Нагпур по праву считается сохранившимся остатком Нагадвипы. Шива чаще всего изображается мужчиной темно-синего или лилового цвета с четырьмя руками и тремя глазами. Разделение асуров и дэвов (богов) как противников особенно выделяется в мифе о пахтании океана для получения сомы — напитка бессмертия. Kankamukha), С головой цапли — темнокрасного цвета, на спине держит большой труп. Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Пишачи (санскр.
Не осталось никаких доказательств относительно того, кем были Наги (исторические люди, однако), но преобладающая теория такова, что они были одним из скифских племен. Так складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как проявление единого высшего божества. Нагадвипа — «страна нагов» — одна из девяти частей Бхаратаварши или нынешней Индии, согласно «Пуранам» (Вишну-пур II 3, 6). У бога четыре руки.
Этот «подготовительный» этап в ведах не отражен — священные тексты составлялись в период, когда арьи уже уверенно исповедовали многих богов. Ракшасы, однако, выступают уже и как противники богов и как существа, вредящие людям. В горных пещерах асуры охраняли несметные сокровища. Grdhramukha), С головой грифа — светло-желтого цвета, на спине держит огромный труп, а в руке сжимает скелет. Те же мифы связывали нагов смудрецами — риши. Более того, предание утверждает, что Аполлоний Тианский был обучен магии Нагами Кашмира. С юго-запада — Канкамукха (санскр.
Боги же избрали царём своим Индру. Мифы илегенды украшали этими сапфирами короны королей нагов. С запада — Шригаламукха (санскр. Не подозревая обмана, Бали согласился и тогда Вишну, приняв свой истинный облик, сделал три прославивших его шага: первым покрыл небо, вторым — землю и лишь от третьего воздержался, оставив во владении Бали подземный мир (переосмысленная мифологема о трех шагах Вишну-Упендры). Сати (санскр. Тексты смрити – «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идёт о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т. п. Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией и даже из буддийских текстов.
Не осталось никаких доказательств относительно того, кем были Наги (исторические люди, однако), но преобладающая теория такова, что они были одним из скифских племен имевшим своим тотемом змею (кобру) ичто мифологическая интерпретация была, таким образом, наложена на историческую основу. Однако «найти концов» не удалось. С юго-востока явится Гридхрамукха (санскр.
В ходе этой битвы побеждают и асуры и боги. Среди них можно условно выделить высшие и низшие разряды. После праздника, который длится сутки, начинается ярмарка на берегах рек и водоёмов. Из нее можно узнать, как после осушения богом Вишну древнего озера Сатисара возникла Кашмирская долина, покровителем икоролем которой был назначен Ниланаг.
Покровитель Долины был мудр, владел тайными знаниями иискусством магии. Царём асуров был могущественный правитель Хираньякашипу. Источники ведийской мифологии: четыре древнейших собрания вед брахманы к соответствующим ведам (сведения о ритуале интерпретации его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и мифологизированных преданий) араньяки (тексты, связанные с брахманами) упанишады. Эта книга, по утверждению ученых, была написана (записана) вVI-VII веках н. э. Символом данного праздника является лингам. Богиня смерти одета в шкуру пантеры и сидит на ложе из змей, ее шея «украшена» ожерельем из черепов.
«Ниланагу или Синему нагу, приписывается авторство реально существовавшей книги «Ниламатпурана». С северо-востока — Улумукха (санскр. Сталкиваясь с чем-то необъяснимым, люди приписывали такие явления действиям того или иного божества или божеств. Из-за этой испорченности в век Кали (в настоящее время) не следует исполнять некоторые из обычаев, принятых в древности, в период «золотого века». Отцом асур в разные времена признавали то Кашьяпу, то Праджапати, то Брахму (типичный для индуистской мифологии генеалогический «перевертыш»: асуры предшествовали богам, но боги родили асуров).
Но этому нет доказательств. В поздневедийской литературе трём группам существ демонических (асурам, ракшасам и пишачам) противостоят три группы благих существ: боги, люди и питары («духи предков»). С северо-запада — Какамукха (санскр. Также есть несколько упоминаний в упа-пуранах о дочери Шивы— Манаси.
