут статуй. Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI — середина I в. до н. э. ). Кресла, например, делались с подлокотниками в виде грифонов, сфинксов, львов. Лишенная кассет верхняя часть купола обрамляла большое круглое окно (9 м в диаметре), которым смело завершалось здание. Бронзовые треножники и курильни канделябры в форме раскидистого дерева, фигуры человека или фантастических существ дверные ручки-кольца с рельефным изображением Медузы-Горгоны, отвращающей зло сосуды для кипячения воды (самовары) на трех ножках в виде птиц, сфинксов и звериных лап составляли неотъемлемую часть быта. Более того, оставаясь формально язычником (принял крещение незадолго до смерти), Константин стремится превратить церковь в дополнительный инструмент своей власти.
Общие формы древнеримской мебели изящны и изысканны, но страдают излишеством украшений. Перед каждой из них находился четырехколонный портик (пронаос) в антах. Ангела.
В это время римляне начинают широко применять бетон. Мощные стены Колизея (высота 48, 5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо. В строительстве применяют сводчатые конструкции. Атриум был главным помещением, где происходили все важные семейные церемонии. Под полом находился дымоход, соединенный с очагом.
Греческий Геракл, став римским Персеем, также совершал подвиги. Характерны для этих типов сооруженийакведук Марция в Риме, 144 г. до н. э. Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Четвертым типом храмов является периптер.
Относительно архитектурного стиля эпохи Адриана, должно заметить, что он лишён оригинальности, ограничивается более или менее удачным сочетанием в себе разных элементов, выработанных в цветущую пору античного искусства, — стиль холодно-эклектический, так сказать, академический, но, при сильном стремлении своём к монументальности и пышности, все ещё отличающийся стройностью и изяществом. Он был внучатым племянником Цезаря, которого тот усыновил и объявил своим наследником. В конце 3 в. н. э. По углам бассейна стояли четыре колонны, поддерживавшие крышу. Композиция греческих храмов различна.
На улицу римский дом выходил глухой стеной. Движение против царя возглавили патриции, стремившиеся захватить власть в свои руки. Все эти здания исчезли, точно так же, как следовавшие за ними постройки Юлия Цезаря: форум с храмом Венеры Родительницы (Venus Genitrix), колоссальный каменный амфитеатр, над которым растягивался шёлковый покров (velum) для защиты зрителей от солнечных лучей, базилика Юлия и каменный театр, оконченный при Августе, который назвал его, в честь своего зятя, театром Марцелла. Арки сооружали по разным поводам – и в честь побед и как знак освящения новых городов. У этрусков было заимствовано и одеяние римлян – тога, форма дома с атрием (внутренним помещением с очагом и отверстием в крыше над ним), письменность, так называемые римские цифры, способы гадания по полету птиц, по внутренностям жертвенных животных.
Актерами в римских театрах были выходцы из провинций, рабы или вольноотпущенники. Однако в нем были и жилые постройки и хозяйственные службы и мавзолей и храм и парк. Правда, его толкование не было застраховано от произвола. Его предместья терялись в роскошных виллах Кампаньи.
Фонтаны с лепным декором сочетались с зеленью садов. Пол нагревался до средней температуры. Все они и сегодня имеют значение в экономической жизни. до н. э. Позднее императоры трактовали форум как монумент собственной славы.
Высота их достигала порой значительных размеров (более 30 м, как колонна Траяна). Марии Египетской) и на круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римско-коринфского стиля, с низкой конусообразной крышей из мраморных черепиц (ныне церковь S. -Maria del Sole).
Римская религия сосредоточилась на обрядовой стороне. Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоряют своей мощью. Эстетическим идеалом греков было чувство прекрасного, гармонии.
Сверх того, Домициан начал строить новый форум (лат. Forum Transitorium), заключавшийся между Forum Romanum и Августовым и оконченный Нервой, который назвал его своим именем. 118-128 гг. Главное помещение — тронный зал — поражало своими размерами. Сюда же выходили небольшие кубикулы (спальни).
Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства. Колизей (Коллосей) (75—80 гг. Религиозный ритуал рассматривался как своеобразный договор, а точное исполнение всех пунктов обряда – как гарантия успешности обращения к богам.
Амфитеатр (от греч. Парадные помещения располагались вокруг обширного перистильного двора. Свет, попадал через отверстие в потолке, отражался в воде, а затем на стенах. II века и др. ).
Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Рим приобрел абсолютно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы.
Жилища. Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. За колоннадами располагались дома, склады, лавки и другие здания. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку.
К концу 1 в. н. э. На Капитолийском холме в 509 г. до н. э. Но завоеватели возводили не только военные лагеря.
н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от латинского colosseus -- «громадный»). Появились здания для нужд управления: канцелярии, архивы (центральный сенатский архив Табулярий был построен в 80-х годах I в. до н. э. ), судебные помещения.
Однако римлянам были чужды пафос и философия греческой драматургии. Во 2-1 вв. Столь произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Он выбирался всем римским народом. не только в Риме, но и в провинциальных городах появились прекрасные архитектурные комплексы, как, например, в Помпеях. до падения республиканского правления (то есть до 31г.
На куполе сделано отверстие, через которое освещается внутреннее помещение храма. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город. Была разработана теория собственности. до н. э.
Город возник около оазиса на караванном пути от Средиземного моря до Персидского залива. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Вместе с тем фасады несколько сухи, пропорции тяжеловесны.
Кровати в древнем Риме были очень похожи на греческие. Основная конструкция — каменные блоки из которых выкладывались стены. Индивидуализм и эгоцентризм стали господствующей линией поведения в последние века.
Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Царский период в истории Рима (VIII-VI вв. Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в несколько десятков километров. Первоначально римляне не знали богов-личностей. связи соучастия.
В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. К началу I в. до н. э. относятся два храма в Тибуре (Тиволи): псевдопериптер и круглый. Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Также как и в религиозных верованиях, заимствования проходили в несколько этапов и использовался опыт нескольких народов. и др.
В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Арка Константина, поставленная около Колизея, превосходит другие не только своими размерами (21, 5 м высотой, 25 м шириной), но и обилием украшений.
до н. э. Площадь имеет форму трапеции. Вход был украшен треугольным фронтоном. Основателями римской юридической науки считаются Публий Муций Сцевола (II в. до н. э. ) и Квинт Муций Сцевола (140-82 гг. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. появились знаменитые Институции Гая, но уже в середине III в. н. э.
Купол был покрыт не сохранившейся до настоящего времени позолоченной кровлей. Особо почитались древнеиталийские боги Лары (духи очага и семьи), Гении (покровители людей), Пенаты (домашние боги). Влияние Рима настолько возросло, что бывшая колония сумела захватить и разрушить свою метрополию – Альба-Лонгу (при Тулле Гостилии) однако все последующие годы Рим был вынужден вести затяжные войны с соседями: сабинянами, латинами и этрусками. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Краткая история искусств.
Абака стала более толстой и получила в верхней своей части род карниза. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (со 138 по 300гг. ).
Были и другие способы узнать, благоволят ли боги к тому, что задумал сделать человек.
Ионические и дорические колонны встречаются как исключение. Лошадей широко не применяли ввиду того, что не знали стремени. Коринфский антаблемент получил в Риме роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных ит. п. до н. э. ). Римское искусство основывалось на принципе пользы. Всех этих грандиозных строительств требовал Рим как центр огромной империи.
Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Высота купола равна половине условной сферы, которую можно было бы вписать в храмовую конструкцию. сформировалась Римская империя с единоличной властью. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м) центр его композиции – ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей.
5). Стены из кирпича и бетона внутри и снаружи облицованы камнем.
Связанное с находкой головы пророчество сбылось. Обожженный кирпич заимствован римлянами из Азии. Досконально разобраться в датах постройки многочисленных зданий отнюдь не просто. Первоначально этическим идеалом римлян (так же, как и греков) было героическое поведение – virtus (мужество, доблесть и т. п.
Нога римского легионера ступала и по земле, которая ныне принадлежат Украине. «Но, по выражению А. Блока, «на теле римской империи уже не было ниодного не наболевшего места», творческий потенциал постепенно угасал». Таким образом, архитектура начинает изживать себя, становиться все болеепримитивной. Поздний период (до конца 2 в. ) развития римской архитектуры начался в годы правления Адриана и при Антонине Пие. Начало развития римской архитектуры относится к периоду 6-1 вв. отделен от сражений 105–106 годов фигурой крылатой Виктории, пишущей на щите, окруженном трофеями имя победителя.