Индра — бог битвы, воплощение воинской доблести. Предание сообщает, что именно мужские достоинства Шивы заставили богов признать его превосходство. Главный храм этой богини — Калигхата — находится в Бенгалии (отсюда название бенгальской столицы — Калькутта). Вместе с богами они правили миром и асуры считались старшими братьями богов. Небесная «резиденция» Вишну находится на волшебной золотой горе Меру, которая является центром земли и вселенной (подобие греческого Олимпа). К высшим существам можно отнести асуров, которые только в более поздних ведических текстах выступают как противники богов и как существа демонические, а также ракшасов: Равану, Махишу и других, которые иногда имеют эпитет «маха асур», «великий асур». Когда брамины вторглись в Индию, они «обнаружили племя мудрых людей, полу-богов, полу-демонов», гласит легенда людей, которые были учителями других племен и подобным же образом стали наставниками индусов и самих браминов.
Махашиваратри («великая ночь Шивы»)— переходящий праздник, приходится на ночь перед новолунием последнего лунного цикла зимы, попадает на февраль-март. После того, как Дакша оскорбил Шиву, отказавшись пригласить его на великое жертвоприношение (яджну), она отреклась от отца испепелив своё тело йогическим пламенем (по другой версии мифа, взошла на жертвенный огонь яджны Дакши). защищать) первозданные воды. Гипотеза о «протоиндийском» происхождении шиваизма не одобрена большинством ученых13.
Ведийская мифология передавалась устно и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу. Изо рта Кали свисает язык, окрашенный кровью ее жертв. Но потом утратили ее.
Асуры обладали могучими силами, мудростью, знали тайны волшебства (майя), могли принимать различные образы или становиться невидимыми. Нагадвипа — букв., «остров Драконов» одна из Семи Частей Бхаратаварши или нынешней Индии, согласно «Пуранам». Эти источники относятся к классу шрути, то есть «откровение». Наги ириши были божествами Гималайской долины Кулу. Но этому нет доказательств.
Цветок лотоса символизирует любовь Вишну к людям. Конечно же, в индуизм вошли многие идеи ведизма. Это также подтверждается в древних Сутрах и жизнеописаниях Будды. Помимо асур индусам известны также демоны ракшасы и пишачи.
Свои первые наставления жителям вверенной ему долины наг передал через брамина Чандрадеву. Позднее родилась в семье Химавата (олицетворение гималайского горного массива) под именем Парвати (букв. Теперь Нагпур фактически находятся в Раджпутане, недалеко от Удейпура, Аджмеры и т. д. В более поздних сказаниях города были объединены в единый город Трипуру, который занял своё место на небе. Они либо сами имеют устрашающий вид: одноглазые, с несколькими головами, рогатые (Атхарваведа VIII 6), либо принимают обличье зловещих зверей и птиц (Ригведа VII 104).
В некоторых ранних текстах они описываются как демонические и вредоносные существа. Если можно представить себе нечто более устрашающее и мрачное, чем Шива, то это, безусловно, свирепая ипостась Деви Кали («черная»), восходящая к древнейшим истокам и связанная с ритуалом жертвоприношения человека.
piSACI) — это ведьмы с птичьими и звериными головами, пожирающие человеческую плоть. Из-за него начинается долгая и отчаянная битва между богами и асурами. Странствуя по миру, арьи не раз пополняли круг своих богов новыми именами. Вамапа (карлик).
Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Праздник «Шиваратри» отмечается несколько раз в году, но этот считается самым главным, отчего носит приставку «маха»— великий, главный. Существуют также Махаракшасы («Великие ракшасы»), которые обитают в морях и сжигают или поглощают плывущие корабли. По имени первой из восьми пишачи их также называют восемь львиц.
Однако совместный пантеон получился чрезвычайно пестрым. Так, несмотря на изобилие пищи в преталоке (одна из шести сфер сансары, где живут преты), преты не могут насытиться ибо животы у них огромные, а рты не больше чем игольное ушко. «Могущество богов небезгранично именно потому, что они не существовали извечно». Vyaghnmukha), Тигроголовая, красного цвета, с руками, скрещенными внизу, пристально смотрит и скрежещет зубами. Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны.
Всего их 20 тысяч. Некоторые из них оставляли после себя реальные книги, такие как «Химават пурана» Синего Нага, правителя Кашмирской долины или книга буддийского реформатора Нагарджуны, вкоторую вошли знания, сообщенные ему Великим Нагом». Его третий глаз, расположенный посреди лба (не горизонтально, а вертикально) излучает сверхъестественный огонь, который сжигает все на своем пути. Simhamukha), Львиноголовая — темно-фиолетового цвета, руки её скрещены на груди. Оружие в других трех руках указывает на готовность бога бороться с силами зла. Примером этому служит эпизод из «Рамаяны», где рассказывается, как царевич Рама и его брат Лакшмана закапывают в землю неуязвимого для любого рода оружия ракшаса Вирадху.