Титом. н. э. ) Это ротонда диаметром 43, 5 м, увенчанная куполом. Этот период, продолжающийся с середины IIв. Этот период, продолжающийся с середины IIв. до н. э. )для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всюИталию.
н. э. ) сооружались большие архитектурные комплексы. Мощные стены Колизея (высота 48, 5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода.
В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т. п. Базилика Константина в Трире построена из римских кирпичей толщиной 15 дюймов на 1 дюйма. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок.
Маленькие улицы располагались параллельно главным, образовывая сетку.
Именно на этой территории и возник город Рим. Неподалёку от Рима, в Тибуре (Тиволи), построена императором по собственным его планам роскошная вилла, в которой были воспроизведены в миниатюрном виде лучшие памятники греческого и египетского зодчества. «Жемчужиной» акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. У римлян не было поэтической мифологии.
Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. до н. э. ).
На основе синтеза этрусских образцов и греческого периптера возникает особый тип храма – псевдопериптер с высоким основанием (подиумом), фасадом в виде глубокого портика и глухими стенами, расчлененными полу колоннами. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Примечательно также постепенное исчезновение социальных различий между римлянами и представителями иных народов (греки же никогда не приравнивали себя к варварам). Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую питьевую воду. До 3 в. до н. э. Здесь римские архитектурные традиции тесно переплетались с местными. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек.
Постепенно складывался новый тип гражданского общества со своими запросами. Римляне в отличие от греков предпочитали воевать, а не торговать. Планы древнеримских храмов мало отличались от греческих. Материалы были легко доступны и не трудно транспортировать.
И в то же время расцветают науки и искусства, растет количество грамотных людей, совершенствуется законодательство, основы которого сохранились и во многих современных правовых системах. На куполе пять рядов кессонов, уменьшающихся по направлению к центру купола. Постепенно складывался новый тип гражданского общества со своими запросами. Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота. Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы.
в римской архитектуре начинают использовать новый пластичный материал – бетон.
Большой популярностью пользовались «Сивиллины книги», по преданию отражавшие судьбу римского народа. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Подававшаяся из холмистых окрестностей в городские резервуары вода протекала по каменным, оштукатуренным гидравлическим раствором, каналам (лоткам), которые в низменных местах и на пересечениях рек или оврагов поддерживались арочными конструкциями. Официально он всё ещё считался одним из сенаторов, хотя и «первым среди равных» — принцепсом. Единственным источником света является круглое окно в центре купола (окулюс).
Увлечение греческим искусством проявилось, прежде всего в обращении кордерной системе. На мостах настилались каменные плоские плиты. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Римская империя периода расцвета в I—II вв. Застывая, бетон образовывал вместе с кирпичным каркасом монолитную конструкцию.
В это время в нем поселилось много этрусских ремесленников, возникла Этрусская улица. Прикладное искусство достигло в Древнем Риме высокого развития: резные и чеканные золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры домов в Риме. 1 в. до н. э. ).
Вообще обнаженное тело редко встречается у римлян, а если и встречается, то всегда словно с какими-то «оправданиями». В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Особой популярностью в Риме пользовались бои гладиаторов, травли зверей.
Римское государство очень сложно. Эпоха принципата поражает своей двойственностью. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240.
Однако хоры в них были перенесены на трибуну, а освобождавшаяся площадь использовалась для размещения публики. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора). Все дороги были равны по ширине и длине, за исключением двух, которые были несколько шире, чем другие.
зрителей. Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации. В это время стали разрабатывать лунский», затем каррарский мрамор. Духовная жизнь римлян, как и других народов в этот период, основывалась на многобожии и предшествовавших верованиях (анимистических, пантеистических, тотемических и т. п. ). По бокам храм конечно тоже украшали колонны или полуколонны, соединенные со стеной. Вывод.
Именно у римлян сложилась та система типов жилых зданий, которой мы пользуемся и теперь. Во второй половине II в. н. э. ) и группировали их по две, по три, одна подле другой если колонна казалась слишком длинной для данного места, её укорачивали и помещали под её базой пьедестал, выступающий из стены коль скоро находили её слишком короткой, делали над её антаблементом опять-таки выступ стены, в виде пилястры и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого «аттика», в котором означенные выступы служили подножием поставленных тут статуй.
Эдикт императора Каракаллы 212 г. н. э. Афинский акрополь («верхний город») — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Римская архитектура в IV – I вв. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью — всё то, что характерно для цивилизованного общества. Отличительными особенностями римской религии были ее «формульный», договорной характер и прагматическая направленность, отвечающие духу официальной римской культуры.
Талантливые драматурги писали пьесы, беря за основу греческие образцы. орнаменты Парфенона). Еще в период поздней республикив Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Нерон, после известного пожара Рима, на его дымящихся развалинах построил «Золотой дом», который должен был превзойти великолепием все, что было создано до той поры архитектурой и декоративным искусством это гордое здание после смерти тирана было разрушено негодовавшим на него народом. Абака стала более толстой и получила в верхней своей части род карниза.
Архитектура Древнего Рима является логическим продолжением архитектуры Древних греков. Древние строители поместили эти ингредиенты в деревянные рамы, где они затвердели и приклеились к облицовке камней или (чаще) кирпичей. Храм представлял собой периптер коринфского ордера имевший с фасадных сторон по десяти, с длинных — по двадцати колонн. Недавние исследования с применением 3D-моделирования показали, что уникальное расположение его сцены (в сторону северо-востока, в отличие от других театральных площадок Рима, которые обычно смотрят на запад) было не случайным.
Кроме этого, стены расписывались фресками или же горячим способом — восковыми красками (энкаустика). Римские театры имели в основном такую же планировку, что и греческие.
Римское право подобно религии долго сохраняло «формульный» характер. По своему великолепию, роскоши, величине и сложности композиции выделяется форум императора Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 112—117 гг. ). Оба этих ордера, дорический и ионический, казались римлянам, пристрастным к пышности и блеску, слишком простыми и бедными: вот таким образом они употребляли предпочтительно коринфский ордер, переделав его по-своему и сообщив ему большую роскошь.
Это большой периптер (8х17 колонн с высотой 10, 5м). В отличие от республиканского, все они имели симметричную, строго продуманную композицию. Сверх того, Домициан начал строить новый форум (лат. Forum Transitorium), заключавшийся между Forum Romanum и Августовым и оконченный Нервой, который назвал его своим именем. Цезарь усыновил его незадолго до своей гибели. Вместе с тем некоторые сюжеты мифологии древних греков привились на римской почве. Стены украшали гипсовыми рельефами.
Они выстроили улицы под прямым углом, в виде квадратной сетки. Последний был всецело римским изобретением.
Эти лагеря представляли собой военные поселения, в которых протекала также торговая жизнь. Дворец Диоклетиана в Сплите представляет собой прямоугольную в плане постройку, площадь которой равна 29409 м 2 и стены в отдельных местах достигали 24 м. Середину занимает большой перистильный двор, в котором сохранились руины храмов императора, Юпитера и бога врачевания Эскулапа. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира)— одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов.
Уменьшив до минимума «инертную» массу конструкций, зодчие экономно и целесообразно распределяли усилия. Еще дальше на север, там, где проходила стена Адриана, считавшаяся границей Римской империи, в Британии, римляне строили дома (виллы), которые дают нам возможность изучать существовавшую тогда систему отопления.
Не удивительно, что здесь мы сталкиваемся с интересным феноменом – если греческое искусство и литература благополучно были «пересажены» на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода. В числе сооружений нерелигиозного характера, которыми украсился Рим в ту же эпоху, заслуживают внимания в особенности: Табуларий (лат. Tabularium)— здание значительного размера, построенное в 78году до н. э.
Особенно богата такими достопримечательностями Испания. В эпоху домината (284-305 гг. в Риме еще не разрабатывали местный мрамор и храмы строили из вулканического туфа. Строительство триумфальных арок и колонн имела прежде всего политическое значение.
Как известно, римляне унаследовали от греков многое. Царь (rex) был прежде всего военачальником, а также верховным судьей и жрецом. Таким образом, архитектура начинает изживать себя, становиться все более примитивной. Позже для убранства храмов использовались дорический ионический и коринфский ордера. Всех этих грандиозных строительств требовал Рим как центр огромнойимперии. Кроме этих крупных сооружений, в Риме образовались тесно застроенные кварталы для рабочего люда, а также летние резиденции в садах богатых граждан (виллы). Рим был обнесен каменной стеной, в городе была устроена канализация.