С востока приходит Синхамукха (санскр. С ракшасами часто идентифицируются и другие виды духов, например пишачи. В ведийской мифологии дэвы и асуры являются потомками Брахмы, великого бога-творца. По отношению к «своим» (то есть к арьям) Индра неизменно дружелюбен и щедр. Не менее страшен демон затмений Раха, периодически заглатывающий солнце и луну. В Китае «поклонение» Нагам было широко распространено и стало еще более выраженным с тех пор, как Нагарджуна, четырнадцатый буддийский патриарх, посетил Китай. Тогда Парвати тоже предалась аскезе.
Наиболее распространенный символ Шивы — лита (фаллос). Kakamukha), С головой вороны — черного цвета, в левой руке держит чашу-череп, в правой — меч, она пожирает легкие и сердце. Сами Брахма, Шива и Вишну обязаны следовать предписаниям, содержащимся в ведах.
С севера — Шванамукха (санскр. Пылающий фаллос Шивы предстал перед Брахмой и Вишну в самый разгар их дискуссии о том, кто из них «главнее» (кого считать творцом). Вишну имеет бесчисленное множество обликов, но чаще всего его представляют в образе прекрасного юноши, с ярко-синим цветом кожи и в желтой одежде (предполагают, что кожа Вишну меняет цвет в зависимости от юги). Пахтанье длилось целую вечность.
Парвати, дочь «царя гор» Химавата, — светлое женское божество, олицетворяющее жертвенную любовь и супружескую верность. Махаракшасов также называют ракшасами Брахмы. Такие умершие пополняют собой число ракшасов Брахмы. С течением времени асуры удалились на землю и под землю, а сому стал хранить Индра. Согласно «Махабхарате», ракшасы являются потомками риши Пуластъи, а по другим мифам их создал бог Брахма, чтобы «охранять» (отсюда их имя от ракш — санскр.
Этот термин просто указывает на их огромные знания и мудрость. Когда царь дайтьев (асуров-гигантов) Бали благодаря своим аскетическим подвигам получил власть над трилокой (тремя мирами — небом, землей и подземным миром), Вишну, обернувшись карликом, попросил у царя столько земли, сколько он, карлик, сможет отмерить тремя шагами. Известен под именами Рудра, Шанкара4, Шамбху5, Махадева, Махешвара. Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну и Брахмы. Хозяин бездны порождает страшных чудовищ-убийц, таких как Бхайрава — отвратительный монстр с гигантскими клыками, опоясанный черепами и змеями.
В своих четырех руках он держит барабан в форме песочных часов (знак времени — главного убийцы), дубинку с черепом у основания (кхатвангу), антилопу, схваченную за горло и т. д. Его сопровождают злые духи и оборотни — обитатели кладбищ и пожиратели человеческого мяса. В конце кальпы Кали погружает мир во тьму, способствуя наступлению хаоса. Их бронзовые изолотые маски хранились вдревних храмах.
Судя по некоторым сведениям (об особом, присущем им языке пайшачи, о месте их пребывания — в горах Виндхья), миф о пишачи имеет историческую основу: не исключено, что это какое-то племя аборигенов, вступившее в конфликт с ариями. В «Рамаяне» говорится о том, что столицей царства ракшасов был город Ланка. В противовес теории доарийского возникновения шиваизма, существует теория исхода из Индии, согласно которой миграции ариев в Индию не было, а Индская цивилизация (и, соответственно, культ прото-Шивы) была индоарийской. Среди махаракшасов самый главным считается Кубера — бог богатства. Впоследствии он довольствовался относительно скромной «должностью» одного из хранителей мира — докапал.
Верховный демон, Бали, проживает со своими сородичами в подземном царстве. Покоренный красотой и преданностью богини, Шива в конце концов женился на ней., также Дакшаяни)— дочь Дакши и жена Шивы, описываемая в пуранической литературе индуизма. Пишачи обычно рассматриваются как проклятые души питаров-предков. Иногда якши также сравниваются с гухьяками — разновидностью горных духов. Историко-культурное значение ведийской мифологии исключительно велико.