В базилике проходили судебные заседания, участники которых собирались в центральном нефе (неф — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, называется так из-за сходства с корпусом корабля) судья восседал на возвышении в апсиде в торце здания. В 315 г. христианская церковь получает право юридического лица, т. е. Такой план выдерживали все древнеримские города. Должность царя поначалу не передавалась по наследству: на то время, пока пустовало курульное кресло, сенатом назначался временный царь (интеррекс), который правил не более одного года и за это время должен был найти кандидатуру на должность царя и выставить её на голосование в куриатных комициях. Римские термы — сложные комплексы многочисленных помещений и дворов, предназначавшихся для омовения и различных занятий, связанных с отдыхом и развлечениями (помещения и открытые площадки для спортивных упражнений, залы для собраний, помещения для игр и бесед и т. п. ). Здесь ряды для зрителей расположены не полукругом, как в театре, а замыкаются в кольцо.
Упомянутые выше Помпеи стали кладезем знаний о быте древней культуры. Театры и амфитеатры характерны для античных городов. Титом. На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет никакого имени, а лишь уклончивая формула: Богу или богине, мужу или женщине и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300гг. ).
Время правления Октавиана называется принципатом Августа. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римские термы, т, е. бани играли важную роль в обыденной жизни.
Его будут искать другие народы. Третий же этаж находится на уровне двух нижних рядов кассет купола. Арки сооружали по разным поводам — и в честь побед и как знакосвящения новых городов. Такие портики были любимым местом встречи и общения для римлян. в церковь св. В 264 г. до н. э.
Покорение Греции принесло Риму новый взгляд на культуру и искусство. Это необходимо для правильного распределения сил тяжести и распора.
(В связи с этим историки назвали первый период имперской истории Рима эпохой принципата). Появился Римский Форум, вокруг которого возводят общественные здания и храмы. Трехнефная базилика Константина (312 г. ) — одна из крупнейших базилик Рима.
Первым является большой перистильный двор, в центре которого установлена конная статуя императора. Милитаризм являлся одной из характерных особенностей римской цивилизации. Арка была границей своего и чужого мира». Для возведения этого старейшего римского архитектурного комплекса были приглашены строительные мастера из Этрурии.
Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений. Что же касается римской архитектуры, то и здесь не обошлось беззаимствований. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.
(реконструирован в 307 г. ). Помпеем на Марсовом поле и увенчанный на вершине своих градин (зрительных скамей) храмом Венеры Победительницы (Venus Victrix). В таблинуме находилась библиотека с папирусами и манускриптами, а также архивом семьи. Древнеримские кирпичи, найденные во Франции измеряли 8 x 8 x 3. Строились и многоквартирные дома -- инсулы. Траян появляется на ней 59 раз.
Лагерь (каструм) имел квадратные очертания плана с четырьмя воротами. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Все остальные помещения располагались вокруг.
Упомянутые различия во многом определили путь освоения римлянами греческой культуры. Достоин внимания также в корне отличный характер орнаментов, украшавших эллинские и римские постройки.
Конек фронтона был украшен квадригой из терракоты скульптора Вулки. Арка былаграницей своего и чужого мира». Из Пунических войн Римская республика вышла мировой державой, установившей господство во всем Средиземноморье. н. э., вмещал до 50 тыс.
И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. На высоте 3, 5 м над уровнем арены (7846 м) размещалась императорская ложа. Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водойгородом мира. Жрецы-авгуры толковали различные знамения, гадали по полету птиц, по внутренностям (особенно печени) животных, по священным курам. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э., акведук Марция, 144 г. до н. э. ), пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописныхокрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи. Самым знаменитым являлся Колизей (от лат.
Два дополнительных ряда колонн по четыре колонны в каждом фланкируют великолепный бронзовой портал (сохранились не только подлинные двери, но даже дверные петли). Простота и в то же время яркая индивидуальность римского портретного искусства делают его очень привлекательным. Список самых больших куполов в мире). Миф им заменяло историческое описание событий (легенда об основании Рима).
Рим стал родиной новой науки – юриспруденции. Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри.
К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира)— одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов. даровал римское гражданство всем свободным жителям империи. Перед величественным восьмиколонным портиком коринфского ордера (высота колонн 14 м) ранее существовал прямоугольный двор с торжественным входом и триумфальной аркой по типу форума. При этрусских правителях Рим стал значительным центром ремесла и торговли. Появились Канцелярии, Архивы (Табулярий.
Римские сооружения были там активнымипроводниками римской культуры идеологии. зрителей.
Главное здание прямоугольной формы явилось композиционным началом всего комплекса. Особенно характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы).
В Колизее, центре проведения всех 45 римских общественных праздников, устраивались жертвоприношения и проводились гладиаторские бои. до н. э. Река обычно протекала по городу, обеспечивая воду, транспорт и очистку сточных вод.
Древнеримские города возводились по принципу военного лагеря. Особым типом общественного здания были римские бани или термы. Подогрев производился котельными установками в подвалах.
Таким образом, он создал условия для распространения единой, унифицированной культуры. Основу композиции составляли залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий) и затем в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), содержащее в центре бассейн горячей воды.
Их роскошь представляется невероятной даже по сегодняшним меркам. С течением времени из ниши, предназначенной для супружеского ложа, она эволюционировала в парадный кабинет хозяина. Дороги, мосты, акведуки в Риме строились капитально, на многие века. Император Диоклетиан (3-4 вв. В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры.
Дороги прокладывались преимущественно в стратегических целях. Таковы были каналы для ассенизации города, с главным туннелем— Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр, прекрасные дороги, между прочим Via Appia, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями, акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики. В этом произведении четко отображены пропорции: диаметр ротонды равен высоте сооружения. Древнейшим письменным сводом римского права стали Законы двенадцати таблиц» (середина V в. до н. э. ), регулировавшие имущественные и торговые отношения.
Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Сооруженная при Тарквинии Древнем так называемая Большая клоака – облицованный камнем широкий подземный сточный канал – действует в Риме и поныне. Площадь зала Пантеона около 1500 м2. Сама власть царей была ограничена. У ложа простирался «ковер» из кубиков мозаики.
На их пересечении возникала главная площадь – форум. По словам историка Светония, Августтак Рим «украсил, что по справедливости мог хвастаться, что принял егокирпичным, оставляет его мраморным».
Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы. право свободно иметь и распоряжаться своим имуществом.
Увлечение греческим искусством проявилось, прежде всего в обращении к ордерной системе. С древнейших времён и по сей день человечество не переставало совершенствоваться. К наибольшим из амфитеатров относится Колизей (рис.
По всей вероятности, сочетание этих двух элементов имело место во внешнем облике начатой в 54 г. базилике Юлия, стоявшей на Forum Romanum. Период с примерно 40 до н. э. Первый из этих ордеров не имеет почти ничего общего с греческим ордером того же названия.
В период правления Флавиев и Траяна (конец 1-начало 2 вв. Форумом (лат. Театры. По словам историка Светония, Август так Рим «украсил, что по справедливости мог хвастаться, что принял его кирпичным, оставляет его мраморным».
Аналогичные явления происходили, видимо и в зодчестве этого времени. По бокам таблинума находились триклинумы (столовые). По преданию, в Риме правили семь царей последние трое были этруски. Рим становится преемником культуры Греции используя ее достижения.
с Приеной или Александрией). Рим сложился как город-государство.
Даже мускульная энергия животных не использовалась в должной мере. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. И именно Константин был первым христианином в императорской тоге. Холм, где была найдена голова, получил имя Капитолий (от латинского слова caput — «голова»).
при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. colosseus — громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75—80 гг. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве.
В условиях общего кризиса III в. н. э. в результате натурализации хозяйства и свёртывания товарно-денежных отношений (следствие резкого сокращения притока рабов в связи с прекращением войн) города стали приходить в упадок и центрами хозяйственной, а затем и политической жизни постепенно стали крупные поместья. Храмы. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее (высота относится к диаметру основания не как 5:1, а как 7:1) её фуст утрачивает припухлость (др. -греч. К тому периоду относится создание первых триумфальных арок, складов (портик Эмилиев – 2 в. до н. э. ). Большинство сооружений в начальную пору существования римского государства предпринималось в видах общественной пользы. Возвышаясь на подиуме, он доминировал в композиции. «Римский народ» (populus Romanus) в начале своей истории являлся родоплеменным объединением. Каменные стены базилики поддерживали деревянную крышу.