Когда брамины вторглись вИндию, они «обнаружили племя мудрых людей, полу-богов, полу-демонов», гласит легенда людей, которые были учителями других племен иподобным же образом стали наставниками индусов исамих браминов». Чтобы асуры не смогли отведать амриты, Вишну принял облик красивой девушки и увлек их за собой. Верующие читают «катха»— истории о Шиве и поют гимны в его честь. Некогда они были стражами сомы ивладели ею. По версии «Махабхараты», асуры — общее название дайтьев и данавов, сыновей Кашьяпы и его жён Дити и Дану.
С юга явится Вьягхримукха (санскр. На протяжении веков разные поколения богов учились сосуществовать, не истребляя друг друга и в целом это им удалось. В индуизме имеет эпитет Махадев, что переводится как величайший из богов (девов). На момент составления первых ведийских текстов поляризация небесных сил еще не была завершена — об этом свидетельствует тот факт, что в ранней ведийской литературе асуры нередко смешиваются с адитьями, проявляются как адитьи (Индра, Вруна, Митра и др. ) — носители благих сил.
Как сообщает миф, для пахтанья вод боги и асуры изготовили мутовку. каливарджья — «то, что должно быть избегаемо в век Кали». Эти артефакты включают лингамы и «Печать Пашупати», описанную во множестве исследований. Боги не являются всемогущими их возможности определённым образом ограничены. Бог обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он был знаменит своей диалектической тонкостью в метафизических спорах был первым учителем доктрины Амитабхи и представителем Школы Махаяны.
Она прижимает к губам труп и потряхивает гривой. Веками там добывали синие иголубые сапфиры. Сыновья Шивы и Парвати— бог войны Сканда и бог учёности Ганеша.
Асуры воюют против богов, а ракшасы и пишачи — против людей. Наиболее могущественный из асур — демон засухи Вритра. «горянка», «дочь гор») и великими аскезами снова завоевала любовь Шивы. По мере того как в человеческом мировосприятии стали выделяться такие категории, как «добро» и «зло», «светлое» и «тёмное», «гармония» и «хаос», в мифах многих народов также стали проявляться тенденция к разделению неких высших сил или богов на полярные стороны.
Считая его величайшим философом буддистов, к нему обращались как к «одному из четырех солнц, освещающих мир». Они как бы перетекали друг вдруга, сливаясь нередко водно понятие, водин образ. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Общее количество злодеев исчисляется миллионами. Их насчитывают 60 миллионов.
В образе карлика Вишну противостоит злу, вооружившись хитростью. Они были тоже сотворены и должны подчиняться общим законам. В Китае и Тибете «Драконы» рассматриваются как божества-покровители мира, а также различных мест на земле и слово это объясняется как означающее адептов, йогов и нарджолов. Нагарджуна (букв., «великий Нага», «великий адепт») Архат, отшельник (уроженец Западной Индии), обращенный в Буддизм Капималой, четырнадцатый Патриарх, теперь считается Бодхисаттвой-Нираманакайей.
Над его короной поднимался змеиный капюшон. Гандхарвы, сыновья Кашьяпы иМуни, жили вподнебесье. В одной он держит боевую раковину, в которую трубит во время сражений, во второй — палицу, в третьей — чакру (метательное оружие, напоминающее бумеранг и обладающее сверхъестественной силой), в четвертой — цветок лотоса.
Противостояние асур и богов — центральная тема древнеиндийского эпоса. Вначале первенцы творения имели грады на небе и под землей и обладали всей полнотой небесной власти, но затем возгордились, преисполнились ненависти к миру и образовали его «полюс зла». После того как жрецы возвысили Брахму, к нему отошли и многие из прежних функций Индры (включая наиболее почетную роль бога-творца). Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Боги были крайне смущены и с готовностью признали победу сильнейшего. Включение в индуистскую религиозную систему различных культов их соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря концепции аватар – учении о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ. Основная мантра Шивы «Ом намах Шивая», впервые в Ведах встречается в гимне «Яджур-веды» «Шатарудрия» или «Гимн ста Рудрам».
Ведийская мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических знаний (veda) каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не требует для своего объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме. Риши инаги наставляли людей вискусстве иремеслах, взнаниях иобрядах. Они вырвали из земли гору Мандару, водрузили ее на Вишну, воплотившегося в черепаху и обвили веревкой (используя в этом качестве змея — Васуку или Шешу). Ulumukha), С головой совы — темно-синего цвета, в правой руке держит ваджру, в левой — меч, она поедает мясо. Видимо, для Шивы это было «последней каплей», так как он пришел к Парвати в образе юного брахмана и стал испытывать ее любовь, пороча самого себя.