Все это объясняется спецификой римской культуры: сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не гармония в обыденной жизни, факт, а не воображение доминируют в искусстве беспощадно реалистичный портят в живописи, величественная скульптура характерны для нее.
Часто на форумах возводили базилику (от греч. Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. В целле римского храма, как в греческом храме, находилась статуя бога. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался.
Среди наиболее интересных памятников храмовой архитектуры находится Пантеон или «Храм всех богов» (рис. Как следствие этих процессов пришло в упадок народное ополчение. Пол в целлах был выше, чем в портиках. Когда же Октавиана провозгласили императором (27 г. до н. э. ), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Они были воспроизведены в меньших масштабах в самых важных городах и городах империи.
Количество различных духов и демонов было поистине огромно. Длинные стены целлы были украшены колоннадами и нишами. В римском же орнаменте растительные мотивы в полной мере сохраняют живые органические формы, что явно свидетельствует о более реалистическом характере римского декоративного искусства (см.
Всех этих грандиозных строительств требовал Рим как центр огромной империи. Учителями римлян были этруски. Колизей -- самый большой амфитеатр античной эпохи.
Из бетона в Риме строили роскошные сооружения. Римский архитектурный стиль продолжал оказывать влияние на здание в бывшей империи на протяжении многих веков, а стиль используемый в Западной Европе, начиная примерно с 1000 года, называется романской архитектурой, отражающей эту зависимость от основных римских форм. Между стенками остова помешалась решетка из бронзовых прутьев, на которую клался матрац. Распланировка зданий на Форуме отличалась сравнительной свободой. Источником света в этих постройках служили двери. История культуры Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н. э.
имел внушительный вид. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. Архитектура Древнего Рима внесла огромный вклад в мировую культуру. Таковы, например, остатки храма Ваала в Гелиополе (Баальбек), развалины храмов и колоннад в Пальмире, уцелевшие фасады погребальных пещер в местности Петры, некогда цветущего города Каменистой Аравии и некоторые др. Широкое распространение получила практика гаданий.
Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. Не довольствуясь постройками в самом Риме, о котором он с полным правом мог говорить, что «принял этот город кирпичным, а оставил мраморным», Август наделил многие другие места империи более или менее изящными зданиями, каковы, например, храм Августа и Ромы в Пуле (в Истрии), прекрасно сохранившийся храм Мезон Карре в Ниме, триумфальные ворота в Римини, Сузе, Аосте ит. п. Рим приобрел абсолютно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы.
Все же римляне строили храмы из уважения к богам. В то время уже были известны законы перспективы, вот таким образом в стенных росписях много «обманок» (картины в рамах иллюзорная архитектура, предметы, которые кажутся настоящими).
Постепенно наступил кризис античного мировоззрения. Термы были построены в начале III века н. э. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства.
Собственно римская (италийская) архитектурная традиция представлена базиликами (прямоугольные здания с несколькими нефами), предназначенными для торговли и отправления правосудия (Порциева базилика, Эмилиева базилика) монументальными гробницами (гробница Цецилии Метеллы) триумфальными арками на дорогах и площадях с одним или тремя пролетами термами (комплексы банных и спортивных помещений). Примеры включают акведуки Рима, Ванны Диоклетиана и Ванны Каракаллы, базилики и Колизей. Этот период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э. ), ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, вместе с тем, подобные здания и по плану и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от них. Большинство сооружений в начальную пору существования римского государства предпринималось в видах общественной пользы.
Амфитеатр был предназначен для массовых зрелищ, к которым были весьма склонны жители Рима. Римская скульптура не создавала обобщенных образов атлетов, как было принято у греков. Легкий антаблемент состоял из узкого архитрава, украшенного рельефным орнаментом фриза и простого и строгого карниза. Он отличается от этого последнего прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее (высота относится к диаметру основания не как 5:1, а как 7:1) её фуст утрачивает припухлость (греч.